Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»
1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела
В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:
1) организации медицинской помощи;
2) охраны здоровья матери и ребенка;
3) научных и образовательных медицинских учреждений;
4) кадров и др.;
2. министерство здравоохранения области (края);
3. управление здравоохранения при администрации города.
Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.
Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:
1) разработка законов для осуществления реформ;
2) охрана материнства и детства;
3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);
4) обязательное медицинское страхование;
5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;
6) лекарственное обеспечение;
7) подготовка кадров;
8) информатизация здравоохранения.
Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.
Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.
2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.
К учреждениям амбулаторного типа относятся:
1) амбулатории;
2) поликлиники;
3) медико-санитарные части;
4) диспансеры;
5) консультации;
6) станции «скорой помощи».
К учреждениям стационарного типа относятся:
1) больницы;
2) клиники;
3) госпитали;
4) родильные дома;
5) санатории;
6) хосписы.
В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.
3. Устройство и основные функции больниц
Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:
2) централизованный; 1) павильонный;
3) смешанный.
При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:
1) здания;
2) зона хозяйственного двора;
3) защитная зеленая зона.
Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.
Больница состоит из следующих объектов:
1) стационара со специализированными отделениями и палатами;
2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;
3) аптеки;
4) поликлиники;
5) пищеблока;
6) прачечной;
7) административных и других помещений.
Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.
Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.
Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:
1) кровать (обычные и функциональные);
2) прикроватные тумбочки;
3) столики или стол;
4) стулья;
5) шкаф для одежды пациента;
6) холодильник;
7) умывальник.
Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.
Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).
Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.
Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.
В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.
Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.
Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:
1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);
2) сортировки грязного белья;
3) хранения чистого белья;
4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;
5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.
Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.
Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.
4. Содержание деятельности среднего медицинского работника
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:
1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;
2) своевременное выполнение врачебных назначений;
3) уход за пациентами;
4) помощь пациенту во время осмотра врачом;
5) наблюдение за общим состоянием пациентов;
6) оказание первой доврачебной помощи;
7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;
9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;
10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.
Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.
Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.
Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.
За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела
Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:
1) пациент;
2) сестра, сестринское дело;
3) окружающая среда;
4) здоровье.
Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела
и имеющий право на сестринскую работу.
Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.
В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.
В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.
Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):
1) говорить правду;
2) делать добро;
3) не причинять вреда;
4) уважать обязательства других;
5) держать слово;
6) быть преданной;
7) уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).
Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.
Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в
России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.
6. Сестринская деонтология
Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;
2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;
3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;
4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:
1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;
2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:
1) гуманность и милосердие, любовь и забота;
2) сострадание;
3) доброжелательность;
4) бескорыстие;
5) трудолюбие;
6) учтивость и др.
7. Сестринское дело, его цели и задачи
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.
Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:
1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;
2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;
3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;
4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;
5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;
6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;
7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;
8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.
Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.
Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:
1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;
2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.
По данным «World Vision International » от 1993 года, понятие сестринского дела включает четыре основные составляющие:
- Здоровье
- Окружающая среда
- Личность
- Сестринское дело
1. Сестринское дело
Флоренс Найтингейл в свое время заявляла о том, что сестринское дело включает двойственный подход к пациенту: искусство и наука.
К примеру, медсестра-исполнитель, накладывающая повязку больному, не только хорошо осведомлена о технической стороне этого дела, но и понимает, в каких лечебных целях это необходимо.
Значит, в этой ситуации техника удачно пересекается с наукой.
Если учесть, что повязка должна быть наложена с особой аккуратностью, а пациент нуждается в разъяснениях и общении, то никак не обойтись без этических и моральных качеств хорошей медицинской сестры.
Без научного понимания проблемы невозможно оказать правильную помощь и уход. Вопросы искусства и науки тесно сплетены во всех сферах сестринской деятельности:
- в общении с коллегами
- в построении стратегии сестринской помощи
- в освоении новых знаний и навыков
- в общении с родственниками больных
- в саморазвитии и самообучении и т.д.
Области компетенции медицинской сестры:
- наблюдение пациента
- диагностика
- обучение
- умение быстро принимать решения
- лечебные назначения и процедуры
- организационные вопросы
- обеспечение безопасности при оказании сестринской помощи больному.
2. Личность
Философия личности всегда была наиболее популярной и обсуждаемой темой. В случае с медицинской деятельностью в роли личности выступает пациент. При этом крайне важно учитывать как общие особенности личности, так и ее индивидуальные составляющие:
- психическое состояние
- физическое состояние
- умственное состояние и т.д.
Еще в древние времена врачеватель Авиценна утверждал, что каждый отдельный человек является неповторимой индивидуальностью, к которой необходимо найти соответствующий подход.
В деле медицинской сестры отношения с пациентом являются крайне важными факторами для выздоровления. При этом медсестра должна уметь работать с любой личностью, независимо от каких-либо качеств и личных предпочтений.
Убедиться в важности личности можно, если вспомнить, сколько вывозов дежурных медсестер, споров и трений возникает в палатах только из-за того, что неверно объединены в одной палате совершенно несовместимые личности, не способные ужиться рядом.
В общем, проблема личности в системе здравоохранения, так сказать, налицо!
Медицинская сестра в обязательном порядке, несмотря на распоряжения врачей и коллег, следит за безопасностью пациента.
«Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер » ясно говорит, что никакие факторы не способны снять с медсестры моральной, этической и юридической ответственности за здоровье пациента. По этому поводу логично вспомнить основные качества, предписываемые медицинской сестре, — это Неравнодушие, Заступничество, Опыт .
Примерно то же самое пропагандирует «Первое Международное сестринское сообщество »: Любовь, Мужество, Честь .
3. Окружающая среда
Данный фактор оказывает очень сильное влияние на пациента, на ход течения заболевания, на процесс выздоровления. Этот факт был замечен еще во времена жизни Флоренс Найтингейл и до сегодняшнего дня остается не менее значимым, чем сто лет назад.
Окружающая среда подразделяется на составляющие:
- физическую (погода, время года, география, температура окружающей среды, влажность и пр.)
- социальную , формирующую человека как личность (школа, семья, рабочие коллеги, знакомые и пр.)
- культурную (религиозные предпочтения, язык, манера разговора, традиции, верования и пр.).
В свете всех вышеописанных представлений о жизни и мире медицинской сестре значительно проще найти подход к определенному пациенту, выработав соответствующую манеру поведения с ним.
Такой подход наиболее эффективен при борьбе с недугами. При этом медсестра, сумевшая найти общий язык с больным, может рассчитывать на его помощь в любой сложившейся ситуации.
4. Здоровье
Концепция здоровья достаточно обширна и сложна для понимания. Тем не менее, ВОЗ в 1947 году определила здоровье как полное благополучие во всех сферах человеческой жизни и деятельности, а не простое отсутствие болезни.
Здоровье является конечной целью в профессии медицинской сестры . При этом считается, что для здорового человека адаптация к изменчивым условиям окружающей среды является нормой.
Здоровый умственно, физически и психически пациент способен преодолеть любые недуги и невзгоды без особых усилий и затруднений.
Флоренс Найтингейл говорила: «Ни одна из человеческих профессий не связана так близко со Смертью и Жизнью, как профессия медицинской сестры »!
14.06.2019 СТУДЕНТКА РЯЗГМУ – ПРИЗЁР «МЕЧНИКОВСКИХ ЧТЕНИЙ-2019» Татьяна Хребтова, студентка 6 курса лечебного факультета, представила Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова на конференции "Мечниковские чтения-2019". конференции 13.06.2019 В УНИВЕРСИТЕТЕ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ» Студенческая научно-практическая конференция «Формирование профессиональной исследовательской компетентности будущих клинических психологов» состоялась в РязГМУ 13 июня. конференции 13.06.2019 ПОЗДРАВЛЕНИЕ РЕКТОРА УНИВЕРСИТЕТА С ДНЕМ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА поздравление 13.06.2019 ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ ПО НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ На кафедре неврологии и нейрохирургии подвели итоги внутривузовской олимпиады. олимпиада 11.06.2019 ДОБРОВОЛЬЦЫ ОРГАНИЗОВАЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ В рамках региональной акции «Добровольцы детям» в Центральном парке Рязани волонтеры-медики РязГМУ провели праздник для маленьких горожан. волонтерство 11.06.2019 Студенты РязГМУ – в числе лучшей творческой молодежи мира на Международной студенческой весне Международная студенческая весна стран БРИКС и ШОСпроходила на территории Ставропольского края с 4 по 9 июня под эгидой ЮНЭСКО и была приурочена к открытию года председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2019-2020 гг. студвесна 11.06.2019 О переносе даты заезда на базу отдыха "Здоровье" В связи с отключением газа в п. Солотча с 14 по 22 июля, переносятся даты заездов на базу отдыха "Здоровье". объявление 10.06.2019 Дни Рязанской области проходят в Совете Федерации Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ФДПО РязГМУ, главный врач Областной клинической больницы Дмитрий Хубезов, министр здравоохранения Рязанской области Андрей Прилуцкий, заместитель министра Владимир Хоминец и главный врач ОКБ им. Семашко Людмила Сорокина приняли участие в заседании на тему актуальных вопросов реализации социальной политики в области, состоявшемся 10 июня в Совете Федерации. заседания- Экономика и география государства
- Социальные тенденции в обществе
- Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
- Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
- Положение системы здравоохранения в государстве
- Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое
Определения сестринского дела, которые могут дать:
- врачи
- медицинские сестры
- пациенты и их близкие
- работники системы образования
- социальные служащие
- страховые агенты, будут очень сильно отличаться
Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:
Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.
В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.
В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:
Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.
Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.
В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:
Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.
Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:
Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.
Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:
- уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
- уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).
Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.
Отличия врачебной и сестринской профессии
Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.
Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.
Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.
Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.
Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:
- уход за пациентом
- оказание необходимой помощи
- сохранение здоровья
- профилактика заболеваемости
- реабилитация
- облегчение страданий
- обучение и консультация пациентом
Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:
- социальными
- политическими
- религиозными
- государственными
- расовыми
- возрастными
- половыми
- личностными
- какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду
Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:
Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.
Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.