Новогодний сценарий за двумя зайцами. Хаджийский Денис Евгеньевич

«За двумя зайцами» . «Разрешите поздравить»

Шум скандала из-за ширмы выбегает Проня.

Проня: Тьфу, на вас. Обойдусь без вашей вчёности, шоб таки умницы-красавицы, да голову сибе забивали! Химион!!! Химка!!! Зараза, где тебя черти носят?

Химка: Туточки я, барышня. За хлебом бегала.

Проня: Догнала?

Химка: А як же. А вас опят с ученья попёрли, га?

Проня: Не гакай!

Химка: Я не гавкаю.

Проня: молчи.

Химка: молчу.

Проня6 иди.

Химка: Иду. Токмо вы уж не забудте, панночка, шо там у вон люди прышли и праздник у них. А вы эта… как бишь, Конферансья.

Проня: Шо?

Химка: Шо-шо! Тётка ваша, Секлета Лемериха казала, шоб вы праздник вылы. А ще велела пэрэдать, шо вы подлюка.

Проня: Шо?

Химка: Да шо вы шокаете? У вас русский язык первый.

Проня: Ты шо, дурноголовая, ко мне сейчас пан Голохвастов явится предложение делать.

Химка: А какое предложение, сложносочинённое или сложноподчинённое?

Проня: Сгинь, дурында, нешто я изячно выразиться не смогу. (Пробует) Нет! Лучше напишу. Письменно у меня завсегда лучше получалось.

Химка: Знамо дело. У вас даже дедушка, Прокоп Фомич, 5 раз завещание переписывал.

Проня: А нечего было на учителке русского языка жениться. (Пишет) Так, сегодня праздник, учителя одыхают.

Химка: Ошибка там.

Проня: Где?

Химка: Да в глаголе.

Проня: Тут нет глагола.

Химка: Как же ш?

Проня: Так же ш! Глагол отвечает на вопрос «Что делать?». А учителя ничего не делают. Они ОДЫХАЮТ. Итак, учителя русского одыхают, а исполнители русского работают,… смотрим.

БАРЫНЯ.

Химка: Там под забором паныч стоит вже давно, говорит, что к вам, а на него собаки так и брэшут, так и брэшут.

Проня: Так это ж Свирид Петрович Голохвастов. Как принять? Сидя… стоя… лёжа. Шо стоишь, дурра, проси.

Химка: Барыня ляглы и просют.

Голохвастов: Мой нижайший поклон тому, кто в этом дому, а наперёд всего вам, Проня прокоповна. Горю, пылаю от счастья, шо вижу вас на собственной канапе. Сердце моё от чувств так и шкворчит.

Проня: Ах, Сверид Петрович, сердце слева.

Голохвастов: Ах, Проня Прокоповна, вы така учёна, шо сдаётся мне мы с одного класса.

Проня: Одиннадцатого.

Голохвастов: Нет. Млекопитающих.

Проня: Ох, Свирид Петрович, от ваших слов мне как-то конфузливо. Потрудитесь объявить номер для биологии.

Голохвастов: Любезная Проня Прокоповна, труд сделал из обезьяны человека, а из лошади – транспорт. Тут уж как повезёт. Потрудитесь сами.

Проня6 А я, Сверид Петрович, всегда мечтала стать гусеницей. Представляете: ешь-ешь-ешь. Потом закутываешься, спишь-спишь-спишь….. Просыпаешься – красавица!

Голохвастов: Красавица моя, поползли.

СТИХИ О ЖИВОТНЫХ.

Химка: Проня Прокоповна, шампанское подавать? Уж я его грела, грела… шо мне с ним делать.

Голохвастов: Как говорил мой учитель химии, если вы не знаете, что делаете, делайте это осторожнее. Да. Химия это вам не абы - кабы, а я бы даже сказал кабы- абы! Вот если вы не вчёный, так вы скажете, что человек – он и есть человек. Тогда как вчёный знает, что человек на 70% состоит из воды. А огурец на 90% состоит из воды. Так шо несложно подсчитать, что человек на 50% - огурец!

Химка: Да как панычю не знать химию, он же ш цирульник.

Проня: Фи, Химка, пиликмахэр! Он мне давеча делал химию.

Химка: Шо, букли закручивал?

Проня: Нет, задачки решал. Пошли ужо.

Химка: Кудой?

Проня: Тудой. Букли раскручивать.

ВОСТОЧНЫЙ

Проня: Ох, Сверид Петрович, сколько у нас ещё номеров?

Голохвастов: Не могу знать, Проня Прокоповна, у меня математика хромает.

Проня: А у меня так вообще не ходит. Парализована на веки вечные.

Голохвастов: Да просто назовите самое красивое число.

Проня: 486000

Голохвастов: почему?

Проня: Потому, что 90*60*90 =486000

Голохвастов: Ах. Проня Прокоповна не ходите в математики. Они столько тетрадей проверяют, у них столько дополнительных обязанностей, шо дома у них шкварчят прямо шекспировские страсти. Смотрим.

ОТЕЛЛО 10 кл.

Секлета: Эх, ну здравствуй, племянница!

Проня: О! Принесла нелёгкая. Шо вы тут расселися, как у себя на базаре? У меня тут торжественное мероприятие. Шо там у вас?

Секлета: Так яблочки же ш! Я яблочки продаю, с того и живу. Хошь яблочку. Дурында, они у меня знатные, хряснут в лоб и сразу ты вчёна-привчёна, как этот, как его… Ньютон.

Голохвастов: Всякому невчёному мужечью, может, не известно, что закон всемирного притяжения до Ньютона много раз открывали. Только до этого людям на голову предметы потежельше падали.

Секлета: Во, паныч! А пошли кА до меня, раз такой вчёный. Моей Галке надо розетку под компьютер воткнуть.

Голохвастов: А пойдёмте. Ох, Секлета Филиповна, меня так и тянет к вашей Гале

Проня: Шо?

Голохвастов: Ну, типа, пообщятся с положительным человеком.

Секлета: Да уж, моя Галка така положительна. Така положительна…

Голохвастов: Ну, так я и говорю.

Секлета: А ежели тебя, паныч, к положительным тянет, стало быть, ты – отрицательный. Иди номер объявляй, вундеркинд.

СЦЕНКА « ОПЯТЬ ПЯТЁРКА»

Голохвастов: Проня Прокоповна, знаете ли вы что-нибудь о Панамском канале?

Проня: Нет. У нас телевизор такого канала не ловит.

Голохвастов: Жаль, а то я хотел пригласить вас в Латинскую Америку.

Проня: А где эта страна находится?

Голохвастов (поёт): Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек. Я другой такой страны не знаю….. Потому что 2 у меня по географии. А у нас латино-аргентино-бразильский сериал «Просто Мария»

Проня: Про любовь?

Голохвастов: Ну, разумеетеся.

Проня: Я страсть как люблю про любовь.

ПРОСТО МАРИЯ

Химка: всё, не могу больше! Химка туда, Химка сюда. Это ж крепостное право какое-то.

Секлета: Химка, да плюнь ты. Крепостное право в 861 году отменили.

Химка: Да вы шо!? (достаёт учебник) Где ж тот параграф? Э-э, а кто тут страницу выдрал?! Проня Прокоповна!!! Ну, подлюка, держись… Панычка!

Секлета: Панычка помэрла. А кто старое помянет. Тот историк! А для историков танцуют крепостные девки боярыни Толмачёвой из имения «Жемчужина»

Артисты:

Голохвастов
Проня
Химка
Маменька
Папенька

Ведущая: К нам с города Киева приехали поздравить юбиляра знатные гости. Это люди не какие-нибудь из простого роду, а очень знаменитые. Но как же юбиляр их примет? Сидя... Нет... Стоя... Нет... О! Лежа!! Так, юбилярша, примите позу! Химеон, проси.

Xимка. Чего просить?

Ведущая. Зови паныча!

Xимка. Так бы и говорили! Заходьте вже, барышня легли и просять.

Играет музыка из фильма

Голохвастов (короткий пиджак, узкие брюки, цилиндр с розой, усики, гвоздика в петлице):
Мой нижайший поклон тому, кто в сем дому, а вперед всего вам. Людмила Николаевна! Горю, пылаю от счастья и такого всякого, милая мамзеля, что вижу вас на собственном юбилее... Честь имею рикамендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной. Позвольте к ручке? (Целует.)

Заходит Проня Проконовна. (Длинная юбка, ткань для боков, пояс, блузка с круглым вырезом и грудью, шляпка, зонтик) Спотыкается о порог. Медленно вползает боком.

Проня: От это калбуки понадевали, пройти невозможно.

Голохвастов: Ну шо ты, Проня Прокоповна, там куёвдышся?!! Нужно держать фасон. Мы ж не как-нибудь что, а шо либо где! Мы ж на юбилей пришли.

Проня: Да там калидор пока пройдешь - страх!! Разве можно в этом дурдоме соответствовать моменту? Я буду первая поздравлять. Я училась в пансионе аж три месяца. Юбилей - это праздник культурного человека. Ведь натурально, первое дело ум и обхождение: деликатные хранцюзкие манеры, чтоб вышел шик! А какой у Вас необнаковенной красоты костюм! Хвасонистой моды и загрянишного материала, да и шил, наверное, первый магазин.

Голохвастов: Вот вы думаете, что платье - лишь бы что, а платье - первое дело, потому что по платью всякого встречают. От возьмем, примером, юпку: трубою стоит как вылита, чисто аглипький хвасон! А чего-нибудь не додай, и уже хвизиномии не имеет! Или вот блузка, - сдается-кажется, пустяк, а хитрая штука: только чуть не угадай, и мода не та, уже и симпатии нету. Я уж не говорю про пиньжак, потому что пиньжак - это первая хворма: как только хвормы нету, так и никоторого шику! А от даже прическа, на что уже прическа, а как она, значит, при голове, так на тебе и парад!

Проня: Теперь, следственно, Вас везде и всюду первым хвасоном принимают, а почему?
Потому, что умеете, как соблюсти свой тип, по-благороднему говорить понимаете!
А ню это мы горилку пьем? Хочу за юбилей выпить шампанского. Маменька! Папенька!

Паненька с маменькой (папа вышитая рубашка и галстук, мама в чепчике наоборот)

Проня: , с пузыриками! Папенька, с бульбочками!

Папенька: Так оно ж дорогое?

Проня: Жалеете, папенька? Для такого большого юбилея жалеете?

Папенька: Химка! Беги до конкурентов.

Химка: Га?

Все: Не гавкай!!!

Химка: Я не гавкаю, я гакаю. Чего изволите?

Проня: До конкурентов бежи, слышишь, душа просит!

Маменька: Наша дочка в пансионе училась, они лучше всех знают. У нее муж энтот - паликмахтер.

Проня: Мама, не паликмахтер, а стилист. У него салон в Киеве, в Париже - два, ну и в ____________ (название вашего города) - тоже... три.

Маменька: Да-да, такая голова светлая, хорошая...

Папенька: Только дурню досталась...А пока може горилочки за здоровье именинницы.
Коли бутылка и чарка на столе, так и ладно! (Тост про мужа, семью, детей) На этом слове будьте здоровы! (Пьет.) Ой славная горилочка. И нашо ге шампанське?
(Пьёт)

Голохвастов: А барышни все про Любовь-любовь.... Главное в человеке шо? А главное хворма, вченость. Я пришел поздравить именинницу, потому как она человек.... Натурально, в каждом обхождении главная хворма - ученость. Потому ежели человек вченый, так ему уже свет переворачивается вверх ногами, пардон, вверх дыбом. И тогда когда, ему, которому невченому, будет белое, так уже ему, вченому, будет как ну...

«За двумя зайцами» - новогодний мюзикл, снятый в году режиссёром Максимом Паперником по мотивам одноименной пьесы Михаила Старицкого. Ремейк одноименного художественного фильма года (реж. Виктор Иванов).

Сюжет

Алексей Чиж преобразовывает парикмахерскую №27 в салон красоты «Клеопатра», тратит при этом заёмные деньги директора рынка. Дабы избежать угроз мести рынок, Алексей обращает внимание на Тоню Коровяк, наследницу сети супермаркетов, которую только что выгнали с «Фабрики звёзд».

В фильме звучат песни

  1. «Дар» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Максим Галкин
  2. «Отдыхай» (муз. Владимир Сушко, сл. Наталья Платицына). Исполняет Алла Пугачёва
  3. «Блюз» («Тебе») (муз. А. Данилко; текст А. Данилко, А. Гарцман). Исполняет Максим Галкин
  4. «Ссора» (муз. А. Данилко; текст А. Данилко, А. Гарцман). Исполняют Алла Пугачёва и Андрей Данилко
  5. «Приданое» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Алла Пугачёва
  6. «Гулянка» (муз. А. Данилко; текст А. Гарцман). Исполняет Андрей Данилко
  7. «Хочется» (муз. и текст Олег Попков). Исполняет Алла Пугачёва
  8. «Хватит мечтать» (муз. и текст П. Кашин). Исполняет Алла Пугачёва
  9. «Новогодняя» (муз. А. Данилко, Геннадий Крупник; текст А. Гарцман). Исполняют все звезды

В ролях

  • Алла Пугачёва - Тоня Коровяк
  • Максим Галкин - Алексей Чижов (Лёша Чиж)
  • Андрей Данилко - Светлана Марковна / маньяк Антон
  • Нина Шаролапова - Людмила Коровяк, мать Тони
  • Анатолий Дяченко - Николай Коровяк, отец Тони
  • Олеся Жураковская - Люська, домработница
  • Александр Бондаренко - директор рынка
  • Ольга Сумская - Галя
  • Николай Боклан - Саня
  • Татьяна Шелига - Валя, торговка цветами
  • Тамара Яценко - Соня, торговка цветами
  • Подруги Тони:
    • Людмила Смородина
    • Наталья Кудря
  • Друзья Чижа:
    • Роман Богданов
    • Сергей Дзей
    • Юрий Якуша
  • Неонила Белецкая - работник загса / продавец свадебного салона
  • Наталья Кудрявцева - продавщица в бутике
  • Евгений Паперный - текст от автора
  • Изначально главные роли в мюзикле (Проню и Голохвастова) планировал сыграть Андрея Данилко. На роль мамы Прони планировалась Наталья Крачковская , директора рынка - Олег Школьник . От роли учителя танцев на «Фабрике звёзд» отказался Сергей Маковецкий , а отснявшегося в ней Бориса Моисеева вырезали из финального монтажа. Так же велись переговоры с Людмилой Гурченко на эпизодическую роль регистратора брака в ЗАГСе
  • Герой Максима Галкина исполняет пародию на Машу Распутину (песня «Роза чайная»); голосом Владимира Жириновского разговаривает с охраной клуба; репитируя своё признание Тоне, упоминает песню Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»
  • Героиня Андрея Данилко напевает (упоминает) песни: «А девочка созрела», «А я и не знал, что любовь может быть жестокой», «Бывает все на свете хорошо...», «Комбат батяня», «Марш артиллеристов» («Артиллеристы. Сталин дал приказ...»), «Не делайте мне больно, господа», «Первый тайм мы уже отыграли»... Переодевшись ко дню рождения в новое платье, цитирует Людмилу Калугину из фильма «Служебный роман »
  • Бесспорно, она гениальная певица, а что касается актёрского мастерства... Сапоги должен шить сапожник, а пироги печь пирожник. Она сама рассказывала, как хотела сыграть Проню, чуть ли не на коленях вымолила эту роль. Тем не менее текст не знала, на площадку приезжала неподготовленная, чего совершенно не стеснялась. С каждым днём мы с Толиком обалдевали всё больше и больше: «Погодите, а как же наша с вами сцена?» Пугачева лишь отмахивалась: «Господи, какие проблемы? Попрыгайте взад-вперед, как неваляшки, и все дела». Нет, нельзя дилетанта подпускать к серьезной работе!
  • В 2003 году вышел саундтрек мюзикла спродюсированный Андреем Данилко
  • В 2004 году состоялась встреча трёх Пронь: Маргариты Криницыной , Тамары Яценко и Аллы Пугачёвой, каждая из которых сыграли роли Прони Прокоповны. Встреча прошла в Киеве в ресторане «За двумя зайцами» на Подоле
  • Экранная свадьба Аллы Пугачёвой и Максима Галкина в мюзикле воплотилась в реальность в декабре 2011 года

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Григорий Ховрах при участии авторского агентства «Квартал»
  • Режиссёр-постановщик: Максим Паперник
  • Оператор-постановщик: Вадим Савицкий
  • Композитор: Андрей Данилко
  • Художники-постановщики:
    • Александр Заславский
    • Анна Бондаренко
  • Звукорежиссёры:
  • Александр Елычев
  • Роман Богорош
  • Художник по костюмам:
    • Ольга Навроцкая
    • Андрей Шаров
    • Елена Юрова
  • Художник по гриму: Светлана Рымакова
  • Генеральные продюсеры:
    • Влад Ряшин
    • Александр Файфман
  • Продюсеры:
    • Алексей Гончаренко
    • Александр Бондар
    • Элла Бобленюк
    • Ольга Менская
    • Сергей Амеличев

За двумя зайцами» (сценарий фильма был написан по пьесе украинского классика Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожемяках») – лучший пример экранизации
классического литературного произведение. Режиссеру и сценаристу Виктору Иванову удалось не только осовременить материал, подчеркнуть в нем все самое-самое. В результате картина стала не просто культовой – она оказалась поистине бессмертной.

Роль Свирида Голохвостого, блистательно исполненная Олегом Борисовым, успевшего сняться к тому времени в дюжине кинолент, открыла актёру дорогу ко всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта.


В фильме также сыграли Маргарита Криницына, за которой роль Прони Прокоповны надолго закрепила амплуа характерной комедийной актрисы;
«За двумя зайцами» любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Дайте мне его хоть за горло подержать!», «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман», «В груди моей Везувий так и клокотИт!»


Широкая публика о талантливом мастере, режиссере В.Иванове, практически ничего не знала: он всегда оставался за кадром, был не угоден советским чиновникам от культуры, которые не давали ему снимать.
«Ваша папироска шкварчит!». Разобранная на цитаты украинская комедия могла и не увидеть свет. Пьесу долго не разрешали экранизировать. Режиссер Виктор Иванов пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК заявил: картина будет высмеивать стиляг - с ними как раз начали бороться в СССР. Благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна вышли на широкий экран. Фильм, заставляющий смеяться уже несколько поколений, снимался долго и тяжело. Творческие споры накаляли обстановку так, что на площадку вызывали «скорую».

Оператор Вадим Ильенко вспоминает фантастическую требовательность режиссера. Актриса Крыницына, игравшая Проню, рыдала едва ли каждый день.

- Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся - человек был отходчивый. И она продолжала работать.
Олег Борисов, воплощавший образ Голохвастова, после очередного пике с режиссером остановил процесс съемок.
Вадим Ильенко, оператор-постановщик хф «За двумя зайцами»:
- «Я сниматься больше не буду» - Заявил Олег и написал заявление о том, что он отказывается от съемок. Начался скандал большой. Полфильма ведь уже было снято!


Пример беспредельной экспансивности и возбудимости Иванова, который часто вспыхивал как спичка и доводил себя до экстаза, иногда кончавшегося обмороком (друзья в шутку называли его «псих без отрыва от производства») : работа шла над сценой, когда главного героя перебрасывают через забор на улицу.

«За двумя зайцами»
Актёр Олег Борисов, игравший эту роль, поинтересовался, как всё это будет совершаться в кадре.
- А очень просто, - загорелся режиссёр. - Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют… «Хлопцы подобраны, что надо. Такие куда угодно закинут!» - оценил их актёр и предупредил во всеуслышание:
- Там же булыжная мостовая. Можно по-настоящему зашибиться.
- Ничего, - вдохновенно успокоил его режиссёр. - Перевернёшься в воздухе, как кошка, и всё…
- Покажите! - подхватил его задор Борисов.
- А ну, берите меня, - в запале приказал режиссёр статистам, - швыряйте!

Воля его была выполнена и, перелетев забор, режиссёр приземлился на мостовую как раз не тем местом, каким хотел…
После этого инцидента, как только режиссёр впадал в очередной раж, актёр произносил оказавшееся магическим:
- Покажите!


Группа жила, как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Ему, выпускнику ВГИКа, талантливому ученику Эйзенштейна, не угождавшему начальству, нужно было сделать все безупречно - ведь снимать давали так редко!
Елена Иванова, внучка Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
- Он на ходу придумывал невероятные истории, изобретал новые слова, каламбуры: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» - всего это вы не найдете в тексте Старицкого. Это придумано и дописано в сценарий Ивановым.

- Іванов хотів, щоб був великий кадр, щоб не зупиняти камеру. Знайдена була оця ритміка.
Ныне прима львовского театра Заньковецкой, Таисия Литвиненко тогда, в 61-м, отказалась играть Проню. Думала - проходная комедия, и выбрала роль служанки Химки - меньше актерских трудодней.

Таисия Литвиненко, народная артистка Украины:
- Я прокинулася знаменитою, да!
Эта второстепенная роль стала для нее едва не лучшей в кино. Фильм вообще многих сделал звездами. А того, кто их зажег, даже не похвалили. Зрители штурмовали кинозалы, а критики признали картину худшим фильмом 61-го года!


Сын режиссера вспоминает, как угнетало это отца.
Михаил Иванов, сын Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
- Він якось сказав мені похмуро: «Я не маю радості від життя». Це сказав комедіограф!
Пока картина собирала призы на фестивалях, Иванова методично вытесняли из кинематографа. Так и не сняв десятка задуманных фильмов, он перенес два инфаркта и умер. Не узнав о том, что комедия «За двумя зайцами» получит Государственную премию спустя 40 лет после выхода в прокат. Худший фильм 61 года продолжает покорять зрителей!
Самое начало биографии Борисова словно списано из какого-нибудь «Ребенка Розмари». Дело в том, что в роддоме его подменили: мать, раздев ребенка дома, обнаружила вместо сына девочку. Пошла в слезах обратно: «у моего на лбу зеленочка». «Тут у всех зеленочки», – резонно отвечали врачи. Она показывала бутылочку, какие-то метрики.


Наконец, кое-как упросила врачей поменять девочку на мальчика. Какого-то мальчика выдали, но предупредили: «назад не приноси, не примем.» Никто – и прежде всего сам Альберт, будущий Олег Борисов – не знал, кто он такой на самом деле. Может быть, именно это позволило ему так легко перевоплощаться в других людей, а самой звёздной ролью в его биографии, несмотря на другие его отличные роли в кино, так и осталась роль прохиндея-цирюльника.
Самым важным в работе над любым фильмом - выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко,прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной», Рощина в первой экранизации «Хождения по мукам».


Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы имени Л. Украинки Олег Борисов, но сделано это было скорее для проформы - ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет. Это попадание точное.
На роль Прони Прокоповны претенденток было очень много, на пробы приезжали актрисы со всего Советского Союза, на эту роль пробовались и Майя
Булгакова (кстати, именно Криницина посоветовала ей поехать в Киев), и актриса киевского театра Русской драмы имени Л. Украинки Вера Предаевич.
Но все они, по воспоминаниям Маргариты Кринициной, клеили себе огромные носы и вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало исполнительниц естественности. Время шло, а главной героини не было. Что касается самой Кринициной,то,возможно, в глубине души она и мечтала об этой роли, но запрещала себе даже думать о ней.

Во-первых, не думала, что молодую актрису предпочтут маститым. А во-вторых, хоть пьесу она и знала (ее играли во ВГИКе), но была уверена: украинскую классику должна играть украинская актриса, а не сибирячка из Москвы. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Во всяком случае
с Кринициной все именно так и произошло.
Однажды она шла по коридору Киностудии имени А. Довженко, когда внезапно распахнулась дверь и режиссер картины Виктор Михайлович Иванов сказал: «Рита, куда ты идешь? Пойдем со мной, нужно подыграть на пробах». В тот раз пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, сыгравшие впоследствии родителей Прони.

Это была та самая сцена, в которой героиня переодевает их перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок, и одягайте чепчика!» Это были всего лишь пробы, к тому же пробовали не ее, а других артистов,поэтомугримироваться Криницина не стала – просто надела платье и


Опять-таки по причине своей абсолютной личной незаинтересованности Криницина почти не волновалась, поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное, безумно смешно - съемочная группа так и покатилась со смеху.
Особенно в образе Кринициной-Прони Иванову понравился сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил актрису… улыбнуться, и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. В общем, сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!
Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело - это прежде всего тяжелый труд. Актёрам сильно доставалось от крутого нрава режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Кринициной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!»


Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!» Вспоминала Маргарита Васильевна и то, как увлеченно Иванов работал над картиной: показывал актерам, как сыграть ту или иную сцену, потрясающе и с фантазией выстраивал мизансцены.
Похоже, только он знал, что снимает настоящий шедевр… Съемки проходили как в павильонах киностудии, так и на киевских улицах, в весьма
похожей на декорацию исторической части города. Правда, если присмотреться повнимательней, можно увидеть и панельные пятиэтажки на днепровских склонах, и катера (кстати, один из них – явно с красным флагом) на Днепре, но любящие картину зрители уже 50! лет не обращают на это внимания.


На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастого и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли.
Промучавшись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в него шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылке отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.


Не менее смешная история произошла и во время озвучивания картины. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и задорно кричавший: «Химка - дура!» Конечно, можно было бы научить попугая столь незатейливым словам, но стоит ли так «обогащать» птичий лексикон ради нескольких съемочных дней? Поэтому не съемках птичка кричала что-то из ранее освоенного репертуара, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Кстати, получилось очень достоверно.
Ставка, например, у Криницыной была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Потом директор повысил ставку до 18 рублей. А после окончания съемок она получила премию, 400 рублей. «Для меня это были огромные деньги, – вспоминала Маргарита Васильевна.
- Накупила дочке немецких мягких игрушек.»


Премьера картины «За двумя зайцами» состоялась в Дарницком клубе железнодорожников 21 декабря 1961 года.. Особой шумихи вокруг события не было, все-таки это была комедия,а не широкомасштабная эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны – картину не пустили широким экраном, да и рекламы почти не было. Но сказать,что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего:
успех был фантастический!
Пожалуй, больше остальных волновался в тот день режиссер картины. Он хотел так много сказать, но эмоции захлестывали, и получалось нечто
нечленораздельное: «Сейчас я вам представлю… вот она… наша Пронечка! А это… монашка…» Маргарита Криницина, загорелая, в белом гипюровом платье,
была такой хорошенькой, что, несмотря на представление режиссера, никто не узнал в ней «кислоокую жабу» Проню.
После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» – «Это я», – скромно отвечала Криницина,
но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.

С Олегом Борисовым у Кринициной сложились прекрасные отношения как на съемочной площадке, так и вне ее: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал ее в Театр имени Л.Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницину не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берем». На судьбе исполнительницы главной роли картина сказалась неоднозначно: с одной стороны, принесла невиданную славу, с другой – неприятности.
Маргарита Криницина говорила: «Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», и старался больше этот фильм не смотреть». Несравненная Проня Прокоповна Маргарита Криницина, по сути, стала актрисой одной роли, хотя на её счету более семидесяти ролей. После премьеры «Зайцев» она не проснулась знаменитой, наоборот, режиссеры видели в ней только Проню.
Зрители, несмотря на блестящие роли в картинах «Рожденная революцией», «Свадьба
в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Одинокая женщина желает познакомиться», прежде всего вспоминают «За двумя зайцами».
Из-за амплуа характерной актрисы Криницина чуть было не лишилась главной роли в картине «Дипломаты поневоле»: известные деятели культуры Украины прислали в «Госкино» письмо, в котором говорилось, что Маргарита Васильевна не отвечает идеалу украинской женщины - «не вродлива».

В Киеве справа от Андреевской церкви на улице Десятинной установлен памятник Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Церемония открытия памятника состоялась 23 августа 1999 года, на которой присутствовала Маргарита Криницина, исполняющую в картине роль Прони Прокоповны. Когда упало покрывало, взволнованная Маргарита Криницина произнесла: «„Гранд мерси за комплимант!“ Сегодня я стала дважды героем. И даже больше, потому что раньше за дважды героя устанавливали бюст, а я в награду получила целую фигуру»

Catch two Hares
Цель: Повышение мотивации к изучению английского языка, развитие творческих способностей студентов, коммуникативных навыком, художественного вкуса

Оборудование: мультимедийный проектор,костюмы,реквизиты по сценарию
Декорации сменяются с помощью мультимедийного проектора
Characters
Автор -(a Narrator)
Свирид Петрович Голохвостый - (hairdresser)
Прокоп Сирко - (a local shopkeeper)
Явдокия - his wife
Проня Прокоповна - their daughter
Секлита - (Sirko’s sister)
Галя - (her daughter)
Химка - (a servant)
Местный парень (a local boy)
Местная девушка (a local girl)

Для более комедийного эффекта желательно некоторые женские роли отдать парням (роль Прони, Секлиты, Прониной мамы и Химки)

(вступительное слово преподавателя)
Кадр 1 заголовок
Муз фон (минус «в гостях у сказки»)

Автор кадр 2
This story happened in one very beautiful city of Ukraine with some ordinary people. It could happen at any time because it is still actual nowadays. All the characters of this play are very vivid, bright and unique so only they could create such a situation that was discussed later by the whole city.
Действие 1
Автор
Let me introduce the first character Свірід Петрович Голохвостий
Муз фон 1-выход Голохвостова
(виходит Голохвостый - кланяется)
He is a simple hairdresser who wasted all his money and now he looks for rich girls who will deicide all his financial problems.
Голохвостий (в пиджаке и цилиндре, смотрит в зал на девушек)
What beautiful girls are here, like flowers, like sweets. Oh, my God!
(танго- Голохвостый танцует с одной из девушек из зала - местной девушкой) Муз. Фон2 - танго
Парень(курит) Oh, Свирид Петрович, we have just been discussing you.
Голохвостый Because I am a very popular person in this city.(кланяется) May I take a cigarette?
Хлопець (рассматривает его) What a clothes you have!
Голохвостий Of course,of course, I am a very fashionable guy. All my clothes are made abroad of foreign materials. What are clothes for a person? Clothers are everything! (демонстрирует свою одежду)
(видит Проню, направляется к ней)

Кадр парк
Муз фон 3- виход Прони (Barbie girl — Aqua)
Автор. Pronya is a daughter of a local shopkeeper. She dreams about show-business. She thinks, she’s very talented and hopes to marry a rich man. Also she’s sure she has a very sophisticated taste.

Голохвастов
Oh, here she is, my Pronya.
Bonjour, Mademoiselle. My heart is as hot as a hammer.
Проня Merci, Monsieur

Голохвостый My dear, Pronya, you have such French manners, I have never seen such a sophisticated girl. Let me give you a candy.
(протягивает ей конфету)
Проня (берет одну) Oh, I’m so tired of these sweets. I would better prefer exotic fruit.
Голохвостый My honey, I can bring you all exotic fruit which you want. Do you know how I love you! I want to make you a preposition.
(становится на одно колено)
I hope you find my words and discover,
What you mean to me in this life ...
I love you, my dear, you know it,
Don"t cut pieces my heart with your knife!

Проня Do not tell me about love, please. You make me shiver and I’m such a shy girl. Come to our house in the evening, I will introduce you to my parents and you will make me a preposition at their presence.
(целует Голохвостого и убегает)
Звучит припев песни Абба «Money” Муз. фон 4
Голохвостий (показывает кулак) Пронька is here I’ll marry her and all their money will be mine.
In my dreams I have a plan
If I got me a wealthy man
I wouldn"t have to work at all, I"d fool around and have a ball...

(видит Галю, которая скромно проодит)
Муз фон 5 виход Гали
(минус «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»)
Автор Halya is a poor and shy girl. Her mother is eager to kill anybody who touches her daughter…
Голохвостый (к Гале) Do not be afraid of me, my bird, my honey.
Галя Don’t touch me or I will shout! Help! Help!
Голохвостый Don’t shout, just listen to me, my sweety. When I saw you at first I fall in love.
If you"re going to love me and cherish
I will always answer you same,
And if there is no way, I will perish...
But my favorite word is your name!
You are the best madam in the world. I promise I’ll make you rich, I’ll give you all diamonds of the world.
(появляется Секлита)
Секлита Галька, what are you doing here with this mister?
Галя (оправдываясь)Mother, I don’t know him, who he is, where he is from. I met him here and he began to tell all these stupid things about love.
Секлита People, keep him, stop him, he wanted to offend my daughter! Help, help!
(хватает Голохвостого за пиджак, тот выкручивается)
Голохвостый Do not shout, please.
Секлита Police! Police!
Голохвостый Listen to me, please, I’ll tell you all the truth. I love your daughter and she loves me, I don’t lie, I want to marry her, she is a real gold for me.
(начинает клясться, падает на колени перед Секлитой)
Секлита OK. I believe you. Come to us tomorrow and we’ll discuss your wedding.
(все расходятся)

Действие 2
кадр 5
(помещение скмьи Сирко -мещанский интерьер)

Муз фон 6 -минус Частушки
Семейная пара Сирко сидят за столом и пьют чай
Автор Now, my dear friends, let me introduce you Sirko family.
Prokip Sviridovych - a local shopkeeper and his wife Yavdokia Pylypivna. They want their daughter to be educated, talented and marry a rich man.
(заходит Проня)
Проня Mother, just look what I bought for you!
(натягивает матери на голову чепчик, та упирается)
Mother, you must look very fashionable, because one very rich and handsome man comes to us in the evening to make me a preposition.
Родители (одновременно) Who is he?
Проня Свірід Петрович Голохвастов!
Отец He is a hairdresser
Проня He is not a hairdresser, he is a hair stylist, very rich and popular. I go to my room to prepare for his visit, call me when he comes.
Отец Very rich and popular!..
Мать A hairdresser…
Отец (перебиває її) Hair stylist! Rich and popular…
Мать But…
Отец Without “but”! You don’t understand - VERY rich and popular! -as usually, you don’t understand…
(поют на мотив «Ти ж мене підманула») Муз фон 7
Did you promise that on Monday
We will go to the Subway


You betrayed my hopes at all
Come again and I’ll forgive
You’re the only I believe

And on Tuesday you suggested
We will travel to Manchester
I have come and you’re not here
What had happened with you, dear?

You’re my love and you’re my soul
You betrayed my hopes at all
Come again and I’ll forgive
You’re the only I believe

And on Wednesday I was hoping
We will come together shopping
I have come and you’re not here
What had happened with you, dear?

You’re my love and you’re my soul
You betrayed my hopes at all
Come again and I’ll forgive
You’re the only I believe

Did you promise that on Thursday
We will go to the birthday
I am here and you are there
What had happened with you and where?

You’re my love and you’re my soul
You betrayed my hopes at all
Come again and I’ll forgive
You’re the only I believe

(Родители уходят)
Действие 3
кадр 6 - комната Прони
Муз фон 8(минус “Даже если вам немного за 30”)
Проня начинает собираться, накидывает шаль, берет веєр, берет ноутбук верх ногами, обмахивается веером)
Входит Голохвастый, з тросточкой в цилиндре.
Голохвостый Let me introduce myself! Pronya Prokopivna, where are you? Maybe she is sleeping.
Проня Here you are. Bonjour! I was surfing the net, I’m so busy.
(входят одители, мама в нелепом чепчике)
Dear, Mummy, Daddy, I’d like to introduce you my boyfriend Свирид Петрович Голохвастый
(Голохвостов целует маме руку)
Мама Nice to meet you, мусье. Welcome to our house.
Отец Nice to meet you too. I see a very clever man. (целует его три раза) Are you a son of Голохвостов?
Проня Daddy, he is Голохвастий not Голохвостов, a very fashionable and popular person among show business.
Химка (из-за двери) Will I bring a wine and glasses?
Проня (топает на нее) Hymka, go out!
Mother Mister, you know our daughter studied at the University. She has a nice taste and many dresses.
Голохвостий Oh,yes, I see her beauty and taste because I have many fashionable boutiques, my work is closely connected with show business and such diamond like Проня can shine in show business too. May I smoke here? (достает сигару)
Проня Hymka, fire.
Mother Hymka, fire.
(прибегает Химка с углем на совке)
(Родители уходят)
Голохвостый (к Проне, беря ее за руку) My dear, my honey, you know that I can’t live without you. My heart is beating like a motor (кладет ее руку себе на сердце)
Проня Maybe it is your telephone is beating? (он достает из кармана телефон)
Голохвостый You don’t belive me? I’d be the happiest man in the world if you marry me!
Проня (смотрит ему в глаза) I agree.
(Поют на мотив песни «Подмосковные вечера»: Муз фон 9
Lazily the brook, like a silv"ry stream
Ripples gently in the moonlight,
And a song afar fades as in a dream,
In the spell of this summer night…)
(Уходят)

Кадр 6 спальня Прони
(на фоне быстрой музыки и слов автора происходит подготовка к свадьбе - Проня наряжается и Химка ей помогает) Муз фон 10
Автор Сірко’s family is preparing for wedding, servants are cleaning and decorating the house and Pronya is very happy because she will marry at last.
Проня Faster, Faster!.. Oh, my God!.. He"ll be here! Give me that necklace!.. No!.. not this one, that necklace will be better!.. Well, give me both of them!.. My darling will be here soon! He is an expert in fashion…I must be in trend… Give me a wreath too. Quickly! Hurry up!..
Well, what do you think?
Химка What a beauty!

(появляется Голохвостый с цветами)
Голохвостый Let me my dear Pronya congratulate you on this prominant day in my life and kiss your hand.
Проня Bonjour merci (целует ей руку,берутся под руку, звучат колокола) кадр 7 колокола
Муз фон 11колокола

Действие 4
(изображение церкви меняется изображением свадебного стола)
Кадр 8 стол
Муз фон полька
Голохвостов з Проней, семейная пара Сирко и местный парень с девушкой танцуют на свадьбе)

(слышится шум, грохот, появляется Секлита, кот тянет за руку Галю)
Секлита (кричит) Let me speak, let me speak.What a criminal marriage it is. He is a lier, he promised to marry my daughter Halya!
Голохвостый Who is this crazy woman? I see her at first. Please, somebody, take her away.
Галя (грустно):
No more tears to cry
No more words to lie
No more reasons to talk
No more roads to walk
No more oaths to give
No more things to believe
No more hours to pray
No more promise to say
No more souls to steal
No more heartbreak to feel
No more doors to be knocked
No more hearts to be rocked
No desires to have
No more secretes to save
No despairs to hide
It is cruelty beside

Проня What happened? I don"t understand this situation. Explain me, somebody.
Секлита This mister (показывает на Голохвостого) promised to marry my daughter. (к Голохвостому)Why did you come to us if you weren’t going to marry her?
Проня Tell me that it is a lie, that you love only me.
Голохвостый Yes, I’m a bankrupt, bankrupt, I needed only your money
(Проня хватается за сердце)
Проня (поет на мотив песни Верки Сердючки «Дольче Габанна»
Муз фон 12 минус Дольче Габанна
I’m wearing a dress of Dolce&Gabanna,
I’m having a stress of this awful drama,
Now my eyes are open, the clock has stroken,
Now I feel that my hart has been so cruelly broken…)
I loved you, not your shops and botiques but YOU betrayed me.

(Срывет с себя фату и бросает ее в олохвостого)
Голохвостий If I were rich I would never marry your ugly and stupid Пронька, I would never appear in these slums where all live,
(Проня теряет сознание, родители бросаются к ней)
I would marry a beautiful and rich girl because I’m the most talented and handsome man in this city.

Отец Get out of here!
Проня, ее мама, Секлита(вместе) Get out of here!
(Голохвостий важно пытается удалиться. Все бросаются за ним с кулаками, Химка с совком, Секлита с веником, он отмахивается, но ускоряется. Все покидают место действия)
Автор My dear spectators, the end of this play was predictable, because you can’t catch two hares at once and if you try you may get in such an unpleasant situation like our main character. We hope you enjoyed our acting, we wish you luck and health.
(Актеры выходят и поют финальную песню Ray Charles - Hit The Road Jack) Муз фон 13

(What you say?)
Hit the road Jack and don"t you come back no more, no more, no more, no more.
Hit the road Jack and don"t you come back no more.

Oh! Woman, oh woman, don"t treat me so mean,
You"re the meanest old woman that I"ve ever seen.
I guess if you said so
I"d have to pack my things and go. (That"s right)

Hit the road Jack and don"t you come back no more, no more, no more, no more.
Hit the road Jack and don"t you come back no more.

Now baby, listen baby, don"t-a treat me this-a way
Cause I"ll be back on my feet some day.

Don"t care if you do "cause it"s understood
You ain"t got no money you just ain"t no good.

Well, I guess if you say so
I have to pack my things and go. (That"s right)

Hit the road Jack and don"t you come back no more, no more, no more, no more.
Hit the road Jack and don"t you come back no more.

Don"t you come back no more.
(What you say)
Don"t you come back no more
(Come on baby)
Don"t you come back no more
(Repeat a couple times and fade)