Чиксентмихайи поток читать онлайн полную версию. Поток через ощущения

Название: Поток: Психология оптимального переживания
Писатель: Михай Чиксентмихайи
Год: 2011
Издательство: Альпина Диджитал
Возрастное ограничение: 0+
Объем: 520 стр. 1 иллюстрация
Жанры: Общая психология, Зарубежная психология

О книге «Поток: Психология оптимального переживания» Михай Чиксентмихайи

Зачастую люди, у которых, казалось бы, есть всё, чувствуют себя абсолютно несчастливыми. Материальные блага, которыми они сполна обеспечены, не заполняют пустоту в их душе. Часто это происходит от скуки и неумения заполнить своё свободное время чем-нибудь полезным. Автор данной книги рекомендует всегда быть вовлечённым в какую-либо деятельность, отдать себя ей без остатка. Так все грустные и тоскливые мысли вскоре отпадут, потому что на них банально не останется времени.

Теория этого известного психолога гласит: только пребывая в потоковом состоянии, можно достигнуть счастья. Поток же — это своеобразное состояние Дзэн, полное единение человека с выполняемой деятельностью. При таком единении человек получает массу положительных эмоций: чувствует радость, гордость от выполненной работы. Состояние потока — это ещё и отличный стимул для собственной мотивации. Автор негативно относится к культу массовой культуры в обществе и ещё больше критикует гламурную, роскошную жизнь одним днём, которая на самом деле не имеет никакой ценности. Богатство, блеск славы, важное положение в обществе - это совсем не те вещи, которые способны сделать человека счастливым. Ведь умение не грузиться, плевать на проблемы, тратить большие деньги, чтобы откупиться и забыть про них, не решат вопрос отсутствия гармонии и спокойствия в вашей жизни. И вскоре наступит время, когда вы полностью утратите вкус к своей жизни.

Состояние потока, по мнению автора, выражается в том случае, когда в нашей деятельности отражается наша истинная сущность. Мы должны любить дело, которым занимаемся. Только так можно достичь гармоничного существования. Ещё много лет древнегреческий философ Аристотель писал, что главное желание человека — быть счастливым. Любые цели, будь то красота, здоровье, богатство или любовь интересуют нас именно в связке с этим вопросом: а способны ли эти вещи сделать нас счастливыми?

Автор данного психологического пособия утверждает (и мы с ним полностью согласны), что когда любишь то, что делаешь, — всегда хочется дальше развиваться в этом направлении: повышать свою квалификацию, выходить на новый уровень. Именно свойство осваивать новые умения и техники, позволили пещерному человеку превратиться в разумного homo sapiens.

Данная книга будет полезна всем читателям, но особенно тем, кто разочаровался в своей жизни и занят поисками самого себя. Автор поможет вам измениться в лучшую сторону, найти правильный жизненный ориентир, научит, как во время скучных, рутинных дел получать удовольствие, расскажет, как максимально реализовать свой внутренний потенциал, войти в поток и научиться постоянно быть в этом состоянии, ведь именно при такой методике вы будете чувствовать себя счастливыми.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Михай Чиксентмихайи «Поток: Психология оптимального переживания» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Михай Чиксентмихайи

Описание от издателя

Цитата

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности».
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук.

О чем книга

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Почему книга достойна прочтения

Cостояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И книга приведет читателя к этому состоянию.
Оказывается, счастье не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, оно в наших руках.
Редкий пример служения высокой науки обычному человеку.

Для кого эта книга

Для всех, кто стремится по-настоящему счастливо прожить эту жизнь. Для тех, кто интересуется психологией как дисциплиной, кого в принципе привлекает феномен счастья, ну и для всех тех, кому этого самого счастья так сильно не хватает в собственной жизни. Ведь в состоянии потока удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией безграничное состояние радости.

Об авторе

Михай Чиксентмихайи - психолог, заслуженный профессор и директор центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США), член Американской академии образования, Американской академии наук и искусств и Национальной академии исследований досуга, автор около 20 книг, наиболее известная из которых - «Поток» - переведена на 30 языков. Живет и работает в США.

  • Поток - состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом. Приносит чувство воодушевления и особую радость.
  • Невзирая на различие культурных уровней, все люди описывают состояние радости примерно одинаково.
  • Люди, научившиеся контролировать свои переживания, могут сами влиять на качество своей жизни.

Три десятилетия назад в психологии родился и быстро завоевал популярность термин, который вызывает ассоциации с чем угодно, только не с академической наукой, - «поток» (flow). Это состояние оптимального переживания человека - полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…

Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил его, исследуя жизнь творческих личностей, но «поток» - не исключительное достояние каких-то особых людей. «Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. А состояние «потока» - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

Господство над судьбой

Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.

Счастье

Счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от того, как мы их интерпретируем.

Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Оптимальное переживание

Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.

Как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов

Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.

Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости - и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.

Любимое дело

Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.

О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.

Невзирая на различие культурных уровней, степень экономического благосостояния, люди описывали состояние радости одинаково

Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.

Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.

Радость в повседневности

В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.

Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.

Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления

Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом. Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.

Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.

Придать смысл

Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.

Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» - научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.

Цели - в себе

«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи. Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока.

Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».

У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».

Жить «вопреки»

Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей. Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.

С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир - мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».

Восемь компонентов «потока»

Когда люди описывают свои переживания в моменты радости, они упоминают как минимум один из следующих компонентов (а нередко и все восемь):

  • Выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи.
  • Возможность сконцентрироваться на том, что человек делает.
  • Четкие цели.
  • Четкая и немедленная обратная связь для корректировки движения к цели.
  • Полная поглощенность проблемой, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.
  • Ощущение полного контроля за происходящим.
  • Отсутствие у человека в потоке мыслей о себе самом (однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой).
  • Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.

Комбинация всех этих условий вызывает то чувство глубокой радости, ради которого испытавшие его люди готовы снова и снова затрачивать невероятное количество усилий и времени.

Об эксперте

Автор термина и теории «потока», один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Профессор Клермонтского колледжа, автор полутора десятков книг, в числе которых и знаменитая «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).

В этой культовой книге выдающийся ученый Михай Чиксентмихайи представляет совершенно новый подход к теме счастья. Счастье для него сродни вдохновению, а состояние, когда человек полностью поглощен интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал, Чиксентмихайи называет потоком. Автор анализирует это состояние на примере представителей самых разных профессий и обнаруживает, что эмоциональный подъем, который испытывают художники, артисты, музыканты, доступен в любом деле. Более того, к нему надо стремиться.

Любопытно, что книга вошла в по версии Джека Коверта и Тодда Саттерстена.

Михай Чиксентмихайи. Поток: Психология оптимального переживания. – М.: Альпина Нон-фикшн , 2013 г. – 464 с.

Скачать краткий конспект в формате или

Глава 1. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СЧАСТЬЕ

Ещё 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришёл к заключению, что более всего на свете человек желает счастья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели - здоровье, богатство, красота или власть - важны для нас только в той мере, в какой мы ждём, что они сделают нас счастливыми.

Я «открыл», что счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Счастье нельзя обрести, сознательно задавшись такой целью. Известный австрийский психолог Виктор Франкл в предисловии к своей книге блестяще выразил эту мысль: «Не стремитесь к успеху любой ценой - чем больше вы фиксированы на нём, тем труднее его достичь. Успеха, как и счастья, нельзя достичь, они приходят сами собой <… > как побочный эффект направленности человека на что-то большее, чем он сам».

Но всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в нашей жизни. Это мы и называем оптимальным переживанием .

Наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя.

Я разработал теорию оптимального переживания. Эта теория основывалась на понятии потока - состояния полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим.

Корни неудовлетворенности . Главная причина труднодостижимости счастья заключается в том, что Вселенная была создана без учёта пожеланий комфорта дня людей. Ещё Дж. Холмс заметил: «Вселенная не враждебна и не дружелюбна к нам. Она просто безразлична». Ощущение счастья зависит от внутренней гармонии, а не от способности контролировать силы Вселенной. Большинство людей становятся жертвами инфляции удовольствия, сопровождающей эскалатор растущих ожиданий, некоторым удаётся этого избежать. Это те, кто вне зависимости от своего материального положения смог улучшить качество своей жизни, обрести удовлетворение, а также сделать немного счастливее тех, кто их окружает. Пожалуй, главная их сила заключается в том, что они способны управлять собственной жизнью.

Защитные функции культуры . В процессе эволюции каждое человеческое общество постепенно приходило к осознанию своего одиночества в мировом пространстве и ненадёжности своей жизни. Для того чтобы сделать хаотические силы окружающей природы доступными для управления или хотя бы понимания, люди создавали мифы и верования. Одна из основных функций каждой культуры заключается в том, чтобы защитить членов общества от хаоса, помочь им поверить в собственную важность и в конечный успех своего существования.

Защитные механизмы, выработанные в прошлом, - порядок, который привносили в мир религия, патриотизм, народные традиции и общественные нормы, - оказываются неэффективными для всё большего количества людей, чувствующих себя брошенными в водоворот хаоса. Отсутствие внутреннего порядка проявляется в субъективном состоянии, называемом некоторыми онтологической тревогой, или экзистенциальным ужасом.

Люди по-разному реагируют на это осознание. Одни пытаются игнорировать его, продолжая погоню за тем, что должно сделать жизнь более приятной, - за дорогими автомобилями, престижными должностями, роскошью. Но после каждого нового успеха становится всё более очевидно, что деньги, власть, статус и предметы роскоши сами по себе не в состоянии повысить качество жизни.

Экзистенциальными проблемами традиционно занималась религия, поэтому неудивительно, что сегодня всё большее число разочаровавшихся людей пытается найти ответы с её помощью. Но в наши дни уже труднее признать предлагаемые религиями концепции мироустройства окончательными. Форма, в которой религия преподносит людям свои истины, - мифы, откровения, священные тексты - не вызывает доверия широких масс населения, живущих в эпоху научного прогресса, несмотря на то что суть этих истин осталась прежней.

Возвращение к переживанию . Из этой ловушки не выбраться, если не взять инициативу в свои руки. Если существующие институты и система ценностей больше не выполняют свои поддерживающие функции, каждый должен использовать все доступные средства, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и радостью. Чтобы преодолеть тревоги и неприятности, подстерегающие его в жизни, человек должен стать настолько независимым от социального окружения, чтобы не мыслить исключительно в терминах социальных вознаграждений и наказаний. Для достижения подобной автономии индивид должен научиться находить вознаграждения внутри себя, развить способность испытывать радость независимо от внешних обстоятельств.

Мы вырастаем в уверенности, что наиболее важные события нашей жизни предстоят нам в будущем. «Мы всё время готовимся к жизни, - говаривал философ Ральф Уолдо Эмерсон, - но никогда не живём».

Стремление к удовольствию представляет собой реакцию, заложенную в наших генах для обеспечения выживания вида, а не для нашей личной выгоды. Удовольствие, испытываемое нами от еды, есть гарантия того, что наш организм получит необходимые ему питательные вещества. То же самое можно сказать и по поводу радости от секса, выражающей заложенную в наших генах установку на продолжение рода. Когда мужчина и женщина испытывают друг к другу физическое влечение, они обычно думают, что это желание есть проявление их собственных намерений. На самом деле, в большинстве случаев их «намерение» возникает в результате действия невидимого генетического кода, имеющего собственную цель. Поскольку влечение представляет собой основанный на чисто физических реакциях рефлекс, надо думать, что сознательные планы индивида играют в происходящем минимальную роль. Но безоговорочно следуя генетическим и социальным инструкциям, мы теряем контроль над сознанием и становимся беспомощными игрушками внешних сил. Человек, не способный устоять перед искушением вкусной еды или выпивки, или же постоянно сосредоточенный на мыслях о сексе, не может свободно распоряжаться своей психической энергией.

Несомненно, для того чтобы выжить в современном обществе, человеку необходимо работать ради внешних целей и учиться откладывать вознаграждение на потом. Однако он вовсе не обязан превращаться в марионетку, целиком управляемую обществом. Решение данной проблемы состоит в том, чтобы постепенно освободиться от вознаграждений, предлагаемых социумом, перестать стремиться к ним и заменить их удовольствиями, которые находятся в нашей собственной власти. Это не значит, что нам следует отвергнуть все предлагаемые обществом цели; достаточно выстроить собственную систему целей, способную дополнить или заменить ту, которой социум пытается подкупить нас. Если человек научится наслаждаться и видеть смысл в процессе жизни самой по себе, социум уже не сможет управлять им.

Пути к освобождению . Простая истина, гласящая, что умение контролировать сознание определяет качество жизни, известна человечеству с давних пор. Фрейд утверждал, что за власть над разумом борются два тирана, представляющие «других»: Ид (биологические влечения) и Супер-эго (общественный контроль). Им противостоит Эго, воплощающее подлинные потребности личности, связанной со своим непосредственным окружением.

Глава 2. АНАТОМИЯ СОЗНАНИЯ

Как и всё человеческое поведение, функционирование сознания является результатом биологических процессов. Функция сознания заключается в сборе и обработке информации о том, что происходит снаружи и внутри организма, на которой основываются дальнейшие реакции. Без сознания мы бы продолжали получать от органов чувств знания о происходящем вокруг, но смогли бы реагировать на полученную информацию только рефлекторно, инстинктивно. Благодаря сознанию мы можем синтезировать новую, не существовавшую прежде информацию, мы обретаем способность мечтать, говорить неправду, сочинять прекрасные стихи и научные теории.

Я считаю, что из всех существующих моделей наиболее полно охватывает интересующие нас аспекты работы сознания и может принести наибольшую пользу для практических целей «феноменологическая модель сознания на основе теории информации». Феноменологической эта модель называется потому, что имеет дело непосредственно с феноменами сознания - событиями, которые мы осознаём и интерпретируем, а не с анатомическими структурами, нейрохимическими реакциями или бессознательными намерениями, которые обусловили эти события. Предлагаемая нами модель также заимствует принципы теории информации, которые могут помочь нам понять, что происходит в сознании. Эти принципы включают в себя знание о процессах переработки, хранения и считывания сенсорной информации, то есть о работе внимания и памяти. «Осознавать» в рамках предлагаемой модели значит признавать, что существуют определённые осознаваемые события (ощущения, чувства, мысли, намерения) и что мы можем их направлять. Сознание - это целесообразно упорядоченная информация.

Сознание, как зеркало, отражает то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность. Силы, упорядочивающие информацию в сознании, мы можем назвать интенциями , или намерениями . Они возникают всякий раз, когда человек осознанно чего-то захотел. Мы часто обозначаем проявления интенциональности другими словами, такими как «инстинкт», «потребность», «влечение» или «желание». Но все эти понятия содержат в себе попытку объяснить, почему люди ведут себя определённым образом. «Намерение» - более нейтральное и описательное слово, оно не говорит, почему индивид хочет чего-то, а лишь констатирует, что он хочет . Все наши намерения, приобретённые или заложенные в нас генетически, организованы в иерархическую структуру целей, которая определяет порядок их предпочтений.

Границы возможностей сознания . Современная наука близка к тому, чтобы достаточно точно оценить возможности нашей центральной нервной системы по переработке информации. Сегодня считается доказанным, что человеческий мозг одновременно может обрабатывать в среднем около семи бит информации. Мы также учимся сжимать и рационализировать информацию с помощью символов - эту функцию выполняют языки, математика, абстрактные понятия и условные изображения.

Внимание как психическая энергия . Информация оказывается в нашем сознании потому, что мы намеренно концентрируемся на ней. Именно внимание выбирает из великого разнообразия доступной информации релевантную; оно же отвечает за извлечение из памяти необходимого воспоминания, участвует в оценке события, а затем в принятии правильного решения. Нам кажется уместным представлять внимание в виде психической энергии: без внимания невозможна никакая работа, и в процессе работы оно растрачивается. То, как мы расходуем наше внимание, какие мысли, чувства, воспоминания пропускаем в наше сознание, определяет наше личностное развитие. Эта удивительная энергия вполне подвластна нам, и в её силах сделать из нас то, что мы захотим. Именно поэтому мы вправе считать внимание важнейшим орудием в деле улучшения качества нашего переживания.

Войти в себя . Сознание представляет собой не линейную систему, а систему с циклическими причинными связями. Внимание формирует личность, а личность направляет внимание. Итак, наши переживания зависят от того, куда мы направляем нашу психическую энергию, - от структуры внимания, которая, в свою очередь, влияет на наши цели и намерения. Теперь мы должны проанализировать, что происходит после того, как внимание привносит в сознание новую информацию. Только разобравшись с этим, мы сможем перейти к сложному вопросу о том, как контролировать переживания и изменять их к лучшему.

Беспорядок в сознании: психическая энтропия . Одной из главных сил, неблагоприятно воздействующих на сознание, является так называемый психический беспорядок - информация, вступающая в конфликт с уже существующими намерениями и отвлекающая нас от их выполнения. Мы называем подобные ситуации разными словами в зависимости от того, что мы переживаем: боль, страх, ярость, тревогу или ревность. Все эти разновидности беспорядка заставляют внимание переключаться на нежелательные объекты, лишая нас свободы использовать его по своему усмотрению.

Всякий раз, когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности существующую структуру целей и приоритетов, мы оказываемся в состоянии внутреннего беспорядка, или психической энтропии . Продолжительное пребывание в таком состоянии может настолько ослабить личность, что человек лишится способности управлять своим вниманием и достигать целей.

Упорядоченное сознание: состояние потока . Противоположностью рассмотренному выше состоянию психической энтропии служит оптимальное переживание. Если поступающая в наше сознание информация находится в согласии с внутренней структурой целей, психическая энергия течёт без всяких препятствий. Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться, потому что, в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

Усложнение и рост личности . После переживания состояния потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост. Сложность есть результат двух масштабных психологических процессов: дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение в сторону уникальности, отделённости от других, второй стремится к противоположному - к единению с другими людьми, к надличностному единству идей и концепций. Сложной мы называем ту личность, которой удаётся успешно сочетать в себе оба этих процесса. Мы развиваемся именно тогда, когда действуем свободно, ради самой деятельности, а не руководствуясь внешними побуждениями.

Глава 3. РАДОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Для улучшения качества жизни существует две основные стратегии. Первая заключается в том, чтобы попытаться подстроить внешние условия под наши цели. Вторая предполагает изменение восприятия нами внешних условий так, чтобы они лучше соответствовали нашим целям. Например, важным компонентом счастья является ощущение безопасности. Его можно повысить, купив оружие, установив надёжный замок на входной двери, переехав в более безопасный район или попытавшись повлиять на городские власти с целью усиления работы полиции. Все перечисленные действия направлены на то, чтобы привести внешние условия в соответствие с нашими целями. Другой подход: если мы признаем, что некоторый риск неизбежен, и научимся получать удовольствие от не вполне предсказуемого мира, то мысли о потенциальных угрозах не будут столь заметно отравлять наше благополучие. Ни одна из этих стратегий не будет эффективной, если пользоваться ей одной.

Люди продолжают верить, что решение проблемы можно найти, изменив внешние обстоятельства. Если бы они только могли стать хоть немного богаче, нарастить побольше мускулов или найти более заботливого спутника жизни , вот тогда бы всё стало хорошо.

Богатство, власть, положение в обществе в нашей культуре стали общепринятыми символами счастья. В реальности качество жизни не зависит напрямую от нашей репутации и размеров нашего кошелька. Важнее всего то, что мы сами думаем о себе и происходящем с нами. Чтобы улучшить жизнь, необходимо изменить качество получаемого нами опыта.

Удовольствие и умение переживать радость. Хотя удовольствие и является одним из важных составляющих качества жизни, само по себе оно не приносит счастья. Питание, сон, отдых, секс возвращают нас в состояние гомеостатического равновесия, восстанавливают порядок в сознании после того, как были удовлетворены вызывающие психическую энтропию потребности организма. Но эти процессы не способствуют психологическому росту и усложнению личности. Удовольствие помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создать его, т.е. перевести сознание на новый уровень.

Если продолжить размышлять над тем, что делает нашу жизнь стоящей, то от приятных воспоминаний мы перейдём к другим событиям и переживаниям, которые отчасти похожи на удовольствие, однако относятся к другой категории и потому заслуживают отдельного названия. Назовём их переживанием радости. Мы говорим о радостном событии в том случае, если человек не только удовлетворил свои потребности или желания, но и сумел выйти за пределы привычных схем действия, достиг чего-то необычного, чего прежде, возможно, нельзя было даже вообразить.

Получение удовольствия не требует вложения психической энергии, в то время как радость достигается только в результате специальной концентрации внимания. Человек может испытать удовольствие безо всяких усилий, если воздействовать электрическим током на определённые центры в его мозге или дать ему наркотик. Но невозможно пережить радость от игры в теннис, чтения книги или разговора, если не сосредоточить на своей деятельности всё своё внимание.

Из чего состоит переживание радости. Можно выделить восемь основных компонентов переживания радости. Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной. Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться. В-третьих и в-четвёртых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь. В-пятых, в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах. В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями. Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

Обычно мы постоянно прерываем свою деятельность сомнениями и вопросами: «Зачем я это делаю? Не заняться ли мне чем-нибудь другим?» Мы снова и снова оцениваем причины, побудившие нас совершать те или иные действия, и их целесообразность. А в состоянии потока нет потребности рефлексировать, потому что действие, как по волшебству, само несёт нас вперёд.

Аутотелическое переживание. Важнейшим свойством оптимального переживания является его самодостаточность; иными словами, его главная цель заключается в нём же самом. Термин «аутотелический» образован от двух греческих слов: auto означает «само по себе», a telos - «цель». Другими словами, это деятельность, которая совершается не ради будущего вознаграждения, а ради неё самой. Когда человек занимается аутотелическим делом, его внимание сосредоточено на самой деятельности, а не на её последствиях. Большинство наших занятий нельзя считать в чистом виде аутотелическими или экзотелическими (так мы будем называть деятельность, совершаемую только по внешним причинам), в них присутствуют и те и другие черты.

К сожалению, очень многое из того, что мы делаем, не имеет никакой ценности само по себе, и мы занимаемся этими вещами лишь потому, что должны, или потому, что рассчитываем на вознаграждение в будущем. Аутотелическое переживание, или состояние потока, поднимает личность на качественно иной уровень. Когда возникает чувство внутреннего удовлетворения, человек начинает ценить настоящее и перестаёт быть заложником светлого будущего. Но нельзя забывать о том, что состояние потока может вызывать зависимость. Оптимальные переживания - это энергия, которая может быть использована во благо или во зло. В зависимости от того, на какие цели она направляется, жизнь становится неисчерпаемым кладезем богатства или же страданий.

Многое из того, что мы называем подростковой преступностью: угон машин, вандализм, хулиганство в целом - вызвано потребностью испытать состояние потока, не доступное иными средствами. Состояние потока, как и всё на свете, не является чем-то «хорошим» в абсолютном смысле. Оно хорошо лишь постольку, поскольку может сделать нашу жизнь более насыщенной, радостной и полной смысла. Оно хорошо потому, что укрепляет и расширяет наше Я. А последствия каждого конкретного эпизода состояния потока нужно обсуждать и оценивать отдельно и в терминах более широких социальных критериев. Известный афоризм Джефферсона «Постоянная бдительность - вот истинная цена свободы» справедлив не только в рамках политики. Его смысл в том, что мы должны постоянно переоценивать значение наших достижений, иначе привычки и устаревшая мудрость скроют от нас новые возможности.

Глава 4. УСЛОВИЯ ПОТОКА

Потоковые занятия. Основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. Благодаря своей структуре они помогают участникам и зрителям достичь упорядоченного состояния сознания, приносящего радость.

Французский психолог и антрополог Роже Калуа разделил существующие в мире игры (слово «игра» он использует в широком смысле, обозначая этим словом любую форму активности, приносящую удовольствие) на четыре основных класса в зависимости от вызываемых ими переживаний. В группу под названием «агон» он включил игры, построенные по принципу соревнования. К ней относится, например, большинство спортивных состязаний. В группу «алеа» вошли занятия, основанные на игре случая (например, лото или игра в кости). Обозначение «илинкс», или «головокружение», получили игры, нарушающие наше нормальное восприятие, такие как катание на аттракционах или прыжки с парашутом. Наконец, к «мимикрии» Роже Калуа отнёс занятия, создающие альтернативную реальность, такие как театр, танец и искусство в целом.

Используя предложенную классификацию, легко увидеть, что каждый из четырёх классов игр предлагает свои способы выхода за границы повседневности. В агонических играх от человека требуется совершенствовать определённые навыки, чтобы превзойти соперника. Алеатические игры доставляют удовольствие, поскольку создают у человека иллюзию возможности влиять на ход будущих событий. Головокружение - наиболее быстрый способ изменить состояние сознания. Занятия-мимикрии позволяют нам посредством фантазии, подражания и маскировки изменить свою индивидуальность.

Мы обнаружили одну общую характеристику, объединяющую многочисленные разновидности потоковых ощущений. Все они как бы переводят человека в новую, ещё не изведанную им реальность, наполняя его духом первооткрывательства, расширяя горизонты его способностей. Другими словами, они изменяют личность, делая её более сложной. В развитии личности и заложен ключ к пониманию смысла потоковой деятельности (рис. 1). Диаграмма поясняет, почему так происходит. Предположим, что приведённый ниже график описывает некую деятельность, например, игру в теннис. На его осях отложены уровни развития умений и сложности задач. Буквой А обозначен Алекс - мальчик, который учится играть в теннис. На диаграмме он изображён в четырёх временных точках. На момент начала тренировок у него практически отсутствуют какие бы то ни было навыки (А1). От него требуется просто попасть по мячу. Это, в общем-то, не сложно, однако Алекс тренируется с огромным удовольствием. Ведь уровень сложности задачи как раз соответствует его элементарным навыкам. Так что на этом уровне он, вероятно, будет испытывать ощущение потока.

Рис. 1. Почему сложность сознания возрастает в результате переживания потока

Со временем, если он продолжит тренироваться, его спортивная форма станет лучше. Ему будет скучно просто отбивать мяч через сетку (А2). Возможно, он найдёт себе более опытного партнёра и осознает, что существуют более сложные задачи, чем просто бить по мячу. В этой точке (A3) он почувствует беспокойство из-за того, что плохо справляется с ситуацией.

Поскольку ни скука, ни тревога не относятся к приятным состояниям, Алекс снова хочет испытать состояние потока. Как этого добиться? Из рисунка видно, что, если он скучает (А2) и стремится снова оказаться в потоке, у него есть только один выход - повысить сложность выполняемых задач. Поставив перед собой новую, более сложную цель, соответствующую уровню его навыков, - например, победить более сильного противника, - Алекс снова окажется в потоке (А4).

Если он испытывает беспокойство (A3), для возвращения к состоянию потока ему необходимо дальше совершенствовать свои навыки.

Состояние в А4 можно считать более «продвинутым» по сравнению с А1, потому что оно предполагает более сложные задачи и требует от игрока большего мастерства. Однако ситуация А4, несмотря на сложность и приносимую ею радость, также не является стабильной. Если Алекс продолжит играть, он столкнётся либо со скукой из-за утративших новизну задач, либо с тревогой и фрустрацией из-за осознания своих относительно слабых возможностей. Стремление получать удовольствие снова толкнёт его в поток, но уже на уровне сложности, превышающем А4.

Такая динамика объясняет, почему поток способствует личностному развитию. Человек не может долго получать наслаждение, делая одно и то же. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели и, достигая их, совершенствовать свои навыки.

Поток и культура. В последние десятилетия представители социальных наук крайне неохотно высказывают оценочные суждения в адрес той или иной культуры. Дурным тоном считается говорить, что та или иная культурная практика, религия или образ жизни лучше, чем другие. Идеология безусловного превосходства западных индустриальных цивилизаций над технологически менее развитыми культурами осталась в далёком прошлом. Безусловно, мы осуждаем молодого араба-смертника, направляющего начинённый взрывчаткой грузовик на иностранное посольство, однако мы уже не можем чувствовать своё моральное превосходство над его верой в то, что всех воинов, приносящих себя в жертву, ждёт рай. Мы подошли к пониманию того, что наши представления о добре и зле ничего не стоят за пределами нашей культуры . Таким образом, прямое сравнение культурных ценностей разных обществ оказывается практически невозможным. Однако если предположить, что достижение состояния потока есть главнейшая цель человека, в этом случае каждую социальную систему можно оценить. Один социум будет считаться «лучше» другого, если он даёт возможность большему количеству людей следовать своим целям.

Предназначение культуры - защитить человека от разрушающего действия хаоса, уменьшить влияние случайности на его опыт. Она представляет собой систему адаптивных реакций, возникших в ходе эволюции. Культуры предписывают нормы, ставят цели, создают принципы, помогающие нам справиться с жизненными проблемами. При этом неизбежно отсекаются альтернативные цели и убеждения, ограничиваются возможности.

Аутотелическая личность. Все ли одинаково способны контролировать своё сознание? Дефицит внимания препятствует не только эффективному обучению, но и способности испытывать состояние потока. Когда человек не может контролировать свою психическую энергию, для него невозможно ни обучение, ни подлинное наслаждение. Менее серьёзным препятствием на пути к переживанию потока является чрезмерная сосредоточенность на себе. Человек, постоянно обеспокоенный тем, что о нём подумают другие, опасающийся произвести плохое впечатление или сделать что-нибудь не так, лишается способности ощущать радость бытия. Это же касается людей с чрезмерно выраженным эгоцентризмом. Сознание такой личности совершенно закрыто для всего, что не отвечает главному критерию отбора информации - личной выгоде.

Нарушения внимания препятствуют достижению состояния потока вследствие излишней «текучести» психической энергии; чрезмерно развитая рефлексия и эгоцентризм, напротив, делают внимание слишком ригидным. Обе крайности не позволяют человеку контролировать своё внимание; из-за этого он не может получать удовольствие от своей деятельности, испытывает трудности в обучении и утрачивает возможности для личностного роста. Парадоксально, но личность, излишне сосредоточенная на себе, не может достичь более высокого уровня развития, потому что вся её психическая энергия направлена на достижение уже поставленных целей, вместо того чтобы обнаруживать новые.

Препятствия на пути к достижению состояния потока находятся не только внутри самой личности. Их нам ставит также наше окружение. Часть из них - природного, часть - социального происхождения.

Различают два вида социальной патологии, мешающей достижению состояния потока, - это аномия и отчуждение. Аномией, что буквально означает «отсутствие правил», французский социолог Эмиль Дюркгейм назвал состояние общества, при котором устоявшиеся нормы поведения перестают выполнять свои функции. Когда становится неясно, что разрешено, а что - нет, когда нет уверенности в том, что заслуживает общественного одобрения, поведение людей становится хаотичным и бессмысленным. Состояние отчуждения представляет собой во многом обратную ситуацию. Оно возникает, когда общество принуждает людей действовать против их собственных целей. В социалистических странах одним из наиболее серьёзных оснований для этого была необходимость тратить большую часть свободного времени в очередях за продуктами, одеждой, билетами и в бесконечных бюрократических учреждениях.

Интересно отметить, что эти два социальных препятствия, мешающих достижению состояния потока, функционально схожи с уже рассмотренными нами формами личностной патологии: нарушениями внимания и чрезмерной сосредоточенностью на себе. И на индивидуальном, и на коллективном уровне достижению состояния потока препятствует фрагментированность внимания (аномия и расстройство внимания) либо его чрезмерная ригидность (отчуждение и сосредоточенность на себе). На уровне отдельной личности аномии соответствует тревога, а отчуждению - скука.

Личностные качества взрослого человека во многом определяются его отношениями с родителями в раннем детстве. Семейная ситуация, стимулирующая развитие способности достигать состояния потока, отличается пятью характеристиками. Первое - это ясность в отношениях. Подростки точно знают, чего ожидают от них родители, обратная связь в семье имеет недвусмысленный характер. Второе - это интерес родителей к тому, что думает и чувствует их ребёнок в настоящий момент, а не озабоченность тем, в какой колледж он поступит и удастся ли ему получить хорошо оплачиваемую работу. Третьей особенностью является предоставляемая детям возможность выбора: они чувствуют, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе и нарушать родительские правила, если они готовы иметь дело с последствиями. Четвёртая отличительная характеристика - это чувство общности, доверие между членами семьи, позволяющее подростку отбросить психологическую защиту и погрузиться в интересующие его занятия. Наконец, родители должны обеспечивать детям достойные задачи, сложность которых постоянно возрастает, создавая тем самым возможности для самосовершенствования.

В менее упорядоченных семьях большое количество энергии расходуется на бесконечные переговоры и выяснение отношений, а дети пытаются защитить свою индивидуальность от давления целей и установок, навязываемых взрослыми.

Люди потока. Когда нам угрожают враждебные обстоятельства, необходимо восстановить чуство контроля над ситуаций, отыскав новое направление для нашей психической энергии - направление, не подвластное внешним силам. Источником внутренней силы людей в экстремально тяжёлых обстоятельствах может являться «неэгоцентричный индивидуализм», т.е. наличие важной цели, стоящей выше личных интересов. Обладая достаточным количеством свободной психической энергии, чтобы объективно анализировать ситуацию, они имеют больше шансов обнаружить новые возможности для действий. Индивид с нарциссическим характером, озабоченный в первую очередь тем, как защитить своё Я, теряется при первых признаках опасности. Подступающая паника не даёт ему делать то, что следует; внимание устремляется вовнутрь в попытке восстановить порядок в сознании, а для взаимодействия с внешней реальностью психической энергии не остаётся.

Бертран Рассел, так описал свою дорогу к счастью: «Постепенно я научился быть безразличным к себе и своим недостаткам. Моё внимание всё больше сосредоточивалось на внешних объектах: мировых событиях, различных областях знания, людях, к которым я испытывал привязанность» (подробнее см. ). Пожалуй, трудно найти более ёмкое описание того, как можно стать аутотелической личностью.

Глава 5. ТЕЛО И ПОТОК

Всё, что может делать наше тело, несёт в себе потенциал радости. Однако многие пренебрегают этим и используют свою физическую оболочку по минимуму, лишая себя многочисленных возможностей испытать состояние потока. В результате нетренированное тело движется неуклюже, неразвитый взгляд несёт нам уродливые или неинтересные образы, немузыкальный слух слышит шум вместо музыки, и нам доступен лишь грубый вкус пищи. Если позволить телесным функциям атрофироваться, жизнь станет существенно менее приятной. Но если научиться контролировать способности своего тела и упорядочивать физические ощущения, энтропия в сознании уступит место радостной гармонии.

Выше, быстрее, сильнее. Спорт в чистом виде - это преодоление границ своих телесных возможностей. Потоковые ощущения, получаемые при использовании физических навыков, возникают не только у спортсменов- профессионалов. Радость от преодоления границ собственных возможностей не является привилегией олимпийских чемпионов. Каждый человек, вне зависимости от своей физической формы, может подпрыгнуть немного выше, пробежать чуть быстрее и стать немного сильнее. Радость открытия новых, неизведанных пределов собственных возможностей доступна всем.

Радость движения. Физкультура и спорт - не единственные способы получить радость от тела; огромное количество разнообразных занятий, основанных на ритмичных или гармоничных движениях, позволяет достигать состояния потока. Наверно, наиболее древним и значимым среди них является танец, поскольку в нём доступность сочетается с огромными возможностями для самосовершенствования.

Секс как поток. Сексуальность, безусловно, является одним из наиболее универсальных способов получить удовлетворение. Так же как и в любой другой деятельности, взаимоотношения в паре, чтобы приносить радость, должны становиться всё сложнее, партнёры должны научиться находить новые возможности в себе и друг в друге.

Предельный контроль - йога и восточные единоборства. Мы можем обращать свои взоры на Восток для того, чтобы поучиться у него умению контролировать собственное сознание. Одной из древнейших и наиболее разнородных восточных методов тренировки тела является набор практик, известных как хатха-йога. Мы можем считать йогу одним из древнейших систематических методов достижения состояния потока. Конкретные детали того, как именно достигаются потоковые переживания, уникальны для йоги, как уникальны они для любого другого потокового занятия - от управления дельтапланом до автогонок. Будучи продуктом конкретной неповторимой культуры, путь йоги, конечно же, несёт печать своего времени и места её создания. Является ли йога «лучшим» способом порождения оптимальных переживаний, определяется не только её достоинствами - надо учитывать цену, которую приходится платить, и альтернативные возможности. Стоит ли тот контроль, который обещает йога, тех затрат психической энергии, которых требуют занятия ею?

Ещё одна группа восточных практик, приобретших большую популярность на Западе, - это так называемые боевые искусства. Эти боевые искусства сформировались под влиянием даосизма и дзен-буддизма, и все они основаны на мастерстве управления сознанием. Уместно рассматривать боевые искусства как специфическую форму потока.

Поток через ощущения: наслаждение зрением. Спорт, секс и даже занятия йогой могут приносить наслаждение. Но лишь немногие выходят за пределы этих телесных занятий, чтобы исследовать почти безграничный потенциал других органов человеческого тела, хотя любая информация, опознаваемая нашей нервной системой, может вести к богатым и разнообразным потоковым переживаниям.

Поток в музыке. Все известные нам культуры с целью улучшения качества жизни активно использовали упорядочивание звуков в приятные уху последовательности. Музыка как упорядоченная звуковая информация помогает упорядочивать сознание слушателя и тем самым снижает психическую энтропию, то есть беспорядок, который привносится в сознание случайной, не связанной с текущими целями информацией. Таким образом, музыка способна не только избавить нас от скуки и тревоги, но и, при серьёзном отношении к ней, может порождать потоковые переживания. Создание гармонии с помощью звуков не только доставляет нам радость, но и, как достижение мастерства в любом сложном деле, укрепляет личность.

Радость вкусовых ощущений. Так же, как и музыка, питание способно влиять на наши чувства, и знание этого лежит в основе высокого кулинарного искусства разных стран. Еда, как и секс, входит в число основополагающих удовольствий, заложенных в нашей нервной системе. В каждой культуре простой процесс потребления калорий со временем превратился в искусство, приносящее не только естественное удовольствие от удовлетворения потребности, но и радость от процесса. В нашей культуре, несмотря на недавний рост интереса к высокой кухне, многие люди по-прежнему почти не замечают то, что забрасывают себе в рот, тем самым лишаясь богатейшего источника радости.

Как и прочие связанные с телом разновидности потоковой деятельности, такие как спорт, секс или визуальные эстетические переживания, развитие вкусовых ощущений способно дарить нам радость, лишь когда мы контролируем процесс. Если человек хочет стать гурманом или знатоком изысканных вин только по соображениям моды, он по сути становится рабом навязанной извне цели, рискуя быстро потерять интерес к еде и оставить свои вкусовые навыки неразвитыми. Но если он подходит к питанию или приготовлению еды как к интересному приключению, полю для новых экспериментов и открытий, любит еду ради ощущений, а не ради возможности лишний раз произвести впечатление на окружающих, он получит массу наслаждения и множество возможностей для достижения состояния потока.

Другой опасностью, подстерегающей человека, желающего использовать вкусовые ощущения для получения потоковых переживаний, является возможное попадание в зависимость от своих желаний. Не случайно чревоугодие находятся в числе семи смертных грехов.

Глава 6. ПОТОК МЫСЛИ

Радость жизни можно испытать не только посредством ощущений. Некоторые из наиболее волнующих нас переживаний порождаются в нашем сознании, их запускает информация, бросающая вызов способностям нашего разума, а не умению испытывать ощущения. Подобно тому как для любой физической способности нашего тела можно найти соответствующую потоковую деятельность, так и каждая мыслительная операция может приносить особую, именно для неё характерную радость. Среди множества доступных интеллектуальных занятий в наши дни, по-видимому, наиболее часто упоминаемой по всему миру потоковой деятельностью является чтение.

Разделение потоковой деятельности на «телесную» и «ментальную» в некоторой степени искусственно, поскольку любая физическая активность, приносящая удовольствие, должна включать психическую составляющую. Имеет смысл выделить особый класс занятий, приносящих радость именно благодаря тому, что они упорядочивают сознание непосредственно, а не через телесные ощущения. Эти виды деятельности имеют символическую природу, поскольку для достижения этого эффекта упорядочивания они опираются на обыденный язык, математику или другие абстрактные знаковые системы вроде языков программирования. Чтобы получать радость от интеллектуальных занятий, необходимы те же условия, что и в случае физической активности. Нужно обладать умениями в данной символической области; должны существовать определённые правила, цель и обратная связь. Важна также способность концентрации и соответствие сложности задач имеющемуся уровню возможностей.

Предоставленное самому себе, сознание, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли, недавно случившихся или давно тянущихся неприятностях.

Чтобы избежать этого, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией, лишь бы она отвлекла их внимание от обращения внутрь себя и фиксации на неприятных мыслях. Именно поэтому огромное количество времени проводится перед телевизором. Перед экраном телевизора человек может не опасаться, что его свободно дрейфующее сознание задержится на каких-нибудь болезненных проблемах. Вполне понятно, что подобная стратегия преодоления психической энтропии быстро входит в привычку и может приобрести характер зависимости. Гораздо лучший способ борьбы с хаосом в сознании заключается в том, чтобы самостоятельно контролировать свои психические процессы.

Анализируя условия, способствующие упорядочиванию сознания, мы прежде всего обратим внимание на важнейшую роль в этом памяти, а затем рассмотрим три символические системы, которые, если знать их правила, могут доставлять немало удовольствия: историю, науку и философию.

«Матерь познания». Память является одной из древнейших психических функций, лежащей в основе всех прочих умственных процессов. Все формы умственной потоковой деятельности прямо или косвенно зависят от памяти. Старейшим способом организации информации было припоминание своих предков, родословной, помогавшей человеку обрести своё место в племени или семье. Не случайно в Ветхом Завете содержится так много генеалогической информации. Вспоминание ушедших родственников помещает человека в цепь, начавшуюся в таинственном прошлом и уходящую в непостижимое будущее. Несмотря на то что в нашей культуре знание генеалогии утратило практическую значимость, люди по-прежнему получают удовольствие от мыслей и разговоров о своих корнях.

Для человека, которому нечего запомнить, жизнь становится существенно беднее. Этот факт был проигнорирован реформаторами образования, которые, вооружившись результатами исследований, доказали, что обучение с использованием механической памяти не является эффективным.

Если другим для того, чтобы удержать свой разум от погружения в хаос, нужна внешняя стимуляция - телевидение, чтение, общение или наркотики, - то человек с богатой памятью автономен и самодостаточен. Как можно развить свою память? Наиболее естественный путь заключается в том, чтобы выбрать по-настоящему интересную вам область - поэзию, кулинарию, историю Гражданской войны или бейсбол - и начать уделять внимание ключевым фактам и цифрам.

Игры разума и их правила. Память - не единственный инструмент, необходимый для придания формы содержанию сознания. Слова играют чрезвычайно важную роль в управлении опытом. Будучи кирпичиками, из которых складывается большинство символических систем, они делают возможным абстрактное мышление и повышают способность разума хранить информацию. Далее следуют числа и понятия и базовые правила их сочетаний.

Философия и наука возникли и расцвели потому, что мышление приносит удовольствие. Если бы мыслители древности не наслаждались порядком, создаваемым в сознании числами и силлогизмами, такие науки, как математика или физика, пожалуй, не возникли бы вовсе.

Человек, познакомившийся с основами математического анализа, сделал шаг к независимости от внешних стимулов. Он может рождать упорядоченные цепочки мыслей, что бы ни происходило вокруг. Когда индивид осваивает систему символов достаточно хорошо, чтобы начать ею пользоваться, он создаёт в своём сознании собственный мир.

Игра слов. С чего начинается овладение системой символов? Самая древняя и, возможно, самая основная система правил - та, что регулирует употребление слов. И по сей день слова несут множество возможностей испытать состояние потока на разных уровнях сложности. Ярким примером такой возможности может служить составление кроссвордов. Больше потенциальных возможностей повысить качество жизни несёт в себе почти утраченное искусство ведения беседы.

Дружба с Клио. Занятия историей, т.е. сбор, запись и хранение информации о разнообразных великих и малых событиях является одним из древнейших приятных способов упорядочивать сознание. Наличие упорядоченных записей о прошлом может улучшить качество нашей жизни. Именно они освобождают нас от тирании настоящего, позволяя сознанию совершать путешествия в прежние времена. Мы слишком часто воспринимаем историю как сухой перечень дат и событий, которые надо запомнить. Этот предмет изучают, чтобы казаться образованным, но чаще всего без всякой охоты. При таком отношении история едва ли сможет улучшить качество жизни. Знание, навязываемое извне, встречает сопротивление и не приносит радости. Но как только человек даёт себе труд разобраться, какие именно аспекты прошлого вызывают у него интерес, и решает исследовать их глубже, сосредоточившись на деталях, имеющих для него личностный смысл, изучение истории превращается в неисчерпаемый источник потоковых переживаний.

Винер H. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е изд. - М.: Советское радио, 1968.

Вольф X., фон. Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. - СПб., 1765.

Вундт В. Основы физиологической психологии. - СПб.

Гегель Г. Философия религии: в 2-х тт. - М.: Мысль, 1975.

Гирц К. Интерпретация культур. - М.: РОС-СПЭН, 2004.

Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта/пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой. - М.: Институт социологии РАН, 2003.

Грейвс Р. Белая богиня. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Академический проект, 2009.

Данте A. Божественная комедия/пер с итал. М. Лозинского. - М.: Наука, 1967.

Де Роберти Е. Социология. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880.

Джеймс У. Научные основы психологии. - Минск: Харвест, 2003.

Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Липпс Г. Основы психофизики. Общеобразовательная библиотека. Серия V, №3. - СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1903.

Лэнг P. «Я» и Другие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Лэнг P. Расколотое «Я». - М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995.

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: ACT, 2009.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - М.: ACT, 2003.

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999.

Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

Медведев Ж. А. Взлёт и падение Лысенко. - М.: Книга, 1993.

Мерло-Понти M. Феноменология восприятия/пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб.: Ювента; Наука, 1999.

Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два: О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология: Сб. статей /под ред. Д.Ю. Панова, В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1964. С. 191225.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. - М.: Прогресс, 1964.

Монтень M. Опыты: в 3-х тт. Любое издание.

Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. Любое издание.

Франкл В. Сказать жизни «Да»!/под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2009.

Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. С. 65-134.

Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. - СПб.: Алетейя 1997. С. 80-162.

Хайдеггер M. Бытие и время/пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997.

Хайдеггер M. Вещь // Хайдегтер М. Бытие и время. - М.: Республика, 1993. С. 316-326.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Прогресс, 1995.

Чжуан-цзы/пер. с кит. В. В. Малявина - М.: Мысль, 1995.

Шлик М. О фундаменте познания //Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 33-50.

Шрёдингер Э. . - М.: Атомиздат, 1972.

Эванс-Причард Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов/отв. ред Л.Е. Куббель. - М.: Наука, 1985.

Эриксон Э. Детство и общество/пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.

Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование/пер. с англ. А. М. Каримского. - М.: Медиум, 1996.

Юнг К. О психической энергии // Юнг К. Структура и динамика психического - М.: Когито-Центр, 2008.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс; Универс, 1996.

Ясперс К. Общая психопатология/пер. с нем. Л. О. Акопяна. - Москва: Практика, 1997.

Меня несколько резануло, в каком значении авторы (или переводчики?) используют термин энтропия. Энтропия - в естественных науках мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов. Авторы же используют термин энтропия как синоним слова беспорядок, хаос.

Ригидность – неготовность к изменениям программы действия в новой ситуации


О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.