Отверженные в гюго черты социального романа. Нравственная концепция романа виктора гюго "отверженные"

На седьмом десятке своей жизни Гюго еще активнее, энергичнее и творит еще с большим вдохновением, чем в дни юности, В 60-е годы на Гернсее он создает три замечательных романа: «Отверженные», «Труженики моря» и «Человек, который смеется». Роман «Отверженные», вышедший в 1862 г., задуман писателем еще в юности, в далекие времена романтических битв, а закончил он его седобородым стариком. В богатейшей литературе XIX в. этот роман занимает особое место как одна из немногих книг, где дана широкая картина революции, где на сцену выступает борющийся народ. В коротком предисловии к «Отверженным» Гюго пишет: «До тех пор, пока будут царить на земле нужда и невежество, книги, подобные этой, окажутся, быть может, небесполезными».

Тема социальная переплетается в романе с темой нравственной. Глашатаем христианской идеи примирения, милосердия выступает епископ Мириель праведник, человеколюбец, актом доброты и всепрощения открывающий перед каторжником Жаном Вальжаном путь к добру и нравственному самосовершенствованию. Но уже в начале романа автор сталкивает епископа Мириеля со старым революционером-якобинцем. Член Конвента — мудрец и человеколюбец — тоже мечтает о счастье человечества, о мире на земле, но указывает иной путь к этому — путь борьбы, революции. Развертывая судьбы своих героев, писатель обличает общественный строй, уродующий судьбы и души людей.

Главный герой Жан Вальжан — каторжник, осужденный за кражу, которую он совершил от голода.

«…Человеческое общество причинило ему только зло. Он всегда видел лишь тот разгневанный лик, который оно именует своим правосудием и открывает только тем, кого бьет. Люди всегда приближались к нему только за тем, чтобы причинить боль. Всякое соприкосновение ними означало для него удар. После того, как он расстался со своим детством, с матерью, с сестрой, он ни разу, ни одного разу не слышал ласкового слова, не встретил дружеского взгляда. Переходя от страдания к страданию, он постепенно убедился, что жизнь — война и что в этой войне он принадлежит к числу побежденных. Единственным его оружием была ненависть. Он решил отточить это оружие на каторге и унести с собой, когда уйдет оттуда».

Духовное возрождение каторжника — одна из главных тем романа Гюго. Рядом с Жаном Вальжаном стоит образ Фантины. «Что же такое представляет собой история Фантины? Это история общества, покупающего рабыню,- пишет Гюго.

— У кого? У нищеты. У голода, у холода, у одиночества, у заброшенности, у лишений. Горестная сделка. Душу за кусок хлеба. Нищета предлагает, общество принимает предложение…»

А вот Козетта, дочка Фантины. Ребенок в лохмотьях. Жалкое существо, попавшее в руки мелких хищников — семьи кабатчика Тенардье. «Несправедливость сделала ее угрюмой, а нищета некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые было больно смотреть, потому что, будь они меньше, в них, казалось, не могло-бы уместиться столько печали». Обречь ребенка на страдания, допустить, чтобы дети увядали от голода, холода и непосильного труда,- это для Гюго самая тяжелая гиря в чаше обвинения бесчеловечного строя. Четвертый герой — Мариус. В историю этого юноши Гюго вложил много личного; те же идейные искания, сомнения — трудный путь от роялизма к республиканским убеждениям, . который прошел автор, проходит и его герой. Сам Гюго в 30-е годы не участвовал в баррикадных боях, не был воинствующим республиканцем. Мариус идет на баррикады.

Картина Революционного восстания становится вершиной романа, его сюжетным и идейным центром. Здесь появляются новые герои: Анжольрас и Гаврош, ставший любимцем юных и взрослых читателей всего мира маленький оборвыш, веселый и смелый парижский гамещ героически погибший за революцию. И здесь, на вершине романа, торжествует победу идея старого якобинца. Гюго воспевает вооруженное восстание, он оправдывает и возвеличивает революцию, низвергающую несправедливый строй.

Но как примирить это с путем епископа Мириеля? Автор не хочет отступить от этой задачи. Носителем идеи милосердия оказывается теперь Жан Вальжан, который находится по ту же сторону баррикады, что в республиканцы, но не делает ни одного выстрела, только заботится о спасении поверженных обоих. Он отпускает на свободу давнего своего врага полицейского Жавера, верного слугу монархии, и спасают от смерти республиканца Мариуса. Спор двух идей остается для Гюго неразрешенным до конца. Он признал революцию, но полагает, что насилие допустимо в дни революционных боев. Живые сцены перемежаются в романе публицистическими отступлениями, в которых автор дает свое толкование событиям, развивает свои любимые идеи. Такова, например, глава, посвященная рассуждениям Гюго о разнице между бунтом и восстанием. Своеобразный сплав романтического и реалистичекого, напряженного, драматически нарастающего действия и пространных очерковых зарисовок характерен для манеры Гюго-романиста.

Гюго увидел как далека жизнь от его мечтаний. У власти стали монархисты и клерикалы. Президентом был избран Луи Бонапарт, племянник Наполеона I. Сначала Гюго возлагал надежды на этого «скромного принца», но скоро убедился, что принц совсем не скромен и метит в диктаторы. Конституция республики нарушается. Французские войска посланы на подавление революции в Риме. Республиканская Франция присоединилась к стану душителей народных движений. К этому времени относятся замечательные строки Гюго, которые могли бы служить эпиграфом к рассказу о его жизненном пути:

Живые — борются! А живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой тропою. И, точно факел свой, в грядущее несут Великую любовь или священный труд!

Предсказание Гюго сбывается. В ночь на 2 декабря 1851 г. во Франции совершен государственный переворот. Все правительственные учреждения захвачены сторонниками Луи Бонапарта. Виктор Гюго становится во главе подпольного Комитета сопротивления и вместе с горсточкой депутатов, оставшихся на свободе, пытается организовать борьбу, призвать народ к оружию. Но пути к народу не найдены, силы сопротивления не собраны. Реакция торжествует. Снова льется кровь на улицах. Резня, трупы, репрессии. Жизнь Гюго в опасности. Ему приходится бежать из Парижа.

Мы встретимся с этой особенностью и в следующих ого романах.

Роман Гюго «Отверженные»

Другие сочинения по теме:

  1. С апреля 1862 года в Париже начинают выходить первые тома десятитомного издания «Отверженных». Роман имеет потрясающий успех, его буквально рвут...
  2. Виктор Гюго — французский писатель — прожил длинную жизнь, на протяжении которого много и плодотворно работал и оставил огромное творческое...
  3. Роман Гюго «Человек, который смеется»- это новый залп по дворцам тиранов, новый призыв писателя в защиту отверженных. «Нигде не было...
  4. «Труженики моря» — роман, пронизанный дыханием океана. Бури, пенистые гребни волн, острые скалы и рифы, полная тревог и опасностей жизнь...
  5. В жизни (1802-1883) и творчестве Гюго нерасторжимо слиты личное и общечеловеческое, острое восприятие своего времени и философско-историческое миросозерцание, внимание к...
  6. В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского...
  7. К ни одной из монументальных сооружений средневековья, наверное, не относятся с таким почетом, как к собору Парижской Богоматери, который прославил...
  8. В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы»...
  9. По окончании коллежа Гюго живет с братьями у матери, поддерживающей его литературные наклонности и помогающей своими советами делать первые шаги...
  10. Виктор Гюго всей своей жизнью подтверждает верность собственным убеждением. Именно это принудило его покинуть Францию в 1851 году. В 1859...
  11. Виктор Гюго — наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля...
  12. Брахман С.: О романе «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго «себя одинокой и неприкаянной в возникающем...

Сочинение

Монументальное эпическое полотно позднего романтизма, роман - «река» «Отверженные» был создан Гюго на чужбине, в годы эмиграции из бонапартистской Франции. Отказавшись вернуться во Францию по амнистии 18 августа 1859 года, Виктор Гюго встретил свое шестидесятилетие в изгнании в расцвете творческих сил. Как бы подводя итог значительной части своего писательского пути, Гюго ознаменовывает юбилейный год завершением работы над романом-эпопеей Отверженные», который стал самым популярным его произведением.

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Понс будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман Виктора Гюго Отверженные. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, оказавшем в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе «Последнего дня приговоренного к смерти» рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: «Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей дели... Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной.

В 1832 году Гюго намеревался приступить к непосредственной работе над «историей», ибо в марте этого года он заключил с издателями Госленом и Раидюэлем договор на издание романа, название которого не было обозначено, хотя нет никакого сомнения, что речь шла о будущем романе «Нищета» («Les Miseres»), первом варианте «Отверженных» («Les Miserables»). Театр отвлек писателя от романа, однако замысел книги продолжал зреть в его душе, обогащаясь новыми впечатлениями, которые давала ему жизнь, и все усиливавшимся интересом Гюго к социальным вопросам (контуры будущего романа мы можем обнаружить и в повести 1834 года «Клод Ге», у героя которой немало общего с Жаном Вальжаном, и в стихотворениях 30-40-х годов, связанных с идеями социального сострадания). Наконец, шумный успех «Парижских тайн» Эжена Сю (1842-1843) обратил мысли Гюго к роману о жизни народа, хотя, конечно, вступая в явное соперничество с Сю, Гюго думал не о бойком романе-фельетоне, а о социальной эпопее.

17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им «Жан Трежан»; через два года заголовок меняется на «Нищету», и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, «чтобы удлинить свой рабочей день». События революции 3848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе»

Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный тексту

Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году «Отверженные», он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество «Друзей азбуки», создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. В целом окончательная редакция «Отверженных» свидетельствовала об углублении демократических взглядов писателя.

Обычно «Отверженных» считают романом о современной жизни. Однако не надо забывать, что завершен он в 1862 году, в то время как происходящие в нем события относятся к 1810- 1830 годам. Таким образом, как и другие романы Гюго, этот роман по существу является историческая, и это не случайно, ибо историческая масштабность требуется Гюго для постановки главнейших, с его точки зрения, вопросов человеческого существования.

Сердцевину замысла «Отверженных» составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчеств Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: «Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму». Свой роман он называл «эпосом души», имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек,- надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман «Отверженные», как утверждается в первом варианте предисловия к нему: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу».

Подобный замысел легко мог бы привести писателя к схематизму образов, и Гюго не всегда удается избегнуть этой опасности.

Будучи большим художником, Гюго не мог не отразить в романе некоторых существеннейших сторон действительности, связанных с тремя основными социальными проблемами того времени, о которых говорится в предисловии («угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества»). Демократические симпатии Гюго приводят его к созданию правдивой картины народного восстания 1832 года.

Но при этом перед нами все же типично романтическое произведение. В этой огромной панораме все приподнято, ярко, красочно, необычно. Фабула, как всегда у Гюго, чрезвычайно остра, авантюрна, в развитии действия большую роль играет случай, обнаружение тайны и т. п. Подобным авантюрным мотивам как будто противоречит любовь автора ко всякого рода описаниям и отступлениям, однако эти ретардации лишь возбуждают интерес, а также создают впечатление грандиозности, эпичности (так. для рассказа о том, как Тенардье «спас» отца Мариуса, Гюго дает всю историю битвы при Ватерлоо).

Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

Непреходящее историческое значение «Отверженных» в том, что Гюго выступает в этом романе неутомимым обличителем буржуазного мира, его лицемерия, лжи, бездушия, жестокости. Гюго берет под защиту отверженного человека, страдающий и гонимый народ. Вот почему и в наши дни не может оставить читателя равнодушным произведение, которое великий гуманист Лев Толстой однажды назвал лучшим французским романом Толстой оставался верен своей любви Гюго до конца жизни, заявив в 1907 г. в разговоре с С. А. Стахович! «У Виктора Гюго есть большая сила, настоящая...».

Высоко оценил «Отверженных» и Достоевский. По свидетельству жены писателя, Анны Григорьевны, он воспользовался двухдневным арестом за нарушение цензурных условий при издании журнала «Гражданин», чтобы перечитать «Отверженных». «Вернулся из-под ареста Федор Михайлович очень веселый и говорил, что превосходно провел два дня. Его сожитель по камере.., целыми часами спал днем, и мужу удалось без помехи перечитать «Les Miserables» Виктора Гюго...». «Вот и хорошо, что меня засадили,- весело говорил он,- а то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?»

Романтические и реалистические тенденции в романе Гюго «Отверженные»

Концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В. Гюго

о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. Задача романа «Отверженные» поучения, и они для писателя важнее реалистического

анализа, ведь сам Гюго говорит в конце книги, что она имеет гораздо более

важную цель, чем отображение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное

движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение,

Акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. Задачу свою Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, утерянные обществом. Это делает роман Гюго не столько обличительным, сколько и проповедническим - миссионерским. «Отверженные» - это не просто еще один вариант знакомой темы, и содержание книги не сводится к сюжету и что в ней есть нечто большее, высоко поднимающее ее над увлекательными, но, в сущности, довольно плоскими по мысли романами- фельетонами. Действительно, Гюго лишь отталкивался от литературной традиции - он ставил себе задачу совсем иного масштаба; конкретные вопросы жизни общества, живые образы людей, захватывающая фабула - лишь "одна сторонапроизведения; за всем этим стоит грандиозная панорама эпохи, а за неювозникает вопрос о судьбах народа, человечества, морально-философскиепроблемы, общие вопросы бытия. Мир представлялся Виктору Гюго ареной ожесточенной борьбы двух извечных начал - добра и зла, света и тьмы, плоти и духа. Эту борьбу он видит везде: в природе, в обществе и в самом человеке. Исход ее предрешен доброй волей провидения, которому подвластно все во вселенной, от круговорота светил до мельчайшего движения человеческой души: зло обречено, добро восторжествует. В нравственном отношении мир расколот, но вместе с тем он един, ибо сокровенная сущность бытия состоит в прогрессе. Жизнь человечества, как и жизнь вселенной, - это непреоборимое движение по восходящей, от зла к добру, от мрака к свету, от уродливого прошлого - к прекрасному будущему. Мир «Отверженных» согрет этим пристрастным взглядом автора, этой верой в конечную победу добра; идеи Гюго живут не только в изображенных им людях, но и в живой и мертвой природе, которую он рисует с той же любовью, пользуясь теми же образами, видя в ней ту же моральную борьбу. Улицы старого Парижа, его трущобы, его баррикады оживают под пером Гюго. Длинные описания, «отступления», занимающие чуть ли не половину всего текста «Отверженных», не являются поэтому чем-то чужеродным сюжету, а сливаются с ним в одно созвучие, образуя панораму жизни, полной движения, разнообразия и драматизма. Как известно в «Отверженных» реальныефакты составляют бесспорную основу произведения. Монсеньор Мьолис, выведенныйпод именем Мириэля, действительно существовал, было в действительности и то,что говорится о нем в романе. Также Гюго воспользовался опытом личной жизни. В «Отверженных» появляются аббат Роган, издатель Райоль, матушка Саге, сад монастыря фельянтинок, молодой Виктор Гюго - под именем Мариуса и генерал Гюго - под именем Понмерси. Гюго подробно комментирует поступки действующих лиц; почти никогда он не подвергает анализу душевное состояние героя, как сделал бы писатель–реалист, он просто иллюстрирует это состояние потоком метафор, порою развернутых на целую главу, автор вмешивается в действие, поворачивает его наперекор логике, конструирует искусственные положения. Он сталкивает и разлучает героев при самых необычайных обстоятельствах, заставляет их молчать, когда их счастье зависит от одного слова, и говорить, когда логика требует молчания; он приписывает им свои мысли, заставляет их выражаться своим языком, и именно в их уста и их поступки он и вкладывает основные нравственные идеи романа. Сюжет «Отверженных» строится в основном на сцеплении событий и обстоятельств «необычных» и совершенно исключительных. «Увлекательность» этого сюжета можно на чисто формальном основании свести к увлекательности приключенческого романа. Помимо описаний широкого общественного ифилософского характера, притом органически входящих в общую ткань романа,помимо широкого общественного фона, на котором развертываются события,составляющие сюжет, - существенным является то обстоятельство, что жизнь истрасти героев при всей их невероятности оказываются в конечном счетехудожественно оправданными и правдивыми. В романе перед нами предстают исключительные человеческие натуры, одни выше чем человеческие существа по своему милосердию или любви, другие ниже - по своей жестокости и низости. Но в искусстве уроды живут долгой жизнью, если они прекрасные уроды. Гюго имел склонность к исключительному, театральному, гигантскому. Этого было бы мало для того, чтобы создать шедевр. Однако его преувеличения оправданны, так как герои наделены благородными и подлинными чувствами. Любовь к ближнему и самоотречение сочетаются у героя Гюго с помыслами о нравственном идеале.

Отверженные.(содержание). В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным - Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вел светскую жизнь - однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Свое немалое жалованье он целиком раздает бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением - ему даровано исцелять и прощать.

В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запыленный путник - коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девятнадцать лет - за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Озлобившись, он превратился в дикого затравленного зверя - с его «желтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалившись над ним, советует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную исповедь каторжника, монсеньер Бьенвеню приказывает накормить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов - единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.

Утром жандармы приводят беглеца к епископу - этого подозрительного человека задержали с явно краденым серебром. Монсеньер может отправить Вальжана на пожизненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два серебряных подсвечника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напутствие епископа - употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Потрясенный каторжник поспешно покидает город. В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет - впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел - изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Еще недавно в городе свирепствовала безработица - теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью - ни депутатское кресло, ни орден Почетного легиона его совершенно не привлекали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха устыдила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превратился в господина Мадлена. Перед ним благоговели все, и только полицейский агент Жавер взирал на него с крайним подозрением. В душе этого человека было место только для двух чувств, доведенных до крайности, - уважение к власти и ненависть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник - исправиться. Сам же он был беспорочен до отвращения. Слежка составляла смысл его жизни.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас - там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена - но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжелое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встает неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует - он ловко расставил силки преступнику.

Суд присяжных постановил сослать Вальжана на галеры в Тулон пожизненно. Оказавшись на корабле «Орион», он спасает жизнь сорвавшемуся с реи матросу, а затем бросается в море с головокружительной высоты. В тулонских газетах появляется сообщение, что каторжник Жан Вальжан утонул. Однако через какое-то время он объявляется в городке Монфермейль. Его приводит сюда обет. В бытность свою мэром он чрезмерно строго обошелся с женщиной, родившей внебрачного ребенка, и раскаялся, вспомнив милосердного епископа Мириэля. Перед смертью фантина просит его позаботиться о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трактирщикам Тенардье. Супруги Тенардье воплощали собой хитрость и злобу, сочетавшиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её избивали и заставляли работать до полусмерти - и в этом была виновата жена; она ходила зимой босая и в лохмотьях - причиной тому был муж. Забрав Козетту, Жан Вальжан поселяется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю - она стала смыслом жизни бывшего каторжника, сохранившего деньги, заработанные на производстве гагата. Но инспектор Жавер не дает ему покоя и здесь. Он устраивает ночную облаву: Жан Вальжан спасается чудом, незаметно перепрыгнув через глухую стену в сад - это оказался женский монастырь. Козетту берут в монастырский пансион, а её приемный отец становится помощником садовника.

Добропорядочный буржуа господин Жильнорман живет вместе с внуком, который носит другую фамилию - мальчика зовут Мариус Понмерси. Мать Мариуса умерла, а отца он никогда не видел: г-н Жильнорман именовал зятя «луарским разбойником», поскольку к Луаре были отведены для расформирования императорские войска. Жорж Понмерси достиг звания полковника и стал кавалером ордена Почетного легиона. Он едва не погиб в битве при Ватерлоо - его вынес с поля боя мародер, обчищавший карманы раненых и убитых. Все это Мариус узнает из предсмертного послания отца, который превращается для него в фигуру титаническую. Бывший роялист становится пламенным поклонником императора и начинает почти ненавидеть деда. Мариус со скандалом уходит из дома - ему приходиться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и независимым. Во время ежедневных прогулок по Люксембургскому саду, юноша примечает благообразного старика, которого всегда сопровождает девушка лет пятнадцати. Мариус пылко влюбляется в незнакомку, однако природная застенчивость мешает ему познакомиться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спутнице, съезжает с квартиры и перестает появляться в саду. Несчастному молодому человеку кажется, что он навсегда потерял возлюбленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой - там, где живет многочисленное семейство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксембургского сада - тот обещает принести деньги вечером. Очевидно, Жондрет имеет возможность шантажировать его: заинтересованный Мариус подслушивает, как негодяй сговаривается с членами шайки «Петушиный час» - старику хотят устроить западню, чтобы забрать у него все. Мариус извещает полицию. Инспектор Жавер благодарит его за помощь и вручает на всякий случай пистолеты. На глазах у юноши разыгрывается жуткая сцена - трактирщик Тенардье, укрывшийся под именем Жондрета, выследил Жана Вальжана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врываются полицейские во главе с Жавером. Пока инспектор разбирается с бандитами, Жан Вальжан выпрыгивает в окно - только тут Жавер понимает, что проворонил куда более крупную дичь.

В 1832 г. Париж был охвачен брожением. Друзья Мариуса бредят революционными идеями, однако юношу занимает другое - он продолжает упорно разыскивать девушку из Люксембургского сада. Наконец счастье ему улыбнулось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и признается ей в любви. Оказалось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подозревает. Более всего бывший каторжник обеспокоен тем, что за их кварталом явно наблюдает Тенардье. Наступает 4 июня. В городе вспыхивает восстание - повсюду строят баррикады. Мариус не может оставить своих товарищей. Встревоженная Козетта хочет послать ему весточку, и у Жана Вальжана наконец открываются глаза: его малышка стала взрослой и обрела любовь. Отчаяние и ревность душат старого каторжника, и он отправляется на баррикаду, которую обороняют молодые республиканцы и Мариус. Им в руки попадается переодетый Жавер - сыщика хватают, и Жан Вальжан вновь встречает своего заклятого врага. Он имеет полную возможность расправиться с человеком, причинившим ему столько зла, но благородный каторжник предпочитает освободить полицейского. Тем временем правительственные войска наступают: защитники баррикады гибнут один за другим - в их числе славный мальчуган Гаврош, истинный парижский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздробило ключицу - он оказывается в полной власти Жана Вальжана.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю - в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой - это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту - а затем раздается глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни - в конце концов, он всего лишь приемный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развел руками - этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения - несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан - не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику - и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, - спасенного им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым - любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

Роман был написан в защиту народа, о чем он говорит в предесловии. Замысел романа о жизни беднейших слоев общества возник у писателя еще в начале его творческого пути. Гюго собирал сведения о жизни каторжников. Основу романа составляет идея морального пргресса. Свой роман он назвал эпосом души, подразумевая нравственное совершенствование главного героя Жана Вальжана.

Этим романом Гюго старался решить двойную задачу: обличить социальное зло и указать путь к его преодолению. Показав стремление трактирщика Тенардье к обогащению, разоблачив враждебное народу законодательство, воплощенное в образе полицейского сыщика Жавера, Гюго создает неблагоприятную картину общества, складывающуюся после революцонной эпохи.

В образе епископа мириэля воплотилась одна из главных идей писателя: это – высшая гуманность, основанная на принципах христианского милосердия. На судьбе главного героя Жана проверяется истинность этой идни, которая оправдала себя: перерождение из каторжника в человека высоконравственного.

Народ становится носителем нравственной и исторической истины. Народ преклоняется перед жизнью епископа мириэля, восторгается подвигом жана, который спас моряка повисшего над бездной.

В романе проводится идея, что даже тот кто нарушил закон социальный, может обладать высокой нравственностью.

Данный роман о роке закона. Закон в нем не равен справедливости.

Для Гюго была важна мысль, что по мере того как человек меняется к лучшему, меняется и общество, уходит социальное зло, но тем не менее мы видим реальную действительность.

Основным антиподом главного героя является полицейский Жавер. Противостояние их длится на протяжении всего романа. Самый светлый образ романа еписком Мириэль, его гуманность основана на принципах христианства, милосердия и всепрощения.

Судьбой Жана проверяется истина этих идей.

Именно после встречи с Мириэлем каторжник меняется и начинает служить добру.

Финал произведения не дает однозначного ответа о божественной спрведливости, так как в финале романа Ж. забыт Козеттой, которая находит счастье в любви.

В 1861 г. Гюго завершает труд многих лет своей жизни - роман «Отверженные». Основа произведения – идея морального прогресса. Гюго назвал роман – эпосом души. Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина – нравственное совершенство

В центре этого большого повествования - люди из народа, бедствую­щие под гнетом несправедливых законов, страдающие от социаль­ной неустроенности, от недоброй воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для го­лодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его про­должает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе. Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу в тут, по воле автора, пе­рерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. . Гюго стремился победить моральное зло и указать путь к его преодолению. Образ епископа Мириэля. В нем воплощается одна из главных идей писателя – христианское милосердие. ЖВ. превращается в высоконравственного человека из бывшего каторжника благодаря ему.

Он стано­вится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного за­кона он только бывший каторжник. В конце произведения М. отступает от своих идей. Он понимает, что с помощью милосердия нельзя освободить народ от гнета и обращается к революционным идеям. ЖВ. не отступает от идеи милосердия. Гюго не мог решить, что важнее гуманность или борьба.

Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспиты­вается маленькая дочь Фаитипы Козетта, воплощает отвратитель­ные черты мещап, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Валь-жапа и Фаптину,- человек, для которого существуют только па-^ раграфы закона,- так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления парода, которую представ­ляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не пони­мает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь капитали­стический порядок, основапный на частной собственности, порож­дает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям.

Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказать о народ­ных страданиях и вызвать в читателе ненависть против угнета­телей и горячую симпатию к обездоленным.

Не понимая необходимости революции, В. Гюго посвящает вдохновенные страницы изображению республиканского восстания 1832 г.. Благороден образ" республиканского вождя Анжольраса, мужественного борца за интересы народа. Любимым героем моло­дых читателей на долгие годы стал Гаврош - маленький защитник баррикады, павший смертью героя.

Несмотря па расплывчатость социальной программы Гюго, ро­ман «Отверженные» произвел большое впечатление в демократи­ческих кругах Франции и за ее пределами. Роман быстро приоб­рел широкую популярность в России; его очень любил Л. Н. Толстой.

Великий французский романист Гюго в предисловии 1862 г. писал: «Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подоб­ные этой, не могут быть бесполезными».

Сердцевину замысла «Отверженных» составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчеств Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: «Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму». Свой роман он называл «эпосом души», имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек,- надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман «Отверженные», как утверждается в первом варианте предисловия к нему: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу». Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
"Отверженные" В.Гюго

ПЛАН


3. Использованная литература

1. Особенности написания романа "Отверженные" В.Гюго
Роман "Отверженные" ("Les Miserables"), которому Виктор Гюго отдал более двадцати лет жизни, несомненно, стоит на первом месте среди всех его романов.
Мысль о создании большого социального романа, посвященного обездоленным, возникла в Гюго еще до изгнания. Он начал писать его под первоначальным названием "Бедняки" ("Miseres") в середине 40-х годов, но прервал свою работу в связи с событиями, начало которым положила февральская революция 1848 года.
Уже тогда - в первом варианте - автором были задуманы и созданы центральные образы отверженных обществом бедняков: каторжника, чье преступление заключалось в том, что он украл хлеб, чтобы накормить голодных детей своей сестры и матери, вынужденной продать свои зубы, волосы и тело, чтобы платить за содержание своего ребенка.
В изгнание Гюго взял с собой незаконченную рукопись "Отверженных". Однако после бурных событий политической жизни, которыми писатель был захвачен в течение следующего десятилетия, когда он так горячо протестовал против преступлений Луи Бонапарта, создавая пламенные памфлеты и стихи "Возмездия", первая редакция романа уже не могла удовлетворить его.
Возобновив работу над "Обездоленными" в 1860 году, он стремился воплотить в романе философские и нравственные идеи, которые сложились у него за последние годы. Теперь "Отверженные" становятся не только обличительным произведением, но и романом, что задал самый важный для Гюго того времени вопрос о значении добра и милосердия для социального и нравственного возрождения человечества.
Вместе с тем Гюго вводит в свой новый роман большие исторические, публицистические и философские разделы, добавляют ему эпические масштабы.

2. Основные мотивы романа "Отверженные", главные образы
"Отверженные" - действительный полифонический роман со многими темами, мотивами, идейными и эстетическими планами, где дана большая картина народной жизни и где Париж бедноты, Париж жалких и мрачных трущоб возникает перед читателем на фоне крупнейших политический событий французской истории начала XIX века: катастрофы при Ватерлоо, падение режимов Реставрации и Июльской монархии, народно-революционных боев 30-х и 40-х годов. Из реальной действительности и история главных героев романа.
Образ Жана Вальжана возник у писателя в связи с процессом некоторого Пьера Морена, который, также как и герой Гюго, был отправлен на каторжные работы за кражу хлеба. Изучая этот процесс, знакомя с существующим уголовным кодексом, посещая парижские тюрьмы, Гюго отмечает два момента в этом, остро цікавлячому его вопросе: во-первых, состав преступления - кражу хлеба, что подтвердила убеждению писателя в том, что причина преступности коренится не в испорченности, а в нищете народа; во-вторых, судьба человека, что вернулись с каторги и которую гонят отовсюду, а следовательно, не имеет возможности вернуться к честной трудовой жизни. Все это Гюго и внес в биографию своего главного героя, добавив этим проблемам художественно-убедительную форму.
Именно с появлением "Отверженных" связаны бесконечные споры об изменении художественного метода Гюго второго периода. Многие ученые настаивают на том, что "Отверженные" - реалистичный роман. Действительно, элементы реализма в романе присутствуют. Вдумавшись в концепцию романа "Отверженные", что соответствует представлению писателя о человеческой жизни, как о непрерывную смену света и тьмы, можно найти, что, несмотря на многие черты реализма, Гюго все же остается романтиком и по своему мировоззрению, и по методу.
Задача нравственного урока для него важнее реалистичного анализа. Так он и сам говорит в конце книги, что она имеет гораздо более важную цель, чем отражение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. Непримиримый контраст между злом и добром, тьмой и светом, что проявилось в характерах персонажей Гюго первого периода его творчества, дополняется теперь новым мотивом: признанием возможности превращения зла в добре. "Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собой от начала и до конца, в целом и в подробностях... - путь от зла в добрую, от неправого в справедливом, от лжи к истине, от ночи ко дню... Исходная точка - материя, конечный пункт - душу. В начале - чудовище, в конце - ангел", - пишет Гюго. Недаром его роман открывается книгой "Праведник", в центре которой стоит романтический образ христианского праведника - епископа Мириеля.
Именно в образе епископа, что сыграл решающую роль в преобразовании сознания Жана Вальжана, Гюго воплотил свои нравственные идеалы: доброту, бескорыстие, широкую снисходительность к человеческим слабостям и порокам.
Свою задачу Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, потерянные обществом, в котором народ доведен до состояния крайней нищеты и бесправия. Это делает роман Гюго не только обличительным, но и проповідницьким - миссионерским, благодаря чему "Отверженные" на Западе часто называли "современным Евангелием", как охарактеризовал его и сам Гюго. Главным образом тема возрождения личности прослеживается в романе на примере главного героя - Жана Вальжана.
Ожесточенное жизнью каторжник, что на наших глазах становится превосходной высокоморальным человеком благодаря доброму поступку епископа Мірієля, который отнесся к нему не как к преступнику, а как к обездоленной существа, что нуждается в моральной поддержке.
Описание, которое дает Гюго своему герою, вполне реалистичен, но, романтик по своей природе, Гюго добавляет ему эффектные гиперболические образы: глаза блестят из-под бровей, "словно пламя из-под груды труска"; "в этой фигуре было что-то зловещее". Превращение героя также чисто романтическое, преобразования после грандиозной очистительной бури, вызванной великодушным отношением к нему епископа.
Вся история Жана Вальжана, что стоит в центре романа "Отверженные", строится на драматических столкновениях и резких поворотах в судьбе героя: Жан Вальжан, что разбивает оконное стекло булочной, чтобы взять хлеб для голодных детей сестры, и осужден за это на каторжные работы; Жан Вальжан, что возвращается с каторги и которого гонят отовсюду, даже из будки собаки; Жан Вальжан в доме епископа, у которого он пытался украсть серебряные ножи и вилки и получил их в подарок вместе с серебряными подсвечниками; Жан Вальжан, что стал влиятельным мэром города и умираюча Фантина, что умоляет спасти ее дитя; Жан Вальжан в столкновении с "неусыпным оком" правосудие - Жавером; Жан Вальжан в деле Шанматьє, что возвращает его в положение преследуемого каторжника; подвиг Жана Вальжана, что спасает матроса с военного корабля "Орион", и его побег с каторги, чтобы выполнить обещание, данное Фантине; Жан Вальжан с крошкой Козеттой на руках, преследуемый Жавером по темным улочкам и завулкам Парижа, и неожиданное спасение в женском монастыре на улице Пікпюс; затем, спустя несколько лет Жан Вальжан в воровском притоне Тенардье, один против девяти негодяев, связанный ними и все-таки сумел освободиться, перерезав веревки с помощью старой монетки каторжника; наконец, Жан Вальжан на баррикаде, где он никого не убивает, но спасает жизнь двух людей: Мариуса и своего преследователя Жавера. Особенности психологизма романа "Отверженные" состоят главным образом в романтично гипертрофированном изображении очистительной бури, что потрясает все основания и все привычное мировосприятие человека.
Жестокой несправедливостью, что всегда испытал среди людей, что привык к ненависти Жан Вальжан "смутно осознавал, что милость священника была самым сильным наступлением, самым грозным нападением, которому он когда-либо подвергался...что сейчас завязалась гигантская и решительная борьба между его злостью и добротой того человека". Борьба эта является борьбой резких романтических контрастов, потому что речь идет о превращении "чудовища" в "ангела", о боли, что "чрезмерно яркий свет причиняет глазам человека, "которая вышла из мрака". В результате этого потрясения Жан Вальжан и становится совсем другим человеком. "Произошло нечто большее, чем превращение, - произошло превращение", - говорит автор. На протяжении романа Жан Вальжан переживает еще несколько душевных кризисов, однако они не столько меняют, сколько укрепляют личность героя в его положительных качествах.
В разделе с характерным названием "Буря в душе", Гюго показывает второй решающий перелом в душе Жана Вальжана, что уже много лет ведет уважительное и добропорядочная жизнь под именем господина Мадлена и вдруг узнает, что какой-то бедолага принят за каторжника Жана Вальжана и должен предстать перед судом.
Что же должен сделать ученик епископа Мириеля? Жан Вальжан не столько думает, сколько переживает болезненные "судороги совести", в нем "бушует буря, вихрь", он спрашивает себя", он слушает голоса, что выходят "из самых темных тайников его души", он " погружается в эту ночь, как в бездну". И опять в основе этой душевной бури лежит борьба между светом и мраком, потому что Жану Вальжану приходится выбирать между двумя полюсами: "остаться в раю и там превратиться в дьявола" или "вернуться в ад и стать там ангелом". Разумеется, он выбирает второе.
Следующей ступенью нравственного развития Жана Вальжана была его встреча с Козеттой. Появление этой юной и беззащитного существа в его жизни придало ей новый смысл. Он отказался от своих социальных идеалов, что хотел претворить в жизнь на посту мэра. Всю свою жизнь он посвящает ей, он никогда не знал настоящей любви, впервые чувствует нежность к этой девочке, и ее любовью дорожит больше всего на свете. Быть рядом с ней - вот главный смысл его новой жизни. И поэтому ему так больно осознавать, что он не имеет права держать ее в монастыре, куда они вдвоем скрылись от преследований Жавера. Он, уже далеко пожилой человек, мечтает дожить свои дни рядом с любящей Козеттой, но в то же время понимает, что не имеет права "обкрадывать" девушку, лишать ее радостей мирской жизни, которых она не знает. Придя к этому выводу, Жан Вальжан немедленно покидает гостеприимный монастырь, переживая ужасные душевные муки. Не менее сложным экзаменом является для Жана Вальжана и столкновения с полицейским инспектором Жавером - его антагонистом. Жавер тоже создан по методу контраста, но уже применительно всем том добром и действительно человечного, чему научил бывшего каторжника епископ Мірієль. Жавер представляет собой то самое нечеловеческое "правосудия", что Гюго ненавидит и обличает в своем романе.
Для Жавера главное - "представлять власть" и "служить власти". "Этот человек состояла из двух чувств - из уважения к власти и ненависти к бунту", но Гюго рисуя характер Жавера преувеличивает эти простые чувства и доказывает их почти до гротеска. Столкновения на баррикаде этих двух героев, олицетворяющих противоположные концепции понимания справедливости, пожалуй, один из самых драматических моментов романа.
Жан Вальжан приобретает духовную победу над инспектором Жавером. Тем самым он является для него тем же, чем для него самого был епископ Мірієль. Эта своего рода цепная реакция добра (епископ Мірієль - Жан Вальжан - Жавер) чрезвычайно важен для концепции романа.
Автор намеренно приводит верного стража законности Жавера, что не привыкли рассуждать, до страшного для него мысли, что каторжник Жан Вальжан "оказался сильнее всего общественного порядка". Ему даже приходится признать "моральную благородство отверженного", что было для него невыносимо. Так Жавер теряет почву под ногами. В нем, как ранее в Жане Вальжані, происходит решающий нравственный переворот. Ведь до сих пор его идеал заключался в том, чтобы быть безупречным служителем закона. Однако добро, по Гюго, выше закона, установленного обществом. Поэтому оно толкает Жавера до страшного для него открытие, что "в своде законов сказано не все", что "общественный порядок не совершенен", что "закон может ошибаться" и т.д. Все, что этот человек верил, рушилось. Эта внутренняя катастрофа - отступление сил зла перед добром, что несет в себе Жан Вальжан, - приводит Жавера до самоубийства.
Людинолюбна позиция епископа Мірієля, выраженная Жаном Вальжаном, сталкивается и с логикой революции, представленной Анжольрасом и его товарищами. Два типа положительных героев, которые соответствуют нравственным критериям Гюго, постоянно возникают и встречаются в "Отверженных". К одному типу относятся активные борцы и революционеры из "Общества друзей азбуки", в другой - праведники, которые руководствуются в своей жизни принципами добра и всепрощения. Такой епископ Мірієль и превратился под его влиянием Жан Вальжан. Писатель не противопоставляет этих персонажей, а делает их союзниками, они у него как бы дополняют друг друга в том непрестанном движении человечества, что Гюго называет прогрессом и которое настойчиво проповедует. Унаследовав моральные идеи епископа, Жан Вальжан делает их основой всей жизни. Даже оказавшись на баррикаде, он не участвует в боевых действиях, а лишь пытается защитить что борются, получив приказ расстрелять своего вечного преследователя Жавера, что проник на баррикаду как шпиона, он отпускает его на волю, продолжая верить, что только добром и милосердием можно влиять на человека. Этим он, конечно идет в разрез с идеями революции (и за это был засуджуваний в свое время советскими критиками).
В разделах посвященных восстанию, фигура Жана Вальжана с его идеями милосердия, естественно отодвигается на задний план героическими образами Анжольраса и Гавроша и тем пафосом революции, что их вдохновляет. Но когда в трагический момент гибели баррикады Жан Вальжан, взвалив себе на плечи тяжело раненного Мариуса, спускается в подземную клоаку Парижа и, двигая в полумраке, среди потока нечистот, десятки раз рискуя жизнью, все-таки спасает юношу от неминуемой смерти - внимание читателей снова переключается на эту человека, воплощающего собой необычная моральное величие.
Недаром этот раздел называется "Грязь, побежденный силой души". Гюго говорит о нем, что "с его струились потоки грязи, но душа была полна неясным светом". То, что Жан Вальжан спасает Мариуса, делает ему чести. Ведь он понимает, что именно этот человек - главная помеха его счастье с Козеттой. В последний период своей жизни Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью, хотя это самоустранение его убивает. Это самый последний и самый сложный шаг в его жизни, что был винагороджених восторженными молодыми людьми, но, к сожалению, слишком поздно. Однако можно сказать, что Жан Вальжан умирает счастливым, так, как умирают праведники, которые осознают, что полностью выполнили свой земной долг.
Во взглядах Жана Вальжана, представителя народа, Гюго пытался раскрыть свою точку зрения на действительно благородное, гуманное поведение человека, независимо от того, предприниматель такой человек или работник.
Так наряду с героизмом борьбы и революции Гюго в своем романе и воспевает героизм морального величия. Именно такое главное кредо его романа. Нравственную эволюцию в романе переживает и Мариус. На его примере Гюго показывает нам эволюцию сознания молодого человека эпохи Реставрации, пережитую когда-то им самим. Это сложный и многогранный характер, что играет важную роль в концепции "Отверженных". Описывая драматический разрыв Мариуса с его дедом - старому консерватором Жільнорманом и "открытие" отца - полковника Понмерси, что отдал жизнь служению "наполеонівському мечу", Гюго 60-х годов, давно уже преодолел бонапартистські иллюзии своей юности, критически замечает, что, "восхищаясь гением", Мариус заодно восхищался и грубой силой". Мариус, влюбленный в Козетту, Мариус, интимный дневник которого является типичным образцом романтического лиризма очень близок романтическим героям с драм Гюго 30-х годов. Однако этого романтического героя автор ставит здесь в реальную обстановку и заставляет приобщиться к передовым политических движений его времени. Он приводит его в "Общество друзей азбуки" и делает одним из героических защитников июньской баррикады.
Вслед за Анжольрасом Мариус от идеализации Империи приходит к защите республиканской баррикады. В образе Мариуса с его постепенным идейным возмужанием под влиянием конкретной жизненной обстановки особенно наглядные уроки реализма, автор "Отверженных" вобрал в свое творчество во второй половине века.
Мариус - также один из последовательных образов, созданных Гюго. Он, активный защитник баррикады, вроде бы совсем забывает о идейные искания своей юности и о героике баррикад, как только возвращается в свое респектабельное буржуазное семейство, за что А.І.Герцен назвал Мариуса "типичным представителем поколения, мерзие". Не в его пользу говорит и его душевная нечуткость, он охотно верит в то, что Жан Вальжан - беглый каторжник, и надо держаться от него подальше. Лишь благодаря случайности он узнает правду и увлекается душевным величием этого человека. " Все, что есть на свете мужественного, добродетельной, героического, святого, - все в нем!" - с восторгом восклицает Мариус. Антиподами Жана Вальжана, Фантини и других положительных героев романа выступает семейство Тенардье. Изначально находясь в положении лучшем, чем у Жана Вальжана, то есть имея возможность жить честным трудом, Тенардье опускается от владельца трактира до нищего бандита и влечет за собой и жену и дочерей. Только одна Епонина смогла подняться над ними под влиянием любви к Мариусу. Также и маленький Гаврош, совсем не похож на своих родителей, скорее всего потому, что они его и не воспитывали. Он, пожалуй, единственный из Тенардье, кто может быть отнесен к положительных героев, не считая его братьев, но они еще слишком маленькие, хотя в них тоже начинается развитие в сторону лучшего, под влиянием Гавроша. Роман "Отверженные" практически мгновенно приобрел огромную славу во всем мире. Его переводили на множество языков, все передовые люди зачитывались им. Его главные герои, при всем их искусному, детальному-реалистическом воспроизведении, воспринимались все-таки не столько как люди, но как символы: каторжник Жан Вальжан воплощал душевное благородство простого народа, несчастливая Фантина - жертвенность материнства, епископ Мириель - бесконечное милосердие, революционер Анжольрас - героизм и бунтарский порыв в свержении царства несправедливости. Именно поэтому Флобер и Бодлер в один голос сказали о романе: " Человеческих существ там нет". В этом высказывании была доля истины; в "Отверженных" повествуется о исключительные человеческие натуры, одни из которых выше обычных людей по доброте и благородству, другие - ниже по жестокости и подлости, как, например, мародер - трактирник Тенардье. Видимо именно в этом преувеличении, в этой чрезмерности и сказывался романтизм Гюго. Однако его преувеличения оправданы, потому что его герои наделены благородными настоящими чувствами. Гюго неудавано увлекался Мириелем, он неудавано любил Жана Вальжана. Он ужасался, но вполне искренне уважал Жавера. Искренность автора, масштабность образов - великолепное сочетание для романтического искусства. В "Отверженных" достаточно жизненной правды, чтобы добавить романа необходимое правдоподобие. Роман изобиловал не только элементами реальной жизни, но и исторический материал играл в нем важную роль. Разумеется, задача возрождения нравственных идеалов не была прерогативой одних только писателей-романтиков. Совсем не случайно один из французских исследователей, Андре ле Бретон, заметил, что роман Гюго приближается к високоодухотворенному россиянина романа, особенно к творчеству Л.Н. Толстого. Эта близость, состоит в настойчивых поисках моральных образцов, свойственных и Гюго и автору "Войны и мира", подтверждается отзывом самого Толстого, что считал "Отверженные" лучшим романом всей французской литературы XIX века.

Литература:
1. Євніна Е.М. Виктор Гюго. - Москва: Наука, 1976. -215с.
2. Трескунов М. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 421с.
3. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго. - Москва: Просвещение, 1989. - 176с.
4. Моруа А. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н. Немчиновой Н. Трескунова. - Москва: Книга, 1982. - 416с. 1 1