Дисциплины обеспечивающие более углубленное изучение предметов называются. Углубленное изучение отдельных предметов как инновационная деятельность образовательного учреждения

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255"О введении федеральных государственных образовательных стандартов" переход на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования осуществляется поэтапно: в 5-х классах – с 2012/13 уч. г., в 10-х классах – с 2013/14 уч. г.

Если образовательная организация (далее – ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее – Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10–11-х классах.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10–11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждая ОО вправе формировать собственный учебный план. Приказом № 1312 утверждены примерные учебные планы для некоторых профилей, которые определяют число недельных часов, отведенных на обучение по профильным предметам.

Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее – ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

При этом ФГОС не регламентирует количество часов по учебному предмету. Определены только обязательные предметные области, минимальный и максимальный объем часов учебного плана. Поэтому ОО вправе распределять количество часов по обязательным предметам самостоятельно. На основании:

    п. 19.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС С(П)ОО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

Учебный план конкретной ОО как раздел ООП разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной ООП. Утверждение ООП и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом ОО.

Как известно,в этом учебном году в школах введено профильное обучение. В связи с этим у работников образования возникает очень вопросов, ответить на которые мы попросили директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Б. А. Альмухамбетова.

Вопросы задают редактор журнала «Коллеги»Людмила Мананникова, учителя школы-гимназии им. Абая с. Узынагаш Алматинской области: З. М. Абеуова, Г. М. Суртаева, К. Б. Омарова,Э. Т. Вильданова ичитатели журнала.

- Каким образомбудет осуществляться профильная дифференциация в школах?

Она может осуществляться двумя путями. В первом случаебудут вноситься коррективыв учебные планы для отдельных классов в обычных в массовых общеобразовательных школах. Во втором -изменятсяструктуры уже существующих школ, будут создаваться новые модели учебных заведений.

- А зачем вообщезаварили весь этот сыр-бор с профильным обучением? Ведь у нас уже существуют гимназии,лицеи, классы с углубленным изучением предметов?

На сегодняшний день у данных учебных заведений много проблем. Отсутствует нормативно-правовая база перехода на профильное обучение. Нет критериев оценки знаний (особенно в связи с введением ЕНТ). Слабое учебно-методическоеобеспечение. Недостатокучителей, подготовленных для преподавания профильных предметов и многое другое.

- А не зачахнут ли профессиональные школы и колледжипри внедрении новой системы образования?

Ни в коем случае! Напротив, здесь предполагается более тесноевзаимодействие школы (особенно ее старшей ступени) с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Планируется отработка вариантов взаимодействия образовательных учреждений: «школа-школа, школа-УПК, школа- ПУ, школа-ПЛ, школа-колледж, школа-техникум, школа-вуз».

- Насколько выгодно профильное обучение самим учащимся? Раньше «средний» ученик получал среднее образование и после окончания школы шел, куда ему нравилось: в профессиональную школу, в вуз… А сейчас ребенок сидит в гуманитарном классе (так уж получилось),и учителя забивают ему голову ямбами и хореями, который ему вовсе не нужны.

Думаю, что ситуация, когда ребенок сидит в гуманитарном классе, потому что «так получилось» - издержки переходного периода. На самом деле, профильное обучение работаетв первую очередь на ученика. Сегодня у учащегося наоборот появляется выбор. Он выбирает, куда ему идти -в «физики» или в «лирики», причем даннаясистема обучения удачно сочетает интересы иличности, и общества. Выйдя из школы, ученик уже не будетметаться по жизни, как слепой котенок, он твердо будет знать, чем ему заниматься, будет менее болезненно адаптироваться к взрослой жизни.

- С какого возраста ребенок должен определить, кем ему быть?

Сделать это надо как можно раньше – на I , ІІ ступенях обучения. Практическина всех ступенях основной школы должна осуществляться предпрофильная подготовка учащихся. Ее главная задача – формировать у школьников ценностное отношение к труду, выявлятьих интересы, склонности и способности, формировать практический опыт, готовить ребятк выбору профиля обучения в старшей школе.

-А как школы определят свой профиль?

Не с бухты-барахты. Здесь желательно провеститестирование с учетом психолого-педагогической диагностики, выслушать пожелания родителей детей, изучить потребности рынка труда.

- А что делать учащимся, которыеодинаково успевают по всем предметам и пока не хотят специализироватьсяв чем-то конкретном?

Для нихбудут сохранены универсальные школы - школы для детей со средними способностями, уровень знаний которых одинаково равный. Тех, чтоне хотят делать выбор, но желают поддерживать свои знания на довольно высоком равномерном уровне.

- А не произойдет ли у нас распределение детей в профильные классы начальственно-принудительным методом?И кто будет нести за нарушение правил ответственность?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. При этом безусловным остается выполнение закона о бесплатности и доступности среднего общего образования.

Для того чтобы попасть в выбранный профильный класс, школьнику необходимо будет пройти конкурс. Во время конкурса станут учитываться результаты итоговой аттестации и портфолио ученика: индивидуальные учебные достижения, дипломы олимпиад, конкурсов, сертификаты и т.д.

Ответственность за реализацию этого права граждан несут учредители образовательных учреждений - местные органы и департаменты образования. Ониготовят для свободного выбора учащихся «образовательную карту района». Она должна соответствовать интересам школы, а также готовитьвыпускников не для «биржи», а для «рынка труда».

- Новые программы и учебники и по русскому языку, и по физике-математике – довольно сложные. Они явились сюрпризом и для учеников, и для учителей. Даже больше скажем: впервые многие учителя взяли программы в руки перед 1 сентября. А ведь нужно было заранее собрать учителей, отправить их на соответствующие курсы. На августовских конференциях учителяммало оказывалось методической помощи. Как быть учителю, который не готов к профильному обучению, сталкивается с ним первый раз в жизни?Что должен знать и уметь учитель, чтобы смело работать в классах с профильным обучением? Кто имеет право работать по этой программе?

- Конечно же, профильное обучение может состояться только при наличии высококвалифицированных кадров. Прежде всего, учитель должен пройти курсы по переподготовке кадров иполучить соответствующий сертификат. Обучение это должно проводиться на плановой основе.

Обучившись,преподаватели должны четко для себя представлять:

Ø изменение содержания образования в профильных классах;

Ø изменение технологии обучения;

Ø нормативно-правовое обеспечение профильного обучения;

Ø критерии оценки профильной подготовки, методику психолого-педагогической диагностики;

Ø итоговую аттестацию в системе профильного обучения – ЕНТ;

Ø полное учебно-методическое обеспечение и работу со средствами обучения (например, аудиовизуальными), а также со специализированными техническими средствами.

Особая роль в обучении учителей принадлежит педагогическим вузам,колледжам и системе повышения квалификации педагогических кадров . Кроме того, учитель должен помимокомплекта программ и учебников иметь книги для учащихся и учителей, специальный комплект средств обучения, в который входят аудиовизуальные и информационные средства.

- В структуреосновной и старшей ступени школы заложены два компонента содержания образования: базисный (инвариантный) и школьный (вариативный). Какая между ними разница?

Инвариантная часть приобщаетучащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует у учащихся личностные качества. Вариативная часть - индивидуальный характер развития школьников. При нейучитываются их личностные особенности, интересы и склонности.

- Чем отличаются элективная и селективная системы дифференциации?

Элективная система предусматривает свободный набор учебных предметов для их изучения на базе ряда обязательных предметов (инвариантного ядра образования). Здесь гибкая модель состава класса, предметы по выбору, факультативные занятия и кружки по интересам и так далее. Элективная система осуществляетсяи по жесткой модели, которая строится не только согласно интересам и склонностям учащихся, но и учитывает проектируемую профессию (профильные классы, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

Селективная система дифференциации предусматривает разделение учащихся на старшей ступени обучения. П осле окончания единой общеобразовательной ступени они выбирают те или иных направления обучения . Здесь особенно учитывается проектируемая профессия (профильные классы для углубленного изучения того или иного предмета, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

- Чем отличается углубленное профильное обучение от расширенного?

Углубленное профильное обучение – этоуглубленное изучение привычных школьных предметов и соответствующих им элективных курсов. Расширенное профильное обучение – изучение дисциплин (в т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы привычных школьных предметов. В свою очередь профильное обучение можно разделить на три типа.

Индивидуальный тип обеспечивает реализацию учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное или дополнительное образование. Здесь набор изучаемых профильных и элективных курсов может быть случайным, определяемым исключительно склонностями учащихся. При реализации этого типа профильного обучения не требуется разработка программ профильного обучения и сертификация учителей общеобразовательных учреждений. Индивидуальные учебные планы учащихся разрабатываются на школьном уровне и не требуют согласования на вышестоящем уровне.

Социализирующий тип направлен на улучшение коммуникационных и адаптивных возможностей учеников (изучение языка, культуры, морали, права и др.) или подготовку их непосредственно к трудовой деятельности (знания рынка труда, технология, экономика и предпринимательство, фермерство), профессиональную подготовку к работе в учреждениях сферы обслуживания или в сельском хозяйстве, либо специальную подготовку к получению начального или среднего профессионального образования. Программы социализирующих профилей разрабатываются на региональном уровне, на этом же уровне производится сертификация учителей и образовательных учреждений.

Педвузовский (академический) тип направлен на реализацию преемственности в звене «школа-вуз». Он ликвидирует разрыв между конечным уровнем подготовки учащихся по предметам в школе и требованиями к начальному уровню знаний для успешного обучения в вузах.

- А какие конкретно могут быть профили? Естественно-математический и гуманитарный или есть еще какие-нибудь?

Профилей много – на любой вкус. Естественно-математический (физика, химия, математика), биолого-экологический, историко-географический, гуманитарный (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовой, лингвострановедческий, информационно-технологический, инженерно-технологический, агротехнологический, медицинский и художественный.

Возможны и такие предвузовские профили:технологические (агротехнологический и информационно-технологический), естественно-научные (физика, химия, математика), биолого- экологические, лингвострановедческие, экономико-правовые, медицинские, педагогические, историко-политологические, культурологические, спортивные, военные.

- Кто разрабатывает п рограммы предвузовских профилей? Что в них входит?

Программыразрабатывают работники школьного образования вместе с учеными-педагогами,представителями вузов.

В них входятначальные требования к учащимся 9(10) классов для вхождения в профиль (предпрофильная подготовка); содержание профильного обучения в 10-11(11-12) классах и конечные результаты - для завершения профильного обучения и поступления в вуз.

Причем с ертификацию учителей и общеобразовательных учреждений, реализующих предвузовские профили, осуществляют уполномоченные вузы и региональные органы управления образованияпод контролем Министерства образования и науки.

- Так что, ученику, который отправится изучать естественно-математический цикл, Пушкин и Абай уже ни к чему, а «гуманитарщик» может забыть о теореме Пифагора?

Нет, каждый из учебных планов будетвключать в себя предметы двух блоков: общеобразовательные (непрофилирующие) и профилирующие предметы.Вообще я хочу предупредить, чтопри внесении изменений в структуру и содержание деятельности школ,необходимо проявлятьмаксимальную осторожность. В начальной и основной школе, например, следуетбольше внимания уделять общенаучной и общекультурной подготовке учащихся. Ведь при переходе к системе непрерывного образования возрастает роль общего образования. Учащийся должен развивать познавательные способности, самостоятельность, приобрести общие учебные умения и навыки – без этого все последующие этапы непрерывного образования малоэффективны.

А вот на старшей ступени можно использовать уже вариативные программы и учебники, новые учебные курсы. Очень важно при построении учебных планов профильного обучения ставить во главу угла актуальные проблемы школы: заботиться о сохранении здоровья учащихся, нормализоватьучебную нагрузку, повышать качество обучения.

- Говорят, в России при построении базисных учебных планов ориентируются на соблюдение «Гигиенических требований к условиям обучения школьников»?

Да, и согласно этим санитарно- гигиеническим нормам максимальные объемы учебной нагрузки по классам следующие: 1 класс - 4 часа, 2-6 классы - 5 часов, 7-11(12) классы - 6 часов. При этом 1-6 классы могут быть ориентированы на 5-дневную, а среднее и старшее звено 7-11 (12) классы - на 6-дневную учебную неделю.

В содержании профильного обучения базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент составляет 65% учебной нагрузки, профильный компонент (специальные курсы, изучаемые по выбору на углубленном уровне 25%), а элективный компонент - 10%.

Следовательно, на профильное обучение предполагается отводить 35% учебной нагрузки. При этом недельная нагрузка составляет 22 часа для базового компонента, 14 часов для профильного, в том числе и для элективных курсов. Консультации и индивидуальная работа со школьниками в рамках профиля могут проводиться за счет ученического компонента учебного плана - 2 часа в неделю.

- Новые учебники по русской литературе для 10-х классов с казахским языком обучениянам понравились. Раньше дети только поверхностно знакомились с большими русскими поэтами, сейчас они подробно изучают творчествоПушкина,Лермонтова, других классиков. Даются рассказы об их жизни, отрывки из прозаических произведений стихи. Чем отличаются учебники для профильного обучения от учебников, которые существовали до этого?

В содержании учебников для профильного обучения имеется обязательное ядро и вариативная часть. В вариативной части возможен модульный принцип изложения содержания образования. Каждый отдельный модуль включает содержание, соответствующее типу профиля. Хочу подчеркнуть, что в учебно-методическом обеспечении серьезное внимание должно уделяться разработке программ и учебников элективных курсов. Ив первую очередь, необходимо разработать (возможно, усовершенствовать) программы углубленного изучения предметов.

- В последнее время много говорится о том, что в наших школах головы детей забивают знаниями, но не учат их эти знания добывать. Будут ли здесь какие-то изменения?

Да, конечно. Надо учить детейне только усваивать знания и общие учебные умения, но и обучать их различным способам деятельности. Они должны иметь возможность развивать свои интеллектуальные способности, особенно при освоении более сложного (по сравнению с предусмотренным в образовательном стандарте) содержания.

Должны уметь пользоваться Интернетом, просматривать учебные видеофильмы, электронные тексты. Здесь очень важно проводить как можно большетворческих конкурсов, эвристических контрольных, выставлять рейтинговые оценки успешности профильного обучения, организовывать экскурсии на предприятия и специализированные выставки, устраивать практикумы на учебных и рабочих местах в предприятиях по профилю.

- Профильному обучению нужна соответствующая материально- техническая база:новые технические средства, приборы,установки. Где все это взять?

В данное время для школ очень больной вопрос. Здесь можно было бы порекомендовать использовать (как это сейчас практикуется в лицеях при вузах) материально-техническую базу других учебных заведений (колледжей, вузов, межшкольных УПК и так далее). Конечно, необходим и Интернет, как я сказал, а для работы с ним должны быть подготовлены как ученики, так и учителя.

Сейчас нет смысла анализировать, почему это произошло, какими соображениями руководствовались авторы приказа. Важно, что произошло, но при этом сам термин «профильное обучение» не исчез - он практически одновременно «всплыл» в новом законе об образовании (ФЗ-273). В статье 2.25 дано определение термину «направленность образования», которое характеризуется как «ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы». «Профиль» образования определяется законом как синоним «направленности». Иными словами, сейчас «профильность» - характеристика образовательной деятельности, а «углубленный уровень» - это характеристика результатов. Остановимся на этом и на минуту задумаемся.
Соответствуют ли наши профильные курсы требованиям углубления, то есть приводят ли они к необходимым (!!!) с точки зрения ФГОС результатам? Очевидно, что нет, потому что наши профильные курсы (ориентирующие на содержание 2004 года), конечно, не предусматривают овладения навыками исследовательской деятельности (которые есть в ФГОС). Очевидно, что даже если отдельные педагоги в отдельных школах ставят эти задачи и достигают их, то в массовую практику это пока не входит. И не может войти, потому что не проверяется ни с помощью КИМов ЕГЭ, ни с помощью участия учеников в предметных олимпиадах.
Чтобы пояснить свою мысль, я предлагаю посмотреть на несколько цитат. Требования к углубленному уровню изучения физики предполагают «владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность полученного результата». В такой же формулировке эти положения содержатся и в требованиях к уровню освоения химии и биологии на углубленном уровне. Умение самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально - это, безусловно, навык проведения исследования.
При изучении истории на углубленном уровне необходимо «владение приемами работы с историческими источниками, их комплексного контекстного и сопоставительного анализа и критики, опытом первичного исторического исследования». При изучении предмета «Русский язык и литература» на углубленном уровне ожидается «сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности... сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности», а также «владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера».
При изучении предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия» на углубленном уровне ожидается «владение умениями составлять вероятностные модели по условию задачи и вычисление вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; наличие представлений о распределениях вероятностей случайных величин; умение исследовать случайные величины по их распределению». Даже в результате изучения иностранного языка на углубленном уровне предусмотрено «владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений».
Конечно, я не хочу сказать, что этим исчерпываются различия между базовым и углубленным уровнем требований к предметным результатам. Есть существенные различия и в знаниевой составляющей. Но я берусь утверждать, что ключевые различия в уровне формирования универсальных учебных действий между «базой» и «углублением» (как, кстати, и между стандартами 2004 и 2012 года) определяются именно этим.
На самом деле это серьезная педагогическая и управленческая задача. Сегодня лишь несколько десятков московских школ реально занимаются организацией исследовательской деятельности старшеклассников. Опыт показывает, что до полноценного запуска этой деятельности необходимо не менее 3-5 лет. Иными словами, если мы хотим организовать переход на новый ФГОС среднего образования с 2018-2020 г., то начинать эту работу повсеместно надо уже сейчас. Чем ближе час икс перехода к новым ФГОС в 10-11-х классах, тем очевиднее, что времени почти не остается. В этих условиях целесообразно вновь рассмотреть вопрос о том, когда и как переходить на новый ФГОС старшей школы.
Штатный вариант перехода на новые стандарты предполагает, что они будут вступать в силу по мере того, как те первоклассники, которых стали учить на основе новых стандартов начальной школы, будут достигать соответствующего уровня образования. Иными словами, если первый класс в 2009 г. перешел на обучение по новым стандартам, то в 2013 г. они должны перейти на новый ФГОС основной школы, а на стандарт старшей школы - в 2018 г. Образовательные организации, которые перешли на новые стандарты «началки» в 2011 г., перейдут к обучению по новым ФГОС полного образования в 2020 г. Не позже... А раньше?
Одновременно министерство предполагает возможность перехода на новые ФГОС по мере готовности образовательных организаций. Естественно, возникает вопрос: нужно ли это делать или, может быть, правильнее подождать, пока жизнь сама все устроит. Конечно, при прочих равных условиях самая разумная стратегия в образовании не спешить. Риск навредить непродуманными инновациями всегда очень велик.
Но есть несколько соображений, руководствуясь которыми педагоги гимназии №1505 пришли к выводу, что после внедрения ФГОС начальной школы следует нарушить так называемый штатный режим и переходить к внедрению ФГОС среднего образования (10-11-е классы).
Во-первых, существует проблема содержания образования при переходе на новые стандарты. Как известно, новые ФГОС выдержаны в единой парадигме деятельностного подхода, которую давно реализуют в отечественном образовании. В начальной школе это хорошо известная система Д.Эльконина и В.Давыдова, которая опробована в тысячах учреждений страны. Десятилетия внедряли, и очень успешно, систему Л.В.Занкова. Все это в той или иной форме вошло в УМК для начальной школы и создавало хороший задел для успешной реализации ФГОС начального образования. От педагогических коллективов не требуется все придумывать с нуля. Есть десятилетиями отработанные модели, которые, конечно, нужно адаптировать к новым условиям, откалибровать под конкретную школу. Но если хотеть реального внедрения новых стандартов, а не имитации процесса, то примерно ясно, что надо делать.
К сожалению, столь же разработанных систем и моделей для основной школы пока нет, поэтому по мере того, как модернизация будет подниматься с уровня начального образования на уровень среднего, основная масса школ столкнется и сталкивается с серьезными трудностями.
Следует помнить, что именно на этот период приходится подростковый возраст со всеми вызовами, которые он несет для организации образовательного процесса. Пока педагоги не нашли столь же единых и согласованных ответов на эти вызовы. Много говорят и пишут о «подростковой школе, «школе проектов», «школе проб и ошибок». Все это совершенно правильно, но факт остается фактом: единой или, по крайней мере, нескольких систем со своими учебниками и методическими разработками, аналогичных системам Эльконина - Давыдова или Занкова, выстроенных в духе деятельностного подхода, для этого уровня образования пока нет.
В старшей школе ситуация несколько иная - на этом этапе у педагогов есть согласованные стратегии решения образовательных задач. В первую очередь речь идет о необходимости реализовать профильное образование, есть модели гимназического, лицейского образования, которые вполне соответствуют духу новых ФГОС с акцентом на деятельностный подход, реализацию личностных и метапредметных результатов, организацию проектно-исследовательской деятельности.
Во-вторых, в нашей образовательной традиции сложилось представление о том, что основная и старшая школа в большинстве случаев - это единая линия получения непрерывного образования. В этой ситуации педагоги ориентируются прежде всего на результаты государственной итоговой аттестации в 11-м классе (ЕГЭ-ГИА). Не случайно поэтому эксперимент по внедрению единого национального экзамена (ЕГЭ) начался сначала в старшей школе, а потом «спустился» в 9-й класс (ГИА-ОГЭ).
В условиях новых ФГОС это еще более осложнено спецификой новых стандартов. Как известно, основную образовательную программу организация утверждает самостоятельно, соответственно и рабочие программы по предметам тоже. Однако в старшей школе значительно выше уровень вариативности образования. В основной школе соотношение инвариантной и вариативной части составляет 70% и 30%, а в старшей школе - 40% и 60%. При этом мы говорим о разной вариативности - рискну предположить, что в основной школе 30% вариативной части определяет прежде всего образовательная организация (школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей...). В старшей школе ключевым фактором станет выбор учеником индивидуальной образовательной траектории. Пока учителя не определили содержание рабочих программ старшей школы, им трудно точно определить содержание рабочих программ основной. Может оказаться, что некоторые темы, разделы или курсы вообще окажутся не изученными в старшей школе. Значит, с практической точки зрения их надо перенести на уровень основного образования? Или надо определить «метапредметное ядро» (универсальные учебные действия и компетенции), которое формировалось при изучении этих тем, разделов и курсов, и попытаться сформировать их на тех курсах, которые выбраны? Или надо вообще отказаться от изучения этих тем, оставив их в статусе «курсы по выбору»? Кто вообще будет определять это?
Напомню, что основную образовательную программу утверждает сама образовательная организация. Конечно, будут примерные программы, но в конечном счете ответственность остается на педагогическом коллективе и администрации. В рамках перехода на новый ФГОС появилось и будет появляться большое количество программ и учебников для уровня основного образования. Но для того, чтобы стать реальностью массовой педагогической практики, учителя два-три года должны попробовать это все «руками».
В-третьих, в основной школе педагогам сложнее всего услышать социальный заказ родителей. По сравнению с активностью родителей в «началке» и заинтересованностью результатами образования в 10-11-х классах родители подростков спокойнее относятся к тому, что происходит в школе с их детьми. Определенную роль играет и растерянность самих родителей перед вызовами подросткового возраста.
Все эти соображения вместе (на самом деле есть, конечно, и в-четвертых, и в-пятых) заставляют опасаться, что, поднявшись из «началки» в среднюю школу, процесс внедрения новых ФГОС может забуксовать. Есть опасность того, что, двигаясь штатным маршрутом, только когда школы доберутся до старшей школы и поработают там 2-3-5 лет по новому стандарту, они поймут, что, собственно, надо было пять-семь лет назад делать в основной школе. В результате реальная модернизация основной школы начнется только лет через 10...
Поэтому в каких-то случаях целесообразно начать внедрение новых ФГОС в старшей школе раньше или одновременно с основной. Конечно, это невозможно сделать по всей стране: во многих школах нет опыта реализации деятельностного или компетентностного подходов ни в основной школе, ни в старшей. Но в некоторых школах такой опыт есть, и для них рекомендуемый порядок перехода на ФГОС может быть изменен. Более того, их опыт будет использован коллегами для того, чтобы сделать штатный вариант эффективнее. Опираясь на этот вариант, можно будет избежать ошибок, неточных ходов.
Иными словами, при переходе имеет смысл совмещать две стратегии. Большинство школ пойдут при внедрении ФГОС «снизу вверх»: от начальной школы к средней, а затем к старшей. Часть школ будет реализовывать другой вариант - от «началки» к старшей, а потом или одновременно - к основной. Руководствуясь именно этой логикой, педагогический коллектив гимназии начал переход к обучению на основе нового ФГОС среднего образования с сентября 2013 г. Реализация этого инновационного сценария (начальная школа - старшая школа - основная школа) сопровождается трудностями и требует новых решений.
Дело в том, что целостное внедрение стандартов среднего образования сегодня невозможно. На самом деле мы вступаем в пятилетний переходный период. Стандарты предусматривают создание новых КИМов для ЕГЭ, которые будут двухуровневыми, позволят диагностировать новые результаты. Пока они не созданы, реальной возможности полностью перестроить содержание образования в старшей школе ни на основе деятельностного подхода, ни на основе компетентностного подхода нет. Кроме того, нет общенациональной системы диагностики метапредметных результатов и неясно, какие требования будут предъявлять к индивидуальному проекту и как будут диагностировать результаты этого вида работы. Наконец, отсутствует учебно-методическое сопровождение процесса.
Однако нет оснований ожидать, что все это появится само собой и, главное, сразу необходимого качества. Для того чтобы эти КИМы реально дали возможность диагностировать предусмотренные ФГОС результаты, необходима их длительная практическая апробация. А если ни в одной школе ФГОС старшей школы не внедряют, то где проводить эту апробацию? Возникает замкнутый круг. Выходом из этой ситуации, конечно, должен стать поэтапный переход на новые ФГОС. Надо выделить те «зоны» образовательного процесса, в которых внедрение требований стандартов второго поколения не поставит в сложное положение педагогов и выпускников, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Такими зонами внедрения могут стать в области содержания образования: непрофильные предметы; индивидуальный проект; темы и модули в рамках профильных предметов, которые не выносят на ЕГЭ; система предметных практик.
В области организации учебного процесса такой зоной инновации стал индивидуальный учебный план (индивидуальная образовательная траектория) старшеклассника. Это поставило перед нами задачу адаптации гимназических программ профильной направленности к требованиям углубленного уровня. Ключевое с точки зрения формирования универсальных учебных действий различие между профильными программами 2004 г. и требованиями к углубленному уровню изучения предметов по новому ФГОС заключается в роли и месте исследовательской деятельности обучающихся.
Как известно, стандарт среднего образования предусматривает два варианта организации индивидуального проекта - учебное исследование и учебный проект. В условиях реорганизации, когда в одном большом образовательном комплексе реализуют разные образовательные программы (общеобразовательная, программа углубленного изучения отдельных предметов, гимназическая), мы договорились, что учебное исследование - необходимое условие гимназической программы, а учебный проект - общеобразовательной. В любом варианте при подведении итогов мы диагностируем сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельность в применении приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Разница лишь в акцентах - старшеклассников, обучающихся по гимназической программе, ориентируют при выполнении этой работы на поиск (создание?) нового знания. Мы называем этот текст дипломной работой, при этом руководители исследовательской работы (тьюторы) разъясняют, что в науке отрицательный результат тоже результат. При работе над учебным проектом старшеклассники ориентированы на предъявление конкретного продукта, который, конечно, может существовать в разных формах.
Это различие, естественно, не имеет абсолютного характера. Наша задача не растить умных мальчиков и девочек, ждущих, когда государство и общество по достоинству оценят их таланты. Наоборот, они должны уметь не только сформулировать новое знание (сделать открытие), но и найти пути и способы его применения, для этого понимать социальный заказ, формировать (или участвовать в формировании) команды единомышленников, находить необходимые ресурсы, грамотно выстраивать план работы. С другой стороны, при организации проекта мы всегда ориентируем на проведение хотя бы микроисследования как его элемента. Таким образом, различия именно в акцентах.
Организация исследовательской деятельности на уровне среднего образования требует серьезной подготовительной работы. Начать следует с кадрового обеспечения, потому что учить можно лишь тому, что умеешь сам. Для того чтобы руководить исследовательской деятельностью старшеклассников, надо владеть навыками самостоятельного исследования. Фактически это означает, что к этому готовы лишь педагоги, защитившие магистерскую или кандидатскую диссертации.
Важно также найти работе над учебным исследованием или учебным проектом достойное место в учебном плане. Наш опыт показал, что при объеме профильных курсов в 300-500 часов за два года обучения (в зависимости от предмета) исследовательская деятельность не может быть меньше еще 100 часов (включая теоретический курс, консультации, организацию и проведение экспериментов) за два года. Иными словами, она составляет 15-25% учебного времени (включая внеурочную работу).
Важный аспект работы - система оценивания результатов исследований школьников. С нашей точки зрения, этот процесс должен быть максимально прозрачным и сопровождаться внешней экспертизой. Чтобы обеспечить это, мы просим всех гимназистов публиковать на сайте гимназии свой диплом (включая черновики и промежуточные варианты), чтобы любой читатель (одноклассник, родители, учителя) мог оценить и степень самостоятельности работы, и ее темп. Кроме того, публичная защита диплома или проекта предполагает рецензирование специалистом и устную защиту. В последнее время мы организуем также внешнюю экспертизу, когда все дипломные работы направляют на различные федеральные или региональные конкурсы, конференции исследовательских работ («Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», Чтения Вернадского, «Вышгород»). Это позволяет сравнивать оценки, полученные старшеклассниками при защите диплома в гимназии, с результатами экспертизы незаинтересованных специалистов. Выясняется, что в 70% случаев оценки совпадают, в 20% мы их занижаем, а в 10% - завышаем.
Я бы подумал о том, какие цели и задачи ставят перед собой родители гимназистов, когда отдают их в нашу школу. Этой весной мы провели опрос, и результаты его оказались очень поучительными. Вопреки нашим ожиданиям, «обучение в комфортных условиях» и «подготовка к ЕГЭ» не уступили в системе приоритетов таким показателям, как «развитие творческих индивидуальных способностей», «умение преодолевать трудности» и «формирование чувства социальной солидарности». Причем особенно заметно это было именно в старших классах, когда, кажется, родители максимально прагматичны. Возможно, высокие результаты ЕГЭ в гимназии (75-80% выпускников получают 220 и выше баллов) они считают нормой (и справедливо), может быть, они интуитивно чувствуют, что в этом возрасте важно что-то другое.
15-16 лет - «акмэ», «расцвет школьной жизни», и мы должны сделать так, чтобы старшеклассник действительно получил в эти годы опыт деятельности, проникнутой самостоятельным поиском. По крайнем мере ждут от нас именно этого.

Леонид НАУМОВ, директор гимназии №1505

Образовательная организация планирует получить статус "гимназия". Какие действия необходимо предпринять?
Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов?

Ответ

Отвечает Анна Ивлева, юрист-эксперт

Обоснование

При организации углубленного изучения предметов необходимо внести изменения в учебный план и по тем предметам, по которым предполагается углубленное обучение.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену ( . СанПиН 2.4.2.2821-10).

Процедуру выбора предметов для углубленного изучения или профиля обучения, которые будет реализовывать образовательная организация, особенности формирования и процентное соотношение классов с углубленным изучением предмета (профильного обучения) и обычных классов не являются обязательными для включения в Устав. Однако по желанию ОО, и по согласию Учредителя, эти положения могут быть включены в Устав.

В некоторых случаях, в ОО с углубленным изучением предметов обучающиеся принимаются на основании индивидуального отбора.

<…>Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Таким образом, если регион примет соответствующее решение, можно организовать индивидуальный отбор в образовательные организации на законных основаниях (если речь идет об организации углубленного изучения предметов или программ профильного обучения). <…>

<…> Для осуществления профильного обучения и предпрофильной подготовки администрация образовательной организации разрабатывает локальный нормативный документ - , которое регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего общего образования при дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Внимание: профильное обучение - это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации

Также необходимо подготовить ряд других документов:

1. Программы профильных предметов, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования России от 05.03. 2004 , профилю предметов.

Внимание: направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы образовательной организации.

2. Программы базовых предметов (сложность разработки программ базовых программ не только в том, чтобы сократить объем предметного материала, но и в том, чтобы учесть специфику обучающихся. Если базовый предмет преподается для гомогенного профильного класса (группы), то следует учитывать особенность профиля. При определении содержания базового предмета в универсальном классе или в модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов следует четко сформулировать образовательные цели и задачи курса, так как они могут варьироваться в широком интервале).

3. Программы элективных курсов.

4. Программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

5. Программы курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (задачи профильной и предпрофильной ориентации обучающихся возможно и желательно решать при преподавании основных предметов. Это не требует значительной коррекции программы. Достаточно лишь выделить в программе темы, при изучении которых можно познакомить обучающихся с профессиями, связанными с этим предметом, с возможными траекториями продолжения образования в данной предметной области).

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебники, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ), в т. ч. методический пакет КИМ, используемых для проведения в образовательной организации и т. д.

Также администрация образовательной организации на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, может использовать анкеты по формированию учебного плана:

  • .<…>

<…> Если образовательная организация (далее - ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. (далее - Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, организация углубленного изучения предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10-11-х классах.<…>

<…>Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее - ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

"Завуч" №5, 2002

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной думой 21.10.94 г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008.
1.2. Классы с углубленным изучением предметов ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Классы с углубленным изучением предметов дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
1.3. Классы с углубленным изучением предметов открываются приказом по Управлению образования в соответствии со статусом Центра образования.
1.4. Классы с углубленным изучением предметов открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.
1.5. Классы с углубленным изучением предметов организуются на III ступени среднего общего образования в составе старших (10-11-х) классов.
1.6. Центр, имеющий классы с углубленным изучением предметов, несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
2.1. Обучение в классах с углубленным изучением предметов осуществляется в соответствии с образовательной программой, отражающей образовательную стратегию определенной направленности.
Образовательная программа предусматривает:
  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных курсов по профильным дисциплинам;
  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
2.2. Классы с углубленным изучением предметов работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на вуз. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Центра образования совместно с кафедрами вузов.
2.3. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.5. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении уроков информатики и иностранного языка.

3. Порядок приема и выпуска учащихся классов с углубленным изучением предметов


3.1. В классы с углубленным изучением предметов принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема в Центре образования формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
3.2. При зачислении в классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.
3.3. При поступлении в классы с углубленным изучением предметов учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в Центре образования.
3.4. Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом Центра образования в соответствии с порядком, установленным Уставом; решения оформляются приказом директора.
3.5. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
3.6. Выпускникам классов выдается аттестат о получении среднего общего образования с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
3.7. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.
3.8. Право зачисления выпускников в вуз без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и определяется дополнительным соглашением между Центром образования и вузом.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов


4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов, открытых в Центре образования, организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели вузов.
4.3. Ставки заработной платы учителей, работающих в классах с углубленным изучением отдельных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
4.4. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития учреждения вводятся ставка заместителя директора по научной работе и ставки заведующих кафедр в количестве, определенном Уставом Центра образования.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение


5.1. Финансирование Центра образования осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента, или новых курсов и предметов. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся.
5.4. Финансирование определяется после издания приказа Управления образования.

6. Международная деятельность


6.1. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением предметов, имеет право осуществлять международную деятельность в установленном порядке.

7. Реорганизация, ликвидация классов с углубленным изучением предметов


7.1. Реорганизация и ликвидация классов с углубленным изучением предметов производятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об образовании".
7.2. Закрытие классов возможно при расторжении соответствующего договора с вузом, а также по решению учредителя.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: