Основные принципы и способы охраны окружающей среды. Основные задачи, принципы охраны окружающей природной среды

Основные принципы охраны окружающей среды

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные принципы охраны окружающей среды
Рубрика (тематическая категория) Экология

Закрепленные в статье 3 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ принципы экологического законодательства - это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные какой-либо отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всœей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о крайне важно сти использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Первым в статье 3 указан принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Данный принцип отнюдь не случайно поставлен в законе на первое место. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повсœедневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа бывают обжалованы в судебном или административном порядке.

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Этот принцип отличается по содержанию от предыдущего. Он предполагает создание для каждого человека максимально комфортной жизненной среды не только в экологическом смысле, но и во всœех остальных отношениях. Соблюдение данного принципа означает, что совершение любого действия должно оцениваться с точки зрения того, как это действие влияет на жизнедеятельность других людей. Поведение того или иного субъекта - отдельной личности, социальной группы, социальной организации, включая государство - так или иначе отражается на окружающих. С этой точки зрения, социально неоправданными являются те деяния, которые создают помеху для существования и деятельности других социальных субъектов. Обратим внимание: в законодательной формулировке речь идет именно о жизнедеятельности человека, а не общества. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в качестве критерия взяты интересы отдельного индивида, которые всœегда более конкретны и осязаемы, нежели интересы общества. Вместе с тем, имеются в виду всœе условия жизнедеятельности, включая социальные, экономические, культурные и т.п.

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Здесь фактически впервые на законодательном уровне закреплен принцип устойчивого развития. Идее устойчивого развития часто придают сугубо экологическое содержание, что не совсœем корректно. В действительности устойчивое развитие и благоприятная окружающая среда - далеко не одно и то же, что отражено и в тексте данного принципа. Устойчивое развитие как определœенный общественный идеал обладает ярко выраженным системным, интегративным характером. Экологическая составляющая при этом выходит на первый план потому, что именно в концепции устойчивого развития впервые было уделœено должное внимание проблеме взаимодействия человека с природой.

Устойчивое развитие предполагает слаженный, синхронный и согласованный прогресс всœех областей социальной жизни. Ни одно из направлений развития не должно идти в ущерб другим направлениям. В течение долгого времени эта истина осознавалась явно недостаточно, вследствие чего наступила резкая дисгармония отдельных сфер общественного развития, когда технический прогресс вырвался далеко вперед, обогнав культурную и социальную динамику и полностью игнорируя естественные природные факторы.

Устойчивое развитие вовсœе не означает, что теперь крайне важно бросить всœе силы на защиту окружающей среды, жертвуя ради этого всœеми техническими и экономическими достижениями. Напротив, следует искать такие пути дальнейшего развития общества, при котором удалось бы достичь одинаковых успехов во всœех этих областях, более того, чтобы они поддерживали и взаимно стимулировали друг друга. По этой причине в законе и говорится об оптимальном сочетании экологических, экономических и социальных интересов, а также интересов человека, общества и государства (при этом интересы человека, как упоминалось выше, являются первичными). Очевидна сложность реализации этого общественного идеала, как и то, что данной цели можно добиться лишь научными средствами.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Природные ресурсы, согласно ст. 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ - это такие компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или бывают использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Понятие природных ресурсов, таким образом, содержит оценку природных явлений с точки зрения их эксплуатации человеком.

Охрана природных ресурсов - это деятельность по их защите от негативного воздействия, предотвращение такого воздействия и устранение его последствий. Воспроизводство - деятельность по восполнению утраченных, израсходованных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов - это такое их потребление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не превышает пределов крайне важно го, не приводит к необратимому истощению ресурсов, оставляет возможность для их восстановления и приумножения.

Все это является условием достижения экологической безопасности, которая представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В законодательном определœении экологической безопасности проявляются тенденции, о которых уже упоминалось выше: первая из них состоит в том, что во главу угла ставится интерес отдельной личности, а не социальной общности. Вторая тенденция - придание экологическим категориям более широкого смысла, чем обычно; в данном случае, к примеру, к экологической безопасности фактически отнесена защищенность любых жизненно важных интересов человека от любых негативных последствий любого вида деятельности.

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Здесь речь идет не столько о юридической ответственности за правонарушение, сколько о социальной ответственности органов власти перед обществом. Существует распределœение полномочий между различными уровнями власти по охране окружающей среды. Каждый из этих уровней несет ответственность за надлежащую реализацию своих полномочий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ответственность распределœена по предметам ведения, а также по территориальному масштабу ("на соответствующих территориях"): органы местного самоуправления отвечают за состояние окружающей среды на территории муниципального образования, региональные власти - на уровне субъекта федерации, федеральные органы власти - на территории всœей страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на любом отдельном участке российской территории должна действовать тройная система природоохранных органов. Но для этого крайне важно, чтобы всœе три уровня власти осуществляли свои полномочия в режиме взаимной поддержки и сотрудничества. Вместо этого на практике в их отношениях наблюдается высокая степень конфликтности и стремление переложить реализацию природоохранных функций друг на друга.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Природопользованием принято называть любая хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов или оказывающая влияние на состояние окружающей среды. В дальнейшем закон в основном говорит о платности негативного воздействия на окружающую среду. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, негативное воздействие на окружающую среду не находится под полным запретом, что было бы нереалистично - оно допускается, но в строго определœенных границах и на возмездной основе. Внесение этой платы не освобождает субъектов от проведения природоохранных мероприятий и от возмещения вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причинœенного окружающей среде, регулируется в статьях 77-78 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ.

Независимость контроля в области охраны окружающей среды. Под экологическим контролем в законодательстве принято понимать система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативных требований в области охраны окружающей среды.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, контрольная деятельность по своему содержанию носит правоохранительный характер; акцент делается именно на контроле за выполнением правовых актов. Что касается принципа независимости контроля, то речь идет прежде всœего о том, что контролирующие субъекты должны быть независимы от контролируемых, не находиться в их подчинœении и не подвергаться давлению с их стороны.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция есть особый прием юридической техники, когда нечто считается юридически признанным, пока не будет доказано противоположное. В данном случае имеется в виду, что любую хозяйственную деятельность следует рассматривать как потенциальную угрозу для окружающей среды, пока не появится уверенность в обратном. Но и здесь сфера действия принципа неоправданно расширяется за счёт того, что декларируется экологическая опасность не только хозяйственной, но и "иной" деятельности. На самом делœе существует огромное число видов деятельности, которые изначально не могут нанести ущерба окружающей среде (к примеру, проведение социологических опросов, чтение лекций, написание литературных произведений и т.п.). Естественно, не должна быть и речи о презумпции экологической опасности таких видов деятельности. По этой причине данный принцип нуждается в ограничительном толковании.

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ОВОС - это деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. При этом буквальное толкование этого принципа также приводит к заключению, что оценка воздействия на окружающую среду должна предшествовать началу любой человеческой деятельности, что нецелœесообразно и невыполнимо. Речь здесь, по всœей видимости, должна идти лишь о такой деятельности, которая хотя бы теоретически может оказать какое-либо воздействие на окружающую среду.

Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Данный принцип в 2006 ᴦ. заменил принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность. С 1 января 2007 ᴦ. проектная документация в отношении объектов капитального строительства является объектом комплексной государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В статье 3 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ указаны случаи обязательного проведения проверки проектов и иной документации - когда проектируемая деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан. Сегодня данный принцип еще не должна быть осуществлен, т.к. всœе технические регламенты в области охраны окружающей среды еще не разработаны и не приняты.

Учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Речь идет о том, что каждый участок российской территории в своем роде уникален и в чем-то отличается от других. Различия могут заключаться в характере местности, уровне ее заселœенности, климатических условиях, плодородии почв, состоянии окружающей среды, наличии тех или иных природных объектов, составе флоры и фауны и т.п. Хозяйственная и иная деятельность, подлежащая эколого-правовой оценке, не должна игнорировать специфику тех территорий, на которых планируется ее вести. Экологическое законодательство обязывает при организации хозяйственной деятельности принимать во внимание не только ее собственные интересы, но и интересы той природно-социальной среды, где эта деятельность осуществляется.

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Согласно статье 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный комплекс - это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединœенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определœенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Как видно из приведенных определœений, общими отличительными чертами естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов являются их естественный характер и системность. Οʜᴎ складываются и функционируют в природе объективно, независимо от воли человека, и при этом представляют из себяособую неразрывную связь природных явлений, из которой нельзя изъять ни одной составляющей. Отсюда особая важность бережного отношения к экосистемам, природным ландшафтам и комплексам: порой достаточно одного неловкого вмешательства, чтобы нарушить сложное взаимодействие элементов и положить начало необратимому процессу с самыми тяжелыми экологическими последствиями. По этой причине законодательно установлен приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, который означает крайне важно сть поддерживать их функционирование в режиме, максимально близком к естественному, и запрет на совершение действий, могущих негативно отразиться на их состоянии.

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требования в области охраны окружающей среды. Это общее правило, в соответствии с которым должна осуществляться любая человеческая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду. Такое воздействие неизбежно, ибо социальная жизнь человечества неотделима от природной среды; точно так же неизбежным является и воздействие природы на деятельность общества. Общество не способно полностью оградить природу от своего влияния, но вполне может разумно ограничивать это влияние, что диктуется хотя бы интересами самосохранения - ведь обратная реакция природы не замедлит себя ждать.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воздействие на окружающую среду юридически разрешено, но лишь в определœенных рамках, которые устанавливаются нормативами и иными общеобязательными экологическими требованиями.

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на базе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Данный принцип требует не только соблюдать существующие нормативы в области охраны окружающей среды, но и нечто большее - постоянно стремиться к уменьшению отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду. Иными словами, в случае если существует возможность усовершенствовать ту или иную деятельность в сторону снижения ее воздействия на окружающую среду, такая возможность должна быть использована.

Под "наилучшей существующей технологией" в ст. 1 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ принято понимать технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Ссылка на социально-экономические факторы означает, что наилучшая существующая технология должна быть оптимальной не только с точки зрения экологии, но и в смысле ее экономической целœесообразности и практической осуществимости, в противном случае такая технология просто не сдолжна быть внедрена и не проявит своих полезных качеств.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Законодательная формулировка этого принципа крайне неудачна.

В первую очередь, перечислены всœе возможные субъекты правоотношений, что вызывает вопрос: в чьей же деятельности по охране окружающей среды они должны участвовать? По-видимому, в деятельности друг друга.

Во-вторых, для кого является обязательным это участие? Насколько известно, не существует правовых механизмов для принудительного привлечения физических лиц или общественных организаций к природоохранной деятельности.

Судя по всœему, в данном принципе речь идет о крайне важно сти объединœения усилий всœех субъектов общественной жизни в целях совместного решения задач по охране окружающей среды. При этом несовершенство законодательного выражения лишает данный принцип юридической определœенности и делает его успешное действие проблематичным.

Сохранение биологического разнообразия. Нельзя забывать о том, что жизнь на Земле представлена почти бесконечным множеством форм и носителœей. Величайшая ошибка человека - из всœех этих носителœей приписывать самостоятельную ценность только себе. Любой биологический вид для природы обладает такой же безусловной значимостью, как и человечество. При этом именно на человеке лежит повышенная ответственность за судьбу всœех остальных биологических видов, так как ни одно из живых существ не способно столь разрушительно воздействовать на природу, как человек. Ни одно из живых существ не может самостоятельно защитить себя от этого воздействия. По этой причине крайне важно охранять другие биологические виды от деградации и вымирания, создавать им достойные условия для жизни, принимать меры к поддержке редких и исчезающих видов.

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности. Данный принцип отражает определœенную вариативность эколого-правового регулирования. Безусловно, должны существовать строгие и единые для всœех правила природопользования и природоохраны, однако необходим и дифференцированный подход к отдельным ситуациям. В каждом конкретном случае, когда необходима эколого-правовая квалификация, следует не только выполнять общие требования в области охраны окружающей среды, но и учитывать особенности, свойственные для конкретной территории, конкретных природных объектов, конкретных видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.п. Не должна быть абсолютной унификации в правовой оценке - она зависит от индивидуального сочетания экологически и юридически значимых факторов. Но в любом случае дифференцированный подход должен соответствовать интегрированному, развивая и конкретизируя, но не заменяя его.

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В данном положении сформулировано общее правило о том, какие именно действия в отношении окружающей среды являются юридически недопустимыми. К сожалению, и на данный раз изъяны законодательной техники затрудняют эффективное действие правового принципа. Прежде всœего, запрещенной объявлена любая деятельность, результаты которой непредсказуемы для окружающей среды. Но непредсказуемость во многом является субъективным понятием: как известно, не должна быть абсолютно точного прогноза, тем более нельзя оценить его достоверность до того, как произойдет прогнозируемое событие.

С другой стороны, нет такой деятельности, в отношении которой прогноз был бы вообще невозможен. По этой причине всœе в какой-то степени предсказуемо и в какой-то - непредсказуемо. Более или менее ясно обозначены несколько видов последствий, возможность наступления которых законодатель считает основанием для запрета соответствующей деятельности. Это грубое нарушение системности и целостности функционирования природных объектов, существенное ухудшение их состояния, серьезное количественное уменьшение. При этом к этому добавлены и "иные негативные изменения окружающей среды". Получается, что полностью запрещено любое негативное воздействие на окружающую среду. Данный запрет не только является невыполнимым, но и противоречит другим принципам экологического права, в частности, принципу платности природопользования (негативное воздействие на окружающую среду запрещено, и одновременно с этим, исходя из статьи 16 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ является платным).

Соблюдение права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Право на достоверную информацию об окружающей среде особо закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 статьи 24 Конституции России, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в случае если иное не предусмотрено законом. Это служит достаточным правовым основанием для того, чтобы любой гражданин мог затребовать и получить от органов власти имеющиеся у них данные о состоянии окружающей среды, поскольку эти сведения самым прямым образом затрагивают одно из конституционных прав человека - право на благоприятную окружающую среду. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну. При этом сама практика массового засекречивания материалов о состоянии окружающей среды должна быть признана нарушением конституционных прав человека и принципов экологического права.

Кроме получения информации, граждане также имеют право участвовать в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Юридические возможности такого участия довольно многообразны - это выборы в государственные и муниципальные органы, инициирование референдума и участие в нем, сходы и собрания граждан, право на обращение в органы власти с жалобами, замечаниями и предложениями, проведение общественной экологической экспертизы и т.п.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. В соответствии с общеправовым принципом неотвратимости юридической ответственности, юридическая санкция (мера принуждения) должна применяться во всœех случаях, когда она установлена в качестве обязательного последствия правонарушения. Не является исключением и экологическое право. При этом ответственность за экологические правонарушения предусматривается не только экологическим законодательством: она также регулируется нормами гражданского, административного и уголовного права. Каждый из видов юридической ответственности имеет собственные цели, свою сферу действия, свои составы правонарушений, свои основания применения и виды налагаемых санкций.

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. Экологическое образование - это деятельность по формированию у населœения знаний, навыков и ценностных ориентаций в области охраны окружающей среды. Эта деятельность осуществляется как через существующую систему учебных заведений, в учебные программы которых включаются дисциплины экологической направленности, так и в форме просветительских мероприятий - семинаров, открытых акций, публикаций в СМИ материалов экологического содержания, выпуска и распространения популярной литературы по экологии, пропаганды экологических знаний и ценностей в произведениях искусства и многими другими путями. Результатом эффективного экологического образования и воспитания должно стать формирование экологической культуры - определœенного высокого уровня познаний и отношения к окружающей среде, осмысленного опыта взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающего экологическое благополучие и устойчивое развитие.

По существу, данный принцип не носит и не может носить юридически императивного характера, а представляет собой лишь определœенное пожелание государства, определœенную программу действий, "декларацию о намерениях". Более подробно она раскрыта в главе XIII ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, носящей название "Основы формирования экологической культуры".

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединœений в решении задач охраны окружающей среды. Фактически это уже третий принцип, который закрепляет одно и то же - возможность участия граждан в природоохранной деятельности (ранее это было сформулировано как "обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц", а также "участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду".

Что касается общественных и иных некоммерческих объединœений, то их деятельности по охране окружающей среды посвящена статья 12 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ. Среди наиболее важных форм такой деятельности - выработка, пропаганда и реализация природоохранных программ, организация защиты прав граждан, привлечение граждан к природоохранной деятельности, организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и иных публичных мероприятий, организация общественной экологической экспертизы, проведение общественных слушаний по экологически значимым проектам и т.п.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Такое сотрудничество осуществляется в форме реализации совместных проектов, направленных на охрану конкретных территорий, иных природных объектов; в форме финансовой поддержки тех или иных природоохранных мероприятий из-за рубежа; в форме совместных экологических исследований и обмена результатами научных изысканий в сфере методов охраны окружающей среды и т.п. Важнейшей правовой формой международного сотрудничества является заключение двусторонних и многосторонних международных договоров в области охраны окружающей среды, а также участие России в деятельности международных экологических организаций. В ст. 82 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ содержится правило, основанное на ч. 4 ст. 15 Конституции России, в которой признается приоритет международных обязательств России над ее внутренними установлениями. Согласно ч. 2 статьи 82 ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, в случае если международным договором предусматривается иное, нежели российским экологическим законодательством, то применяются нормы международного договора. При этом частью 1 той же статьи ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ предусмотрены две формы действия международных договоров в области охраны окружающей среды: если такой договор не требует принятия специальных нормативных актов, то его положения применяются непосредственно, в обратном случае в дополнение к договору издается соответствующий правовой акт, который развивает его положения и применяется наряду с ним.

Основные принципы охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы охраны окружающей среды" 2017, 2018.

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права: уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы . Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды (МПОС). Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

К специальным принципам охраны окружающей среды относятся ниже перечисленные.

1. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба . Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

2. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Элементы принципа недопустимости радиоактивно го заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

3. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.

4. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

5. Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает, прежде всего, глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

6. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.

7. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Методы охраны окружающей среды подразделяются на три основные группы:

Прямые природоохранные мероприятия (разработка и использование различного рода очистных сооружений, переработка, складирования или ликвидация отходов, рекультивация нарушенных земель и т.д.);

Разработка и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий (комплексная переработка полезных ископаемых, минерального и другого сырья, использование технологий с образованием малого количества отходов, замкнутые системы водопользования и т.д.);

Применение опосредованных природоохранных мероприятий (принятие законодательных и нормативно-правовых актов, структурная перестройка экономики, совершенствование экспортной политики и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие экологических факторов и их классификация

Экологические факторы это такие свойства компонентов экосистемы и ее внешней среды которые оказывают непосредственное воздействие на особей.. их делят на внешние экзогенные и внутренние эндогенные внешними.. экологические факторы также делят на императивные условия существования пища вода тепло свет кислород без..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Закон минимума Либиха. Шелфорда. Диапазон толерантности
Закон лимитирующих факторов: факторы среды, имеющие в конкретных условиях наихудшие значения, ограничивают возможность существования популяции, вида в данных условиях, вопреки и не

Статические характеристики популяции
1. Численность и плотность. Под численностью и плотностью популяции понимают число особей, приходящееся в среднем на единицу площади или объема. В зависимости от внеш

Пространственная структура популяции
Пространственная структура популяции – это характер размещения и распределения отдельных членов популяции и их группировок на популяционной территории (ареале). В популяции реализуется прин

Трофическая структура биоценоза
В каждую экосистему входят группы организмов разных видов, различаемые по способу питания (трофическая структура биоценоза). Автотрофы («самопитающиеся») – организмы, обра

Биогеохимические законы Вернадского
Учение В.И. Вернадского о биосфере очень обширно и затрагивает многие аспекты глобальной экологии. Приведем биогеохимические законы В.И. Вернадского. 1. Биогенная миграция атомо

Факторы и принципы устойчивого развития
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. 1.2.1. Экономическая составляющая

Единство концепций
Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития - задача огромной сложности, поскольку все три элемента у

Стратегии, принципы и уровни устойчивого развития
Понятие устойчивого развития может быть проанализировано в нескольких принципах. 1. Политико-правовой принцип: - развитая современная демократия (народовластие, к

Ресурсы гидросферы
Гидросфера - совокупность всех водных запасов Земли. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан, континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредо

Ресурсы атмосферы (газы Земли)
Природные газы выделяются по условиям нахождения в окружающей среде, по химическому составу, формам проявления (очаги, скопления), по происхождению (биохимические, радиоактивные, космические). В хи

Биологические ресурсы и продовольственная безопасность
К биологическим ресурсам относятся растения, животные и микроорганизмы. Основная задача охраны и рационального использования биотических ресурсов - это их сохранение и увели

Охрана природы. Рациональное природопользование. Малоотходные и безотходные технологии
Под охраной природы понимают комплекс мероприятий, обеспечивающих возможность сохранения природной ресурсно- и природосредовоспроизводящих функций, генофонда, а также сохран


Традиционная энергетическая отрасль, использующая ископаемые горючие материалы (нефть, уголь), является одним из основных источников загрязнения окружающей среды и потребителем невозобновимых приро

Проблема урбанизации
Латинское слово «Urbs» - город - известно давно. Но термины «урбанизм» и «урбанизация» появились сравнительно недавно. Урбанизация – это процесс миграции населения на житель

Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды
Для сохранения биологического разнообразия государства создается необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее - ООПТ). В соответстви

Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биологического разнообразия
Природа сконструировала в процессе эволюции неисчислимое разнообразие жизненных форм. Одной из приоритетных задач охраны природы является сохранение данного биологического разнообразия. Под

Процессы дестабилизации природной среды Республики Казахстан, причины и следствия
Казахстан, являясь участником мировых процессов и явлений, также стремиться достичь устойчивого развития и прилагает к этому немалые усилия: от идентификации дестабилизирующих природную среду проце

Методы и критерии оценки состояния окружающей среды
Критерии оценки состояния окружающей среды делятся на прямые и косвенные, частные и интегральные, или образуют систему критериев. Прямые критерииотражают прямое воздействие

Экологический мониторинг, принципы его организации
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие

Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
Экологическое право– отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, то есть отношения, связанные с использованием и

Понятие предельно-допустимого выброса
Для оценки качества атмосферного воздуха и в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные нормативы выбросов

Принцип действия циклона
Широкое применение для сухой очистки газов получили циклоны различных типов (рисунок 3.1). Газовый поток вводится в циклон через патрубок 2 по касательной с внутренней поверхности

Радиальный пылеулавливатель
В радиальных пылеуловителях (рисунок 3.4) отделение твёрдых частиц от газового потока происходит за счёт совместного действия гравитационных и инерционных сил. Последние возникают

Ротационный пылеулавливатель
Ротационные пылеуловители (рисунок 3.2) относятся к аппаратам центробежного действия и представляют собой машину, которая одновременно с перемещением воздуха очищает его от относит

Мокрые методы очистки пылегазообразных выбросов
Мокрые пылеуловители.Аппараты мокрой очистки газов имеют широкое распространение, так как характеризуются высокой эффективностью очистки от мелкодисперсных пылей с диаметром ча

Принцип действия скруббера Вентури
Среди аппаратов мокрой очистки с осаждением пыли на поверхность капель наибольшее практическое применение нашли скрубберы Вентури (рисунок 3.8). Основная часть скруббера – сопло Ве

Форсуночный скуббер
Разновидностью аппаратов для улавливания пыли осаждением частиц на каплях жидкости являются форсуночные скрубберы (рисунок 3.9а). Запылённый газовый поток поступает в скруббер по п

Принцип действия барботажно-пенного пылеулавливателя
К мокрым пылеуловителям относятся барботажно-пенные пылеуловители с провальной и переливной решётками (рисунок 3.10). В таких аппаратах газ на очистку поступает на решётку 3, прохо


Различают несколько видов загрязнения воды: - микробное – поступление в водоемы патогенных микроорганизмов; - тепловое – поступление в водоемы тепла вместе

Нормативы качества воды
Для нормирования содержания загрязняющих веществ в воде вводятся предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Под ПДКподразум

Принцип действия отстойника
Отстойники бывают вертикальные, радиальные и горизонтальные. Вертикальный отстойник представляет собой цилиндрический или квадратный резервуар с коническим днищем. Сточную воду подводят по централь

Принцип действия осветлителя
На рисунке 3.15 показана принципиальная схема осветлителя. Воду с коагулянтом подают в нижнюю часть осветлителя. Хлопья коагулянта и увлекаемые им частицы взвеси поднимаются восход

Принцип действия фильтров
Фильтрованиеприменяют для выделения из сточных вод тонкодисперсных примесей, удаление которых отстаиванием затруднено. Разделение проводят при помощи пористых перегородок, п

Очистка сточных вод методом коагуляции
Коагуляция– это процесс укрупнения дисперсных частиц в результате их взаимодействия и объединения в агрегаты. Данный метод применяют для ускорения процесса осаждения тонкоди

Биологические методы очистки
Биологические методы применяют для очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод от разнообразных растворенных органических и некоторых неорганических (сероводород, аммиак и др.) соединен

Аэробные методы очистки сточных вод. Принцип действия аэротенка,полей фильтрации и полей орошения
Аэробный метод основан на использовании аэробных микроорганизмов, для жизнедеятельности которых необходим постоянный приток кислорода и температура в пределах 20…40 0

Анаэробные методы очистки сточных вод. Принцип действия метантенка
Анаэробный метод очистки протекает без доступа воздуха. Его в основном используют для обезвреживания твердых осадков, которые образуются при механической, физико-химической

Понятие о почве и почвообразующих факторах
Подземельными ресурсами понимают земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Особую важность для человека представля

Эрозия почвы
Одним из видовнегативного воздействия на почву является ее эрозия.Под эрозией почвы понимают многообразные процессы разрушения и выноса почвенного покрова потоками воды и ве

Опустынивание почвы
Опустынивание – процесс, приводящий к потере природной экосистемой сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека. Происход

Заболачивание почвы
Заболачивание – гидрогенная сукцессия природных ландшафтов в результате природных и антропогенных факторов. Происходит из-за поднятия грунтовых и поверхностных вод, обильного в

Засоление почвы
Засоление почв также обусловлено естественными (первичное засоление) и антропогенными (вторичное засоление) факторами. Оно может быть обусловлено засоленностью почвогрунтов, пр

Методы и средства защиты от шума
Шум – это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности. Звук– это колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся во

Методы защиты от неионизирующего электрмагнитногоизлучения
Источники электромагнитного излучения бывают естественные искусственные. К естественным относится магнитное поле Земли. Оно характеризуется напряженн

Принципы охраны окружающей среды закреплены в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Большинство из перечисленных там положений представляют собой формулировки целей и задач, способов из достижения и основных положений законодательства об охране окружающей среды (). Лишь некоторые из положений могут быть признаны реально принципами.

Они следующие.

Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип находит воплощение в ст.11 ФЗ. Одним из способов реализации данного принципа является нормирование в области охраны окружающей среды, которое проводится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующую экологическую безопасность населения.

Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной окружающей среды. Реализация данного принципа призвана создать условия для обеспечения реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и в то же время способствовать развитию экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Цель: осуществление прогресса в экологических пределах. Наиболее эффективные средства: оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Принцип обеспечения охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Реализация данного принципа связана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. Правила экологически обоснованного поведения регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов.

Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Данный принцип означает право указанных субъектов на требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и мерах по ее охране. Реализация – ч.3 ст.41 Конституции, говорящая об ответственности за сокрытие информации. Механизм – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды носит глобальный характер. Воздействие общества на природу постоянно усиливается. Его негативные последствия не не ограничиваются национальными рамками.

Принципы по закону:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7) независимость государственного экологического надзора;

8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

Нормы экологического права.

Нормы экологического права - это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые - охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Исходя изсодержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормыподразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимуществав охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды.Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритетытрех уровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевые приоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об ох­ране окружающей среды". Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования­ императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений.По содержанию экологические императивы подразделяются:

на предупредительные;

запретительные;
обязывающие;

разрешительные;

восстановительные (компенсационные);

карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цельзапретительных императивов - не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные иобязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.

Восстановительные, tun компенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека;

– научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

– рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

– платность природопользования;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

– гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

– международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Важнейший природоохранный принцип – научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов – отвечает духу Международной конференции ООН в Рйо-де-Жа-нейро (1992), где был взят курс на модель устойчивого развития общества, на разумное сочетание экологической и экономической составляющих, на сохранение окружающей природной среды наряду, вместе с экономическим ростом.

2. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Кроме того: Земельный кодекс РФ (2001 г.); Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Закон РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999); Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995); Закон Российской Федерации «О недрах» (1992); Основы лесного законодательства (1977); Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995); Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998); ЗаконеРФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

Главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины.

Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.

Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.

Леса - важная составная часть окружающей природной среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом. Многочисленные исследования как у нас в стране, так и за рубежом подтвердили исключительное значение лесов в сохранении экологического равновесия в природной среде. По мнению специалистов, значение средозащитной функции леса. т. е. сохранность генофонда флоры и фауны, на порядок выше их экономического значения как источника сырья и продуктов.

Влияние лесов на окружающую природную среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:

Являются основным поставщиком кислорода на планете;

Непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;

Снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

Смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

Поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

Защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

Создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Подчеркнем еще раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса - важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес - это вода, вода - урожай, урожай - жизнь».

По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:

первая группа - леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные). Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;

вторая группа - леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Распространены они в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, поэтому, чтобы сохранить их защитные и эксплуатационные функции, требуется строгий режим лесопользования;

третья группа - эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины. Заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.

Принадлежность леса к той или иной группе определяет режим лесопользования, который должен вестись на строго научной основе с соблюдением основных принципов максимального сбережения природных экосистем и рационального использования лесных ресурсов.

4. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛАНСОВЫХ И ЗАБАЛАНСОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Балансовыми являются полезные ископаемые, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

Забалансовыми являются такие полезные ископаемые, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей, низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА Значение окружающей среды для жизнедеятельности человека ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОСТОЯЩЕЙ В ИЮНЕ 1992 ГОДА В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Введение

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

2. Экологический кризис – реальная угроза человечеству

3. Природоохранная деятельность в России

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Заключение

Литература

Введение

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности -рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

В данной работе будут раскрыты такие понятия как: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность»; проанализированы причины возникновения экологического кризиса и рассмотрены пути его решения, непосредственно будет освещен такой вопрос как Главный закон об охране природы в России, а также принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

принцип охрана природа экология безопасность

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны - охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды - представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию - «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием - общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

Предел антропотолерантности - устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

Предел стохетолерантности - устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

Предел гомеостаза - способности к саморегуляции;

Предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.

2. Экологический кризис – реальная угроза человечеству

Экологический кризис - это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, т.е. способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.

Группа американских ученых - Д.Х. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, И. Рэндерс, В. Беренс, а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, невозобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020- 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Современной экологической наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье-Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую природную среду к прежнему состоянию Однако такая реакция биоты возможна только до определенного предела.

В случае превышения хозяйственной или несущей емкости биосферы, биота, как утверждают В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев (2000), сама становится «источником загрязнения». Сохраняющаяся естественная часть продолжает компенсировать возмущение, однако подобной компенсации уже недостаточно для возвращения прежнего состояния природной среды.

При этом необходимо учитывать, что деградация окружающей природной среды и ее последствия - лишь одна сторона проявления экологического кризиса, другой стороной (социальной) является кризис государственных общественных структур, не способных обеспечить экологическую безопасность общества (Петров, 1995).

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, малоотходные технологии и т. д.), не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития, комплексного подхода к решению природоохранных проблем. Общий принцип охраны окружающей среды (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, и, следствие из него,- другой принцип: «экологичное--экономично». Это требует от человечества более полного использования природно - ресурсного потенциала, и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами природопользования. Еще одно важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

Рациональное и неистощительное природопользование;

Сохранение биологического разнообразия;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

Приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;

Соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды и др.

Важнейший природоохранный принцип, отраженный в Федеральном законе, - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, - отвечает духу международной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс на сохранение окружающей природной среды «наряду, вместе» с экономическим ростом.

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений выхода России из экологического кризиса (рис. 1). При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений:

Первое направление - экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

Третье направление - административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения;

Четвертое направление - зколого-просветителъское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе;

Пятое направление - международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений. Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным выше пяти направлениям в России уже предпринимаются. Однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.

  1. Система и принципы охраны окружающей среды - экологического права

    Реферат >> Государство и право

    В охране окружающей природной Среды . 3. Каковы основные принципы охраны окружающей среды ? Как определено статьей... в охране окружающей природной среды . Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и...

  2. Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное природопользование

    Лекция >> Экология

    Тема: «Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное природопользование» ... природную среду . В соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей среды ... вредной продукции). Принципы разработки малоотходных технологий...

  3. Охрана окружающей среды (5)

    Шпаргалка >> Экология

    За состояния и изменением охраны природной среды и природных ресурсов на основе международных... природной среды . Экологические принципы рационального использования природных ресурсов Рациональное использование природных