Что значит парный звонкий. Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя

Задание 1. С :

A.сколь…кая поверхность;

B.искусная ре…ьба;

C.ре…кий ветер;

D.дер…кий ответ;

E.убедительная про…ьба.

Задание 2. Выбрать вариант, где в слове пишется З :

A.ни…шая ступень;

B.сеет мелкая изморо…ь;

C.бро…кий цвет;

D.ве…ти разговор;

E.вы…шая математика.

Задание 3. Выбрать вариант, где в слове пишется П :

A.ро…ко возражать;

B.мелкий масшта…;

C.хру…кое здоровье;

D.про…ки на дорогах;

E.джинсовая ю…ка.

Задание 4. Выбрать вариант, где в слове пишется Ф :

A.популярный моти…;

B.жилой масси…;

C.ше…ство над классом;

D.ло…кий приём;

E.прочная верё…ка.

Задание 5. Выбрать вариант, где в слове пишется Ж :

A.подвергаться насме…кам;

B.трудовые дене…ки;

C.свежая ватру…ка;

D.прочная деревя…ка;

E.смешная зверю…ка.

Задание 6: Выбрать вариант, где в слове пишется Ш :

A.сидеть у око…ка;

B.бежать по доро…ке;

C.новая фура…ка;

D.шерстяные варе…ки;

E.ветхая лачу…ка.

Задание 7. Выбрать вариант, где в слове пишется К :

A.непростительный поро…;

B.переступить поро…г;

C.надежный рыча…г;

D.острые ко…ти;

E.мя…кий хлеб.

Задание 8. Диктант. В скобках указать проверочные слова.

Ни…ший, доро…ка, сколь…кий, репорта…, развя…ка, ро…ки, ре...ьба, насме…ка, но…ти, оши…ка, лё…кий, лоша…ка, чу…кий, пиро…ки, свя…ка, селё…ка, сторо…ка, серё…ка, про…ьба, бума…ка, пол…ти, не…ти, сапо…ки, выши…ка, моско…ский.

Задание 9. Объяснительный диктант. Обозначить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

1. Я люблю народные сказки. 2. Как душисты ягодки земляники! 3. На грядках росла морковь. 4. От ветра клонилась гибкая березка. 5. Лодка медленно плыла по реке. 6. Берег постепенно приближался. 7. Сторож ночью не спит. 8. Громко лает дворняжка. 9. Ёж пробирался в кустах. 10. Кошка выпустила когти. 11. Заткни бутылку пробкой. 12. Сдайте багаж на хранение. 13. Это был дерзкий поступок. 14. Спортсмен был очень ловкий. 15. Меня обидел твой резкий ответ. 16. Рыбка мелка, да уха сладка. 17. Хороши в дорожке пирожки с горошком. 18. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. 19. Робкого и пень страшит.

Задание 10. Диктант. Подчеркнуть орфограмму. Найти слова, в которых написание парного звонкого/глухого согласного нельзя проверить.

1. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь вкусного: баранок, мятных пряников, медовой коври…ки. (Горький) 2. Я кладу бума…ку в карман стёганки и надеваю варе…ку. (Чаковский) 3. На полу, впереме…ку с пакетами чая и табака, валялись кожаные перчатки. (Каверин) 4. Молочная изморо…ь расписывает свои узоры на стёклах окон. (Бубеннов) 5. За столом разместились попарно, то есть мужчины впереме…ку с дамами. (Салтыков – Щедрин) 6. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо…ь. (Арсеньев) 7. По шоссе мчались велосипедисты, юноши и девушки в ярких фу…болках. 8. Парень делает из большой угловатой деревя…ки ло…ку. (Чехов) 9. Вагон стоял на во…зальных путях. (Бек)

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 130.

ЦЕЛИ:

  • актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
  • воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:

Русский язык - это интересно!

Вы согласны? Почему?

Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?

На какие две группы делятся все звуки русского языка?

Каких звуков в русском языке больше?

Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.

Какую работу необходимо выполнить?

Повторить:

Развивать умение:

В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках:

  • Звуки живут в словах.
  • Их слышно, но не видно.
  • Их можно произнести, но нельзя написать.

А как обозначаются звуки на письме?

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Посмотрите на буквы на доске:

С, б, ж, х, ф, д.

На какие группы их можно разделить?

Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:

схф сфх хсф хфс фсх фхс

бжд бдж жбд ждб дбж джб

Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?

Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Какое слово вы составили?

Запишите его в тетрадь.

Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.

Что такое лопата?

Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?

Скажите полностью, что обозначает слово лопата.

Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.

Как произносятся согласные звуки?

Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.

На доске написаны пары слов:

Бочка - почка;

Доска - тоска;

Жар - шар;

Зуд - суд.

Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?

Чем похожи между собой эти слова?

Произнесите первые звуки в словах левого столбика.

Какие это согласные звуки?

Как они произносятся?

Произнесите первые звуки в словах правого столбика.

Какие это согласные звуки?

Как они произносятся?

Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)

Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б, ] [В] [В, ] [Г] [Г, ] [Д] [Д, ] [Ж] [З] [З, ]

ГЛУХИЕ [П] [П, ] [Ф] [Ф, ] [К] [К, ] [Т] [Т, ] [Ш] [С] [С, ]

Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.

Как можно назвать звуки, имеющие пару?

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.

Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

Запишите парные согласные в тетрадь.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.

Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.

Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.

2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).

Откройте учебник на с.73.

Познакомьтесь со словами в упражнении.

Назовите слова для справок.

Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.

Башня - пашня, сова - софа, гости - кости, дачка - тачка, жар - шар, розы - росы.

В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.

Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова - звонкий или глухой?

Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.

Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.

[Й, ] [Л] [Л, ] [М] [М, ] [Н] [Н, ] [Р]
[Р, ]
[Х] [Х, ] [Ц] [Ч, ] [Щ, ]

Значит, как их можно назвать?

НЕПАРНЫЕ
[Й, ] [Л] [Л, ] [М] [М, ] [Н] [Н, ] [Р]
[Р, ]
САМЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
[Х] [Х, ] [Ц] [Ч, ] [Щ, ]

Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.

X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Игра "Заблудился".

Уважаемые сотрудники! У нас - неприятное происшествие. Пока мы исследовали звуки,

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём!

Исправьте слово. Назовите "заблудившийся" звук. Какой он? Какой буквой обозначается? Запишите слово. Подчеркните букву.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (Коне.)

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)

На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (Кочкам.)

Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери.)

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами! (Жук.)

Итак, какие бывают звонкие и глухие согласные?

2. Индивидуальная работа. Три ученика работают у доски.

Поставьте над словом цифру 1, 2 или 3, которые соответствуют следующим высказываниям:

1. В слове есть только глухие согласные;

2. Слова, в которых согласные только звонкие;

3. Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Гребешок, борода, петушок, сосиска, вазелин, лягушка.

3. Фронтальная работа.

Пока ребята работают у доски, мы поработаем устно. В каждой цепочке слов найдите лишнее. Опирайтесь на тему нашего урока и первые буквы. Ответ обоснуйте.

Мак, луг, суп, рак.

Чиж, сад, дуб, лук.

Пачка, точка, дочка, квочка.

4. Проверка индивидуальной работы.

У вас должна была получиться запись: 3 2 1 1 2 3.

5. Письмо по памяти на основе ассоциаций.

А сейчас включите своё внимание на полную мощность. Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (2 минуты). Я убираю слова второго столбика. Ориентируясь на первые слова, напишите вторые.

Подчеркните в записанных словах: мальчики - буквы на месте звонких согласных, девочки - буквы на месте глухих согласных.

6. Групповая работа.

К каждому слову добавьте одну согласную букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф.

1. Рубка, стол, лапа.

2. Усы, роза, рот.

3. Стол, ель, кот.

4. Зуб, оса, рак.

5. Пол, дача, вол.

XI. ОБОБЩЕНИЕ. Работа с сигнальными карточками.

Сейчас поработаем сигнальными карточками. Я произношу высказывание. Если вы с ним согласны, показываете зелёную карточку, нет - красную.

  • Согласная буква может обозначать или твёрдый, или мягкий звук.
  • Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару по звонкости-глухости.
  • Л, м, н, р, й - самые звонкие согласные.

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома выучите правила на с. 70-71, выполните упражнения 72 и 73 на с.72.

XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников.

  • Мудрейка 5 баллов - :.
  • Мудрейка 4 балла - :.

Молодцы! Вы хорошо потрудились!

XIV. ИТОГ УРОКА.

Чем вам запомнился рабочий день?