Правила разбиения на слоги в русском языке. Правила переноса и деление слов на слоги

Кто ясно мыслит

Надо иметь что сказать, и надо сказать это как можно яснее, – вот и весь секрет хорошего стиля.

Мэтью Арнолд (1822–1888), английский поэт и критик

Ясный стиль – вежливость литератора.

Жюль Ренар (1864–1910), французский писатель

Кто ясно мыслит, ясно излагает.

Никола Буало (1636–1711), французский поэт

У тех, кто пишет ясно, есть читатели, а у тех, кто пишет темно, – комментаторы.

Альбер Камю (1913–1960), французский писатель

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Михаил Ломоносов (1711–1765), ученый, поэт

Есть даже такие, кто нарочно старается быть темным. Отсюда родилась замечательная похвала: «Это прекрасно: я и сам ничего не понял».

Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия

Самый подходящий момент начать статью наступает, когда вы ее успешно закончили. К этому времени вам становится ясно, что именно вы хотите сказать.

Марк Твен (1835–1910), американский писатель

Некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались делать столь ясными.

Иммануил Кант (1724–1804), немецкий философ

Простота труднее всего на свете. Это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

Жорж Санд (1804–1876), французская писательница

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Сомерсет Моэм (1874–1965), английский писатель

Для одних стиль – это сложный способ говорить о простом, для других – простой способ говорить о сложном.

Жан Кокто (1889–1963), французский драматург

Все, что обычно, – просто; но не все, что просто, – обычно. Оригинальность не исключает простоты.

Дени Дидро (1713–1784), французский философ-просветитель

Он научился выражать свои мысли, – но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.

Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

Перечислим правила деления слов на слоги, которые есть в учебниках и обучающей литературе. Определение слога в русском языке, виды слогов и общие подходы к выделению слогов в словах описаны на главной странице сайта.

Сперва отметим три важных момента.

  1. Правила деления различаются в школе (традиционная программа) и в институте (программа углублённого изучения).
  2. Правила могут различаться в разных школьных программах.
  3. Фонетический слог следует отличать от слога для переноса.

На нашем сайте делается ориентир на Московскую фонологическую школу, в частности используются правила краткого теоретического курса для школьников Литневской Е.И. Кроме этого даются материалы школы с углублённым изучением русского языка, в том числе филологических факультетов.

Традиционная школа

В традиционной школе всё просто. Сколько гласных, столько и слогов, а как ребёнок разделит, не важно (лишь бы красиво звучало и ребёнку было понятно). Как бы школьника не научили делить на слоги, это нигде не отразится: ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ (там таких заданий нет). Перечислим три простых правила школьной программы.

  1. Слог образует гласный звук:
    сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно) .
  2. Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
    мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно) .
  3. Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
    лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно) .

В традиционной школе допускается вариативность : со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.

Школа углублённого изучения

Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.

  1. Глухие согласные отходят к следующему слогу:
    то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка) .
  2. Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
    кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка) .
  3. Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
    у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся) .
  4. Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
    кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис) .

Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.

Программа института

Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 - гласные, 3 - сонорные, 2 - шумные звонкие, 1 - шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).

Для сонорных есть правила.

  1. Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
  2. Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
  3. Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).

Эти правила изучают в высших учебных заведениях, однако в последнее время наблюдается заимствование институтской программы школами, особенно в классах с гуманитарным уклоном.

12. Современное русское слогоделение. Специфика русского слога. Принципы организации русского слога. Принципы организации русского слога с позиции акустических и артикуляционных теорий слогоделения. Законы построения русского слога.

Слог в разных языках проявляет различную степень фонологической значимости , то есть смысловой обусловленности. В русском языке фонологические признаки слога отсутствуют, то есть слог для русского языка не является носителем смысла, поэтому можно двигать границы слога . В РЯ минимальная фонетическая единица – звук, но слог – минимальная произносительная единица. В РЯ существует много теорий слогоделения.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

Все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук;

Один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва;

Сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка;

Сочетание шумных и санорных относят к следующему слогу о-кно са-бля;

Сочетание санорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма;

При сочетании санорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та;

Сочетание Й неслогового с последующими шумными или санорными тай-фун.

По структуре выделяют слоги:

Прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые;

Полные – закрытые и прикрытые сок;

Усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск;

Усечённые с конца мгла;

Открытые и неприкрытые ау.

Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

Типы теорий слогоделения.

При отсутствии смысловых обоснований - слогоделение определяется: артикуляционными (для говорящего); акустическими (для слушающего) параметрами.

Теории слогоделения .

    Акустические – работают с позиции говорящего, отвечают на вопрос, как должны сработать его органы речи.

    Артикуляционные – с позиции слушающего – какую фонетическую последовательность должен услышать, чтобы воспринять это как слог.

Параметры характеристики речевого потока.

1) как сторонники данной теории определяют слог;

2) какие принципы лежат в основе слогоделения;

3) какие единицы речевого потока могут приобретать статус слогообразующих;

4) каковы достоинства и недостатки (отличительные свойства) каждой теории.

Акустические теории слогоделения.

Слог – компонент звукового потока, воспринимаемый слушающим в единстве.

    Вокалическая теория.

    Теория сонорности.

Теория сонорности. Выдвинул англичанин Г. Суит. Разработал датский ученый Отто Есперсен .На материале русского языка эту теорию впервые рассмотрел Р.И. Аванесов .

Слог - волна сонорности (звучности) . Ее структура определяется сочетанием более звучных единиц речевого потока с менее звучными.

Акустическая структура слога представляется через систему коэффициентов звучности . Для русского речевого потока – четыре ступени звучности (соответствует классификации звуков по степени сонорности):

«1» – глухие шумные согласные (уровень звучности –минимальный),

«2» – шумные звонкие,

«3» – сонорные,

«4» – гласные (самые звучные элементы речевого потока).

Слогообразующие звуки. Чаще всего - гласный звук (его звучность – максимальная). Могут быть - сонорные согласные (обладают звучностью, приближенной к максимальной).

Сонорный как слогообразующий выступает пи отсутствии последующего гласного [пα-рат]; при наличии предшествующих шумных (организация «волны») [с’иен’–т’*а–бр’].

Типы слогов.

    Восходящий (волна восходящей звучности)

    Восходящее-нисходящий. Слоги в этом случае – закрытые. Восходяще-нисходящие слоги возникают: при наличие в слове сочетания согласных, первый из которых – более звучный, на конце слова, которое оканчивается на согласный.

    Нисходяще-восходящий. Только в начале слова в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях!

Артикуляционные теории слогоделения.

Слог – единый акт работы речевого аппарата.

    Экспираторная теория.

    Теория мускульного напряжения.

    Теория эксплозии-имплозии.

Теория мускульного напряжения. Французский ученый Морис Граммон. Русский ученый – Л.В. Щерба .

Речевой поток - последовательность волн мускульного напряжения. Слог – часть речевого потока, начинающаяся с усиления и заканчивающаяся расслаблением мускул речевого аппарата. Граница между слогами соответствует моменту спада мускульного напряжения.

Слогообразующие звуки. Производство гласных требует бо льшего напряжения речевого аппарата, чем производство согласных, так как, чтобы создать нужную форму резонаторной трубы, говорящему требуется напрягать весь речевой аппарат. Слогообразующий – только ГЛАСНЫЙ.

Слогораздел зависит от ударения и типа согласного.

Типы согласных.

1. Сильноначальные - примыкают к более сильному по напряжению речевого аппарата – гласному – в своей экскурсии: [р] в слове [ар–к/\]. Речевой аппарат сначала напрягается, а потом расслабляется. Формируется закрытый слог.

2. Сильноконечные – примыкают к гласному в рекурсии: [к] в слове [ка-ш/\].

3. Двувершинные – долгие согласные, которые двумя своими вершинами тяготеют к разным гласным: [ван–н/\], [ал–л/\] и др.

Ударение. Ударный гласный – более напряженный, чем безударный. Он определяет распределение напряжения речевого аппарата при произнесении согласных.

Принцип слогоделения : в слог, образованный ударным гласным, включается один согласный из группы, следующей за ударением, и вся группа согласных, предшествующая ударению.

Не подвергаются слогоразделу.

1) Шумный + сонорный [ка - др ы], [со* - т’н’ ъ].

2) Шумный + в/в’ [по – дв’ ик], [че – тв’ ьрт’].

Русский слогораздел имеет достаточно неоднозначную природу:

1) определяющими факторами русского слогоделения являются акустические и артикуляционные показатели (схема звучности и работа органов речи), но и эти факторы контекстуально зависимы;

2) смысловая сторона слогораздела проявляет себя, в основном, на границах слов и морфем (слогоделение в этом случае работает на удобство восприятия, начиная проявлять фонологические свойства).

Законы построения древнерусского слога.

Строение слога в ДРЯ не отличается от строения слога в ССЯ. Своими корнями восходит к последней трети существования общеславянского языка. Слог строился по принципу возрастающей звучности. Звуки слога располагались в порядке повышения звучности.

Звучность – слышимость звука на большем или меньшем расстоянии. Самые звучные – гласные. Согласные обладали разной степенью звучности. Некоторые считают, что неслоговые гласные приравниваются к сонорным и звуку в.

3 – гласные слоговые/ гласные неслоговые + в.

2 – сонорные плавные р,л; носовые м,н.

1 – шумные звонкие взрывные Д; шумные звонкие фрикативные – З; шумные глухие взрывные – Т; шумные глухие фрикативные – С.

Всегда соблюдался принцип восходящей звучности. Идеальным слогом считался слог TA. Возможны были и слоги другого типа: Р2О3 – Д1Ъ3, 123, 113.

Тенденция к построению слога по этому принципу – закон открытого слога. Тенденция образования слога – объединение в одном слоге звуков, однородных по тональности – закон слогового сингармонизма.

В одном слоге могут объединяться звуки с одной высотой тона (звуки, однородные по зоне их образования – передние или непередние). Гласные переднего ряда: и, ять, е, ь, а: , у: + нетвердые согласные. Гласные непереднего образования: ы, у, о закрытое, о, Ъ, а + согласные твердые.

Согласные зубные и губные (Т, Д, Б, В, П, М) приобретали перед гласными позиционную полумягкость. Если в пределах одного слога оказывались неоднородные по зоне образования звуки, то согласные приспосабливались к гласным. Гласные играли ведущую роль.

ЭТИ ЗАКОНЫ – АБСОЛЮТНЫЕ.