Исторические дисциплины и предметы их исследования. В каких смыслах употребляется понятие «история»? Органические части истории как комплекса наук

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.


Подробное решение параграф Введение по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Истории за 10 класс можно найти

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

цивилизация – устойчивая социокультурная общность, состоящая из объединённой по культурному и языковому признаку группы стран на определённой стадии развития;

историческая антропология – концепция исторического развития и метод познания исходя из осознания единства материальной и духовной культуры, а также с помощью кросс-культурный исследований, при этом фокус исследований направлен на первобытные общества;

модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному.

1. В каких смыслах употребляется понятие «история»?

С одной стороны, история – это совокупность событий прошлого. По умолчанию произошедших с человечеством, но есть также история самой планеты Земля (её изучает геология), история Вселенной (её пытается понять астрономия) и т.д.

С другой стороны, история – это наше представление об этом самом прошлом, его осознание и анализ. Такая картина как раз и создаётся наукой историей.

Историк изучает не само прошлое, а свидетельства об этом прошлом. Как правило это письменные источники, которые были кем-то написаны, то есть события и явления пропущены через призму восприятия автором. Материальные свидетельства более объективны, но они несут гораздо меньше информации, обычно для их интерпретации нужны всё те же письменные источники.

Не все созданные письменные источники и не все материальные свидетельства доходят до нас. Время обычно само делает субъективный отбор, хотя бывают и исключения. Так испанские колонизаторы целенаправленно уничтожали книги ацтеков, рассчитывая, что лишившись наследия своих языческих предков, они легче воспримут христианство. Из античных источников до нас дошли в основном те, которые переписывали в Средние века, а тогда специально отбирали тексты по определённым критериям, потому мы во многом видим картину, созданную в результате этого отбора.

Полученные данные историк анализирует, исходя из существующих методов. В истории, как и в любой науке, они развиваются: у исследователей прошлого не было тех инструментов, которые есть сегодня. Это касается и помощи естественных наук (радиоуглеродного датирования, методов воссоздания лица по черепу и т. д.), и непосредственно анализа текста, который на протяжении поколений учёных всё больше совершенствуется.

Кроме того, любой историк анализирует прошлое через призму своего времени. Самый яркий пример – идеологическое воздействие на историю, которое последние столетия пытались оказывать многие политические режимы. Но есть примеры и менее явные. Часто результат зависит от личных пристрастий исследователей, его гендера и других условий.

4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.

Исторические источники.

1. Материальные. Обычно это находки в ходе археологических раскопок. Они самые объективные, но без помощи письменных источников их порой сложно интерпретировать. Именно поэтому, к примеру, мы так мало знаем о критской (минойской) культуре – от неё осталось много материальных свидетельств, но письменность того народа не расшифрована, язык не понят.

2. Письменные.

а) Художественные произведения. Отражают скорее задумку автора, но автор живёт в определённых исторических условиях, которые невольно отражает в произведении. Потому в отсутствии других источников художественные произведения могут оказать большую помощь учёным. К примеру, на поэмах Гомера основаны многочисленные исследования, правда по ним чаще всего изучают эпоху создания поэм, а не Троянскую войну.

б) Религиозные тексты. Из них сложно извлечь информацию, однако некоторые её содержат. Так Библия – основной источник для изучения прошлого еврейского народа. Однако следует учитывать специфику источника и понимать, что изложение событий в таких текстах не являлось основной целью.

в) Мемуары. Повествуют непосредственно об исторических событиях. Однако автору ничего не мешает искажать действительность, чтобы обелить себя или в любых иных целях. Также следует учитывать, что мемуары обычно записываются через много лет после описанных событий, а человеческая память – сложная вещь, которую сегодня только начинают понимать. Примером могут служить мемуары Георгия Константиновиче Жукова: с открытием архивных фондов, посвящённых Великой Отечественной войне, всплывает всё больше мест, где маршал, мягко сказать, исказил действительность, изображая из себя великого стратега, заранее всё знавшего и предсказывавшего.

г) Письма. В отличии от мемуаров, обычно пишутся непосредственно после события. Но вопрос об искренности автора остаётся. Примерами могут служить письма Марка Туллия Цицерона (тексты многих из них сохранились): их не используют для реконструкции события, если для сообщаемых сведений нет подтверждения в параллельных источниках, но зато там содержится много ценной информации о жизни и нравах римлян I века до н.э.

д) Пресса. Из публикаций в газетах и журналов о событиях узнавали многие их современники, ими же могут пользоваться и историки. Однако «объективность» прессы хорошо известно: её заботит в наибольшей степени либо тираж, либо мнение властей – в зависимости от типа государства, в котором издание выходит. К томе же, публикация часто появляется до того, как все подробности события становятся известны. В качестве примера можно упомянуть различия в освещении событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году газетами США и Китая, причём разными были не только оценки, но опубликованных «фатов».

е) Летописи, хроники и т. п. Вопреки расхожему мнению, у авторов были причины не искажать то, что они знали. Однако возникает вопрос об их осведомлённости. Характерный пример – «История» Геродота. Когда автор описывает близкие к своему времени события, он передаёт их довольно точно, но при описании первых веков греко-персидского конфликта (который он возводит к началу самой истории) использует откровенную мифологию.

ж) Официальные документы. Обычно отражают реальность объективно, потому что составляются для практической цели, а не для передачи сведений потомкам. Однако обладают своей спецификой и по отдельности обычно содержат мало информации. Так таблички хозяйственных архивов шумерских храмов имеет смысл изучать только в значительном их комплексе. По отдельной записи, где сказано, к примеру, сколько зерна в качестве налога внёс тот или иной человек, мало что можно понять.

Существует и множество других видов письменных источников.

3. Фольклор. Следует помнить, что события в фольклоре описываются через призму народной память. Кроме того, эти произведения прошли долгий путь устной передачи прежде, чем были записаны. Например, странно было бы изучать время правления Владимира Святого по описанию Владимира Красное Солнышко в русских былинах. Однако они дают ценные сведения о восприятии людьми тех или иных событий, о мировоззрении народа.

4. Фотографии.

а) Художественные фото. Помогают в изучении истории культуры, а также быта и материальных предметов. Например, на довоенных пусть и художественных фотографиях видны здания, погибшие позже в ходе боевых действий, а модные журналы прошедших десятилетий – лучший источник для изучения этой самой моды.

б) Документальные фото. Обычно, являются объективными, но требуют интерпретации на основе других видов источников. Например, фотографии Владимира Ильича Ленина во время публичных выступлений помогают нам понять, какой экспрессией он обладал, почему он повёл за собой столько людей. Но если бы по другим источникам мы не знали, кто данный оратор и какова его роль в истории, мы не смогли бы понять ценность этих кадров.

5. Кино и фоно источники.

а) Художественные. К этому виду относятся художественные фильмы, записи музыкальных композиций и т. д. По ним можно изучать историю культуры, а также быта и даже мировоззрения, также получить другие ценные сведения. Например, вскоре после революции в России большинство конных трюков голливудских фильмов выполняли эмигрировавшие казаки. Потому там можно увидеть примеры джигитовки, которые описаны в письменных источниках, но редко попадали на плёнку.

б) Архивные записи. К этому виду относятся в основном записи теле и радио программ. Они также полезны для изучения как культуры, так и мировоззрения. Например, в таких записях мы можем увидеть интервью с политиками прошлых лет, разобрать их манеру держаться, стиль речи и т. д.

в) Документальные фильмы и программы. В таких фильмах мы видим подлинные кадры. Порой, они сохранились только в подобном виде – оригиналы утеряны. Но в данном случае надо понимать, что материал прошёл через призму восприятия автора фильма. Он не редактировал кадры и аудио фрагменты, но отобрал те, которые казались наиболее интересными именно ему, лучше всего отражали именно его идею.

г) Документальные кадры и аудиозаписи. Это сделанные во время событий, никем не обработанные записи. Они наиболее объективны, но требуют терпения, потому что для поиска одной наиболее информативной минуты, порой нужно просмотреть часы. Примером могут служить многочисленные материалы Великой Отечественные войны, сделанные операторами прямо во время боевых действий, непосредственно в гуще событий.

5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение подтвердите.

Историк обычно стремиться к этому, но не может быть полностью объективным. Хотя бы потому, что не полностью объективно человеческое восприятие даже того, что он непосредственно видит и слышит. А исторические события учёный понимает с помощью источников, у которых есть автор со своим также необъективным восприятием. Информация проходит через призму восприятия нескольких людей. Причём эти люди отличаются по мировоззрению, потому часто по-разному понимают одни и те же вещи. Кроме того, нельзя забывать про цензуру времени – не всё созданное в определённый период, дошло до нас, многие источники погибли по самым разным причинам. Потому наши знания во многом мозаичны.

6. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».

Историческая наука в своём примитивном виде возникла ещё в Древней Греции. В виде науки зрелой она существует по крайней мере, с XVIII века. Области знаний, человечеству не нужные, за такой промежуток времени отмеряют. Достаточно вспомнить френологию – науку, которая пыталась понять характер человека, интеллект и психическое состояние по выступам его черепа (которые якобы говорили о большей или меньшей развитости тех или иных отделов мозга). Френология была довольна популярна на рубеже XIX-XX веков, но со временем отмерла. С историей ничего подобного не произошло.

Историю люди изучают по следующим причинам.

1) Это интересно. Любая наука начинается с интереса, иначе ей нет смысла заниматься.

2) Возможность избежать ошибок прошлого. Последнее время всё больше распространяется фраза «История учит только тому, что она ничему не учит», но всё же после ужасов II мировой войну человечество научилось не делить людей на полноценных и неполноценных по каким бы то ни было признакам, после окончания колониализма поняло важность независимой жизни каждого из народов и т.д.

3) Формирование собственной исторической памяти. Общее прошлое играет большую роль в формировании нации, патриотического чувства и многого другого.

Лично меня в истории привлекает возможность буквально погрузиться в другие эпохи. Это будто прожить другую жизнь, а потом вернуться в свою. Погружение в историю без знания её – это плохие голливудские фильмы – меняется только оружие, при этом мушкет держат, будто современную винтовку. Но другая эпоха – это не только иной город вокруг и люди в других костюмах, но и другое их поведение, другая картина мира в их головах, другие интересы, ожидания и чаяния. Всё это очень интересно.

1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.

Социальные функции:

Познавательная функция;

Прогностическая функция (хотя неудачи таких прогнозов на протяжении ХХ века поколебали позиции этой функции);

Самоидентификация наций и цивилизаций;

Воспитательная функция.

Историю в искажённом виде использовали многие режимы. Так в советском союзе господствовал формационный подход, согласно которой высшей формой исторического развития был коммунизм, в предыдущей – социализм. На основании этой концепции СССР, как и остальные страны социалистического лагеря, объявлялись более развитыми, чем «загнивающий Запад».

Гитлеровская Германия акцентировала внимания на цивилизациях, которые бурно развивались, а потом начинали деградировать, после чего исчезали. Нацистские учёные доказывали, что развитие обеспечивал арийский этнический элемент, а деградация начиналась, когда в цивилизации начинали преобладать семиты.

Использование истории в идеологических целях приводит к неизбежному искажению истории, потому что реальность прошлого слишком сложна для иллюстрации простых политических идей. Смешение идеологии и истории всегда вредит исторической науке.

2. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект 3-го пункта параграфа.

1. Цивилизационные концепции.

а) Концепции французских просветителей.

б) Цивилизация как стадия развития общества.

в) Цивилизация как культурно-историческая общность.

г) Линейно-стадиальные теории цивилизации.

д) Концепция А. Тойнби и её развитие.

2. Историческая (культурная) антропология.

а) Изучение первобытных обществ.

б) Школа «Анналов».

в) Новые разделы: история ментальности, повседневности и т.д.

г) Компаративность в истории.

3. Теории модернизации.

а) Понимание модернизации как ускорения развития.

б) Понимание модернизации как перехода от Средневековья к эпохе Модерна.

в) Понимание модернизации как перехода от традиционного общества с индустриальному.

г) Второй и третий эшелон модернизации.

3. Подумайте, почему нет единого определения понятия «цивилизация».

Потому, что это слово с латинским корнем изначально имело весьма широкое и относительно размытое значение, и в быту сохранило его до сих пор. Однако оно было весьма популярно. В науке определение должно недвусмысленно предполагать одно конкретное значение. Каждый автор концепции брал один из аспектов обыденного значения слова «цивилизация» и включал его в свои построения. Цивилизационных концепций много, потому много и определений понятия «цивилизация».

4. Объясните понятие «модернизация». В каких исторических ситуациях уместно использование этого понятия, а в каких нет? Приведите примеры.

Проще всего использовать это понятие в самом узком смысле этого слова. Модернизация – это путь от традиционного общества к индустриальному. В этом смысле отмена крепостного права в России в 1861 году – это существенный шаг на пути модернизации.

Гораздо шире понятие модернизации как перехода от Тёмных веков к нашему времени. В этом смысле модернизация – это и реформирования западной христианской церкви (имеется в виду как Реформация, там перестройка католической церкви в ходе борьбы с протестантской). В этом же смысле переход уже индустриального общества к постиндустриальному (в котором основную часть ВВП составляет сфера услуг и в этой же сфере работает большинство занятых) – это также модернизация.

Модернизация в качестве ускоренного развития смыкается с понятием прогресса. Это и внедрение паровых двигателей, и изобретение огнестрельного оружия, и многое другое.

Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов Что это за отрасли, и как они помогают историкам понять прошлое?

Классификация исторических дисциплин

Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Так, к примеру, хронология занимается изучением систем летоисчисления, для чего используются различные виды письменных источников. Историческая метрология изучает единицы измерения веса, длины и других величин, существовавших в различных странах. Без нее мы бы вряд ли смогли представить себе, что такое пуд, фунт или талант, о которых сообщается во многих известных нам письменных источниках. Специалистов по эпиграфике интересуют короткие по содержанию надписи - на камнях, изделиях ремесленников, стенах зданий и т.п.

Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Для примера можно привести нумизматику, сфрагистику, геральдику, фалеристику. У каждой из них узкий Нумизматика изучает денежные знаки (бумажные и металлические), сфрагистика - печати, геральдика - гербы, фалеристика - виды наград.

Существует еще один термин - специальные исторические дисциплины. Это отрасли, которые считаются вполне самостоятельными частями исторической науки. Наиболее известная из них - археология. Это наука со своими терминами и периодизацией и широким кругом Сюда же относят историографию, изучающую процесс развития Также к специальным можно отнести такие исторические дисциплины, как этнография, источниковедение, историческая география. В целом этот термин в науке пока не устоялся - его используют и для замены слова «вспомогательные», и для самостоятельных дисциплин. По-разному историки определяют и самостоятельность той или иной дисциплины.

Роль вспомогательных и специальных дисциплин в исследованиях

Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому профессиональному историку приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период. Так, специалисту по истории средних веков придется овладевать и узкой письменные рукописные памятники, и более широким источниковедением. Вспомогательные исторические дисциплины дают нам знания, благодаря которым мы постепенно представляем общую картину того или иного периода. Например, наличие надписей на ремесленных изделиях эпохи Киевской Руси свидетельствует о том, что грамотность была распространена не только среди знати, но и среди простых людей. Находки с клеймами в захоронениях кочевников в причерноморских степях позволяют определить направления торговли, которую вели эти кочевые народы. Генеалогия дает нам знания о в среде аристократии, династических контактах правителей. Огромную роль в исторических исследованиях играет хронология, изучающая системы летоисчисления в разных странах. Без нее мы бы просто не смогли определять последовательность и время событий в исторических документах.

В целом деление исторических дисциплин на вспомогательные и специальные очень условно. Ведь каждая из них является неотъемлемой частью исторической науки, помогающей ученым больше узнать о прошлом.

Цели урока

1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5-6-х классов.

2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.

3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.

План занятия

I. Исторические источники.

II. Вспомогательные исторические дисциплины.

III. Языковая семья.

ХОД УРОКА

I. Исторические источники

В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».

Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.

Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников» . Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.

Исторические источники - весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Схема 1. Классификация исторических источников

Вопросы и задания учащимся

Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.

№ 1. Летопись (фрагменты)

«В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…

В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

№ 2. Грамота 1257-1259 гг.

«Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

№ 3. Берестяная грамота

«От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

№ 4. « Слово о погибели земли Русской»

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

№ 5. Жалованная грамота великого князя

Всеволода Мстиславича - Юрьеву монастырю. 1125-1137 гг.

«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»

№ 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

«…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего - короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

… И красив он был как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»

№ 7. Берестяная грамота

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

«В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.

В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».

№ 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».

«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
Промежду глаз калёна стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».

Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».

Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.

Таблица 1. Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Лингвистические

Не являются
историческими
источниками

Рисунок в пещере

Письмо, написанное на глиняной табличке

Текст закона на камне

Берестяная грамота

Древний храм

Черепки посуды

Разрушенная крепость

Пуговица

Рассказ
участника
минувшей
войны

Название города

Скелет человека

Потухший вулкан

Кости доисторического животного

Высохшее русло реки

КАРТОЧКА

Рисунок в пещере скелет человека потухший вулкан рассказ участника минувший войны кости доисторического животного письмо, написанное на глиняной табличке древний храм высохшее русло реки текст закона на камне монета черепки посуды разрушенная крепость название города пуговица берестяная грамота.

II. Вспомогательная историческая дисциплина

Предваряющие вопросы

Каким образом учёные получают исторические сведения?

Какие науки занимаются изучением исторических источников?

Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины» , которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.

Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины

Название

Предмет изучения

Палеография

(греч. палайос - древний,
графо - пишу)

Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
Археология

(греч. архайос - древний,
логос - слово, учение)

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
Хронология

(греч. хронос - время)

Наука о системах исчисления времени
Геральдика

(лат. геральдус - глашатай

Изучает гербы как исторический источник
Ономастика

(греч. онома - имя, названия)

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

Топонимика - наука о географических названиях.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика - наука, изучающая названия народов.

Теонимика - наука, изучающая имена богов и др.

Нумизматика

(греч. «номисма» - законное платёжное средство, монета

Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления
Сфрагистика

(греч. сфрагис - печать)

Наука о печатях
Метрология

(греч. «метрон» - мера)

Наука о мерах веса, длины, объёма, площади
Генеалогия

(греч. «генеалогия» - родословная

Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств

Вспомогательные исторические дисциплины - собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.

Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.

Вопросы и задания учащимся

Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?

Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб - «басман» .
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.

(Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»)

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика. )

Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?

О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?

1) В красном поле
Лев на задних лапах,
Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах, -
На дыбах!
Головы
Спокойное величье
И в глазах лукавства доброта,
Львино-мужиковское обличье,
Кольцами струится борода.
Он не порешён огнём,
Отравой,
Не един был варваров наезд,
Держит лев в передней лапе правой
Длинный-длинный
Серебристый крест.

(С.Поделков «Герб города Владимира»)

2) Я видел герб… - исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо-красном полотне.

(В.Герасимов. «Герб Москвы»)

III. Языковая семья

Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2 , которую они переносят в свои тетради.

Схема 2. Языковая семья

Языковые семьи

Языковые группы

Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.

Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины

Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.

Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно - на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.

По окончании проводится устная проверка и корректировка.

Вопросы и задания учащимся

К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?

Таблица 3. Языковые группы

Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.

Татьяна ПЕТРОВА,
учитель истории и обществознания
МОУ многопрофильного лицея,
г.Вятские Поляны Кировской обл.