Почему мечтать плохо. Почему полезно мечтать? Вы – это ваши мечты


У каждого из нас есть мечты. У кого-то большие, у кого-то маленькие, но независимо от этого, все они очень важные. И порою, мы не задумываемся, почему их исполнение происходит уже тогда, когда эта самая мечта перестаёт быть таковой. А ведь всё гениальное просто: чем больше мы желаем (привязываемся к желаемому), тем меньше получаем.

Правда возникает вопрос: а как же визуализация, закон притяжения и прочие техники? Ответ на него можно получить из собственного жизненного опыта. Наверняка, каждый хоть раз в жизни замечал, что как только он останавливался в гонке за желаемым, как только забывал про это – старая мечта тут же исполнялась, словно смеясь над горе - мечтателем. Так давайте разберемся, почему так происходит. Почему, когда мы перестаем мечтать, у нас все достигается.

Почему мечты исполняются с опозданием?

Во-первых: как бы банально это не звучало, но ничего нельзя добиться, просто сидя на диване и медитируя. Нужно действовать! Три часа визуализации не заменят одного звонка работодателю. Методы воздействия на божественный разум результативны только если человек идет вперед, слушает свою интуицию и не боится делать шаги к реализации мечты.

Во-вторых: чем сильнее Вы привязывайтесь к мечте, тем сильнее разочаровываетесь впоследствии. Человек только дописал книгу, а уже представил, как на утро проснётся богатым и знаменитым, но в первом же издательстве рукопись не взяли. Что делать? Дорабатывать своё произведение и рассылать его всем возможным издателям. Но ведь хотелось всего и сразу! Мечта не сбылась, и человек забросил работу, переключаясь на что-то другое. Разочарование «убило» все его возможности на самореализацию в литературе.

В-третьих мечтать вредно так как, чем больше Вы желаете, тем больше суетитесь и делаете неверных шагов. Это напоминает сборы перед отпуском, когда Вы две недели вяло перекладывали вещи с места на место, прекрасно зная где что лежит, а потом за три часа до отлёта лихорадочно начинаете бегать по квартире в поиске пропавшего парного носка.

Каждой мечте нужно время на реализацию! Не торопитесь зря, не хватайтесь за тридцать дел сразу, будьте последовательны и логичны. Уделяйте визуализации 20 минут в день, а в остальное время действуйте. Помните о том, что от ваших шагов зависит ваше будущее. Проявляете инициативу и идите вперед!

Кто-то думает об отпуске, другие представляют себя победителями в конкурсе.Обратите внимание на чувства, которые вы испытываете в этот момент. Казалось бы, у вас нет никаких наград, результатов, но сохраняется радость. Почему так происходит? Все дело в гормоне дофамине, который способствует возникновению мотивации. Однако, он отвечает не столько за удовольствие от успеха, сколько за его ожидание.От уровня дофамина зависит мотивация человека и его желание что-то делать. Во время депрессии уровень гормона резко снижается, поэтому людям в этот период ничего не хочется делать.

Что плохого в мечтах?

Было бы все идеально, если бы люди действовали по простой схеме: мотивация (желание) - выполнение - получение результата. Однако в действительности все происходит иначе. Человек увлекается несбыточными мечтами и перестает действовать, ведь он получает удовольствие от одной мечты, а следующие два пункта уже не обязательны.Таким образом через время человек становится зависимым от того удовольствия, которое приносят ему размышления. Он постоянно пытается испытать чувство радости придумывая все новые, как правило, пустые мечты.

Есть ли компропромисс?

Конечно, не стоит говорить о безусловном вреде мечтаний, как уже было сказано, мечты помогут быть полезными, если ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. В ином случае мечтатель подобно наркоману гонится за удовольствием и не получает ничего кроме временной радости, а затем встречи с разочарованием.

В нашем обществе отношение к мечтам разное. В детстве у нас постоянно спрашивали: «Кем ты мечтаешь стать?», «Чем ты мечтаешь заниматься?», просили нарисовать дом и семью своей мечты. А потом мы росли и все чаще слышали от окружающих: «Хватит мечтать! Займись делом!». Слово «мечтатель» как-то само собой приравнялось к «фантазеру» и приняло негативный окрас.

И очень долго в нашей стране вообще мечтать было не принято. Это характеризовало человека, как незрелого, инфантильного. Если про кого-то и говорили, что он мечтает, то подразумевали лишь попытки уйти от реальности.

Реальность нужно было принимать. Такой, какая она есть. С нелюбимой работой, старым ремонтом в квартире, постоянной нехваткой денег и сварливой свекровью. Желание что-то изменить воспринималось в лучшем случае с удивлением, а в худшем – с осуждением. «Живешь не хуже других, так чего недовольный ходишь!».

Такая психология встречается и по сей день. Я часто слышу фразы, которые, как мне кажется, передаются из поколения в поколение при попытке объяснить ребенку, почему все его одноклассники поехали на море, а он к бабушке в деревню: «Сейчас все так живут!», «Всех денег не заработать!», «А вот в странах третьего мира дети вообще голодают!».

Люди предпочитают успокоить себя вот такими клише, смириться с действительностью, которая перестала радовать уже давно, хотя что греха таить – и не радовала никогда особо, но представить, что может быть иначе… Ну они же не какие-то там фантазеры!

Но время идет, и психология общества тоже не стоит на месте. В начале нулевых начали появляться люди, которые утверждали: «Мечтать можно! И даже нужно!». И вот мы сейчас тренингами об искусстве мечтать никого уже не удивишь. Не скажу, что возражающих совсем не осталось. Они есть, их по-прежнему много. Скептиков, которые советуют нам «заняться делом», «перестать страдать ерундой» и так далее. Но их все-таки меньше, чем раньше.

И возможно ты из числа тех, кто уверен, мечтать нужно. А возможно, ты просто хочешь представить, как могло бы быть. В любом случае, давай разберемся, а что такое мечта?

Когда ты ребенок, это действительно красивая сказка. Ну не рассказывать же тебе перед сном про квартиру в ипотеку. Потом ты подрастаешь, и мечты превращаются в обещания светлого будущего – надо как-то мотивировать тебя хорошо учиться, слушаться маму и не гулять допоздна. «Вот будешь хорошей девочкой, и будет у тебя все… о чем ты там мечтаешь?». Для кого-то впоследствии мечты становятся надеждой. Надеждой на то, что все само собой случится, пока ты дома смотришь «Игры престолов» с чашкой горячего глинтвейна.

Мечтать нужно правильно

Но есть и другой вариант. Говорят, что мечты могут стать планом на жизнь и даже руководством к действию. Вопрос лишь в том, как мечтать. Помнишь героев детских сказок – они сидели на печи и все время чего-то хотели? Так вот они не правильно мечтали. Да-да, не правильно. Как Дядя Федор бутерброд ел. Но Дядя Федор очень вовремя встретил Кота Матроскина, а ты стала читать эту статью.

Так что же значит «мечтать правильно»? Правильно мечтать – это значит мечтать эффективно. Это значит четко осознавать, чего ты хочешь от жизни в данный момент времени, через год, через пять лет и так далее.

Да, помимо главной цели будут еще многие другие – ведь нам хочется всего и побольше. Но мы не идеальны, и получать абсолютно все желаемое не всегда удается.

Например, твоя главная мечта – похудеть на 30кг. Для этого ты стала придерживаться ПП, записалась на кроссфит и даже дома поставила велотренажер. Твоя большая цель (похудеть) оказалась связанной с тремя целями поменьше (не срываться с ПП, показывать хорошие результаты в фитнес-клубе и крутить педали каждый раз, когда смотришь «Во все тяжкие»). Но что-то пошло не так, и с кроссфитом у тебя не задалось – ты и в школе-то на физре особыми успехами не блистала, а тут такие нагрузки! И вот ты уже опустила руки, ешь шоколадный Брауни, запивая третьей Пиной Коладой, и думаешь, что быть тебе всю жизнь толстой.

Но разве неудача в одном неизбежно ведет тебя к другим неудачам? Неужели если не получилось с кроссфитом, то не получится с ПП и велотренажером? Неужели нет других видов физической нагрузки?

Встречала таких людей, которые на каждое предложение что-то сделать отвечают: «Нет, у меня не получится!»? Диалог с ними обычно такой:

Давай в субботу покатаемся на роликах?

Я не умею.

Нет проблем! Я помогу тебе научиться!

Нет, у меня не получится!

Но почему??? Ты уже пробовала?

Я на велосипеде пробовала – не получилось.

Вот и ты, не добившись успеха только в кроссфите, думаешь, что в целом на твоей фигуре можно ставить крест.

Очень важно видеть конечную цель своего пути. Тогда если ты увидишь на дороге большой булыжник, ты просто обойдешь его, а не повернешь обратно.

Мечте нужен план

Как же определиться со своей Мечтой?

Спроси себя: «Чего я хочу? О чем мечтаю?» и когда ответишь на эти вопросы,

Задумайся: «А когда я буду это иметь, чего еще я буду хотеть?».

Ответив на этот вопрос, спроси себя снова: «И когда у меня будет и это, что еще будет важно для меня?».

И так до тех пор, пока не найдешь свою ключевую мечту. Как только твои эмоции изменятся, и ты почувствуешь прилив энергии – значит это она – самая важная для тебя на данный момент Мечта.

Определив для себя главный приоритет, важно не просто положить его на полку своего сознания, но четко осознать, как именно ты получишь желаемое. Какой бы недостижимой ни казалась твоя Мечта, составь план. Ведь именно благодаря плану твое Желание из призрачной Мечты превратится во вполне обозримую Цель.

  1. Если Мечта действительно большая, то ее достижение стоит разделить на несколько этапов. Для каждого этапа определи инструментарий – все то, что тебе понадобится в процессе получения желаемого. Это могут быть финансовые средства, какие-то действия с твоей стороны, знания, навыки и т.п.
  2. Если какого-то инструмента у тебя нет, то это не повод отказываться от своей Мечты. Отметь в своем плане, что его необходимо будет получить. Например, ты мечтаешь стать руководителем крупного подразделения в своей фирме. Одним из критериев отбора на эту должность является знание финского языка. Ты можешь расстроиться, ведь в твоем обиходе лишь английский и немецкий, и остаться работать в должности старшего менеджера, а можешь пойти на курсы и уже через год претендовать на должность.
  3. Прими, как прискорбную неизбежность: все идеально получаться не будет. Ты всегда мечтала стать парикмахером, а теперь выясняется, что у тебя совсем не получаются сложные плетения и косы. Поверь, в парикмахерском искусстве есть предостаточно аспектов и без плетений, поэтому ты точно найдешь, где раскрыться. Неудача в чем-то одном – это не повод отказаться от всего.
  4. Оглядываясь на п.3, отметь в своем плане запасные варианты. Если что-то не получится, ты будешь к этому готова и просто заменишь недостижимый инструмент более реальным. Но не стоит быстро отказываться от того, что не получилось с первого раза. Возможно, этот этап требует больших усилий, чем ты ожидала. Помни: мир принадлежит терпеливым.
  5. И наконец, определи временные рамки. Они не позволят тебе забыть о намеченной Цели, начать лениться или откладывать очередной этап в совсем уж долгий ящик. Конечно, ты не сможешь определить, сколько тебе нужно времени с точностью до дней. Но рассчитать, нужен тебе месяц или полгода, ты сможешь точно. На всякий случай включай в каждый этап запасное время – оно понадобится, если что-то пойдет не по плану и возникнут форс-мажоры. Только давай не забывать, что запойный просмотр всех сезонов Доктора Хауса за месяц форс-мажором не считается.

Не бойся мечтать. Не бойся прослыть «фантазером». Ведь фантазией является та мечта, которую просто «хотят». А если ты знаешь, что нужно делать, то это не фантазия, это Цель. А Целей принято добиваться. Всегда!

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также – драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» - мысль о грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить грех - это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о грехе к самому греху можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о грехе сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с . Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.) , например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака. Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме “Блондинка за углом”, когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: “Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и “поступим” мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все – нет нашей кровиночки, нашего мальчика!” Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже . А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа . Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством. Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью. Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится – в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.