Существительные имеющие формы единственного числа примеры. Современный русский язык

Категория числа имени существительного – выражение противопоставления одного предмета, явления раздельному множеству тех же предметов, явлений: дом – дома, песня – песни, крик – крики, путешествие – путешествия и т.д. Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам и выражает значение либо единственного числа (один предмет: дом, лампа, село), либо множественного (несколько тех же предметов: дома, лампы, сёла). Это проявляется в противопоставлении падежных окончаний единственного/множественного чисел. Кр
оме того, форма множественного числа может образовываться от формы единственного числа: а) при помощи суффикса: колос – колос-j-a; брат – брат-j-a; б) заменой суффикса: котёнок – котята, цыплёнок – цыплята; в) изменением места ударения: рукá –рукú, ногá – ноги, век – векá и т д.; г) чередованием звуков: друг – друзья; д) супплетивным способом: ребенок – дети, человек – люди.
Категория числа тесно связана с внеязыковой действительностью и отражает реальные отношения между предметами, существующими в ней. Если предметы, явления в объективной действительности имеют противопоставление: один – два и более таких же предметов, то и обозначающие их существительные (конкретные существительные) имеют соотносительные формы единственного/множественного чисел (дом – дома, тетрадь – тетради, чувство – чувства). Исключение составляет только группа конкретных существительных, которые называют предметы, содержащи
две (и более) одинаковые части: ножницы, сани, ворота, брюки, шорты, а также некоторые конкретные существительные, называющие отрезки времени: каникулы, сутки и пр. У этих существительных, имеющих только форму множественного числа, противопоставление один – несколько выражается сочетанием их с количественными числительными: "одни ножницы"– "пять ножниц", "одни сутки "–"трое суток" и т.д. Однако существуют такие предметы, явления, которые счету не поддаются и не имеют противопоставления один – несколько, соответственно существуют и сущ.
, имеющие форму лишь одного числа – единственного или множественного.
Ед. число:





13) Использование форм единственного числа существительных, изменяющихся по числам. Использование форм множественного числа конкретных существительных. Использование формы множественного числа существительных, не изменяющихся по числам. Ошибочное употребление формы множественного числа.

Использование формы единственного числа существительных, изменяющихся по числам
Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться". Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции.
Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов.
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки; "Дом игрушки". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку"– "Присутствующие подняли руки".

Использование формы множественного числа существительных, изменяющихся по числам

Иногда форма множественного числа конкретных существительных может обозначать не множество предметов, лиц, а один предмет, одно лицо. Такие случаи использования формы множественного числа свойственны эмоциональному, разговорному стилю речи. Поэтому в письменных текстах они возникают при необходимости воспроизвести экспрессию непосредственной устной речи.

Существительные, имеющие форму только единственного числа (singularia tantum)

К ним принадлежат существительные:
1. Вещественные: аспирин, железо, кожа, молоко, пемоксоль, ртуть, целлофан, халва и др. Они обозначают вещество, которое может быть измерено ("килограмм крупы", "пакет молока", "лоскут кожи"), но счету не подлежит.
2. Собирательные: молодежь, мошкара, охрана (люди), паства, периодика, продукция, казачество, сырье, техника (машины) и т.д.
3. Отвлеченные: бездуховность, веселье, волейбол, горе, детство, желтизна, загрязнение, коммуникабельность, краснота, музыка, обязаловка, плаванье, прохлада, смятение, тьма, туфта, химизация.
4. Собственные: географические наименования: Енисей, Монблан, Санкт-Петербург, имена: Сквозник-Дмухановский, Хлестаков, Чацкий, Ньютон, Бисмарк, Чайковский; названия художественных произведений: "Преступление и наказание", "Шинель" и т.д.

Существительные, имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum)

К ним принадлежат некоторые существительные:
1. Вещественные: дрожжи, духú, опилки, ошметки, помои, сливки.
2. Собирательные: деньги, джунгли, промтовары, хлопья.
3. Отвлеченные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; состояния природы: заморозки, сумерки.
4. Собственные: Альпы, Будейовицы, Васюки, Жигули, Холмогоры.
Изменяемость или неизменяемость существительного по числам тесно связана с многозначностью. Слово, имеющее несколько значений, в каждом из своих значений может по-разному относиться к категории числа в зависимости от того, какое явление действительности им обозначается. Так, существительное зерно, по данным словаря Ожегова (13-е изд.), имеет значения: 1. Плод, семя злаков; 2. собир. Семена хлебных злаков; 3. Небольшой предмет, частица чего-н.; 4. перен. Ядро, зародыш чего-н., книжн. Примеры словаря, иллюстрирующие эти значения, показывают, как меняется отношение существительного к категории числа: 1. – "Ржаное зерно", "кофе в зернах"– существительное конкретное, изменяется по числам. 2 – "Хлеб в зерне"– собирательное существительное, имеет только форму единственного числа. 3. – "Жемчужное зерно", "зерна крахмала"– в этом значении слово имеет как единственное, так и множественное число: существительное конкретное. 4. – "Зерно истины"– существительное отвлеченное, имеет только единственное число.

Ошибочное употребление формы множественного числа существительных

Ошибочными, неудачными следует считать те случаи нетрадиционного употребления формы множественного числа отвлеченных и вещественных имен существительных, когда появление их не мотивировано изменением лексического значения слова, когда не возникает в тексте дополнительный экспрессивный оттенок (который форма множественного числа выражает сама по себе). Так, представляются неудачными примеры типа: "подкрепления интервентам"– так была названа небольшая заметка в "Вечерней Москве", написанная в годы войны во Вьетнаме, где сообщалось о намерении американского правительства увеличить численность войск США в Южном Вьетнаме. Конкретизации лексического значения здесь не предполагалось, следовательно, нужно было употребить форму единственного числа подкрепление. Или в информации об открытии чемпионата мира по футболу в Мексике: "Кто только и что только не высказывает относительно исходов чемпионата! К делу подключили даже электронно-вычислительную машину" (Пр. 1970. 1 апр.). Очевидно, что и в данном случае при множестве высказанных мнений исход чемпионата может быть только один. Поэтому уместнее была бы форма единственного числа; "относительно исхода чемпионата". Совсем уж неудачным можно считать использование формы множественного числа существительного поверхность в следующем примере: "Первым летчиком-инструктором стал Николай Николаевич Новиков, ныне кандидат технических наук, преподаватель Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учил он нас всерьез, заставлял не скользить по поверхностям, а проникать в суть явлений" (Ав. и косм. 1968. № 11). Автор употребляет устойчивое словосочетание скользить по поверхности, заменив в нем форму единственного числа на форму множественного (может быть, под влиянием формы числа существительного в синонимичных фразеологизмах "скользить по верхам", "нахвататься верхов"). Форма множественного числа приводит к непреднамеренной конкретизации значения, отвлеченному (в составе фразеологизма) существительному возвращается его прямое значение: "поверхность – наружная сторона чего-либо". В результате возникает двусмысленность, вызывающая нежелательный в этом случае иронический эффект.

Одушевленные и неодушевленные

В значительной мере понятия "одушевленный", "неодушевленный" совпадают с бытовым представлением о живом и неживом. Так, названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых (и мифологических живых существ – кентавр, циклоп, аргус и т.д.) грамматика относит к одушевленным существительным; названия предметов, явлений, процессов, событий и т.п. в подавляющем большинстве случаев принадлежат к неодушевленным существительным. Грамматический смысл и основание этого деления состоят в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных одного типа склонения разные формы в винительном падеже множественного числа. У первых она совпадает с формой родительного: "увидел друзей (= нет друзей), знакомых девушек (= нет знакомых девушек), странных животных (= нет животных)" (у слов мужского рода не на -а/-я это совпадение есть и в единственном числе: "увидел брата" (= нет брата). У вторых форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного: "увидел новые дома, школы, здания (= дома, шкалы, здания построены)"(в единственном числе различие между одушевленными и неодушевленными существительными проявляется лишь у слов мужского рода не на -а/-я).

Исключений, нарушающих указанную закономерность, очень немного. К ним относятся: 1) названия шахматных и карточных фигур (являются одушевленными): "побить валета", "подставить ферзя под удар"; 2) существительные мертвец, мертвый, покойник, умерший, утопленник, удавленник (являются одушевленными в отличие от слова труп); 3) существительное кукла, традиционно относимое к одушевленным (подробнее о нем см. ниже), а также существительные марионетка, петрушка (разновидности кукол).
Двумя формами винительного падежа обладают названия микроорганизмов и зародышей: бактерия, бацилла, амеба, эмбрион, криль, зародыш, личинка. В общелитературном употреблении это слова неодушевленные.
Все, что до сих пор говорилось о семантике существительных и связанной с ней формой винительного падежа, относилось к прямым значениям слов. Однако тесная связь понятий "реально живое"– "одушевленное", "реально неживое"– "неодушевленное" обнаруживается и при переносном использовании слов. Так, неодушевленные (в прямом значении) существительные переходят в разряд одушевленных в тех переносных значениях, когда они обозначают живое существо. Ср.: "Бесков собирает звезд" (Моск. нов. 1981. 2 авг.); "Слали самолетами лекарства, приглашали медицинских светил" (Комс. пр. 1989. 3 июня).
Исключение составляют лишь слова, образующие именные азеологизмы модели прилагательное + существительное: голова садовая (светлая голова и т.п.), гроб повапленный, отрезанный ломоть, широкая натура и т.п. Для винительного падежа существительных в этих фразеологизмах наиболее характерна форма, совпадающая с формой именительного. Например: "Самую младшую дочь ожидала та же участь, т.е. лет шестнадцати выйти за какой-нибудь гроб повапленный" (Г.Усп.);
Что же касается существительных, в прямом значении называющих живое существо, то подавляющее большинство их при переносном употреблении для обозначения неживого предмета тоже меняют свой разряд, т.е. становятся неодушевленными. Форму винительного падежа, совпадающую с формой именительного, имеют существительные в переносном значении, которое служит названием органов печати, предприятий, спортивных команд, обществ, спортивных фигур, механизмов, приспособлений, современных игр, наборов для детей и т.д.
Некоторые же разряды существительных, которые используются переносно применительно к неживому предмету, сохраняют в переносном употреблении морфологические свойства своего прямого значения, т.е. одушевленность. К ним относятся: 1) названия предметов, изображающих живое существо; игрушек, спортивных снарядов, фигур, предметов в играх, предметов украшения, призов, наград, (обычно в составе словосочетания), скульптурных изображений 2) названия традиционных игр в форме единственного числа: "играть в козла, в петуха, в короля, в подкидного дурака", "играть в чижика". (Названия же современных игр, наборов для игр и т.п., а также названия традиционных игр, но в форме множественного числа являются существительными неодушевленными: "поиграть в эрудит", "играть в солдатики, в казаки-разбойники, в дочки-матери" и т.д.); 3) названия литературных, музыкальных и т.д. произведений 4) названия животных, птиц, рыб и т.д. 5) наименования судов (в беспредложном употреблении) 6) названия присваиваемого чина, присуждаемого ордена (разговорно): "присвоить лейтенанта", "дать Александра Невского"; 7) существительные на -тель со значением того, чтó производит действие или предназначено для осуществления действия, названного мотивирующим словом 8) слово персонаж во множественном числе (литературная норма допускает и винительный неодушевленности)
Перечисленные категории существительных, сохраняющих одушевленность при обозначении неживого предмета, представляют собой слова, которые являются названием чего-либо, т.е. имеют номинативную функцию. Однако как одушевленные употребляются и те существительные, которые выступают не в номинативной функции, служат образной характеристикой предметов, фигуральным обозначением их роли, состояния, положения и т.д. Используя выразительное средство, приписывающее неживому предмету признаки, действия и т.д. живого существа ("машина вернулась", "победить Властелина Неба", "суда бились" и т.д.), относясь к неживому предмету как к живому ("обижать зеленого друга"), авторы приведенных (и подобных им) контекстов логично, закономерно используют винительный падеж одушевленности.

Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. Например: "Дни Турбиных" (М.Булг.); "Два капитана" (Кав.) (отношение к слову в словосочетании); "В каюте сонно и полумрак" (Пауст.) (отношение к Предложению в целом).
Значение падежных форм сложно. Оно зависит и от характера грамматической связи между данной падежной формой и подчиняющим словом (управление, примыкание или согласование; последнее бывает в приложении), и от лексических значений слова подчиняющего и подчиняемого (т.е. данной падежной формы), и от семантики предлога.

Именительный падеж. Центральными для него являются значения субъектное, отражающееся в подлежащем, в назывных предложениях, и определительное, отражающееся в именной части сказуемого и в приложении. Например: "Весна в этом году выдалась ровная" (Купр.); "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (Бл.) (субъектное); "Будь я подлец и анафема, если я сяду еще когда-нибудь с этой севрюгой" (Ч.); "Чижа захлопнула злодейка западня" (Крыл.) (определительное). Кроме того, именительный падеж часто выступает как обращение: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б.Ок.); "О, город Ершалаим! Чего только не услышишь о нем" (М.Булг.).

Родительный падеж. Центральные значения его – определительное, объектное и субъектное. Определительное значение реализуется при указании на отнесенность, принадлежность предмета другому предмету, лицу, при указании на предмет, порождающий что-либо, на предметы, лица, являющиеся источником чего-либо: "Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые" (Б.Ок.); "Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо" (П.); при указании на свойство, качество кого или чего-либо: "судья международной категории", "человек дела", "Страна березового ситца" (Ес.); "край непуганых идиотов" (И. и П.). Объектное значение типично для словосочетания с отглагольными существительными, с существительными, обозначающими действие, процесс: "Мое открытие Америки" (Маяк.); "штурм космоса", "презентация фильма". Оно обнаруживается и при выражении количественных отношений: "кусок сыру", "литр молока", "А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу" (Чук.). Объектное значение реализуется и при выражении прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием: "давно не получаю писем", "Не обещайте деве юной любови вечной на земле" (Б.Ок.); при указании на объект, которого лишаются, опасаются: "лишиться поддержки (помощи)", "бояться темноты", "страшиться опасности (попреков)". Субъектное значение выступает в словосочетаниях, содержащих указание на лицо, предмет, производящие действие: "Приезд отца к сыну" (название повести Э.Г. Казакевича); "Явление героя" (название главы из романа "Мастер и Маргарита"). Субъектное значение родительного падежа может обнаружиться и не в составе словосочетания: "Эй, вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врагов на диспут, – Бога нет!" (И. и П.); "Нарзану нету", – ответила женщина и почему-то обиделась" (М.Булг.).

Дательный падеж. Основными значениями дательного падежа являются значения объектное и субъектное. Объектное значение реализуется при указании на лицо или предмет, на который направлено, в интересах которого или в ущерб которому совершается действие: "писать другу", "содействовать успеху", "вредить здоровью"; "И когда он крикнет всему свету, это он не о вас–о себе" (Б.Ок.). Дательный объектного значения используется также при указании на лицо или предмет, для которого предназначено, которому адресовано и т.д. что-либо

Основным для винительного падежа является объектное значение: винительный падеж без предлога обозначает лицо или предмет, полностью и непосредственно охваченный действием, предмет или лицо, к которому обращено чье-либо отношение, чьи-либо чувства: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие..." (Гог.); Широко используется винительный падеж в обстоятельственном значении, указывая на временные границы, количество, меру, величину и т.д. чего-либо: "пробежать километр", "стоит миллион";

Основные значения творительного падежа – объектное и определительное. Объектное значение выступает при указании на орудие или объект действия, испытываемых чувств; "резать ножом", "топить дровами", "восхищаться успехами", "наслаждаться музыкой". Определительное значение выступает при использовании творительного падежа в качестве сказуемого: "Он хочет быть летчиком", "Он здесь директором".

Предложный падеж (используемый всегда с предлогом) имеет объектное значение: "думать о своем будущем", "рассуждать о высоких материях" и значение обстоятельственное при обозначении места, времени, состояния и т.д.: "Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо" (Б.Ок.); "В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, Запружена" (П.); "...В мольбах и гаданьях проведший весь век" (П.).

Наблюдение слов-предметов (имён существительных), которые имеют форму множественного числа, а называют один предмет: брюки, очки, ножницы, ворота и др. Наблюдение слов-предметов (имен существительных), которые имеют форму единственного числа, а называют много предметов: детвора, пшеница, виноград и др. Беседа о заимствованных, в основном из французского языка, словах {пальто, купе, шоссе, жюри и др.).
Составление предложений со словами, имеющими только одну форму числа, наблюдение согласования глагола с этими словами {ворота скрипят, детвора веселится). Беседа о том, как можно узнать, об одном или нескольких предметах идёт речь в предложении (Ножницы продаются в универмаге. В руках у портнихи блестят ножницы).

1. Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа.

Вместе с детьми называем картинки, размещённые вокруг слова они (брюки, таблетки, клубок, чалма, ягоды, телефон, консервы, носилки, перчатки, часы; по мере называния, учительница заменяет картинку словом или ставит слово под ней - в зависимсти от того, как читают её ученки). Устанавливаем связь слова они со словами – названиями картинок и проводим линии от слова к соответствующей картинке. При этом обращаем внимание на то, один или несколько предметов называет данное слово.

В ходе работы ученики убедятся в том, что есть слова, которые можно заменить словом они , (т. е. слова стоят во множественном числе), но называют эти слова только один предмет (брюки, часы, клещи, консервы ). После первого же встретившегося такого слова сделаем вместе с учениками вывод: слово стоит во множественном числе, а называет один предмет. Этот вывод мы будем повторять каждый раз, встречаясь с этим явлением.

— Повторите, пожалуйста, ещё раз все слова, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки.
— А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает число слова и число предметов?

После этого попросим учеников назвать инструменты (появляются изображения тисков, клещей, маникюрных ножниц, кусачек, щипцов). Читающие дети могут прочитать их названия. Рассматриваем слова, определяем их число и обводим квадратиком окончания -и, -ы. Затем начинаем изменять число.

С активной помощью учительницы ученики подбирают к каждому слову определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слова в форму единственного числа (удобные клещи – удобный клещ, удобная клеща ). Не получается! Так не говорят.

– Подумайте, ребята, что общее у всех этих предметов, и у очков и брюк тоже. (Они состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать отдельно друг от друга).

– Может быть в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете?

После того, как дети выскажут свои соображения, появится Незнайка и заявит, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке.

Вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет может быть и один, но слово стоит во множественном числе .

2. Знакомство со словами, не имеющими формы множественного числа.

Работаем со словами типа море, кофе, сердце, молоко, озеро, пальто, кино, кашне.

Поможем ученикам увидеть, что на конце этих слов стоят буквы -о,- е , и их можно заменить словом оно . Затем подбираем к ним слова-признаки и пробуем изменить число: синее море – синие моря (учительница помогает ученикам очень чётко произносить окончания слов), тёплое пальто – тёплые польты . Возможно, в классе есть ученики, которые уже знают, что нельзя говорить польты , следовательно, нужно сказать тёплые пальто . Слово пальто нельзя поставить во множественное число.

В ходе дальнейшей работы убедимся в том, что слова купе и кино тоже не имеют множественного числа. Эти слова и многие другие слова, скажет учительница, пришли к нам из других языков и продолжают жить по законам их грамматики.

Но есть и русские слова, которые не изменяются по числам. Вспомним названия ягод: малина, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусника, вишня и др. Составим с ними словосочетания и попытаемся изменить число: сладкая малина – сладкие малины и т. д.

В беседе выяснится, что эти слова не употребляются во множественном числе, кроме, разве только, слова вишня - вишни по аналогии с яблоками, сливами, грушами и др.

Далее попросим учеников от названий животных образовать название их мяса: баран – баранина, свинья – свинина, корова – говядина (потому что на Руси в древние времена корова именовалась говядо ), индюк - индюшатина, заяц - зайчатина и т. д.

Можно объединить детей в группы по 2-4 человека и дать карточки, на которых изображены одно-два животных. Под каждой картинкой начерчена схема, в которой кружков больше, меньше или столько же, сколько звуков в названии мяса этого животного. Ученики впишут в эти схемы заданные буквы, например, только согласные или второй гласный и два последних согласных.

Совместными усилиями составим словосочетания с образованными словами и попытаемся изменить число: молодая баранина – молодые баранины. Эти слова тоже не употребляются во множественном числе.

Здесь будет интересно порассуждать о том, что практически от названия любого жтвотного можно образовать название его мяса, но почему-то в русском лексиконе нет слов лисятина, бурундучатина, суслятина, воронятина и пр. Почему?

3. Упражнения в соотнесении числа слова и количества предметов, названных этим словом.

Учительница предлагает ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножницы. В руке портнихи блестят ножницы . Сравнивая их, обращаем внимание на число слова-действия и предмета, который это действие выполняет. Однако в первом предложении речь идёт о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором предложении – об одно предмета, который находится в руках портнихи.

Далее сравним ещё три – четыре пары предложений (например, Брюки лежали на полках ровными стопками. Брюки порвались в четырёх местах. Самая крупная клюква украсила середину пирожного. Спелая клюква краснела на болотных кочках. Очки закрывали половину Таниного лица. Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.) , повторим и дополним сделанный детьми чуть ранее вывод: число мы определяем у слова, не зависимо от того, сколько предметов это слово называет; а если этот предмет что-то делает, то и слово-действие стоит в таком же числе, что и существительное.

  1. Тест по теме

Что такое единственное число существительных?

Единственное число существительных – это грамматический признак, указывающий на единичность называемого предмета, то есть на то, что называемый предмет представлен в количестве одного.

Примеры существительных в единственном числе: мама, дедушка, исполнительница, солнце, река, груша, сметана, решение, гроза, Лондон, Москва .

Особенности единственного числа существительных

В русском языке для большинства существительных категория числа является словоизменительной – они имеют формы как единственного, так и множественного числа (квартира – квартиры, кольцо – кольца, врач – врачи) . Однако существует два других класса слов, для которых категория числа выступает несловоизменительным признаком – это существительные, не имеющие единственного числа, а также существительные, у которых есть только форма единственного числа (они употребляются только в единственном числе).

К существительным, которые употребляются только в единственном числе, относятся следующие группы слов по значению:

  • Собственные (Париж, Китай, Дунай, Сатурн) .
  • Отвлеченные, абстрактные (свежесть, жадность, добро, зло) ;
  • Собирательные (белье, листва, человечество, ребятня) ;
  • Вещественные (олово, молоко, кислород, ячмень) ;
  • Названия состояний и действий (горение, ходьба, одобрение, скука) .