Есенин вот уж. «Вот уж вечер

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мёртвой колотушкой

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

«Растения зимой» - Фотоальбом. В итоге мы решили составить фотоальбом. Энциклопедии «Комнатные цветы», «Цветы от А до Я». Нужны ли комнатные растения зимой. Экскурсия в оранжерею. Информационные ресурсы. Оформить фотоальбом. Выводы. Гипотеза: растения зимой не нужны. Мы нашли много литературы о комнатных растениях, красота которых нас поразила.

«Природа зимой» - Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Как меняется температура? Почему снег хрустит под ногами? Неживая природа зимой. Что происходит с водоёмами? Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик. Что такое наст? Из чего образуются снежинки? Тема: В гости к зиме. Что происходит с землёй?

«Птицы зимой» - Пословицы и поговорки о зиме. Как разные животные зимуют. Зимние забавы детей. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. Некоторые на зиму засыпают. Большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья. Часто птицы зимой погибают от голода. Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края.

«Зимой в лесу» - Много снега в лесу! В августе-сентябре улетает на юг. Поползень. Снегирь. Зимой питается семенами хвойных деревьев. Красив и печален зимний лес. Сойка. Зима в лесу. Лапы у зайца широкие и пушистые. В самый мороз у медведицы рождаются очень маленькие и беспомощные медвежата. Без синиц зимний лес кажется мёртвым.

«Неживая природа зимой» - На земле - снег, а на воде - лёд. Почему зимой солнце светит, а не греет? Метель. Неживая природа зимой. 1. Сколько зимних месяцев. После оттепели ударил мороз. Сосульки. Снегопад. Зиму называют «сон природы» Как ты думаешь, почему? Оттепель. За что мы любим зиму? Гололедица. Нетрудно догадаться какой цвет зимой царит повсюду.

«Сургут зимой» - Средняя температура января?20,9 °C. А у нас зима, а у нас зима… Климат континентальный. Мороз на окнах рисует узоры. Сойдёшь с ума! Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Сургутская зима Неживая природа. Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек!

Сергей Александрович Есенин — русский поэт 20-ого века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через нее он описывает свое внутреннее состояние. Большинство произведений написано о природе и Родине. Эта работа не исключение.

Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Написано в 1910 году. Тогда Есенину было всего 15 лет, но он уже прекрасно чувствовал и понимал мир вокруг. 15-летний подросток сумел вложить в это стихотворение свою душу, свои эмоции. Произведение было написано, когда Сергей Александрович находился у себя дома, в селе Константиново. «Вот уж вечер» сам поэт называет пробой пера, поэтому он не стремился включить его в сборник.

Есть и альтернативная версия создания, ведь автор известен мистификацией собственной биографии. Есть мнение, что он специально заменил дату сочинения стихотворения, чтобы прослыть гением с рождения. Этот факт подтверждается найденными у него дома рукописями, в которых по качеству бумаги и чернил можно было распознать совсем другие даты и условия написания этих, безусловно, талантливых строк.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Сергей Александрович рисует нам образ природы, передает ее настроение и порывы. Рифма в стихотворении перекрестная, не является постоянной. К концу произведения появляется смесь перекрестной рифмовки с параллельной.

Размер стихотворения нельзя отнести к стандартным для нас размерам, например, дактилю, ямбу, хорею и т. д. «Вот уж вечер» написан двуударным дольником. В рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударный из-за количества ударений в строке.

Образы и символы

Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Идея

Основная мысль стихотворения «Вот уж вечер» – показать, насколько хорошо может быть человеку от обыденных вещей. Каждый летний ил весенней вечер похож один на другой, но иногда бывают такие моменты, когда ты просто останавливаешься и осознаешь, что тебе действительно приятно и хорошо от мира вокруг. Природа живет, ты живешь. В этом произведении Сергей Александрович запечатлел именно такой момент, который бывает у каждого из нас, стоит только остановиться и заметить его.

Смысл в том, чтобы выразить свои чувства через рифму и слова. Приятные ощущения от такого вечера греют душу. Есенин увековечил этот момент в своих строках. Данное стихотворение приятно читать, будучи на природе. Оно захватывает с первых слов.

Средства художественной выразительности

Стихотворение содержит в себе эпитеты: сонный сторож, мертвая колотушка, большие свечки. Также текст содержит несколько сравнений: «Хорошо и тепло, как зимой у печки», «и березы стоят, как большие свечки».

Синтаксические средства выразительности: инверсия (Где-то песнь соловья вдалеке я слышу), парцелляция (Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве).

Текст довольно прост, в нем нет каких-либо сложных конструкций и схем. Написано музыкально и легко.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!