«Отношение» выступает гипотетическим конструктом, обозначающим состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выступают в качестве движущей силы развития личности.
Зарубежные исследователи считают, что «отношение» (attitude) – это усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или относится к ним. Это понятие содержит индивидуальные и социальные аспекты. Социологи связывают социальное поведение с определенными структурами и ситуациями.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и душевное благополучие .
К основным составляющим отношения к здоровью относятся когнитивная, эмоциональная и поведенческая.
Когнитивная компонента отношения к здоровью характеризуется как осознание, понимание своего состояния как здорового и болезненного, наличие в сознании индивида научных и обыденных представлений о здоровье, факторах риска, способах его поддержания. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении . Поведенческая составляющая отношения к здоровью выражается через готовность совершать действия, полезные для здоровья, и не совершать те, которые наносят ему ущерб.
Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).
Первое направление отражает традиционные аспекты медицины – профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.
Отношение к здоровью – результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относятся состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида – носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционным является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.
Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.
С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение обществе к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.
Если же три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества; отношение к здоровью группы; отношение к здоровью индивида.
По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью. По формам проявления – позитивное, нейтральное, негативное. По степени адекватности принципам здорового образа жизни: адекватное, самосохранительное, и неадекватное, саморазрушительное.
Отношение к здоровью на уровне общества представляет собой: 1) оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений; 2) систему социальных норм и отношений общественной ценности здоровья; 3) социальную политику в сфере общественного здоровья.
Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива, референтной группы) включает: 1) оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов; 2) сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью; 3) реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы. При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы .
Отношение к здоровью индивида характеризуется четырьмя группами показателей: 1) самооценка здоровья, 2) ценность здоровья, 3) удовлетворенность состоянием здоровья, 4) деятельность по сохранению здоровья
На протяжении всей истории существования человека его отношение к своему здоровью определялось в способности к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения.
В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями. Так, в первобытнообщинном строе эти представления обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факторами среды, целебными и оздоравливающими свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.
В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем, таких, например, как китайская «Кон-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.). В частности, стройная система оздоровления существовала в Древней Спарте, где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень физического здоровья спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Знакомство с основными положениями перечисленных систем показывает, что основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления.
Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества. Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.
Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.
Еще по теме Отношение человечества к здоровью в историческом аспекте:
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К ЗДОРОВЬЮ
- Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-преподавателей
- Исторические аспекты идеологии непрерывного управления качеством в производстве услуг
Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
Внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
Внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
Социологические исследования общественного здоровья;
Изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
Валеологические исследования.
Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 8.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожа луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
1 - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
2 - не согласен, это не важно;
3 - скорее не согласен;
4 - не знаю (не могу ответить);
5 - скорее согласен, чем нет;
6 - согласен, очень важно;
7 - абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
Когнитивной;
Эмоциональной;
Поведенческой;
Ценностно-мотивационной (табл. 8.1).
Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:
Каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
Анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
Каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Таблица 8.1
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам»
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
На ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение иукрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:
При анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных);
В случае индивидуального опроса результаты конкретного испытуемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, представленными в табл. 8.2.
Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения человека к своему здоровью, оказались следующие:
1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Таблица 8.2
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
2. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
3. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
4. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
5. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
Приложение 8.1
ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. | |||||||||||||||||||||||
1.1. | Счастливая семейная жизнь | ||||||||||||||||||||||
1.2. | Материальное благополучие | ||||||||||||||||||||||
1.3. | Верные друзья | ||||||||||||||||||||||
1.4. | Здоровье | ||||||||||||||||||||||
1.5. | Интересная работа (карьера] | ||||||||||||||||||||||
1.6. | Признание и уважение окружающих | ||||||||||||||||||||||
1.7. | Независимость (свобода) | ||||||||||||||||||||||
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? | |||||||||||||||||||||||
2.1. | Хорошее образование | ||||||||||||||||||||||
2.2. | Материальный достаток | 7 | | |||||||||||||||||||||
2.3. | Способности | ||||||||||||||||||||||
2.4. | Везение (удача) | ||||||||||||||||||||||
2.5. | Здоровье | ||||||||||||||||||||||
2.6. | Упорство, трудолюбие | ||||||||||||||||||||||
2.7. | «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) | ||||||||||||||||||||||
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье? | |||||||||||||||||||||||
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников: | |||||||||||||||||||||||
4.1 | Средства массовой информации (радио, телевидение) | ||||||||||||||||||||||
4.2. | Врачи [специалисты) | ||||||||||||||||||||||
4.3. | Газеты и журналы | ||||||||||||||||||||||
4.4. | Друзья, знакомые | ||||||||||||||||||||||
4.5. | Научно-популярные книги о здоровье | ||||||||||||||||||||||
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья? | |||||||||||||||||||||||
5.1. | Качество медицинского обслуживания | ||||||||||||||||||||||
5.2. | Экологическая обстановка | ||||||||||||||||||||||
5.3. | Профессиональная деятельность | В | |||||||||||||||||||||
5.4. | Особенности питания | ||||||||||||||||||||||
5.5. | Вредные привычки | ||||||||||||||||||||||
5.6. | Образ жизни | ||||||||||||||||||||||
5.7 | Недостаточная забота о своем здоровье | ||||||||||||||||||||||
5.8 | Другое | ||||||||||||||||||||||
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно? | |||||||||||||||||||||||
6.1. | Я спокоен | ||||||||||||||||||||||
6.2. | Я доволен | ||||||||||||||||||||||
6.3. | Я счастлив | ||||||||||||||||||||||
6.4. | Мне радостно | ||||||||||||||||||||||
6.5. | Мне ничего не угрожает | ||||||||||||||||||||||
6.6. | Мне это безразлично | ||||||||||||||||||||||
6.7 | Ничто особенно не беспокоит меня | ||||||||||||||||||||||
6.8. | Я чувствую уверенность в себе | ||||||||||||||||||||||
6.9. | Я чувствую себя свободно | ||||||||||||||||||||||
6.10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||||||||||||||||||||
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья: | |||||||||||||||||||||||
7.1. | Я спокоен | ||||||||||||||||||||||
7.2. | Я испытываю сожаление | ||||||||||||||||||||||
7.3. | Я озабочен | ||||||||||||||||||||||
7.4. | Я испытываю чувство вины | ||||||||||||||||||||||
7.5. | Я расстроен | ||||||||||||||||||||||
7.6. | Мне страшно | ||||||||||||||||||||||
7.7. | Я раздражен | ||||||||||||||||||||||
7.8. | Я чувствую себя подавленно | ||||||||||||||||||||||
7.9. | Я встревожен и сильно нервничаю | ||||||||||||||||||||||
7.10. | Мне стыдно | ||||||||||||||||||||||
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно. | |||||||||||||||||||||||
8.1. | Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.) | ||||||||||||||||||||||
8.2. | Придерживаюсь диеты | ||||||||||||||||||||||
8.3. | Забочусь о режиме сна и отдыха | ||||||||||||||||||||||
8.4. | Закаляюсь | ||||||||||||||||||||||
8.5. | Посещаю врача с профилактической целью | ||||||||||||||||||||||
8.6. | Слежу за своим весом | ||||||||||||||||||||||
8.7. | Хожу в баню (сауну) | ||||||||||||||||||||||
8.8. | Избегаю вредных привычек | ||||||||||||||||||||||
8.9. | Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.) | ||||||||||||||||||||||
8.10. | Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.) | ||||||||||||||||||||||
8.11. | Другое | ||||||||||||||||||||||
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему? | |||||||||||||||||||||||
9.1. | В этом нет необходимости, так как я здоров(а) | ||||||||||||||||||||||
9.2. | Не хватает силы воли | ||||||||||||||||||||||
9.3. | У меня нет на это времени | ||||||||||||||||||||||
9.4. | Нет компании (одному скучно) | ||||||||||||||||||||||
9.5. | Не хочу себя ни в чем ограничивать | ||||||||||||||||||||||
9.6. | Не знаю, что нужно для этого делать | ||||||||||||||||||||||
9.7. | Нет соответствующих условий | ||||||||||||||||||||||
9.8. | Необходимы большие материальные затраты | ||||||||||||||||||||||
9.9. | Есть более важные дела | ||||||||||||||||||||||
9.10. | Другое | ||||||||||||||||||||||
10. Если вы чувствуете недомогание, то: | |||||||||||||||||||||||
10.1 | Обращаетесь к врачу | ||||||||||||||||||||||
10.2. | Стараетесь не обращать внимания | г | 7 1 | ||||||||||||||||||||
10.3. | Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта | г | 7 1 | ||||||||||||||||||||
10.4. | Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым | ||||||||||||||||||||||
10.5. | Другое | ||||||||||||||||||||||
Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции зачключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исз следователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указа? ные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волево компоненты отношения соответствуют выделяемым в современн психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнити ной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение о ладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысл вых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
- социологические исследования общественного здоровья;
- изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
- валеологические исследования.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожя луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
- - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
- - не согласен, это не важно;
- - скорее не согласен;
- - не знаю (не могу ответить);
- - скорее согласен, чем нет;
- - согласен, очень важно;
- - абсолютно согласен, безусловно важно.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
- когнитивной;
- эмоциональной;
- поведенческой;
- ценностно-мотивационной (табл. 16.1).
- каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
- анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
- каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти- оложные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
- на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
- на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
- на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терми-j нальных), степень сформированное™ мотивации на сохранение iукрепление здоровья.
- при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемост: (% от общего числа опрошенных);
- в случае индивидуального опроса результаты конкретного исп туемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, пре, ставленными в табл. 16.2.
- Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настрой нием (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос | Варианты ответов | Количество ответов, % |
Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье |
Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) | 32 |
Когда оно есть, не замечаешь | 23 | |
Отсутствие болезненных ощущений | 21 | |
Гармония физического и психического | 17 | |
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах | 15 | |
Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни | 12 | |
Основа (базис) всей деятельности человека | 12 | |
Когда не задумываешься, что это такое | 12 | |
Радость, счастье | 10 |
- Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
- Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
- Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
- Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
Контрольные вопросы
- Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
- Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
- Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. |
nbsp; | ||||||||||||||||||||||
1.1. |
Счастливая семейная жизнь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.2. |
Материальное благополучие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.3. |
Верные друзья |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.4. |
Здоровье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.5. |
Интересная работа (карьера] |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.6. |
Признание и уважение окружающих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.7. |
Независимость (свобода) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? |
nbsp; | ||||||||||||||||||||||
2.1. |
Хорошее образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.2. |
Материальный достаток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
nbsp; | ||||||||||||||
2.3. |
Способности |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.4. |
Везение (удача) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.5. |
Здоровье |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.6. |
Упорство, трудолюбие |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.7. |
«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье? |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников: |
|||||||||||||||||||||||
4.1 |
Средства массовой информации (радио, телевидение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.2. |
Врачи [специалисты) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.3. |
Газеты и журналы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.4. |
Друзья, знакомые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.5. |
Научно-популярные книги о здоровье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья? |
|||||||||||||||||||||||
5.1. |
Качество медицинского обслуживания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.2. |
Экологическая обстановка |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.3. |
Профессиональная деятельность |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
7 |
|||||||||||||||
5.4. |
Особенности питания |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.5. |
Вредные привычки |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.6. |
Образ жизни |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.7 |
Недостаточная забота о своем здоровье |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.8 |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно? |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
6.1. |
Я спокоен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.2. |
Я доволен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.3. |
Я счастлив |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.4. |
Мне радостно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.5. |
Мне ничего не угрожает |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.6. |
Мне это безразлично |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.7 |
Ничто особенно не беспокоит меня |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.8. |
Я чувствую уверенность в себе |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.9. |
Я чувствую себя свободно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.10. |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья: |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
7.1. |
Я спокоен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.2. |
Я испытываю сожаление |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.3. |
Я озабочен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.4. |
Я испытываю чувство вины |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.5. |
Я расстроен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.6. |
Мне страшно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.7. |
Я раздражен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.8. |
Я чувствую себя подавленно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.9. |
Я встревожен и сильно нервничаю |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.10. |
Мне стыдно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно. |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
8.1. |
Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.2. |
Придерживаюсь диеты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.3. |
Забочусь о режиме сна и отдыха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.4. |
Закаляюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.5. |
Посещаю врача с профилактической целью |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.6. |
Слежу за своим весом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.7. |
Хожу в баню (сауну) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.8. |
Избегаю вредных привычек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.9. |
Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.10. |
Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.11. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему? |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||||||||||
9.1. |
В этом нет необходимости, так как я здоров(а) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.2. |
Не хватает силы воли |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.3. |
У меня нет на это времени |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.4. |
Нет компании (одному скучно) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.5. |
Не хочу себя ни в чем ограничивать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.6. |
Не знаю, что нужно для этого делать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.7. |
Нет соответствующих условий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.8. |
Необходимы большие материальные затраты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.9. |
Есть более важные дела |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.10. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10. Если вы чувствуете недомогание, то: |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||||||||||
10.1 |
Обращаетесь к врачу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.2. |
Стараетесь не обращать внимания |
1 |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 1 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.3. |
Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта |
1 |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 1 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.4. |
Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.5. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; |
Благодарим за помощь!
Рекомендуемая литература
Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
Березовская Р. А., Никиф
Следует признать, что здоровье и здоровый образ жизни не всегда являются ценностью для человека, особенно если ему 14-17 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает. В этот период доминируют другие приоритеты: активное познание мира вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье не является самоцелью, а скорее средством для достижения цели: стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.
Таким образом, становится очевидным, что важную роль играет «воспитание» у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей.
Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею «индивидуальной ответственности» человека за состояние своего здоровья. Ко второй половине XX века в причинах смертности перестали господствовать острые, преимущественно инфекционные заболевания, их сменили гораздо более сложные по своей природе и трудно поддающиеся лечению хронические заболевания. Например, доктор восточной медицины Д. Чопра считает, что «Для современного человека болезнь — это вопрос не необходимости, а выбора: природа не навязывает нам бактерии или вирусы, вызывающие различные заболевания: диабет, рак, артрит или остеохондроз, они являются следствием неверных действий и мыслей человека».
Интересен тот факт, что в России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознаёт. Так, например, результаты массового опроса, проведенного в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о том, что 54% респондентов склонны приписывать ответственность за своё здоровье в основном внешним, не зависящим от них самих, обстоятельствам жизни. И только около 25% опрошенных в ответ на вопрос: «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья.
Понятие «отношение к здоровью» ещё относительно ново для психологической науки. Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью с точки зрения психологии представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Экспериментально доказанный факт: ценность здоровья для женщин выше, чем для мужчин. Здоровье в системе ценностей мужчин находится на третьем-четвертом месте. Это может говорить о том, например, что мужчины в большей степени склонны жертвовать своим здоровьем ради карьеры.
Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Отношению человека к своему здоровью содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своём здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Следует особо отметить, что характер отношения к здоровью современного человека носит парадоксальный характер, а именно:
- потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты;
- действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. Например, отрицание: «этого не может быть» или «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я здоров». Рационализация в основном проявляется в оправдании своего неадекватного отношения к здоровью;
- установка на пассивное отношение к здоровью;
- влияние прошлого опыта человека;
- особенности социального микро- и макроокружения;
- эффект теории реактивности: когда люди чувствуют, что «ущемляется» их свобода поступать по своему желанию в «опасности» (наложен запрет), у человека возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить) и т.п.
Таким образом, каждому из нас следует понимать своё «отношение к здоровью», адекватное его оценивать и соответственно вести себя.