Легенды о происхождении скифов. Легенды о Скифах


В западной части пустыни Сахара - той, что принадлежит Мавритании, - несколько восточнее деревушки Уадан находится одно из самых удивительных и загадочных мест планеты, известное под названием «структура Ришат» или «око Земли». Таинственные круги, начертанные неведомой силой среди однообразного пустынного ландшафта, влекут неиссякаемый поток любознательных путешественников.

Возраст у геологического формирования более чем почтенный: исследователи уникального объекта утверждают, что самое древнее кольцо из серии кругов структуры Гуэль-Эр-Ришат не «моложе» 600 000 000 лет. Да и размеры «ока» солидные: диаметр внешнего его контура составляет порядка 50 км. Понятно, что при таких внушительных масштабах контуры колец можно обнаружить только на значительной высоте от объекта.

Вот почему уникальная структура была обнаружена лишь с приходом космической эры в 1965 году. С тех самых пор око планеты служит четким ориентиром находящимся на орбите космонавтам, а ученые денно и нощно ломают голову над природой этого дивного формирования.

Версии.

Версия первая - место падения метеорита. Не нашла подтверждения, так как на поверхности земли в центре структуры нет какого-либо углубления, как в других местах падения космических тел. А на горных породах отсутствуют следы ударного воздействия.

Версия вторая - жерло потухшего вулкана. Структуру Ришат составляют доломитовые осадочные породы, а полное отсутствие вулканических горных пород и вулканического купола свело на нет и это предположение.
Что такое структура Ришат? Версия третья - фантастическая. «Это место высадки инопланетян», утверждают одни. «Здесь была Атлантида», твердят другие. Но доказать ни первое, ни второе не может никто.

Версия четвертая - результат эрозии. По предположениям ученых платформа в этом месте то поднималась, то опускалась, постоянно выветриваясь, что и привело к такому слоистому образованию. На сегодняшний день эта версия самая правдоподобная.

Благодаря снимкам, сделанным из космоса, в геологических исследованиях произошёл значительный рывок. Учёные за сравнительно короткий промежуток времени сумели выявить множество интереснейших для исследователей различных направлений мест. Среди всех этих открытий немалый интерес вызывают многочисленные геологические образования в виде колец, имеющих различия не только по размерам, варьирующимся от нескольких сотен метров до 3 тысяч километров и возрастом, достигающим порой архейской эры, исчисляемого миллиардами лет, но и своим генезисом, который поставил перед исследователями ряд спорных вопросов.

Одной из таких загадок стало для учёных удивительное мавританское почвенное образование, отлично видимое из космоса. Из-за своих больших размеров и чётких очертаний, которые придают ему обширные и безжизненные пейзажи сахарской пустыни, оно уже полвека служит людям, бороздящим бескрайний океан космоса, своеобразным маяком.

Космонавт Валентин Лебедев, рассматривая в октябре 1982 года этот удивительный по своей практически круглой форме и необычному строению геологический объект из иллюминатора станции «Салют-7», ассоциировал его с детской пирамидкой, собранной из колец различных цветов. Убедиться в верности этого сравнения можно посмотрев на представленный ниже снимок.

Правда, это чудо природы на самом деле совсем не детская игрушка. Диаметр её внешнего кольца равен пятидесяти километрам, да и на пирамиду оно при более близком рассмотрении совсем не похожа. Находясь непосредственно на этом месте и созерцая каменистую пустыню с чередой различных низменностей и возвышенностей, даже и ни скажешь, что оно может выглядеть столь впечатляюще из космоса.

По-видимому, это обстоятельство и являлось ранее для исследователей основным фактором, мешающим сосредоточить своё внимание на этой, как оказалось, столь интересной своей загадочностью точке нашей планеты. Но, как говорится, «всему своё время». Освоение человечеством космического пространства, несомненно, пошло и на пользу в сфере познания нашего дома - Земли.

Ведь только подумать, человек за время своего существования в силу своей любознательности сумел исследовать практически каждый уголок нашей родной планеты. Открыл множество ранее неизвестных островов, покорил неприступные вершины самых высоких гор, нашёл способ вести исследовательские работы в океанских глубинах, преодолел стужу земных полюсов. Казалось людьми исследовано всё и на Земле уже нет ничего, что было бы быть неизвестно человечеству. Но это, как показывает время, был всего лишь небольшой пролёт лестницы, ведущей к вершинам познания.

Полученный из космоса полвека назад снимок мавританской «пирамиды» не на шутку озадачил учёных. Они даже после проведения ряда исследований по сей день так и не смогли прийти к единому мнению о причине возникновения этого геологического образования. Оно, исходя из заключений исследователей, имеет довольно необычную структуру, напоминающую на первый взгляд место когда-то проводимых здесь разработок полезных ископаемых либо огромный кратер, образовавшийся после падения метеорита, а возможно и последствия извержений древнего вулкана. Согласно выводам специалистов возраст этого геологического образования, получившего благодаря СМИ названия «око пустыни» и «пуп земли», составляет 500-600 миллионов лет, то есть теоретически достигает периода протерозоя.

Как известно, по окончанию этого периода произошло глобальное изменение климата нашей планеты. Это совпадение естественно стало весомым фактором, побудившим исследователей выдвинуть версию о кольцеобразной структуре Ришат, как образовавшемся в результате падения метеорита огромных размеров.
Однако, попытка геологов собрать доказательную базу этой гипотезе при последующих исследованиях не увенчалась успехом. Им так и не удалось обнаружить следов, свидетельствующих о самом ударе и его последствиях. В центре этого образования также не было соответствующего силе удара углубления подобного впадинам на местах падения космических тел. Помимо этого им не удалось объяснить наличие не одного, а нескольких колец, идеально вложенных друг в друга. Чтобы получилось такое образование в это место с идеальной точностью должно было упасть несколько метеоритов, что, естественно, маловероятно.

Из всех выдвигаемых версий наиболее правдоподобной выглядит вулканическая версия структурного образования Ришат.

Учёные, анализируя снимки этого геологического артефакта с похожими на первый взгляд объектами на Марсе, Меркурии и Луне, выдвинули, казалось бы, неопровержимую версию об его вулканическом происхождении. Они даже сумели дать объяснение открытого ими благодаря этим фотографиям нового типа вулканических образований получившего название «Кольцевые структуры». Эта тема особым разделом впервые появилась в учебнике 1985 года «Общая геотектоника», написанного А. Е. Михайловым и В. Е. Хаиным.

Согласно этой версии происхождение мавританских кольцевых структур объясняется многовековой эрозией вулкана, под действием которой и образовался нынешний геологический артефакт.

Но последующие исследования заставили многих учёных пересмотреть доказательную часть этой гипотезы. По заключению многих специалистов из области геологии структура Ришат не может являться результатом вулканического извержения, потому, как в её образовании преобладают осадочные доломитовые породы и совершенно отсутствуют вулканиты, характеризующиеся микроскопическими размерами минеральных кристаллов, и эффузивы. Помимо этого в её центральной части геологам так и не удалось обнаружить хоть каких-то признаков вулканического купола.

Кстати, почему око? Да потому, что с определенного расстояния комплекс гигантских колец на диво точно воссоздает форму зрачка человеческого глаза, обрамленного контурами век. Первоначальная гипотеза состояла в том, что недремлющее око планеты - не что иное, как кратер, образовавшийся в результате падения гигантского метеорита. Эта версия и сегодня отстаивает свое право на существование среди возможных причин появления древнейшей геологической структуры.

Вот только объяснения сторонников «кратерной» теории по поводу плоской формы дна кольцевого образования звучат, мягко говоря, не слишком убедительно. Ни характерным углублением, ни следами от ударного воздействия формирование Ришат похвастать не может.

Суть другой версии состоит в том, что появление геологического артефакта есть результат давнего извержения вулкана. При ближайшем рассмотрении и эта гипотеза не выдерживает натиска критики: продукт извержения должен был бы оставить в память о себе куполообразный отпечаток из вулканических пород, но этого, увы, нет. А жаль: в гипотезу о потухшем вулкане гармонично вписалась бы почти идеально круглая форма таинственных колец. В попытках объяснить причину появления мистических кругов выдвигались и совсем фантастические версии, включая высадку инопланетян - понятно, что подобные идеи разбивались вдребезги об элементарный здравый смысл.

Сторонников сверхъестественного, пытавшихся объяснить наличие кругов присутствием потусторонних сил, тоже поджидало фиаско: никаких аномалий в районе структуры нет и в помине - на таинственной территории издавна живут пастухи и мирно пасутся верблюды, не выказывая и малейших признаков беспокойства.

Самой правдоподобной и живучей оказалась гипотеза о том, что око планеты образовалось вследствие естественных геологических процессов. Сначала произошло поднятие земной коры, а затем в работу включились ветер и водные потоки - именно многовековая эрозия и привела к появлению на лике планеты всевидящего глаза. Но даже эта теория не дает исчерпывающего объяснения строгой геометрии Ришата, так что вопрос о том, откуда все-таки взялись правильные круги посреди пустыни, до сих пор остается открытым. А это значит, что великое открытие подлинного происхождения колец Гуэль-Эр-Ришат ждет нас впереди.

Скифы - древние племена в Северном Причерноморье, жившие в VII-III веках до н. э. и сумевшие создать достаточно высокую для того времени культуру, которую впоследствии впитали в себя народы Восточной Европы, Западной и Центральной Азии.

В истории цивилизации скифы занимали второе место после греков и римлян, более того, они были прямыми наследниками их культурных традиций. Происхождение скифов до сих пор неизвестно. Несмотря на наличие огромного количества гипотез, и сейчас нельзя с уверенностью сказать, откуда пришел этот народ.

Древнегреческий ученый, «отец истории» Геродот, живший в V веке до н. э., во время одного из своих путешествий посетил Северное Причерноморье и познакомился с нравами и обычаями скифов. Именно он записал две легенды о происхождении скифов, причем одна из них была рассказана ему самими скифами, а другая - эллинами.

Согласно первой легенде, в земле скифов, которая была в то время безлюдной пустыней, у бога Зевса и дочери реки Борисфена родился человек по имени Таргитай. Мальчик быстро рос и вскоре превратился в красивого, сильного юношу. Он женился на прекрасной девушке, которая подарила ему трех сыновей: Липоксая, Артоксая и Колаксая.

Однажды братья шли по полю, и вдруг с неба упало 4 золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший брат первым заметил их и захотел взять. Но как только он подошел поближе, золото неожиданно воспламенилось. Затем предметы попытался поднять второй брат, но и его постигла та же участь. Когда же к вещам приблизился младший брат, горение золота прекратилось. Колаксай поднял предметы и отнес их к себе. Старший и средний братья поняли символичность этого события и уступили младшему право управлять царством.

Далее Г еродот рассказывает: «И вот от Липоксая произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Артоксая - те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя - те, что называются паралатами; общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины».

В легенде эллинов рассказывается о Геракле, который, «гоня быков Гериона», прибыл в страну, где ныне проживают скифы, и «так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли». Достаточно интересная оговорка: гнал Геракл быков, а пропали у него лошади. Кто допустил неточность - эллины или Геродот, до сих пор неизвестно.

Согласно данной легенде, в поисках быков (лошадей) обошел Геракл всю землю и пришел в Полесье. Там в одной из пещер он обнаружил странное существо - полудеву-полузмею. Геракл поинтересовался, не видела ли она его лошадей, на что полудева ответила, что кобылицы у нее, «но она не отдаст их ему прежде, чем он не сообщится с нею».

Геракл согласился на ее условия, но полудева, желая продлить их связь, все тянула с возвращением животных. Долго прожили они вместе и нажили трех сыновей. В конце концов она решила отдать Гераклу кобылиц, но перед этим спросила его, что делать с сыновьями, когда они вырастут: оставить у себя или отослать к отцу.

Геракл ответил так: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны». Сказав это, Геракл протянул полудеве лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки.

Когда сыновья повзрослели, мать подвергла их предложенному Гераклом испытанию. Старший - Агафирс - и средний - Гелон - не смогли повторить отцовский подвиг и были изгнаны из страны. Младший сын - Скиф - в точности воспроизвел движения отца и стал родоначальником династии скифских царей.

Между тем у древнегреческого историка была собственная точка зрения на проблему происхождение скифов. Согласно его гипотезе, кочевые скифы, жившие в Азии, уставшие отражать постоянные набеги массагетов, удалились в киммерийскую землю и спустя несколько веков основали там свое государство.

Обосновавшись на новых землях, скифы наладили торговые отношения с греками, о чем свидетельствуют найденные археологами посуда и металлические изделия греческого происхождения. Товарно-денежные отношения в те далекие времена еще не были развиты, поэтому за греческую посуду, золотые и бронзовые украшения скифские племена были вынуждены расплачиваться продуктами собственного производства, в основном хлебом.

В те далекие времена у скифов происходил процесс разложения родовых отношений, который нашел отражение в погребальных обрядах. Покойников хоронили в деревянных сооружениях на столбах, в ямах, имитирующих жилище, в катакомбах и в насыпи курганов. Среди погребального инвентаря можно встретить боевые топоры, мечи, панцири и шлемы греческой работы, различного рода украшения, зеркала.

О патриархальном характере отношений свидетельствует факт захоронения свободных женщин в курганах, насыпанных для мужских погребений. Особого внимания заслуживают захоронения молодых женщин, в которых, помимо украшений, было обнаружено оружие. По всей видимости, в то время, пока мужчины совершали завоевательные походы, женщины были вынуждены с оружием в руках защищать свой дом от набегов кочевников.

У скифов существовал институт рабства. На ранних стадиях развития общества рабами становились пленники, захваченные в военных походах. Когда умирал хозяин, его рабы отправлялись вслед за ним в могилу. Несчастных хоронили в согнутом положении с прижатыми к животу коленями.

Основу экономики Скифского государства составляли завоевательные походы на соседние племена. Геродот повествует о походе на мидийцев, который длился целых 28 лет. Уставшие, возвращались скифы в родные места, надеясь найти там уют и покой. Однако их надеждам не суждено было сбыться. Вернувшись домой, «они встретили выступившее против них немалое войско, потому что скифские женщины, вследствие продолжительного отсутствия своих мужей, вступили в связь с рабами…»

Юноши, родившиеся в результате подобных мезальянсов, решили выступить против скифов. Они вырыли глубокий ров протяженностью от Таврических гор до озера Меотиды. Тем не менее скифы сумели преодолеть это препятствие, после чего произошло несколько сражений, победу в которых одержали возвратившиеся воины. Принесенные из похода ценности, принадлежавшие классовым обществам Переднего Востока, оказали огромное влияние на формирование художественного стиля скифов.

В конце VI века до н. э. на скифов пошел войной Дарий - царь могущественной Персидской державы. В количестве 700 тыс. человек войско персов вторглось на территорию Скифии.

Скифская разведка работала великолепно. Военачальники имели представление не только о численности персидских войск, но и о пути их следования. Скифы поняли, что победить персов в открытом бою не удастся. Тогда они пригласили на военный совет царей соседних народов - тавров, агафирсов, невров, андрофагов, будинов и савромат.

Следует заметить, что большинство царей отказалось помочь скифам, утверждая, что «скифы первыми начали войну и теперь персы по внушению божества платят им тем же». Тогда скифы разделили все имеющиеся военные силы на 3 фронта и приступили к защите своей территории, используя методы партизанской войны.

Долгое время скифам удавалось сдерживать натиск персов. За этот период они успели нанести значительный ущерб армии персов. Тогда Дарий послал к ним гонца с предложением или сразиться в открытом бою, или покориться и признать персидского царя своим владыкой.

В ответ скифы сообщили, что сразятся лишь тогда, когда им будет это угодно, и пообещали в ближайшее время отправить Дарию подарки, но не те, которые он ожидает получить. В конце послания скифский царь Иданфирс позволил себе высказать угрозу в адрес персидского царя: «За то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Военные действия продолжались, а силы персов все таяли. Геродот рассказывает, что в последние дни войны, когда уже было понятно, за кем останется победа, скифский царь отправил Дарию послов с подарками, состоящими из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Никаких комментариев к дарам не прилагалось.

Дарий так понял смысл этих подарков: скифы отдаются ему с землей и водой. Стрелы же, по его мнению, символизировали отказ скифов от продолжения военных действий. Однако другой перс, Горбия, знакомый с нравами и обычаями скифов, по-другому истолковал смысл этих подарков: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».

После отправки даров скифы приготовились к решительной битве. Неожиданно перед строем пробежал заяц и скифы бросились его преследовать. Узнав об этом случае, Дарий сказал: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением, и мне теперь ясно, что Горбия правильно объяснил мне смысл этих даров». В тот же день скифы окончательно разбили персов и изгнали их из страны.

После победы над персами скифы долгое время жили в мире со своими соседями. Однако нашествие сармат заставило скифов бросить насиженные места и переместиться в Крым. Новая столица Скифского государства стала называться Неаполь скифский.

Последний этап истории скифов связан с их сосредоточением на Крымском полуострове. Территория Скифского рабовладельческого государства стала намного меньше прежнего, сократилось и число соседей. На юге, в Крымских горах, это потомки киммерийцев - тавры, на Керченском полуострове - Боспорское царство и на западном побережье - греческий город Херсонес. Выход в украинские степи им перекрывали сарматские племена.

В этот период особенно тесные отношения сложились у скифов с таврами. Последние, по-видимому, были втянуты в общую политическую жизнь Крыма и уже не были такими дикарями, как рисовали их греческие историки. О контакте скифов с таврами стало известно после изучения погребальных памятников степного Крыма. В частности, в некоторых могильниках археологи обнаружили коллективные захоронения рядовых скифов, характерные для тавров.

Интересно, что в них отсутствовало вооружение. Подобные каменные ящики встречаются в основном в предгорной части Крымского полуострова, то есть рядом с территориями тавров. В начале нашей эры появился новый термин - «тавроскифы», обнаруженный на одной из боспорских надписей. Некоторые исследователи считают, что он может свидетельствовать о частичной ассимиляции тавров со скифами.

Исследованные в последние годы крымские поселения скифов этого периода носят в основном античный характер. Это видно по системе укреплений и жилым постройкам. Наиболее показательным в этом отношении являются Неаполь скифский - город, совместивший в себе варварские и греческие черты; турецкий вал и ров, ограничивающие Крым по линии Перекопа.

Во II веке до н. э. Ольвия, расположенная на периферии государства, стала терять свое былое значение. Все большую роль, особенно в торговле, приобретал Херсонес. Скифское государство, несмотря на то что потеряло значительную часть своих территорий и ослабело экономически, продолжало вести в Крыму довольно активную политику. В первую очередь скифы попытались овладеть Херсонесом и подчинить его себе полностью.

Но Херсонес, заручившись поддержкой понтийского царя Фарнака, который обещал защищать город от варваров, разбил армию скифов и тавров. Война закончилась поражением скифской армии.

Несмотря на наступившие для Скифского царства тяжелые времена и поражение в Крыму, эти события не привели к гибели государства. Историки свидетельствуют, что большую часть войн скифы начинали из-за недостатка денег в государстве. Но после того как они лишились своего былого могущества, поправить свое положение скифы решили другим способом.

Государство решило передавать во владение свои земли тем, кто хотел их обрабатывать, и довольствовались оговоренной платой. С теми, кто отказывался им платить, они воевали.

В этот период скифы уже не могли удерживать в своей-постоянной власти Ольвию, и в I веке до н. э. ее разгромило воинственное племя гетов. После этого скифы частично заселили и восстановили Ольвию, но она уже ничем не напоминала некогда богатый и цветущий город. Тем не менее в знак своей независимости город выпускал монеты с именами скифских царей Фарзоя и Инисмея.

В этот период Ольвия находилась под протекторатом скифов, но они не влияли на общую политическую обстановку, и когда во II веке до н. э. римляне решили включить ее в свою империю, Скифское государство не в силах было противостоять этому.

Следует отметить, что в это время Скифская держава не могла вести самостоятельную политику на Черноморском побережье и тем более противостоять римскому вмешательству. В течение II-I веков до н. э. между Боспором и скифами регулярно происходили конфликты, в результате которых перевес постоянно оказывался на стороне более могущественного Боспорского государства.

Таким образом, Скифская держава к I веку до н. э. уже не была жизнеспособной: ее экономика оказалась окончательно подорванной, торговые связи распадались из-за недоступности пунктов, через которые она постоянно вела торговлю. К тому же в это время началось массовое движение варваров. Большую роль в этом сыграло государство Германариха, объединившее в себе многие племена Северного Причерноморья, которые вместе с сарматами, праславянами и готами проникли в Крым.

В результате их нашествия оказался разрушен Неаполь и многие другие скифские города. После этого набега у Скифского государства не нашлось сил для восстановления. Именно с этим событием историки связывают окончательную гибель Скифского государства, существовавшего с V по II век до н. э.

Скифы - древний народ, существовавший, согласно источникам, в VIII в. до н. э. - III в. н. э. и создавший своё государство на территории между нижним течением Дуная и Дона во времена своего могущества. Большая часть информации о скифах стала известна благодаря «отцу истории» Геродота (484 до н. э. - 425 до н. э.). Он детальнее всех описал историю, быт и обычаи этого народа.
Геродот рассказывает, что кочевые племена скифов жили в Азии. Когда масагеты вытеснили их оттуда, скифы перешли речку Аракс (вероятно - Волгу) и пришли в причерноморские степи, где в то время господствовали киммерийцы. Киммерийский народ был за отступление, но цари признали смерть на родной земле лучше, чем спасение бегством. Не желая отступать, вожаки киммерийских племён разделились на две части и мужественно пали между собой. Народ похоронил их под высокой могилой на берегу Днестра и отступил в Малую Азию. Геродот утверждает, что во время путешествия по Северному Причерноморью ему как будто показывали эту могилу.
Первые достоверно скифские памятники в Северном Причерноморье датируются VII в. до н. э. На VIII - VII столетия до н. э. приходятся первые упоминания о киммерийцах и скифах в ассирийских источниках. Наверное, скифы переселялись на берега Чёрного Моря несколькими волнами и сначала уживались здесь с киммерийцами, выступая с ними вместе и против государств Передней Азии. Позднее отношения между ними стали вражескими. В VII в. до н. э., преследуя вытесненных киммерийцев, скифы вторглись в Переднюю Азию, дойдя до Сирии, и египетский фараон Псамметих I был вынужден откупиться от дальнейшего их продвижения щедрыми подарками. Скифы правили там 28 лет. Конец их господству связан с медийским царём Киаксаром, который пригласил скифских вождей на банкет, где их перебил. Скифы были вынуждены возвратиться в Северное Причерноморье.
По легенде Геродота, которую он вместил в своей «Истории», во время возвращения скифов домой, их там ждало ещё одно тяжёлое испытание. После 28-летнего господства в Передней Азии, их встретило сильное войско, которое создали дети скифских женщин и рабов, которые на протяжении 28 лет оставались в Скифии. Узнав о возвращении скифов, юноши решили остановить их. Поскольку детей своих рабов скифы так же считали рабами, их ждала неволя. Произошло много битв, но скифы никак не могли одолеть противника. Тогда один скиф сказал, что надо оставить копья и луки и пусть каждый пойдёт на них со своим кнутом. Ведь пока они видели скифов вооружёнными, то считали себя равными им, то есть свободнорождёнными. Но когда они увидят скифов с кнутами вместо оружия, то поймут, что они их рабы, и, признавши это, уже не посмеют упираться. Геродот утверждает, что именно эта тактика и помогла скифам одолеть потомков рабов.
Возвратившись из Передней Азии, скифы со временем подчинили себе огромную территорию от Дона на востоке до Дуная на западе.
Скифы разделялись на несколько крупных племен. В низовье Буга обитали каллипиды, которых ещё называли эллино-скифами. К северу от них жили алазоны. Ещё дальше на север территорию между Днепром и Днестром заселяли скифы-пахари. Степь к западу и востоку и востоку от Днепра - территория кочевников. Там обитали скифы-кочевники и царские скифы. Последние занимали район левобережной степи до Азовского моря и Дона, а так же степной Крым. Царские скифы считали всех остальных скифов своими рабами. Скифам-кочевникам принадлежала больше западная часть степи.
Скифы были свободолюбивым и мудрым, но вместе с тем, и жестоким народом. Наиболее значимую роль в жизни скифского общества играла война. Арсенал оружия скифов состоял из мечей-акинаков, кинджалов, копий, дротиков, боевых топоров, пращи, лука. Особой славы во всём мире обрёл скифский лук: по дальнобойности, и убойной силе он не имел на то время себе равных. Не зря Геродот называет скифов «конными стрельцами из лука».
Как свидетельствуют грецкие историки, скифский воин пил кровь первого убитого им врага. Тех, кто не имел собственной жертвы, не допускали даже к праздничному столу. Богу войны Аресу сооружали своеобразные жертвенники в виде кучи хвороста. На её вершине как символ этого бога ставили меч и в жертву ему приносили каждого сотого пленного.
Для проживания скифы использовали большие кибитки, в которые они впрягали иногда по несколько пар волов. В кибитках жили женщины, дети и старики. Вся жизнь мужчин проходила на коне, не зря это животное было у скифов самым любимым.
Античных историков удивляла приспособленность скифов к среде своего обитания. Геродот рассказывает, как в условиях безлесья скифы научились готовить мясо. Ободравши шкуру с животного, они обчищали кости от мяса и кидали в котлы. Положив мясо в котлы, подпаливались кости и на них варили. А когда у них не было котла, тогда всё мясо клали в шкуры животных, подливали воду и снизу подпаливали кости. Таким образом получалось, что вол сам себя варит.
Скифы оставили после себя много своих памятников - курганов, где они хоронили своих царей и знатных людей. В данный момент, большинство из них исследовано. Благодаря раскопмам на кургане Толстая Могила (Днепропетровская область, Украина), которые проводились киевскими археологами во главе с Б.М. Мозолевским в 1971 году, мир узнал о настоящем сокровище - золотой пекторали. Пектораль - золотое украшение скифского царя. Её вес - 1150 гр., диаметр - 30,6 см. Всё произведение изготовлено из золота 958 пробы. В нагрудном знаке царской власти гармонично сочетается золотое плетение и литьё. Состоит она из трёх ярусов, изображающих бытовые сцены из жизни скифов, домашних и мифических животных. Согласно страховой оценке, стоимость пекторали составляет 186 миллионов долларов, она экспонируется в Киеве, в филиале на территории Лавры - в Музее исторических драгоценностей.
Геродот так описывает похоронные обычаи скифов. Когда у скифов умирает царь, то в Геррах - легендарном месте захоронения ихних царей, выкапывают большую четырёхугольную яму. Когда яма приготовлена, тело подымают на телегу, покрывают воском; затем разрезают желудок, очищают его и наполняют толчёным купером и разными семенами. После этого живот покойника зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждого края, куда привозят тело царя, отрезают кусок своего уха, обстригают кругом волосы на голове, надрезают руку, раздерают лоб и нос и протыкают стрелами левую руку. Отсюда покойника везут дальше, в другие края своего царства. Сопровождают тело те, до кого его привозили раньше. После объезда всех земель они снова прибывают в Герры. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обе стороны втыкают в землю копья, а сверху настелают доски и покрывают их матами из камыша. В свободном месте гробницы хоронят одну из наложниц царя, которую до этого душат, а так же разных слуг, коней и кладут золотые чаши. Потом все вместе насыпают над гробницей огромный горб.
Через год после похорон все собирались у его могилы, совершали тризну, после которой делали чучела из 50 убитых коней и такого же количества лучших царских слуг, розставляли их для охраны возле кургана и на этом кончали обряд.
Скифы строго придерживались своих вековых обычаев и обрядов. По этому поводу Геродот рассказывает историю про скифского философа Анахарсиса, которого греки признали седьмым мудрецом в мире (другие шесть - греки).
Путешевствуя по Греции, Анахарсис близко познакомился с грецкой философией и религией. Особенно ему понравился праздник Великой Богини, который греки отмечали на острове Кизик. Вернувшись в Скифию, Анахарсис забрался в Гилею (бывшие Днепровские плавни), где принёс жертву богине по обряду, увиденному у кизикинцев и устроил в её честь ночное празднование. Но кто-то донёс об это его брату, царю Савлию. Тот прибыл в лес и на месте убил Анахарсиса.
Возможно, речь шла о попытке Анахарсиса ввести в Скифии новый культ и новые социальные порядки. Но факт остаётся фактом: защищая свою землю от чужеземных влияний, скифы не останавливались не перед чем.
В VI в. до н. э. произошла так называемая скифско-перская война, ради описания которой Геродот отвёл так много места в своей «Истории».
В 514 г. до н. э. персидский царь Дарий I Гистасп вместе с огромным войском пересёк Босфор и двинулся на Скифию с целью покарать скифов за их переднеазийские походы. Неспособные противостоять армии Дария, скифы обратились за помощью к соседним племенам, среди которых дали согласие помочь племена будинов, гелонов и савроматов.
Скифы приняли тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. Главными были царские скифы, которые разделили свои силы на три отряда. Основные силы возглавил царь Иданфирс.
Двигаясь вслед за скифами, войско Дария перешло за Дон. Но потом скифы внезапно направились на север и запад.
Уставши от бесперспективного преследования скифов, он послал к Иданфирсу гонца, чтобы он доложил, что пусть он уже не убегает, а признаёт Дария своим повелителем, «неся воду и землю». Иданфирс ответил, что Дарий пожалеет о том, что сказал и пусть ждёт других подарков, которых он заслуживает.
Тем временем персидское войско начало изнемогать от усталости, жажды и голода. Не решаясь стать с персами в открытом бою, скифы истощали их короткими схватками. Через некоторое время Иданфирс послал Дарию подарки, о которых говорил: птицу, мышь, жабу и пять стрел.
Дарий считал, что скифы признают над собой его власть и в знак этого подносят ему землю и воду, что означали мышь и жаба, сдаваясь вместе с конницей, на которую по скорости похожа птица, и всей армией, что означали стрелы. Но советник Дария Гобрий объяснил царю суть даров по-другому: «Когда вы, персы, не взлетите в небо, как птицы, или не зароетесь в землю, как мыши, или не поскачете в болото, как жабы, то не вернуться нам назад, поражёнными этими стрелами».
После этого Дарий решил возвратится со своим войском домой. Скифы же преследовали персов аж до самого Дуная.
Но существует мнение историков, что скифско-перской войны не могло было быть, так как нет никаких археологических доказательств на территории Северного Причерноморья, которые можно было бы отнести к этому событию. Возможно, вся война была ограничена локальными стычками на границе Скифии на западе. Но, тем не менее, за скифами с того времени утвердилась слава непобедимых.
Наибольшего могущества Скифия достигает в IV в. до н. э., когда могилы степовиков появляются даже на широте Киева. Именно в это время правил царь Атей, который объединил все скифские племена в единое государство. Его власть распространялась даже на задунайские земли, где испокон веков жили фракийцы. Но такое продвижение на запад обусловило конфликт между скифами и македонским государством. В 339 г. до н. э. македонский царь Филипп II, отец Александра Македонского, двинулся на них походом. В этой битве, в которой погиб 90-летний царь Атей, скифы потерпели поражение.
Но после этого скифы не раз противостояли македонцам. В 331 г. до н. э. они разгромили 30-тысячное войско наместника Александра Македонского во Фракии Зопириона, который попытался осуществить поход на Скифию, а в 292 г. до н. э. вместе с гетами нанесли поражение Лисимаху, который владел Фракией после смерти Александра Македонского. Однако могущество Скифии в это время заметно слабеет. На западе она теряет задунайские территории, на востоке не выдерживает столкновений с сарматами. В конце III - в начале II в. до н. э. территория Скифии ограничивается Крымским полуостровом и узкой линией Нижнего Поднепровья. Но ещё около четырёх столетий скифы остаются на исторической арене черноморского побережья грозной силой, которая с успехом противостояла и варварским племенам, и грекам-колонизаторам. Окончательное поражение в начале III в. н. э. им нанесли готы. С того времени Скифия перестаёт существовать как этническое и политическое образование. Античные авторы ещё долго будут давать имя «скиф» всем народам, которые волна за волной прокатывались южно-украинскими степями. Даже древнерусский летописец называет свою страну «Великая Скуфь». Такого долголетия не знало имя никакого древнего народа, живущего на территории Украины.

Геродот сообщает о трех сказаниях о происхождении скифов:

5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имениТаргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена богиня Апи. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей:Липоксай, Арпоксай и самый младший - Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.



8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями, родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежалакиммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Геродот. История. IV.5 - 12

Племена Скифии

Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы - самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники , а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы . На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды , или эллино-скифы , севернее их - алазоны , а ещё севернее - скифы-пахари .

В античных источниках упоминается целый ряд других племен обитавших в Скифии или сопредельных территориях, как родственных скифам, так и иноязычных: боруски,агафирсы, гелоны, невры (нервии), аримаспы, фиссагеты, иирки, будины, меланхлены, авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты),исседоны, тавры, аргиппеи, андрофаги

История

Возникновение

Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. . При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

§ согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока;

§ другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры .

Расцвет

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии - VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правиликиммерийцы.Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. и походами скифов в Малую Азию. В 70-х годах VII века до н. э. скифы вторгались вМидию, Сирию, Израильское царство и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э.были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, воинов и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 году до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже V-IV веков до н. э. скифы активизировались на юго-западных рубежах Скифии. Экспансия во Фракию усилилась при царе Атее, вероятно, объединившим Скифию под своим началом . Это вызвало войну с македонским царем Филиппом II. Однако о том, что Филипп перешел Дунай во время похода на Атея, Юстин не сообщает, а говорит, что Филипп отправил вперед послов, с тем чтобы те сообщили Атею, что он направляется к устью Истра (совр. Дунай) воздвигнуть статую Геркулесу . Исходя из этого вопрос о том, какими территориями владел Атей остается дискуссионным.

В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско:

Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошёл войной на скифов, но был уничтожен со всей армией…

Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.

Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

Беря в руки пожелтевший документ или читая книгу, вышедшую 150-200 лет назад (не говоря уже о более старых), испытываешь почтительное чувство прикосновения к прошлому, сопричастности к истории. Легко понять тех, кто предпочитает читать книги в их первом издании. Мы не имеем возможности предложить читателю ознакомиться с первоизданием, чтобы в полной мере ощутить «аромат времени», но мы надеемся, что 2500 лет достаточно большой срок, чтобы вызвать интерес и внимание к ниже приводимому тексту.

«Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению, неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был, по их словам, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И вот от Липоксая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая - те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя - те, что называются паралатами; общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины.

Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им с начала их существования, или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько» .

Легенду эту сохранил для нас Геродот, древнегреческий ученый, именовавшийся «отцом истории». Отметим, кстати, что это почетное звание признается за ним и до сих пор. Родился он около 484 года, а умер около 425 года до н. э. Есть веские основания предполагать, что он во время своих путешествий посетил Северное Причерноморье, скорее всего город Ольвию (на берегу Буго-Днепровского лимана), и мог близко наблюдать жизнь скифов. Таким образом, его сведения - это в какой-то степени свидетельство очевидца. Вероятно, в Ольвии Геродот и записал приведенную легенду, хотя и не поверил ей. Сообщив еще кое-какие сведения о скифах и их стране и вновь напомнив, что все вышеизложенное рассказывают о себе скифы, Геродот пишет: «...а живущие на Понте (то есть на Черном море. - А. С.) эллины повествуют...» - и далее излагает вторую легенду. Послушаем.

«Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в страну, которую занимают скифы и которая тогда еще не была населена... и так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли».

Читатель сразу отметит несообразность: Геракл гнал быков, а пропали у него лошади. Это не должно смущать: в мифах о богах и героях еще и не такое бывает. А может, тут виноваты и не мифы и не Геродот, а переписчик труда Геродота, который был не столь внимателен, как читатель. Продолжим изложение легенды.

«Проснувшись, Геракл стал искать их и, исходив всю землю, пришел, наконец, в так называемое Полесье; тут он нашел в пещере смешанной породы существо, полудеву и полуехидну, у которой верхняя часть тела от ягодиц была женская, а нижняя - змеиная. Увидев ее и изумившись, Геракл спросил, не видела ли она где-нибудь заблудившихся кобылиц; на это она ответила, что кобылицы у нее, но что она не отдаст их ему прежде, чем он не сообщится с нею; и Геракл сообщился-де за эту плату, но она все откладывала возвращение лошадей, желая как можно дольше жить в связи с Гераклом, тогда как последний желал получить их и удалиться. Наконец она возвратила лошадей со словами: “Я сберегла тебе этих лошадей, забредших сюда, и ты отплатил мне за это: я имею от тебя трех сыновей. Расскажи, что мне делать с ними, когда они вырастут; поселить ли здесь (я одна владею этой страной) или отослать к тебе?” Так спросила она, а Геракл, говорят, сказал ей в ответ: “Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты и сама останешься довольна и исполнишь мое желание”.

При этом Геракл натянул один из луков (до тех пор он носил два), показал способ опоясывания и передал ей лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки, а затем удалился. Она же, когда родившиеся у нее сыновья возмужали, дала им имена, одному - Агафирс, следующему - Гелон, младшему - Скиф, а потом, помня завет Геракла, исполнила его поручение. Двое из ее сыновей, Агафирс и Гелон, оказавшись неспособными исполнить предложенный подвиг, были изгнаны родительницей и удалились из страны, а самый младший Скиф, исполнив задачу, остался в стране. От это-го-то Гераклова сына Скифа и произошли-де все правящие скифские цари, а от чаши Геракла - существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта эллины» .

В подтверждение того, что эта версия мифа была действительно широко распространена в Северном Причерноморье и, в частности, у живших там греков, можно сослаться на изображения змееногой богини, обнаруженные при археологических раскопках .

Вторая легенда, как и первая, тоже сказка. Сходство их в этом отношении позволяет думать, что цивилизованные эллины в области веры в мифы не столь уж далеко отстояли от варваров скифов. Нетрудно заметить, что «отец истории» отнесся к рассказам своих соотечественников столь же скептически, как и к рассказам скифов. Сам он предпочитал третью легенду, и в этом его поддерживают многие современные ученые.

«Есть, впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Араке и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)». Рассказав далее, как киммерийцы покинули страну и как, преследуя их, скифы попали в Переднюю Азию, Геродот добавляет: «Таков иной рассказ, одинаково распространенный среди эллинов и варваров» .

Современному читателю вряд ли надо объяснять, почему третья легенда заслуживает большего внимания, и он легко поймет Геродота. Но дело не столь просто. Века развития исторической науки убедили исследователей, что нет дыма без огня, и они сформулировали это наблюдение так: каждая легенда, каждый миф, как бы фантастичны они ни были, содержат рациональное зерно. Очевидно, это зерно содержится и в сказаниях, которым Геродот не поверил. Но извлечь истину не так легко, установление каждого факта в истории скифов давалось и дается с большим трудом. С XVII века поколенья русских историков собирали, систематизировали и истолковывали сведения древних авторов о скифах. Достаточно назвать такие имена, как Г. В. Лейбниц, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов. Несколько позднее к историкам присоединились археологи, и на протяжении многих лет скифы были одним из основных объектов их исследований в России. История изучения скифов - это почти история археологии в России. И. Е. Забелин, А. С. Лаппо-Данилевский, В. В. Латышев, Н. И. Веселовский, А. А. Спицын, В. А. Городцов, Б. В. Фармаковский, М. И. Ростовцев - все это крупнейшие русские археологи, и все они в той или иной мере участвовали в изучении истории Скифии. Из ныне работающих назовем М. И. Артамонова, Б. Н. Гракова, А. И.Тереножкина. И, несмотря на труды названных и еще большего числа неназванных ученых, у нас и сейчас нет четкого ответа на многие вопросы. Геродот сообщил три версии или гипотезы по поводу происхождения скифов. За 2500 лет, прошедших с тех пор, число версий не уменьшилось, хотя все рассказы о божественном происхождении скифов были решительно откинуты. Более того, гипотез, пожалуй, стало больше. А ведь происхождение - это не единственный вопрос, не единственная загадка в почти тысячелетней скифской истории. Одно только довольно скупое изложение позиций русских ученых, эволюции их взглядов и процесса накопления материалов составило толстую книгу, которую написал С. А. Семенов-Зусер .

В последующих главах мы постараемся познакомить читателя в основном с теми «зернами» истины, которые уже удалось извлечь науке. Но так как иногда между учеными нет согласия о том, извлечено или не извлечено «зерно», то нам придется останавливаться и на спорных проблемах и излагать разные точки зрения. Если говорить откровенно, то спорными, дискуссионными продолжают оставаться все основные вопросы истории скифов.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Легенды… Началом долгоживущей легенды о «проклятии фараонов» послужила необычная история, приключившаяся с одним из экспонатов Британского музея – фрагментом крышки египетского саркофага. Ее приобрел в 60-х годах ХIХ века некто Дуглас Мюррей, богач англичанин,

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Две легенды Взгляните на парсуну, написанную царским художником Иваном (Богданом) Салтановым - выезжим армянином, удостоенным за выдающиеся творческие успехи звания дворянина московского. Необычайно живое лицо Федора Алексеевича глядело на пришедших поклониться его

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Легенды Мальброка …Только что окончилась служба в Высоком замке Мальборка. Магистр Вернер фон Орсельн неспешно выходил из костела. Вдруг из толпы метнулась чья-то тень. Взметнувшийся клинок был неумолим и точен. Бездыханное тело магистра беззвучно оползло вдоль

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Рождение легенды 8 марта 1886 года члены Королевского Географического общества в Лондоне внимательно слушали рассказ вернувшегося из путешествия по Калахари американца Джиларми Фарини. Среди прочего он поведал им и о находке в пустыне полуразрушенного, засыпанного

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Мифы и легенды В период с 7 по 13 марта 1944 г. сооружения «Вервольфа» были взорваны, а входы в бомбоубежища завалены. В конце марта специальная советская комиссия по личному приказу Сталина проводила изучение остатков бункера и пришла к выводу, что отступающие вывезли из

Из книги Севастополь. История. Легенды. Предания автора Шигин Владимир Виленович

Севастопольские легенды Неясный гул исчезнувших эпох И голоса ушедших поколений… В. Лапин Знаменитый херсонесский колокол. Сколько помню себя, столько помню и его. Перед ним бьет в камни пена прибоя, за ним раскоп древнего городища. Покрытый вековой патиной, покоится

Из книги Скифы автора Смирнов Алексей Петрович

Легенды Беря в руки пожелтевший документ или читая книгу, вышедшую 150-200 лет назад (не говоря уже о более старых), испытываешь почтительное чувство прикосновения к прошлому, сопричастности к истории. Легко понять тех, кто предпочитает читать книги в их первом издании. Мы

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Легенды Самая распространенная легенда о появлении знаменитого «Круга 12 животных» связана с именем Будды. В легенде говорится, что когда Будда закончил свой земной путь, он призвал к себе всех животных, которые хотели бы почтить памятью его уход из этого мира. Пришли не Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

По следам легенды Ассирийский царь Ашшурбанипал свозил в Ниневию награбленные в войнах драгоценности. В их числе были сухие глиняные таблицы, усыпанные шрамами клинописи. Великолепная библиотека царя хранила бесценные сокровища разума. Было это в VII веке до нашей эры.А

Из книги Альфред Великий и война с викингами автора Хилл Пол

Легенды сбываются Пока епископ Эалхстан руководил погребением Этельбальда в Шерборне, Этельберт (860–865) поспешил на запад с войском, чтобы подчинить себе весь Уэссекс в границах, в которых правил его дед, король Эгберт. Имеются намёки на то, что захват власти Этельбертом

Из книги Несостоявшаяся битва автора Кимхе Джон

1. Три легенды Современная история должна рассматривать неделю, начавшуюся 7 марта 1939 года, как одну из самых странных и наиболее многозначительных по своим последствиям. Эта неделя описывалась в больших подробностях и с большим пристрастием, чем любая другая; и все же,

Из книги Пять жизней древней Сури автора Матвеев Константин Петрович

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ Большим богатством финикийцев была их духовная культура. Неделимой ее частью стали легенды и мифы. Писатель-демократ В. Г. Белинский справедливо писал, что «мифология была выражением жизни древних». Если это так, то мифы отражали думы и чаяния людей, их

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Легенды Фольклорное произведение с элементами чудесного, фантастического. В то же время легенда воспринимается как достоверность, предание о событиях, которые происходили на меже исторического и мифологического времени или в историческое время. Отличие легенды от мифа