Как правильно нарисовать герб. Древняя вавилония - царство юга месопотамии

Не многие люди становятся профессиональными художниками, несмотря на то, что рисуют в детстве все. Просто кто-то развивает в себе творческие способности, а у кого-то они так и остаются в зачаточной стадии. Но иногда желание творить резко просыпается в человеке, и он хочет сразу нарисовать шедевр. Конечно, осуществить такую мечту сложно, но попробовать можно. Сегодня мы расскажем о том, как нарисовать герб России поэтапно карандашом и стать чуть ближе к своему заветному желанию - овладеть искусством рисунка.

История создания герба России

В этой статье мы подробно разберем, как нарисовать герб России поэтапно карандашом, но чтобы что-то нарисовать, нужно как минимум знать историю. Во-первых, это интересно, ну а во-вторых, после того как изучаешь все детали, то рисовать их намного легче.

Первый рисунок флага и герба России в том виде, в котором мы его знаем, был упомянут в летописях XV в. При Иване III орел обрел две головы, повернутые в разные стороны. А каким же государственный символ был раньше? Русские князья позаимствовали орла из римской культуры еще в XII в. Но в то время птица имела всего одну голову и окрас у нее был черный.

При Иване III орел не только приобрел себе вторую голову. Живот птицы стал украшать щит, в середине которого Андрей Победоносец наносил смертельный удар змею. Почему произошло такое изменение? Столицей государства становится Москва, а символом московского княжества был именно щит с Андреем Победоносцем. Слияние двух символов и породило то, что сегодня мы видим на гербе. Постепенные изменения государственной символики происходили при каждом царе. Сначала каждая голова орла получила по короне, а потом и третья корона стала украшать герб. В 1589 году орел приобрел почти современный вид, в руки ему дали скипетр и державу.

Значение герба России

Прочитав об истории появления государственной символики, нужно узнать и ее смысл. Как нарисовать герб России поэтапно карандашом, мы подробно разберем ниже, а сейчас узнаем, какой скрытый смысл заключен в орле. Многих интересует, почему двуглавая птица держит державу и скипетр. Держава олицетворяет власть. Причем власть полную и безраздельную над всей страной. Скипетр олицетворяет власть церковную. Две головы у птицы показывают единство христианской веры и власти государственного правителя, сейчас президента.

А что же обозначает Георгий Победоносец? Этот легендарный святой был известен на Руси еще до принятия христианства. По легенде, он спас город от чудовища, которое пожирало юных дев. В легенде сказано, что перед поединком со змеем Георгий вознес молитву Богу, и именно с его помощью рыцарю удалось обезглавить чудовище. В 988 году, при крещении Владимир Красное солнышко получил христианское имя Георгий. Считается, что именно поэтому символический герой и появился на российском гербе.

Правильность построения композиции

Как нарисовать герб России поэтапно карандашом? Начать нужно с построения. Чтобы впоследствии рисунок смотрелся гармонично, скомпоновать герб необходимо сразу. Выбираем формат бумаги А4 - это альбомный лист. Не стоит рисовать маленького орла. В его центре располагается Георгий Победоносец, а эта фигура требует детальной проработки. Поэтому оставляем 5 см снизу 3 см сверху, а во все остальное пространство вписываем овал. Тонкой линией делим геометрическую фигуру на две равные части. Теперь можно рисовать контур орла. Сразу намечаем верхнюю, центральную корону. Если этого не сделать, впоследствии она может выйти за контуры овала, и рисунок сам собой может съехать вверх. Визуально герб можно разделить на три части: хвост, щит в центре и головы птицы.

На этом этапе не нужно делать детальную прорисовку. Следует просто пропорционально выстроить композицию.

Правила рисунка

Чтобы ответить на вопрос «Как нарисовать герб России?», нужно знать элементарные правила рисунка. Начинать прорабатывать свое творение нужно с центра. Иначе есть большая вероятность, что в дальнейшем рисунок можно будет смазать рукой. Чтобы такого не происходило, нужно под кисть подкладывать чистый лист бумаги. При работе над головами орла лист должен находиться снизу, а при прорисовке хвоста бумага будет закрывать все нарисованное выше. Штриховку нужно накладывать только после того, как будет детально проработан весь рисунок. Иначе перья на крыльях потеряют свой презентабельный вид, и получится грязь. Мелкие детали: глаза, сетка на коронах и т. д. прорисовываются в последнюю очередь.

Рисуем орла

Работу нужно вести поэтапно. Как нарисовать герб, чтобы он был похож на оригинал? Начинать нужно с прорисовки орла. Рисуем голову птицы, чтобы это было легче сделать, можно разделить уже нарисованный нами овал. Получается подобие квадрата.

В верхней левой части рисуем полукруг из центра в сторону. Тут нужно не увлечься и помнить, что вверху находится центральная корона. Теперь прорисовываем левое крыло. Это будет дуга, которая выходит из середины первого квадрата и доходит почти до середины нижнего. Заготовку отзеркаливаем в другую сторону. Теперь переходим к лапам птицы. Намечаем кругами места, где будут находиться скипетр и держава. Обязательно соблюдаем пропорции. Символы власти находятся ровно посередине крыльев. Далее рисуем хвост. В центре орла нужно нарисовать щит. Как уже писалось выше, по пропорциям он равен высоте хвоста. Рисуем четкий контур птицы и детализируем ее. Короны, скипетр и держава должны быть прорисованы именно на этом этапе.

Детализируем рисунок

Продолжаем раскрывать секреты того, как нарисовать герб. Описание поэтапное, поэтому нужно следить за последовательностью операций.

У нас готов контур орла, теперь нужно детализировать нашу птицу. Прежде чем начать вырисовывать перышки, следует основательно подойти к изображению лап. Это сложная задача, поэтому сначала нужно изобразить правую лапу, там, где всего два «пальца». Затем переходим к рисованию левой конечности. Здесь главное - реалистично передать захват. Изучив оригинал картинки, можно проследить тенденцию расположения перьев. Везде: на шее, крыльях и лапах оперение расположено в три ряда. Это и переносим на свой рисунок. На шеях перья похожи на галки. Перья на крыльях овальные, у основания они маленькие и постепенно удлиняются к концу крыла. Оперенье на лапах рисовать сложней всего. Здесь нужно пересчитать завитушки и в точности их скопировать. Нужно не пропустить тот момент, когда перья плавно переходят из шеи в крылья, а из крыльев в лапы.

Рисуем Георгия Победоносца

Орел готов, теперь нужно изобразить центральный щит. Отвечая на вопрос «Как нарисовать герб России?», мы уже говорили о том, что Георгий Победоносец является центром композиции. Начинать рисовать нужно с коня. Животное занимает 1/3 всего пространства щита. Его фигурка в четкой прорисовке не нуждается, можно нарисовать коня как мультяшного персонажа. Сам Георгий тоже миниатюрный. Тело его не совсем пропорционально, торс большой, а ноги короткие. Поднятая рука находится на одном уровне с головой. И конечно, нужно не забыть про плащ. Последний штрих - это змей, который распластался у ног победителя. Голова змея находится под передним копытом лошади, а хвост под задним. Крылья будут расположены ровно посередине.

Штриховка

Заканчивать работу нужно нанесением светотени и проработкой мелких деталей, которые могли затереться во время работы. Чтобы понимать, что нужно делать, необходимо взглянуть на различные гербы Российской Федерации. Как нарисовать поэтапно финальную часть работы?

Начинаем с прорисовки Георгия Победоносца. Наносим тень на лошадь, всадника, змея. Немного оттеняем сам щит от орла. Не должно получиться резких границ, тень должна быть мягкой. Чтобы добиться такого эффекта, можно растереть грифель кусочком ваты. Далее, прорисовываем головы орлов. Здесь нужно подчеркнуть глаза, языки. Нанести мелкие детали на короны. Финальное действие - прорисовка перьев. Здесь можно поэкспериментировать и отделить все три ряда перьев тенью друг от друга. Если этого делать не хочется, то просто нужно нарисовать по одному или по два небольших штриха на каждом пере крыльев.

Делаем рисунок в цвете

Вот мы и ответили на вопрос о том, как нарисовать герб поэтапно карандашом. Своей семье можно преподать урок изобразительного искусства. После нескольких тренировок вполне похожее изображение может получиться даже у школьников. Чтобы работа смотрелась более ярко, ее можно рисовать акварельными карандашами.

Тогда после завершения творческого процесса можно будет провести мокрой кистью по всему рисунку. Получится интересный эффект акварельного этюда. Правда, в этом случае мелкие детали придется прорисовать еще раз. И это уже стоит делать гелевой ручкой.

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии. Он располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. Основан Вавилон был не позднее III тысячелетия до н. э. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются около 2400 г. до н. э. Своего расцвета город достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.

В период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также дополнительной внешней стеной, охватывавшей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 км². Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы по сторонам света (в соответствии с местными представлениями), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль. Река Евфрат делила столицу на две части — Западный город и Восточный город. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Обе части Вавилона соединяли два моста — стационарный и понтонный. С внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Они были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведён масштабный комплекс Эсагила.

Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены, между Дорогой Процессий и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52 на 17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон.

Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.

Дворец утопал в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу.

2 Висячие сады

В северо-восточной части дворца Навуходоносора II были сооружены знаменитые «Висячие сады». «Сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.

Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

3 Эсагила

Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно завершено при Навуходоносоре II, располагался в центре Вавилона. Комплекс включал в себя большой двор (площадью около 40×70 метров), малый двор (площадью около 25×40 метров), и, наконец, центральный храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Храм состоял из передней части и святая святых, где стояли статуи Мардука и его супруги Царпанит.

Кроме того, на территории комплекса располагался небольшой водоём, названный Абзу, который являлся образом отца Мардука, Энки, который был богом всех пресных вод.

4 Этеменанки

Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня» — зиккурат в древнем Вавилоне. Один из самых первых зиккуратов был сооружен там еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.). Он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII—VI вв. еков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки.

Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона — Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата — квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие — по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60×60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота — ложе, кресла, статуи.

5 Ворота Иштар

От главного входа в зиккурат вела мощеная улица — Дорога Процессий, шириной в 35 метров. Заканчивалась она у Ворот богини Иштар. Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляли собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами. Ворота были посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий были покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. На воротах были изображены сирруши и быки, всего около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.

Несколько дней назад я вспомнил, что был город Вавилон, который считался в мире самым большим и прекрасным городом и заинтересовался, что же от него осталось сегодня. А осталось немалое. (Кстати, напомню, я делал подобную почти два месяца назад).

Вкратце о Вавилоне - это город, который располагался (по моей памяти) к 70 км к югу от сегодняшнего Багдада, на вечной реке Евфрат. Известен был примерно с 2000 лет до н. э., но уже к началу новой эры всилу разных обстоятельств прекратил существование. Самым известным царем Вавилона(страны с центром в г. Вавилоне) был Хамураппи, правивший в 18 веке до н.э. и давший стране (и миру) много новшеств и толчок к развитию, в т. ч., самое известное - Кодекс законов. Позже Вавилон был завоеван Ассирией, установившей господство в Месопотамии на долгие века, но к 7 веку до н. э. Ассирия пала при непосредственном участии самого Вавилона. После этого последовал второй "золотой век" Вавилона при царе Навуходоносоре, Вавилон подчинил себе всю Месопотамию и Ближний Восток. Однако позже страна была завоевана Ахеменидской Персией, (что однако не мешало развитию города), но уже к 4 веку был завоеван Македонским и впоследствии постепенно прекратил свое существование.

Слово Вавилон в какой-то степени стало нарицательным, обозначением величия. Следует отметить и важную роль, внесенную Вавилоном в науку. 3000 лет назад в Вавилоне изобрели первые счеты, абак. Изначально счетная система в Вавилоне была 60ричной, если не изменяет память. В Вавилоне же изобрели лунный календарь и 7дневную неделю. Также изобрели в Вавилоне солнечные, водяные часы. Привычные названия звезд - Сириус, Орион, тоже вавилонские . Первая мировая географическая карта, тоже вавилонская, хотя называть географические карты вавилонским изобретением я бы не стал. Кстати, на этой карте и Армения есть. - Это та самая карта, в форме звезды.

Закат в Вавилоне (картина Рафаэла Лакоста). На картине видно строительство Вавилонской Башни, а на фоне - Висячие сады..



О Висячих садах, думаю, известно всем. Вкратце о Вавилонской башне, которая легла в основание библейского мифа. В Вавилоне строили множество подобных башен, но самая высокая из них достигала, как сейчас считается, 91 м. в высоту, а возможно, и больше. Евреи, переселенные ассирийцами в Междуречье в 7 веке до н. э. увидели башню и усмотрели в этом бунт против Бога, стремление достигнуть небес, ведь для тех времен это было колоссальное сооружение. По всей вероятности разрушилась от землетрясения. Как я недавно узнал, здание Европарламента построено по макету Вавилонской башни, что довольно примечательно:)

Теперь вкратце о населении Вавилона.
Как город на мировую арену он выдвинулся в 18 веке до н.э. Уже к 1600 году стал вторым в тогдашнем мире после египетского Авариса. Население Вавилона составило 60 тыс. чел (Авариса - 100 тыс). Затем последовал упадок Вавилона. Относительно возродился город к 11 веку до новой эры и вновь стал одним из крупнейших городов, население его составило 45 тыс чел. К 800 году до н. э., через два века, население Вавилона приросло всего на 2 тыс, составив 47 тыс чел, а к 650 г до г. э. - уже 60 тысяч чел. Интересно, что наивысшего своего расцвета Вавилон достиг уже в период Ахеменидской Персии (мою статью об Ахеменидской Персии и ее взаимоотношениях с Арменией, с историческими картами, можно просмотреть ). Согласно Чандлеру, из "Tables of World"s Largest Cities 2250 B.C. - 1975", население Вавилона к 430 году до н.э. составило 200 тысяч человек. В тот момент Вавилон был крупнейшим городом в мире, обгоняя такие города как Афины (155 тыс), сицилийские Сиракузы и мн. др. Величию Вавилона был положен конец в конце 4 в. до н. э., в 312 году его население переселил один из полководцев Александра. К 200му году до н.э. Вавилон значительно утратил свои позиции. Жителей осталось лишь 60 тыс чел, а еще через триста лет - еще меньше. Впоследствии он окончательно прекратил свое существование. Следует заметить, что Вавилон по площади был очень большим городом, вряд ли уступающим в этом сегодняшнему Нью-Йорку. Население же самой Вавилонии (вавилоняне) в библии упоминается как халдеи. Халдеи одними из первых приняли христианство. После нашествия арабов в 7 веке христианское междуречье пало и арабы составили там большинство, одновременно мусульманизируя население и вытесняя нежелающих принять ислам. К сегодняшнему дню халдеи обычно объединяются в одну этнорелигиозную группу с ассирийцами (ассирохалдеи). Живут в основном в Ираке и в диаспорах в США, Скандинавских странах и др.

Вавилонский лев

Ворота Иштар, реконструированные в наши дни

Статуя стража ворот из Немрутского дворца, 9 век до н.э.

Иллюстрация царской процессии перед входом в Вавилон, ворота Иштар

Реконструкция Вавилонской Башни и Висячих садов Семирамиды

Картина Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская Башня"

Здание Европарламента

Свод законов Хаммурапи

Вероятно, так выглядели Висячие Сады

Общий вид Вавилона. Вавилонская башня слева, дальше ворота Иштар, справа- дворец Навуходоносора.

Стены Вавилона. Идем по древней дороге.

Стены Вавилона, музей Пергамон, Берлин ()

Александр входит в Вавилон (реконструкция, естественно)

Так выглядит древний Вавилон сегодня сверху, вид by Google Earth

Панорманый вид Вавилона, фото - 2005 год (большинство строений восстановлено)

Висячие сады Семирамиды, всмысле, то, что от них осталось

Стены дворца Навуходоносора

И напоследок вывешу фотку великой реки Евфрата, в районе между современным Багдадом и древним Вавилоном

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.

Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

0:25-0:35 - Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 - Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 - "Висячие сады Семирамиды"

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.

1:50-2:05 - "Вавилонская башня"


Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом". Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.

2:13-2:35 - Панорама города из святилища Мардука


Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю...

Больше о Вавилоне Навуходоносора и раскопках Кольдевея:

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».