Конфликт в коллективе и его разрешение. Как разрешить конфликт в коллективе

Он был автором здания ДК Ленсовета, Дома Советских торговых служащих, метро "Автово" и еще десятков знаменитых проектов. Театральный художник, профессиональный футболист, аполитичный эстет, знаток живописи, модник и франт, Евгений Левинсон не был гением своего дела.

Лев Лурье: Город - это театр. Дома - декорации, а люди - актеры. На этой сцене долго играл человек, которого все узнавали, но не все знали, кто это такой. Человек, будто перенесенный в социалистический Ленинград из Парижа или из Вены, загорелый, прекрасно одетый. Он был актером этого города, и он же строил декорации. Речь идет о замечательном архитекторе Евгении Адольфовиче Левинсоне. Сегодня мы рассказываем о нем.

В начале двадцатого века архитектура - это специальность, которая кормит. В Институт Гражданских Инженеров и на архитектурное отделение Академии художеств - огромный конкурс. Молодой человек из Одессы Евгений Левинсон сумел стать студентом в Петербурге и получить архитектурное образование.

Он учился в Институте Гражданских инженеров, но закончил Академию Художеств. Его учителем был Иван Фомин - один из лидеров петербургского неоклассицизма.

Он дал новое дыхание классической архитектуре. В этом его традиционность, в то же время он и самостоятелен, и монументален. И точен в деталях. Его архитектура - рисованная. Сам Левинсон говорил, что на него наибольшее влияние оказал именно Иван Фомин.

Случилось, однако, так, что когда Левинсон получил диплом архитектора, строить было нечего. Двадцатые годы для большинства зодчих - время нереализованных проектов. Нескованные практическими задачами, архитекторы много занимаются самообразованием, в частности, для Евгения Левинсона чрезвычайно важно изучение сценографии. Он однокурсник Сергея Эйзенштейна, близкий приятель Николая Акимова.

Лев Лурье: К 1917 году Каменноостровский проспект, по существу один из самых нарядных в Петербурге, был построен только до Карповки. Здесь, на Аптекарском острове, только поля капусты и деревянные домишки. Застраивать эту часть города начали только в конце двадцатых, в ходе первой пятилетки. В 1929 году объявили конкурс на застройку участка на углу Песочной улицы и Каменноосторвского проспекта. Конкурс этот выиграл никому тогда неизвестный зодчий Евгений Адольфович Левинсон. Когда дом построили, не было ощущения, что это чужак. Казалось, что он всегда стоял здесь, на этом углу. С ним перекликаются и башня архитектора Гингера, и рядом стоящий дом архитектора Крыжановского. Это единый ансамбль маленькой площади.

Это здание сугубо функционально. Заказчик - наркомат торговли - им доволен, Левинсон даже получает в этом ведомственном доме квартиру, в которой он проживет до конца шестидесятых. Двухкомнатные квартиры, здесь же детсад, общежитие и домашний театр, - в самом начале тридцатых Левинсон проектирует или строит сразу несколько «жилкомбинатов» такого типа, - и все в разных районах города. Тогда же возникает и творческий тандем - Левинсон находит соавтора, Игоря Фомина. Сын профессора из Академии, аккуратнейший инженер, младший Фомин стал точным менеджером-технарем рядом с рисовальщиком Левинсоном.

Владимир Попов, архитектор: Они были друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Левинсон был на десять лет старше Фомина. Это были очень разные люди: разные таланты, образ мыслей.

Юрий Курбатов, архитектор: Фомин имел неполное высшее образование, он был логик, знал, как правильно все расчитать. Левинсон интуитивно понимал, как внести в эту правильность художественную неточность и эмоциональность.

Мария Макогонова, искусствовед, историк архитектуры: В творческом тандеме «Левинсон-Фомин» политиком был последний. Он умел договариваться, умел разговаривать с заказчиками, что было очень важно. Левинсон творил.

Это первый жилой дом Ленсовета, его архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин. Дом, который вошел во все энциклопедии. Дом, по поводу которого знаменитый американский архитектор Райт сказал, что Левинсон - единственный из советских архитекторов, который и в Америке стал бы миллионером. Это дом, построенный для нового Советского Союза. Это для лучших людей страны советов, для ответственных работников. Здесь четырехкомнатные квартиры с комнатами для прислуги. Имеется галерея вдоль второго этажа, где гуляют дети ответственных работников и специальный детский сад. Столовая и ресторан. Теннисный корт. Богатое убранство. Дом, который знаменует отход от аскетического конструктивизма к советскому ар деко.

Юрий Земцов, архитектор: Разбирая бумаги Левинсона, я нашел четыре варианта проекта этого дома. Сначала это был чисто конструктивистский дом, потом стиль менялся.

Александр Жук, архитектор: Очень удачная композиция, хорошо выдержаны пропорции внутри этого дома.

Обаяние заключается в этом изогнутом фасаде. В конце концов, ар деко - это флакон для духов, а флаконы для духов бывают разные.

Московская архитектура двадцатых годов - выдающийся памятник мировой культуры. Абсолютно новые формы, полный отказ от украшательства, торжество чистой стереометрии. Дом - машина для жилья. Ленинградские же архитекторы того времени не спешат полностью отвергнуть классическое наследие. Они также, как и многие их современники в Европе, работают в уютном, буржуазном, нарядном стиле, получившем название «декоративное искусство» - ар деко.

Юрий Курбатов, архитектор: Петербургский авангард отличался от московского. В Москве авангард революционный, он демонстрировал полную новизну, отказ от наследия. У нас, напротив, была очень сильна линия неотрадиции. Поэтому эпоха бумажной архитектуры повлияла и на авангард, который в Петербурге был мягче.

Лев Лурье: Этот дом роскошен. Здесь даже хотел поселиться Киров. Он жил на Каменноостровском, 26-28, но был поклонником прекрасных дам и хотел иметь тут гарсоньерку - такое место, где он мог бы встречаться с любимыми женщинами. Страшно скандалил перед вселением с Левинсоном, потому что хотел, чтобы у него в квартиру были вделаны огромные стеклянные аквариумы. Киров не успел сюда вселиться, он был убит в 1934 году. Впоследствии, когда ремонтировали его квартиру, обнаружили, что она была уже оборудована на прослушку. Сам Левинсон тоже хотел получить тут квартиру, а потом радовался, что не стал его жильцом. К 1938 году здесь были арестованы все, кроме дворника.

Из всех искусств архитектура больше всего зависит от вкусов и предпочтений заказчика. В СССР единственным заказчиком было государство. Дом на Карповке - единственное из сооружений Левинсона, которое он сумел воплотить таким, каким задумал. ДК Промкооперации, позже переименованный в ДК Ленсовета, было уже невозможно построить по первоначальному проекту. Левинсон хотел воздвигнуть многофункциональный культурный комплекс с клубом, театром, обсерваторией, кинозалом, местами для спортивных секций и пятидесятиметровой башней с астрономической лабораторией в ней. Но за время строительства вкусы заказчика поменялись.

Алексей Лепорк, искусствовед, историк архитектуры: ДК Ленсовета - это плохая архитектура, если положить руку на сердце. Это глубоко банальная, декоративная архитектура, ар деко в колхозном варианте.

Как правило, мы судим о здании по фасаду. Но шедевр Левинсона скрыт внутри ДК Ленсовета. Это не имеющий аналогов в Петербурге театральный зал. Архитектора консультировали лучшие режиссеры эпохи - Сергей Радлов и Всеволод Мейерхольд. Не все удалось осуществить. Например, так и не купили в Англии специальный аппарат, способный воспроизводить запахи костра, моря и леса. Не сохранилось и многое из того, что уже сделали.

Тем временем эпоха меняется, на дворе 1937 год. От архитектурных вольностей середины двадцатых не осталось и следа. В середине тридцатых Сталин фактически запрещает прежние архитектурные объединения, согнав зодчих под крышу единого государственного проектного института. Вместо вольных художнических ассоциаций возникает единый союз архитекторов, создана также советская академия архитектуры. Сталин считает, что архитектурный идеал в имперском прошлом России. Для ленинградских архитекторов, выросших на классике, новый заказ власти как нельзя кстати. Классику они знают превосходно.

Владимир Попов, архитектор: Московская школа - это школа эллинов, а ленинградская школа - этрусская. Это Рим.

Мария Макогонова, архитектор, историк архитектуры: Именно ленинградцы становятся самыми востребованными мастерами. Многие начинают работать в Москве и в других городах, это неслучайно. Ленинградская архитектурная школа рождала не новаторов, а неоклассицистов и традиционалистов.

Впрочем, Левинсон выглядит белой вороной и на фоне товарищей по Академии Художеств. Он слишком тонок, слишком любит стиль и пропорцию. Несмотря на многочисленные предложения о переезде в Москву, «бюро Левинсон и Фомин» продолжает работать в Ленинграде. Здесь незадолго до начала войны они строят жилой дом на Петровской набережной. Здание в типично сталинском стиле, получившее в народе название Дома адмиралов, строится на основе прежней гостиницы Интурист. К ее аскетичному конструктивистскому корпусу спешно приделываются детали имперского убранства - барельефы, колонны и фигуры советских войнов на крыше. Левинсон шутит: «За несколько лет я придумал машину времени, но не сумел из плохой архитектуры сделать архитектуру хорошую».

Лев Лурье: С середины тридцатых и вплоть до конца шестидесятых Евгений Левинсон - известнейшая в городе и в архитектурных кругах персона. Он руководитель мастерской Ленпроекта, у него около ста человек подчиненных. Он автор огромного количества престижнейших проектов - павильона СССР на выставке в Париже, павильона Ленинграда на ВДНХ, Дворца Съездов в Москве - человек, обласканный заказами. Лауреат сталинской премии, профессор академии художеств. Человек, который выделялся своим европейским видом. Он всегда одет был одет во что-то необычное. У него был замечательный профессиональный инструментарием. Ему даже карандаши привозил из Франции Акимов. Это был человек, достигший признания в полном смысле слова. Но это был человек, который жил в клетке.

Евгений Раппопорт, архитектор: Он был и футболистом, и болельщиком, играл еще до революции. Потом был капитаном команды института Гражданских Инженеров.

Марк Рейнберг, архитектор: Он не был коммунистом, а был профессионалом. Левинсон любил архитектуру и отдал ей всю жизнь. Он делал то, что ему хотелось делать.

В конце тридцатых годов Левинсон строит целые ансамбли в Московском и Невском районах. Туда, подальше от финской границы, накануне войны планируется перенести центр города. Он участвует в программе установки ряда памятников в союзных республиках и в Киеве знакомится с главой украинской парторганизации Никитой Хрущевым. В войну много и успешно строит в Магнитогорске - возводит проектные бюро, гостиницы для инженеров, рабочие поселки в стилистике немецкой школы Баухаус. Получает медали, ордена, премии. Но на душе у него едва ли спокойно. Левинсон знает, что в условиях сталинского государства успех и награды - самая короткая дорога к аресту. Даже среди близких друзей Левинсона мало кто знает, что у архитектора есть родной брат, живущий в Нью-Йорке.

Владимир Попов, архитектор: Он всегда был послушным человеком и никогда не бунтовал. Если выходило постановление, он старался ему следовать, как умел.

Лев Лурье: Самые большие неприятности в жизни архитектора Левинсона связаны с этим зданием на углу Пантелеймоновской и Фонтанки. Оно не очень выделяется на фоне сталинской архитектуры, разве только сделано изящно, как и все, что делал Левинсон. Придрались неожиданно к сандрикам над окнами двух последних этажей. На медальонах изображены в частности символы победы - Нарвские триумфальные ворота, через которые возвращались в Ленинград войска, оборонявшие его. Но контекст был очень опасный. Дело в том, что этот дом находится напротив Музея обороны Ленинграда.

В 1949 году все ленинградское руководство было репрессировано, Музей обороны Ленинграда закрыт. Этот дом воспринимался напоминание о ленинградском патриотизме, о ленинградской славе. Казалось, еще немного, и Левинсона ждет арест. Но в 1951 году его награждают Сталинской премией за замечательный комплекс привокзальной площади в Царском селе.

Михаил Мамошин, архитектор: Его построение было настолько цельно и убедительно, что это покорило всех. Это театр, игровая архитектура. В то время другие слепо копировали, строили по шаблонам, а он оставался артистом.

Лев Лурье: Сталинская архитектура необычайно сложна для проектировщика. Здесь требуется работа с разным материалом, отличное знание традиции. Но уходят старые мастера, исчезают опытные подрядчики и рабочие. Постепенно роскошные дома, растущие как грибы, становятся не имперской архитектурой, а пародией на нее. Между тем Евгений Левинсон может работать в любом стиле, особенно в таком театральном, как сталинский ампир.

Алексей Лепорк, искусствовед, историк архитектуры: Кто-то из актеров второго МХАТа сказал, что большой актер - это сто штампов, а маленький - один, два или три. У Левинсона штампов было очень много.

Рубежом для ленинградской архитектуры становится постановление 1954 года о борьбе с архитектурными излишествами. Если дома строятся на железобетонных комбинатах, то мастер-рисовальщик едва ли нужен. Но именно в 1955 году Евгений Левинсон проектирует этот последний шедевр - станцию метро Автово. Именно Автово становится последним шедевром Евгения Левинсона. Он прожил еще больше десяти лет, и его здания шестидесятых не слишком удачны - исключение составляет разве что архитектурное решение мемориала Пискаревского кладбища. Но именно Левинсон, ставший учителем большинства ведущих петербургских архитекторов, оставил им некий косвенный завет - строить изящно. Строить в контексте великой архитектуры предшественников.

Лев Лурье: Бывают архитекторы, для которых их сооружения - самостоятельные высказывания, независимые от контекста. Так Эйфель построил свою башню в Париже - ему было абсолютно все равно, что вокруг, он придумал свой Париж. Левинсон вырос в классицистической Одессе и строил в Петербурге, задуманном Росси. Он строил, как актер играет - на партнера. Ему чрезвычайно важно было, как вошло здание в контекст, оно должно было петь в общем хоре. Сегодня, когда город перестраивается, каждый архитектор высказывается на фоне. Это принцип работы в архитектуре, который придумал Левинсон.

ЛЕВИНСОН Евгений Адольфович

7(19).10.1894 - 21.03.1968

Архитектор, педагог. Представитель конструктивизма, к концу 1930-х гг. — сталинского неоклассицизма.

Доктор архитектуры (1946), профессор (1947), член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1941). Лауреат Сталинской премии 3-й степени (1951). Член Правления Ленинградского отделения Союза архитекторов в 1933-1968 гг.

Родился в Одессе, переехал с семьей в Петербург в десятилетнем возрасте. Окончил реальное училище А. С. Черняева (по другим данным, училище-пансион Приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского, приравнивавшийся к реальным училищам Министерства народного просвещения) в 1914 г.

В юности активно занимался спортом, особенно футболом. Участвовал в соревнованиях (весенний и осенний кубки) Петроградской футбольной лиги, выступая за первые команды «Путиловского кружка спортсменов-любителей» (1914) и «Павловско-тярлевского кружка любителей спорта» (1915-1916).

Учился в ИГИ (1915-1916). В Первую мировую войну мобилизован в армию и зачислен в запасной батальон 180-го пехотного полка в 1916 г., работал художником-декоратором в полковом театре.

В молодости проявил себя области театрально-декорационного искусства и книжной графики. Работал художником-декоратором в Театре революционной сатиры («Теревсат») и в театре «Искусство и труд», оформлял интерьеры 1-го Малого гостеатра и «Теревсата» в 1918-1923 гг.

В 1924 г. вернулся в Ленинград и поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Учился у В. Г. Гельфрейха, Л. В. Руднева, С. С. Серафимова, И. А. Фомина, В. А. Щуко. Окончил АХ в 1927 г. с отличием, дипломный проект: «Мавзолей-памятник деятелям Октябрьской революции в Ленинграде».

Архитектор в «Стройкоме» с 1927 г., возглавлял (совм. с И. И. Фоминым) 3-ю архитектурно-планировочную мастерскую треста «Ленпроект» (сформированного на базе «Стройкома») с 1932 г.

Преподавал в ЛИИКС - ЛИСИ в 1932-1945 гг. и ЛИЖСА им. И. Е. Репина (АХ) в 1945-1968 гг.

К середине 1930-х гг. — один из крупнейших архитекторов Ленинграда. В этот период по его проектам построены Дом культуры Промкооперации (с 1960 г. — Дворец культуры им. Ленсовета; в соавт. В. О. Мунцем), Первый жилой дом Ленсовета на наб. р. Карповки (в соавт. с И. И. Фоминым), здание Невского райсовета (в соавт. с Г. Е. Гедике), жилгородок «Соцстрой», жилой дом сотрудников НКВМФ (Дом военморов) на Петровской наб., новые жилые кварталы на Щемиловке в Невском районе (в соавт. с С. И. Евдокимовым).

Автор конкурсных проектов Дома Советов (Дом правительства) Бурят-Монгольской АССР (1928; в соавт. с Н. А. Троцким) на пл. Советов в Верхнеудинске (с 1934 г. — Улан-Удэ), рабочего жилгородка «Ленинградский печатник» (1929; в соавт. с И. И. Фоминым) на пл. Революции (с 1991 г. — Троицкая пл.), Дома совторгслужащих (1929; в соавт. с А. М. Соколовой; проект реализован в 1930-1932 не полностью) на Каменноостровском пр., 55, гостиницы «Интурист» (в процессе строительства перепрофилирована в Дом военморов) в Ленинграде, здания Центросоюза в Москве, планировки города «Новый Мурманск», павильона «Жилище» для Международной выставки в Париже 1937 г. (в соавт. с И. И. Фоминым), павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке 1939 г. (в соавт. с И. И. Фоминым) и др.

В начале Великой Отечественной войны возглавил группу архитекторов, строившую оборонительные сооружения на подступах к Ленинграду. В декабре 1941 г. эвакуирован в Свердловск и включен в Уральскую группу Академии строительства и архитектуры (АСиА) СССР. В 1942-1943 гг. совместно с А. А. Олем и Г. А. Симоновым спроектировал новые кварталы в Магнитогорске, ставшие первым опытом капитального городского малоэтажного строительства.

Вернулся из эвакуации в начале 1944 г. Участвовал в послевоенном восстановлении Пушкина (проект железнодорожного вокзала; в соавт. с А. А. Грушке) и Павловска (проект нового вокзала). По его проектам построена станция метро «Автово» (1950-1955; в соавт. с А. А. Грушке), соавтор архитектурной части мемориала на Пискаревском мемориальном кладбище (1947-1960; совм. с арх. А. В. Васильевым и ск. В. В. Исаевой и Р. К. Тауритом) в Ленинграде. Участник конкурсов на проекты восстановления и реконструкции Киева, Минска, Петрозаводска, Риги и других городов.

Участник (в соавт. с И. И. Фоминым) закрытого конкурса на проектирование Дворца Советов и Ансамбля-памятника Победы над фашизмом в Москве в 1957-1959 гг. Активно работал в области массового жилищного строительства в 1950-1960-е гг. Созданные под его руководством проекты кварталов 122-123 на Щемиловке в Невском районе стали первым в Ленинграде примером массового крупнопанельного жилищного строительства. В эти же годы построил здание гостиницы «Советская» (1967; в соавт. с А. И. Прибульским и В. В. Ганкевич, инж. П. Ф. Панфиловым) и Дом мод (1968; в соавт. с А. К. Андреевым, Я. Е. Москаленко и В. И. Акатовым). В последние дни жизни работал над проектом памятника М. Горькому в Ленинграде (1968; ск.: В. В. Исаева и М. Р. Габбе).

В 1931-1968 гг. жил в Ленинграде на Кировском (с 1991 г. — Каменноостровский) пр., 55, в спроектированном им доме, на котором в 1990 г. установлена гранитная мемориальная доска: «В этом доме с 1931 по 1968 г. жил выдающийся советский зодчий Евгений Адольфович Левинсон» (арх. В. В. Исаева).

Умер и похоронен в Ленинграде, на Серафимовском кладбище.

Евгений Адольфович Левинсон (1894-1968) родился 7(19) октября 1894 года в Одессе. В 1914 году закончил реальное училище Черняева в Петербурге и в 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурный факультет.

Выбор профессии не был случайным. С раннего детства Евгений Левинсон увлекался искусством, брал уроки живописи и рисунка у художника И. Г. Дроздова (ученика И. Е. Репина), учился лепке у художника С. В. Аверкиева.

В 1916 году студент Левинсон был мобилизован и зачислен в запасной батальон 180-го пехотного полка, где в полковом театре работал художником-декоратором. Батальон представлял собой одну из революционных военных частей Петрограда и сыграл немалую роль в формировании гражданского самосознания молодого художника. Сохранившиеся работы первых послереволюционных лет (политические плакаты, карикатуры в газетах, книжная графика) ярко отражают настроение художника.

С 1918 по 1923 год Левинсон работает художником-декоратором в театрах Одессы: в Театре революционной сатиры («Теревсате») и в театре «Искусство и труд». Оформляет интерьеры 1-го Малого гостеатра и «Теревсата».

В 1924 году Левинсон вернулся в Ленинград и поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где учился у И. А. Фомина и В. А. Щуко. В 1927 году он закончил Академию с отличием, выполнив дипломный проект «Мавзолей-памятник деятелям Октябрьской революции в Ленинграде», и в этом же году начал свою практическую деятельность архитектора в «Стройкоме».

Выходом молодых архитекторов на широкую арену тогда являлись конкурсы. Одним из первых конкурсов, в котором участвовал Левинсон (в соавторстве с Н. А. Троцким), был проект Дома Правительства Бурят-Монгольской АССР в Улан-Удэ, получивший вторую премию (1928). В 1929году совместно с И. И. Фоминым он участвовал в конкурсе на проект рабочего жилгородка «Ленинградский печатник» на площади Революции в Ленинграде, получив первую премию. Эта работа положила начало многолетней совместной творческой деятельности Этих двух крупных мастеров, бывших друзьями до конца жизни Левинсона.

С 1932 года Левинсон и Фомин возглавляют 3-ю архитектурно-планировочную мастерскую треста «Ленпроект», сформированного на базе «Стройкома». Мастерская становится школой для молодых архитекторов. Многие из них впоследствии стали мастерами советской архитектуры.

В творческом содружестве с Фоминым Евгений Адольфович выполнил в 30-х годах ряд проектов жилых и общественных зданий. Из них осуществлены в Ленинграде: Первый жилой дом Ленинградского Совета на набережной реки Карповки, Дом легкой промышленности на проспекте Майорова и другие, здание Невского райсовета (совместно с Г. Е. Гедике), школы на Садовой улице и на набережной реки Карповки, новые жилые кварталы в районе Щемиловки (совместно с С. И. Евдокимовым); совместно с А. Е. Аркиным застраивается въездная сторона площади у Калужской заставы в Москве (ныне площадь Гагарина, 1940-1950).

Тогда же Левинсон совместно с Фоминым принимает участие в международных конкурсах на проекты павильона «Жилище» для Международной выставки в Париже 1937 года (первая премия) и павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке 1939 года.

Евгений Адольфович активно работает в самых различных областях архитектуры: планировке городов и жилых районов, проектировании и строительстве жилых домов, общественных и административных зданий. Среди них следует отметить: конкурсный проект планировки и застройки города Новый Мурманск (первая премия, частично реализован в 1930 г.), конкурсный проект жилмассива Союза совторгслужащих на Кировском проспекте в Ленинграде (первая премия), проект жилкомбината треста «Соц-строй» на Песочной набережной в Ленинграде (частично реализован в 1930- 1936 гг.), конкурсный проект Дворца культуры им. Ленсовета в Ленинграде (первая премия, осуществлен) *.

* Работы эти выполнялись совместно с архитекторами А. М. Соколовым, В. Ф. Твелькмейером, В. О. Мунцем.

По проектам Левинсона были выстроены в Москве павильоны для ВСХВ: «Ленинград и Северо-восток» (первая премия, 1936- 1938) и «Ленинград и Северо-запад» (1951-1954). Одновременно Левинсон со скульптором М. Г. Манизером воздвигают памятники Т. Г. Шевченко (в городах Киеве и Каневе, 1938-1939).

В 1941 году Е. А. Левинсон избирается членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Во время Великой Отечественной войны Левинсон возглавлял (до момента своей эвакуации в Свердловск) группу архитекторов, строивших оборонительные сооружения под Ленинградом. Как член-корреспондент Академии он был включен в ее Уральскую группу. В военные годы по проекту Е. А. Левинсона, А. А. Оля и Г. А. Симонова началось строительство малоэтажных жилых кварталов в Магнитогорске (1941-1947).

Вернувшись в начале 1944 года в Ленинград, Левинсон активно включается в работу по восстановлению и реконструкции разрушенных городов, участвуя в конкурсах в соавторстве с рядом других архитекторов *. Наиболее значительные из них: проект реконструкции Суворовского проспекта в Ленинграде, проект восстановления и реконструкции Крещатика в Киеве, проект восстановления и реконструкции Петрозаводска, проект планировки и застройки центральной части Минска. В этот же период ведется работа по восстановлению и реконструкции городов Пушкина и Павловска, построен вокзал в Пушкине, отмеченный Государственной премией, в Пушкине на Привокзальной площади и на улице Ленина построены жилые дома (1951 -1960), возведены малоэтажные жилые дома на улице Крупской и Невском районе Ленинграда, построена в Ленинграде станция метро «Автово» (1950-1955), по закрытому конкурсу 1949 года осуществляется застройка Предмостной части и прилегающих четырех кварталов в Магнитогорске.

* В числе этих зодчих были: И. И. Фомин, Д. С. Гольдгор, Л. А. Грушке, В. В. Ганкевич, Н. А. Гвоздева, Л. Е. Асс, А. И. Прибульский С. Б. Сперанский и другие.

В 1950-е годы осуществляется проектирование и строительство ряда административных зданий на проспекте Щорса в Ленинграде, на Советском бульваре в Пушкине, на Кировском проспекте и на Ланском шоссе в Ленинграде.

В 1951 году к руководству мастерской № 5 Евгений Адольфович привлекает Д. С. Гольдгора. Под их руководством и при участии молодых архитекторов мастерской ведется проектирование и застройка первых комплексных экспериментальных кварталов крупнопанельного строительства и застройка площади у Володарского моста.

Творческая деятельность Левинсона многопланова. Решая градостроительные задачи, уделяя много внимания массовому жилищному строительству, он не оставляет темы увековечения памяти героев Великой Отечественной войны. Пискаревское мемориальное кладбище поистине стало священным местом для советских людей. Ансамбль создан в соавторстве с архитектором А. В. Васильевым и скульпторами В. В. Исаевой и Р. К. Тауритом (1947-1960).

Большое место в творчестве Левинсона занимает создание мемориалов. В 1950 году Левинсон в содружестве с рядом скульпторов * устанавливает памятник С. М. Кирову в Дубровке, в 1951 году он участвует в конкурсе на памятник братских захоронений в Могилеве (первая премия). В 1960го¬ду были осуществлены в натуре памятники: В. И. Ленину и Эрнсту Тельману в Пушкине.

* В их число входили М. Г. Манизер, 3. И. Азгур, Вальтер (ГДР) и другие.

В 1957-1959 годах Е. А. Левинсон и И. И. Фомин были привлечены к закрытому конкурсу на проектирование Дворца Советов и Ансамбля-памятника Победы над фашизмом в Москве. Кроме того, вместе с коллективом молодых архитекторов они принимают участие и в открытом конкурсе 1957 года и получают третью премию.

В 1959-1960 годах Е. А. Левинсон совместно с С. В. .Васильковским и коллективами «Ленпроекта» и Ленинградского филиала АСиА СССР участвует в Международном закрытом конкурсе на застройку квартала Юго-Западного района в Москве.

В последние годы своей жизни Левинсон активно работает и, возглавляя различные коллективы ленинградских архитекторов, выполняет проект планировки Южно-Приморского парка им. В. И. Ленина в Ленинграде, проект Дворца культуры завода им. В. И. Ленина в Невском районе, проект гостиницы «Советская» на Лермонтовском проспекте, Дом мод на Кировском проспекте.

Помимо непосредственной практической деятельности Левинсон вел педагогическую работу: в ЛИСИ, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

В 1946 году Е. А. Левинсону была присуждена ученая степень доктора архитектуры, а в 1947 году он был утвержден в звании профессора.

Напряженная творческая и педагогическая деятельность Левинсона тесно переплетается с его общественной работой как члена Правления Ленинградского отделения Союза архитекторов (1933-1968), где он руководил секцией теории архитектуры, и как члена других технических и ученых советов.

Художник яркой индивидуальности, до самозабвения влюбленный в искусство, Левинсон всю свою жизнь отдал труду. Его работы всегда были произведениями, созвучными эпохе.

Человек неиссякаемой творческой энергии, Евгений Адольфович Левинсон, уже будучи смертельно больным, не оставлял карандаша, В последние дни своей жизни он работал над проектом памятника А. М. Горькому в Ленинграде (скульпторы В. В. Исаева и М. Р. Габбе, установлен в 1968 г.).

После смерти Е. А. Левинсона в 1968 году народный артист СССР, известный режиссер и художник Н. П. Акимов писал:

«Творчество виднейшего советского архитектора Евгения Адольфовича Левинсона тесно связано с историей Ленинграда. Хотя некоторые из его проектов осуществлены в Москве, Магнитогорске, Пушкине и других городах, - самые значительные плоды его деятельность принесла в нашем городе... Но, помимо своих огромных заслуг в основной профессии, Е. А. Левинсон был удивительно живым, разносторонним и общительным человеком, проявлявшим большой интерес и к другим видам искусства, немало сделавшим в молодые годы в области театрально-декорационного искусства и книжной графики...»

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре . Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975

Публикации:

Работы:

Каменноостровский проспект, дом № 55 - дом совторгслужащих, памятник конструктивизма (совместно с арх. А. М. Соколовой), Первая премия на конкурсе РЖСКТ (рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ) 1929 года (проект реализован в 1930-1932 не полностью).

Каменноостровский проспект, дом № 42 (совместно с арх. В. О. Мунцем, построен в 1931-1938) - Дворец культуры Промкооперации, затем ДК им. Ленсовета.

Могила-музей Тараса Григорьевича Шевченко (1939, скульптор М. Г. Манизер) в Каневе.

Здание Невского райсовета (совместно с арх. И. И. Фоминым).

Жилые кварталы на Щемиловке (1930-е-1950-е).

Каменноостровский проспект, дом № 37 - Дом мод (1968, совместно с арх. А. К. Андреевым, Я. Е. Москаленко и В. И. Акатовым).

Памятник Максиму Горькому в начале Каменноостровского проспекта (1968 год, участие, скульпторы В. В. Исаева и М. Р. Габе).

Каменноостровский проспект, дом № 41 (совместно с арх. Т. В. Болдыревой и В. А. Матвеевым; строительство завершено в 1970).

Гостиница «Советская» в Санкт-Петербурге, построенная в 1967 году) и ставшая первым высотным зданием города. Совместно с архитекторами А. И. Прибульским и В. В. Ганкевич (инженер - П. Ф. Панфилов).




Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Вокзал в г. Пушкине. 1950. Внешний вид и интерьер


Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Станция Ленинградского метро «Автово». 1951-1955. Павильон и перронный зал





Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями на работе. Их последствиями, как правило, становятся отрицательные эмоции, непонимание, обиды и враждебность. В сознании большинства людей конфликт воспринимается как негативное явление, которого следует избегать. Однако современные психологи утверждают, что некоторые конфликты в рабочей среде могут быть весьма полезными, если научиться ими управлять. Как возникают конфликты? На какие типы они делятся? Каково типичное поведение людей при возникновении разногласий? Что необходимо знать, чтобы конструктивно решать спорные ситуации? Об этом читайте в нашей сегодняшней статье.

Происхождение и развитие конфликтов

У понятия «конфликт» существует несколько определений, но в основе каждого из них лежит идея о возникновении разногласий между сторонами - как отдельными людьми, так и группой лиц. Различают явные и скрытые конфликты. Скрытые протекают медленнее явных. В период их развития у участников возрастает внутреннее напряжение, появляется враждебность. Противоречия не решаются, а умалчиваются, и их решение затягивается на долгое время. Скрытые конфликты достаточно опасны для трудовых коллективов, и бороться с ними сложнее, чем с явными. Развязка молчаливой неприязни может зреть достаточно долго, что создает серьезные помехи для результативного сотрудничества его участников и совместного решения ими рабочих вопросов.

Причиной обострения конфликта и изменения его скрытой формы на явную, обычно становится некое событие, которое играет роль «пускового механизма». Им может стать карьерное продвижение одной из сторон, или появление в коллективе нового сотрудника, открыто занимающего одну из конфликтующих позиций. В свою очередь, явные конфликты имеют три конечных стадии своего развития:

Они могут стать автономным и постоянным компонентом в коллективе;

Завершиться победой одной из сторон;

Решиться путем обсуждения и взаимных уступок конфликтующих.

Несмотря на негативную окраску, каждый из описанных конфликтов способен принести организации не только вред, но и пользу. Для этого необходимо научиться понимать причины возникновения конфликтов и уметь анализировать их развитие.

Типы конфликтов

Психологи выделяют три основных типа конфликтов, которые довольно часто встречаются в современных организациях: межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Рассмотрим их подробнее:

  1. Межличностный конфликт - является самым распространенным, имея множество форм своего проявления. Из названия можно понять, что его участниками становятся две личности, два человека. Многие руководители полагают, что в основе таких конфликтов лежит несходство характеров, разные взгляды и манеры поведения, из-за которых сотрудники не могут поладить друг с другом. Но при более глубоком изучении вопроса, можно понять, что в их основе часто лежат вполне объективные и конкретные причины. Например, такие, как неправильное распределение обязанностей, отсутствие необходимых ресурсов или информации для выполнения поставленных задач, необъективное распределение материальных средств. Часто встречается конфликт типа «руководитель - подчиненный», когда сотрудник считает, что к нему предъявляют непомерно высокие требования, а руководитель полагает, что подчиненный не желает или не умеет работать.
  2. Конфликт между личностью и группой. Как известно, в каждом коллективе существуют свои неформальные лидеры, устанавливаются определенные правила общения и нормы поведения. Предполагается, что каждый член группы должен им следовать. Отступление от сложившегося порядка расценивается группой как негативное проявление, в результате чего и возникает конфликт. Тяжелее всего такой конфликт протекает в среде, где руководитель противостоит своим подчиненным.
  3. Межгрупповой конфликт подразумевает под собой включение не двух или трех человек, а всех работников одновременно. В любой организации имеются формальные (должностные) и неформальные (дружеские) группы, между которыми и случаются конфликты. Столкновение интересов и расхождения во взглядах здесь могут носить как личный, так и профессиональный характер. В первом случае - конфликты проявляются в виде бытовых ссор, споров по идейным убеждениям или из-за различных моральных ценностей. Во втором - в виде разногласий между профсоюзами и администрацией, или между руководителями и их подчиненными.

Любой конфликт и стремление одержать в нем победу - это одновременно действие в собственных интересах и преодоление сопротивления оппонента. Поэтому конфликты исключительно многообразны и их развитие зависит от природы людей, инициирующих подобные ситуации.

Типы поведения в конфликтных ситуациях

Проведя исследование манер и способов поведения при возникновении разногласий, психологи условно разделили всех людей на три типа, среди которых «мыслители», «практики» и «собеседники». Каждому типу присвоен девиз, отражающий характерное поведение в конфликтной ситуации. Так, девизом «мыслителя» является: «пусть оппонент думает, что он победил». Для «практика» - «лучшая защита — нападение», для «собеседника» - «худой мир лучше доброй ссоры». Рассмотрим подробнее каждый из типов.

«Мыслитель» будет с самого начала продумывать ход конфликта, выстраивая в уме сложные схемы доказательств своей правоты и ошибочного мнения оппонента. Такие люди не слишком чувствительны и стараются сохранять некую дистанцию в отношениях. Вовлечь «Мыслителя» в конфликт бывает достаточно сложно. Однако если это удалось - необходимо учитывать ранимость, которой люди этого типа подвержены в большей степени, чем другие. Конфликты с «мыслителями» могут иметь затяжной характер. Иногда только третий, наиболее убедительный участник спора или изменившиеся жизненные обстоятельства могут вывести ситуацию из тупика.

«Практики» бывают чрезмерно активны в желании доказать свою правоту. Это, как правило, увеличивает вероятность возникновения и продолжительность конфликтных ситуаций. Неуемное желание таких людей преобразовать мир и изменить жизненные позиции окружающих частенько встречают сопротивление и приводят к различным столкновениям. Даже обыкновенная беседа с эмоциональным «практиком» может создавать у собеседника внутреннюю напряженность. А если «практику» предстоит работать и совместно решать задачи с таким же активным и эмоциональным коллегой, то конфликт практически неизбежен.

«Собеседники» , как правило, не способны на длительное противостояние. Людям такого типа легче уступить и уйти от неприятной ситуации, нежели продолжительное время оставаться в конфликте. Они стараются избегать «острых углов» в отношениях. Им дорог внутренний мир и покой. Они внимательны к чувствам оппонента. «Собеседники» замечают изменение настроения партнера и стараются своевременно снять напряжение, возникшее в отношениях.

Да, люди по-разному ведут себя при возникновении спорных моментов. Но, каковы же советы специалистов относительно правил поведения при конфликтах? Как правильно их разрешать и что необходимо сделать для того, чтобы спорные ситуации стали инструментом не конфликта, а поиска конструктивных решений и развития отношений в коллективе?

Способы разрешения конфликтных ситуаций

  1. Попытайтесь уменьшить раздражение оппонента неожиданными способами. К примеру, задайте важный вопрос, не имеющий отношения к данной ситуации. Или попросите совета в доверительном тоне. Можно также сделать комплимент и напомнить сотруднику о каком-нибудь приятном моменте из вашей совместной деятельности. Помогает также выражение сочувствия. В данном случае основной вашей целью является «переключение» собеседника с негативных эмоций на позитивные.
  2. Не бойтесь попросить прощения, если вы виноваты. Это не только будет неожиданностью для вашего враждебно настроенного оппонента, но и вызовет у него уважение. Ведь признавать собственные ошибки способны лишь уверенные в себе люди.
  3. Проблему необходимо решить. Разногласия не должны становиться препятствием на пути к достижению поставленных целей. Попросите собеседника высказаться относительно возможных путей выхода из сложившейся ситуации. Предложите свои варианты. Придите к общему решению, с учетом его и вашего личного мнения.
  4. Независимо от обстоятельств дайте оппоненту возможность «сохранить лицо». Ни в коем случае не задевайте достоинство сотрудника и его личные чувства. Ведь даже если ситуация решится в вашу пользу, человек вряд ли сможет простить унижение. Оценивайте только действия и поступки.
  5. Используйте технику перефразирования аргументов и высказываний оппонента. Даже если вам понятно все, о чем говорит ваш собеседник, переспросите «Вы хотели сказать…?» «Правильно ли я Вас понял?». Такая тактика несколько снизит накал страстей и продемонстрирует внимание к собеседнику.
  6. Сохраняйте позицию «на равных». Когда на людей кричат или выступают с обвинениями в их адрес, в ответ они начинают действовать аналогично, либо пытаются уступить или промолчать, но затаить обиду. Такие методы не эффективны. Твердо придерживайтесь позиции спокойной уверенности. Это даст вам возможность «сохранить лицо» и позволит удержать собеседника от еще большего раздражения.
  7. Не пытайтесь ничего доказывать. В момент конфликтной ситуации негативные эмоции блокируют у оппонента способность что-либо воспринимать и понимать. Сохраняйте спокойствие и уверенность, но не будьте высокомерны.
  8. Попробуйте замолчать первым. Если вы оказались участником конфликта и перестали контролировать свои эмоции, лучшим выходом из данной ситуации может стать молчание. С его помощью вы выйдите из ссоры и окончите ее. Однако делайте это без вызова и издевки, не обижая оппонента.
  9. Прежде чем говорить, дайте «остыть» собеседнику. Если оппонент расценивает ваше молчание как капитуляцию - не пытайтесь убедить его в обратном. Пусть он немного успокоится. С достоинством из конфликта выходит тот, кому удается предотвратить его дальнейшее развитие.
  10. Выходя из комнаты, не хлопайте дверью. Конфликтную ситуацию можно завершить, покинув помещение. При этом не следует высказывать обидные фразы в адрес оппонента и хлопать дверью. Таким образом, вы только усугубите ситуацию.
  11. Независимо от исхода конфликтной ситуации, постарайтесь сохранить с оппонентом прежние отношения. Проявите к нему уважение и продемонстрируйте готовность к решению возникших трудностей. Так вы сможете развивать отношения с сотрудниками и находить полезные и конструктивные решения.

Подготовлено специалистами проекта UzJobs по материалам интернет-СМИ


Иногда в коллективах случается так, что есть сотрудники, каждый сам по себе, а команды нет. Сплочению работников мешают, как правило, частые конфликты. Думаю, тема межличностных отношений в коллективе - одна из главных. Остановимся на ней подробно.

Проблемы, связанные с противостоянием одного человека другому или групп людей между собой решаются не сразу. Как начальнику, так и подчинённым приходится проделывать большую работу.

Поскольку у руководителей широкий функционал, и на них лежит большая ответственность, заниматься межличностными отношениями подчинённых зачастую бывает некогда. Исправить ситуацию может приглашённый психолог, специализирующийся на конфликтах, но давайте пока всё-таки поговорим о роли топ-менеджера в устранении разногласий.

Чаще всего конфликты возникают, когда меняются привычные условия работы и жизни, что актуально в наши дни. От того, как складываются отношения в коллективе, во многом зависит успех работы компании.

Так ли страшен конфликт?

Заметим, что конфликтов бояться не надо, противостояния даже полезны. Если сотрудники выясняют отношения, значит, противоборствующим сторонам небезразлично то, что они делают, как выполняют работу. Как правило, они хотят работать в фирме и развивать её, боятся потерять рабочее место. Значит, у руководителя есть все шансы создать эффективную команду.

К тому же конфликт - хороший способ избавиться от негатива. Каждый психолог знает: держать в себе отрицательные эмоции ни в коем случае нельзя. Речь не идёт о том, чтобы намеренно обижать кого-то, достаточно просто выговориться, рассказать о своих проблемах психологу или близкому человеку.

Разрешение конфликта

Что делать, если сотрудник не справился с эмоциями? Существует несколько способов налаживания отношений:

Снижение вероятности противоречий

Чтобы предотвратить разногласия в коллективе, осознанно подбирайте персонал. Руководителю следует хорошо подумать, каких именно сотрудников он желает видеть у себя в офисе. Особенности характера и поведения претендента на должность выявляют на собеседовании с помощью тестов и формулировки гипотетических ситуаций.

Не менее важно выяснить, разделяет ли потенциальный сотрудник ценности компании, готов ли выполнять миссию предприятия, сможет ли быть на одной волне с другими членами коллектива.

Поинтересуйтесь, как собеседник представляет будущую работу, что полезного планирует сделать для фирмы. Сопоставьте ответы кандидата со своими взглядами на деятельность компании и стратегию её развития.

Сразу подробно знакомьте специалиста с должностными обязанностями. Если представления сотрудника о них поверхностны, разногласий не избежать. Чем меньше абстракций, тем реже возникают конфликты.

Преодоление препятствий

Я выделяю два вида барьеров: коммуникативные и восприятия. Коммуникативные барьеры возникают из-за непонимания целей и мотивов специалистов других подразделений. Незнание особенностей работы соседнего отдела ведёт к появлению домыслов и сплетен. Люди не утруждаются выяснением функционала коллег, не интересуются, какие проблемы решают другие сотрудники, возникают ли сложности, требуется ли помощь. В результате по офису распространяется искажённая информация.

У многих работников есть скрытые установки на борьбу. Люди не всегда помнят о необходимости работать в команде, чтобы добиваться целей вместе, поэтому конструктивному диалогу предпочитают соперничество.

Барьер восприятия - это неумение выслушать собеседника. В большинстве случаев такое поведение определяется свойствами темперамента и мышлением конкретного человека. Кто-то ориентирован на выполнение работы, поэтому не желает тратить время на «пустую болтовню», а для кого-то, напротив, важно «поговорить за жизнь». Во время беседы, дискуссии стороны не понимают друг друга, поэтому разгорается конфликт. Не способствуют пониманию различия в социальных статусах, образовании, словарном запасе, уровне знаний сотрудников. Человек не всегда учитывает потребности оппонента.

Коммуникативные барьеры снимает руководитель. Он определяет круг обязанностей каждого сотрудника, обозначает зоны ответственности. Главное - стимулировать коллектив к достижению результата. Для формирования командного духа проводятся планёрки, собрания, индивидуальные встречи, устраиваются корпоративы. Далеко не последнюю роль в предотвращении конфликтов играет материальное стимулирование подчинённых.

С барьерами восприятия всё гораздо проще. Если с помощью руководства удастся разрушить коммуникативный барьер, то слушать и слышать друг друга люди постепенно научатся.

Нейтрализация конфликта

Допустим, штат укомплектован, все добросовестно трудятся, барьеры сняты, но время от времени жизнь офиса перестаёт быть спокойной. Чтобы прекратить спонтанно возникшую ссору, необходимо побеседовать с её участниками, выяснить, по поводу чего конфликт и планируется ли примирение. Это обязанность руководителя, так как конфликтующим сторонам бывает сложно пойти на перемирие и объективно оценить ситуацию, по поводу которой разгорелся конфликт. Он настраивает участников спора на позитив, объясняет важность эффективного взаимодействия. Хорошо мотивирует к налаживанию отношений постановка единой цели.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности людей, стремиться понять и принять каждого члена коллектива, уметь найти подход к любому сотруднику, будь он руководителем, коллегой или подчинённым. Ориентировка на личность каждого участника дискуссии - основа разрешения конфликтов.

Способы примирения

Пути выхода из конфликта для начальников и подчинённых одинаковы. Это:

  1. Взятие на себя ответственности за ссору и её последствия, извинение, сожаление о недостойном поведении.
  2. Поиск взаимовыгодных решений проблемы, уступки, компромиссы.
  3. Понимание и принятие собеседника, установление обратной связи («другой человек имеет право на точку зрения, отличную от моей»), выражение добрых чувств.
  4. Объяснение личной мотивации, рассказ о собственных потребностях, мыслях и переживаниях.
Что делать при конфликте начальнику? В первую очередь, попытаться выяснить объективную причину противостояния, выслушать каждую из сторон. Можно организовать диалог между участниками конфликта, попросить цивилизованно высказать претензии, самому принять участие в беседе.

Если ситуация не меняется, чётко разграничьте должностные обязанности и зоны ответственности конфликтующих. Отнеситесь к возникновению конфликта мудро и с долей иронии. «Переключите» подчинённых на позитив.

Противостояния будут возникать нечасто, если позволять людям «выплёскивать» всё, что «накопилось». Это можно делать во время беседы. Не будет лишней забота о психологическом благополучии сотрудников в долгосрочной перспективе: организация квестов, командных игр, походов в боулинг и т. д.

Необходимо помнить о том, что каждый из нас - человек, личность с разными желаниями, потребностями, особенностями характера, мотивами и амбициями. Понимая это, мы делаем широкий шаг в сторону позитивных отношений, даже если противостояние пока ещё в силе.

Гнев, агрессия, злоба - это нормальные психические реакции, защита от «нападения» извне. Бывает, собеседник заблуждается, и оппонент отстаивает свою позицию, что вроде бы логично. На самом деле если инициативу по примирению возьмёт на себя тот, кто действительно прав, выиграют оба.

Каждый из нас время от времени совершает ошибки, но признать их могут не все. Людям свойственно защищать свою позицию, даже если она неправильная, в то время как на решительное заявление о собственной неправоте реагируют даже негативно настроенные оппоненты.