Иван саввич никитин биография. Рабочие материалы

Тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»
Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.
Ход урока
Организационный момент.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.
– Что хотите сказать?
– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)
– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.
– Перечитаем стихотворение еще раз.
Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
или другие:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
– А знаете ли вы, кто автор этих замечательных стихотворений?
– Их написал Иван Саввич Никитин.
III. Работа над произведениями.
– Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?
– Какие сравнения использует поэт?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
– Попробуем прочитать все стихотворение. С одинаковой ли интонацией надо читать все стихотворение? Как должна меняться интонация?
Упражнение в чтении стихотворения.
Физкультминутка
IV. Итог урока.
– С каким настроением уходите с урока?
– Что особенно понравилось, заинтересовало?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился и вырос в весьма зажиточной купеческой семье. Юный отрок довольно рано освоил грамоту - любовь к чтению и прогулкам по живописным окрестностям позже проявится в гениальных стихотворениях в стиле пейзажной лирики.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся - из-за тяжелых семейных обстоятельств (смерть матери, пьянство и разорение отца) мальчик рано вынужден быть единственным кормильцем своей семьи. Поработав немного в свечной лавке, Иван продает семейный свечной завод и становится содержателем постоялого двора, странствующий люд и простонародная обстановка которого впоследствии приведут к народническим мотивам в его творчестве.

Первые серьезные попытки поэтического творчества были замечены еще во время учебы в духовной семинарии, правда первая публикация стихов состоялась только в 1853 году, в газете «Воронежские губернские новости». Первое напечатанное стихотворение «Русь» сразу принесло молодому поэту Ивану Никитину известность и популярность, его заслуженно сравнивали с известным поэтом А.В. Кольцовым. Также в семинарии все отметили особую музыкальность поэта, впоследствии более 60 стихотворений будут положены на музыку («Здравствуй, гостья-зима», «В темной роще замолк соловей», «Зашумела, разгулялась» и др.).

Очень ярко проглядывают в творчестве писателя религиозно-философские мотивы, их отголосок присутствует как в пейзажной лирике («Встреча зимы», «Утро»), так и в произведениях, описывающих тяжкую жизнь простого люда («Пахарь», «Нищий», «Мать и дочь»). Будучи глубоко верующим христианином, автор не раз обращался в своем творчестве к евангельско-духовной теме («Молитва», «Сладость молитвы», «Новый завет»).

Не обошла стороной творчество поэта и любовная лирика («Догорела свеча»). За год до своей смерти поэт влюбляется в прекрасную образованную девушку Наталию Антоновну Матвееву, настоящую ценительницу его яркого и в тоже время глубокого таланта.

Творческий путь поэта был далеко не безоблачным - первый сборник стихотворений подвергся разгромной рецензии Н.Чернышевского, что нанесло поэту тяжкую душевную травму. Расцвет творчества был совсем недолог - выпуск последнего сборника стихов датируется 1859-м годом. Далее поэт трудится над окончанием поэмы «Тарас» и повестью «Дневник семинариста». В 1861 году А. Некрасовым было предложено сотрудничество на любых условиях в литературном журнале «Современник». Это событие было большой творческой победой для молодого, но уже опытного писателя, но, в связи с тяжелой болезнью, реализовать себя до конца ему так и не удалось.

16 ноября 1861 года 37-летний поэт умирает от тяжелой формы чахотки. Похоронят его рядом с могилой поэта А.Кольцова на Ново-Митрофаньевском кладбище.

Пламенный патриот, печальник русского народа, искренне верующий христианин - Иван Саввич Никитин не только был примером для подражания своих современников, но и вдохновителем сонма последователей его гениального творчества - Плещеева, Сурикова, Минаева, Есенина, Твардовского.

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

    Прочитайте «жужжащим» чтением.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?(Одно слово означает имя, а другое

предмет, на котором катаются.)

    Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги - на, за, с; местоимение - собою.)

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)

    Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    А теперь скороговоркой.

    III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.

1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2.Знакомство с биографией поэта.

    Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

    Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж) - известный поэт.

    Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.

    Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина?

    Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

    IV. Физкультминутка

    V. Новая тема

    1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»

    Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. (Иван Саввич Никитин.)

          * * *

    Полно, степь моя, спать беспробудно:

    Зимы-матушки царство прошло,

    Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

    Снег пропал, - и тепло и светло.

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись,

    Принакрой свою грудь муравою,

    Как невеста, в цветы нарядись.

    Полюбуйся: весна наступает,

    Журавли караваном летят,

    В ярком золоте день утопает,

    И ручьи по оврагам шумят.

    Белоснежные тучки толпами

    В синеве, на просторе, плывут,

    По груди у тебя полосами,

    Друг за дружкою, тени бегут.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской от зари до зари!

    Там уж лето… ложись под косою,

    Ковыль белый, в угоду косцам!

    Подымайся, копна за копною!

    Распевайте, косцы, по ночам!

    И тогда, при мерцанье румяном

    Ясных зорек в прохладные дни,

    Отдохни, моя степь, под туманом,

    Беззаботно и крепко усни.

    (Октябрь) 1854

    Понравилось вам стихотворение? А чём оно? (Оно о том, как наступает весна.)

    2. Беседа по прочитанному.

    Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

    Опишите их.(Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

    К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)

    Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.(Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

    Степь моя, полно спать беспробудно,

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись.

    Принакрой, нарядись,

    полюбуйся...)

    Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте?

    Объясните значение слов:

    ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,

    КОВЫЛЬ- это степная трава.

    В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).

    КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.

    3.Подготовка к выразительному чтению.

    Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)

    4.Выразительное чтение стихотворения.

    VI. Итог урока

    С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

    О чём стихи Ивана Никитина?

    Домашнее задание.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Творческий путь

Никитин не был в восторге от “казенщины”, которая преобладала в воронежской семинарии, где он обучался. Воспоминания о тяжких годах учебы были изданы в 1861 г. в форме дневника.

Первые стихотворения Никитина появились в 1849 г. Многие из них носили подражательный характер.

В 1851 г. было написано стихотворение “Русь”. Оно было издано 2 года спустя, в газете “Воронежские губернские ведомости”.

Чуть позже его перепечатали в газете “Санкт-Петербургские ведомости”. Критики оценили патриотический пафос молодого поэта и стали называть его “новым А. Кольцовым”.

Позже стихотворения Никитина стали печататься в “Отечественных записках”, а также в журнале “Москватянин”.

После первых публикаций, Никитин стал членом местного клуба, куда входила вся воронежская интеллигенция. “Сердцем” клуба был Н. И. Второв. Он вскоре стал близким другом Никитина. Вторым хорошим другом поэта стал М. Ф. Де-Пуле. Он стал редактором почти всех его произведений.

Самый первый сборник вышел в 1856 г. Там были собраны стихотворения на самые различные темы. В основном поэт обращался к социальным проблемам и к религии. Критики оценили этот сборник неоднозначно.

В 1859 г. вышел второй сборник стихов Никитина. В 1861 г. вышел его “Дневник семинариста”. Произведение было напечатано в газете “Воронежская беседа”.

Также Никитин написал такие стихотворения для детей, как: “В темной чаще замолк соловей”, “Вечер ясен и тих”, “Живая речь, живые звуки”. Их сейчас проходят в 3 классе. С детства почувствовавший близость к природе, Никитин стал настоящим певцом родного края.

Особенности творчества

Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Быт крестьянина замечательно описан в таких стихотворениях, как: “Уличная встреча”, “Нищий”, “Мать и дочь”, “Пахарь”, “Жена ямщика”.

Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения. Одновременно поэт не занимался идеализацией крестьянства. Русский мужик представлен в его произведениях часто грубым, оскотинившимся домашним деспотом. По мнению некоторых коллег по перу, Никитин не был подлинно народным поэтом. Его мировоззрение было мировоззрением городского человека, который наблюдал за жизнью крестьянства со стороны. По этой причине, по мнению критиков, в его творчестве нет подлинной глубины.

Влияние на русскую музыкальную культуру

Изучая краткую биографию Ивана Савича Никитина, следует знать, что на его творчество обратили внимание такие композиторы, как Римский-Корсаков и Э. Ф. Направник. На слова поэта было написано более шестидесяти романсов и песен. Многие музыкальные произведения стали широко популярными в народе.

В 2009 г. композитор А. Шарафутдинов написал на слова поэта песенный альбом “Радость и кручина”.

Болезнь и смерть

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Другие варианты биографии

  • Летом 1855 г. слабый и болезненный Иван Никитин сильно простудился после купания в реке. Болезнь протекала очень тяжело, с осложнениями. Поэт долгое время не мог встать с постели. Несколько раз ему казалось, что он умирает. Но на помощь ему, по его собственным словам, пришла вера. После этого Никитин стал творить в несколько ином ключе. В его стихотворениях стали все чаще появляться религиозно-мистические нотки.
  • По некоторым данным, поэт страдал от наркотической зависимости. Он употреблял салохуанну – вещество, известное только в очень узком кругу.
  • В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.