Лесков слепой музыкант краткое содержание. Надо дать характеристику Петру или Эвелине к сказке Слепой музыкант Короленко

Владимир Галактионович Короленко

«Слепой музыкант»

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребёнок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твёрдо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остаётся поговорить со звонарём. Оказывается, Егорий — тоже слепорождённый. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалёку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идёт в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживлённую мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

В достаточно богатой семье помещиков Попельских рождается слепой сын. Однако ни кто этого сразу не заметил, лишь спустя некоторое время мать обращает внимание на его странную реакцию. У него было странное выражение лица. Обратившись к специалистам, доктора выявили, что мальчик слепой.

Отец Петра был добрым человеком, заботился о хозяйстве, а остальное его не касалось. Максим Яценко, дядя Петра, обладал бойцовским характером. В свое время он лишился ноги и, вернувшись, домой, стал доживать свою жизнь в полном бездействии. Дядя принимает решение заняться воспитанием мальчика, поэтому он делает своей сестре, матери мальчика, замечание. По его мнению, не следует баловать мальчика и опекать его столь сильной материнской любовью.

С приходом весны, ребенку дают возможность послушать пробуждающие звуки природы, однако Петя не справляется с таким потоком эмоций и теряет сознание. Позже мама с дядей помогают ему распознавать звуки. Вскоре Петрусь познает звук дудочки, который он часто слышал на конюшне в исполнении Иохима. Матери это очень не нравится, в ней начинает просыпаться ревность. Потихоньку, мальчик осваивает удочку. Мать решает купить фортепьяно, но мальчик из-за грубой музыки снова чуть не теряет сознание. Мать решает в тайне обучиться у Иохима дудке и совсем скоро ей удается это сделать. Мальчик перенимает искусство у матери.

У мальчика не было никогда друзей, однажды, на прогулке он знакомится с девочкой Эвелиной. Девочка не просто красива собой, но и умна. Однако она не сразу понимает, что Петруся слепой, узнает она это уже после того, как от него убежала в испуге. Петруся хотел потрогать ее лицо, но полностью не осведомленная девочка о его проблеме, сбегает. Повзрослев, они становятся хорошими друзьями.

Вскоре, Эвелина понимает, что она любит Петра и принимает решение выйти за него замуж. Она сообщает ему эту новость. Слепой юноша успешно демонстрирует игру на фортепьяно, все им восхищаются. Первый раз в жизни, мальчик понимает, что он что-то может в этой жизни. Встреча со звонарем заставляет Петра задуматься о своем несчастье. Теперь он более злой, как Егорий, у него просыпается зависть к бедным слепцам, которые пытаются заработать себе на еду. Вскоре он отправляется в Киев с дядей Максимом, где планирует брать уроки у известного музыканта. Однако это был обман, на самом деле он отправился странствовать со слепцами. Домой он возвращается исцеленным.

Вскоре Петр женится на Эвелине и у них рождается абсолютно здоровый сын. Петр становится популярным музыкантом.

Сочинения

Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант) Размышления о прочитанном произведении

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду "опасным забиякой" и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового "бойца за дело жизни".

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки "Контракты", многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Повесть Короленко «Слепой музыкант» - произведение русской классической литературы, которое никого не может оставить равнодушным. История мальчика, родившегося слепым, потрясает, вызывает глубокие переживания и ведет к очищению души.

«Слепой музыкант». Краткое содержание

В дворянской семье Попельских появляется на свет ребенок. Позднее становится известно, что он не видит. Мать сокрушается, однако ничего поправить нельзя - ребенок безнадежно слеп. Родители балуют малыша, стараясь быть с ним ласковыми, предупредить любые опасности и недомогания. Дядя Максим, живущий в доме Попельских, видит в Петруше способность стать Он советует матери особенно не баловать его, иначе ребенок со временем может убедиться в собственной бесполезности и начать сомневаться в способности чего-то достичь самостоятельно, найти свое место в мире. Краткое содержание произведения «Слепой музыкант» показывает момент взросления молодого человека и выбор его дальнейшего жизненного пути.

Маленький Петр растет, но у него нет друзей. Ему сложно сходиться со сверстниками, так как он уже явственно чувствует свой физический недостаток, и поэтому у них не находится общих тем для разговора. Пока другие дети играют, он стоит в сторонке, ожидая, что и его позовут, но никто этого не делает. Однажды в усадьбу, где расположен дом Попельских, приходит девочка Эвелина. Она знакомится с Петром, проявляет к нему интерес. Полной неожиданностью для нее становится известие о том, что мальчик слепой. Эвелина даже заплакала от жалости к нему, тотчас сердце ее наполнилось состраданием и неизгладимой тоской. Постепенно дети подружились и стали неразлучны.

Между тем у мальчика обнаруживаются явные музыкальные способности. Краткое содержание книги «Слепой музыкант» рассказывает, как формируется и крепнет талант юного музыканта. Все началось с того, что Петруша услышал звуки дудочки конюха Иохима. Мальчик пошел к нему послушать, как тот играет, и вскоре стал приходить постоянно. Затем последовали и первые уроки, Петруша сам научился играть на дудке.

Мать Петра, которая считала себя сведущей в музыке, отнеслась к этому весьма ревностно: немедленно выписала фортепиано из города. Но игра на фортепиано оставила мальчика равнодушным, его все больше завораживала и влекла за собой игра конюха Иохима. Охваченная отчаянием мать пытается привлечь внимание сына к музыке другими способами. Однажды она понимает, что игра Иохима на самом деле замечательна, потому что идет от сердца, и именно это нравится ее сыну. Она примирилась к тем, что музыка конюха интереснее, чем ее собственная.

Это было первое проявление у Петруши интереса к музыке, если говорить кратко. Короленко («Слепой музыкант» - его знаменитое произведение) приводит здесь мысль о бессмертности подлинного искусства. Музыка должна идти от сердца, а не быть продиктованной стандартными умениями.

Годы идут. Петр взрослеет и по-прежнему чувствует неловкость, глубоко переживает по поводу наличия большого физического недостатка. Как ему кажется, слепота мешает ему жить, чувствовать сполна, дышать, даже думать. Он считает себя бесполезным и ненужным обществу человеком. Эвелина рядом с ним, но она уже превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Дядя Максим приводит в дом молодежь, чтобы Петр больше общался со сверстниками, а не с одной Эвелиной. Но юноше трудно найти с кем бы то ни было общий язык. Тогда дядя Максим вместе с племянником, Эвелиной и сестрой посещают монастырь. Петр знакомится там с двумя незрячими служителями. Их история показывает ему, что он не один слепой на этом свете. Но Петр впадает в тоску. Ему кажется, что раз он слеп, то непременно должен сделаться озлобленным и бессердечным, как тот звонарь, который круглый год живет в монастыре. В таком унынии он пребывает несколько недель.

Через некоторое время Петр вместе с дядей Максимом отправляется в путешествие. Матери они говорят, что Петруша поедет учиться в Киев музыкальному делу. На самом же деле дядя Максим предлагает племяннику побыть немного нищим, изведать все тяготы жизни, которые испытывают слепые, просящие милостыню. Петр соглашается принять вызов судьбы.

Через некоторое время он возвращается домой. Окружающие чувствуют необъяснимую перемену, произошедшую в нем во время странствия - он научился любить жизнь во всем ее многообразии и ценить каждый момент. Петр больше не считает себя неудачником.

Скоро Петр и Эвелина женятся, у них рождается сын. Петра очень вдохновляет это событие, и на мгновение ему даже кажется, что он прозрел и все видел. Спустя три года Петр становится признанным музыкантом. Ему аплодирует публика, среди которой находятся и дядя Максим, и другие слепые, с которыми он некогда странствовал. Вот о чем повествует «Слепой музыкант». Краткое содержание, отзывы о произведении подчеркивают глубину и актуальность этой книги и в наши дни.

Композиционно-идейная составляющая повести

Условно произведение состоит из нескольких частей, которые описывают время становления личности слепого музыканта Петра: детство, юность, взросление, переживание своей физической неполноценности, обретение смысла жизни, целей на будущее и своего места в мире.

Поистине грандиозным является произведение «Слепой музыкант». Краткое содержание подчеркивает основную мысль повести: важно не прекращать поиск своего предназначения, стремиться быть полезным и нужным окружающим людям.

Характеристика Петра

На долю главного героя выпало большое испытание: он слеп с рождения, и должен постепенно прийти к пониманию своей ценности и нужности в этом мире. Поначалу ему сложно общаться со сверстниками, но появление в его жизни Эвелины приносит ему немало приятных минут: он обретает подругу, близкого человека. По сути, Петр хочет найти свое место в жизни, но сначала ему нужно принять факт собственной слепоты.

Долго он не может смириться с тем, что не такой как все, что не видит мир. Он должен прийти к пониманию того, что обладает большим талантом, и захотеть его развить до высокого уровня. Во многом достижению этой цели способствует влияние дяди Максима, который придумывает для племенника новые испытания. Мы видим, как из мнительного и неуверенного юноши Петр постепенно становится сильным человеком, любящим жизнь. Когда он перестает жалеть себя и начинает дышать полной грудью, результаты не заставляют себя ждать: и вот Петр уже слепой музыкант. Краткое содержание истории рассказывает о том, как у него образуется семья, личное счастье.

Характеристика Эвелины

Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина - первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.

Характеристика дяди Максима

Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.

Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым. По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты - все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.

Конюх Иохим

Он пробудил в маленьком Петре любовь к музыке, способность слышать красоту мелодии и звуков. Иохим был влюблен в девушку, которая отказала ему во взаимности, оттого его музыка наполнена истинными чувствами и красотой. Эта полнота звуков и завораживает маленького Петра, заставляет его бегать в конюшню и слушать совершенную игру конюха. Иохим - первый учитель Петра по музыке. Именно в его конюшне мальчик научился понимать и ценить настоящее искусство.

Анна Михайловна

Как любая мать, она стремилась окружить своего ребенка теплом и вниманием. Узнав, что ребенок слепой, она долгое время горевала, ни в чем не находила утешения. На протяжении всей повести ее любовь и поддержка всюду окружают Петра, дарят ему чувство нужности, поддерживают в невзгодах.

Основная мысль повести

Едва ли найдется другое такое произведение, оказывающее столь сильное жизнеутверждающее воздействие, как и «Слепой музыкант». Герои описаны совершенно: они все наделены живыми чертами, индивидуальными качествами характера. Главный герой должен пройти испытание слепотой и полюбить жизнь, чтобы стать великим музыкантом.

Таким образом, многогранной и значительной является повесть «Слепой музыкант». Краткое содержание позволяет глубже понять чувства, мысли слепого, его мировоззрение. Создается впечатление, что Короленко посвятил это произведение слепым всего мира.

Слепой музыкант
В. Г. Короленко

Слепой музыкант

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый , и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

  • Петр – родился в богатой семье Попельских. С самого рождения был слеп. Увлекся игрой на музыкальных инструментах. Очень тонкая натура. Ему присущи частые перемены настроения.
  • Максим – дядя Петруся, брат его матери. Стал инвалидом после участия в боях против австрийцев, принадлежал к гарибальдийским сподвижникам.
  • Анна – мать Пети. Очень любит сына. Старается во всем ему потакать, чем постоянно злит Максима.
    Эвелина – возлюбленная Петра. Познакомились еще в раннем детстве. С первой встречи детей связала крепкая дружба. Станет женой слепого музыканта и подарит ему сына.
    Другие герои
  • Пан Попельский – муж Анны Михайловны, отец слепого мальчика. Любит семью, увлекается строительством мельниц. Дома бывает только по вечерам, так как много времени уделяет своему увлечению.
  • Иохим – конюх, чья игра на дудке очень понравится слепому мальчику, способному видеть сердцем. Сначала играл на скрипке, но после неразделенной любви к панночке, забросил музыку, а вскоре смастерил себе дудочку, звуки которой покорят сердце сына Попельских.

Краткое содержание «Слепой музыкант» Короленко

Глава первая

I-II
В одной из состоятельных, интеллигентных семей, проживающих в Юго-западном крае, родился первенец. Вместо того, чтобы радоваться появлению маленького человечка, молодая женщина не переставала плакать. Материнское сердце предчувствовало беду. Она замечает, что сынок не реагирует на свет. Его беспорядочные движения ручками наводили на мысль, что он что-то ищет. После осмотра лекаря, был вынесен вердикт о том, что ребенок слеп. Его мать даже не была удивлена, так как давно понимала это.

Семья, где родился незрячий мальчик, была немногочисленна. Кроме отца, в доме жил брат матери, которого все называли «Дядя Максим». Хозяин особняка много времени проводил за строительством мельниц, поэтому его голос раздавался дома очень редко. Это увлечение поглотило его целиком. Он любит свою супругу, старается выполнять все ее просьбы и пожелания. А вот брат пани был гарибальдийским сподвижником. В одной из многочисленных дуэлей он получил серьезное ранение, и его левая рука так и осталась травмирована. На поле боя он потерял ногу.

Ребенок рос активным и любознательным. Он пытался улавливать все окружающие его звуки. Мать он узнавал по походке или по шелесту платья. Когда она впервые вывела его далеко в горы, где можно было услышать шум реки, звон ветра, ощутить эхо, малыш потерял сознание. Так произошло от переизбытка всего нового.

Недавние события очень растревожили Максима. Он увлекся литературой, раскрывающий многие тайны детской психологии. После неудачной прогулки ребенок несколько дней пролежал в бреду.

Глава вторая

Пете шел пятый год. Он научился ходить по дому, искать нужные ему предметы, как будто видел их перед собой. По двору он передвигался с палкой, а больше предпочитал ползать. В одну из ночей он услышал, как конюх играл на дудке. Музыка глубоко запала в его детскую душу. Он рассказал маме о своих новых чувствах, которые вызывали звуки музыкального инструмента.

Однажды мать не обнаружила сына в кровати, придя поцеловать его на ночь. Мальчик пошел на звук переливов завораживающей мелодии. С тех пор его было сложно выгнать из конюшни. Пани Попельская даже ревновала малыша. Она попросит мужа привезти из города пианино. Ведь у нее самой за плечами музыкальная школа.

Пианино доставили. Сынок Попельских не жаловал его. Точнее, его звуки даже наводили ужас на паренька. Мать переживала, но не сдавалась, и продолжала играть. Наконец лед был сломан. Сын заслушался.

Вскоре мальчик пришел в гостиную, и его маленькие ручонки познакомились с городским инструментом. Дядя Максим думал о том, что хорошо бы было развивать его музыкальные способности. Вместе они идут к Иохиму, и тот поет им песню о своем свободолюбивом народе.

XII-XIII

Слушая о том, как жнут жнецы, каждый рисовал в уме воображаемые картины. Максим вспоминал о прошлой жизни, восхищался казацкими походами, о которых упоминалось в песне. Племянник же представлял горы, звук серпа, шорох колосков.

Глава третья

В шесть лет Петрусь, несмотря на слепоту, сам убирал свои вещи, застилал кровать. Максим занимался с ним физическими упражнениями, изучал историю. Иногда они приглашали соседских мальчишек. Но те немного боялись незрячего панича. Да и сам мальчик был не в восторге от гостей.

Недалеко от усадьбы Попельских поселился новый посессор. Он и его супруга пребывали в преклонном возрасте, их дочь была ровесницей Пети. Дети встретятся на холме над рекой. Она услышит красивые музыкальные переливы и спросит его, кто же тут играл. Мальчик прогонит ее. Уже в таком возрасте в нем взыграет эгоизм, навеянный чрезмерной материнской опекой. Он скажет девочке о том, что мать запретила, чтобы к нему приближались.

Но ребята снова встретятся, на той же поляне. Они станут дружить. Мальчик, изучая руками цветы, которые она нарвала, захочет также познакомиться с ее лицом. Он испугает новую знакомую. Ее растерянность напомнить ему о недуге. Петрусь признается ей в этом. Она обнимет его и заплачет, как будто чувствуя его боль. Мальчик расскажет, что умеет читать специальные книги, может писать. Так же девочка узнает и о дяде Максиме.

С тех пор Эвелина стала частой гостьей в доме семейства Попельских. Максим обучал наукам уже и ее. Дружба крепчала. И это было очень полезно для замкнутого Петра. Родители детей тоже подружились.

Глава четвертая

Максим понимал, что уже не только родные люди занимали внимание Петруся. Он часто говорил об Эвелине. Дети стали неразлучными друзьями. Мальчик с огромным восторгом рассказывал маме, что во сне он видел ее и всех окружающих. После этого, он был очень расстроен. Иохим подарил ему аиста. Петя твердил, что видит размытые контуры его окраса. Дядя не верил в это.

С возрастом характер Петруся менялся все больше. Он ставал серьезнее, редко улыбался. Во многом он переставал замечать радость. Часто им овладевало отчаяние и грусть. Лишь только Эвелине под силу было вывести его из такого состояния. Он все чувствовал еще острее, чем в детстве. Даже полет блестящего метеора не ускользнул от его обостренного слуха.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Петр превратился в серьезного молодого юношу. Максим решил разнообразить жизнь новыми знакомыми. Он приглашает в поместье своего старого друга вместе с сыновьями студентами музыкальных учебных заведений.

Молодые люди ведут беседы на разные темы. Больше всего их увлекает поиск смысла жизни, планов на будущее. Парни интересуются у Эвелины или она уже обрисовала свою взрослую судьбу. Она отвечает им, что у каждого своя предначертанная дорога.

Гости немного утомили Петра. Но по его взгляду мать с Максимом сразу поняли, что неведомые доселе впечатления, от общения с чужими людьми, завлекли парня. Через две недели гости вернулись вновь.

VII-VIII

Один из студентов открыто показывает Эвелине, что она ему нравится. Петр уходит к заброшенной мельнице. Девушка, глядя на это, следует за ним. Объясняется ему в любви. Молодые люди решают пожениться.

Веля и Петрусь вернулись к гостям. Парень сел за пианино и начал свою игру. Гости были поражены его талантом. Они как будто оказались в другом измерении. Один из гостей советует ему обучать других людей музыкальному ремеслу.

Глава шестая

Семья Попельных уехала погостить к Ставрученкам. Петр был счастлив от новых впечатлений. Но после поездки в монастырь, парень вновь загрустил. Там он встретил слепого звонаря. Разговор с ним расстроил Петю. В скором времени все забылось, и он уже с радостью развлекал семью Ставрученко игрой на различных музыкальных инструментах.

Настала зима. Эвелина с родителями уехала к родственнице, и Петр очень скучал. Перед ождеством Яскульские вернулись. Петрусь сказал девушке о том, что им лучше расстроить отношения. Так бывало, когда его охватывали порывы меланхолии.

Петр все чаще вспоминает слепца с колокольни. Он говорит, что порою завидует таким людям. Идя с Максимом в церковь, куда привезли чудодейственную икону, они встречают нищих слепых, просящих милостыню. Это подкосило и без того пошатнувшееся психологическое состояние парня. С дядей они объявляют всем, что Петя едет в Киев, учиться к талантливому пианисту. На самом же деле парень будет странствовать со слепыми музыкантами. Вскоре он вернется домой.

Глава седьмая

Эвелина и Петр поженились. Новость о будущем отцовстве он воспринял с испугом. Однако все обошлось. Малыш родился зрячим. В момент радости Петру кажется, что он видит всех родных, но сразу же забывает как они выглядят.

Эпилог

Спустя три года после рождения сына, Петр Попельский дебютировал в Киеве с концертом. В тот период там проходили Контрактовые ярмарки, и очень много людей пришло послушать слепого музыканта, о судьбе которого слагали легенды. Одни говорили, что в юности его похитили слепцы, просящие милостыню, другие опровергали это. На сцену Петруся вывела любимая жена. Публика восхищалась им, казалось, что его глаза действительно видят.

Завораживающая музыка наполнила зал. Не мог не прийти и Максим. Седина уже покрыла его голову. Он слушал, и плакал от счастья. Ведь дядя понимал, что Петр прозрел. Нет, он не стал видеть, он стал чувствовать чужую боль и горе. Эгоизм отступил, его сердце наполнилось любовью и уважением к другим. Он играл и растворялся в музыке. Петр стал искренним. Именно этим он привлекал. Зрители наслаждались игрой талантливейшего слепого музыканта.