Лучшие качества лидера. Кто такой лидер

Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.

– это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.

В данной статье будут приведены основные лидерские качества, развитие которых способно из любого человека сделать настоящего лидера.

Личные качества лидера

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции , четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Например, Ричард Брэнсон , основатель корпорации Virgin, под управлением которой на сегодня находятся более 300 различных фирм по всему миру, представляет собой образ человека, лидера готового всегда идти на риск. Часто он рисковал всем, как в бизнесе, так и в обычной жизни (взять хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре).

Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.

Сегодня существует много владельцев предприятий, руководителей которые стремятся построить значимое «дело» не рискуя, а работая в стиле «тише едешь – дальше будешь». Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием ».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт . Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе , лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.

НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали - честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество , которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делают самомотивацию регулярной практикой. Вот, что говорил Теодора Рузвельта, один из инициативных и величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал ».

Управленческие и организационные лидерские качества

УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ

Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями , идеалами, умением убедить человека ) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.

ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность , видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера .

Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье ».

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИТУАЦИИ

Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение.

ГОТОВНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера.

Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными.

Как сказал один из руководителей General Motors: «Поля самых различных отраслей промышленности усеяны костями предприятий, лидерские качества руководителей которых были насквозь пропитаны гнилью и моральным разложением, где свято верили в то, что нужно только брать, вместо того чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, который не поддается быстрой замене, - это ее люди ».

Запомните! Способность благодарить и поощрять качество, которое помогает лидеру успешно выполнять организационно-управленческие функции.

Психологические и социальные лидерские качества

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Важным качеством лидера является коммуникабельность , умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят.

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КОЛЛЕКТИВА

Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Лидер группы должен обладать набором важных навыков, а также понимать потребности людей. Некоторые люди являются прирожденными лидерами, тогда как другим приходится учиться лидерству. Лидер группы должен способствовать достижению групповых целей, для чего необходимо развивать и применять на практике навыки эффективного руководства.

Шаги

Часть 1

Как стать лидером

    Станьте специалистом в своей области знаний. Лидеру группы необходимо обладать глубокими познаниями в области конкретной отрасли, разбираться в целях группы и отстаивать интересы участников. Изучайте важные вопросы, регулярно общайтесь с людьми, имеющими большой опыт работы в вашей отрасли, и наблюдайте за деятельностью участников группы, чтобы стать профессионалом. Лидер должен знать ответы на возникающие вопросы. Благодаря экспертным знаниям вы ощутите уверенность в себе, а также будете производить впечатление опытного и знающего человека.

    Тренируйте лидерские качества. Все лидеры отличаются друг от друга, но специалисты смогли выделить несколько общих особенностей, которые отличают хороших лидеров. Некоторые люди с легкостью становятся лидерами благодаря своим врожденным качествам, а другим приходится изучать и тренировать необходимые черты личности. Так и должно быть! Изучите общие качества наиболее успешных и уважаемых лидеров, чтобы понять, над чем вам следует поработать:

    • Сильное желание действовать и пробовать новое
    • Эффективное выражение собственных мыслей
    • Умение находить нужную мотивацию для других
    • Трезвость суждений, способность быстро мыслить и сохранять спокойствие под давлением
    • Неподдельная заинтересованность в идеях и мнениях других людей
    • Богатое воображение, позволяющее регулярно генерировать творческие идеи и решения
  1. Приобретайте опыт. Многое зависит от конкретной группы людей, поэтому не всегда есть возможность сразу эффективно включиться в работу. Иногда приходится начинать с самого низа и прокладывать себе путь наверх. В этом нет ничего страшного! Благодаря этому вы сможете досконально изучить внутреннюю кухню группы, а также всех участников. Если вы начнете со стартовых позиций, то сможете стать специалистом в разных аспектах функционирования группы благодаря личному опыту, приобретенному самостоятельно Примкните к группе и наблюдайте за тем, как себя ведет нынешний лидер. Обращайте внимание, какие аспекты работают эффективно, а какие следует улучшить.

    Берите на себя ответственность внутри группы. Возможно, вы хотите стать президентом студенческого совета, а сейчас являетесь лишь одним из участников, или желаете писать статьи для газеты, но выполняете пока лишь административную работу. Какой бы ни была ситуация, лидеры не ждут, они создают возможности. Обдумайте несколько идей для группы и решите, как их можно реализовать.

    • Если вы – работник газеты, который желает стать автором, то представьте редактору идеи для статей или предложите посетить футбольный матч, чтобы взять интервью у футболистов.
    • Если вас назначили для работы над проектом, то проведите совещание с другими участниками группы, чтобы обсудить детали проекта и глобальные цели. Если вы проявите инициативу, это позволит вам сразу же утвердиться в роли лидера.
    • Если вы являетесь членом клуба, то организуйте специальные мероприятия, чтобы осветить важные вопросы или торжественно отметить важное событие для группы (например, соберите средства для поддержки одного из участников группы, проведите тематический вечер в школе или организуйте праздник по случаю успешной реализации проекта).
  2. Сохраняйте уверенность. Если вы берете на себя дополнительную ответственность и все больше участвуете в жизни группы, то должны быть уверены в себе. Принято считать, что уверенность тесно связана с такими качествами, как рассудительность, талант и проницательность. Вы должны излучать полную уверенность даже в случае сомнений. Ваши слова и жесты должны показывать решительность и целеустремленность. Используйте властные позы, благодаря которым окружающие будут соглашаться с вами на подсознательном уровне:

    • Одевайтесь, как лидер, всегда будьте аккуратным и собранным.
    • Следите за языком тела. Всегда стойте ровно и старайтесь не выглядеть заскучавшим, уставшим или безразличным.
    • Во время разговора с человеком поддерживайте зрительный контакт.
    • Одобрительно кивайте, когда слушаете человека.
  3. Делитесь своими идеями. Посвящайте людей в свои идеи, чтобы оставаться лидером и набирать силу в группе. Лидеры ведут за собой, а не просто раздают указания. Всегда интересуйтесь мнением окружающих, поощряйте их вносить свой вклад в работу над идеей или проектом. Если вы выскажете свою точку зрения и убедите людей согласиться с вами, то группа сможет успешно реализовать идею под вашим чутким руководством.

  4. Развивайте чувство ответственности у своих подчиненных. Важно делегировать полномочия тем участникам группы, которые достаточно ответственны и квалифицированы для того, чтобы решить задачу самостоятельно. Это поощряет индивидуальное участие и взаимодействие участников группы для достижения общих целей, а вы сможете уделять больше времени планированию последующих действий.

    • Ставьте выполнимые задачи, чтобы поддерживать боевой дух и поощрять к участию других.
    • Четко сообщайте, что необходимо сделать, но позволяйте другим решать, как это сделать.
    • Хвалите людей за успешное выполнение задач, чтобы укрепить моральное состояние группы и повысить самооценку участников.
    • Не перегружайте одного человека ответственностью. Человеку будет тяжело справиться с порученными задачами, а остальные участники группы могут считать его вашим любимчиком.

MENSBY

4.6

Американский эксперт по вопросам лидерства Джон Максвелл, помогающей максимизировать личный и лидерский потенциал, определил 21 качество обязательное для настоящего лидера.

В книге «21 обязательное качество лидеров» проанализированы качества и черты характера, которыми обладают все великие лидеры.

1-ое качество лидера по Джону Максвеллу - будь твердым как скала

Характер определяет как действует лидер в трудных жизненных ситуациях, кризис не обязательно сформирует характер, но выявит и раскроет его. Беда свалившаяся на голову лидера - переломный момент, который заставляет человека сделать выбор: либо проявить характер, либо идти на компромисс. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними.

2-ое качество лидера по Джону Максвеллу - стать харизматическим лидером

Чтобы стать харизматическим лидером, нужно обладать харизмой. Однако многие думают, что харизма дается или не дается человеку, если он обделен её, то ему не дано. Харизма - способность притягивать к себе людей, ее можно развить. Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны: Любить жизнь, Ставить каждому человеку пятерку, Дарить людям надежду, Делиться собой и своими достоинствами.

3-е качество лидера по Джону Максвеллу - преданность делу

Люди не идут за теми лидерами, у которых отсутствует преданность делу. Это качество может проявляться в самых разнообразных действиях: и в том, сколько времени вы посвящаете работе, и в усилиях, затрачиваемых вами на развитие своих способностей, и в тех личных жертвах, на которые вы идете ради коллег. Истинная приверженность долгу вдохновляет и притягивает окружающих. Она показывает им, что вы обладаете убежденностью. А ведь они будут верить в вас только в том случае, если вы сами верите в свое дело.

4-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение общаться

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя первоклассные навыки общения. Он способен уметь делиться с другими своими знаниями и идеями, а также внушать окружающим энтузиазм и ощущение безотлагательности каких бы то ни было действий. Если лидер не в состоянии - ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него подобной идеи вообще не имеет значения.

Вы можете стать более эффективным коммуникатором, если будете придерживаться следующих четырех основных принципов: Упрощайте свою мысль, Умейте видеть конкретного человека, Демонстрируйте людям правду,Добивайтесь ответной реакции.

5-ое качество лидера по Джону Максвеллу - компетентность

Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать то, что нужно, спланировать то, что нужно, и сделать то, что нужно, причем таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как надо поступать, и им ясно, что они хотят следовать за вами. Если вы хотите по-настоящему развить в себе данное качество, то должны делать следующее: Каждый день проявляйте свою компетентность,Не переставайте все время совершенствоваться, Всякое дело доводите до удачного конца,Делайте больше, чем от вас ожидают,Воодушевляйте других.

6-ое качество лидера по Джону Максвеллу - мужество

Когда в вашей жизни дело доходит до трудных решений, которые бросают вызов, необходимо помнить следующие истины, которые характеризуют мужество: Мужество начинается со сражения внутри вас, Мужество означает умение поступать правильно, а не просто ловко,Мужество, присущее лидеру, вдохновляет его последователей быть преданными делу,Ваша жизнь разворачивается вширь и вглубь пропорционально вашему мужеству.

7-ое качество лидера по Джону Максвеллу - проницательность

Проницательность представляет собой способность найти решение существующей проблемы. С помощью проницательности становится возможным достижение нескольких важных целей: Выявление корней возникающих проблем, совершенствование своего умения решать проблемы(Если вы в состоянии видеть корни стоящей перед вами проблемы, то, стало быть, в состоянии и решить ее),Оценка имеющихся вариантов с целью выбора максимально эффективного,Умножение своих возможностей (лидеры являются творцами собственного "везения", которое представляет собой результат их проницательности, означающей готовность использовать свой опыт и следовать за своими инстинктами).

8-ое качество лидера по Джону Максвеллу - сфокусированность

Сфокусированность необходима для того, чтобы стать эффективным лидером. Основное место занимают приоритеты и концентрация. Лидер, расставивший приоритеты, но не обладающий должной концентрацией, знает, что нужно сделать, но никогда не приступит к выполнению намеченного. Если же ситуация складывается наоборот - лидер располагает концентрацией, но не обладает приоритетами, то он будет топтаться на месте не продвигаясь вперед. Каким же образом нужно фокусировать свое время и энергию? Руководствуйтесь в этом деле нижеследующими принципами: Концентрируйте 70 % ресурсов на своих сильных сторонах, Концентрируйте 25 % ресурсов на новых вещах, Концентрируйте 5 % ресурсов на своих слабых сторонах.

9-ое качество лидера по Джону Максвеллу - щедрость

Ничто не взывает к окружающим громче и не убеждает их сильнее, чем щедрость и великодушие лидера. Разовое проявление этого качества нельзя назвать истинной щедростью. Она исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективные лидеры, действительно способные повести за собой, действуют, прежде всего в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Взрастите в себе щедрость и культивируйте ее как неотъемлемый элемент своей жизни. Для этого необходимо: Быть благодарными за то, что у вас есть,Ставить на первое место своих людей,Не позволять, чтобы желание обладать управляло вами,Трактовать деньги как ресурс,Вырабатывать в себе привычку отдавать.

10-ое качество лидера по Джону Максвеллу - инициативность

Успех связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди не перестают все время шевелиться. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Какими свойствами должны обладать лидеры, чтобы по их воле и желанию происходили некие важные события? Свойства эффективного лидера: Лидеры знают, чего хотят, Лидеры мотивируют себя к действию.(Инициативные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них мотивацию. Они сами знают, что на них и только на них лежит ответственность заставить себя покинуть привычную зону комфортности.), Лидеры готовы к большему риску, Лидеры совершают больше ошибок. Если вам недостает инициативности, первым делом осознайте, что истоки данной проблемы лежат внутри вас, а не в окружающих.

11-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение слушать

Хороший лидер поощряет приверженцев сообщать ему то, что он должен знать, а вовсе не то, что ему хотелось бы услышать. Обдумывая, каким образом использовать свое время, отведенное на выслушивание окружающих, имейте в виду, что, слушая людей, вы преследуете две цели: поддерживать с ними контакт и учиться. По этим причинам вы должны держать открытыми не только свои глаза, но и уши, когда перед вами оказываются следующие люди: Ваши последователи, Ваши клиенты, Ваши конкуренты, Ваши наставники (Никакой лидер не бывает настолько продвинутым или опытным, что может позволить себе обходиться без наставника). Не ограничивайтесь одним лишь улавливанием голых фактов. Начинайте вслушиваться не только в слова, но и в чувства, в затаенный смысл и подводные течения.

12-ое качество лидера по Джону Максвеллу - страсть

Рассмотрим 4 важных положения, которые касаются страсти, того, что она может дать вам как лидеру: Страсть - это первый шаг к достижениям(Всякому, чья жизнь выходит за рамки обычного, присуще некое большое желание),Страсть наращивает вашу силу воли(Если вы достаточно сильно жаждете чего-нибудь, то сможете найти в себе силу воли, чтобы добиться этого. Единственный путь обрести именно такое, по-настоящему горячее желание, состоит в том, чтобы выработать в себе страсть), Страсть изменит вас(Если вы следуете по пути, который диктует вам страсть, а не какие-то иные чувства и соображения, то наверняка станете более преданным делу и более продуктивным человеком. А это приведет к росту вашей способности влиять на других), Страсть делает невозможное возможным(Люди устроены таким образом, что всякий раз, когда что-нибудь воспламеняет их душу, слово "невозможно" для них исчезает. Огонь в сердце возвышает буквально все в вашей жизни).

13-ое качество лидера по Джону Максвеллу - позитивная установка

Преуспевающий человек - это тот, кто умеет сложить прочный фундамент из кирпичей, которые в него бросают. Если вы по-настоящему желаете стать эффективным лидером, то вам просто необходима позитивная жизненная установка. Она не только предопределяет ваш собственный уровень удовлетворенности как личности, но также оказывает существенное воздействие на то, каким образом взаимодействуют с вами другие люди. Чтобы лучше понять, что означает быть позитивно настроенным и как им стать, подумайте о следующих вещах: Ваша установка - это ваш собственный выбор, Ваша установка определяет ваши действия,Ваши люди - это зеркало вашей установки,Поддерживать хорошую установку легче, чем восстановить утраченную.

14-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение решать проблемы

Независимо от того в какой области действует лидер, ему предстоит столкнуться с проблемами. Они неизбежны по трем причинам. Во-первых, мы живем в мире, которому свойственны постоянно возрастающая сложность и многообразие. Во-вторых, мы взаимодействуем с людьми, причем с самыми разными. И в-третьих, мы не в состоянии управлять всеми ситуациями, с которыми нам приходится иметь дело. Лидеры, обладающие способностями хорошо решать проблемы, проявляют следующие 5 свойств: Они предвидят проблемы,Они принимают правду такой, какой она есть,Они видят полную картину,Они все делают по порядку,Они не отступают от главной цели, когда оказываются на спаде.


15-ое качество лидера по Джону Максвеллу - научиться ладить с людьми

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними абсолютно необходима эффективному лидеру. Люди действительно хотят идти рядом с теми, о ком они придерживаются высокого мнения и с кем им приятно иметь дело. Что может делать человек, являющийся лидером, чтобы укреплять и культивировать хорошие взаимоотношения с людьми: Нужно обладать головой лидера - понимать людей,Нужно обладать сердцем лидера - любить людей,Нужно протягивать людям руку лидера - помогать им.

16-ое качество лидера по Джону Максвеллу - умение нести ответственность

Крупный успех требует от вас брать ответственность на себя... В конечном счете единственное качество, которое присуще всем преуспевающим людям, - то умение и готовность брать ответственность на себя. Хорошие лидеры никогда не берут на вооружение менталитет жертвы. Они осознают следующее: за то, кем они являются и какое место в жизни занимают, несут ответственность они сами, а вовсе не их родители, супруги, дети, правительство, начальство или сослуживцы. Характеристики людей, которым присуще чувство ответственности: Они умеют делать дело, Они всегда готовы идти дальше, чем нужно, Их ведет вперед стремление к совершенству,Они добиваются результата независимо от ситуации.

17-ое качество лидера по Джону Максвеллу - уверенность

Неуверенные лидеры опасны - для себя, для последователей, которых они ведут за собой, и для организаций, которые они возглавляют, потому что лидерский пост усугубляет личные недостатки. Всякий отрицательный багаж, который тянется за вами по жизни, становится" еще тяжелее, когда вы пытаетесь стать во главе других. У неуверенных в себе лидеров имеется несколько общих черт: Они не дают другим ощущения уверенности и безопасности, Они берут от людей больше, чем дают,Они постоянно ограничивают возможности лучших из своих людей,Они постоянно ограничивают возможности своей организации.

18-ое качество лидера по Джону Максвеллу - самодисциплина

В самодисциплине таится мощь достижения поставленных целей. Без самодисциплины невозможно достичь успеха. Лидер сможет максимально развить заложенный в него талант, только обладая самодисциплиной Именно она позволяет лидеру дойти до самых высоких достижений и является ключом к долговременному лидерству. Если вы хотите принадлежать к числу тех, лидеров, одним из активов которых является самодисциплина, придерживайтесь следующей линии поведения: Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них,Сделайте своей целью дисциплинированный образ жизни,Не поддавайтесь возможным самооправданиям,Не думайте о награде, пока работа не сделана, Оставайтесь сфокусированным на результатах.

19-ое качество лидера по Джону Максвеллу - готовность служить другим

Готовность служить связана не с общественным положением, занимаемым постом или уровнем умений. Она связана с психологической установкой. Вы, несомненно, встречали людей, кому по должности полагается служить другим, но их установка по отношению к этому сугубо негативна, - например, грубого сотрудника правительственного ведомства. Что значит воплощать в себе такое качество, как готовность служить другим? Лидер, по-настоящему стремящийся к служению людям: В списке своих приоритетов ставит других впереди себя, Обладает уверенностью в себе, позволяющей служить другим,. По собственной инициативе служит другим,Не фокусируется на занимаемом им положении,Служит по соображениям любви.

20-ое качество лидера по Джону Максвеллу - способность к самообучению

Перед лидерами всегда существует такая опасность, как удовлетворенность достигнутым результатом. В конце концов, если лидер уже располагает влиянием и пользуется уважением, то зачем ему продолжать заниматься собственным ростом? Ответ прост: Степень вашего роста определяет, кем вы являетесь№ То, кем вы являетесь, определяет, кого вы притягиваете к себе; То, кого вы притягиваете к себе, определяет меру успеха вашей организации; Если вы хотите, чтобы ваша организация продолжала расти, то должны сохранять в себе способность к обучению. пять руководящих принципов, которые обязательно помогут вам сохранять и развивать установку на постоянную готовность к обучению: Излечитесь от такой болезни как самодовольство,Преодолейте свой успех,Дайте зарок не ходить прямиком и не срезать углы.,Поступитесь своей гордостью (Готовность к обучению требует от нас мужества признать, что мы знаем далеко не все, из-за чего можем выглядеть не очень красиво),Никогда не расплачивайтесь дважды за одну и ту же ошибку.

21-ое качество лидера по Джону Максвеллу - Перспективное видение

Перспективное видение - это для лидера буквально всё. Оно абсолютно обязательно. Почему? Потому, что ведет за собой лидера, окрашивает цель в яркие тона: Перспективное видение исходит изнутри,Перспективное видение тянется из вашего прошлого,Перспективное видение лидера удовлетворяет потребности других людей,Перспективное видение помогает вам сконцентрировать все ресурсы.

«Частный Корреспондент»

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую »

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего »

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой »

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.

Цели

Раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;

Показать необходимость достижения лидерства законным путем;

Способствовать формированию толерантности у учащихся;


самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

Знать основные характеристики лидера и политического лидера;

Уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, сис­тематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквари­ум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мульти­медийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Чело­вечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Методическая разработка предметной

недели по дисциплине «обществознание»

правовая игра на тему:

«Что значит быть лидером»?

Преподаватель: Алымова О.Н.

Орел

Тема: «Что значит быть лидером»

Цели

  • раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;
  • показать необходимость достижения лидерства законным путем;
  • способствовать формированию толерантности у учащихся;

Способствовать формированию убеждения в необходимости
самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

  • знать основные характеристики лидера и политического лидера;
  • уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквариум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мультимедийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Ход мероприятия

Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания? Сформулируйте тему нашего разговора. (В ходе обсуждения ребята формулируют тему.)

Обучающиеся высказывают свои мнения.

ЛИДЕР - это человек, который руководит, направляет других. ЛИДЕР - это человек, которому дана формальная и неформальная власть над другими.

Деловая игра «Аквариум»

Ситуация. Ваш класс выиграл 30000 рублей. Как распорядиться деньгами?

Задачи игры:

1) определить лидера по его роли в группе;

2) определить стиль поведения в группе, который должен быть характерен для лидера;

  1. выяснить качества лидера и его значение для группы;
  2. ребята должны понять, что быть лидером не просто, что лидер должен обладать многими неординарными качествами.

Инструкция

В «Аквариум», т.е. на самое видное место в классе, приглашаются 5 человек для разрешения ситуации. Все остальные ребята наблюдают происходящее.

Учитель раздает каждому из 5 участников по карточке. Никто не знает о их содержании. Согласно «роли» обучающиеся должны решать вопрос о том, как распорядиться 30000 рублей. Через 5-7 минут дискуссии между ними остальные ребята должны угадать, кто играл роль лидера.

Участники, играющие роль лидеров, должны назвать качества, которые стремились проявить. В конце беседы все раскрывают «роли», которые играли.

Роли (в виде задания на карточке).

«Лидер»

Внимательно выслушивает предложения других ребят, дает краткую оценку каждому выступлению, берет инициативу в свои руки, проявляет умение убеждать в своей правоте, смелость, решительность, уверенность в себе. Стремится защитить интересы всего класса в отношении денег, проявляет честность, справедливость.

«Говорун»

Проявляет качества эмоционального лидера, шутит, предлагает самые фантастические идеи, уводит разговор в сторону, переходит на Мелочи, посторонние темы.

«Нигилист»

Все предложения отвергает, критикует, во всем сомневается, ви-^ iT и предчувствует плохое, заводит всех в тупик безысходности и Уныния.

«Молчун»

Изредка вставляет несложные предложения, проявляет стеснительность, робость. Однако его идеи тоже смогут быть конструктивные и толковые. Не спорит. Быстро обижается.

«Авантюрист»

Толкает всех на «криминал», предлагает присвоить деньги, а затем, когда его начинают стыдить, пытается убедить всех в необходимости «раскрутить» деньги, «как это делают все». Думает, прежде всего, о своих интересах.

Мозговой штурм. «Какими качествами должен обладать лидер?» После обсуждения необходимо составить вместе с ребятами список качеств лидера, затем предложить им рассмотреть на плакате общепринятые качества лидера.

Качества лидера

  • Умение принимать правильные решения.
  • Умение слушать.
  • Умение четко доносить свою точку зрения.
  • Уважение и забота о членах команды.
  • Инициативность.
  • Умение вдохновлять других.
  • Умение вселять уверенность в других.
  • Умение поощрять других за инициативу.
  • Умение обучать подчиненных
  • Умение учиться на критике.
  • Уверенность в себе
  • Умение держать дистанцию с подчиненными.
  • Умение приобретать друзей и союзников.
  • Умение правильно распоряжаться временем.
  • Дальновидность.
  • Компетентность.

Работа в группах: определение качеств лидера Обучающиеся делятся на три группы и получают по 1 карточке. В течение 3-х минут они должны выполнить задание, а затем по очереди (1 человеку от группы) должны выступить.

Задание. Какое из вышеназванных качеств лидера исключено в данных случаях?

1. К. Кайсенов, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром партизанского отряда, рассказывал, что жизнь вдали от дома, в условиях постоянной опасности, очень влияла на взаимоотношения людей. Командира отряда называли «батей» (отцом) за его душевность, за то, что он делил со своими солдатами тяготы войны.

  1. Французский император Наполеон Бонапарт поставил почти всю Европу в зависимое от Франции положение. При этом он щедро награждал отличившихся воинов за счет ограбления других народов. В 1812 году Наполеон бросил свою армию на завоевание России, дав слово в очередной раз вознаградить героев. Однако поход закончился полным поражением французов. Наполеон бежал, оставив своих воинов на произвол судьбы, погибать от мороза и голода.
  2. В 1219 году на земли народов Азии вторглись орды Чингисхана (1155 - 1227 гг.), отличавшегося крайней жестокостью к тем, кто оказывал сопротивление. Чингисхан, как свидетельствуют китайские летописцы, не доверял даже своим сыновьям Джучи и Чагатаю. Вражда и соперничество в Монгольской империи принесли много страданий народам.

Учитель: Эти примеры показывают, что вышеназванные качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определенных ситуациях терять свои качества. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе (каждому обществу) нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер.

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение всех участников. Работа в парах: соотнесение типов лидеров в соответствии с «Колесом жизни кельтов»

Учитель рассказывает об учении древних кельтов «Колесо жизни».

У древних кельтов (племен, населявших когда-то большую часть Европы, потомки которых живут сейчас в Англии, Уэльсе и Шотландии) сложилось учение, удивительное по своей магической вере в е Динство человека и матери-природы. Это учение названо «Колесо Жизни», которое объединяет в себе четыре стороны света, олицетво- ряющие гармонию духа. Они соответствуют четырем временам года а также четырем типам людей, о которых нам, людям XX века, интересно знать, чтобы понять качества лидера, основы фундамента сотрудничества и сосуществования, для возрождения уважительного отношения к природе.

На экране появляются характеристики типов лидеров

Восток - весна - горн, где создает свое творение кузнец, где рождается все новое.

Лидер - «творческий дух», очень изобретательный, наполненный огнем одухотворенности.

Основные черты:

  • богатое воображение, склонность видеть всю картину целиком;
  • фокусирование на идее, отличающейся направленностью в будущее;
  • четкое осознание своего предназначения и цели;
  • склонность к познанию, к экспериментам;

® возможная потеря концентрации над задачей и ее невыполнение;

  • риск не справиться с объемом работы, утрата чувства времени;
  • склонность к энтузиазму вначале и последующему скорому разочарованию.

Юг-лето - посох, которым направляют и собирают вместе отары. Лидер - «огонь в горне», плодородие, слияние. Основные черты:

  • доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности;
  • предоставление другим возможности почувствовать свою важность в определении происходящего;
  • постановка в центр морально-этических ценностей во всех вопросах личной и профессиональной жизни;
  • использование личных отношений, связей для выполнения задач;
  • стремление оказывать поддержку, эмоциональность, чувствительность;
  • невозможность отказать в просьбе, неумение сказать «нет»!

Запад - осень - познание, оценка, информация.

Лидер - «чаша», где все хранится, варится и смешивается.

Основные черты:

  • взвешивание всех «за» и «против»;
  • анализ данных и логика;
  • восприятие состояния как скрупулезная практика при выполнении своей работы;
  • склонность к самоанализу;
  • упрямство, настаивание на своем;
  • нерешительность, сбор ненужных сведений, «зациклен-ность» на деталях;
  • отрешенность и холодность.

Север - зима - камень, служащий символом власти и ответст-нности.

Лидер - «воин», открытый к борьбе, решительный. Основные черты:

  • уверенность, активность;
  • умение управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий;
  • быстрое реагирование, подталкивание других к решительным действиям;
  • отсутствие боязни сталкивания с «трудными» людьми; способность быстро занять оборону, склонность к спору, доказывание своего превосходства;
  • требование принятия скоропалительных решений;
  • автократичность, требование, чтобы все было в соответствии с его (ее) желаниями.

Учитель: Определите, кто из героев А. Дюма (Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян) соответствует этим характеристикам. Кто из них Север, Юг, Запад и Восток? (обучающиеся работают в парах) Если они затрудняются, то на экране появляются характеристики героев А. Дюма, а ребята должны отгадать имена.

  1. Способность к быстрым действиям. Решительность, умение организовать усилия всей в группе на преодоление сверхсложных задач.
  2. «Честь и совесть» компании, хранитель дворянской чести рассудительный и мудрый.
  3. Сильная и верная рука. Исполнительный, мужественный, преданный.
  4. Мастер сложных интриг, знаток всех тайн королевского двора, тонкий психолог. Наблюдательный, хитрый.

Подводя итоги данного упражнения, можно задать вопросы:

  1. Почему друзья в самые трудные минуты провозглашали: «Один за всех, все за одного!»?
  2. Можно ли в одном человеке найти сразу все качества, о которых мы говорили?
  3. Есть ли идеальный лидер?
  4. Зачем кельты подчеркивали особенности людей, опираясь на образы природы и человеческой деятельности?

Учитель: Многообразие черт лидера объясняется сложностью и многообразием человеческих отношений. Лидер в семье, на работе - скромный и незаметный человек, или совсем наоборот. Условно все общественные отношения разделили на неформальные и формальные. В любом коллективе имеются формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) лидеры.

Особенно много тайн и интриг наблюдается в политическом лидерстве.

Политический лидер

Учитель: С точки зрения типологизации, политическое лидерство как вид политического поведения весьма разнообразно. Наиболее признанной является типология лидерства, предложенная М-Вебером и Г. Херманном.

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства (Их характеристики выведены на экран).

Традиционное лидерство : имеет традиционный характер, освящено авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, религиозными нормами.

Рациональное лидерство : опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.

Харизматическое лидерство: основывается на признании исключительности, уникальности, индивидуальных достижений личности.

Обучающиеся делятся на две группы и выполняют следующие задания

Задание для первой группы

К какому типу лидерства вы отнесете Петра Великого, Ф. Рузвельта, В.И. Ленина, И. Ганди, Н.С. Хрущева, М. Тэтчер? Объясните свою точку зрения.

Задание для второй группы

К какому типу лидерства вы отнесете Николая II, Дж. Кеннеди, И.В. Сталина, Ш. де Голля, Л.И. Брежнева, У. Черчилля? Объясните свою точку зрения.

Учитель: Политолог Г. Херманн, анализируя имидж политика, выделяет четыре типа политика (Их характеристики выведены на экран).

Лидер - знаменосец. Он стремится к своей цели, определяет политику, ведет за собой массы.

Лидер - служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.

Лидер - торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.

Лидер - пожарный. Он постоянно реагирует на ситуацию, заливает пожары.

Задание для обеих групп

Приведите примеры (из истории и современности) политиков, отвечающих этим критериям.

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определенных исторических этапах развития общества. Роль политического лидера в обществе велика и реализуется через те Функции, которые он выполняет.

«Мозговая атака». Назовите функции политического лидера в обществе.

Обучающиеся называют следующие функции:

  • интегративная;
  • ориентационная;
  • инструментальная;
  • мобилизационная;

Коммуникативная;

  • гарант справедливости, законности и порядка. Дискуссия по вопросам
  1. Какие из функций лидера, по-вашему, наиболее существенны?
  2. Каково соотношение лидерства и вождизма? Для каких стран характерно появление вождей и почему? Кого вы отнесете к вождям ц почему?
  3. Почему лидерство может перерастать в культ личности? Каковы факторы формирования культа личности?
  4. Чем обусловлен культ личности: режимом власти или чертами самого лидера? Кто из известных вам политических деятелей создал собственный культ личности?
  5. Почему у власти оказываются лица, лишенные выдающихся качеств? Какую роль играют случайность, наличие сторонников, ситуация?

Учитель: Для того чтобы политический процесс в России приобретал черты рационализма, стал более предсказуемым и конструктивным, необходимо чётко представить политического лидера, который мог бы решать стоящие задачи и проблемы.

Задание для обеих групп

Создайте портрет политического лидера.

Какие качества политического лидера, на ваш взгляд, сегодня особенно востребованы в нашем обществе?

Какова, по вашему мнению, роль политических лидеров в современном обществе?

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Через определённое количество лет кто-то из вас будет выполнять роль лидеров в каком-либо виде деятельности. Есть ли у вас задатки? Ответить поможет тест.

Тест «Что вы за птица?»

С его помощью вы сможете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, условно названными «Голубь», «Страус» и «Ястреб».

Отвечая на вопросы, надо выбрать из трех вариантов ответа тот, который наиболее подходит для тебя.

1. Мне уже 16 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда не пойдешь». Я:

А) очень-очень прошу, чтобы она все-таки отпустила меня на улицу, а если не получится, то останусь дома;

б) скажу себе: «А я и не хотел никуда идти» и останусь
дома;

в отвечу ей: «Ничего не поздно, я ушел» и уйду, хотя она
и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б)избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я считаю себя человеком, который:

А любит нравиться многим и быть «как все»;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком - величайшее счастье в жизни;

б) неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый человек дает
мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

А) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимания;

в) начинаю злиться и могу вылить свое раздражение на окружающих.

6. Если не совсем справедливо критикуют мою работу:

а) меня это заденет, но я постараюсь не показать этого;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму замечания и постараюсь исправить
свои ошибки.

7. Если кто-то упрекает меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б)наверно, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б)лидер, руководитель;

в)член группы, команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, то я:

а) просто перехожу к другому делу;

б)показываю всем, что я уже все сделал;

в)хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонько сижу в углу;

б)стремлюсь быть в центре всех событий;

в)провожу большую часть времени, помогая убираться и мыть посуду.

11. Если в магазине мне не додадут сдачу, то я:

а) естественно, потребую ее;

б)расстроюсь, но промолчу, не люблю препираться с посторонними;

в)не обращу внимания: эта мелочь того не стоит.

12. Если я чувствую, что злюсь, то:

а) открыто выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б)чувствую себя неудобно перед другими;

в)пытаюсь себя успокоить.

13. Когда я заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б)ложусь в постель и хочу, чтобы за мной ухаживали;

в) стараюсь не обращать на это внимания и хочу, чтобы
окружающие вели себя так же.

14. Если какой-то человек сильно возмущает меня, я предпочту:

а) выразить свои чувства ему открыто в лицо;

б)разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем де
ле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через дру
гих людей.

15. Мой девиз в жизни, очевидно, мог бы звучать так:

а) победителей не судят;

б)весь мир любит любящего;

А теперь, для того чтобы обработать свои результаты, разбей эти 15 вопросов на три пятерки: 1 - 5, 6 - 10, 11 - 15.

Чтобы узнать, насколько ты «Голубь», посчитай, сколько у тебя веТ ов «а» в первой пятерке, «в» - во второй пятерке и «б» - в третьей. Для определения своих «страусиных» черт, нужно найти сумму ответов «б» в первой пятерке, «а» - во второй и «в» - в третьей.

Ответы «Ястреба»: «в» - в первой пятерке, «б» - во второй и «а» в третьей. Понятно, что, чем больше ответов одного типа (какой-то птицы), тем сильнее у тебя выражены именно эти черты. Если всего поровну, то в разных ситуациях ты проявляешь себя по-разному.

«Голубь» - это мягкий, доброжелательный и чувствительный человек. Он готов на многое ради родных и друзей, даже на самопожертвование. Многие их считают слабаками, ведь они часто не могут прямо попросить или потребовать то, что им нужно. Они добры и ус-гупчивы, живут мечтой найти человека, который понимал бы их с полуслова. Впрочем, они вообще уделяют мечтам много времени. В компании «Голуби» часто играют второстепенные роли, но не потому, что чего-то не умеют или не знают, а потому, что просто лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. «Голубь» не любит брать на себя инициативу и ответственность, а также открыто противопоставлять свое мнение окружающим. В компании часто только «Голубь» может справиться с темпераментными и агрессивными людьми. Свою редкую злость и раздражение «Голубь» направляет против себя, не высказывая открыто.

«Страус» - человек расчетливый и осторожный, предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно свободное пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. В большинстве случаев «Страус» не тяготится одиночеством и хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов, они прячут в песок не только голову, но и сердце. «Страусы» не ждут от жизни и людей слишком многого и потому никогда не бывают по-настоящему разочарованы. Их отчужденность придает их характеру целостность и самодостаточность, чего Так не хватает и «Голубю», стремящемуся понравиться окружающим, и «Ястребу», желающему достичь успеха. Но эта же целостность мо-* е т обернуться замкнутостью, которая отрезает «Страуса» от лучшего Других людях и в самом себе.

«Ястреб» - человек честолюбивый, решительный и храбрый. «Ястребу» нужна власть. Преследуя свои цели, «Ястребы» приобретают массу врагов, но, с другой стороны, они многого и достигают. «Ястребами» скорее восхищаются, нежели любят. «Ястреб» живет по принципу «Все или ничего», половинчатость успеха принимается им за неудачу, они бескомпромиссны и в общении, и в делах. «Ястребы» требуют подчинения и не выносят критики в свой адрес, хотя легко критикуют сами себя и других. Предположение, что они могли совершить ошибку, вызывает не только ярость «Ястреба», но и глубоко спрятанную растерянность, так как за своим ястребиным фасадом они далеко не так прямолинейны, как хотели бы казаться.

Если уровень самодостаточности соответствует уровню формального лидера, что ж, дерзайте! Данный тест убеждает нас в том, что нет абсолютно «правильной» точки зрения успеха личности, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.

Рефлексия:

  1. Считаете ли вы себя лидером?
  2. Почему так важно вырабатывать у себя качества лидера?
  3. Как вы понимаете слова Ж. - Ж. Руссо: «Легче завоевывать,! чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир: но, чтобы поддерживать его, нужны плечи! Геракла»!

ЗАПОМНИ!

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер ситуации - человек, взявший на себя инициативу во имя| сохранения группы. Формальный лидер избран народом, выдвинут начальством, обладает полномочиями.