Евгений иванович носов живое пламя краткое содержание. Рассказ «Живое пламя

Он прожил всего 48 лет, заполненных постоянным напряженным творческим трудом и вместивших очень многое. Василий Перов - виднейший представитель московской живописной школы XIX века. Он был одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок.

Его творчество имеет несколько отчетливых периодов, к одному из которых принадлежит шедевр жанровой живописи - картина «Рыболов».

Из народа и для народа

Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца - Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте. Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях - все её многочисленные тяготы и маленькие радости. Выражать их со всей силой данного от природы таланта - в этом видел он свою главную задачу.

Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).

Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты. Яркий пример - знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году.

«Тихие страсти»

На следующем этапе жизни и творчества Василий Перов опять меняет характер своего взгляда, направленного на жизнь человека. Он становится более внимательным и чутким, способным рассмотреть более мелкие детали. В это время появляются его знаменитые, в том числе и писательские, портреты, а жанровые полотна окрашивает не сатира, а добрый юмор или легкая ирония.

Появляется ряд полотен, традиционно объединяемых в единый цикл, условно называемый «Тихие страсти». К нему относятся суперпопулярные «Охотники на привале» (1871), «Птицелов», написанный в 1870 году, «Голубятник» (1874) и «Ботаник» (1874). В каждой из них рассказывается о простых и обычных увлечениях простого человека.

Эти увлечения разные. Различные по характеру и происхождению люди населяют Но есть и общее: эти полотна не рассказывают о поступках, сопровождаемых выражением драматических чувств - осуждения, жалости или сочувствия. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство - ощущение единения с природой. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов - «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Мирная сцена

На прямоугольном холсте высотой 91 и шириной 68 сантиметров художник изображает очень мирную сцену. Это не те страстно обличительные, остросоциальные полотна, которыми стал известен просвещенной русской публике Василий Перов. Картина «Рыболов» рассказывает о человеческих страстях другого рода. По всем признакам этот рыболов пришел на речку для собственного удовольствия, а не добывать пропитание, да и на остронуждающегося человека он не похож.

Судя по тому вниманию, с которым художник рассматривает своего героя, его рыболовную оснастку, окружающий пейзаж, становится понятно, что он считает такое наполнение человеческой жизни не менее важным, чем исторические подвиги великих героев, или события, носящие характер глобальных драм и трагедий.

Главный герой

Все внимание зрителя привлекается к центральному персонажу картины, занимающему основное пространство полотна. Потом можно даже не вспомнить, сколько человек на картине Василия Перова. На втором плане сидит второй рыбак, занятый каким-то важным делом по налаживанию своей оснастки, выглядящий гармоничной частью тихого раннего прохладного утра на небольшом водоёме.

Мастерство художника в передаче психологии момента впечатляет. Картина Василия Перова - насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое.

Он по-настоящему охвачен азартом, внимательно смотрит на поплавок, уже слегка наклонившись, уперев руки в колени и подавшись вперед, готовый моментально схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклевки, и опытный рыболов заметил первые волны, расходящиеся от него…

Точность деталей

Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Картина «Рыболов» содержит антураж, говорящий о многом. Перед нами не новичок в этом деле. Он тщательно подготовился к процессу. У него есть на чем сидеть, чем укрыться от непогоды, есть чем подкрепиться. Его удилища - не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения. Наготове сачок - если будет особо крупная добыча, а у ног - специальная удочка, оснащенная серебристыми колокольчиками. Сомнений нет - это профессионал!

Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться. Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Человек - часть природы

В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью.

Лучший клев - на зорьке! Первые лучи осветили вершину дерева на заднем плане, и все небо уже наполнено молочным светом, но у воды еще лежат остатки ночи, вместе с бодрящей прохладой растворяющиеся в наступающем дне…

Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят - разве не об этом написал свою картину Василий Перов? «Рыболов» - картина, одаривающая зрителя светлым безмятежным настроением, так редко встречаемым в русской классической живописи XIX века.

Описание картины Перова «Рыболов»

Эту картину художник нарисовал в 1871 году.
Она отображает не событие, а действие.
Произведение написано в ярких тонах, что придает ему реалистичность.
Изобразив ремесло по ловле рыбы, так как это делали в те времена и возможно делают до сих пор.
Сам художник любил рыбалку, и весь процесс который касается ловли рыбы, ему был знаком хорошо.
Вообще Перову удавались на славу картины, в которых он изображал быт простых людей и их нравы.

На картине мы видим пожилого человека, у которого на лице удивление.
Яркий платок, повязанный на шее рыболова, привлекает внимание.
Удивительно, но художник нарисовал главного героя не крестьянина и не рабочего, а мужчину, который живет в достатке, и в свободное время занимается ловлей рыбы.
Человек очень опрятно одет и хорошо выглядит.
В его взгляде нет усталости или тоски, напротив его взор игрив и непринужден, видно, что он увлечен процессом.
Так же привлекает внимание количество рыбацкой утвари.
На картине все изображено так, что если вдруг что-то понадобиться старичку он это с легкостью возьмет и ему не нужно тянуться.

Позади художник изобразил еще одного рыбака, который с завистью смотрит на своего конкурента и насаживает червяка посочнее, в надежде поймать большую рыбу, чтобы похвастаться перед стариком.
Если приглядеться, то можно увидеть березки на фоне утреннего неба.
Перов своей картиной хотел нам напомнить о гармонии и единстве человека с природой, о том, что нам нужно чаще отвлекаться от городской суеты обращая внимание на наши увлечения.
Что за всем многообразием компьютерных игр, мы разучились ценить настоящее, и привыкли жить виртуальном мире и дружить с виртуальными друзьями.
У нас развилась зависимость от виртуального мира.

459 0

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
- Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?- Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.
- Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:
А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.
- Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.
Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.
Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
- Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывалКогда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
- Не помешает?- Что вы!- Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
Распустились они на другой день.
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
- Ну, иди смотри, зацвели.
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
- Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...
Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.


Значения в других словарях

Новалис - Гейнрих Фон Офтердинген

В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фонОфтердингене. Внешняя событийная канва - это лишь необходимая материальная оболочка дляизображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненногоидеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловуюнагрузку несут на себе сновидения Генриха, ...

Главные герои: рассказчик и тетя Оля

В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает - не помешает ли портрет жильцу. Но рассказчик ничего против не имеет. Тогда она (тетя Оля) объясняет, что это была комната ее сына, а тот погиб юношей. Чувствуется, как страдает женщина.

К своему жильцу женщина начинает через некоторое время относиться с материнской заботой. Например, она советует ему не сидеть все время за книжками, а больше гулять. И вот он замечает, что тетя Оля делает клумбу, цветы сажает всякие "модные". И рассказчик гооврит, что ему по душе просто маки - так они ярко и красиво цветут. Однако хозяйка смеется, ведь мак - "овощ". Его семена добавляют, например, в сдобу. И цветет-то он несколько дней, а когда лепестки опадут, то до осени посреди клумбы торчит некрасивая "колотушка" - стебель с семенами.

Не стал спорить с женщиной молодой человек. Однако все же сыпанул в середину клумбы горсточку семян мака.
Через несколько недель хозяйка заметила странную поросль на клумбе, тем более что в самом центре. Конечно, она догадалась, чьих рук это дело. И даже упрекнула молодого жильца за такую шутку. Но все-таки не стала выпалывать ростки.

Прошло недолгое время, мак зацвёл. И, как говорится в рассказе, все цветочные красотки на клумбе померкли перед ним. Такие яркие у мака лепестки, играющие на солнце, легкие! Больше всего они похожи на пламя... Притихла тетя Оля. Пришлось ей признать красоту простого мака. И даже когда облетели лепестки, и мак остался "некрасивым", женщина не вернулась к своему прежнему мнению.

Жилец съехал от нее по жизненным обстоятельствам. Однако иногда еще с удовольствием заходит в гости. И вот через год рассказчик заметил, что на той самой клумбе больше нет садовых цветов, а только "полудикий" мак. И пламя его не угасает, потому что одни цветы осыпаются, но другие расцветают. Красиво, на самом деле. Клумба превратилась в вечный огонь.

Здесь проводится аналогия с жизнью сына тети Оли. Он прожил героическую, яркую и короткую жизнь. Теперь от него только фотография, как стебель от мака. Может, был бы в живых ее сын, спрячься он от жизни и работы... Но был бы ли он счастлив так? И женщина это почувствовала.

Рассказ учит ценить не столько долготу, протяженность чего-то, стандарты красоты и жизни, но яркость ее, жизнь в моменте.

Картинка или рисунок Живое пламя

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кассиль Будьте готовы, Ваше высочество

    Сказочный рассказ Будьте готовы Ваше Высочество - описывает события, происходящие в советском детском летнем лагере. Начальник этого лагеря, был секретно уведомлен, что на отдых отправляется наследный принц одной восточной страны.

  • Паустовский

    Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ На воде написал во время учебы в киевской гимназии.

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Бунин Танька

    Однажды ранним утром Танька проснулась от холода. Вслед за ней открыл глаза и брат Васька. Из-за стука матери дети не могли больше уснуть. От странника, который еще зевал спросонья, Танька узнала, что корова и лошадь были проданы

  • Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая

    О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин