Предпосылки причины и ход петровских реформ кратко. Причины петровских реформ

К концу XVII в. Российское государство подошло с тяжелым грузом проблем.

Нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло большую угрозу национальному суверенитету. Обширное пространство страны было слабозаселенным. В конце XVII века население России составляло около 13 млн. человек. Большинство людей размещались в центре Европейской равнины на малоплодородных землях, т.к. черноземы Причерноморья и Кубани еще не были освоены. Из обжитых районов центра часть населения перемещалась на окраины страны.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой.

В эпоху расцвета международной торговли и колониальных захватов наша страна оказалась вдалеке от мировых торговых путей. Ее внешняя торговля целиком находилась в руках иностранных купцов. Посредники (голландцы, англичане) получали огромные прибыли от перепродажи российских товаров. Россия не имела удобных выходов к морям. Необходимо было добиться выхода к морю.

Служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление о своих сословных интересах.

Социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и войска.

Отсталой экономике соответствовали и отсталые общественные отношения.

Россия развивалась на принципах крепостного хозяйства, где все еще господствовало натуральное хозяйство, работники были прикреплены к земле и крестьянина был лично зависим от помещика. Земля, обрабатываемая простыми орудиями, давала небогатый урожай, большая часть которого оказывалась в руках светских и духовных феодалов. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу крестьян, глушило все новое и задерживало движение страны по пути прогресса.

В этих сложных условиях царь Петр I, став самостоятельным правителем России, направил всю свою недюжинную энергию на реформирование страны.

Следует отметить, что уже до Петра была проведена цельная преобразовательная программа, которая во многом совпадала с реформами Петра. Подготавливалось реформирование вообще, которое при спокойном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Внешние опасности государства обгоняли естественный рост народа, отстающего в своем развитии.

Новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике постепенно нарушался натуральный характер хозяйства, развивалось ремесло и мелкотоварное производство.

Не малое значение для развития производительных сил имело появление производства мануфактурного типа: каширские, олонецкие, тульские и другие железоделательные заводы. Под Москвой были построены стеклянный и кожевенные заводы, казенная полотняная мануфактура в Москве превратилась в крупное предприятие. На Урале предпринимались начальные шаги по основанию больших металлургических заводов. Все это говорило, что государство и частные предприниматели начали осуществлять переход от ремесленных мастерских к крупным мануфактурам, которые были основаны на использовании машин, разделении труда и новых технологий в производственных процессах. Понемногу увеличивалось общественное и географическое деление труда, что составляло основу складывающегося всероссийского рынка. Со второй половины XVII века увеличивается число городов в России, город все больше отделяется от деревни. Деление труда сказалось в выделении промысловых и земледельческих районов. Около Тулы, Устюжны, Каргополя формируются ремесленные и кустарные железоделательные промыслы. В Костроме, Белозерске, Ярославле, Казани развиваются суконные, кожевенные, полотняные, и другие промыслы. Устанавливаются торговые отношения между городами. По сведениям таможенных книг, Вязьма торговала с 45 городами, Тихвин -- с 30. Возрастают городские рынки, зарождаются ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Архангельская). Сибирь поставляла меха, Север -- лес, деготь, ворвань, смолу, Рязанская земля -- хлеб, Поволжье -- рыбу, соль, поташ и т. д. Развитие промыслов и ремесел, появление первых мануфактур, рост внутренней и внешней торговли -- все это не могло не сказаться на экономической политике российского правительства. Интересным документом того времени является Новоторговый устав, составленный под руководством боярина А.Л. Ордин-Нащокина в 1667 году. В уставе говорилось о единой таможенной политике, так же уставом определялись тарифы и правила торговли, выгодных для русских купцов. Новоторговый устав удостоверял о зарождении в России политики меркантилизма. Следует отметить, что Ордин-Нащокин советовал русским купцам основывать торговые компании для того, чтобы защититься от произвола и конкуренции со стороны иностранных купцов. Понемногу преодолевалась обособленность России от Западной Европы. Все больше распространялись элементы западноевропейской культуры и научных знаний. Устанавливались торговые и дипломатические связи, осуществлялся взаимный обмен опытом. В Москве открылась Немецкая слобода, Россию стали чеще посещать иностранцы, а русские -- выезжать за границу. Таким образом, к концу XVII века в экономической жизни страны обозначились основные изменения, бывшие натурально-хозяйственные отношения заменялись товарно-денежными, стал возобновляться внутренний обмен, зарождается более тесная торговая связь с заграничными рынками. Во второй половине XVII века случились изменения в системе государственного правления. закреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Часто собираемые некогда земские соборы, которые состояли из выборных от дворян и от городского населения, а также из числа членов Боярской думы и высшего духовенства, перестают собираться. Последний Земский собор был созван в 1653 году. Еще одним признаком основания абсолютизма являлось изменение состава Боярской думы. В это некогда аристократическое образование стали появляться люди, карьера которых находилась в прямой зависимости от личных способностей, а не от происхождения. Боярская дума все больше становилась подвластной царю. Менялся и приказной строй, все больше выявляющий свои несовершенства. Отдельные новшества появились и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска в армии все большее значение обретали полки нового строя -- рейтарские, драгунские рейтарские, и солдатские, предвосхитившие регулярную армию начала XVIII века. Изменения коснулись и области культуры. Началось проникновение в культуру светских начал. Образованные слои горожан и дворянства все больше стали выражать интерес к научным знаниям, а передовые образованные вельможи того времени уже стали постигать значение реформ.

Все это указывало на то, что во второй половине XVII века Россия находилась на пороге преобразований.

Преобразование России нельзя было предоставлять постепенной спокойной работе времени, не подталкивая ее насильственно.

Реформы Петра I затронули буквально все стороны жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них необходимо отнести следующие преобразования: военная реформа, реформа органов власти и управления, преобразования сословного устройства русского общества, церковную реформу, а также преобразования в области культуры и быта.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

  • Реформа, регулярная армия, регентство
  • Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.

Кадацкая Виктория Владимировна, студентка ЮРИУ РАНХиГС

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Фигура Петра I и его эпоха, может быть, самые мифологизированные в отечественной истории. Споры о результатах его преобразований начались еще при его жизни и продолжаются до сих пор.

Открыв любой, стандартный учебник по истории мы сразу же увидим такие причины Петровских реформ:

  1. Заметное отставание России по уровню своего социально — экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.
  2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
  3. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентация на преобразования и изменения ценностных ориентаций людей. [ 7, c. 180]

После этого начинается освещаться многогранная деятельность Петра 1 на благо Отечеству: создана регулярная армия и флот, победа в Северной войне, Европу заставили считаться с Россией, промышленность выросла в несколько раз, увеличился объем производства, построена новая столица и новые города, основана Академия наук, открыты школы, типографии, издание газеты «Ведомость», переход на новое летоисчисление и др.

Отмечаю заслуги императора, так же вскользь упоминается о его жестоких методах, но «время было такое», «Петр-сын своего времени», «иначе поступить было невозможно».

После этого сразу возникает вопрос: « Почему тогда споры о деятельности Петра идут такое протяженное количество времени?» Моя задача состоит в том, чтобы проанализировать деятельность Петра I, а самое главное, подвести последствия этой деятельности.

Для этого необходимо:

  1. Причины петровских преобразований.
  2. Особенности петровских преобразований.
  3. Последствия реализации петровских реформ с некоторой статистикой.
  4. «Цена» петровских преобразований

Причины петровских преобразований

Для этого чтобы правильно осветить деятельность Петра мы рассмотрим причины, которые были приведены выше. Для этого мы считаем, что очень важно рассмотреть, каким было состояние страны перед вступлением на трон Петра I.

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».[ 4 ]

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. изменение некоторых статей в законодательстве в сторону смягчения: смертная казнь за произнесение «непристойных и затейных» слов была заменена битьем кнутом и ссылкою, женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу, а карались без мучений – отсечением головы. [ 9 ]

Новым указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга, запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно- греко- латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «Вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невиль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

По свидетельству современников, у князя В. Голицын было много реформаторских планов. Так, князь считал необходимым посылать дворян в Европу для изучения военного дела, мечтал о создании регулярной армии, состоящей из дворянства. Он собирался освободить крестьян от крепостной зависимости (произошло это только 1861 году), а земельные наделы, переходящие в их собственность, обложить государственным оброком. К сожалению, все эти грандиозные замыслы В. Голицын не успел не только воплотить в жизнь, но даже предпринять какие-либо первоначальные шаги. Все эти благие пожелания остались лишь на бумаге.

Как мы видим из последнего абзаца большинство преобразований, которые проводил Петр 1 были предложены князем В. Голицыным. Другие преобразования, в которых Петра 1 приписывают к первопроходцам вообще ложны:

  1. Создание первых институтов. На самом деле первый институт был построен при Софьей — Славяно — греко- латинская академия.
  2. Создание регулярной армии. На этот счет мнения историков расходятся, некоторые считают, что создание регулярной армии произошло еще при Михаиле Романове. Создание полков «иноземного (нового) строя» — солдатские (пешие), рейтарские (конные) и драгунские (как в пешем, так и в конном строю). Для службы в полках набирали добровольцев из числа свободных людей и казаков. Они получали казённое денежное жалованье, огнестрельное и холодное оружие, лошадей, форменную одежду. Командирами этих полков обычно назначали опытных в военном деле иностранцев.

3.Создание органов самоуправления. Но до Петра было много органов самоуправления- Земские соборы, вечевые вольности, вассально- дружинные отношения. Не забудем, что Петр 1 ликвидировал Боярскую думу-институт, представлявший интересы части верхушки общества, как ликвидировал в 1702 году другой орган самоуправления- губных и земских старост.

Отдельное внимание нужно уделить преобразованиям Петра, которые приближали нас к развитым странам Европы. Когда возникает разговор насчет Европы, многие учебники пестрят подобными тезисами: нередко бывая за границей, он старался перенять все лучшее для внедрения в России.

Однако давайте вспомним, чему учился глава государства: строительству кораблей, токарному делу, был хорошим плотником, кузнецом, часовых дел мастером, умелым патологоанатомом- все Петр знал 14 ремесел. А у вас не возникает на этом этапе вопроса: «Зачем главе государства быть хорошим плотником или кузнецом? Не полезнее ли было бы императору, особенно во время прибывания в Европе учиться управлять государством, развивать промышленность и т.п, а не лазать по мачтам кораблей?» С XVI-XVIII вв. в развитых странах наблюдается и набирает силу процесс возвращения обществу части его функций, некогда отобранным у него государством. К примеру, в 80-е гг, XVII века в Швеции Карл IV отменил крепостное право. В России таких преобразований не произошло. Наоборот, все реформы шли на укрепление самодержавной власти:убрал все вольности дворянства- указ «О единонаследии» 1714 года, заставлял брить бороды, одеваться в европейские платья; полной контроль деятельности ремесленников- организация цехов; купцы были организованы в кумпанства.

Из всего вышеизложенного хочется сделать вывод, что причины, приведенные выше не достаточно грамотны, т. к Петр 1 не занимался преобразованием России по типу европейских развитых государств, некоторые преобразования, где Петру 1 приписывают первенство, были заложены еще до него.

Особенности петровских преобразований.

Говоря об особенности петровских преобразований историки отмечают их внутреннюю противоречивость и жестокость. Он не понимал, что насилие, с которым проводились реформы, давало сиюминутный результат. Пример: в основе экономики 18 века в России был ручной труд, и мы смогли. на короткий промежуток времени, догнать Европу в своем развитии. Но в Европе, в это время, уже развивался машинный труд, догнать который нам ручным трудом было уже не реально. Особенность его реформ состояла в том, что они давали результат только когда был жив Петр, после его смерти люди не боялись его наследников так. Как боялись его самого,поэтому реформы переставали приносить свои плоды.

Последствия реализации петровских реформ

  1. Численность населения страны, по данным исследователя П. Н. Милюкова, сократилась на 14, 6%, т.е. на одну седьмую часть. Основная часть потерь-умершие на строительстве Санкт-Петербурга и других городов, умершие от голода и разорения вследствие непосильных налогов. По мнению исследователей Я. Е. Водарского, Е. В. Анисимова и других, данные П.Н. Милюкова немного завышены. Но в любом случае это огромное количество жертв, перечеркивающих все положительные достижения Петра.
  2. Прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза, по данным Е.В. Анисимова.
  3. Разорение наиболее состоятельной части русского купечества- «гостиной сотни», разрушение ссудного и ростовщического капитала.
  4. Процесс вытеснения вольнонаемного свободного труда рабским непроизводительным трудом крепостных (Указы от 18 января 1721 г. (о разрешении покупать к заводам крестьян и крепостных),от 28 мая 1723 г. (регулирующий порядок приема людей на работу) и другие). Это определило будущее экономическое отставание России.
  5. Пагубным образом на духовном развитии общества отразилась церковная реформа. Заменив патриаршество Синодом, Петр 1 ликвидировал автономию, частичную самостоятельность церкви. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным га исповеди. Тайна исповеди перестала быть тайной. Это значительно подорвало авторитет церкви.
  6. В результате преобразований Петра произошло значительное усиление раскола между « господами и слугами», что ослабило нашу страну и замедлило ее развитие.
  7. Созданная Петром система государственного управления контролировала и регламентировала все сферы общества, пресекая всю общественную активность.
  8. Воровство и коррупция приняли невиданные раннее масштабы. Во многих учебниках приводят хрестоматийный пример о том, что Петр, слушая в Сенате доклады о хищениях, вышел из себя и велел обнародовать указ, гласивший, что, если кто украдет из казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Известен и ответ генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Все мы воруем, только один больше и приметнее, чем другой».

Немного о цене петровских преобразований

Большинство бездумно констатирует: Петр 1 создал армию. Но мало кто задумывается о том, какой ценой он это сделал. Вот как описывает проведение рекрутских наборов один из документов Военной коллегии (сентябрь 1719 год): «...1) когда в губерниях рекрут сберут, то сначала из домов их ведут, скованных, и приведши в города, держат в великой тесноте по тюрьмам и острогам немалое время,и, таким образом еще на месте изнурив, отправят, не рассуждая по числу людей и далекости пути, с одним, и то негодным, офицером или дворянином, при недостаточном пропитании; к тому же поведут, упустив удобное время, жестокою распутицею, от чего в дороге приключаются многие болезни и помирают безвременно, а всего хуже, что многие и без покаяния, другие же, не стерпя такой великой нужды, бегут и пристают к воровским компаниям, из чего злейшее государству приключается разорение, потому что от такого худого распорядка ни крестьяне, ни солдаты, но разорители государства становятся...2) Хотя бы и с охотою и хотели в службу идти, но, видя сначала такой над своей братьею непорядок, в великий страх приходят». [ 10, c 446]

Не все так просто было и в сфере образования. Многие умиляются успехам в распространении знаний, открытии школ, училищ. Во-первых, на тот момент умеющих писать и читать среди купцов было- 96%, среди дворян- 65%. Немало грамотных людей было среди приказных людей и горожан. Во-вторых, в названной сфере Петр использовал традиционные для себя методы насилия и администрирования.

Широко известен факт посылки царем сыновей русских аристократов учиться за границу. Однако, мало кто знает детали этого сюжета. В 1697 году были направлены на обучение 61 человек, из них 23 носили княжеский титул: 39 человек- в Италию, 22- в Англию и Голландию. Так описывает этот отъезд австрийский агент в своем донесении цесарю от 8 июля 1697 г.: «Ежедневно уезжают отсюда (из Москвы- прим. автора) молодые люди, которым под страхом потери земель и имущества велено ехать на собственный счет, и никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах». Не желание расширить свой кругозор, а страх выгонял большинство молодых людей из дома. В. О. Ключевский писал о том, что петровская школа, «превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя».

Едва император закрыл глаза, как его ближайшие соратники заговорили о возможной гибели государства. Генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский подал Екатерине 1 Записку. В этом документе говорилось о многолетних неурожаях, о том, что народ, разоренный подушной податью, обнищал и умирает от голода, о массовом бегстве в Польшу, на Дон и даже к башкирам. Заканчивается Записка предостережением, что в случае продолжения прежней политики государство может прийти «в конечную гибель и бегство».

Опыт петровских реформ подтвердил общемировую практику- без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламента, самоуправления, политические партии и т. д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем ценой таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты.

Список использованных источников

  1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I// Вопросы истории. 2006г. №2
  2. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи».
  3. Ансимов Е.В Податная реформа Петра I. М., 1987г
  4. Богданов А.П. «Царевна Софья и Петр. Драма Софии» / А.П. Богданов- М.: Вече- 2008г. -380 с.
  5. Богословский М.М. «Петр I. Материалы для биографии»/ Под ред. В.И. Лебедева. Т. 1. М.,
  6. Данилов А.Г. «Россия на перекрестках истории XIV-XIX вв.» / А.Г. Данилов- Спб.: Алетейя, 2017. -440с.
  7. Кириллов В.В. «История России, пособие для бакалавров». Учебное пособие / В.В. Кириллов — 4-е изд., переработ. и доп. — М.: Просвещение Юрайт, 2012. — 661 с. — Серия: Бакалавр.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч IV.
  9. Скляренко В., Сядко В., Рудычева И., «Загадки Истории. Династия Романовых» / В. Скляренко, В. Сядко, И. Рудычева. — Изд.: Фолио, 2013 г. — 520 с.
  10. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» Кн. VIII, Т. 16.
  11. Шильник Л. «Черные дыры российской империи»/ Л. Шильник- М.:НЦ ЭНАС, 2007г. -192с.
  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.

При сложившемся типе организации труда и хозяйства русское общество располагало весьма низким объемом средств и ресурсов для создания необходимого уровня государственного управления, организации суда, финансовой системы, поддержания достаточной обороноспособности и развития армии, для удовлетворения, наконец, минимальных запросов общества в области культуры, искусства, развития религиозных учреждений.

Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

Причиной этому были крайне неблагоприятные природно-климатические условия на большей части Восточно-Европейской равнины: обилие малоплодородных, а то и просто бесплодных земель, сильно укороченный, по сравнению с остальной Европой, период сельскохозяйственных работ.

В таких условиях основной производитель материальных благ общества - русский крестьянин - пахал гораздо меньшую площадь и получал в итоге гораздо меньший урожай, чем это требовал объективный процесс не только развития общества, но и его самосохранения в жестоком режиме тогдашних международных взаимоотношений. Зловещий опыт недавнего монголо-татарского ига был ярким назиданием бесперспективности прежних традиций и мощным стимулом новых преобразований, важнейшим из которых было объединение русских земель в единое государство.

Жестокая Смута начала XVII в. привела Российское государство на край гибели. Мгновенное ослабление власти в России неминуемо разожгло политические аппетиты ближайших соседей. К счастью для России, в ту далекую эпоху обескровленная страна добилась мира и оказалась предоставленной сама себе. В силу этого процесс восстановления и жизни на земле, и хозяйства стал реальной перспективой. Постоянный риск оказаться без урожая в глазах многих и многих земледельцев делал бесперспективным тяжкий труд восстановления прежних пашен. К тому же отсутствие кормов для нормального скотоводства лишало крестьян наиболее радикального средства повышения плодородия путем внесения навозного удобрения. По-прежнему важнейшую роль в поддержании плодородия играл запуск земель в длительный перелог, залежь и т.п. Такой тип хозяйства поддерживал постоянное стремление людей сменить место жительства, уйти на новые земли. Ослабление крепостнического законодательства в период Смуты, да и довольно долгое время после нее, благоприятствовало такой миграции. Продолжалась она и во второй половине XVII в. Если первопроходцы из России в течение века достигли Камчатки, Приамурья и Приморья, то массовая миграция осваивала земли Среднего Поволжья, южных уездов России (Воронеж, Пенза, Тамбов и др.), а также районов Урала и Сибири.

Наконец, российская Смута была не просто периодом жестоких военных действий. Это была «гражданская» война, и материальные и людские потери этой войны были неизмеримо более тяжкими, чем при обычном ходе средневековых военных действий. Смута принесла России грандиозную хозяйственную разруху, запустение почти всех пашенных угодий, а главное, резкое уменьшение населенности основной территории государства.

Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны. Сухопутная торговля носила исключительно вялый, преимущественно сезонный характер из-за неблагоприятных природно-климатических условий. Россия XVII в. имела единственный порт на суровом северном берегу Белого моря - Архангельск. Вместе с тем объективные потребности экономики страны с исключительным господством земледельческого производства требовали вовлечения в экспортную торговлю не только мехов (а запасы соболя к концу века в Сибири заметно истощились) и иной уникальной продукции, но и массовой продукции сельского хозяйства (зерно, пенька, масло, сало и т.п.). Однако это крупногабаритный товар, и перевозка его была выгодна только большими партиями. А это ни экономически, ни технологически не под силу сухопутной торговле с ее гужевым транспортом. Единственная оптимальная перспектива развития была объективно связана с обретением морских портов и водных артерий, ведущих к таким портам.

Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживала рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин её экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу её национальную независимость.

Служилое сословие по социально-политическому и по культурному развитию, не соответствовало требованиям общественного развития страны, и оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. Неспокойный характер XVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.

Предпосылки петровских реформ

Возможность преобразований создалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII вв.

В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма.

В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.

В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии.

Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).

В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.

В сельском хозяйстве – специализация районов на производство определенных товаров:

-центральное и среднее Поволжье - хлеб;

- Поморье – лен, конопля;

- Сибирь – меха.

Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны.

Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир.

2. Реформы Петра

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: - годы и -.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Главная цель петровских реформ – обеспечение поступления налогов, сбор которых передавался в сферу компетенции Ратуши и земских изб, укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением. К концу правления Петра Великого была создана мощная, во главе которой находился, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись: - укрепление и расширение антитурецкого союза; - приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу. Но в ходе поездки он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции; сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение; обогатиться новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

Реформы государственного управления:

Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление, а также бюрократической системы, на которую опирался. С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной в управлении государством. Ещё в году при царе была организована. Это был прообраз будущего, сформированного года. Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в), Сенат в составе 9 человек в скором времени превратился из временного учреждения в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции и.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Для лучшего контроля за работой правительства была создана новая должность. С года за работой Сената следил, с переименованный в. С года контроль за Сенатом осуществляют и, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В - годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система с их расплывчатыми функциями была заменена 11 - предшественниками будущих министерств. Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников.

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с года учреждалась должность, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взятничество, принимать доносы от частных лиц.иков и 4 . Коллегии подчинялись, а им - местные учреждения.

В - годах была проведена с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В - годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая. Губернии стали делиться на 50 во главе с, а провинции на во главе с, назначаемыми. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Реформы армии и флота

При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско не способное сражаться с западными армиями. и стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в - годов.

Готовясь к войне со, Пётр велел в произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. В каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигацкой, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из сословия. В в была открыта. В был издан, строго определявший службу, права и обязанности военных.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.

Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской платы (Ратуши) вводил там самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.

Церковная реформа

Эпоха Петра, была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости Реформа церковного управления была направлена на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В было упразднено и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность.

Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В была проведена перепись населения, показавшая резкое уменьшение населения в стране вследствие бегства крестьян от обременительных налогов. Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. В - годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

Экономическое развитие России:

а) Сельское хозяйство. В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии). Однако, нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально-потребительский характер препятствовал расширению производства и росту производительности.

б) Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Осознав во время техническое отставание, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего вскоре центром отечественной металлургии. цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати».

К концу царствования Петра Великого, Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где русское железо по своим качествам ценилось выше шведского. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.

Основной особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. В первое десятилетие XVIII в. государство создавало и непосредственно руководило мануфактурами. С середины второго десятилетия казенные, в первую очередь убыточные предприятия, передавались в частные руки. Поощрялось частное предпринимательство. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы.

Другой особенностью русской промышленности стало использование крепостнического труда на мануфактурах. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому, или иному заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия. В 1736 г. все свободные, работающие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию т.н. вечноотданных людей.

в) Торговля:

Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось государством, пытавшимся увеличить поступления в казну. Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская). Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. Кроме того, развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн. руб. в год.

В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.) Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в 2 раза.

Изменения в социальной сфере:

Политика государства в отношении дворянства. В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства - в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение русского дворянства. Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его наследование только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству.

Табель о рангах. Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. Табели о рангах - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге - от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего до 14-го низшего. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал личное, а с 8-го - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям подлых сословий пробиваться наверх по социальной лестнице, что укрепляло ряды дворянства. Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.

Крестьянская политика государства:

Положение крестьянства Основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу - Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно увеличивающиеся налоги, а также государственные и барские повинности.

Податная реформа. Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина)2. Реформы Петра I: цели, содержание.

Преобразования в сфере культуры

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу, то есть в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.

Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои (не случайно церковь брадобритие объявляла смертным грехом) и также призваны были ускорить формирование кадров реформаторов.

Специальным указом царя в были введены, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

3. Последствия петровских преобразований. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе

Конец XVII- первая четверть XVIII в. – переломный период в истории нашей Родины, ознаменованный значительными сдвигами в экономике, государственном строительстве…

Победа России в Северной войне стала событием всемирно-исторического значения. Заключение Ништадтского мира означало решение наиважнейших задач русской внешней политики, стоявшей перед нашей Родиной на протяжении двух столетий.

Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития и беспрепятственных экономических, культурных и политических связей с передовыми в те времена странами Западной Европы, что привело к существенным сдвигом в социально-экономическом развитии России и мело прямую связь с ростом производительных сил страны, укреплением элементов буржуазных отношений, которые к концу XVIII в. сложились в капиталистический уклад.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало о её возросшем международном авторитете.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.

Одни историки считают, что деятельность Петра привела к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, прервав шедшую из глубины веков линию исторической преемственности, и тем нарушали органическое развитие России. Другие, наоборот, утверждали, что Пётр I реализовал те тенденции, которые уже были заложены в России в XVIII в., довёл их до логического завершения. Для одних он – работник на троне, для других – злодей, наподобие Ивана Грозного… По методам проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху.

Внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы. Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.


Похожая информация.


Удобная навигация по статье:

Предпосылки реформ Петра I

К началу правления Петра Первого Россию можно было назвать довольно отсталой страной. Развивающаяся промышленность значительно уступала качеством и объёмами производимых товаров крупным европейским странам. При этом, в ней использовался труд крепостных крестьян, а не технологии. Сельское хозяйство также держалось исключительно на подневольном труде обнищавшего и измученного государством крепостного крестьянина.

Предпосылки военных реформ Петра I

Русское войско не обладало флотом для ведения боевых действий на море. Кроме того, оно в большей степени состояло из плохо обученных и слабо вооружённых представителей дворянства и стрельцов. Не всё в порядке было и на управленческом уровне. Неповоротливый и сложный прежний государственный аппарат со стоявшей во главе боярской аристократией, хотя и обходился довольно дорого, но больше не соответствовал потребностям России.

Предпосылки преобразований в сфере культуры

Не менее плачевные дела были в области культуры, науки и социальной жизни, в целом. В ограбленный и забитый народ почти не проникало образование. Стоит отметить, что и в правящих кругах в то время не считалось чем то негативным не знать грамоты. Это не удивительно, ведь в стране почти не было школ, а книжная культура и грамотность были достоянием избранного богатого класса. Современники отмечают, что даже большая часть духовенства и боярства боялась науки и книг.

Экономические предпосылки петровских преобразований

При этом, экономическая отсталость русского государства была обусловлена не отсутствием грамотного правителя и политики, но являлась следствием непростого периода, который выпал на долю страны. Довольно сильно развитие России затормозила Золотая Орда. В тот период правители равнялись не на стремительно развивающийся Запад, а скорее на необходимый Восток. Феодально-крепостнические отношения только усугубляли положение.

Северная война как одна из причин реформ Петра I

Одной из самых основных предпосылок петровских преобразований исследователи считают Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год. Для развития внешней торговли Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. По этой причине Пётр Первый вступает в Северный союз, выступающий против Швеции. После первого же поражения под Нарвой русский царь решает создать регулярную армию и первый российский флот.

Поместная система набора комплектования армии к тому времени изжила своё. Поэтому царь начинает принимать меры (вводя новые реформы) для формирования регулярной армии. Главным поводом для этого послужил упразднение стрелецких полков после их бунта в 1699 году.

Согласно первоначальному плану Петра, для комплектации новой армии использовались два способа:

  • Набор так называемых «даточных», то есть крестьян, которых помещик был обязан поставлять в соответствии с определёнными требованиями.
  • Набор всех желающих, кроме тех крестьян, что платили государственные налоги.

В 1705 году окружение Петра отменяет последний вариант и объявляет набор «рекрутов» из крестьян. Так начала формироваться более устойчивая система, которая смогла просуществовать до 1874 года.

Однако, во довольно продолжительный период Северной войны государственная казна не могла обеспечить созданный флот и армию. Это и стало предпосылкой к ряду новых налоговых преобразований Петра Первого, которые вызвали негатив в русском обществе.

А всё из-за того, что помимо основных налогов было введено косвеное налогообложение, затрагивающее большинство сфер жизни. Были введены:

  • подать на дубовые гробы;
  • подать на бороду и пр.

Стоит отметить, что в данный период у Петра существовал определённый чин, который отвечал за выдумку новых способов обогащения государственной казны.

Для пресечения любого мнения и обретения полной власти царь лишает автономии Церковь, отменяя патриаршество, а затем, заменяя его новым единым церковным органом управления под названием Священный Синод. Вместе с этим он издаёт «Указ о единонаследии», согласно которому отныне только сам действующий правитель России мог выбирать себе преемника, не основывая свой выбор на кровных узах.

Северная война, отбирающая значительные средства, продолжалась и царь был вынужден ввести новые реформы для пополнения казны. Одним из таких преобразований стала монетная реформа. За счёт уменьшения в новых монетах доли серебра правитель смог поправить положение страны.

После окончания военных действий и обретения выхода к Балтике в 1721 году Пётр Первый начинает процесс европеизации страны. К примеру, его культурная и социальная реформы в этот период были вызваны необходимостью соответствовать развитым государствам Европы.

Таким образом, в качестве основных предпосылок реформ Петра Первого можно выделить его желание становления государства на путь европейского развития и продолжительную Северную войну, которая требовала всё больше средств.

Историческая таблица: предпосылки петровских преобразований

Основные предпосылки реформ Петра I
Необходимость переустройства армии и флота
Отсталость страны в социально-экономической сфере
Отсутствие собственной промышленности
Отсутствие полноценной судебной системы
Изъяны в системе государственного управления
Необходимость реформирования системы налогов и сборов
Отсутствие военно-морского флота
Отсутствие выхода к морю
“Закостенелость” общественного строя

Схема: предпосылки преобразований Петра I

Схема: особенности преобразований Петра I


Видео-лекция: предпосылки петровских преобразований