Основные причины возникновения стресса на работе презентация. Презентация "стресс и его влияние на человека"

Слайд 1

Работу выполнила: Маренина Татьяна Аркадьевна, заместитель директора МСОШ №8 по социальным вопросам

Слайд 2

Уважаемые коллеги!

Перед вами ряд слайдов о стрессе Можете не спешить просмотреть их…, но тогда не узнаете, что такое стресс и как избавиться от него. Вы хотите узнать всё о стрессе и побыстрее? Это в ваших руках! Позаботьтесь о своём личном самочувствии! Воспользуйтесь полезной и нужной информацией!

Слайд 3

Полезная информация

Я вам советую при просмотре слайдов: Если ваше мнение не совпадает с предложенным материалом, попытайтесь воспринять иную точку зрения, анализируя её сильные и слабые стороны; Помните, что любая точка зрения имеет право на существование, даже если она противоречит мнению большинства; Помните, что каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье и, следовательно, - за свою жизнь; Сделайте свой самостоятельный выбор; Не забывайте, что ваши результаты решения реальны и допустимы!

Слайд 4

Стресс – напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. В жизни каждого человека бывают критические ситуации, именуемые кризами, фрустрациями, конфликтами, стрессами. Это неизбежно. Цель: Дать понятие о стрессе и его проявлениях; Познакомить со способами избавления от стресса.

Слайд 5

Экспресс-анализ

Используя тест нидерландского профессора Аппелса, проведён экспресс-анализ степени истощаемости жизненных сил учащихся, учителей, родителей. Проанализируем диаграмму и сделаем выводы. Как мы убедились, 80% респондентов ощущают тревогу, нервозность, напряжение, то есть стресс.

4% - признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет. 16% - имеются сигналы утомления и перенапряжения.

Слайд 6

Физиологический (действие физических перегрузок, болезни). Психологический (действие моральных и психологических перегрузок). Информационный (информационная перегрузка, отсутствие правильного решения, отставание от требуемого темпа). Эмоциональный (ситуации угрозы жизни и здоровью).

ВИДЫ СТРЕССА стресс

Слайд 7

Стадии (фазы стресса)

Доктор Ганс Селье, автор учения о стрессе, определил его как «скорость изнашивания и разрушения организма». Селье выделил 3 ф а з ы стресса: 1. Фаза тревоги – первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу. 2. Фаза сопротивления – активное сопротивление организма. 3. Фаза истощения – разрушение организма («сгорание»).

Слайд 8

ПРИЗНАКИ СТРЕССА

Тревога Страх Напряжение Неуверенность Растерянность Подавленность Беззащитность Паника

Бледность/краснота Учащение пульса Дрожь Мышечная скованность Сухость во рту Затруднение дыхания Расширение зрачков Потливость Трудности глотания Желудочный спазм

Слайд 9

ДЕПРЕССИЯ

От стресса до депрессии - один шаг Кто не может быстро справиться со стрессом, он переходит в депрессию. Фактически это ответ организма на стресс

Депрессия – это заболевание всего организма, затрагивающее и настроение, и мысли, и поведение

Слайд 10

Болезни, сопутствующие стрессу

Диабет Бесплодие Выпадение волос Головные боли Сердечные заболевания Повышенное кровяное давление

Аллергия Депрессии Простуды Рак Заболевания кишечника Приступы паники Язва желудка Заболевания кожи

Слайд 11

ВЫХОД ИЗ СТРЕССА

Несколько глубоких вдохов Мышечное расслабление Спорт или физический труд Юмор Умойтесь холодной водой Выпейте воды или лучше сока Переключите внимание на посторонний объект Переоценка ситуации Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно Сделайте себе массаж лица, головы, шеи, рук, ног Нарисуйте стрессовую ситуацию. Порвите рисунок. Ароматерапия Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Вы в полном порядке!

Презентация powerpoint и психологии стресса с точки зрения дисциплины БЖД (безопасность жизнедеятельности). Сорок страниц на синем фоне.

Текстовые фрагменты из презентации:

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье . Самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли ЦНС в происхождении стресса.

Селье и его последователи показали, что реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус . Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед осво­бождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких. Это и послужило причиной такой разницы в смертности

Современные взгляды на стресс

Современный взгляды отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так, Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к.сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

Причины стресса, стрессоры

Причина стресса складывается из двух составляющих:
  • «стрессор»
  • «стрессовая реакция».

Стрессор

Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые

  • относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод),
  • имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия),
  • социологическую (безработица, смерть любимого человека)
  • остальные - философского характера (использование времени, цели жизни).
Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:
  • повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;
  • критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;
  • хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

Стрессовая реакция

Стрессовые реакции могут быть:
  • физиологическими
  • эмоциональными
  • поведенческими
Физиологические стрессовые реакции , такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Так что же такое стресс? Стресс это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы.

Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т.д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный:

  • Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.
  • Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.
Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку!
  • Эустресс - стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне
  • Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

Фазы стресса

  • Фаза 1. Реакция тревоги . В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
  • Фаза 2. Стадия сопротивления . Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
  • Фаза 3. Стадия истощения . В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.
Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:
  • Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство.
  • Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении).
  • Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).
  • В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..

ПТСР - Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство - это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практи­чески у любого человека.

Посттравматическое стрессовое расстройство - состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нару­шения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близ­кого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

Характеристики такой травмы:

  1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;
  2. Это состояние обусловлено внешними причинами;
  3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;
  4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение бес­помощности, бессилия что-либо сделать или предпри­нять.
Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать её как развернутый во времени процесс.

Первая фаза - фаза психологического шока - содержит два основных компонента:

  1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в ок­ружающей среде, дезорганизация деятельности;
  2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна
Вторая фаза - воздействие - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственно­стью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшед­шего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления» (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования , либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

Основные характеристики

  • Травматическое событие переживается вновь и вновь (flashback)
  • Упорно избегается всё то, что может быть связано с травмой
  • Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы
  • Выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало
  • Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.
  • Притупление эмоций
  • Появляется чувство укороченного будущего
  • Раздражительность или вспышки гнева
  • Устойчивые симптомы на физиологическом уровне

Саморегуляция

Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути:
  • изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;
  • активное включение представлений и чувственных образов;
  • использование программирующей и регулирующей роли слова

Способы регуляции эмоциональных состояний

Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.

Упражнения на концентрацию внимания

Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

Формирование навыков расслабления мышц лица и рук.

Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.























1 из 22

Презентация на тему: Стресс

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

№ слайда 3

Описание слайда:

Эустресс - Понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм". Эустресс - Понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм". Дистресс - Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

№ слайда 4

Описание слайда:

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма -- разлаживаться. Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма -- разлаживаться. Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

№ слайда 5

Описание слайда:

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.)..

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

№ слайда 8

Описание слайда:

Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей. Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

№ слайда 9

Описание слайда:

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

№ слайда 10

Описание слайда:

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

№ слайда 11

Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте всё, что видите. Детально рассмотрите небо, называя про себя всё, что видите. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырёх минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь чётко представить его с закрытыми глазами. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течёт по вашему горлу. Ещё раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 5.1. Стресс и дистресс

Понятие стресса Введенно Гансом Селье в 1936 г. для обозначения состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально оно обозначало неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

"Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".

"Следует по крайней мере "быть на дружеской ноге" со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе "игровую профессию", как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков". "Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц" .

Понятие стресса Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Понятие стресса СТРЕССОР - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.; 2) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.

Понятие стресса Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Исследователи классифицируют людей на А -тип и В -тип, при этом для людей А -типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B -типа.

Стадия тревоги На стадии тревоги активизируются все физиологические реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение адреналина корой надпочечников и гормона АКТГ гипофизом, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается также частота дыхания и сердечных сокращений.

Стадия сопротивления Если стресс продолжается, организм выглядит нормальным. Частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, поддерживая концентрацию глюкозы в крови на высоком, отрицательном, с точки зрения здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Стадия истощения Если стресс продолжается и дальше, наступает стадия, на которой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Профессиональные дистрессы Информационный Эмоциональный Коммуникативный

Информационный дистресс Информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто он сопровождается неопределенностью ситуации, недостоверной информацией и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный дистресс Эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Комуникативный дистресс Коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса: наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); заняться тем, что помогает снять напряжение.

Стрессовые сценарии в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: чаще стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Основные варианты защиты от манипулирования: укрепление своей жизненной позиции; укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"); владение техниками общения. Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

рефлексологический метод (токи, иглоукалывания, лазерные технологии); воздействие через музыку (цветомузыку); регуляция поведения психофармакологическими средствами; методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека; различные релаксационные упражнения; тренировка социальных навыков; тренировка навыков решения проблем. Основные методы регуляции психическими состояниями:

Спасибо за внимание!