Информационные учебно-познавательные материалы. Смутное время: кратко и понятно

На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:

  • Пресечение династии Рюриковичей.
  • Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые - ограничить эти привилегии и влияние. Их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти».
  • Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война привели к затрате значительных ресурсов. Негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
  • Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.
  • Последствия опричнины. Она подорвала уважение к власти и закону.

Первый период смуты.

Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский , с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты .

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы : бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу . В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Трети й период смуты.

Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.

В августе 1612 г . ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства .

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Альтернативная хронология этапов Смутного времени.

Данный урок теоретического обучения на тему «Смутное время» соответствует рабочей программе учебной дисциплины «История» для ОПОП СПО 13.02.06 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем».

Урок продуман и хорошо спланирован. Технологическая карта урока, соответствует современным требованиям. Четко обозначены обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, методы обучения.

Основной целью преподавателя на уроке является создание условий студентам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.

Все этапы урока спланированы, каждая часть урока реализована как по времени, так и по объему.

Для успешного достижения целей урока продуманы и формы деятельности. Автор разработки использует технологии проблемного обучения, модель «водоворот». Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует групповую форму организации работы, что повышает учебную и познавательную мотивацию у студентов. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый студент вносит свою лепту в общую работу.

Для подведения итогов разработаны критерия оценивания, преподаватель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы.

Урок насыщен необходимой для работы наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом.

В рецензируемой методической разработке виден профессионализм преподавателя истории Хаммадияровой О.Н., которая владеет современными инновационными технологиями обучения и успешно применяет их на уроке.

Рецензия

на методическую разработку урока по истории,

разработанную преподавателем ГБОУ СПО СО «Верхнетуринский механический техникум» Хаммадияровой Ольгой Николаевной

Методическая разработка урока состоит из пояснительной записки, технологической карты, конспекта занятия. Списка литературы и приложений (дидактического материала, используемого на уроке), что соответствует требованиям к методической разработке.

Пояснительная записка, составленная преподавателем, содержит актуальность и практическую значимость изучения данной темы, а также краткое описание применяемой на уроке методики. Пояснительная записка содержит методическую цель преподавателя, указывающую на развитие педагогической компетентности преподавателя.

Технологическая карта урока составлена очень подробно, имеет описания видов деятельности преподавателя и студентов на всех этапах урока. Все методы, приемы и педагогические технологии, описанные педагогом, соответствуют содержанию и структуре урока, а также способствуют активизации познавательной деятельности студентов и более эффективному усвоению материала урока. Преподаватель очень удачно комбинирует изучение нового материала с самостоятельной работой обучающихся в малых группах, что способствует развитию их коммуникативных способностей и ответственности за результат совместной деятельности.

Также преподавателем предоставлена критериально - оценочная система, содержащая самооценку и взаимооценку, а также критерии. По которым обучающиеся могут оценить себя и своих товарищей.

Также преподавателем составлен конспект сценария урока с полным содержанием материала урока, который является очень подробным и содержит необходимые описания исторических событий.

Разнообразие видов деятельности обучающихся на уроке подтверждается приложением с дидактическими материалами в форме оценочных заданий. Задания сами по себе представляют интерес, а разнообразие форм выполнения заданий студентами способствует качественному усвоению знаний и развитию общих компетенций.

В методической разработке также указан список использованной преподавателем литературы. Методическая разработка составлена с элементами творчества преподавателя Хаммадияровой О.Н. и может быть рекомендована для изучения педагогического опыта другим педагогам.

Рецензент:

Методист ____________ Л.Н. Гильмуллина

1. Пояснительная записка

Знания, умения, навыки, ценности, личностные качества специалиста формируются в процессе обучения. Вся система учебных заведений готовит не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а широко образованную личность.

Место данного урока в рабочей программе: Раздел 3. История России с древнейших времён до конца XVII века. Тема «Смутное время» проводит аналогию с настоящим временем, извлекая политические ошибки из прошлого, чтобы не повторять их в будущем.

Методическая цель данного урока: применение современной методики организации самостоятельной работы обучающихся на уроке в соответствии с ФГОС.

Даная методическая разработка описывает урок изучения новых знаний по теме «Смутное время». Это урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На примере этого урока преподаватель частично излагает учебный материал (при подготовительной работе с рядом обучающихся, он готовят устные сообщения), но при этом он активизирует внимание обучающихся, проводит самостоятельную работу по изучению данной темы под своим руководством. Большое внимание уделяется модели «водоворот» и последующим блоком проверочных заданий: текст с ошибкой, соотношение понятий, работа с персоналиями, историческая ситуация и работа с историческими документами.

Результатом этого урока является усвоение новых знаний, посредством передачи устной информации и формата самостоятельной работы обучающихся.

Технологическая карта урока истории «Смутное время»

Учебный предмет : история

Группа : № 113

Авторы УМК : В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

Тема урока : Смутное время

Тип урока : Урок изучения новых знаний

Цели:

Образовательные: Создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные связи между событиями Смуты.

Развивающие: Формировать критическое мышление у студентов; развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные: формировать гражданско-патриотическую позицию студентов.

Формы работы : элементы лекции, фронтальный опрос, групповая работа.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемная ситуация (что стало проблемой кризиса государства и общества в смутное время?)

Педагогическая технология : модель «водоворот».

Межпредметные связи : литература, обществознание.

Оснащение: конспекты, карта Смутного времени, иллюстрации, раздаточный материал.

Основные понятия : Самозванство, ополчение.

Персоналии: Б. Годунов, Иван IV Грозный, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, К. Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов, В. Шуйский.

Основные даты : 1598 - 1605 - царствование Бориса Годунова

1604 - 1618 - Смута в России

1605 - 1606 - правление Лжедмитрия I

1606 - 1610 - царствование Василия Шуйского.

1606-1607 - восстание Ивана Болотникова.

1607 - 1610 - движение Лжедмитрия II

1611 - 1612 - I и II Ополчения. Освобождение Москвы.

1613 - 1645 - царствование Михаила Федорович

Продолжительность урока: 90 минут.

Эпиграф урока: «Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее» историк В. О. Ключевский

План урока:

Деятельнос-ть препода-вателя

Этапы деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые действия

Осуществляемые действия

Форми-руемые способы деятельности

Осу-ществляемые действия

Формиру-емые способы деятельности

1-й этап. Организационно-мотивационный (10 минут)

1.Препода-ватель знакомит обучаю-щихся с эпиграфом урока.

2.Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предсто-ящего урока.

3.Органи-зует беседу.

4.Форму-лирует цель урока, определяет проблемную ситуацию для группо-вой работы.

5. Форми-рует микро-группы для работы, задает роли каждого ученика в группе.

Слушают эпиграф урока,

выдвигают предполо-жения о теме, цели и плане урока.

Слушают вопросы препода-вателя и отвечают на них.

Составляют

конспект, определяются с проблем-ным задани-ем.

Выделяют информа-цию из эпиграфа урока.

Взаимодействуют с преподавателем во время беседы, осущест-вляемой во фрон-тальном режиме.

Анали-зируют и отвечают на вопро-сы.

Контро-лируют и заслу-шивают выска-зывания других обучаю-щихся.

Качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог с препода-вателем.

2-й этап. Ходя занятия (60 минут)

1.Поста-новка проблемной ситуации.

2.Рассказ преподава-теля.

3.Объясне-ние метода «водово-рот» обу-чающимся. Выдача рабочего материала.

4.Органи-зация фронта-льного

опроса и работы в микро-группах.

5. Объя-снение критериев оценивания.

Обучаю-щиеся осу-ществляют выделение информации синтезируют полученные сведения для составления ответа;

Создают характерис-тику лидеров смутного времени.

Отвечают на проблемный вопрос по тексту документа, конспекта.

Формируют умения анализиро-вать исто-рическую информа-цию, пред-ставленную в разных знаковых системах (текст, источник, схема)

Составляют характе-ристики лидеров смутного времени.

Отвечают на устные вопросы.

Планируют работу в группе,

осущест-вляют инициа-тивное сотрудни-чество при выделении информа-ции;

Обмениваются мне-ниями по поводу ответа на проблем-ную ситуацию, обсуждают и готовят публичное выступле-ние своего ответа.

Обсуж-дают вари-анты ответов. Форми-руют умение находить общее решение в микро-группе; умение осознан-но публи-чно

выступа-ть.

Осуществляют самоконтроль прави-льности выполнения заданий, состав-ления схемы «водо-ворот», публич-ного выступ-ления.

Запол-нение конспек-тов.

Формируют познава-тельный интерес к лидерам смутного времени, мотива-цию к обучению через разно-образие использу-емых приемов, гаран-тирован-ность достижения желаемых резуль-татов. Обучаю-щиеся работают в группах, выполняют работу.

Каждой группе предложен пакет с рабочим материаломдокумен-тами.

3-й этап. Подведение итогов работы (20 минут)

1. Анализ работы с рабочим матери-алом, схемой «водо-ворота».

2. Проведе-ние рефлек-сии.

Заполнение рабочих материалов,

знакомство с оцено-ным заданием.

Составление «водо-ворота».

Выполнение оценочного зада-ния.

Объснение «водово-рота».

По исте-чении времени, обучаю-щиеся представляют свои резуль-таты.

Опреде-ляют наибо-лее слож-ные мо-менты. Запол-няют оценоч-ное задание.

Впечатления и выводы.

Обучаю-щиеся представ-ляют работу в группах и решение проблем-ной ситу-ации на уроке.

Приветствие группы, отметка отсутствующих, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу, постановка проблемной ситуации (ПОЧЕМУ СЛОЖИЛСЯ КРИЗИС ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА?) Тема открытого урока «Смутное время».

Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.

Итак, тема сегодняшнего урока «Смутное время». Эпиграфом сегодня будут слова В.О. Ключевского «Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее» . С помощью сегодняшнего урока мы окунемся в эпоху того времени, когда Россия на время «заблудилась» в своем развитии.

Сегодня нам нужно будет рассмотреть следующие вопросы:

1.Понятие Смутного времени и его причины.

3.Народные ополчения.

Работать сегодня мы будем следующим образом, по ходу объяснения нового материала вы должны будете заполнять конспекты, которые находятся перед вами на столах и поработать с оценочным заданием на втором часе занятия. Конец XVI начало XVII века в России ознаменованы событиями, которые получили название Смутного времени. Это события 1598 - 1613 гг. Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.

Давайте обратимся к материалам учебника стр. 171 и посмотрим определение. Смута - это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции и борьбе за национальную независимость. Теперь необходимо познакомиться с причинами Смутного времени.

Хаммадиярова О.Н.: Ребята, как развивалась Россия в XVI веке? Чем известен Иван Грозный? Что такое опричнина? Чем эти события завершились?

К причинам Смуты относят:

  1. «великое разорение и поруха Московского государства», которая была следствием опричнины и Ливонской войны Ивана Грозного.

Отвечает КУЗЯКИН ДИМА

Закрепощение крестьян и их бегство на окраины России, на юг.

  1. Недовольство многих слоев населения правящей политикой.

4. Пресечение царской династии Рюриковичей, что связано со смертью сыновей Грозного в 1581г. Убит Иван, в 1591г. в Угличе умер царевич Дмитрий, в 1598г. - царь Федор.

5. Неурожаи и голод 1601-1602 гг.

6. Посягательства Польши и Швеции на Российское государство, их вмешательство во внутреннюю политику России.

Первые проявления Смуты появляются уже после смерти Ивана Грозного в 1584 г., когда на престол взошел его сын Федор, он был слабым, безвольным человеком, часто болел и, в общем, был не способен управлять государством. При царе Федоре возвышается Борис Годунов (женат на его родной сестре Ирине), и постепенно все бразды правления переходят в его руки, он становится фактическим правителем России. При нем царевич Дмитрий был сослан в Углич. Таким образом, посягательства на власть начинаются до смерти законного царя.

Хаммадиярова О.Н.: В 1598 году умирает Федор Иванович, не оставив наследника и Земской собор избирает новым царем Б. Годунова. Чем же известен Годунов?

Он сразу же начинает убирать с политической арены всех своих соперников. Но народным авторитетом новый правитель не пользовался и поэтому для завоевания любви у российского общества он проводит следующие мероприятия: освобождает крестьян на год от уплаты налогов, узники освобождены, а подвергшиеся опале прощены, вдовы, бедные, сироты получали помощь, принято решение об открытии школ и получения образования знатных детей за границей. Также в это время ужесточается закрепостительная политика, крестьяне закреплены, приписаны за своими помещиками. У опальных бояр забирались их земли, а сами они ссылались в монастырь. Терпение народа «лопнуло», авторитет Годунова окончательно ослаб. В апреле 1605 года Годунов умер, оставив престол своему сыну Федору, который не смог удержать власть, и которую у него отобрал Лжедмитрий I.

Смута, прежде всего, представляет собой борьбу за власть. А поводом к ней послужило пресечение царской династии, что связано со смертью царевича Дмитрия в 1591 году. Таинственная смерть царевича породила огромное количество слухов, домыслов о чудесном спасении царевича. Эти слухи и привели к появлению самозванцев, выдававших себя за спасшегося Дмитрия, они собирали вокруг себя огромные народные массы, недовольных царями их политикой.

Первым и самым удачливым был Лжедмитрий I. Появился он в Польше, именно оттуда он пришел в Россию, о нем говорили, что царевич Дмитрий жив и скоро он вернется, чтобы получить законную власть и русский престол. По официальной версии Лжедмитрий был беглым русским монахом, который, бежал в Польшу и там якобы открылся русским магнатам, о том, что он русский царь и заявил о своих претензиях на русский престол. Они его поддержали, обещали свою помощь. В Польше же он женился на Марине Мнишек и принял католичество. Он обещал в случае «возвращения» власти сделать Россию католической и предоставить полякам русские территории и властные посты.

Польский король Сигизмунд III за эти обещания предоставил Лжедмитрию войско и денежную помощь. В 1604 году войско самозванца перешло границу и быстро стало продвигаться к Москве, везде находя продержку. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Где даже был признан матерью Марией Нагой и знатными боярами.

Но, утвердившись у власти, самозванец не торопился выполнять все данные обещания ни полякам, ни русскому народу и поэтому 17 мая 1606 года против него был организован заговор, а он сам был убит.

Хаммадиярова О.Н.: После этих событий на власть был возведен боярский царь Василий Шуйский. Чем он известен в истории? Охарактеризуйте его правление.

Но слухи о живом, спасшемся царевиче Дмитрии по-прежнему существовали, а народ верил и ждал его появления. В 1606 - 1607 годах проходило крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, который выступал против Шуйского и призывал установить законную, природную власть. Оно нашло своих сторонников во многих российских городах.

А в 1607 году появился Лжедмитрий II, появившийся также из Польши, который утверждал, что он чудом спасся во время заговора 1606 года. Его «признала» и его жена Марина Мнишек. Лжедмитрий II долго пытался захватить власть, но Москву ему взять не удалось, и поэтому обосновался он в городе Тушино.

Шуйский же для укрепления своей мощи обратился за военной помощью к Швеции, которая дала ему несколько отрядов. И шведы, и поляки умело пользовались ситуацией сложившейся в России, они приступают к захватам и грабежам. Сигизмунду III Лжедмитрий II был уже не нужен, и он открыто потребовал московский престол для своего сына Владислава.

Власть Лжедмитрия стала лишь номинальной, власть Шуйского также не оправдала себя. И поэтому, в 1610 году в ходе заговоров оба были свергнуты. А власть была передана «семибоярщине» - совету из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским.

Шведы и поляки в это время бесчинствовали по территории страны, грабили население, захватывали города, так первые взяли Новгород, а вторые осадили Смоленск. Сама же «семибоярщина» заключила с Польшей договор, по которому на российский престол должен войти королевич Владислав и бояре присягнули ему. Над Россией нависла угроза потери национальной независимости. А Смута по-прежнему продолжалась, власть переходила из рук в руки, иностранцы развязали открытую интервенцию, а правящие особы не предпринимали никаких действий для её прекращения.

И поэтому в такой обстановке в «дело включился народ».

В 1611 году П. Ляпунов и Г. Заруцкий обратились к народу с призывом объединиться и встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, и после её освобождения всем миром избрать нового царя. Люди после этого на сходках в городах, уездах приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не общаться с поляками и шведами, не обижать русских, бороться с боярами-изменниками. Но добиться каких-либо успехов этому ополчению не удалось, так как его организаторы, руководители не могли, договориться друг с другом и оно распалось.

В 1612 году на сходе в Нижнем Новгороде выступил земской староста Кузьма Минин, он призвал не жалеть имущества, не жалеть жизни и призвал собрать ополчение. Предводителем нового ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. С августа начались бои за Москву, которая окончательно была, освобождена 4 ноября 1612 года и поэтому этот день стал праздником - днем народного единства. В декабре по всей России были разосланы грамоты с приглашением на Земской Собор, который должен был выбрать нового царя. 13 января 1613 года Земской Собор, рассмотрев несколько кандидатур, избрал на царство Михаила Романова. Смута закончилась .

Хаммадиярова О.Н.: Закрепление изученного материала, применяемая педагогическая технология - ВОДОВОРТ. Объяснение оценочного задания.

Сегодня мы с вами окунулись в эпоху одного из самых ярких исторических событий - в события Смутного времени. Вы познакомились со всеми особенностями этих событий, их характеристикой, действующими лицами, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям. Ребята, которые активно работали, на уроке получили положительные оценки.

Список использованной литературы

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н.. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
  2. Карамзин Н.А. Об истории государства Российского
  3. Соловьев В.М. История России. Белый город, 2003 г.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней М, 2000 г.
  5. Википедия. Смутное время. wikipedia.org/wiki/

Приложение 1. Модель «Водоворот»

Задание: Внимание! В голове скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

Каждая группа определяет себе оппонента для полного заполнения схемы. Первая группа - выполняет верхнюю часть, вторая заполняет нижнюю часть схемы.

Приложение 2. Работа в группах.

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1613 года в Москву вошел Лжедмитрий II, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Федора. Он женился на полячке Марине Нагой и принял мусульманство. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Петра 1 .

2. Соотнесите понятия.

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии под цифрами.

1. «Боярский царь» - ……

2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! - …

3. «Тушинский вор» - ……

4. …хоть и «царская родня», но народ не принял - ……

5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - ……

4. Задание «Историческая ситуация». Устный ответ команды.

1. Представьте, ситуацию если бы 2 ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше?

2. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле?

Задание 5. Прочитайте документы и ответьте на вопросы устно.

1.Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском.

Расстрига же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, - сост.), а о воинах своих не радел.

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти. Лжедмитрий I , который был самозванцем, выдававшим себя за царя Дмитрия . Он женился на полячке Марине Мнишек и принял католичество . Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Михаила Романова .

2. Соотнесите понятия.

Интервенция Войско из добровольцев

Смута Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение Отсутствие порядка, бунт, распря

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.

1. «Боярский царь» - 3 Василий Шуйский

Введение католичества, борьба поляков за выгодные «места» в государстве, бесчинства, засилье и навязывание своей политики. Отказ по «услуг» Польши, столкновение с боярской верхушкой и православной церковью. Волнения «в верхах» и «низах». Произвол в стране.

2. Осуществляют поиск и используют историческую информацию, необходимую для эффективного выполне-ния профессиональных задач

3. Знают основные этапы смутного времени, исторические персоналии

4. Правильно заполняют и выполняют оценочное задание, сопровождают устным рассуждением

5. Умеют анализировать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение

Устные выступления студентов был ярко выражен в манере «википедийного текста», нет связки «я думаю…», «я считаю…», «я предполагаю…»;

Затянутость работы с историческим документом, его анализ и устная трактовка.

Приложение 4. Фотоотчёт открытого урока

На открытом уроке присутствуют:

зав. учебной частью М.В. Шукина, методист Л.Н. Гильмуллина,

председатель ПЦК И.Г. Кочнева, преподаватель информатики О.Ю. Гончарова

Федор Иванович скончался в 1598 г., не оставив наследников. Собравшийся Земский собор утвердил на престоле кандидатуру Бориса Годунова (1598—1605).

Новый царь пытался восстановить позиции России на международной арене после неудачной Ливонской войны. В 1595 г. по Тявзинскому миру со Швецией России возвращались утерянные земли по Балтике, однако для ведения широкомасштабных войн у Годунова не было средств.

В начале XVII в. несколько лет подряд был неурожай, вызванный затяжными дождями, ранними морозами. Правительство пыталось удержать ситуацию под контролем, организуя государственные работы, устанавливая твердые цены на хлеб, раздавая государственные запасы продовольствия, разрешая холопам, которых не кормят, уходить от своих господ. В народе поползли слухи, что голод — это кара Божья за нарушение порядка престолонаследия и пресечение династии Рюриковичей. В 1603—1604 гг. произошло восстание Хлопка, жестоко подавленное Годуновым.

В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия. Это был монах Григорий Отрепьев , живший до этого в Чудовом монастыре в Кремле и служивший при первом русском патриархе Иове. Заручившись поддержкой папы римского и польских магнатов, Лжедмитрий I предпринял поход на Москву. Недовольные голодом, тяжелыми условиями жизни холопы, казаки переходили на сторону самозванца, а под городом Кромы на сторону Лжедмитрия перешло и войско Годунова. 13 апреля скончался Борис Годунов , а 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву, где был провозглашен царем.

Правление нового царя сопровождалось разгулом и бесчинством польской шляхты. Чаша терпения москвичей была переполнена во время женитьбы Лжедмитрия на Марии Мнишек 16 мая 1606 г. Во главе восстания встали бояре Шуйские, москвичи перебили поляков, Григорий Отрепьев был убит, Марии Мнишек удалось спастись. 19 мая 1606 г. царем стал боярин Василий Шуйский (1606—1610).

Восстание под предводительством Ивана Болотникова историки называют высшей точкой Смуты . В 1606 г., встав во главе казацких отрядов, «царский воевода» пошел на Москву. В походе к нему присоединялись все новые и новые недовольные люди из самых разных слоев населения, начиная от холопов и заканчивая боярами. Дойдя до Москвы, Болотников приступил к ее осаде, но через несколько месяцев был предан дворянскими отрядами. После отступления Болотников оказался в Туле, осаду этого города возглавил сам Василий Шуйский. Перегородив реку и затопив город, Шуйский вынудил осажденных открыть город, после чего жестоко расправился с восставшими.

В 1607 г. объявился новый самозванец — Лжедмитрий II , за которым стояли Ватикан и польские шляхтичи (дворянство). Летом 1608 г. к Москве подошли войска Лжедмитрия, ему не удалось быстро взять столицу, и самозванец отступил в Тушино и обосновался там, за что и получил прозвище Тушинский вор . Видя слабость России, Польша захватила северные и северо-западные земли.

Василий Шуйский принял решение в обмен на отказ от претензий на Балтийское побережье просить Швецию помочь в борьбе с Лжедмитрием II. Образовавшуюся коалицию войск возглавил племянник царя, талантливый полководец Скопин-Шуйский. В ответ Польша официально объявила войну России и приступила к осаде Смоленска, который оборонялся более 20 месяцев. Являясь марионеткой в польских руках, Лжедмитрий II остался без поддержки, так как больше был не нужен Польше. Вскоре он был убит в Калуге.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот, боярская группировка во главе с Ф. И. Мстиславским свергла Василия Шуйского, установилась «семибоярщина» . Уже в августе бояре пригласили на престол польского королевича Владислава, 27августа 1610г. Москва присягнула ему на верность. Независимость России оказалось под угрозой. Одним из первых призвал русский народ к борьбе против захватчиков патриарх Гермоген .

В 1611 г. П. Ляпунов возглавил первое народное ополчение. Из рязанской земли ополченцы двинулись к Москве. В ополчении были представлены все слои населения, и противоречия между интересами различных сословий приводили к конфликтам внутри ополчения. Во время одного из таких конфликтов в июле 1611 г. казаки вызвали к себе Ляпунова и убили его. Ополчение распалось. Россия оказалась у края пропасти, 3 июня 1611 г. под натиском поляков пал Смоленск, а 16 июля шведы захватили Новгород . В этих тяжелейших условиях возникло второе ополчение.

Призвал русский народ к сплочению перед лицом нависшей опасности раскола России посадский староста Нижнего Новгорода, работавший в мясной лавке, — Козьма Минин . За помощью в организации ополчения он обратился к князю Дмитрию Пожарскому , который принимал участие в первом ополчении. Сбор средств на ополчение проходил по всей стране. Летом 1612 г. второе ополчение подошло к Москве и приступило к осаде. 26 октября 1612 г. поляки были разгромлены, а русский народ продемонстрировал умение сплотиться в критический момент, когда решалась судьба России.

Смутное время в России, вызванное пресечением династии Рюриковичей, экономическим ослаблением страны после правления Ивана Грозного, началось в 1598 г. с воцарением Бориса Годунова и закончилось в 1613 г. с воцарением Михаила Романова . Россия лишилась значительных территорий, понесла огромные людские потери (около трети населения), была разрушена экономика страны. Преодоление Смуты привело к усилению самодержавной власти и укреплению и развитию крепостного права.

Цели урока:

  • Обучающая:
    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;
    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;
    • определить последствия Смуты.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
  • Воспитательная:
    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия:

  • Смутное время,
  • гражданская война,
  • интервенция,
  • “Семибоярщина”,
  • Первое ополчение,
  • Второе ополчение.

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. - Семибоярщина

1611 г. - создано Первое ополчение

март 1612 г. - создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),
  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,
  • карточки с заданиями,
  • фрагменты исторических произведений.

Ход урока

1. Опрос домашнего задания.

а) Хронологическое задание

Найти значение выражения:

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины

б) где, по-вашему мнению, наиболее полно и правильно перечислены основные реформы Ивана IV

  1. учреждение Земского собора, создание Избранной рады, приказной системы, реформа налогообложения, созыв Стоглавого собора, учреждение опричнины.
  2. учреждение институтов: царской власти, Земского собора, создание приказной системы, отмена кормлений и передача сбора налогов в руки губных старост и излюбленных голов, податная реформа (соха), введение в действие Судебника 1550 г., военные реформы, введение опричнины, создание опричного войска.
  3. Введение атрибутов царской власти, учреждение герба Московской Руси, Земского собора, приказной системы, введение в действие Судебника 1550 г., Стоглавый собор, создание стрелецкого войска, введение опричнины, реформирование налоговой системы, ограничение принципа местничества.

в) каковы итоги правление Ивана IV?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

  1. Причины Смуты
  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)
  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.
  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).
  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?
  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?
  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)
  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших. К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа Название противоборствующего Название противоборствующего Событие, даты
II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне и горожане центра и севера России,
  • крестьяне,
  • стрельцы
Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,
  • холопы,
  • посадские люди,
  • стрельцы,
  • казаки,
  • часть дворян и бояр противников Шуйского
Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.

Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.
  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)
  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?
  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

Литература:

  1. Л.Е.Морозова, А.В.Демкин. История России в лицах. Государственные деятели XVII в.-М.,2001
  2. А А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева и др. “Россия и мир” - М.,2005
  3. Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.,2002

Цели урока:

Обучающая: продолжить прививать навыки исследовательской работы, закрепить знания причин, итогов Смутного времени.

Развивающая: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать факты, документы, строить предположения, делать выводы, закрепить умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: раскрыть роль роста национального самосознания масс в преодолении последствий Смуты.

Основные понятия урока: гражданин, гражданская война, народное ополчение, национальное самосознание, Смута.

Важнейшие даты: начало – конец Смутного времени, время правления царей этого времени, восстание Ив. Болотникова, воцарение Михаила Романова.

Выдающиеся личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Ив. Болотников, Кузьма Минин, Ив. Сусанин.

Оборудование урока: запись оперы М. Глинки “Иван Сусанин…”, портреты выдающихся личностей, термины урока, таблица.

Запись на доске:

Смута: проблемы и вопросы.

Эпиграф:



В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не загубит.

К. Ф. Рылеев.

Начало...окончание...


Какое событие Смуты является её “лицом”?
Можно ли считать Перестройку – смутой 20 века?
С чем связано национальное самосознание в 17 в.?

Ход урока

1. Оргмомент:

Определение предмета исследования групп теоретиков, хронографов, биографов, летописцы находится на столах, вокруг которых расположились ученики.

2. Слово учителя: Смута – одно из самых страшных лихолетий русской истории.

(Учитель обращается к записи темы на доске.)

Муть истории – это и предательство и подлость ставших нормой как для простого люда, так и царей, вспомним печально известного Василия Шуйского, и бессмысленное убийство царевичей Дмитрия и юного Федора Годунова, позор царевны Ксении, появление лжеправителей разного ранга. Это возмущ ение народа “неправдой”, несправедливостью, вначале лишившей их свободы: “Вот тебе, бабушка и Юрьев день”, затем законного царя, а далее насаждавшей ненавистное католичество. Несмотря на то, что это непростое время лежит от нас не столь уж далеко, чуть более 400 лет, вопросов оно нам оставило немало. И первый получают хронографы:

1) Определите наиболее точные, на ваш взгляд, временные рамки Смутного времени. Обоснуйте свою точку зрения. (Вопросы на карточках на столе:

Начало…? - один ученик. Он рассматривает варианты: 1598 – смерть царя Федора, 1601г. – начало голодных бунтов, 1605г. – воцарение самозванца?
Окончание... ? – другой ученик: 1612, 1613, 1645?

Основные вехи Смуты – третий ученик. Задание: На доске расположить в хронологическом порядке даты, события, имена личностей, связанных с событиями (карточки сложены в 3 конверта: даты, события, персоны.): 1603 – восстание Хлопка –окольничий И.Ф.Басманов. 1605 - венчание на царство Лжедмитрия I - Марина Мнишек. 1606 – начало восстания Ив. Болотникова – Василий Шуйский. 1610 –начало “семибоярщины” королевичВладислав. 1611г. – падение Смоленска, король Сигизмунд III. 1612- создание “Совета всея земли” – К. Минин. 1613 – избрание царем Михаила Романова – патриарх Филарет. Каких дат. на ваш взгляд, не достает, какие, по- вашему, не относятся к заданию?).

2) Второй вопрос получают библиографы:

Была ли у кого-либо из политических деятелей Смуты возможность прекратить её и почему он ей не воспользовался?

3) Летописцы , какое событие Смуты является её “лицом”?

4) Господа, теоретики , ваши вопрос на карточке - итог нашего урока:

  1. Можно – ли считать Перестройку – смутой 20 века?
  2. Национальное самосознание, что это? Почему произошел его резкий рост? С чем связано оно было в 17 веке?

Во время ответа все, не зависимо от группы, имеют право не соглашаться, поправлять и добавлять, но аргументировано, получая дополнительные баллы.

Ученики получают на подготовку 3-4 мин.

3. Слово хронографам.

Первый ученик рассматривает все предложенные даты, через призму причин Смуты: а) династический кризис, б) экономический кризис, в) начавшееся закабаление крестьян, г) ограничение свобод других сословий.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой начала Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Начало…”)

Второй ученик рассматривает все предложенные даты, через призму итогов Смуты:

а) преодоление политического кризиса, б) начало экономической стабилизации, в) усиление влияния представительной власти – Земских соборов, г) установление юридического порядка понятного для всех.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой окончания Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Окончание…”)

Третий ученик на доске закрепляет карточки, добавляя годы царствования Бориса Годунова и убирая взятие Сигизмундом III Смоленска.

4. Слово биографам. Во время ответов – сообщений ученики заполняют таблицу в тетради.

Имя исторического деятеля Да – нет Объективные причины Субъективные причины
1 Б. Годунов Да Три неурожайных года Подозрения в убийстве царевича Дмитрия

1) Б. Годуновраткая политическая биограф ия) . Способен был и не допустить и прекратить Смуту. Не смог. Объективные причины:

Три года неурожай (это только в Библии царю посылаются вещие сны и умные толкователи);
- подозрение в убийстве царевича Дмитрия и голод, как кара небесная за царя – преступника.

2) Лжедмитрий I . Способен был прекратить Смуту, так как имел кредит народного доверия. Не смог.

Объективные причины: настороженность горожан, стремление бояр самим править.

Субъективные причины: недальновидность поступков, спешка в стремлении все изменить по европейскому подобию, наглость поляков его окружения. Что через 100 лет простилось “законному” царю Петру I, то погубило “поганого” царя Лжедмитрия.

3) Василий Шуйский (краткая политическая биография) первый царь через “крестоцеловальную запись” брал обязательства не наказывать подданных без судебного выяснения их вины.

Не способен.

Объективные причины: отсутствие доверия со стороны почти всех слоев населения, восстание Ив. Болотникова.

Субъективные причины: негативные личностные характеристики: лживость, подлость, хитрость.

4) Иван Болотников (краткая политическая биография) Почему Болотникову не удалось сделать то, что сделал князь Пожарский: “посадить на престол законного царя”?

Объективные причины: неверие людей, особенно москвичей, в “чудесно спасшегося царевича Дмитрия (Михаил Молчанов – клеврет первого самозванца)”, раскол общества, приведший к гражданской войне.

Субъективные причины: неправильно выбраны ценностные ориентиры.

5) Лжедмитрий II (краткая политическая биография человека, происхождение которого неизвестно). Не способен.

Объективно: отсутствие кредита доверия у “тушинского вора”.

Субъективные причины: грабежи, высокие налоги, осада Троице – Сергиева монастыря.

6) “Седмочисленные бояре” во главе в боярином Ф. И. Мстиславским (краткая история возникновения) .

Не могли, так как ставили другие задачи, ошибочная стратегия: ставка на поляков королевича Владислава, сына Сигизмунда III, что соединило в сознании народа борьбу за права бояр с предательством.

7) Князь Дм. Пожарский (краткая биографическая справка).

Объективно не мог, так как вряд ли поучил поддержку знати и сам не стремился к такой власти.

8) Михаил Романов – сын боярина и патриарха Филарета.

а) законный по крови (двоюродный брат царя Федора Ивановича) и по завещанию;
б) выбран на Земском соборе всеми свободными сословиями, “не способнейшего, а удобнейшего”(по мнению В.О.Ключевского).

Проверка таблицы, сравнить с подготовленной.

5. Летописцы.

Для анализа ученикам предлагается:

а) В.О. Ключевский о Лжедмитрии I из “Истории государства Российского”.
б) Из записок немецкого участника восстания Болотникова. (А.А.данилов, Л.Г.Косулина “История России 7 класс” с.22-23).
в) Речь Кузьмы Минина.

При анализе учениками текстов материал выводится на доску с помощью имеющихся технических средств.

Первый ученик отмечает, что в отрывке из работы Карамзина есть, может быть, описание самого яркого явления Смуты – лжецаризм, который в то время был не только русским явлением, но это лишь одна сторона сложнейшего явления, поэтому этот документ не может быть “лицом Смуты”.

Второй ученик на примерах из текста оценивает эмоционально- экспрессивную характеристику призыва К.Минина. Но и это характерно лишь на последнем этапе события.

Третий ученик выделяет в тексте описания восстания Болотникова все признаки и характеристики данного времени. Делает вывод, что этот источник может считаться “лицом Смуты”.

Теоретики отмечают сходные черты периода Перестройки: экономический кризис, политический кризис, народное возмущение и черты различия: в 20 веке это смена политического строя, системы формирования власти, экономических систем, а в 17 веке смена династий не меняет ни экономического, ни политического строя. Иная роль народных масс. Попытки бояр ограничить власть самодержца не были приняты самим народом, для которого избрание законного царя стала идеей национального возрождения, роста национального самосознания.

Слово учителя:

Народ осознал с помощью, возможно, писем келаря Авраама Палицына, патриарха Гермогена, заключенного в Чудовом монастыре, игумена Троице – Сергиевского монастыря Дионисия, что основной силой спасения является он сам. На доску выводится “ Грамота Дионисия”: “Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обоняйте её всеми своими силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте предателей и изменников…” .

Важно и то, что народ поднялся не в истерзанном центре, а далеком от арены смутных бурь Нижнем Новгороде по призыву избранного посадника Кузьмы Минина. Кого еще чтит история? Простого крестьянина Ивана Сусанина. Возможно, это всего лишь народная легенда. Но в сознании народа защита царя Михаила Романова и защита России переплелись причудливо и крепко, что чутко прочувствовал и передал другой народный защитник – поэт К.Ф.Рылеев:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

(Несколько музыкальных фрагментов из оперы М. Глинки “Иван Сусанин или жизнь за царя”)

Итог урока.

Осознание народом своей силы и способности изгнать захватчиков и привело к окончанию Смуты.
Только поддерживаемый народом правитель способен преодолеть исторические катаклизмы.
Неусвоенные уроки Смутного времени периодически приводят к глобальным потрясениям.

Домашнее задание.

Какие уроки Смутного времени мы должны извлечь для себя?
Какие исторические потрясения можно было бы назвать смутными временами и почему?