Есть ли жизнь в деревне.

20 лет живет в маленькой деревне Афанасовке москвич Геннадий Зайцев

Старосты в деревне были всегда. Даже если эту должность по той или иной причине в очередной раз упраздняли, все равно находился че-ловек, к которому всем миром и поо-диночке общество ходило за советом, просило разрешить всевозможные споры, отправляло к начальству до-биваться правды. Естественно, что такой человек должен заработать определенный авторитет у «деревен-ских». Он - самый обычный рабо-чий человек, монтажник, много лет строил, тянул и восстанавливал связь в Советском Союзе и за его предела-ми. А в один прекрасный момент, в начале 80-х, он, коренной москвич, решил бросить « первопрестольную». И уехать в глушь, в деревню, к своим корням, начав все сначала. «20 лет назад время было лихое. И нас никто здесь не ждал, и куском хлеба де-литься никто не собирался, ведь мы москвичи. Чтобы здесь утвердиться, надо было доказать, что мы неплохие и приехали сюда не со злым умыслом, а во благо всех»,- вспоминает супру-га Геннадия Ивановича - Татьяна Степановна.

Сейчас он уважаемый человек и его знают 21 (согласно прописке) житель деревни Афанасовка и несколько де-сятков жителей округи. Должность деревенского старосты - это как в со-ветское время председатель колхоза. Круг обязанностей тоже советский.

«Начинали с чего? С телефона. Дол-го бились, ходили, просили. Теперь телефон в деревне есть. Кому-то это покажется малостью, а для деревни, для стариков это очень важно», - го-ворит Геннадий Иванович.

За все эти годы проблем у Геннадия Зайцева меньше не стало. Кто-то хо-чет заранее позаботиться о дровах на зиму, а у кого-то просто лампочка перегорела. Все идут к старосте. Но эти бытовые неувязки быстро устра-няются.

«Сейчас газ в деревню хотим прове-сти. А то ведь 21 век на дворе - а то-пят дровами. Уже технические усло-вия получили, инициативную группу юридически зарегистрировали, гото-вим документы. Так и живем», - при-знается Геннадий Иванович. «Зимой бабушки одни остаются, им скучно. Сюда все приходят, на посиделки, чай попить, поговорить», - добавляет его супруга.

Есть у четы Зайцевых еще одна меч-та, тоже рабочая: построить в дерев-не православную часовню. На сходе жителей место подобрали, недалеко от своего дома. И от дороги видно, и всегда можно присмотреть. «Будем строить как раньше, всем миром, кто сколько даст».

Но ведь не только делами обществен-ными живет человек. Есть у Геннадия Зайцева небольшое хозяйство. Рань-ше кроликов держали, коз, коров. Время трудное было. А сейчас все для души: голуби, белки, собаки - любовь всей жизни, и волчица. Он ее нашел в лесу, голодную и боль-ную. Принес домой, выкормил. А по-том жалко стало: не выживет она в лесу после жизни с человеком. Сурок жил... Он его зооцентру подарил. На домашних зверушек целые детские экскурсии из города приезжают по-смотреть.

А как же Москва, корни? «Там дети и внуки. Последним напоминать о том, что нужно бы съездить в деревню, не надо. Все бы бросили и приехали. В деда пошли», - отвечает Геннадий Зайцев.

Дом Геннадия Ивановича на самой окраине Афанасовки. В сумерках да-леко виден огонек в его окне. Оно светится допоздна, даже тогда, ког-да вся деревня уже уснула: староста проверяет список дел, которые нуж-но будет переделать наступающим днем...

Елена Скрипко

РУССКАЯ деревня умерла. Если отъехать километров сто - сто пятьдесят от Москвы в любую сторону, то, как только закончатся дачи - с тем, что вокруг больших городов они вытеснили деревню, мы давно смирились, - что мы увидим? Остов фермы, зарастающее мелколесьем поле. Некогда плотно застроенная деревенская улица зияет пустотами: оставшиеся еще в деревне жители обогревают дровами, напиленными из соседних домов, свои почерневшие, с проваливающимися коньками лачуги. Каждый раз, приезжая в свой любимый Костромской край, я прихожу в глубокое уныние. Каждая зима уносит по одному-два мужика - виновато в основном пьянство. Прежнее колхозное хозяйство даже перестает быть руинами, оно просто уходит в сырую землю. Становится совершенно непонятно, а кто же действительно кормит Россию?

Самый главный недостаток городов – это повышенный риск заболеваний. Вот здесь и заключается преимущество деревней: свежий воздух, натуральные продукты. И в деревнях уклад жизни такой, что сидеть без дела не придется. Но человек натура ветряная и все эти прелести могут быстро наскучить.

Плюсы города:

«Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

Есть люди, которые имеют большое хозяйство, много работают и что-то из этого имеют. Имеют реальные результаты своего труда. Труд тяжёлый, в большинстве своём физический. Как правильно понимаете - пот и кровь… Стиснутые зубы, работа и опять работа, с раннего утра до позднего вечера…

работа в деревне

А есть такие, которые очень много говорят, такие красноречивые болтуны. Постоянно повторяющие: «Мы всю жизнь работали…» А теперь бац и всё, наработались. На всё хватает и работать не нужно. Только зачем-то ходим и одалживаем деньги или выпрашиваем помидорчики и щавель … Одни рассуждения этих людей чего стоят. Хозяйства практически нет, зато амбиции очень большие. И как вы сами думаете - как они живут в деревне? Какое их мнение о деревенской жизни? Ведь мнение всех этих людей отличаются на все 180 градусов. Поворот полный в разные стороны. Разные отличия. Одни ведь работают, другие сидят днями на лавочке возле дома и рассуждают….

Тяжесть деревенской жизни зависит только от вас самих. От того, что вы желаете? Хотите много иметь - нужно много вкладывать средств и много работать. Если появляется желание жить в деревне привольно, расслабленно. Пожалуйста, живите, тратьте свои сбережения если имеются и болтайте – болтайте - продолжаем болтать - болтайте…..

1. Не мы первые – не мы последние.
2. Не Боги горшки обжигают.
3. Я переезжаю не на Марс. В деревне живет треть жителей страны — они такие же, как я.
4. Аристократы в прошлом жили в деревне постоянно. Конечно, жили они в своих усадьбах и замках – но что мне мешает построить крепость, если она мне будет нужна?
5. Качество жизни улучшается при переезде в деревню и ухудшается при переезде в город.
6. Не паниковать. Не боятся. Не отчаиваться. Не плакать и не жалеть себя. Негативные эмоции контрпродуктивны и ничего хорошего не принесут, проблем не решат.
7. На самом деле никому нет дела до Вас. Поэтому, с одной стороны, надейтесь только на себя, с другой – на самом деле, всем плевать, где Вы живете и чем занимаетесь. Вы свободны. Делайте, что нравится – и будь что будет!
8. Путь в деревню – это не билет в одном направлении. Это даже не эмиграция – Вы не меняете гражданство и даже можете оставить себе московскую (киевскую, минскую) прописку, если она Вам дорога. Не понравится – всегда можно вернуться.
9. Не сжигать за собой все мосты.
10. Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

10 заблуждений городских идеалистов (развенчанные в скобках)

1. В народе — истина, культура, посконная правда (Еще Достоевский Ф.М. предупреждал, что не стоит надевать лавровые венки на вшивые головы мужиков).
2. Переезд в село решит все мои проблемы (Ха! И появятся новые. Не говорите, что мы Вас не предупредили. От себя не убежишь — все свои проблемы, нерешенные в городе, Вы привезете за собой сюда. И здесь их придется решать в темпе вальса, поскольку появятся новые).
3. В селе время остановилось, и все живут как в XIX веке. (Поправка: как в 60-ых годах ХХ века. В США. И это тоже быстро меняется)
4. Что нам стоит дом построить? (Очень осторожно с этим. Лучше купите дом с максимумом коммуникаций, поживите в нем, подлатайте – а затем уже поймете, строить ли, и когда, и зачем, и какой именно. Строительство дома – большая ловушка).
5. Надо сделать все сразу, или как можно скорее. (Кому надо? Тот пусть и делает. Не спешите — и успеете гораздо больше и лучше. Потом переделывать не придется).
6. Надо делать всё по правилам (То, что говорил Заратустра, Кошастый, Мегре, Фокин, Курдюмов — правильно только для них. То, что пишем мы, — подходит только для нас, для наших конкретных почв, воды, погодных условий, человеческих ресурсов, местной экономики. У Вас будет собственный опыт).
7. В городе я соседей своих по лестничной клетке не знаю (либо напротив – знаю очень хорошо: алкаши, наркоши, скандалисты). (Здесь вы будете знать всех соседей поименно, их прошлое, настоящее и ближайшее будущее. Все, что Вы не хотели узнать, но боялись спросить. А они будут все знать о Вас).
8. В селе, наконец, я смогу заняться тем, что не мог позволить себе (на что не хватало времени) в городе (написать книгу, начать вести здоровый образ жизни, избавиться от дурных привычек) (Готовьтесь к тому, что первые два года, как минимум, вы будете заниматься почти исключительно домом и землей. По прошествии двух лет Вы увидите, что не стали атлетическим блондином, миллионером и кумиром миллионов, но, возможно, станете более счастливым, чем были до этого, и незаметно растеряете по пути многие дурные привычки, даже те, о которых не подозревали).
9. В селе – только экологические продукты. (Э-э-э… Вообще-то, нет. Ну, разве что Вы их сами вырастите)
10. Надо посадить как можно больше ВСЕГО! (Это первый этап. Второй: это ж все надо полоть и поливать, оказывается! И откуда взялись эти жуки? Третий: Господи, сколько всего выросло! Как это все собрать? Четвертый (к скупщикам краденого выращенного: «Сколько-сколько вы предлагаете за кило? Ах, это цена за мешок? До свидания!» Пятый: Да гори оно все синим пламенем! В следующем году даже картошку сажать не буду. Ну, разве что чуть-чуть. Сотки 3-4, не больше. И лучка бы не мешало, и фасольки, и….).

Гнездовье для аиста.

Как прошёл день птиц.

Даже преуспевающие и самые честные и порядочные люди, живущие в деревне, считают, что они живут неправильно и не желают такой жизни своим детям. Потому что СМИ и общественная «мораль» диктуют своё видение правильной жизни.

В конце 90-х колхоз распался, каждый год стадо уменьшалось вдвое, а теперь в нашей деревне осталось три коровы. Ферму разобрали на кирпичи и продали. Заключительным аккордом стали раскопки, устроенные нашими мужиками. В течение нескольких лет они выкопали траншею глубиной метра полтора, а длиной несколько километров. До сих пор неизвестно, кто первый обнаружил, что в родной земле зарыт толстый медный кабель, шедший из ниоткуда в никуда. Говорили, что это чуть ли не правительственная связь. В городе «правительственную связь» брали по 65 рублей за кило.


Русская деревня умерла. Если отъехать километров сто - сто пятьдесят от Москвы в любую сторону, то, как только закончатся дачи - с тем, что вокруг больших городов они вытеснили деревню, мы давно смирились, - что мы увидим? Остов фермы, зарастающее мелколесьем поле. Некогда плотно застроенная деревенская улица зияет пустотами: оставшиеся еще в деревне жители обогревают дровами, напиленными из соседних домов, свои почерневшие, с проваливающимися коньками лачуги. Каждый раз приезжая в свой любимый Костромской край, я прихожу в глубокое уныние. Каждая зима уносит по одному-два мужика - виновато в основном пьянство. Прежнее колхозное хозяйство даже перестает быть руинами, оно просто уходит в сырую землю. Становится совершенно непонятно, а кто же действительно кормит Россию?
Тридцать лет назад, когда я впервые попал в деревню, ответить на этот вопрос было легче.
1978 год, осенние каникулы. Друзья родителей взяли меня, восьмилетнего мальчишку, в Костромскую область, где у них был дом. С тех пор я и езжу в эти края. Теперь я хорошо понимаю, что умирание русской деревни началось гораздо раньше, ведь уже тогда многие из них стояли брошенными, вымершими, тихими. Сплошь и рядом было так: идешь по полю, и кто-нибудь скажет: вот Берсенево, а там вон Моторугино, там Дор. Оглядываешься вокруг - ничего нет. Где же эти деревни? Да вон, видишь, три березы стоят - это Берсенево, а там вон, где елочки, - Дор. А самих деревень уже не было.
Но так было не везде. Как прекрасный сон, вспоминаются деревенские картины, полные жизни и таинственного крестьянского смысла: луга, выкошенные так ровно, так коротко! Они были похожи на шерсть только что ощипанного фокстерьера. Крепко сметанные стога, подпертые жердинами. Повсюду засеянные поля. Для нас, горожан-путешественников, в этом была трудность. Идти по ржаному или ячменному полю нелегко: топтать колосья жалко, а тропинку пока найдешь… Но идти полем льняным - хуже нет! Лен растет густо, а волокнистые стебли его путаются в ногах. Зато как он цветет! У нас на Костромщине льна было очень много, его потом увозили в Кострому, на льнозавод. Теперь он работает на голландском сырье, своего нет.
Еще тридцать лет назад в деревне были живы и активно задействованы предметы старого быта: коромысла, деревянные маслобойки, сделанные из ствола сосны, деревянные корыта для скота. В каждом доме, правда уже все больше на чердаке, хранились прялки и ткацкие станки. Это в частных хозяйствах. А в колхозе в каждой второй деревне была ферма, стоял скот. Колхозное стадо было стихийным бедствием для огородников. От «паствы» вечно и безнадежно пьяных сельских пастырей строили сложные системы заграждений, снабжая их колючей проволокой.
Зато каждое утро в шесть часов с нашей фермы в райцентр под названием Буй шел молоковоз, и можно было, попросившись к шоферу Виктору Иванычу в кабину, смотаться в город. А по субботам в клубе были танцы и драки. Одним словом, в деревне была жизнь, были жители, и вот эти-то деревенские жители кормили Россию.
Но вот помню: взрослые, собираясь в деревню, в отдельном пакете берут круги варено-копченой «Краковской», несколько пачек азербайджанского чая, баночку растворимого напитка «Лето», пару баночек шпрот. С какой благодарностью наши деревенские знакомые принимали эти нехитрые дары! Да, у них были полные подвалы малинового варенья и соленых чернушек (на стол они подавались в сметане), у них были свое молоко и творог. Но «магазинного» они были лишены начисто. А ведь жили не в полной изоляции от мира, и телевизоры кое у кого уже были. Знали, что бывает кофе, что городские балуются колбаской, и, конечно, хотелось всего этого. Что же предлагали тем, кто кормил Россию, сельские магазины? Однажды нас с двоюродной сестрой - нам было по десять лет - отправили на тракторе в соседнее село в магазин, поручив купить хлеба и - наивные родители - чая. Домой мы вернулись, победоносно держа в руках по венику и по пакетику лаврового листа: мы купили все, что было в магазине. На самом деле хлеб с утра был, но к нашему приезду его уже раскупили на корм телятам. А больше ничего в магазине и не водилось.
Вот так и жили советские колхозники в конце семидесятых: в достатке было лишь то, что дает земля и лес. А промтовары - от резиновых сапог до холодильников - все это было мечтой, мечтой о городе, о «настоящей жизни». Пройдет десять лет, и их дети уйдут в город за этой мечтой, оставив вымирающие деревни и зарастающие мелколесьем поля. Впрочем, восстанавливая социальную справедливость, крестьянин всегда тащил с фермы, из колхоза все, что можно было утащить. Недавно один мой деревенский знакомый, характеризуя со свойственной селянам едкостью соседа, сказал: «Да он же бригадиром на ферме работал, за всю жизнь в магазине ни лампочки не купил, ни гвоздика».
После перестройки со снабжением в деревне стало получше. В 90-е годы появились продукты, ширпотреб. Колхоз еще кое-как работал, и, уходя на дежурства, доярки брали с собой по два больших 15-литровых ведра - домой возвращались с молоком. Приготовленный из домашнего и колхозного молока творог продавали на рынке в городе. Можно было жить. Кормить домашний скот тоже было просто: по ночам ходили на ферму за комбикормом с мешками из-под сахарного песка -
50 килограммов ходка. Такой своеобразный сельский коммунизм: каждому по потребности.
Но дети уезжали, и никто их не мог удержать. Для них в городах открывались неслыханные при советской власти возможности: частные строительные фирмы нанимали маляров, ДЭЗы - дворников. В деревне оставались только дети совсем уж горьких пьяниц: они часто рождались инвалидами.
В конце 90-х колхоз распался, каждый год стадо уменьшалось вдвое, а теперь в нашей деревне осталось три коровы. Ферму разобрали на кирпичи и продали. Заключительным аккордом стали раскопки, устроенные нашими мужиками. В течение нескольких лет они выкопали траншею глубиной метра полтора, а длиной несколько километров. До сих пор неизвестно, кто первый обнаружил, что в родной земле зарыт толстый медный кабель, шедший из ниоткуда в никуда. Говорили, что это чуть ли не правительственная связь. В городе «правительственную связь» брали по 65 рублей за кило.
Теперь никого из этих мужиков уже нет в живых: умерли от пьянства. Лет через пять, когда умрут последние колхозники, наша деревня опустеет, но в сущности ничего не изменится. Ее уже давно нет. Но кто же кормит Россию? Где те чудесные места, заливные луга, по которым бродят тучные стада и где тяжелые золотые колосья клонятся к земле? Где живут хлебопашцы и пастухи, плоды рук которых питают нас, горожан? Неужели только в Канаде и Новой Зеландии?

Жил-был бизнесмен, жил он с полной нагрузкой,
Прибавочной стоимостью был озабочен.
Достаточно новый, достаточно русский,
Как все бизнесмены затраханный очень.

Фрустрации, стрессы, налоги, проплаты,
Пахал, как верблюд, через день напивался.
Других разбивают инсульты, инфаркты,
А с этим внезапно случился катарсис.

Он вдруг ощутил, что душа истомилась
И деньги не греют, и жить нет резона,
Бессмысленно все, и слеза покатилась
В бокал недопитого "дон периньона".

Вроде, тачка стоит наворочена,
И люстра висит позолоченна,
И тикает "роллекс" на левой руке,
Откуда ж в душе червоточина?

Спросил секретаршу: "Есть Бог, или нету?"
Она аж икнула, с испугу, наверно.
"Эх, жил несуразно, копил все монету,
Одну лишь молитву твердил ежедневно:

О бог новорусский Мамона, гляди же:
Аз есмь раб твой нищий и милости ждущий.
Какой будет курс в понедельник на бирже?
Давай же нам днесь ты наш доллар насущный!"

Он вспомнил начало, горком комсомола,
Кооператив свой, едва ли не первый.
Он был тогда весел, приветлив и молод,
Жена не была еще крашенной стервой.

Но нет уж ни в ком той сердечности,
И столько кругом всякой нечисти.
И "роллекс" все тикает, гад, над душой,
Напоминает о вечности.

Чиновники душат, партнеры кидают.
Чуть что - эта свора сожрет - и забудет.
Бандиты, что крышу ему предлагают,
В сравнении с ними - приличные люди.

Страна беспредела, войны и безделья,
Безумных вождей, всеобъемлющих сплетен,
Держава рискованного земледелья,
Рискованной жизни, рискованной смерти.

А хочется просто картошки с селедкой
И жить тоже просто - без лжи и халтуры,
И с девушкой, нежной, наивной и кроткой,
Кататься на ослике в парке культуры.

Эх, сесть бы в беседке заброшенной
Да выпить портвейна хорошего,
А "роллекс" об пол растоптать, как змею,
Как символ проклятого прошлого!

Из офиса прочь, как из Ясной поляны,
Оделся, роняя кредитки и баксы,
Спустился в метро и один, без охраны,
Неважно, куда, но на волю, в пампасы!

И что-то в лице его было такое,
Что киллер, его поджидавший, смутился
И вдруг вспомнил маму и детство златое,
Вернулся домой и с тоски застрелился.

А он на метро, одинокий и лишний,
Уехал в деревню, в гнездо родовое.
Там бабушка лепит вареники с вишней,
Там тихо, и утром туман над рекою.

....................................

Но где-то в районе метро "Китай-город"
Кричащая совесть вдруг стала потише,
Припадок прошел, он почувствовал голод,
Пальто застегнул и на улицу вышел.

Галдели торговки, пристала путанка,
Сновали машины, в столице смеркалось.
Он вяло подумал: "В деревне рыбалка..."
Таксисту сказал: "Казино "Голден палас".

Следивший за шефом охранник неброский
Своим позвонил и сказал: "Все в порядке.
Сегодня доехал лишь до "Третьяковской".
А в прошлый-то раз аж до "Теплого стана"!

(c) Тимур Шаов 18.04.2006 20:03:28, Бегущая_По_ГраблЯм