Нечистая сила пикуля соответствует ли историческим событиям. Рецензия на книгу нечистая сила

«Пришёл грозный муж и спросил её:

— От кого зачала погань сию, сказывай! — Взял ребёночка за ногу, как лягушонка паршивого, понёс топить в речке. — Туда-то ему и дорога, — приговаривал, о корчаги спьяна спотыкаясь.

Младенец, повиснув вниз головой, даже не пикнул. Потёмкин встряхнул дитятко ещё разок над глубоким омутом, в котором тихо колыхались ленивые сомы и ползали чёрные раки.

— Так от кого же он? От Глинок иль от Тухачевских?

Звериный вопль матери огласил дремучий лес:

— Потёмкин он... Уймись, кобель старый!

Так явился на свет Божий Григорий Александрович Потёмкин, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал и блистательный кавалер орденов разных, включая все иностранные (кроме Золотого Руна, Святого Духа и Подвязки), генерал-губернатор Новой России, создатель славного Черноморского флота, он же его первый главнокомандующий, и прочая, и прочая, и прочая...!»

Валентин Пикуль, «Фаворит»

Юнга Северного флота

В середине 1980-х годов, в начале перестройки, самая читающая нация в мире, помимо актуальных статей в прессе, проявляла огромный интерес к прошлому своей страны. Устоявшиеся портреты исторических деятелей, знакомые по учебникам, уже не устраивали — хотелось чего-то новенького, нешаблонного.

Такой нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль , писатель, тиражи книг которого в этот период били все рекорды.

Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. В 1939 году отца его, в прошлом моряка-балтийца, а затем инженера-кораблестроителя, перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный».

Отец Валентина, служивший в морской пехоте, погиб в боях под Сталинградом.

От женьшеня до «Океанского патруля»

После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, общался с молодыми писателями.

Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

Памятник Валентину Пикулю. Фото: Commons.wikimedia.org / Николай Максимович

30 романов за 40 лет

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

«Судить о русском дворе XVIII века по тем дворцам, что ныне обращены нами в общенародные музеи, — ошибочно и неверно.

Царский двор напоминал тогда бивуак или, вернее, гулящий табор. А придворные — кочевников, скифов! Отсюда и костюм на женщинах был зачастую не женский, а полувоенный; штаны заменяли им юбки.

Статс-дамы в палатках и шалашах подолгу живали. И у костров грелись. И в казармах рожали. И ландкарты империи фрейлины знали не хуже поручиков геодезии.

Куда их чёрт не носил только!..

— Трогай! — И двор её величества срывается с места.

Валят на телеги сервизы, комоды, туалеты, Рубенсов и кровати. Сверху сажают калмычек и арапок, — тронулись.

Всё трещит, бьётся, звенит. Всё разворовывается!

В одну только ночь имперские дворцы, бывало, загорались по три раза кряду».

Валентин Пикуль, «Пером и шпагой»

В постели с Елизаветой

Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.

Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим.

Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне , Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность.

Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.

Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Особый взгляд

Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.

Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

«Сталин о начале войны узнал — от Молотова.

— Пограничный инцидент? — не поверил Сталин.

— Нет, война...

Все видели, как от лица отхлынула краска, Сталин кулём опустился на стул. Все молчали, и он молчал. (“Гитлер обманул Сталина, а Сталин обманул самого... Сталина!” — именно так было заявлено потом на Нюрнбергском процессе.)

— Надо задержать немца, — произнёс он.

— Маршал Тимошенко уже отдал приказ по западным округам, чтобы противника не только задержали — уничтожить его!

— И... уничтожить, — как попугай, повторил Сталин.

Из Генштаба прибыл генерал Ватутин с докладом: германская армия наступает по всему фронту — от и до, от моря и до моря, рано утром немцы уже отбомбились по городам, список которых слишком велик, бои идут на советской земле. Сталин сразу сделался меньше ростом, словно пришибленный сверху чем-то тяжёлым, а слова его были самые похабные:

— Великий Ленин завещал нам великое пролетарское государство, а вы (он не сказал “я”!), — все вы про...ли его!»

Валентин Пикуль, «Барбаросса»

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

Буйство «Нечистой силы»

«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.

«В окружении дядей и братьев, средь которых процветали самые гнусные формы разврата, Александр III сумел сохранить здоровое мужское нутро. Говорили, что царь вообще однолюб. В дневнике он заполнил страницу непорочным описанием своей первой брачной ночи. И — никаких оргий! Страшный пьяница, он не устраивал гомерических попоек, а надирался втихомолку. Начальник его охраны, генерал Пётр Черевин, по совместительству исполнял должность и царского собутыльника... Поэты демократического лагеря даже восхваляли императора за явную скромность»

Валентин Пикуль «Нечистая сила»

Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина , которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.

В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

Русский Дюма

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма , кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.

Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье , балерине Анне Павловой , художнике Михаиле Врубеле ...

«Мне хотелось рыдать — это конец романа:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб...

Кажется, я сказал всё, что знал. Прощайте. Честь имею!»

Валентин Пикуль, «Честь имею»

Аннотация:
«Нечистая сила» - книга, которую сам Валентин Пикуль назвал «главной удачей в своей литературной биографии» - рассказывает о жизни и гибели одной из неоднозначнейших фигур российской истории – Григория Распутина – и перерастает под пером Пикуля в масштабное и увлекательное повествование о самом парадоксальном, наверное, для нашей страны периоде – кратком перерыве между Февральской и Октябрьской революциями…

Эту книгу я не читала, а слушала. Слушала в озвучке Сергея Чонишвили. Все на высшем уровне. Интересно, увлекательно, в лицах.
НО! Обескураживающе резко, жестко, неожиданно. Как ушат с... наполнителем!
Император предстал передо мной как необразованный, кровожадный, и никчемный подкаблучник.
Императрица – амбициозная потаскуха и истеричка.
Очень нелицеприятные образы, идущие вразрез со всем тем, что я когда-либо читала. Осталось гаденькое послевкусие. Но написано хорошо, а озвучено просто невероятно здорово.
В любом случае есть над чем поразмыслить в больших и малых масштабах.

Ну и
Критика (поскольку аннотация не особо раскрывает характер этой книги):
Произведения Пикуля доносили неофициальный, хотя очень редко неверный взгляд на исторические события. Его романы подвергались цензуре. Автор не мог напечатать то, что хотел.
Исторические произведения Пикуля часто подвергались и продолжают подвергаться критике за неаккуратное обращение с историческими документами, вульгарный, по мнению критиков, стиль речи и пр.
Больше всего в этом смысле досталось его последнему законченному роману «Нечистая сила» (журнальный вариант: «У последней черты»), несмотря на то, что сам автор считал его «главной удачей в своей литературной биографии».
Роман посвящен периоду т. н. «распутинщины» в России. Кроме рассказа о жизни Г. Распутина, автор исторически неверно изобразил моральный облик и привычки последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны (ныне причисленных Русской православной церковью к лику святых страстотерпцев), представителей духовенства (в том числе высшего). В такой же манере обрисовано практически всё царское окружение и тогдашнее правительство страны. Роман неоднократно критиковался историками и современниками описываемых событий за сильное расхождение с фактами и «бульварный» уровень повествования. Например, А. Столыпин (сын бывшего премьер-министра П. А. Столыпина) написал о романе статью с характерным названием «Крохи правды в бочке лжи» (впервые вышла в зарубежном журнале «Посев» № 8, 1980 г.), где, в частности, автор говорил: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом».
Советский историк В. Оскоцкий в статье «Воспитание историей» (газета «Правда» за 8 октября 1979 г.) назвал роман «потоком сюжетных сплетен».

В справочной статье о В. Пикуле в газете «Литературная Россия» (№ 43, 22 октября 2004) литературовед В. Огрызко рассказал об эффекте, произведённом романом среди писателей в то время:
Публикация в 1979 году в журнале «Наш современник» (№ 4-7) романа «У последней черты» вызвала не просто яростные споры. Среди тех, кто не принял роман, были не только либералы. Валентин Курбатов 24 июля 1979 года писал В. Астафьеву: «Вчера закончил чтение пикулевского „Распутина“ и со злостью думаю, что журнал очень замарал себя этой публикацией, потому что такой „распутинской“ литературы в России ещё не видели и в самые немые и постыдные времена. И русское слово никогда не было в таком небрежении, и уж, конечно, русская история ещё не выставлялась на такой позор. Теперь уж и в уборных как будто опрятнее пишут» («Крест бесконечный». Иркутск, 2002). Юрий Нагибин в знак протеста после публикации романа вышел из редколлегии журнала «Наш современник».
Несмотря на это, вдова В. Пикуля полагает, что «…именно „Нечистая сила“ является, на мой взгляд, краеугольным камнем в понимании и, если хотите, в познании характера, творчества, да и всей жизни Валентина Пикуля».

Михаил Веллер в книге «Перпендикуляр» выразился следующим образом:
... все историки по сигналу стали писать, что Пикуль перевирает историю. Это неправда. Пикуль не перевирал историю. Пикуль историей пользовался. Он брал те версии, которые ему больше всего нравились в силу их скандальности и сенсационности. Он в исторических личностях брал те черты, которые ему больше нравились и больше подходили для данной книги. А в результате книги получались довольно увлекательные.

Один из самых значащих и важных романов, одного из самого лучшего писателя работавшего в жанре военной литературы Пикуля С.В. Посвящен данный роман не какому-то событию из Второй Мировой войны, а другой из не малочисленных трагедий русского народа и краха российской истории, а именно падение Великой и как казалось на тот момент не рушимой Империи, во времена начала двадцатого века, но посвящено произведению не только великой трагедии, но и человеку история которого до сих пор окутана многими не разгаданными тайнами, если же быть точнее то это Григорий Распутин. В чем же все-таки была причина такого необычного влияния на столь могущественную семью тех лет. Что же нашел последний из Императоров Николай II в этом крестьянине и чем закончилось возвышение обычного человека до таких высоких чинов.

Сам Пикуль дает весьма отрицательную оценку столь необычному и загадочному человеку, которому удалось достичь столь высоких чинов и званий путем своих умений и талантов. Автор пишет о том, что в Распутине нет буквально ничего и святого и он полностью является плохим человеком без частички чего-либо доброго. Описывает он его, как похотливого и страшного мужика, который каким-то смог проникнуть в высшие слои социальной и политической сферы. Пикуль совсем не имеет никакой жалости и никакого сочувствия и просто обличает "святого черта" по всем параметрам.

В самом же произведение события и количество описанных и введенных персонажей проносится с такой скоростью и быстротой, что все это можно сравнить с упряжкой, которая по глупости была запряжена взбесившимися лошадьми, которые бегут, что есть мочи и управляет ей не обычный кучер, а старый и сумасшедший старик одетый в черную поддевку и с бородой, которая развивается на ветру. Гибель премьер министра, которого звали Столыпин, начинается Первая Мировая война и как довершение ко всему ужасу, который должен испытать в блажащие года русский народ, красный террор и революция. Роман с самого начала буквально захватывает тебя полностью и не отпускает до самого конца.

Из всего этого стоит выделить то, что основная мысль романа в том, что человеку необходимо испытывать интерес к своей собственной родине и ее истории. Делать необходимо для того, чтобы будущие поколения, которые будут дальше и дальше сменять нас, учились на наших ошибка и больше никогда не допустила того, что произошло в самые кровавые и ужасные моменты нашей истории, и что этому злу предшествовала.

Картинка или рисунок Нечистая сила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

  • Краткое содержание Шекспир Кориолан

    Пьеса повествует о жизни римского народа, который голодает в то время, когда аристократия продолжает набивать карманы. Под воздействием тяжелых времен зреет восстание, и тогда полководец Кай Марций, выступая за интересы горожан

  • Краткое содержание Ионеско Лысая певица

    Действие пьесы происходит в английской семье. Супруги Смит ужинают, после чего миссис Смит обсуждает съеденный ужин, и мечтает о кулинарных изысках в будущем

  • Краткое содержание Киплинг Рикки Тикки Тави

    Рикки Тикки Тави – это мангуст, который попал к людям и начал с ними жить. Он стал для них не только домашним питомцем, но и настоящим другом. Познакомившись со всеми обитателями новой для него территории

  • Краткое содержание Блокадная книга Гранин

    Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Каждый день, прожитый ленинградцами, наполнен мужеством и героизмом. Главными бедствиями ленинградцев были голод, холод, отсутствие лекарств, цинга

А все таки интуиция меня очередной раз не подвела. Именно: я не читал "Нечистая сила" Пикуля, пока в перегонах метро и ожидании в судах не осилил все его сочинения. И вот, на закуску...

Была бы книжка бумажная - я бы ее камин. Но Айфон таки денег стоит. Почему призываю к аутодафе? А вот почему.

Меня охватывает панический ужас, что миллионы и десятки миллионов людей прочли ее, делая какие то выводы и проецируя их на жизнеустройство страны вообще! Ведь это же не просто беллетристика. Пикуль на каждой странице ссылается: "как вспоминает очевидец", " сохранилось в архивах", "это исторический факт" - таким образом, складывается впечатление вполне серьезного анализа.
А ведь не то что опровергать - а просто перечислить всю ложь, которая содержится в этом пасквиле, не хватит времени и сил! И я знаю о чем говорю - ибо собрал много материалов, так как сам историей занимаюсь.
Причем, как замечено многими, кто поумнее меня - "нечистая сила", это типичный случай "ложки правды в бочке лжи". И все перемешано так, что и не отличишь! В таком методе обвиняют, например, Резуна-Суворова, но если признавать такое, то Резун просто дитё перед Пикулем.

В некоторых случая Пикуля заносит уже до неприличия. Так, (вот смех!) в первом абзаце главы 4 указано: "данная версия... не заслуживает нашего просвещенного внимания!". Ни дать - ни взять, Людовик 15-й, Король-Солнце...
Но надо признать, манипулирует Пикуль читателем профессионально, интригующе, красочно! Не оторвешься, что называется... Лишь внимательного чтеца озадачивает обычная пикулевская манера: "повествовать" так, как если бы он стоял рядом. И все - в блокнотик дословно.

Главный же посыл книги - ненависть. Ненависть не увлекшегося историка-правдолюбца, а нечто исступленное! К кому? Прежде всего к Николаю 2-му, которого пикуль из всех сил, даже надоедая, представляет ничтожным алкоголиком, лишенным всякого представления о приличиях. Нарочито он Выставляет Гришку Распутина - с тем, чтобы на его фоне показать царя еще ничтожнее! Ну и не только его: достается многим, а духовенству в первую очередь. Приводятся и такие детали - что даже полному профану покажутся полной чушью: вроде того что какой то странник "причащал" монарха, плюя ему в рот!

Ну и разумеется, обычный прием всех "историко-беллетристов" и "исследователей". Это расчет на то, что проверять и искать детали просто-напросто никто не будет.

И такого накала ненависти одной только "руководящей ролью КПСС" не обьяснить.

Нет, такую штуку, воля ваша, не сочинить без бесовской помощи... Уж очень сильные чувства проявляются. Вот оно - самомнение плодовитого беллетриста, помноженное на атеизм с примесью марксизма и даже квасного патриотизма. Давно, впрочем, известно, что занесшийся в эмпиреи атеист - это
БЕСпомощный человек...

П.с. Известно, что когда Пикуль переселился в Ригу, ему там, вскоре после выхода "Нечистой силы" проломили голову. Что же: одобрять - не одобряю, но понять могу.

13 июля 1928 года родился советский писатель, автор исторических романов и повестей Валентин Пикуль.

К 1970-м годам в Советском Союзе полным ходом шел процесс перерождения творческой интеллигенции. Писатели, артисты, художники, чьими предками были рабочие и крестьяне, продолжая создавать по заказу партии идеологически верные произведения, за кулисами с большим удовольствием примеряли на себя образы высокородных дворян, отделенных от плебса высоким происхождением.

В творческих компаниях, куда был открыт вход только избранным, стало модно сожалеть о «России, которую мы потеряли». До выхода этого слогана в открытое общественное пространство оставалось еще более десятилетия, однако те, кто в будущем понесет идею в народные массы, контуженные перестройкой, уже «созрели».

Еще далеко было до канонизации Романовых, но продвинутые советские творцы были уже морально восторгались «невинно убиенным Николаем Романовым, его супругой и детьми». С учетом неоднозначности царской четы, упор в этих «кухонных покаяниях», разумеется, делался на расстрелянных детях.

И вот, в тот момент, когда «подпольная реабилитация» Романовых в творческих кругах набирала обороты, грянул гром.

Не станем думать, что у Николая II не было идеалов. Совершенно непонятно - почему, но этот идеал он обратил в прошлое Руси: император проповедовал при дворе культ своего предка - Алексея Михайловича (ошибочно названного в истории царем «тишайшим»). Зимний дворец бессмысленно копировал угасшее в веках царствование второго Романова! Граф Шереметев, видный знаток боярской старины, выступал в роли режиссера костюмированных балов, которые устраивались с азиатской пышностью. Николай II любил облачаться в древние бармы, а царица играла роль красавицы Натальи Нарышкиной. Придворные в одеждах московских бояр пили, морщась, дедовские меды и говорили: «Редерер все-таки лучше!» Вошли в моду «посиделки боярышень» - девиц и дам высшего общества. Подпевая своему властелину, министры перестраивали служебные кабинеты на манер старинных хором и принимали в них царя, сохраняя при этом неуклюжие формы этикета XVII века… В телефонных аппаратах странно звучали древние славянизмы: понеже, бяше, иже, поелику… Царю же эти спектакли безумно нравились.

«Кровавое царствование - и самое бесцветное»

В эпоху перестройки книги писателя Валентина Пикуля превратились в настоящие бестселлеры. Иной взгляд на русскую историю, далекий от классических советских канонов, вызывал у читателей колоссальный интерес. Но среди романов Пикуля издатели предпочитали стороной обходить тот, который в сильно сокращенном виде в 1979 году был издан под названием «У последней черты». Настоящее же название, данное автором - «Нечистая сила. Политический роман о разложении самодержавия, о тёмных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола; летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями; а также достоверная повесть о жизни и гибели „святого чёрта“ Распутина, возглавлявшего сатанинскую пляску последних „помазанников Божиих“».

Николай II имел в быту репутацию un charmeur (то есть очарователя)… Милый и деликатный полковник, умеющий, когда это надо, скромно постоять в сторонке. Предложит вам сесть, справится о здоровье, раскроет портсигар и скажет: «Пра-ашу вас…»).… Но именно царствование Николая II было самым жестоким и злодейским, недаром же он получил кличку Кровавый. Кровавое царствование - и самое бесцветное. Картину своего правления Николай II обильно забрызгал кровью, но безжизненная кисть царя не отразила на полотне ни одного блика его самодержавной личности.

Всероссийский Гришка

В начале 1970-х годов Пикуль взялся за тему, казалось бы, изученную, но, как ни парадоксально, малоизвестную. Правление последнего русского императора в СССР всегда рассматривалось исключительно сквозь призму деятельности революционеров.

Пикуль отодвинул в сторону эсеров, большевиков, меньшевиков, взявшись за самих Романовых и русскую элиту конца XIX - начала XX века. В отличие от более ранних исторических эпох, этот временной отрезок был запечатлен в воспоминаниях современников, придерживавшихся разных политических взглядов. Из этих свидетельств складывался портрет эпохи разложения великой империи, когда едва ли не главной фигурой в жизни страны стал Григорий Распутин.

«Развратная камарилья, которая в своем придворном инкубаторе вылупила Гришку из церковного яйца, кажется, и сама не ведала, что из него получится. А в притчах Соломоновых сказано: «Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми». Распутин крепко разумел эту библейскую истину.

– А на ча мне перед народцем топтаться? Я и посижу… Лучше уж перед царями встану. От ихнего стола даже помойка жирной бывает. С единой крохи царевой век сытым будешь!..»

Аргументы и факты

Среди претензий, которые будут выдвинуты в адрес Валентина Пикуля в связи с «Нечистой силой», будут обвинений в неисторичности. В действительности все с точностью наоборот - это, наверное, самая документальная книга из всех, что были созданы Пикулем. Библиография авторской рукописи содержит 128 наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний 59 высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства.

В великой империи мощный монарх, умевший держать страну в кулаке, оставляет трон сыну, который и близко не наделен отцовским характером, но пытается копировать манеру его управления. Нарастающий кризис усугубляется наличием у нового императора жены, чью натуру не выносили даже самые близкие люди. Проблемы императрицы толкают ее к мистицизму, поиску мессии, которым для нее становится ловкий крестьянин, любитель выпивки и женского пола Григорий Распутин. Не имеющий образования, но умеющий воздействовать на людей Распутин, начинает умело манипулировать царской четой, становясь для них незаменимой фигурой. И все это на фоне деградации органов государственного управления империей, неумения монарха идти по пути своевременных реформ.

Валентин Пикуль в данном романе не стал придумывать ничего. Он просто принес зеркало, в котором отразил все состояние времен правления последнего императора. Оно никак не вписывалось в лубочную картину, которая в этот же период создавалась на кухнях советских творцов, «заболевших» «потерянной Россией».

«За Распутина со мною расправятся»

Простить этого писателю не могли. Произведение создавалось в 1972-1975 годах, и уже тогда Пикуль столкнулся с угрозами.

«У этого романа очень странная и чересчур сложная судьба, - писал сам автор, - Помню, я еще не приступал к написанию этой книги, как уже тогда начал получать грязные анонимки, предупреждавшие меня, что за Распутина со мною расправятся. Угрожатели писали, что ты, мол, пиши о чем угодно, но только не трогай Григория Распутина и его лучших друзей».

Пикуля за «Нечистую силу» были с двух сторон - угрозы почитателей императорской семьи с «творческих кухонь» соединялись с недовольством главного партийного идеолога Михаила Суслова. Последний рассмотрел, и, наверное, небезосновательно, в неприглядных картинах из жизни царского окружения, параллели с деградацией партноменклатуры эпохи Леонида Брежнева.

«Прошло много лет, вокруг моего романа и моего имени сложился вакуум зловещей тишины - меня попросту замалчивали и не печатали. Между тем историки иногда говорили мне: не понимаем, за что тебя били? Ведь ты не открыл ничего нового, все, что описано тобою в романе, было опубликовано в советской печати еще в двадцатые годы…», - признавался Валентин Пикуль.

Писатель, ушедший из жизни летом 1990 года, успел увидеть первые публикации полной версии «Нечистой силы». Он, однако, не догадывался, что спустя несколько лет на книгу о Распутине и Романовых будет объявлено негласное табу.

Неудобная правда

Канонизация императорской семьи превратила «Нечистую силу» в глазах определенной части публики в нечто кощунственное. При этом сами иерархи церкви отмечали, что Романовых канонизируют за мученическую смерть, а не за образ жизни, который они вели.

Но выходцы с тех самых кухонь» творцов 1970-х» готовы объявить войну любому, кто посмеет приставить зеркало к последним Романовым.

Народный артист РСФСР Николай Губенко, поставивший в 2017 году «Нечистую силу» в театре «Содружество актеров Таганки», собрал аншлаги и обвинения в клевете на императорскую семью.

Как и в случае с романом, те, кто обвиняет авторов спектакля, игнорируют главное - в его основе лежат исключительно свидетельства и документы эпохи.

«Помазанники божьи» деградировали уже настолько, что ненормальное присутствие Распутина при своих «высоконареченных» особах они расценивали как нормальное явление самодержавного быта. Иногда мне даже кажется, что Распутин в какой-то степени был для Романовых своеобразным наркотиком. Он стал необходим для Николая II и Александры Федоровны точно так же, как пьянице нужен стакан водки, как наркоману потребно регулярное впрыскивание наркотика под кожу… Тогда они оживают, тогда глаза их снова блестят!

В спектакле, поставленном Губенко, есть очень яркий момент - на фоне кадров «лихих 90-х» скрипят по сцене сапоги невидимого, но присутствующего здесь Гришки Распутина.

Он и сейчас незримо скалится из-за плеча тех, кто вместо правды об эпохе Николая II создает лживую картину всеобщей благодати. Картину, которая может привести только к одному - новому повторению исторических ошибок, к новой масштабной катастрофе России.

Не было «России, которую мы потеряли». Она уничтожила себя сама, уверял Пикуль в своем лучшем романе.