Какова цель существования человека аргументы из литературы. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства

Текст из ЕГЭ

(1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные. (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности. (5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как ненравственный человек — это не совсем человек, ибо живёт, разрушая общество, то есть вовсе не человек. (7)3ачем он нам такой нужен? (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников? (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда заменяю термин ‘образование’, говорить очень тяжело. (10)Велика ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей. (11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение к этому, самому важному для нашего будущего, делу? (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не радуйтесь. (15)Второе место наше — это место от конца. (16)3а нами только африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую ‘заботу’? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу..

(19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково — прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года — каникулы, самое лучшее время в школе — перемена, самая большая радость в школе — ура, учительница заболела. (22)Или — меня сегодня не спросили. (23)Отчего? (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям. (26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо не обогащает. (31)3атем подрастающему недорослю (душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво, затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца. (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не интересуют. (34)Они тяготят — вбила в него школа. (35)Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы — только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда. (37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи ‘Очевидное — невероятное’ сказал: (38)Большая часть знаний, что даёт нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт институт, не нужна нам в жизни. (40)Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня.

(По И. Ботову)

Вступление

Знания имеют первостепенное значение для современного человека. Россия во все времена славилась высоким уровнем образования, предоставляемого в школе. Однако в последнее время, в период реформы системы образования, поднимается все больше споров и разногласий по поводу качества полученных знаний, системы их оценивания.

Немаловажным является и вопрос воспитания, становления гармонично развитой личности, максимально подготовленной к жизни в обществе. При решении всех этих проблем огромное значение приобретает образ преподавателя, учителя, и влияние нынешней школы на подрастающее поколение.

Проблема

Проблема качества, актуальности и полезности знаний, неразрывно связанная с проблемой воспитания и образования в современных учебных заведениях, поднимается И. Ботовым в предложенном тексте. Рассматривается роль учителя и школы в целом при становлении человека как личности.

Комментарий


Автор начинает повествование с утверждения, что только лишь образованные люди, при этом не обладающие должным воспитанием, совершенно не нужны нашему обществу. В нем и так хватает бесчестных, преступных индивидов. Поэтому главным лозунгом современного образования должно стать воспитание нравственного, гармонично развитого человека, приносящего стране и своему народу лишь благо.

За воспитание такого человека в первую очередь ответственен учитель, который просто обязан вкладывать душу в своих учеников, отдавать им часть самого себя. Без этого не получится настоящего человека.

Государство не видит столь важной проблемы. Наша страна находится на предпоследнем месте по количеству потраченных на одного ученика денег. После нас только Африка, страны третьего мира. Вследствие этого, сильно упала грамотность, многие просто не посещают школу.

Автора волнует вопрос о том, что нынешняя система слишком уравнивает детей, усредняя их способности и наполняя одними и теми же знаниями. Причем качество этих знаний оставляет желать лучшего. Все вместе приводит среднего человека к чувству отвращения от знаний. Большинство молодежи ищут развлечения совершенно в других областях жизни. Знания их не волнуют, зато алкоголь, наркотики, секс, танцы становятся неотъемлемой частью их жизни, способствуя деградации личности.

Автор сетует на то, что на протяжении нескольких десятилетий ситуация в образовании не меняется: школьные знания не нужны для вузов, вузовские знания – не пригодятся в жизни. Необходимо срочно что-то менять.

Авторская позиция

Автор пытается донести до читателя первостепенное значение для общества идеальной личности, нравственной, всесторонне развитой, образованной. Он призывает к необходимости скорейших перемен, которые обязаны привести к светлому будущему.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором. Образование, действительно, неоднозначно на сегодняшний день. Он сильно упрощено с одной стороны – схематичность, однозначность материала. С другой стороны, появляется множество ненужных предметов – введение второго иностранного языка, планирование введения третьего. Школьные знания иностранных языков настолько поверхностны, что изучение нескольких иностранных будет лишь отнимать время от подготовки к реально необходимым предметам.

Изменения необходимы, но они должны быть максимально обдуманными. И начинать нужно с подготовки преподавательского персонала. Учитель обязан не только нести знания, но воспитывать своим примером.

Аргумент №1

Если у человека присутствует тяга к знаниям, он способен развиваться. Проблема познания поднимается в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главной задачей главного героя – молодого недоросля Митрофанушки становится получение знаний. На самом деле, его учителя столь неглубоки, что дают ему лишь поверхностные знания, но он даже это не способен усвоить.

И тут дело не только в преподавателях. Многое зависит и от материнского воспитания Простаковой, которая внушает сыну, что ему образование не нужно. Мы видим, что знания, упавшие в неплодотворную почву, не смогут дать должных плодов. Образование без воспитания теряет половину своей пользы.

Аргумент№2

Если же человек стремится к глубоким знаниям, увлечен наукой и самим процессом познания, он может добиться очень многого. Таким человеком показал себя Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Заключение

Образование играет первостепенное значение для развития человека. Оно создает фундамент для становления личности, формирования жизненных стремлений и убеждений, духовного развития людей.

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

Здесь искали:

  • проблема воспитания аргументы
  • примеры воспитания в литературе
  • проблема воспитания в литературе

Саня Григорьев – главный герой романа В.А.Каверина «Два капитана» – всю жизнь посвятил поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Узнав в детстве из найденного письма о трудностях, которые выпали на долю капитана, руководителя экспедиции, он сразу проникся каким-то особым чувством причастности к этой истории. Судьба свела его с семьёй капитана Татаринова, он полюбил его дочку Катю. Когда его обвинили в предательстве и смерти матери Кати, он собрал все свои силы, для того чтобы поступить в лётное училище. Он был невысокого роста и считал себя слабым, но стал тренироваться ежедневно и добился того, что его приняли в лётное училище. Став лётчиком, он отправился на Север, потому что знал, что там находятся ответы на все его вопросы. В итоге он нашёл экспедицию погибшего капитана Татаринова, нашёл остатки корабля и бортовой журнал и доказал виновность брата капитана, который готовил оснащение экспедиции. Так ценой невероятных усилий Саня Григорьев достиг своей цели.

2. И.А.Бунин «Чистый понедельник»

Герои рассказа – люди молодые, красивые, богатые. Они имеют всё для счастливой и спокойной жизни. Главный герой влюблён в героиню и наслаждается этим чувством, мало задумываясь о природе человеческих качеств своей возлюбленной. Она ему кажется девушкой немного странной, но он уверен. Что в браке всё образуется, что рано или поздно она станет его женой, хотя из её уст это слово ни разу не звучало. А будь он повнимательней, он бы заметил, что её странности – вовсе не странности, а серьёзное увлечение, поиски смысла жизни. И портрет «босого» Толстого на стене, и расположение квартиры напротив Храма Христа Спасителя, и посещение курсов сестёр милосердия. А главное – её стремление посещать монастыри, храмы, кладбища. С каким просветлением в лице она рассказывает своему возлюбленному о старинных летописях, письменах! С каким знанием дела она повествует обо всех церковных обрядах. Молодой человек по-прежнему не придаёт значения всем этим фактам. Лишь после объявления, что она уходит в монастырь, ему становится всё понятно. Девушка изначально стремилась к приобщению к святой жизни, искала своё место именно в этой области. Герой принимает выбор любимой спустя два года, когда проходит тем же путём, что и в тот чистый понедельник, в день начала великого поста, и встречает её (именно её) во время службы в Марфо-Мариинской обители. Однажды поставив цель, девушка достигла её, пройдя через все препятствия.