Карачаево-черкесский государственный университет имени у. алиева (кчгу им

Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы
.

бакалавр, аспирантура, магистр

Уровень квалификации:

очная, заочная

Форма обучения:

Диплом государственного образца

Документ об окончании:

Лицензии:

Аккредитации:

От 17000 до 136000 RUR за год

Стоимость обучения:

От 102 до 270

Проходной балл:

Количество бюджетных мест:

Характеристика вуза

Бюджетное финансирование (бесплатное обучение):
Негосударственное финансирование (платное обучение):
Отсрочка от службы:
Военная кафедра:
Подготовительное обучение:
Команда КВН:
Кол-во студентов 4269
Кол-во преподавателей 338
Кол-во кандидатов наук 215
Кол-во проф. и докторов: 50

Общая информация

Карачаево-Черкесский государственный университет - первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году.

Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета - институт филологии, институт культуры и искусств, 8 факультетов: физико-математический, физической культуры, педагогический, исторический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня - это 836 че-ловек: 338 преподавателей, 50 докторов наук и профессоров, 215 - кандидатов наук, 128 - доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных российских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито-ров, художников Российской Федерации и КЧР.

В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 150 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ.

Карачаево-Черкесский государственный университет - старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв-ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое-образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними.

Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев-ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав-тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским.

В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу.

Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году стал государственным университетом классического типа.

КЧГУ в рамках единого федерального образо-вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни-верситете открыты новые специальности: «Социаль-но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др.

Готовятся научно-педа-гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра-зования и 17 специальнос-тям в сфере послевузов-ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами.

В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер-кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи».

Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона.

Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений.

Миссия Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева

Миссия Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева заключается в реализации образовательных и научных технологий, развитии современного непрерывного образования, подготовке конкурентоспособных специалистов новой формации, формировании единого культурного, интеллектуального и экономического пространства, основанного на межнациональном и межконфессиональном взаимопонимании, реализации естественных прав и свобод каждого человека, в превращении Карачаево-Черкесской Республики в один из самых образованных, духовно и нравственно богатых регионов России.

Политика КЧГУ в области качества образования направлена на реализацию его миссии - формирование вуза как научно-образовательного центра, университета исследовательского, инновационного типа.

Политика в области качества - это целенаправленная работа руководства университета по повышению качества образования. Университет считает обеспечение гарантии высокого качества образования одним из главных приоритетов в своей деятельности. Обеспечение высокого качества и постоянное совершенствование образовательного процесса в КЧГУ есть не самоцель, а необходимые инструменты профессиональной подготовки специалистов.

Политика в области качества образования

  • · соответствует стратегии развития образовательной системы Российской Федерации, региона, вуза;
  • · соответствует требованиям образовательной системы Российской Федерации; ориентирована на его постоянное улучшение;
  • · является основой для постановки и анализа целей в области качества.

Политика разработана и принята Ученым советом университета, утверждена ректором.

Для реализации образовательной политики университета Координационным советом по качеству образования КЧГУ разработаны цели и задачи в области качества образования, представленные Комплексной программой развития КЧГУ на 2006-2015г.г. Данные цели направлены на удовлетворение потребителей образовательными услугами через повышение качества образования в университете.

Для доведения политики и целей в области качества образования до сведения всего персонала КЧГУ документ размещен на сайте университета. Руководители подразделений знакомят членов коллектива с задачами и целями университета в области образования и ролью каждого работника вуза в их реализации. При этом каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество работы.

Не реже 1 раза в год, согласно плану работы, Координационный совет по качеству образования университета анализирует достижение поставленных целей, соответствие политики в области качества образования долгосрочной перспективе развития университета. При необходимости политика и цели в области качества корректируются.

Стратегические цели в области качества образования

Цель - подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, нравственно воспитанных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Главная цель политики университета достигается путем решения следующих задач:

  • · cовершенствование механизма качественного отбора преподавателей, обеспечение условий для продуктивной и творческой работы, повышения квалификации и роста профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала университета посредством создания и реализации системы персональной ответственности, оценки и стимулирования труда каждого работающего;
  • · увеличение объема и расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности университета как основы для привлечения дополнительных ресурсов;
  • · повышение квалификации сотрудников вуза и практических навыков студентов; более полное обеспечение материально-технической базы образовательного процесса и подготовки кадров высшей квалификации;
  • · развитие международного сотрудничества в области образования, науки и высоких технологий, подготовка иностранных студентов, расширение мобильности преподавателей и обучающихся;
  • · проведение постоянной политики интеграции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, привлечение студентов на протяжении всего периода обучения их в вузе к участию в научно-исследовательской работе и управлении университетом;
  • · совершенствование системы управления университетом на основе современных методов менеджмента организации, путем оптимального разделения полномочий руководителей, постоянной их отчетности, повышения ответственности за порученный участок работы;
  • · проведение регулярного мониторинга качества образовательного процесса с принятием эффективных корректирующих мер по его улучшению;
  • · разработка соответствующей программы и проведение системы мероприятий, обеспечивающих эффективный, безболезненный переход вуза на двухуровневую систему подготовки кадров;
  • · совершенствование процедуры конкурсного отбора в вуз с целью принятия для обучения в университете наиболее одаренной молодежи путем поддержания тесных связей со школами, колледжами республики;
  • · непрерывное повышение качества содержания образования, открытие новых специальностей и специализаций с учетом потребностей рынка труда;
  • · развитие системы непрерывного, многоуровневого, дистанционного образования;
  • · обеспечение качественного перехода на новые образовательные стандарты, разработка новых учебных планов и программ, модулей, учебно-методических комплексов, разработка эффективного механизма внедрения компетентностного подхода в подготовке специалистов;
  • · развитие у обучаемых самостоятельности, готовности к будущей профессиональной деятельности, потребности в постоянном обновлении знаний, формирование высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей;
  • · совершенствование организации и проведения образовательного процесса с учетом критериев качества, объективного контроля успеваемости обучающихся;
  • · создание и совершенствование учебно-методической и другой нормативной документации по вопросам образования;
  • · усиление работы по привлечению к учебному процессу потенциальных работодателей с учетом их требований при разработке образовательных программ, к проведению внешней оценки качества образования и научно-исследовательской работы в вузе;
  • · совершенствование системы материального и финансового обеспечения образовательного процесса, социальной защищенности преподавателей, сотрудников и студентов университета.

1 из


  • Прикладная математика и информатика01.03.02
  • География05.03.02
  • Экология и природопользование05.03.06
  • Биология06.03.01
  • Прикладная информатика09.03.03
  • Информатика и вычислительная техника09.03.01
  • Психология37.03.01
  • Государственное и муниципальное управление38.03.04
  • Экономика38.03.01
  • Социальная работа39.03.02
  • Журналистика42.03.02
  • Туризм43.03.02
  • Педагогическое образование44.03.01
  • Педагогическое образование44.03.05
  • История46.03.01
  • Физическая культура49.03.01
  • Дизайн54.03.01
  • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы54.03.02
  • Прикладная математика и информатика01.04.02
  • География05.04.02
  • Экология и природопользование05.04.06
  • Биология06.04.01
  • Прикладная информатика09.04.03
  • Психология37.04.01
  • Государственное и муниципальное управление38.04.04
  • Педагогическое образование44.04.01
  • Физическая культура49.04.01
  • Математика и механика01.06.01
  • Физика и астрономия03.06.01
  • Науки о земле05.06.01
  • Биологические науки06.06.01
  • Информатика и вычислительная техника09.06.01
  • Психологические науки37.06.01
  • Образование и педагогические науки44.06.01
  • Языкознание и литературоведение45.06.01
  • Исторические науки и археология46.06.01
  • Физическая культура и спорт49.06.01

Условия поступления

КЧГУ размещает на официальном сайте список лиц, подавших доку- менты, необходимые для поступления, с указанием сведений о приеме или об от- казе в приеме документов (в случае отказа - с указанием причин отказа).

60. В заявлении о приеме поступающий указывает следующие сведения:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии);

2) дату рождения;

3) сведения о гражданстве (отсутствии гражданства);

4) реквизиты документа, удостоверяющего личность (в том числе указание, когда и кем выдан документ);

5) при поступлении на обучение в соответствии с особенностями, установ- ленными Порядком для приема на обучение лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 или статье 6 Федерального закона N 84-ФЗ, - сведения о том, что поступающий отно- сится к числу таких лиц;

6) сведения об образовании и документе установленного образца, отвечающем требованиям, указанным в пункте 5 Правил;

7) условия поступления на обучение и основания приема;

8) при поступлении на обучение по программам бакалавриата - сведения о наличии или отсутствии у поступающего особых прав (при наличии особых прав - с указанием сведений о документах, подтверждающих наличие таких прав);

9) при поступлении на обучение по программам бакалавриата - сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (при наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок дей- ствия которых не истек, указывается, какие результаты ЕГЭ и по каким общеоб- разовательным предметам должны быть использованы);

10) при поступлении на обучение по программам бакалавриата - сведения о намерении участвовать в конкурсе по результатам общеобразовательных вступи- тельных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоя- тельно (с указанием оснований для участия в конкурсе по результатам таких вступительных испытаний и перечня вступительных испытаний);

11) язык, на котором поступающий намерен сдавать каждое вступительное испытание, проводимое организацией самостоятельно, по которому организация установила возможность сдачи на различных языках;

12) сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий);

13) сведения о намерении сдавать вступительные испытания с использованием дистанционных технологий и месте их сдачи;

14) сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных до- стижений (при наличии - с указанием сведений о них);

15) сведения о наличии или отсутствии у поступающего потребности в предоставлении места для проживания в общежитии в период обучения;

16) почтовый адрес и (или) электронный адрес (по желанию поступающего);

17) способ возврата поданных документов (в случае непоступления на обу- чение и в иных случаях, установленных Порядком).

Контакты аспирантуры

Аспирантура КЧГУ начала свою деятельность с 20 апреля 1993 г. Инициатива открытия аспирантуры принадлежит ректору КЧГПИ проф. Койчуеву А.Д., а также профессорам Хабичеву М.А., Пазову С.У., доценту Клычеву Р.Н. Ректор Койчуев А.Д. и проректор по НИР Пазов С.У. приложили немало сил и энергии, чтобы наша молодежь имела возможность стать специалистами высшей квалификации в стенах родной «альма-матер». С 1994 г. отдел возглавляет доц. Батчаева З.А. Грамотно, профессионально четко работает специалист отдела ПКВК Семенова Файруз Магомедалиевна, благодаря которой хорошо налажена связь с кафедрами, аспирантами, структурными подразделениями университета, аккуратно ведутся личные дела, надлежащим образом и своевременно готовятся и сдаются отчеты, затребованная информация и т. д.

С 2014 г. аспиранты проходят подготовку по 10 направлениям и 21-ой направленностям программ в соответствии с утвержденными Минобрнауки России федеральными государственными стандартами (ФГОС) по направлениям и направленности программ (приказ Минобрнауки России №1061). Аспиранты, приятые в аспирантуру КЧГУ до 2014г., продолжают обучение в соответствии с ФГТ.

За прошедшие годы аспирантами и соискателями защищено более 400 диссертаций. Научное руководство осуществляют более 40 человек на 18 кафедрах.

Много внимания уделяют аспирантуре, оказывая практическую помощь, проректор по УР доц. Чанкаев М.Х., начальник учебного управления доц. Сарцилина А.И., начальник УКО доц. Тохчуков М.О., деканы доц. Биджиев Д.У., доц. Бостанов Р.А., доц. Лепшоков Х.С., доц. Огузов В.В., проф. Кубанова М.Н., доц. Урусов А.А., доц. Джаубаев, доц. Эдиев А.У.

Среди аспирантов хочется особо выделить самых добросовестных, это - выпускница 2012 г, Узденова А. М. (05.13.18), которая досрочно блестяще защитила диссертацию по специальности 05.13.18; Высоцкая Т. В. (05.13.18), выпуск 2013 года, которая имела много научных трудов, в том числе 5 публикаций в научных журналах и изданиях, рецензируемых ВАК, а также в Европейском исследовательском международном мультидисциплинарном журнале; успешно завершает обучение в аспирантуре Стаховска Д. А. (07.00.07), гражданка Польской Республики, прекрасно владеющая русским, английским и уже почти свободно говорящая на карачаевском языке, Дарья - целеустремленный человек, за короткое время собрала и обработала значительный материал по теме своего научного исследования, связанного с развитием христианства на Северном Кавказе; выпускник аспирантуры 2014 года Байчоров М. Р. является активным участником и помощником в организации семинаров, круглых столов, проводимых кафедрой, Институтом филологии, фондом «Эльбрусоид». Принимает активное участие в деятельности филиала кафедры ЮНЕСКО по сохранению и развитию языков народов КЧР. Он - участник региональных, всероссийских и международных научных конференций, проводимых в СКФО, представил свое научное исследование в Диссовет КБГУ. Успешно защитили диссертации в 2014, 2015 г. Байчорова Ф.Х.(01.01.02), Эзиева С.Т. (13.00.02-изо), Кипкеева П.А. (25.00.36), Енокаева С.С.(13.00.01), Узденова С.Б. (07.00.02), Борлакова З.А. (13.00.08).

Отрадно отметить, что по результатам центрального журнала Японского экологического общества « Ecological Research» научная статья «молодого ботаника из Карачаево-Черкесии» (Кипкеев Али, аспирант 3-го года очной бюджетной формы обучения кафедры естествознания и методики его преподавания, научный руководитель проф. Онипченко В.Г.) стала лучшей статьей прошедшего года в номинации «Открытие года». Целеустремленно работает Шулаков Александр под руководством профессора Онипченко В.Г. за два года учебы им подготовлено более 12 статей самой разнообразной географией их издания, включая ВАКовские.

Аспиранты участвуют в научных конференциях, методологических семинарах, профильных конференциях кафедр, факультетов, университета, региональных, международных конференциях. Так, например, аспиранты кафедры матанализа, специальность дифуравнения и их научный руководитель проф. Шабат А. Б. - в Башкирском государственном университете им. М. Акмуллы г. Уфа, они были участниками Международной школы - конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Фундаментальная математика и ее приложения в естествознании».

Развитие аспирантуры тесно связаны с перспективой развития университета, как в решении ряда вопросов структурно-организационного, так и изменениями в учебном процессе подготовки аспирантов, связанных, в первую очередь, с введением в действие Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», утверждением нового государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования, по которому аспирантура относится к заключительной ступени высшего образования - это подготовка кадров высшей квалификации. Под руководством и непосредственной помощи проректора по учебной работе доц. Чанкаева М.М. была проведена активная разработка всей необходимой документации для перехода к новым образовательным стандартам высшего образования (аспирантура), завотделом разработано много Положений, включая документацию по 3-м практикам, но многое предстоит еще сделать.

Хочется отметить, что некоторые выпускники нашей аспирантуры, получив ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента, решили продолжить научный путь, работают над докторскими диссертациями, а другие сами уже являются научными руководителями. Из выпускников аспирантуры 7 стали докторами наук: Семенова Ф.О., Бегеулов Р. М., Абдокова М. Б., Айбазова Ф. У., Койчуева А. С., Блимготова М. И., Гурина И. А.; кандидаты наук Алиев Р. М., Лавринец К. Ю., Дзамыхов А. Х., Фролова М. И. стали докторантами нашего университета.

Более 100 кандидатов наук из числа выпускников аспирантуры работают преподавателями в своей родной «альма-матер», а некоторые в составе руководящих работников университета: начальник управления доц. Сарцилина А. И., доктор педагогических наук, профессор Эбзеев М. М., директор института филологии - доц. Лепшоков Х. С.; завкафедрами: психологии - проф. Семенова Ф. О., истории России - проф. Бегеулов Р. М., педагогики и педтехнологий - проф. Узденова А. А., теории и методики профобразования - доц. Борлакова С. А., математики и методики ее преподавания, ныне докторант кафедры ТМПО - доцент Дзамыхов А. Х., естествознания и методики его преподавания - доц. Эркенова М. А., физической и экономической географии - доц. Аппоева Л.И., всеобщей истории - доц. Байрамуков А. С., литературы - доц. Чотчаева М.Х., ДПИ и дизайна - Алиева А. Р.; зав. УМО Хаджиева М.Х., завкабинетом инновационных технологий Караева Д. Н., завлабараторией педагогического и этнокультурного исследования в сфере образования доц. Койчуев А. А-Д. и другие.

Выпускники аспирантуры работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Ставропольском крае (Ставрополь, Кисловодск, Невинномысск, Пятигорск, Ессентуки), Черкесске, Краснодаре, Армавире, Абхазии, Франции и т.д., перечислить всех просто невозможно, назову лишь некоторых из них, это: проректор по УР СКГТА Нагорная Г. Ю., директор колледжа при Синергиипроф . проф. Койчуева А. С., проректор по НИР ПГТУ (ныне СКФУ) Юсупова И. Н., проректора по учебной работе Белгородского института культуры Верховод Ф.С., Узденов А. М., советник Главы КЧР, Анзорова С. П., ФИРО (Москва), Текеев Д. К., замдиректора по науке Тебердинского заповедника, Хубиев Ш. М., начальник Кправления культуры г. Карачаевска, Казакова М. А. (доцент РИБКРО), Бройдо А. И., журналист АиФ (Москва), Брянцева Е.В., учитель высшей категории (Москва), Романенко В. П. , САО РАН и мн. др.

Нам дано большое благо - иметь аспирантуру. В год 22 -х- летия со дня основания которой, мы уверенно можем сказать, что она во многом оправдала свою миссию и латинское значение aspirans, стремящийся к чему - либо, т.е. помочь людям «стремящимся» повысить уровень образования в избранной области знаний.

Ансамбль создан в конце 60-х гг. В 1982 г. получил звание «народный». Ансамбль является неоднократным лауреатом Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей среди вузов РФ, СК, КЧР: (Самара-1996, Казань-2000, Волгоград-2006, Ростов-2005, 2006, 2007, Москва-2004, 2007, 2011, Армавир-2008, 2009, 2010) неоднократный победитель «Студенческой весны КЧР»

ВИА «АЯЗ»
Руководитель ансамбля Хыбыртов К.Т. Ансамбль занял 1 место на Международном фестивале тюркской молодежи (Уфа - 2002 г.), является неоднократным победителем студенческой весны КЧР, призером Всероссийского фестиваля «Ночи Домбая». Ансамбль ВИА «АЯЗ» активно участвует во всех университетских, городских и республиканских мероприятиях.
В университете функционируют: студия современной музыки (руководитель Хубиев Х.К.), аудио и видео студия (руководитель Темрезова Б. Б.)

КВН
Сборная команда КВН «Дети Домбайской долины» (2006 г.), «Домбайские Йети» (2008 г.) - неоднократные участники международных фестивалей в г. Сочи («Кивин-2006, 2007, 2008, 2010), игр Поволжской, Астраханской, Воронежской, Ярославской лиг, КВН-Алании, Москвы и Минской области (2010 г.). Современная команда «Дети Домбайских Йети» (капитан команды Динаев Р.А.) является победителем республиканского фестиваля КВН 2011, среди команд ВУЗов и ССУЗов КЧР. Состав сборной команды университета ежегодно пополняется после полуфинальных и финальных игр КВН среди факультетов и Института филологии.

Кружки, функционирующие в КЧГУ:

Кружки по предметам на кафедрах и факультетах, в которых занимаются около 600 студентов, проходят в аудиториях факультетов и ИФ и в специальных помещениях (ХГФ, ФЭУ, ФФК) и др.
В Институте филологии организованы и работают 8 творческих кружков:

  • Литературный кружок «Джанкъозла» (Подснежник), руководитель проф. Батчаев А-М.Х.
  • Литературный кружок «Сокпаи» (Тропинка) руководитель доц. Каракаев Ю.И.
  • Литературный кружок «Авангард», руководитель зав. каф., доц. Джанибекова С.С.
  • Литературный клуб «Наш современник», руководители доц. Сакиева С.М. зав. каф., доц. Чотчаева М.Х.
  • Кружок чтецов по ораторскому мастерству, руководитель доц. Борлакова Л.А.
  • Кружок «Язык и культура», руководитель к.п.н. Текеева М.Б.

Всего в творческих кружках Ин.Фил. участвует 102 студента

  • На ХГФ действует 10 творческих кружков с участием 110 студентов.
  • На ФЭУ функционирует 11 кружков, в которых занимаются более 150 студентов.
  • На Ф.Пс. - 3 творческих кружка, где занимаются 53 студента.
  • На ЕГФ - научный кружок «Русское географическое общество», где занимаются 40 студентов, руководитель проф. Потапенко Ю.Я.
  • Кружок «Миг»- на кафедре философии, руководитель доц. Ф.Х. Лайпанова;
  • «Французский язык - мой друг» - на кафедре иностранных языков, руководитель доц. Таушинаева Ф.М.;

«Культура межличностного отношения» - на кафедре психологии, руководитель проф. Семенова Ф.О.

03.12.2013 0 1146 Догучаева Р.

Ранета Догучаева


Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева - старейшее учебное заведение республики, имеющее свою историю и давно сформировавшиеся традиции. Вуз начал свою работу в 1938 году как двухгодичный учительский институт. В 1940 году на его базе был открыт Карачаево-Черкесский пединститут, который в 1994 году был преобразован в педагогический университет. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-черкесский педагогический институт объединен с Пятигорским. В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский педагогический институт был преобразован в педагогический университет. В 2003 году университет преобразован в Государственный университет классического образца. Сегодня КЧГУ им. У.Д. Алиева - один из динамично развивающихся вузов России. Здесь преподают и занимаются научной работой более 30 докторов наук и профессоров, около 250 кандидатов наук, 90 аспирантов, около 200 соискателей, 170 старших преподавателей. На 10 факультетах обучается более 6000 студентов. Среди выпускников вуза генерал-полковник Магометов С.К., герои Советского Союза и России - Касаев О.М., Калоев А.А., Бадахов Х.И., Биджиев С.А., Узденов Д.Т. Более 60 выпускников носят звание заслуженного учителя России. Около 700 являются руководителями высшего и среднего звена в КЧР и других регионах России почти во всех сферах деятельности. Студенческий городок КЧГУ находится в одном из красивейших уголков России, Карачаевском городском округе, куда входят всемирно известные центры отдыха и туризма Домбай и Теберда. Для иногородних имеются два общежития на 700 человек. В одном из общежитий располагается медпункт и санаторий-профилакторий на 40 мест. Во всех учебных корпусах и общежитиях - уютные кафе.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием.

Несколько слов о родном вузе

В конце ноября Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева отметил свой 75-летний юбилей. О том, с чем подошел к своему юбилею университет, мы беседуем с ректором университета, профессором Тамбиевым Б.Н.

- Бурхан Нюрчукович, что для Вас означает юбилей КЧГУ?

Юбилей для любого вуза - это большой праздник коллектива преподавателей, студентов и сотрудников, и, как правило, в этот день подводят итоги и намечают планы на будущее. За прошедшие годы, несмотря на все существующие проблемы, нашему коллективу удалось многого добиться. Ярким показателем работы является то, что, по данным Рособразования, за 2010 год КЧГУ по рейтингу общего мониторинга вошел в третью десятку среди государственных университетов. Это неплохое достижение для коллектива, и с тех пор мы стараемся не снижать качества работы. Другим показателем являются итоги приемной компании за последние несколько лет. Молодёжь к нам идет охотно, это говорит о том, что наш вуз пользуется хорошей популярностью.

В последние годы все СМИ настойчиво поднимают проблему конкуренции среди вузов в связи с уменьшением количества выпускников школ в стране. Вы являетесь председателем совета ректоров вузов КЧР. Насколько остра эта проблема в нашей республике?

Действительно, за последние годы количество выпускников школ постоянно уменьшается. Особенно остро эта проблема стоит в центральных регионах России. Мы анализируем ситуацию и видим, что центральные вузы страны активизировали свою деятельность и в регионах наблюдается отток выпускников в столичные вузы. Разумеется, это создает нам очень серьезную конкуренцию. Такое положение обязывает грамотно проводить информационно – имиджевую политику, активно продвигать свой бренд, внедрять инновационные методы работы. Например, на факультете экономики и управления проводятся дополнительные занятия по изучению английского языка. Студенты регулярно выезжают за границу, участвуют в международных мероприятиях. Все это повышает качество обучения, привлекает к нам абитуриентов. Трудности, существующие в профориентационной работе, одинаковы для всех вузов республики, и на заседаниях совета ректоров мы стараемся решать эту проблему сообща, в рамках взаимопонимания. Ведь работа вузов Карачаево-Черкесии важна не только в плане подготовки специалистов, но и – в большей степени – в плане решения экономических, социальных, политических, культурных и духовно-нравственных проблем региона.

- Что существенного, на ваш взгляд, произошло в университете за последние годы?

С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», идет модернизация высшей школы, и перед коллективом университета встала задача приведения нормативно-правовой базы деятельности университета в соответствие с этим законом. Внедряются новые образовательные стандарты, требующие разработки соответствующей учебно-методической документации. Наш вуз первым в республике перешел на уровневую систему обучения. А это огромный труд всего коллектива. По итогам мониторинга деятельности университета за 2012 г., который вывешен на сайте Минобрнауки РФ, Карачаево-Черкесский государственный университет отнесен к категории эффективных вузов. Несмотря на это, коллектив находится на стадии оптимизации, что обязывает приложить все усилия для достижения требуемых показателей мониторинга.

Поставленную задачу перед вузами страны довести среднюю зарплату ППС до среднего уровня по региону наш университет решает через оптимизацию деятельности коллектива. Все структурные подразделения в поиске эффективных методов работы по различным направлениям функционирования вуза. Практика показывает, что проводимая работа по оптимизации даёт свои положительные результаты.

Кроме того, для нас очень значимым является завершение и ввод в эксплуатацию в конце этого года нового учебно-лабораторного корпуса общей площадью 5,5 тыс. м2. Также можно отметить проведенный капитальный ремонт учебной базы «Теберда», расположенной в городе-курорте Теберда.

Новые стандарты обучения требуют максимального использования информационных технологий в учебном процессе. Что в этом плане делается у нас?

Мы очень благодарны филиалу «Ростелеком» в Карачаево-Черкесии, который провел нам оптоволоконную сеть. Это позволило в десять раз увеличить скорость подсоединения к интернету. В рамках внедрения инновационных и информационных технологий за последние три года мы удвоили свой компьютерный парк более чем в два раза, увеличили количество мультимедийных аудиторий. В университете работают три автоматизированные платформы, в том числе и электронный банк данных вуза. Ежегодно расширяются возможности сетевого и серверного оборудования с целью улучшения доступа как к внутренним, так и внешним учебным ресурсам. За последние годы все больше и больше преподавателей используют информационные технологии в своей работе. Создаются максимальные условия для самообразования студентов, для чего на каждом факультете имеются аудитории с доступом в интернет. Студенты, аспиранты и преподаватели с любого компьютера университета могут получить доступ к банку учебных ресурсов. В прошедшем и нынешнем году апробированы и внедряются технологии организации видеоконференций и телемостов не только внутри университета, но и между вузами.

Бурхан Нюрчукович, студенческая жизнь не ограничивается учебой, очень важна и общая атмосфера, царящая в вузе. Как Вы оцениваете жизнь студентов в КЧГУ?

Студенческая жизнь, как культурная, так и спортивная, в нашем университете весьма насыщенная. У нас три золотых и один бронзовый призер XXVII Универсиады в Казани, 7 заслуженных мастеров спорта РФ, 10 мастеров спорта международного класса. В университете работают около пятидесяти секций, кружков, клубов по хореографии, вокалу, туризму, спорту, научно-исследовательской работе и др. Гордостью университета является народный хореографический ансамбль «Шохлук - Дружба», известный не только в нашем регионе, но и в России. В университете ежегодно проводятся более 150 культурно-массовых и спортивных мероприятий, в которых принимают участие около1300 студентов. Наши студенты активно участвуют в общественной жизни города, республики и Северо-Кавказского федерального округа. КЧГУ ежегодно представлен на молодежных форумах «Селигер», «Машук», «Домбай», «Каспий». В нашем университете развито студенческое самоуправление, активно работают студсовет и студпрофком.

- Что вы можете сказать о нынешней молодежи?

В целом наша молодежь мне нравится. Меня всегда интересовало, кто поступает в наш университет. Но вместе с тем, как руководитель образовательного учреждения, я хотел бы выделить, что новое поколение как никогда требует большего внимания в плане формирования у них личностных качеств, которые помогли бы им адаптироваться к быстро меняющемуся миру глобализации и приобщиться к богатым духовно-нравственным и материальным ценностям народов, проживающих в КЧР. Мне отрадно отметить, что в нашем многонациональном коллективе большое внимание уделяется работе, направленной на воспитание толерантности и уважительного отношения к каждому человеку.

Ректоры КЧГУ с 1938 г. по н.в.:



Жданов Николай Николаевич, директор КУИ (1938-1939 гг)


Леонов Иван Георгиевич, директор КУИ и КЧПИ (1939-1942 гг)


Ткачев Иван Михайлович, заместитель директора
по учебной и научной работе КУИ и КЧПИ
(1938-1942, 1943-1944 гг)


Лайпанов Хамид Оразович, ректор КЧГПИ (1957-1960 гг)


Баучиев Аубекир Джумукович, ректор КЧГПИ (1960-1962 гг)


Алиев Умар Баблашевич, ректор КЧГПИ (1962-1964 гг)


Кипкеев Курман-Али Рамазанович, ректор КЧГПИ (1964-1983 гг)


Пластинин Василий Васильевич, ректор КЧГПИ (1983-1987 гг)


Багдасаров Валерий Рачикович, ректор КЧГПИ (1987-1990 гг)


Койчуев Аскербий Дагирович,
ректор КЧГПИ (1990-1994),
КЧГПУ (1994-2000 гг)


Тамбиев Бурхан Нюрчюкович,
ректор КЧГПУ (2000-2003),
КЧГУ им.У.Дж.Алиева с 2006 г.

О ВУЗе

Карачаево-Черкесский государственный университет - первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году.

Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета - институт филологии, 10 факультетов: физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, музыкально-педагогический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; имеется филиал в городе Кропоткине. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня - это 741 че­ловек: 474 преподавателя, 66 докторов наук и профессоров, 220 - кандидатов наук и доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных рос­сийских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито­ров, художников Российской Федерации и КЧР

В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ.

Карачаево-Черкесский государственный университет - старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв­ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое­образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними.

КЧГУ уже более 60 лет. Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев­ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав­тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским.

В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу.

Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году – в Карачаево-Черкесский государственный университет.

КЧГУ в рамках единого федерального образо­вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни­верситете открыты новые специальности: «Социаль­но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др.

Готовятся научно-педа­гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра­зования и 17 специальнос­тям в сфере послевузов­ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Учебный процесс обеспечивают 471 преподаватель, среди них 66-докторов наук и 297 - кандидатов наук.

В состав Карачаево-Черкесского государственного университета входят: институт филологии, институт дополнительного образования, факультеты - физико-математический, художественно-графический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, музыкальный, естественно-географический, психологии, экономики и управления. Университет имеет филиал в г.Кропоткин.В университете обучаются 5 тысяч студентов, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе.

Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами.

В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер­кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи».

Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона.
Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева - ведущее образовательное учреждение Карачаево-Черкесии, располагается в городе Карачаевск .

Карачаево-Черкесский государственный университет – первое высшее учебное заведение республики, основанное в 1938 году.

Университет в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи. С учетом социально-экономической обстановки в республике, регионе, демографических изменений в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. Кроме основной, студент получает дополнительную специальность или специализацию. В составе университета – институт филологии, институт культуры и искусств, 8 факультетов: физико-математический, физической культуры, педагогики и методики начального образования, исторический, естественно-географический, психологии, экономики и управления, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. С 1992 года в университете открыта аспирантура, где обучаются аспиранты и соискатели из разных регионов России. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Профессорско-преподавательский коллектив и сотрудники КЧГУ сегодня – это 638 че­ловек: 365 преподавателей, 42 доктора наук и профессоров, 223 – кандидата наук и доцентов, 14 действительных членов и 8 членов-корреспондентов различных рос­сийских и международных академий; члены Союзов писателей, журналистов, композито­ров, художников Российской Федерации и КЧР.

В университете обучаются более 5000 студентов дневного и заочного отделений, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе. Каждый год в народное хозяйство республики и региона вливается свыше 800 квалифицированных специалистов различных специальностей, подготовленных в КЧГУ.

Карачаево-Черкесский государственный университет – старейший вуз республики. Он имеет свою историю, сформировавшиеся традиции и характерные особенности. Университет яв­ляется центром образования, науки, культуры Карачаево-Черкесии, способствует сохранению исторического наследия, национального свое­образия, языков народов региона, укрепляет дружбу и взаимопонимание между ними.

КЧГУ уже более 60 лет. Постановлением народных комиссаров РСФСР 1 октября 1938 года в Микоян-Шахаре (ныне г.Карачаевск) Карачаев­ской автономной области был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей национальных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей. Становлению и дальнейшему развитию вуза помешала война. В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Карачаевской и Черкесской ав­тономных областей, институт был вынужден прекратить свою работу. Он возобновил свою деятельность 1 сентября 1943 года, но 2 ноября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область, и все карачаевское население насильственно депортировано в Среднюю Азию и Казахстан, а Карачаево-Черкесский педагогический институт был объединен с Пятигорским.

В связи с возвращением карачаевского народа на свою историческую родину и образованием объединенной Карачаево-Черкесской автономной области постановлением Совета министров РСФСР 1 октября 1957 года Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу.

Институт рос и развивался, открылись новые факультеты. В 1994 году он был преобразован в педагогический университет, в 2003 году стал государственным университетом классического типа.

КЧГУ в рамках единого федерального образо­вательного пространства выполняет важные региональные задачи. Согласно социально-экономической обстановке в республике и регионе, демографическим изменениям в вузе меняется структура подготовки специалистов. Идет ориентация на подготовку специалистов более широкой квалификации. С целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах и возможности активной конкуренции с другими учебными заведениями в последние годы в уни­верситете открыты новые специальности: «Социаль­но-культурный сервис и туризм», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Прикладная информатика в экономике», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Природопользование», «Финансы и кредит» и др.

Готовятся научно-педа­гогические кадры по 32 специальностям высшего профессионального обра­зования и 17 специальнос­тям в сфере послевузов­ского профессионального образования. Функционирует диссертационный совет по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Учебный процесс обеспечивают 365 преподавателей, среди них 42-доктора наук и 223 – кандидата наук. В университете обучаются 5 тысяч студентов, около 300 аспирантов и соискателей. Образовательные услуги вуз оказывает в основном на госбюджетной основе.

Сегодня усилия профессорско-преподавательского состава направлены на научные изыскания по основным психолого-педагогическим проблемам региона и обеспечение учебного процесса в высшей и средней школе учебно-методической литературой и программами.

В университете фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся по 12 направлениям. Последние три года совместно с Научным обществом Карачаево-Чер­кесской Республики вузом разрабатывается комплексная тема: «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи».

Карачаево-Черкесский государственный университет активно сотрудничает, обменивается опытом, результатами научных исследований с различными вузами не только Северо-Кавказского региона, но и всей России. Он связан крепкими узами дружбы, понимания, поддержки с адыгейским, армавирским, дагестанскими, кабардино-балкарскими, кубанским, липецким, ростовскими, северо-осетинскими, ингушским, ставропольскими и многими другими высшими учебными заведениями ближних и дальних регионов России.

Особенностью университета являются национальные кафедры карачаевской и ногайской, черкесской и абазинской филологии, которые уже более 40 лет являются основной базой и творческой лабораторией по разработке и составлению учебно-методической литературы по языкам и литературам народов Карачаево-Черкесии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. К сотрудничеству часто приглашаются другие кафедры, вузы и научно-исследовательские организации республики и региона.

Благодаря многолетнему труду преподавателей этих кафедр, студентов и аспирантов был собран, обработан и издан уникальный материал, связанный с этносом, устным народным творчеством, древними традициями малых народов, проживающих на территории республики. Таким образом, сохранено культурное наследие, литературные памятники многих поколений.

Миссия Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева

Миссия Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева заключается в реализации образовательных и научных технологий, развитии современного непрерывного образования, подготовке конкурентоспособных специалистов новой формации, формировании единого культурного, интеллектуального и экономического пространства, основанного на межнациональном и межконфессиональном взаимопонимании, реализации естественных прав и свобод каждого человека, в превращении Карачаево-Черкесской Республики в один из самых образованных, духовно и нравственно богатых регионов России.

Политика КЧГУ в области качества образования направлена на реализацию его миссии – формирование вуза как научно-образовательного центра, университета исследовательского, инновационного типа.

Политика в области качества – это целенаправленная работа руководства университета по повышению качества образования. Университет считает обеспечение гарантии высокого качества образования одним из главных приоритетов в своей деятельности. Обеспечение высокого качества и постоянное совершенствование образовательного процесса в КЧГУ есть не самоцель, а необходимые инструменты профессиональной подготовки специалистов.

Политика в области качества образования

· соответствует стратегии развития образовательной системы Российской Федерации, региона, вуза;

· соответствует требованиям образовательной системы Российской Федерации; ориентирована на его постоянное улучшение;

· является основой для постановки и анализа целей в области качества.

Политика разработана и принята Ученым советом университета, утверждена ректором.

Для реализации образовательной политики университета Координационным советом по качеству образования КЧГУ разработаны цели и задачи в области качества образования, представленные Комплексной программой развития КЧГУ на 2006-2015г.г. Данные цели направлены на удовлетворение потребителей образовательными услугами через повышение качества образования в университете.

Для доведения политики и целей в области качества образования до сведения всего персонала КЧГУ документ размещен на сайте университета. Руководители подразделений знакомят членов коллектива с задачами и целями университета в области образования и ролью каждого работника вуза в их реализации. При этом каждый сотрудник университета несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество работы.

Не реже 1 раза в год, согласно плану работы, Координационный совет по качеству образования университета анализирует достижение поставленных целей, соответствие политики в области качества образования долгосрочной перспективе развития университета. При необходимости политика и цели в области качества корректируются.

Стратегические цели в области качества образования

Цель подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, нравственно воспитанных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Главная цель политики университета достигается путём решения следующих задач :

· cовершенствование механизма качественного отбора преподавателей, обеспечение условий для продуктивной и творческой работы, повышения квалификации и роста профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала университета посредством создания и реализации системы персональной ответственности, оценки и стимулирования труда каждого работающего;

· увеличение объема и расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности университета как основы для привлечения дополнительных ресурсов;

· повышение квалификации сотрудников вуза и практических навыков студентов; более полное обеспечение материально-технической базы образовательного процесса и подготовки кадров высшей квалификации;

· развитие международного сотрудничества в области образования, науки и высоких технологий, подготовка иностранных студентов, расширение мобильности преподавателей и обучающихся;

· проведение постоянной политики интеграции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, привлечение студентов на протяжении всего периода обучения их в вузе к участию в научно-исследовательской работе и управлении университетом;

· совершенствование системы управления университетом на основе современных методов менеджмента организации, путём оптимального разделения полномочий руководителей, постоянной их отчетности, повышения ответственности за порученный участок работы;

· проведение регулярного мониторинга качества образовательного процесса с принятием эффективных корректирующих мер по его улучшению;

· разработка соответствующей программы и проведение системы мероприятий, обеспечивающих эффективный, безболезненный переход вуза на двухуровневую систему подготовки кадров;

· совершенствование процедуры конкурсного отбора в вуз с целью принятия для обучения в университете наиболее одаренной молодежи путём поддержания тесных связей со школами, колледжами республики;

· непрерывное повышение качества содержания образования, открытие новых специальностей и специализаций с учетом потребностей рынка труда;

· развитие системы непрерывного, многоуровневого, дистанционного образования;

· обеспечение качественного перехода на новые образовательные стандарты, разработка новых учебных планов и программ, модулей, учебно-методических комплексов, разработка эффективного механизма внедрения компетентностного подхода в подготовке специалистов; развитие у обучаемых самостоятельности, готовности к будущей профессиональной деятельности, потребности в постоянном обновлении знаний, формирование высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей;

· совершенствование организации и проведения образовательного процесса с учетом критериев качества, объективного контроля успеваемости обучающихся; создание и совершенствование учебно-методической и другой нормативной документации по вопросам образования;

· усиление работы по привлечению к учебному процессу потенциальных работодателей с учетом их требований при разработке образовательных программ, к проведению внешней оценки качества образования и научно-исследовательской работы в вузе;

· совершенствование системы материального и финансового обеспечения образовательного процесса, социальной защищенности преподавателей, сотрудников и студентов университета.

Исполняющий обязанности ректора университета - Узденов Таусолтан Аубекирович