Проект «Наши верные друзья – дорожные знаки» в подготовительной к школе группе. Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия на тему:«Государственные символы России»

Цель:
Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Задачи:
- закрепить знание о названии родной страны;
- закрепить знание о символике России: флаге и гербе;
- познакомить детей с новой символикой России – гимном;
- продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении;
-продолжить работу над развитием связной речи;
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-закреплять умение отвечать на вопросы;
-воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку.
Оборудование и материалы: плакат с нарисованной березкой, без листьев; березовые листочки из зеленой бумаги, кисточка, клей, подставка для кисти, иллюстрации с изображением символов России, запись гимна, дидактическая игра «Собери флаг России».
Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; выполнение аппликаций; дидактические игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Замечательно! Какие вы у меня молодцы!
Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Усаживайтесь поудобнее: спины держим прямо, руки на коленях. Можно отправляться в страну «Знаний».
2.Основная часть.

Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула...………… .
Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадки:
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.(Берёза)
Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой, стоит под горой.(Берёза)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Берёза)
Итак, наша гостья – это……….
Дети: Береза.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.


Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.
Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
Итак, ребята! Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
(Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу)
Спрашиваю еще 2-3 воспитанников с целью закрепления материала:
Воспитатель: Правильно. Это Россия.
Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.
Воспитатель: Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.
(Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина»)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Это наш дом, улица, поселок.
Родина – это место, где мы родились и живем
Родина – это страна, в которой мы живем.
Наша Родина – Россия.
Воспитатель:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы стихи о Родине?
Давайте почитаем их.
(2-3 человека рассказывают стихотворения и клеят листочки)
Дети: Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое - Это всё моё - РОДНОЕ, Всех люблю на свете я! Это Родина моя!
Воспитатель: «Наша Родина, ребята, нас тоже очень любит».
«Все может родная земля –
Может накормить своим хлебом,
Напоить из своих родников,
Удивить своей красотой.
Накормить ягодами, грибами,
Напоить березовым соком.
Все может!
Не может только саму себя защитить».
Воспитатель: А кто же может защитить родную Землю?
Кто же может защитить Россию?
Дети: Военные, солдаты.
Воспитатель: Правильно, клей листочек. Давайте мы с вами тоже станем на время солдатами и немного по маршируем:
Физ.минутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
А ты- баты, а ты -баты,
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы.
А потом - пехота:
Рота за ротой,
Рота за ротой.
Возвращаемся на свои места. Усаживаемся поудобнее, спины держим прямо, руки лежат на коленях. Не забываем следить за осанкой.
Воспитатель: Деревце наше одето не полностью, поэтому продолжаем нашу беседу. У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.


Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Верно, один из символов – это флаг.


Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Флаг России состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
(С целью закрепления материала, отвечают 2-3 ребенка.)
Дети, дающие правильные ответы, наклеивают листочки на ветви березы.
Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)
Дети: Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.
Воспитатель: Что означает белый цвет на Российском флаге?
Дети: Белый цвет на флаге России означает мир.
Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает.
А что означает синий цвет?
Дети: Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет означает Победу добра над злом.
Воспитатель: Предлагаю чуть-чуть отдохнуть.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет флаг России».
Дидактическая игра «Собери флаг России».
(Первый правильно собравший флаг ребенок получает право приклеить лист березы на наглядное пособие.)
Воспитатель: К государственным символам России относится и герб России.


Государственный герб России устанавливают на специальных пограничных столбах.
Что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.
Воспитатель: Двуглавый орел - это символ мощи и могущества нашей страны. Всадник же – святой Георгий Победоносец, пронзающий своим копьем змея, символизирует вечную победу добра над злом.
Подведение итогов.
Итак, подведем небольшой итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
Дети: Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Воспитатель: Какой еще символ я забыла отметить?
Дети: Вы забыли сказать о Гимне России.


Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране.
Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
Воспитатель: Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ну вот, ребята. Березу мы нарядили в новое платье. А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
Дети: Мы с вами говорили о государственных символах России.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.Занятие окончено. Большое спасибо за внимание.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пгт. Изъяю

Проект «Государственные символы России»

(подготовительная группа)

Составитель: Вискова Н.В.

Воспитатель первой квалификационной

пгт. Изъяю

Ноябрь 2017 года

1.Введение.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Государственные символы России»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Масштаб проекта: территориальный - МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю, количество детей -9

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «РАДУГА», родители воспитанников, воспитатель группы Вискова Н.В.

Актуальность проекта

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год.

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для взрослых!

Цель проекта

Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.

Задачи проекта

Систематизировать и обобщить знания детей о Государственной символике РФ;

Формировать представления о происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ;

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут;

Познакомить детей с гербом Москвы, его происхождением, назначением, символикой образов и цвета в нем;

Развивать связную речь детей методом наглядного моделирования;

Развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память;

Способствовать воспитанию любви к Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.

Предполагаемый результат проекта

Дети должны знать Государственную символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях Государственных символов России; должны знать столицу России, её историческое происхождение; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину.

Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игры, настольно – печатные игры, научно-познавательная литература, ноутбук, проектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, уголок патриотического воспитания в группе, художественная литература, пособия по Х-ЭР, картинки с изображением символики РФ и других стран мира, музыкальные произведения.

Методическое обеспечение: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Сентябрь-ноябрь. Подготовительная группа./ авт.- сост.Н.Н. Черноиванова и др.: - Волгоград: Учитель, 2016; Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2007./авт.- Баранникова О.Н.

Технологии:

Здоровьесберегающая технология;

Информационно-коммуникативные технологии;

Технология наглядного моделирования;

Технология проектной деятельности.

2. Разработка проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап проекта

1.Подбор рассказов о Родине.

2.Подбор стихов о Родине, обсуждение, заучивание наизусть.

3.Прослушивание песен о Родине, гимна России.

4.Подбор загадок, пословиц и поговорок о Родине, Москве; работа над пословицами и поговорками о Родине

5.Подготовка бесед о достопримечательностях столицы, рассматривание фотографий.

6. Подбор картинок, иллюстраций в книгах о Родине, природе, О Москве.

7. Подбор основного материала в уголок по патриотическому воспитанию в группе.

8. Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

9.Повторение символики РФ.

10.Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.

11.Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

12. Выявление субъективного опыта детей: что мы знаем? что мы умеем? что хотим узнать?

13.Диагностика детей 6-7 лет по выявлению уровня знаний по данной теме.

14.Ознакомление родителей с темой проекта, участие родителей в проекте, подготовка консультаций и рекомендаций по теме.

Основной этап проекта

ОО «Речевое развитие»

НОД: «Герб и флаг России» (с использованием наглядного моделирования); «Малые фольклорные формы» (пословицы, поговорки, скороговорки о Родине) .

Словесно-дидактические игры и упражнения: «Найди слова с заданным звуком», «Кого назвали-отвечает», «Я начну, а вы продолжите», «Объясни словечко», «Составь предложение по схеме», «Мой-моя-моё-мои», «Скажи какая?», «Назови главный город», «Белый-синий-красный», «Обведи по точкам», «Над-под-между», «Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Составь предложение с парой слов», «Зачеркни лишнее», «Составь герб России» и «Составь флаг России» (способом наложения).

Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.

Чтение художественной литературы:

  • стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное», В. Степанов «Флаг России»,И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России», Т.Гусева «Глобус»,В. Степанов «Москва»,Н. Добронравов «Москва златоглавая», И.Токмакова «Красная площадь», произведения русских поэтов и писателей о природе России С.Есенина, А.Толстого, А.Пушкина;
  • рассказы - из книги С.В. Новикова «Родная история»- «Наши предки-славяне»; К.Д. Ушинского «Наше Отечество»;
  • чтение русских народных сказок, подбор авторских сказок и былин о победе воинов над чудовищами.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», « Где можно услышать гимн РФ?», «В каких случаях украшают город, поселок государственными флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?», «Какое значение имеет для вас флаг, герб и гимн России?», «Расскажи о гербе Москвы», «Что ты знаешь о государственной символике Республики Коми?», «Что ты знаешь о гербе города Печоры?»

Сюжетно-ролевые игры: «Стадион», «Экскурсия по городу», «Детский сад», «Встреча с важными людьми»

Конкурс-викторина «Герб-флаг-гимн»

ОО «Познавательное развитие»

НОД «Наша Родина-Россия», «Символика Российской Федерации», «Москва-столица России. Герб Москвы»

НОД по конструированию из бумаги и картина «Флаг России», из конструктора «Здания с флагом»

НОД по ФЭМП «Состав числа 8»: упражнение по составлению числа из двух меньших чисел (с помощью изображений герба России (8 штук) и герба города Москвы(8 штук) составить число 8)

Прогулка: наблюдение на улицах города и поселка, поиск изображений государственных символов России, Республики Коми и города Печоры; конструирование из снега знакомых образов из государственной символики, рисование на снегу палочками

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

НОД по изобразительной деятельности «Рисование флага России»

НОД по аппликации «Русские березки» (способ обрывания бумаги)

НОД по изобразительной деятельности «Выбери и раскрась государственный герб»

ОО «Физическое развитие», «Здоровье»

НОД «Мы - спортсмены России»

Утренняя гимнастика (комплекс ОРУ с гимнастическими палками)

Беседы о здоровом образе жизни, о здоровье нации

Заключительный этап проекта

1. Создание альбомов: о России «Моя Родина – Россия», о Москве «Достопримечательности Москвы», о символике Республики Коми и города Печоры

2. Пополнение уголка по патриотическому воспитанию дидактическими пособиями и настольно-печатными играми.

3. Творческое задание вместе с родителями «Сочини вместе с родителями стихотворение о своей Родине»

4. Диагностика дошкольников по усвоению новых знаний по теме проекта

3. Результаты проекта.

Дети знают Государственные символы России (флаг, герб и гимн), герб города Москвы, герб города Печоры.

Дети знают значение символов и образов в изображении Государственной символики.

Дети знают функции Государственной символики России.

Дети познакомились с историей образования Государственных символов и изображенных образов на них.

Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ.

Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия в работе, повысили свою познавательную активность.

Пополнилась развивающая среда в уголке по патриотическому воспитанию.

4. Внедрение и распространение опыта по теме проекта.

Оформление выставки по художественно-эстетическому развитию в приемной по теме проекта.

Пополнение личного сайта воспитателя Висковой Н.В..

5. Список используемой литературы.

Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. О.Н.Баранникова. Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.

Родная история. С.В. Новиков. – М.:Эксмо, 2004

Герб, флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами.- М.:АРКТИ, 2002.

6. Приложения к проекту.

1. Диагностика уровня знаний дошкольников подготовительной группы по теме проекта «Государственные символы России»

2. НОД по ОО «РР» - «Герб и флаг России»

3. Дидактический материал по теме проекта

4. Фотоотчет по реализации проекта «Государственные символы России»

Приложение 1.

Диагностика уровня знаний дошкольников подготовительной группы по теме проекта «Государственные символы России»

Цель проведения диагностики на подготовительном этапе проекта: выявить уровень (объем) знаний по теме.

Для проведения диагностики среди детей подготовительной группы был подготовлен демонстрационный и раздаточный материал, музыкальные произведения, составлен перечень следующих вопросов:

1.Что это? (флаг, герб и гимн России)

2.Назови цвета флага России.

3.Что обозначают цвета Российского флага?

4.Что изображено на гербе России?

5.Что обозначают изображенные символы герба России?

6.Где можно увидеть изображение флага России? Где можно увидеть флаг Российской Федерации?

7.Где можно увидеть изображение герба России? Где можно увидеть герб Российской Федерации?

8.Знаешь ли ты гимн России?

9.Когда и где можно услышать гимн России?

10.Зачем стране нужны Государственные символы?

Критерии имеющихся знаний у детей на данном этапе оценивались по трехуровневой системе показаний:

Низкий уровень - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

Средний уровень - ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

Высокий уровень - ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

В диагностики принимали участие 8 детей подготовительной группы. На данном этапе я выяснила, что запас необходимых знаний невелик. Дети затруднялись в своих высказываниях, путались в ответах. Большинство детей смогли ответить на первый, второй и третий вопросы диагностики. Больше всего затруднялись ответить на пятый, восьмой, девятый и десятый вопросы. Исходя из полученных данных диагностики на первом этапе проекта, я получила следующие результаты:

Низкий уровень-3 ребенка- 37,5 %

Средний уровень-5 детей- 62,5 %

Высокий уровень- 0 %

Осуществление проектной деятельности по выбранной теме, использование выбранных образовательных технологий, сотрудничество с родителями позволило дошкольникам подготовительной группы достичь более положительной динамики усвоения и роста знаний по теме «Государственные символы России». На заключительном этапе проекта мною была проведена повторная диагностика дошкольников по усвоению новых знаний указанной темы. По итогам диагностирования было выявлено следующее:

Низкий уровень-1 ребенок – 12,5 %

Средний уровень-4 ребенка - 50 %

Высокий уровень- 3 ребенка – 37,5 %

Из полученных результатов видно, что к концу проекта знания детей повысились, но все же имеется ребенок с низким уровнем усвоения знаний по причине задержки речевой деятельности.

Таким образом, задачи проекта можно считать выполненными на 87,5 %.

Приложение 2.

НОД по речевому развитию «Герб и флаг России»

Конспект занятия по речевому развитию «Герб и флаг России» (подготовительная группа) с элементами наглядного моделирования

Тип НОД: занятие по закреплению полученных знаний

Вид НОД: тематическое занятие

Тема НОД: «Герб и флаг России»

Возрастная группа детей: 6-7 лет

Программное содержание:

1.Обучающие задачи:

Продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов;

2. Развивающие задачи:

Развивать связную речь; расширять словарный запас;

Развивать умения рассказывать по представленному плану;

Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.

3. Воспитывающие задачи:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Словарная работа: Отчизна, патриот, скипетр, держава.

Оборудование: Уголок патриотического воспитания в группе, ноутбук, проектор, магнитная доска, письмо с фотографиями достопримечательностей Лондона, бумажный голубь, запись гимна России

Демонстрационный материал: Флаг и герб России, рисунки детей, изображение герба Москвы; схема-план для составления рассказа о флаге и гербе России; презентация «Наша Родина-Россия», фотографии с достопримечательностями Москвы.

Раздаточный материал: цветные полосы Государственного флага России (для конструирования), отдельные символы государственного герба России (для конструирования), клей-карандаш, палочки.

Предшествующая работа : Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Наблюдение на улицах поселка и города, поиск изображений Государственных символов РФ. Чтение легенд и сказок о Родине. Ручной труд «Государственный флаг РФ». Русские народные игры.

Индивидуальная работа: оказание помощи в налаживании контакта со сверстниками, оказание помощи в выполнении практической деятельности

Совместная работа с родителями :

Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть- 5мин.

Появление героя «Голубь-почтальон»

Мотивационное письмо

Поиск путей решения проблемы

  1. Основная часть- 25мин.

«Путешествие на поезде по России»

Станция «Государственная»

Станция «Игровая»

Подведение итогов

  1. Заключительная часть- 5мин.

Подведение итогов занятия

Оформление письма и конверта друзьям из Англии.

Организация детей на НОД

Ход занятия

Дети в центре группы вместе с воспитателем.

Стук в дверь. Влетает бумажный голубь-почтальон.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, вы знаете кто это?

Дети высказывают свои мнения. (Голубь-почтальон)

Интересно, что это он нам принес?(письмо)

Давайте прочтем адрес на конверте и узнаем кому оно адресовано. И если оно для нас, то мы его прочтем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в Англии, в столице страны –городе Лондоне. Англия – это наша Родина, которой мы очень гордимся и очень любим. Мы гордимся своими Государственными символами страны, гордимся знаменитыми достопримечательностями нашего города. Посылаем вам фотографии. Расскажите нам о своей Родине.

Дети и воспитатель располагают фотографии из письма на магнитной доске. Дети и воспитатель рассаживаются на стульчиках возле доски и рассматривают фотографии.

Воспитатель подводит детей к ответу:

Что вы поняли из письма? Что мы можем сделать? Как будем делать?

(дети предлагают варианты решений, выбор подходящего решения)

Как вы думаете, когда наши друзья получат письмо от нас, что они смогут узнать?

Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей Родине.

Как называется наша страна? Назовите столицу России.

Как называются люди, живущие в нашей стране?

На каком языке говорим мы - россияне?

Педагог обращает внимание детей на слайды презентации «Наша Родина-Россия».

Воспитатель:

Посмотрите, как огромна и велика наша страна. Наша Россия занимает очень большую территорию на Земле. Она такая большая, что если мы захотим отправиться в путешествие от края до края, то дорога займет целую неделю на поезде, а на самолете - целый день. И прямо сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по просторам нашей Родины!

Выполнение физминутки и пальчиковая гимнастика под музыку о Родине.

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель вместе с детьми двигается по группе, имитируя езду на поезде, в руках атрибуты Государственной символики-флаги России.

Воспитатель:

Ребята, мы прибываем на первую станцию под названием «Государственная» (Уголок патриотического воспитания в группе)

Рассаживаются на стульчиках на «Станции Государственной»

Беседа с детьми.

Воспитатель:

Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

А как можно по-другому назвать нашу Родину? (Страна, Отчизна, Государство)

А что такое Родина? (ответы детей)

Вы любите свою Родину? Что значит «Любить свою Родину?» (ответы детей) А как называется человек, любящий свою Родину? (патриот)

Мы с вами знаем, что наша Россия – это государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки и символы.

Какие Государственные символы России вы знаете? (флаг, герб и гимн России)

Что такое гимн страны? (ответы детей) Для чего нужен гимн стране? (предположения детей) Когда звучит гимн страны, что нужно сделать? Где можно услышать гимн России? Давайте вместе исполним первый куплет гимна РФ.

Все встают, исполняют гимн России под музыку.

О каких Государственных символах России мы еще не говорили? (о флаге и гербе России)

Предлагаю задание-игру «Собери и наклей?»

Практическое задание. Для этого вам нужно разделиться на две команды и на столе собрать и наклеить изображение флага и герба России.

Выполняется практическое задание дошкольниками (групповая работа)

Выполняется физминутка

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Следующее задание для команд.

Задание для первой команды «Составь рассказ о государственном флаге России» по плану, задание для второй команды «Составь рассказ о Государственном гербе России» по плану.

Воспитатель кладет на стол каждой команды план-схему для составления рассказа о флаге и гербе России. После подготовки один из детей из каждой команды рассказывает по своему плану о государственном символе России.

Что мы можем приобрести на станции «Государственная» для наших друзей – англичан? (предложения детей- можно взять изображения флага и герба России)

Воспитатель:

Ребята, время остановки на этой станции заканчивается и нам нужно отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд отправляется!

Воспитатель и дети двигаются по группе.

Мы подъезжаем к следующей станции «Игровая» (Оформлена фотографиями достопримечательностей Москвы)

На этой станции, как вы уже догадались, мы отдохнем и поиграем.

Первая игра «Угадай и назови»

Дети встают полукругом и называют достопримечательности Москвы.

Вторая игра Русская народная игра «Золотые ворота». Вместе с воспитателем вспомнить слова игры: « Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»

После окончания игр, воспитатель спрашивает у детей:

Что мы можем приобрести на станции «Игровая» для наших друзей – англичан?(предположения детей – фотографии с достопримечательностями)

Ребята, время пребывания на станции «Игровая» закончилось и мы отправляемся с вами из далекого путешествия обратно в детский сад.

Воспитатель движется вместе с детьми по группе и возвращается обратно в центр группы.

Ну вот мы и вернулись в родной детский сад! Мы путешествовали по просторам России. Мы много уже знаем о нашей Родине. А каким было для вас наше путешествие? (дети делятся впечатлениями). Что бы вы рассказали своему другу или близкому человеку о своей Родине? (ответы детей).

Из путешествия мы привезли небольшие сувениры для своих друзей из-за границы. Давайте мы оформим конверт и отправим с почтовым голубем в Англию. Воспитатель вместе с детьми кладет Государственные символы России, достопримечательности Москвы и приветственное письмо в конверт и прикрепляет к голубю.

Воспитатель пишет под диктовку детей письмо.

Приложение 3.

Дидактический материал по теме проекта

Задания на формирование лексико-грамматических категорий

И обогащение словаря

1.Как мы называем Россию? Почему? (составление синонимического ряда)

Россия- Родина- Родина - матушка- Отечество- Отчизна

2.Какие народы живут в России?

3. Закончи предложение:

Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Копье – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Корона – это…

4.Рассмтривание монет достоинством 5, 10, 50 копеек.

Как называются эти монеты? Кто на них изображен? Почему они так называются?

Рассмотри монеты достоинством 1,2,5 рублей. Что изображено на них?

5.Что ты знаешь о…? Подбери слова, наиболее точно характеризующие предмет (лицо). Например: Орел- гордый, свободный…

6. Какие предметы белого, синего, красного цвета ты знаешь?

Белый (-ое,-ая)-…, синий (-ее, -яя)-…, красное (-ое, -ая)…

7. Что мы называем красным?

8. Какие слова выражают любовь к Родине?

Любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная.

9. Выбери правильный ответ.

Как называется наша страна? (Германия, Россия, Латвия)

Как называется столица нашего государства? (Москва, Париж, Киев, Тула)

Как называется твой родной город? (Москва, Печора, Санкт-Петербург)

Назови главную площадь, реку, улицу своего города.

10. Составь предложение с парами слов.

Георгий Победоносец-копье.

Герб-эмблема.

11. Слова рассыпались. Составь предложения.

Небо, парить, орел, свободно, в.

Жить, Москва, в, москвичи.

12.»Объясни словечко»

Победоносец, белокаменный, златоглавый, двуглавый, драконоборец.

Тексты для чтения и заучивания наизусть

Я - русский человек, и русская природа

Любезна мне, и я ее пою.

Я - русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

В. Гусев

Родное

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

В. Орлов

Родина

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З.Александрова

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Агеева И.

« Наша столица зовется Москвой!

Наша столица - город-герой!

Было немало врагов у Москвы,

Всех отбивала страна от Москвы!

Было немало друзей у Москвы!

Больше их стало у нашей Москвы».

Т.Ходаков

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал храбрый Егорий (Георгий) на своем добром белом коне . Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил того своим копьем, победил его.

Ехал великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий… Что знаменует собой явление чудесного зверя?

Предсказатель растолковал это так:

Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение.

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город – Москва.

Тексты для пересказа

Наше Отечество

К.Д.Ушинский

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Москва

По Е. Осетрову

«Москва - всем городам голова...» Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.

Москва - столица России, живет в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы - Кремль, Красная площадь.

Развитие связной речи. Составление рассказов

  1. Составь рассказ о своем любимом городе по плану:

Как называется твой любимый город?

Кем и когда он был основан?

Главная площадь, улица, река в твоем городе.

Главные достопримечательности твоего города.

Твое отношение к городу.

2.Составь рассказ о Государственном флаге РФ по плану:

Как называется этот флаг?

Что обозначает Государственный флаг России?

Какой он формы?

Сколько цветов в Российском Флаге?

Что обозначает красный (синий, белый) цвет?

В каком порядке расположены полосы и почему?

Где можно увидеть Государственный флаг РФ?

3.Составь описательный рассказ о Государственном гербе России.

Герб какого государства изображен на картине?

На какой предмет по форме похож герб?

Что расположено в центре герба и почему?

Кто изображен в центре герба и почему?

Кто изображен на гербе Москвы и что он делает?

Какие еще предметы изображены на гербе РФ?

Где можно увидеть изображение герба России?

Что символизирует герб России?

Задания для совместного выполнения с родителями

  1. Рекомендации.
  • Рассказать ребенку о своем родном городе.
  • Рассказать ребенку о великих праздниках Страны.
  • Закрепить знания ребенка о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных ниже.

Задания к теме «Государственный флаг России»

1.Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:

Какого цвета полосы на флаге России?

Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь? (белый, красный, синий)

Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?

2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага России?

3. Поиграйте с детьми в игру «Над-под-между» (расположение полос флага)

4. Раскрась флаг России.

Задания к теме «Государственный гимн России»

Ответьте на следующие вопросы:

В каких случаях исполняется гимн России?

Какие слова вызывают Чувство гордости за Родину?

Задания к теме «Государственный герб России»

Кто изображен на гербе России?

Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?

Что ты знаешь об орле?

Раскрась герб России?

Составь рассказ о гербе России по плану.

Приложение 5.

Фотоотчет по проектной деятельности

Конструирование из лего-конструктора «Здание с флагом»

Конструирование из бумаги и бросового материала «Флаг России»

Изодеятельность «Флаг России»

Игровое упражнение «Собери и сложи флаг и герб России»

Аппликация «Русские березоньки»

«Составь рассказ о Государственном флаге России по плану»

«Составь рассказ о Государственном гербе России по плану»


Людмила Магжанова
Педагогический проект «Загадочные знаки и символы»

«МБДОУ «Полазненский детский сад №8»

Проект

«Загадочные знаки и символы » Разработали : Магжанова Л. А.

Холод И. И.

Вид проекта : информационный, долгосрочный.

Участники проекта : педагоги старшей группы № 4 Магжанова Л. А., Холод И. И.

Целевая группа : воспитанники группы и их родители.

Актуальность : В различных разделах реализуемой нами программы предусматривается освоение дошкольниками разнообразных моделей, различных , развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково- символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития. Однако, без специальной работы у значительной части детей отмечается низкий уровень развития умений моделирования- затруднения в последовательном сравнении объекта с моделью, отсутствие предварительного анализа модели, непонимание правил моделирования, буквальное восприятие символов и знаков . Речь идет об освоении практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях , внесение простейших изменений, замещение, кодирование и декодирование модели, символов , знаков .

Цель : Создание мотивации к освоению знаково- символических систем и средств , уточнение опыта их освоения детьми.

Задачи :

1. Развивать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково- символических средств и моделирования;

2. Активизировать освоение различных знаково- символических средств ; подвести к пониманию их функций, правил построения, активизировать желание их осваивать и использовать в процессе познания;

3. Развивать умения и действия : моделирования, замещения, кодирования, декодирования, создания и преобразования модели, предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и модели, изменение модели.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, освоения моделирования, знаково- символических средств .

5. Мотивировать родителей на участие в проблемно-игровом общении с детьми в процессе освоения знаково- символических средств .

Образовательные области :

1. Познание

2. Коммуникация

3. Чтение художественной литературы

4. Социализация

5. Художественное творчество

7. Безопасность

8. Физическая культура

Реализация проекта

Информационно-мотивирующий

1. Разработка проекта , ознакомление с его основными идеями детей и их родителей;

2. Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта , планирование деятельности;

3. Изучение специальной литературы, сбор материалов по теме.

Формирующий

Совместная деятельность педагога с детьми :

1. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки провести беседу «Знаки вокруг нас » .(программа «Радуга» с. 118)

2. Работа с пособием «Познаю мир»

3. Прогулки и экскурсии по улицам поселка «В поисках знаков » ;

«О чем рассказывают знаки на улицах » (программа «Радуга» с. 119)

4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков .

5. Экскурсия на кухню «О чем рассказывают знаки на упаковке

С обсуждением назначения знаков , символов , уточнением их содержания.

6 Упражнения в использовании моделей, знаков , символов в раз-

ных образовательных областях : «Познание» , «Коммуникация» ,

«Чтение художественной литературы» ;

7. Фиксирование результатов деятельности придуманными знаками и символами в Блокноте Открытий ;

8 Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов

9. Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками , пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).

Самостоятельная деятельность :

1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов :

- «Выбери (придумай) знак к предмету , слову»

- «Где чей контур?» ;

- «Тени» ;

- «Рисунок для другого» ;

- «Делаем зарядку» ;

- «Составь картинку» ;

- «Отгадки» ;

- «Что чем узнаем?» ;

- «Волшебный компьютер» ;

- «Волшебная фотография» ;

- «Похожи - не похожи» ;

- «Найди семейку» ;

- «Найди клад» ;

- «Куда залетела пчела?»

Игры с блоками Дьенеша

Продуктивная деятельность :

Рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;

Конструирование из деталей «Чудо- крестиков» -2, 3, «Чудо- сот» ,

«Конструктора букв» , «Прозрачного квадрата» , игры с «Геоконтом» ,

«Игровизором» и другими пособиями В. В. Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.

Раскрашивание знаков дорожного движения для последующих ролевых игр;

Конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки) .

Работа с родителями :

Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности;

Родители мальчиков оформят выставку (альбом) : «Модели машин и их символика » .

Встречи с интересными людьми «Профессиональная символи-

Обогащение развивающей среды за счет дидактических игр с ис-

пользованием знаков и символов ;

Помощь в создании коллекций значков, календариков.

Диагностический :

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в

ходе реализации проекта .

Презентационный :

1. Обобщение и презентация в досуге «Веселые пираты»

2. Определение перспектив :

Продолжить работу по данной теме в подготовительной группе.

Темы для изучения :

Спортивная символика ;

Разные алфавиты;

Космическая символика ;

Гербы- тоже символы ;

Рисуем схемы построек;

Временные ориентировки.

Ожидаемый результат :

1. Наличие интереса к знакам и символам , понимание их роли и

значения для человека.

2. Наличие знаний и сформированность навыков в расшифровке знаков , создании своих символов , использовании символики в повседневной жизни.

3. Обогащение развивающей среды за счет различных знаков и символов .

4. Создание атмосферы сотрудничества, доверительности, взаимо-

действия с родителями воспитанников.

Литература :

Вербенец А. М. «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования»//Методические советы к программе «Детство» .-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Лаврентьева Т. В. «Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отноше-

ниями//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М.:Педагогика ,1986.

Лебедева С. А. «Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации» Вопросы психологии. -1997.-№5

А. М. Вербенец «Освоение моделирования» //Дошкольник 5-7 лет в детском саду// СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2010

Беседы:

-«Основные части улицы»;

-"Хорошо – плохо";

О правилах безопасной езды на велосипеде;

О правилах поведения на улице;

О работе регулировщика;

Обсуждение проблемных ситуаций;

-«Дорога до детского сада»;

-«Зеленый, желтый, красный» встреча с инспектором ГИБДД;

-«Какие бывают машины?»;

-«Правила для пешеходов».

Занятия:

-«Безопасное поведение»;

-«Дорога, транспорт, пешеход»;

-« Поведение детей на дорогах и улицах»;

Игра: «Кто лучше знает правила дорожного движения?»;

-«Городской транспорт и сельский»;

Конкурс: «Лучший пешеход».

Работа с макетами :

Обыгрывание ситуаций на макете улицы города;
- игры с макетом улицы: расстановка дорожных знаков;

-«Расставь правильно знаки»;

Игра «Переведи малыша через дорогу»;

Обсудить места, безопасные для катания на велосипеде.

Конструирование:

Постройка легковых машин из конструктора "Лего" и обыгрывание;

Конструирование транспорта из шнурков, счетных палочек;

Изготовление атрибутов регулировщика.

Дидактические игры:

-«Кто и что делает на улице»;
-«Каждой картинке свое место»;
-«Правильно – не правильно»;
-«Найди отличия»;

-«Кто быстрее провезет машину по дорожке?»;

-«Прогулка по городу»;

-«Что не так?»;

-«Расставь правильно знаки»;

-«Хорошо – плохо»;

-«Узнай дорожный знак»;

-«Отвечай быстро», «Регулировщики».

Подвижные игры:

-«Лабиринт», «Прокатись – не упади», «Лошадки»;
-«Пешеходы и автомобили»;
-«Кто правильно провезет машину по дорожке?»;
- «Три цвета"»;

-«Самый быстрый», «Умелый пешеход»;

-«Зимняя дорога»;
- игра-соревнование «Кто быстрее соберет автомобиль?»;

-«Гонки на упряжках»;

Физкультурный досуг «Моя безопасность».

Сюжетно-ролевые игры:

« Диспетчер», «Службы спасения», «Путешествие на поезде», «Службы спасения», «Я – водитель», «Автомастерская».

Чтение художественной литературы :

Н. Дедяева «Не играйте на дороге»;
-Михалков С. «Шагая осторожно»;

Михалков С. «Велосипедист»;
-загадывание и отгадывание загадок, чтение стихов о транспорте и пдд;

Пишумов Я. «Постовой»;
-Я. Пишумов «Дорожная азбука».

Художественное творчество:

Рисование: рассматривание и рисование знаков дорожного движения, рисование палочками, пальчиками на манной крупе, «Машины спешат на помощь».

Аппликация: «Наша улица», «Автобус», «Машины на дороге», «Кораблик», «Цветные автомобили»,
«Мы едем на поезде»;

Лепка разного вида транспорта, дорожных знаков, «Жезл» и т.д.

Театрализованные игры:

Инсценировка сказки Н. Павлова «На машине»;

С. Михалкова «Бездельник светофор» с помощью музыкального руководителя и воспитателей

Прогулки:

Целевые прогулки и наблюдения: прогулка по тротуару, прогулка к стоянке транспорта, прогулка к остановке общественного транспорта, к автомастерской,

Экскурсии: «Наша улица», «Пассажирский транспорт», «Мой поселок», экскурсия к перекрестку

Цель : формирование уважительного отношения к государственным символам.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о символике России;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;

— формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: изображения флага и герба России и аудиозапись гимна страны, песни «Гляжу в озера синие...» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), документы с изображением российского герба; настольно-печатная игра «Найди флаг», карта мира, монеты; изображения флагов разных государств; на каждого ребенка — полоски бумаги красного, синего и белого цвета, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Сергеевна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. Сколько интересного материала принесли в этот музей родители, дети, воспитатели! В музее детского сада есть образцы гербов городов России, изготовленные детьми на занятиях по аппликации, а также привезенные родителями и детьми из туристических поездок, коллекции флагов разных стран, значков с изображением разных гербов, открыток с видами городов нашей страны, разнообразные сувениры. В их музее также собраны игры, раскраски, мозаики, альбомы, помогающие детям лучше узнать о государственной символике разных городов России. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России. Марина Сергеевна не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много читали и рассказывали по этой теме, у вас в группе есть много книг, игр, альбомов, с помощью которых можно узнать много интересного о гербе и флаге России. Как можно помочь Марине Сергеевне?

Дети . Можно написать рассказы, сделать рисунки, аппликацию, рассказать о наших играх, подобрать картинки.

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы все правильно предложили, но, чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах России. Как и все государства в мире, наша страна имеет свои отличительные знаки. Какие?

Дети. Герб, флаг, гимн.

Воспитатель . Что такое герб?

Дети. Эмблема, символ, отличительный знак.

Воспитатель . Да, герб — эмблема, на ней изображается то, что является важным и значимым для государства. Кто изображен на гербе России?

Дети . Двуглавый орел.

Воспитатель . Все верно, золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Как вы думаете, почему именно орел выбран символом России?

Дети . Это бесстрашная, гордая, свободная птица, одна ее голова смотрит на восток, другая — на запад.

Воспитатель . Да, таким образом он зорко наблюдает за необъятными просторами нашей Родины. А еще орел очень заботится о своих птенцах. Посмотрите, как раскрыл свои крылья наш орел над всей Россией, как будто он хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. О гербе России придумано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный.

В. Степанов

Воспитатель . Так что же обозначает изображенный на гербе орел?

Дети . Зоркость, мужество, свободу.

Воспитатель . Что держит орел в правой лапе?

Дети . Скипетр.

Воспитатель . Что находится в его левой лапе?

Дети . Держава.

Воспитатель . Что мы видим над головами орла?

Дети . Короны.

Воспитатель . В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Что представляет собой скипетр?

Дети. Это жезл, украшенный дорогими камнями, золотом.

Воспитатель . Да, скипетр — жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Что представляет собой держава?

Дети . Это шар с крестом наверху.

Воспитатель . Да, держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость ее от других государств. Посмотрите внимательно на герб. На груди орла помещен красный щит. Кто изображен на нем?

Дети . Георгий Победоносец.

Воспитатель . Да, на щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Чем прославился Георгий?

Дети . Это герой, защитник, он сразился с драконом и победил его.

Воспитатель . Все верно, Георгий служит символом всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе дракона. Мы с вами внимательно рассмотрели герб России. Что он символизирует?

Дети . Победу добра над злом, мужество, свободу, зоркость.

Воспитатель . Все верно, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом. Послушайте стихотворение о гербе, в котором рассказывается о том, где можно его увидеть.

Ребенок

Не ищите вы гербы

Под осинкой, как грибы!

Их найдем мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печатях и на флаге.

С. Крупин

Воспитатель . А еще где можно увидеть герб России?

Дети. На пограничных столбах, зданиях, где работает правительство, на документах.

Воспитатель . Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?

Дети . Чтобы люди могли отличить монеты нашей страны от монет других стран, а печать с гербом ставят на важных документах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные документы с гербами, монеты и купюры и выполнить игровое задание: найти и отобрать среди монет разных государств российские.

На мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет?

Дети. От слова «копье».

Воспитатель . Все верно, изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло слово «копейка». Какой еще отличительный знак, кроме герба, есть у каждой страны?

Дети . Флаг.

Воспитатель. Государственный флаг — символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждого государства есть свой флаг. Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните о том, что флаги разных стран могут быть чем-то похожи, но одинаковых нет.

Игра «Найди флаг»

Детям раздаются маленькие карточки с липучками с изображением знакомых флагов разных стран (России, Америки, Японии, Китая, Англии, Франции, Германии и др.). По предложению воспитателя дети прикрепляют карточки на карту мира в нужное место.

Воспитатель. Ребята, чем отличаются государственные флаги разных стран?

Дети . Цветом.

Воспитатель. Да, основной элемент флага — цвет. Какого цвета Российский флаг?

Дети. Полосатый, бело-сине-красный.

Воспитатель. Все верно, флаг, который есть у России сейчас, — полосатый, бело-сине-красный. Впервые такой флаг появился во времена царствования Петра I, но много раз с тех пор менялся. Как вы думаете, случайно ли эти цвета стали цветами Государственного флага России?

Дети. Нет.

Воспитатель . Что вам напоминает белая полоса?

Дети . Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.

Воспитатель . А синяя полоса?

Дети. Небо, реки, озера, моря.

Воспитатель. А что вам напоминает красная полоса?

Дети. Красный — цвет солнца, огня, тепла.

Воспитатель . Белый, синий и красный — цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России. Предлагаю вам самим выложить из разноцветных полосок, которые лежат у вас на столах, флаг России.

Дети выполняют задание.

Что означает Государственный флаг России?

Дети. Единство страны, независимость.

Воспитатель . Что означает белый цвет Российского флага?

Дети . Мир.

Воспитатель . Да, белый цвет означает мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность. Что означает синий цвет флага?

Дети. Веру, верность.

Воспитатель . Да, синий цвет Российского флага означает верность, небо, целомудрие, духовность. А что означает красный цвет?

Дети. Отвагу, героизм.

Воспитатель. Да, красный цвет означает защиту веры, отвагу, героизм, великодушие. О флаге России придумано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок

Светит под солнцем, под ветром полощется

Символ России и знак —

Знамя трехцветное, наше полотнище,

Флаг государственный, стяг.

Вот как колышется он на просторе!

Всюду он с нами навек:

Красный, как солнце, синий, как море,

Белый, как выпавший снег.

Н. Голь

Воспитатель. Продолжим наш разговор о государственных символах России.

Воспитатель включает аудиозапись гимна России. Дети встают, слушают.

Скажите, пожалуйста, мы сейчас что прослушали?

Дети. Гимн России.

Воспитатель . Гимн — литературно-музыкальное произведение, в котором прославляется государство. Почему при исполнении Государственного гимна встают?

Дети. Потому что все уважительно относятся к нему.

Воспитатель . Да, люди очень уважительно и бережно относятся к символике, поэтому при исполнении Государственного гимна встают и слушают его стоя. Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Сергеевне. Что еще можно ей послать?

Дети. Наши рисунки, описания игр, фотографии, аудиозапись Государственного гимна.

Воспитатель. Предлагаю после занятия отобрать нужные рисунки, фотографии, подготовить описания игр с помощью схем. Думаю, что они помогут Марине Сергеевне и детям ее группы подготовить интересные альбомы, игры, книги для музея государственной символики.