Пастернак белая ночь год написания. Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь

Материалы к анализу стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Оцініть публікацію

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящен О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это же время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей - 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать... Она - олицетворение жизнерадост-ности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни (уже до того) перенесла... Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».

Это ее драматическая судьба отразилась в романе, и, в свою очередь, драматическая судьба романа отразилась на ее судьбе. Ольга был арестована. Сталин оставил на свободе Пастернака, но нанес ему предательский удар арестом его возлюбленной. В начале 1949 года Ивинскую увезли на Лубянку якобы за то, что она хотела устроить Пастернаку побег за границу и бежать вместе с ним. В тюрьме ее подвергли пыткам, даже несмотря на то, что она ждала ребенка. Однажды после очередных пыток она очнулась в морге. Потом ей сказали, что произошла ошибка, не туда привезли. Но по возвращении в камеру начались сильные боли, и Ольга Всеволодовна потеряла ребенка. Страданиям горячо любящих людей не было конца:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему, - писал Пастернак.

Но есть стихи О. Ивинской, которые звучат ответом любимому:

Играй во всю клавиатуру боли,
И совесть пусть тебя не укорит
За то, что я, совсем не зная роли,
Играю всех Джульетт и Маргарит.

Вскоре после ареста Ольги Пастернака свалил инфаркт, а Ивинская попала на 4 года в мордовские лагеря, откуда была освобождена только после смерти Сталина. В письме к Р. Швейцер поэт писал: «Ее посадили из-за меня. Чтобы добиться свидетельства против меня. Только ее мужеству обязан тем, что меня не арестовали и я имею возможность писать».

А судьба романа оказалась не менее трагичной. «Доктор Живаго» был закончен в конце 1955 года и отправлен в редакцию журнала «Новый мир». Роман был отвергнут по идейным соображениям, так как советские идеологи от литературы увидели в нем искаженное изображение революции. «Дух Вашего романа - дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа - пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально...» - это письмо от редакции подписано Б. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым.

Рукопись романа попала в Италию, где и была напечатана на итальянском и русском языках. Публикация романа послужила дополнительным основанием для Нобелевского комитета присудить Пастернаку премию 1958 года «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Началась травля писателя.

Нобелевский лауреат был исключен из Союза писателей. Под угрозой насильственной высылки из СССР, в беспокойстве о благополучии и самой жизни близких ему людей Пастернак отказался от Нобелевской премии.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет,
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
(«Нобелевская премия», 1959 г.).

Поэт был близок к самоубийству. Его сломила болезнь, от которой он уже не мог оправиться. В последние дни поэта поддерживали друзья и письма О. Ивинской. Из семьи Б. Пастернак так и не ушел, ибо считал невозможным для себя «соединяться на обломках чьего-то крушения». Теперь, как 14 лет назад, он признавался ей: «Золотая моя прелесть, твое письмо как подарок, как драгоценность. Одно оно способно излечить, окрылить, вдунуть в меня жизнь». Это написано 30 апреля 1960 года. Ровно через месяц, 30 мая, его не стало. Когда О. Ивинская пришла проститься с ним, перед ней молча расступились. Ибо все чувствовали, что у этой женщины были «какие-то свои, совсем особые права на скончавшегося».

Слова эти принадлежат Пастернаку. Это сцена, когда к мертвому, утопающему в цветах доктору Живаго приходит в последний раз его Лара.

Конечно, стихотворение «Зимняя ночь» написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака. Но, безусловно, оно выходит за рамки автобиографического. Как ни печально, ни О. Ивинской, возлюбленной великого поэта, ни самого Б. Пастернака уже нет в живых. Но свеча, зажженная силой любви поэта, горит всем февральским метелям назло.

Это стихотворение удивительно. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Надо читать, читать стихотворение, желательно вслух. И постепенно ты попадаешь под магию слов, тебя очаровывает волшебная музыка, ты повторяешь как заклинание:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

И настроение у тебя чудесным образом меняется, душа словно бы очищается, осветляется, возносится:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения. Недаром, утверждала М. Цветаева, восхищенная талантом Пастернака, он пришел из музыки. Пастернак принес в поэзию «всю несказанность». Читая стихи Б. Пастернака, идешь «ощупью, наугад». И, боясь показаться однообразной, приведу еще одну цитату Цветаевой: «Пастернак нами не читается, он в нас совершается... Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы все забываем, кроме Пастернака... Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В него - впадаем». Потому что он - тайнопись, иносказание, шифр.

Конечно, можно наслаждаться пастернаковской «Зимней ночью», не постигая тайны его стихотворчества. Но разве плохо понять, как очаровывает это стихотворение, почему берет в плен, каким образом покоряет? Из чего состоит ткань стиха, нежнейшая «на ощупь»? Какой словесный и звуковой рисунок встает перед читателем? Если ученики постигнут эту науку, то, на мой взгляд, их восхищение стихотворением будет глубже и осознанней. А то, что ученики восхищены «свечой», горящей на столе вопреки февральским метелям, я смогла убедиться за годы преподавания в старших классах. Расскажу лишь о недавнем случае. Зима. За окном снег. Идет урок в 11 классе. Не помню, в связи с какой темой, но говорим о любви, о силе этого чувства. Я внезапно предлагаю ребятам: «Хотите, я вам прочту потрясающее стихотворение о любви?» Начинаю читать «Зимнюю ночь». Когда стихи кончились, в классе повисла тишина. А потом... раздались аплодисменты! Поверьте, я была рада не за себя, что дошла до сердец моих ребят. Я была горда, что Пастернак вызвал у ребят восторг! Уверена, что в мировой лирике не так уж много совершенных стихов, где сплавлены поэзия и музыка в абсолютно идеальных пропорциях. Думаю, что возглавлять этот список будут «Незнакомка» А. Блока и «Зимняя ночь» Б. Пастернака.

У больших поэтов нет ничего случайного. И если мы говорим о звукописи Пастернака, то это не означает, что поэт рассудочно отбирал слова, создающие эффект завывания вьюги или рисующие картину озаренной свечой комнаты. В том-то и чудо гениальных строчек, что поэт интуитивно находит единственно возможные образы, слова, звуки, слышит ту музыку, которая подчеркивает смысловое богатство стихотворения.

Тягучий, протяжный ритм, поразительные ассонанс (созданный звуками И, Э) и аллитерация (прием, основанный в данном случае на повторении звуков М и Л) первых двух строчек в начале стихотворения заставляют нас представить ночное безмолвие, безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы....

По смыслу, по тональности, по звуковому оформлению контрастом звучат вторые две строки:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Концентрированное повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня - льду. Эти две строки, четырежды повторенные в стихотворении, станут его лейтмотивом, ключом к пониманию главной мысли поэта и будут раз от разу звучать все более настойчиво и жизнеутверждающе. Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе.

Итак, уже в первой строфе зашифровано все, что будет раскрыто в последующих строках. В стихотворении есть два основных символа - метель и свеча. Символы эти многозначны, они приобретают философский характер, достигают вселенского масштаба. Стихотворение построено на антитезе: противодействуют и взаимодействуют (единство и борьба противоположностей) два символа, два мира, две стихии.

Метель - это не просто явление природы, свеча - не просто тающий от огня воск. Пастернак подчеркивает надмирность метели, которая «метет по всей земле», застит свет, сбивает с жизненных ориентиров, угрожает, леденит душу. Она враждебна уюту и теплу, стремится погасить огонь в очаге, мешает соединению родственных душ:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы...

Снова явление метели создано с помощью повтора согласных Л, М и гласной Э, И.

И даже в человеческом жилище, защищенном от стужи февральской вьюги, нет покоя: «на озаренный потолок ложились тени», на свечу «дует из угла», капает слезами «воск... с ночника».

Что может противопоставить человек враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве? Только любовь, «судьбы скрещенье», огонь души.

Когда встречаются он и она, отступают темнота и холод, мир становится надежным, знакомым, узнаваемым. Тогда поэтом используется другая лексика. Автор включает в философские стихи простые и привычные слова: потолок, платье, башмачки, ночник, слезы, воск. Бытие и быт здесь сосуществуют, дополняя друг друга. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, - входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Обыденное обнажает значительное и вечное... Пастернака «увлекала задача... воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия...» (А. Синявский).

Сцена свидания описана предельно откровенно, но и чрезвычайно целомудренно и возвышенно. Мы видим брошенное на стул платье, упавшие на пол башмачки, мелькающие тени, слившиеся воедино:

На озаренный потолок ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель.

В нескольких строчках - любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Их словно осеняет ангел:

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Чувства двоих освящены поэтом. Он утверждает: метель бессильна. Она не может задуть горящую свечу. Всемирная метель и хрупкий огонек свечи вступают в противодействие, и побеждает свет! Горящая свеча также перерастает в символ: это маяк для одиноких путников, магнит для любящих сердец, ориентир для жаждущих света, гавань для сбившихся с дороги, пристань для отчаявшихся, уставших и заблудших. Свеча горит вопреки злым силам. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос в Нагорной проповеди говорит: «И зажегши свечку, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

В финале стихотворения, которое имеет кольцевую композицию, пропадает значение всемирности метели. Лед побежден огнем, мрак потеснен светом. Метель - всего лишь февральская вьюга, которая обязательно отступит под напором весны. Отсутствие повтора «мело, мело» в последней строфе снимает ощущение безысходности:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Очень хочется точку в конце заменить восклицательным знаком, потому что уверенность и сила исходят от последних строчек, в них утверждается идея безграничности высоких чувств и силы любви, которая не покоряется обстоятельствам. Автор рассуждает о проблемах онтологического характера, склоняясь к философским обобщениям. Художественной установкой Пастернака является анализ соотношения человека и внешнего мира. Поэт устремлен вглубь, в суть постигаемого явления. Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике. Строчки «Зимней ночи» - это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное. Это своеобразный философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.

Стихотворение метафорично. Обычный мир поэт видит сквозь «магический кристалл». Сам Пастернак определял метафоризм как «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это-то и есть поэзия. Метафоризм - стенография большой личности, скоропись ее духа». Многозначная метафора для Пастернака - единственно возможное средство запечатлеть многозначный мир вокруг и внутри человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который как нельзя более удачно передает эмоциональную насыщенность и взволнованность текста. Но вторая и четвертая строки в строфах укорочены и имеют все две стопы. Возможно, эта перебивка ритма и придает энергию строкам, делает стихи динамичными, экспрессивными.

Мы отмечаем чередование мужской и женской рифмы в строках, в зависимости от расположения рифмы определяем ее как перекрестную (АВАВ).

В стихотворении мало тропов: есть редкие эпитеты, помогающие создать цветовой образ:

озаренный потолок - снежная мгла, седая и белая; есть сравнение, характеризующее отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла...

Интересно проследить за словесным строением текста. Здесь нет глаголов, обозначающих действия героев. Нет существительных, называющих героев. Мы узнаем об их существовании и поведении с помощью словосочетаний с существительными: ложились тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали башмачки, воск... на платье капал. Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле, на свечку дуло из угла.

Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, утонченное воссоздание личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, создающая настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежности стихотворения к импрессионизму. Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковский мир синкретичен, он не познается с помощью рациональных приемов, он доступен лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовость формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувства, и реалии жизни. Поэтому нелепо пытаться классифицировать стихотворение однозначно. Пастернак больше, шире, глубже любого окончательного определения. Он сам в книге лирики «Сестра моя жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепций...»

Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу.

И каждый может увидеть этот свет, и греться у этого тепла, если в нем нет «той смертной бескрылости», которую ненавидел в людях поэт и его герой Юрий Живаго.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго, имеет глубокий смысл, понять который возможно с помощью анализа поэтического мира лирического шедевра и его ритмико-мелодической организации.

Действительно в «Зимней ночи» присутствуют наглядно-зримые образы (создаются на лексическом и мелодическом уровнях), метафорические противопоставления. Необычен и ритмический строй произведения, который сопрягаясь с образным планом стихотворения, позволяет понять его идейно-эстетическую концепцию.

Стихотворение «Зимняя ночь» представляет собою противопоставление двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир (мир глобальный) – это прежде всего образы холода: зима и связанные с нею образы метели, которая «лепит на стекле кружки и стрелы» (олицетворение), снега (снежные хлопья сравниваются с мошкарой), непроглядной «снежной мглы». Весь мир погружен в зиму, всё подчинено ей. Перед читателем предстает образ расширенного пространства, глобального, создать который помогает использованный автором в тексте стихотворения прием гиперболы («Мело, мело по всей земле во все пределы»)

Внутренний мир, наоборот, локализован. В его центре – свеча. Вокруг свечи разворачивается образ утаенного места , ограниченного окнами, потолком, полом. В этом мире царит свет, и все невзгоды, находящиеся вне – ничто по сравнению с той любовью, «жар соблазна» которой ощутим в произведении. Внутренний мир наполнен уютом и теплом. Здесь прослеживается доминанта атрибутов повседневной жизни, домашних вещей (башмачков, платья, ночника, стола). Здесь прослеживается характерный для лирики Пастернака прием обытовления пространства (появляются детали быта) на уровне с образами явлений природы.

Образ свечи вводится в контекст произведения не только на семантическом уровне, но и на синтаксическом. Рефреном на протяжении всей «Зимней ночи» следуют слова:

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Данный приём подчеркивают ключевое значение образа свечи, его символичность, а главное важность для понимания замысла автора. Её образ, с одной стороны, ограничен миром уединенным, а с другой – присутствие свечи в произведении приобретает вселенскую значимость, она предстает не только как атрибут интимного мира, но и как центр всего мироздания.

Образ окна мы можем интерпретировать как границу между миром внутренним и внешним.

Мотивы льда и огня несомненно присутствуют в произведении. Мы видим их антиномию практически в каждом катрене. В первом: образ метели и свечи; во втором: хлопья снега и яркий, контрастный ему образ пламени; в третьем: опять же образы метели и свечи; в четвертом катрене антиномия льда и огня выявляется с помощью мотивов света («озаренный потолок») и тьмы («ложились тени»). В последующих катренах (6,7,8) мы видим уже знакомые нам образы снежной мглы и свечи, жара соблазна и дуновения внешних сил на свечу, и в последнем катрене – вечную метель и вечно горящую свечу как символ спасения и надежды.

Мотив света – доминирующий мотив «Зимней ночи» (соотносим с ипостасей огня). Его воплощению способствуют библейские образы. Связь с божественным началом ощутима в лирическом стихотворении. Это достигается за счёт образов «озарённого потолка» (словно божественные силы проникают в это место, удаленное от всего мира), образа ангела, концепта креста, который пронизывает текст «Зимней ночи», имплицитно проявляет себя в словах: «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крестообразно». Использование Б. Пастернаком однокоренных слов « кр е ст», «с кр ещ е нья», « кр естообразно» неслучайно. Тем самым автор намеренно сближает их, ставит в один образный ряд. Сближение достигается и посредством приёмов мелодики (аллитерации звуков [к], [р], ассонанса звука [э]).

Образ метели является лейтмотивом всей «Зимней ночи». Её образ на мелодическом уровне создается с помощью аллитерации звука [л] и ассонанса звука [э]. Данные приёмы сближают слова, связанные с образом метели. К ним мы относим: «ме л о», «зем л е» , «мг л а», «пред е л ы», «б е л ой», «ду л о», «из уг л а» (последние два слова создают ощущение дуновения).

Поэтический мир стихотворения «Зимняя ночь» действительно антитетичен, но кроме того, в нём особое место занимает момент любви, который является кульминационным фрагментом произведения. Автор косвенно вводит в контекст стихотворения образы двух влюбленных, использует метонимию в пятом катрене для создания их образов («…и падали два башмачка…»). Данный фрагмент звучит как жизнеутверждающее начало, как победа жизни над смертью (выявляется ещё одна параллель противопоставленных образов). Неслучайно здесь автор использует образы, связанные с божественным началом, а именно образ ангела, который подчеркивает святость любви. Становится понятна важная мысль: любовь – это высокое чувство, способное человека вопреки всем обстоятельствам сделать счастливым.

Подтверждением жизнеутверждающей идеи является и размер произведения (разностопный ямб ). Несмотря на присутствие в тексте стихотворения пиррихиев, ямб выполняет свою функцию – придаёт лирическому шедевру сильную, эмоциональную окраску. Перекрестная рифма, чередование мужских и женских окончаний говорит о единстве, о соединении двух душ.

Стихотворение «Зимняя ночь» музыкально (неслучайно оно положено на музыку как романс). Музыкальность придает ему мелодичная интонация, несколько даже элегическая. Она создается благодаря рефренам «Свеча горела…», а также посредством подчинения ритмом синтаксиса (в стихотворении мы можем найти примеры инверсий «…слетались хлопья со двора…», «…и падали два башмачка…», синтаксический параллелизм в пятом катрене).

Анализ поэтического мира и ритмико-мелодической организации помогает понять смысл стихотворения, его философский подтекст. «Зимняя ночь» – это размышление о вечном. Именно поэтому автор затрагивает все сферы бытия: и жизнь природы, и бытие человека. Соотнося их, Б. Пастернак приходит к мысли о том, что любовь способна преодолеть все невзгоды. Никакая метель не может стоять на пути того человека, который любит. Любовь – главная ценность (неслучайно подчеркнута её святость в произведении). Б. Пастернак утверждает идею вечности любви и высоких чувств.


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало - тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.


Ирина Сказина - Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества. Художественный талант отца и музыкальный – матери не могли не «разбудить» любовь и интерес к творчеству у юного Пастернака. Его выбор пал на литературу. Вероятно, это напрямую связанно с тем, что ещё в юности Пастернак познакомился с выдающимися писателями-современниками: Маяковским, Рахманиновым, Толстым, которые посещали дом его родителей. Уже в двадцать лет Борис Леонидович писал глубокие и насыщенные стихи. Естественно они были ещё незрелыми и, как это часто бывает, стали следствием разбитого сердца из-за отказа любимой.

Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.

Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.

Жанр, направление и размер

Стихотворение написано не часто встречающимся в творчестве Пастернака размером. Это трехстопный ямб.

Перекрестная рифма, напротив, используется им повсеместно. Преобладает количество мужских рифм над женскими. Жанр совмещает в себе два направления – элегия, медитативная лирика.

Образы и символы

В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.

Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.

Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.

Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Идея

Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.

Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.

Средства художественной выразительности

Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).

Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного. Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Зимняя ночь» входит в цикл стихов Юрия Живаго, заглавного героя романа Пастернака. Этот роман - «духовная автобиография» автора, поэтому чувства лирического героя являются и чувствами поэта.

Данное стихотворение описывает одну зимнюю ночь в жизни лирического героя, о его чувствах не написано прямо, понять их мы можем благодаря параллелизму в описании окружающих его предметов и противопоставлению природе за окном.

Воспоминания героя овеяны печалью, он испытывает некую тревогу и растерянность.

Любой предмет и образ не случаен, в стихотворении много символов, помогающих раскрыть настроение героя. Главным образом-символом является свеча: «Свеча горела на столе, /Свеча горела». Она символизирует уединение и надежду, но тут же мы чувствуем волнение о том, что этот огонек может задуть легкое дуновение ветра. Эти строчки рефреном проходят через все стихотворение, что говорит о важности свечи для лирического героя, она для него на данный момент является центром всего. Важен и образ метели: «Метель лепила на стекле/Кружки и стрелы», которая является метафорой, означающей переживания, тревогу и ненастья, выпавшие на долю лирического героя и поэта. Образы теней

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

Эти тени ложатся на потолок, создавая лишь неуютную атмосферу окружающего. Ряд однородных членов и бессоюзие придают некую напряженность.

Автор использует метафоры и сравнения, дополняющие общую картину происходящего: «И воск слезами с ночника/На платье капал», «На свечку дуло из угла, /И жар соблазна/Вздымал, как ангел, два крыла/Крестообразно». Нельзя не заметить прием антитезы, используемый при создании образов – огонь и лед, «озаренный потолок» и «тени», «снежная мгла», равномерное горение свечи противопоставляется метели за окном. Также автор прибегает к приему аллитерации: Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Повтор в строках гласной «е» придает протяжность. А ассонанс в описании метели помогает словно услышать гул и звон, это согласные «л» и «с».

Все стихотворение написано ямбом с чередующейся мужской и женской перекрестной рифмой – это придает ему текучесть и нежность, но в то же время строгая и четко прослеживающаяся структура добавляет динамичности всему произведению. Во многих строфах можно проследить синтаксический параллелизм. Композиция стихотворения кольцевая – это придает ему смысловую законченность и лаконичность.