Не принимают в коллектив. На новой работе

Можно назвать ряд причин "НЕПРИЯТИЯ" или отказа в должности, о которых работодатель, коллеги и сослуживцы могут не сообщать, чтобы не затронуть Ваше чувство собственного достоинства:

Жалкий внешний вид: лишний либо недостаточный вес,

Какие-то физические недостатки,
- болезненный вид,
- слишком яркий макияж либо его полное отсутствие,
- неухоженные руки,
- неподходящая одежда, в большинстве случаев на работу лучше отправляться в деловом костюме

Неприятный запах: обилие парфюма, запах сигарет;
- непунктуальность: опоздание...
- завышенные требования к заработной плате, отсутствие заинтересованности в работе, главный критерий – зарплата;

Манера поведения: невоспитанность,
- манера всезнайки, критика предыдущих работодателей,

Неумение слушать, отсутствие вопросов,
- неуравновешенность, нервозность,
- чрезмерная жестикуляция, уклончивость от ответов,

Неуверенность в себе, неискренность, прятанье взгляда и многое др.;

Отсутствие амбициозности, целеустремленности, желания развиваться и достигать карьерного роста;

Криминальное прошлое либо предыдущий опыт работы в неприемлемых для данного работодателя структурах.

Иногда причиной отказа в приеме на работу, неприятие коллектива.... - напрямую связанной с общением с клиентами либо партнерами, может быть даже «смешная» фамилия либо ее созвучие с фамилией руководства.

Не становитесь жертвой злорадства и презрения!
Никогда не попадайтесь на мелком воровстве, опозданиях, невыполнении работы в срок - это вызовет только жалость.

Совершите яркий, запоминающийся поступок.
Пусть тот, кто вас не принимает или увольняет - улыбается, пусть!

Вы станете успешным человеком только тогда, когда то, что обыватель называет увольнением, превратится для вас в возвышенное Искусство Уходить.

С уважением, Ольга Марченко /Astromargo/

На Ваш вопрос ответить вот так просто, с разбегу, вряд ли удастся. Слишком много неизвестных нюансов.

Ведь, в одном случае, этому, возможно, виной Ваш характер, в другом случае, это может быть множество объективных факторов, не зависящих от Вас.

Мне достаточно задать Вам всего пару вопросов и Вы поймёте, о чём я.

Вот Вы, к примеру, любите ли людей, которые приходят к Вам с проверкой? А как у Вас отношения с налоговой службой? А могут ли дружить охранник с заключённым? Ну и так далее.

И, конечно же, я сейчас не имею в виду тот вариант, когда люди какого-то коллектива могут встречать ревизора с улыбками и едва ли не с оркестром. Как Вы понимаете, не тот случай.

А разве мы не знаем, что кассиру всегда кажется, что он работает больше главного бухгалтера, а гл. бухгалтера редко когда устраивают его подчинённые?

Безусловно, при любой позиции нужно уметь правильно себя вести. Но даже правильное поведение далеко не всегда может гарантировать дружеские или хорошие партнёрские отношения в коллективе.

Но, если Вы до этого работали продавцом, ещё ранее, делопроизводителем, кондуктором автобуса или ещё кем-то, и везде люди этих коллективов Вас отторгали, тогда да, тогда действительно нужно будет подумать, как помочь Вашему горю.

На моей страничке есть произведение, которое называется "Единство устремлений". Почитайте его и, вполне возможно, Вы получите некоторые нужные для себя ответы.

Http: //www. Sunhome. Ru/navigator/v. edinstvo-ustremlenii

Но, ещё раз предупреждаю, чтобы ответить обстоятельно на такой вопрос, который задали Вы, нужен более глубокий диалог.

С уважением!
Татьяна

Онлайн консультация Не принимают в коллектив

У вас изначально присутствует страх, что новый коллектив вас не примет. А чего боишься, то и притягиваешь. У вас есть проблемы с кожей? Возможно вы сами закрываетесь от людей, поставили такую защиту вокруг себя, которая отталкивает людей от вас. Вернее вы сами из от себя отталкиваете своим страхом и защитой. Вероятно в этих ситуациях для вас есть выгода, возможно вы вообще не любите большие скопления людей, толпу на улице в магазине, предпочитаете уединение вдали от города, наедине с книгой.

Вы боитесь любых перемен, так как они ассоциируются у вас со смертью и сильнейшей тревогой. Возможно какое-то событие в вашем детстве повлияло на развитие такого страха. Это могла быть смерть близких или родных.

Чтобы выйти из замкнутого круга, надо начать с себя. В этом круге точка отсчета только вы сами. Вы сами создаете себе такие ситуации, которые учат вас любить себя.

Вы сами вызываете подобную ситуацию...
> ВНАЧАЛЕ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС, а потом стараются от меня дистанцироваться и потом нападают.

Вопрос в том, что именно в Вашем поведении это притягивает?
подумайте...
Задайте себе вопрос: на что именно нападают коллеги? Что они говорят при этом... как выражают свое отношение...
Что им не нравится в Вашем поведении, из за чего они от Вас дистанциируются?
Когда будете отвечать на эти вопросы, будьте честны с собой, и не отмахивайтесь от собственных проблем фразами типа "это коллеги во всем виноваты, они все дураки... ничего не понимают " - этим Вы снимете с себя ответственность за происходящее и Ваши проблемы не сдвинутся ни на миллиметр... смотрите с позиции "Что я делаю такого, что они так на меня реагируют? или как я отношусь к себе, что окружающие меня неправильно воспринимают?"
не замыкайтесь в себе.... Лучше спросите у тех же коллег, хотя бы у самых приятных для Вас, или лучше самых честных и объективных - попросите их рассказать Вам со стороны, показать взгляд на Вас...
Удачи Вам;)

Если вы думаете, что можно внедриться в коллектив, начав всем выражать благосклонность, или сдружившись с наиболее расположенным к вам сотрудником, то вас жизнь еще не раз будет сажать на скамейку запасных. Пора прекращать верить в миражи, привитые наивной верой в позитивное мышление, эта статья покажет вам недальновидность такого поведения.
Я не против, если бы все было так просто.. однако жизнь преисполнена сарказмом. Те, кто изо всех сил старается понравится, в глазах окружающих выглядит жалко, особенно в глазах черствых и эгоистичных людей. В лучшем случае вашим общением будут пренебрегать, а в худшем — станут унижать или использовать.
Попробуем разобраться в возможных причинах, из-за которых вас не принимает коллектив:
1. Вы не интересны для окружающих. Вас практически не замечают, спихивают на вас рутинную работу. Виной всему ваша стеснительность. Если вы отличаетесь от коллектива, вам не интересны их разговоры, и вы стараетесь этого не показывать, то совершенно зря. Разумеется, не стоит лезть с нравоучениями и учить всех как надо жить. Ваша задача начать делать то, что вы считаете верным, держитесь уверенно, и получив удивленные взгляды коллег, просто продолжайте быть собой. Учитесь стоять на своем, если на вас снова пытаются скинуть работу, которую именно вы делать не обязаны, придерживайтесь общих правил, принятых в коллективе, и не давайте собой пренебрегать. Такое поведение не обязательно должно быть грубым, делать все нужно с благосклонностью и пониманием ситуации. Вежливое нет, лучше, чем терпеливое да.

2. Вы слишком эксцентричны, привлекаете, много негативного внимания. Виной всему, скорее всего, то, что вы излишне инфантильны. Вас не принимает коллектив потому что все (не только вы) имеют свои обязанности, рабочий процесс происходит сосредоточенно, и если вы начинаете восклицать и негодовать над чем-то вслух, рассчитывая на реакцию окружающих, то большинство из них вы будете сильно раздражать. Здесь все просто — перестаньте вести себя излишне эмоционально. Ваши проблемы и переживания не более серьезные и важные, чем у остальных, смиритесь с тем, что не всем интересно о них знать.

3. Вы лучше всех знаете, как надо. Если вы часто думаете так — то я вас разочарую, вы очень заблуждаетесь, быть всегда правым невозможно. И если при этом вы чувствуете, что вас коллектив не принимает, то это вполне естественно. Люди не любят, когда им читают нотации, достаточно выразить один раз свою позицию и придерживаться ее. И даже если окружающие в чем-то сильно заблуждаются, не стоит с ними спорить до последнего вздоха и, уж тем более, стыдить их. Возможно на данном этапе для них ошибиться — это единственный способ чтобы что-то понять, хотя не исключено и то, что заблуждаетесь именно вы…

Немного другой случай, если вас не принимают в новом коллективе. Это нормальная ситуация для многих, и тут все зависит от старых сотрудников. Почему именно они не готовы вас принять в коллектив?

Самое сложное для новобранца — это влиться в среду людей, абсолютно не похожих на вас. И в такой ситуации главное разобраться в том, что именно их отличает. Если речь идет о несоответствии ваших профессиональных навыков, недостаточной ответственности к работе, или не умении работать в команде, например, то, разумеется, вашей задачей должно быть в максимально короткие сроки подтянуться до необходимого уровня. Отсутствие этих объективных причин поможет вам быть принятым в коллектив, в том случае, если в нем царит здоровая корпоративная атмосфера. Однако, здоровая атмосфера в коллективе - это слишком утопичная история…
Совсем другое дело, если вас от коллектива отличает что-то личное. В таком случае первое время лучше держаться особняком. Ведь не принимающий коллектив может состоять и из неприятных людей, они могут не принять вас даже за то, что вы не пьете с ними чай каждый час, не бегаете в курилку, не поддерживаете разговоры про машины и футбол, не просиживаете в социальной сети, не берете откаты. В таком случае обязательно оставайтесь собой, не прогибайтесь, даже если местный заводила, стоя у кулера и сложив руки на груди, пытается повысить себе самооценку, высмеивая вашу неординарность. Если дошло до такого, то помните, что тролли есть везде, и им нужно зацепиться хоть за что-то, и ваша задача — не вступать в перепалку, быть немногословным, отвечать спокойно и по делу. При желании вы сможете тонко поддеть его, поставив на место, это будет не сложно, ведь такие люди обычно закомплексованы и не реализованы. Тема несостоятельности таких офисных балагуров рано или поздно всплывает сама. Но тут уже решение за вами, главное не увлекайтесь, вы все же пришли работать, а не метить территорию, платить вам за это точно никто не будет.

Прозрачность процессов в коллективе и наставничество помогают избежать конфликтов нового работника с коллективом.

Если менеджер по персоналу видит, что коллектив не принимает нового сотрудника, он не должен оставаться в стороне от данной проблемы. Необходимо срочно выяснить причины данной ситуации. Для этого лучше провести беседы с новым работником, руководителем подразделения, с неформальным лидером коллектива и с ключевыми его членами. Если коллектив маленький, то лучше провести беседы с каждым работником. Разобравшись в причинах конфликтной ситуации, менеджеру по персоналу нужно понять, кто виноват в ней. Это может быть как сам работник, так и коллектив. В этой ситуации менеджер по персоналу становится почти хирургом, которому необходимо либо «вылечить» работника (или коллектив), либо провести «хирургическое вмешательство» (перевести работника в другое подразделение, уволить или расформировать коллектив).

Как лечить

Существует множество причин конфликтов в коллективе и ещё больше способов их устранения. Если коллектив и новый работник одинаково важны для предприятия, то в этом случае необходимо проводить «лечение». Оно заключается в корректировке поведения новичка или коллектива (или всех вместе). Для этого необходимо проводить корректирующие беседы, тренинги, направленные на устранение конфликтной ситуации. В дальнейшем осуществлять контроль, периодически проводя беседы с новичком и членами коллектива. На мой взгляд, интересным мероприятием мог бы стать тренинг по командообразованию (Team building), но его целесообразно проводить на последней стадии процесса устранения конфликта - для закрепления достигнутого успеха.

Расскажу об отдельных причинах конфликтов, которые необходимо устранять только хирургическим путём.

Когда причина конфликта в коллективе.

В одной из FMCG-компаний коллектив работников склада стал деструктивной силой, в нём процветали злоупотребления и воровство, причем поощряемые круговой порукой. Новый сотрудник хотел честно работать и стал остальным помехой. Коллектив неоднократно пытался заставить новичка поступать так же, как они, но он оказался порядочным человеком. Было проведено дополнительное расследование сложившейся ситуации с привлечением службы безопасности предприятия. Негативные факты подтвердились. Коллектив был расформирован. Новый сотрудник продолжил успешно работать в компании.

Когда причина конфликта - работник

В один из российских банков был принят на работу искренне верующий (воцерковлённый) человек. Коллектив современных компаний, к сожалению, нередко не принимает таких людей. Верующий человек не участвовал в неприличных (скоромных по понятиям церкви) беседах, не курил, отказывался от употребления спиртных напитков, одевался очень скромно. Он стал изгоем в раскрепощённом светском коллективе. Эту ситуацию тяжело переживал и сам работник, и коллектив. Тогда она разрешилась тем, что после беседы с HRменеджером работник решил добровольно покинуть банк и перейти на работу в благотворительную организацию. В коллективе воцарилось спокойствие.

Чтобы предупреждать подобные конфликты (коллектив – новичок), необходимо при подборе персонала тщательно оценивать личные и деловые качества кандидата на работу и хорошо знать коллектив, куда требуется новый работник. Нужно заранее исходить из того, чтобы новый сотрудник был близок коллективу по культуре, мировосприятию, духу и интересам, а не только по профессиональной пригодности.

Ольга Олевская, руководитель проекта Дирекции по персоналу ООО "Энерджи Консалтинг / Бизнес Сервис"

На мой взгляд, основные усилия во избежание подобного конфликта нужно прикладывать на этапе оценки кандидата. Менеджер по персоналу должен знать тип корпоративной культуры компании, понимать цели и стратегии, взаимоотношения внутри коллектива. Оценивая кандидата, необходимо учитывать не только уровень его компетенций, но и соответствие его мотивации и личностных качеств политике компании. К сожалению, часто бывает так, что на рынке очень мало кандидатов, соответствующих требованиям, и в итоге менеджер по персоналу за не имением выбора принимает положительное решение по кандидату, который изначально не сможет влиться в коллектив. Считаю, что это ошибка, которая несет за собой много негативных последствий, в конечном итоге так или иначе приводящих к материальному ущербу для компании. На мой взгляд, отдавать предпочтение нужно сотруднику, который сможет наладить рабочие взаимоотношения с командой, даже, если он проигрывает по уровню профессиональной подготовки.

Мария Кремлякова, менеджер по персоналу ООО "СтройПласт"

Чтобы не происходило таких ситуаций, как неприятие новых сотрудников коллективом, необходимо изначально формировать бесконфликтный коллектив, еще на этапе его создания и подбора персонала. Нужно создать условия для нормальной работы:

    обеспечить физический и психологический комфорт с помощью грамотно организованного рабочего пространства;

    соблюдать принципы справедливости при распределении материальных благ;

    четко обозначить обязанности каждого сотрудника и его место в структуре компании;

    наладить информационный обмен в компании и развивать коммуникации.

В то же время нужно понимать, что появление в коллективе нового сотрудника в любом случае связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы. Ко всему новому люди в большинстве случаев относятся настороженно.

Конечно же, процесс адаптации новых сотрудников – это в основном забота менеджера по персоналу, хотя в успешной адаптации заинтересован и сам сотрудник, и его коллеги, и компания в целом. От сотрудника ожидают в первую очередь эффективной работы. Хорошие взаимоотношения с коллективом как раз и помогают новичку работать более эффективно, то есть социальная адаптация способствует скорейшей профессиональной адаптации.

Многие специалисты в области управления персоналом сейчас рекомендуют решать проблемы адаптации с помощью наставничества. В некоторых компаниях вводят специальные надбавки для наставников. Очень хорошо, если наставник относится к группе неформальных лидеров: именно неформальная структура определяет характер отношений между членами коллектива, стиль работы и способы взаимодействия сотрудников. Такой наставник сможет не только консультировать новичка по рабочим вопросам, но и помочь ему влиться в коллектив. Для правильного выбора наставника менеджер по персоналу должен знать соотношение формальной и неформальной структуры организации.

Нового сотрудника необходимо представить на общем собрании коллективу, озвучить его обязанности и полномочия. Если компания крупная, можно даже напечатать своеобразный буклет для новичков со схематичным изображением помещений, с указанием рабочего времени и времени отдыха, списком сотрудников и указанием их должностей и пожеланиями успеха в конце буклета. Новый сотрудник всегда мотивирован на работу, и главное для компании – сохранить в нем этот энтузиазм.

Если коллектив не принимает нового сотрудника, менеджер по персоналу должен выяснить причины такого неприятия. Если это единичный случай, то, скорее всего, дело в самом сотруднике. Возможно, человек вообще трудно адаптируется или же просто плохо осведомлен о нормах и правилах организации. Если же неприятие к новичкам происходит постоянно, то это большая проблема данного коллектива. Одному менеджеру по персоналу здесь не справиться. Необходимы кардинальные перемены и вмешательство руководства компании.

Галина Зинич, менеджер по персоналу ООО "Ньюком Порт"

В самом начале своей работы в новой компании мы проходим этап адаптации, то есть привыкания, причем не только мы привыкаем к компании, но и она к нам. При налаженной системе адаптации и процедуре наставничества период «дискомфорта» может быть менее болезненным и длительным, но совсем избежать его не удастся.

Зона ответственности самого сотрудника – «влиться» в коллектив, то есть научиться работать в данном коллективе. Для сокращения сроков вхождения в коллектив вновь принятому сотруднику важно правильно позиционировать себя как открытого, доброжелательного человека, который готов помочь в любую минуту.
Зона ответственности менеджера по персоналу – правильный отбор (с учетом корпоративной культуры), процедура адаптации и правильное назначение наставника (как показывает моя практика, лучше всего, если это неформальный лидер в коллективе), ну и, конечно, просто беседы с сотрудником, когда это необходимо.

На моем предыдущем месте работы мы вводили 3 дня стажировки. То есть работник имеет возможность прийти к нам на 3 дня – посмотреть коллектив, познакомиться с задачами и проектами, оценить ситуацию изнутри. В то же самое время к потенциальному работнику присматривается коллектив. И если всех все устраивает, то потенциальный работник переходит в разряд сотрудников. Вопрос оформления на стажировку, работу, финансовый аспект я намеренно опускаю: каждый менеджер по персоналу сможет сам решить их с учетом специфики компании.

Единственный шанс произвести первое впечатление нужно всегда использовать с умом. Особенно если дело касается работы. Ведь место, где вы будете проводить большую часть своего дня (да чего уж тут – жизни), должно быть для вас не только полезным, но и приятным. Итак, каким же правилам нужно следовать, чтобы максимально быстро влиться в коллектив, и что делать, если он не принял?

По результатам исследования портала Superjob оказалось, что большее количество кадровиков советует новичкам «слушать и молчать», то есть мотать на ус то, что говорят, наблюдать за тем, что происходит, чтобы потом на основании уже большого количества информации правильно представить коллегам свою позицию в коллективе. Однако это занимает время, а первое впечатление нужно начать создавать уже с первого дня своего появления. Что же нужно делать помимо качественной работы и приветливого поведения?

Как влиться в коллектив без потерь?

1. Избегайте коалиций

Практически в любом коллективе есть группы, которые придерживаются своих взглядов, обычно сидят за разными столиками за обедом и общаются больше друг с другом, чем с кем бы то ни было. Как правило, уже с первых дней появления новичка эти группы начинают «прощупывать» его на предмет схожести интересов или даже подталкивать его к присоединению к себе.

В какую-то группу вы все равно попадете, поэтому лучше сначала общайтесь одинаково со всеми, а потом выбор сделается сам собой – лишь дайте себе время. В спорных вопросах занимайте нейтральную позицию.

Даже если кто-то вдруг проявил неподдельный интерес к вам и во всем помогает, не спешите думать, что это подарок небес. Отнеситесь осторожно, но, разумеется, по-доброму и с благодарностью. Сейчас время освоиться и узнать, что за люди вас окружают, а решение о том, с кем общаться, лучше принять позже.

Если вы сразу вдруг станете общаться с какой-то группой людей больше, то вас могут счесть излишне поддающимся влиянию человеком, да и не факт, что вам действительно понравится быть в этой группе.

2. Задавайте вопросы, интересуйтесь, просите советов

Скоромность – это первое качество, которое ярко проявляется у большинства новичков. И часто именно скромность играет дурную роль в вашем вхождении в коллектив.

Новичок в коллективе

Каждая работа любит инициативных людей, а «скромняшек» - нет, и такими в коллективе часто пользуются. Кроме того, коллектив может счесть вас слишком надменной или высокомерной, раз вы не можете попросить помощи в таком казалось бы плевом деле – освоении на новом месте.

Поэтому переборите себя и при возникновении вопроса задайте его! Можете начать с простого – спросить, где, как и когда принято обедать. Ну а дальше вопросы уже найдутся. Главное – не задавать личных вопросов (одинок ли шеф или тот симпатичный парень с первого этажа), и все-таки сначала попытаться решить какую-то трудность самой, а потом уже просить помощи.

Консультируйтесь с коллегами , улыбаясь, благодарите их за помощь. Так вы быстрее подружитесь.

3. Подстройтесь под существующий порядок

Всем известно, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому попробуйте делать что-то так, как заведено в вашей новой компании. Даже если вам это непривычно, уже влившись в коллектив, вам уже будет проще сказать всем, что вы привыкли делать по-другому. Тогда это не вызовет негативной реакции.

Например, пообедайте в столовой вместе со всеми, даже если вы привыкли носить обеды с собой. Или предложите свой взнос или даже помощь в организации дня рождения коллеги. Если существует очередность тех, кто бегает в магазин за кофе и шоколадками, не отказывайтесь от участия.

Разумеется, все это нужно делать не в ущерб работе или себе. Если все курят, то вам необязательно стоять вместе со всеми в курилке, но несколько «привычек» коллектива вы вполне сможете поддержать.

Также нельзя критиковать существующий порядок, раздавать советы и постоянно жаловаться. Фразы «Сделайте музыку потише», «выключите кондиционер», «не хлопайте дверями» гарантированно сделают вас изгоем. Однако это не значит, что нужно терпеть: может, вас проверяют, способны ли вы озвучить свое мнение? Если вам стало холодно от постоянно открытого окна, наденьте кофту, если никто не предложил его закрыть, предложите сами. Но не качайте права при первой возможности.

4. Расскажите о себе

Лучше сделать это самой добровольно, чем потом отбиваться от сплетен и домыслов. Есть вопросы, которые интересны практически всегда: замужем ли вы или встречаетесь с кем-то, есть ли дети, откуда пришли, где и как живете.

Новичок в коллективе

Когда вам удастся попасть в разговор коллег (скажем, за обедом), смело вклинивайте эти куски информации про себя, как бы между делом, не навязывая всем разговор о себе, любимой. Поверьте, даже сказанное как бы между слов нечто интересное запомнится и будет передаваться, ведь к личной информации новичка коллектив всегда очень внимателен. Такова природа. Поэтому используйте шанс самой представить себя, иначе завтра это может сделать кто-то другой.

5. Четко следуйте своим должностным инструкциям

А для начала узнайте их, потому что не все компании представляют работнику должностные инструкции, ограничиваясь общим описанием позиции. Узнайте также, кто ваш непосредственный начальник и кому вы «должны». Это убережет вас от других лиц, желающих раздавать приказы новичкам.

Не секрет, что во многих коллективах любят сваливать рутинную работу на новичков. Отказывайтесь, мотивируя тем, что вы бы с удовольствием помогли (именно помогли), но вы лучше сосредоточитесь на своих обязанностях в данный момент, нужно ведь осваиваться. Или соглашайтесь, но сразу объясните, что вы соглашаетесь только помочь, потому что у вас есть на это время, но на будущее можете и отказать, так как это не ваша обязанность.

Делайте все это максимально спокойно и дружелюбно и не перегибайте палку ни в одну, ни в другую сторону. Перенести папки с одного стола на другой можно, не боясь, что на вас свалят тут же и годовой отчет. А делая за кого-то отчет, вы рискуете потом и папки за кого-то носить. Другими словами, не дайте собой злоупотребить.

Больше про правила поведения новичка в коллективе, а также про то, как сказать «нет» и не превратиться в «девочку на побегушках» смотрите в видео ролике.

Что делать, если коллектив не принимает?

Не впадайте в панику и не совершайте хаотических действий с целью понравиться коллегам. Все, что вам нужно сделать, это разобраться с причиной и, исходя из нее, искать «лекарство». Вот возможные причины и варианты вашего поведения:

Вы заняли «чье-то» место: из-за вас уволили старого работника или на место претендовал кто-то из ваших теперешних коллег
Если терпеть отношение коллектива вам уже невмоготу, над вами откровенно посмеиваются и издеваются, попробуйте собрать вместе хотя бы часть коллектива и честно признаться в том, что вы не можете так работать, что вам тяжело, что вы хороший человек и хотели бы стать частью коллектива. Извинитесь за то, что сами того не желая, стали чьей-то проблемой.

Если менеджер по персоналу видит, что коллектив не принимает нового сотрудника, он не должен оставаться в стороне от данной проблемы. Необходимо срочно выяснить причины данной ситуации. Для этого лучше провести беседы с новым работником, руководителем подразделения, с неформальным лидером коллектива и с ключевыми его членами. Если коллектив маленький, то лучше провести беседы с каждым работником. Разобравшись в причинах конфликтной ситуации, менеджеру по персоналу нужно понять, кто виноват в ней. Это может быть как сам работник, так и коллектив. В этой ситуации менеджер по персоналу становится почти хирургом, которому необходимо либо "вылечить" работника (или коллектив), либо провести "хирургическое вмешательство" (перевести работника в другое подразделение, уволить или расформировать коллектив).

Как лечить

Существует множество причин конфликтов в коллективе и ещё больше способов их устранения. Если коллектив и новый работник одинаково важны для предприятия, то в этом случае необходимо проводить "лечение". Оно заключается в корректировке поведения новичка или коллектива (или всех вместе). Для этого необходимо проводить корректирующие беседы, тренинги, направленные на устранение конфликтной ситуации. В дальнейшем осуществлять контроль, периодически проводя беседы с новичком и членами коллектива. На мой взгляд, интересным мероприятием мог бы стать тренинг по командообразованию (Team building), но его целесообразно проводить на последней стадии процесса устранения конфликта - для закрепления достигнутого успеха.

Расскажу об отдельных причинах конфликтов, которые необходимо устранять только хирургическим путём.

Когда причина конфликта в коллективе

В одной из FMCG-компаний коллектив работников склада стал деструктивной силой, в нём процветали злоупотребления и воровство, причем поощряемые круговой порукой. Новый сотрудник хотел честно работать и стал остальным помехой. Коллектив неоднократно пытался заставить новичка поступать так же, как они, но он оказался порядочным человеком. Было проведено дополнительное расследование сложившейся ситуации с привлечением службы безопасности предприятия. Негативные факты подтвердились. Коллектив был расформирован. Новый сотрудник продолжил успешно работать в компании.

Когда причина конфликта - работник

В один из российских банков был принят на работу искренне верующий (воцерковлённый) человек. Коллектив современных компаний, к сожалению, нередко не принимает таких людей. Верующий человек не участвовал в неприличных (скоромных по понятиям церкви) беседах, не курил, отказывался от употребления спиртных напитков, одевался очень скромно. Он стал изгоем в раскрепощённом светском коллективе. Эту ситуацию тяжело переживал и сам работник, и коллектив. Тогда она разрешилась тем, что после беседы с HRменеджером работник решил добровольно покинуть банк и перейти на работу в благотворительную организацию. В коллективе воцарилось спокойствие.

Чтобы предупреждать подобные конфликты (коллектив – новичок), необходимо при подборе персонала тщательно оценивать личные и деловые качества кандидата на работу и хорошо знать коллектив, куда требуется новый работник. Нужно заранее исходить из того, чтобы новый сотрудник был близок коллективу по культуре, мировосприятию, духу и интересам, а не только по профессиональной пригодности.

Ольга Олевская, руководитель проекта Дирекции по персоналу ООО "Энерджи Консалтинг / Бизнес Сервис"

На мой взгляд, основные усилия во избежание подобного конфликта нужно прикладывать на этапе оценки кандидата. Менеджер по персоналу должен знать тип корпоративной культуры компании, понимать цели и стратегии, взаимоотношения внутри коллектива. Оценивая кандидата, необходимо учитывать не только уровень его компетенций, но и соответствие его мотивации и личностных качеств политике компании. К сожалению, часто бывает так, что на рынке очень мало кандидатов, соответствующих требованиям, и в итоге менеджер по персоналу за не имением выбора принимает положительное решение по кандидату, который изначально не сможет влиться в коллектив. Считаю, что это ошибка, которая несет за собой много негативных последствий, в конечном итоге так или иначе приводящих к материальному ущербу для компании. На мой взгляд, отдавать предпочтение нужно сотруднику, который сможет наладить рабочие взаимоотношения с командой, даже, если он проигрывает по уровню профессиональной подготовки.

Мария Кремлякова, менеджер по персоналу ООО "СтройПласт"

Чтобы не происходило таких ситуаций, как неприятие новых сотрудников коллективом, необходимо изначально формировать бесконфликтный коллектив, еще на этапе его создания и подбора персонала. Нужно создать условия для нормальной работы:


  • обеспечить физический и психологический комфорт с помощью грамотно организованного рабочего пространства;
  • соблюдать принципы справедливости при распределении материальных благ;
  • четко обозначить обязанности каждого сотрудника и его место в структуре компании;
  • наладить информационный обмен в компании и развивать коммуникации.

В то же время нужно понимать, что появление в коллективе нового сотрудника в любом случае связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы. Ко всему новому люди в большинстве случаев относятся настороженно.

Конечно же, процесс адаптации новых сотрудников – это в основном забота менеджера по персоналу, хотя в успешной адаптации заинтересован и сам сотрудник, и его коллеги, и компания в целом. От сотрудника ожидают в первую очередь эффективной работы. Хорошие взаимоотношения с коллективом как раз и помогают новичку работать более эффективно, то есть социальная адаптация способствует скорейшей профессиональной адаптации.

Многие специалисты в области управления персоналом сейчас рекомендуют решать проблемы адаптации с помощью наставничества. В некоторых компаниях вводят специальные надбавки для наставников. Очень хорошо, если наставник относится к группе неформальных лидеров: именно неформальная структура определяет характер отношений между членами коллектива, стиль работы и способы взаимодействия сотрудников. Такой наставник сможет не только консультировать новичка по рабочим вопросам, но и помочь ему влиться в коллектив. Для правильного выбора наставника менеджер по персоналу должен знать соотношение формальной и неформальной структуры организации.

Нового сотрудника необходимо представить на общем собрании коллективу, озвучить его обязанности и полномочия. Если компания крупная, можно даже напечатать своеобразный буклет для новичков со схематичным изображением помещений, с указанием рабочего времени и времени отдыха, списком сотрудников и указанием их должностей и пожеланиями успеха в конце буклета. Новый сотрудник всегда мотивирован на работу, и главное для компании – сохранить в нем этот энтузиазм.

Если коллектив не принимает нового сотрудника, менеджер по персоналу должен выяснить причины такого неприятия. Если это единичный случай, то, скорее всего, дело в самом сотруднике. Возможно, человек вообще трудно адаптируется или же просто плохо осведомлен о нормах и правилах организации. Если же неприятие к новичкам происходит постоянно, то это большая проблема данного коллектива. Одному менеджеру по персоналу здесь не справиться. Необходимы кардинальные перемены и вмешательство руководства компании.

Галина Зинич, менеджер по персоналу ООО "Ньюком Порт"

В самом начале своей работы в новой компании мы проходим этап адаптации, то есть привыкания, причем не только мы привыкаем к компании, но и она к нам. При налаженной системе адаптации и процедуре наставничества период "дискомфорта" может быть менее болезненным и длительным, но совсем избежать его не удастся.

Зона ответственности самого сотрудника – "влиться" в коллектив, то есть научиться работать в данном коллективе. Для сокращения сроков вхождения в коллектив вновь принятому сотруднику важно правильно позиционировать себя как открытого, доброжелательного человека, который готов помочь в любую минуту.

Зона ответственности менеджера по персоналу – правильный отбор (с учетом корпоративной культуры), процедура адаптации и правильное назначение наставника (как показывает моя практика, лучше всего, если это неформальный лидер в коллективе), ну и, конечно, просто беседы с сотрудником, когда это необходимо.

На моем предыдущем месте работы мы вводили 3 дня стажировки. То есть работник имеет возможность прийти к нам на 3 дня – посмотреть коллектив, познакомиться с задачами и проектами, оценить ситуацию изнутри. В то же самое время к потенциальному работнику присматривается коллектив. И если всех все устраивает, то потенциальный работник переходит в разряд сотрудников. Вопрос оформления на стажировку, работу, финансовый аспект я намеренно опускаю: каждый менеджер по персоналу сможет сам решить их с учетом специфики компании.