Программы профобразования. Поиск программ дополнительного профессионального образования

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.

Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.

Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.

В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) содержит:

4. Макет учебного плана

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) содержит:

1. Макет титульного листа и оборота титульного листа дополнительной профессиональной программы

2. Макет раздела «Общая характеристика программы»

3. Макет раздела «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4. Макет учебного плана

5. Макет календарного учебного графика

6. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.1. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.2. Макет рабочей программы профессионального модуля

6.3. Макет программы практики (стажировки)

7. Макет раздела «Оценочные материалы»

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Экономика в современных реалиях уже давно стала инструментом глобального взаимодействия, и без знания её основных механизмов и принципов работать в условиях жесткой конкуренции просто невозможно. Сегодня экономика, как и любая другая сфера деятельности, неразрывно связана с инновационными технологиями, а значит, квалифицированному специалисту уже недостаточно стандартной базы знаний. Ему необходимо обладать широчайшим спектром компетенций. Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова предлагает пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, которые помогут вам приобрести необходимые навыки для работы в современных условиях.

Телефон: +7 495 673 74 10

E-mail:suprunenko@adm.сайт

Профессиональная переподготовка в нашем вузе - это целый ряд преимуществ:

  • большой выбор курсов и образовательных программ;
  • хорошая техническая база, позволяющая проводить обучение дистанционно;
  • возможность выбора удобной формы обучения;
  • возможность проходить переподготовку сразу по нескольким направлениям;
  • доступная стоимость обучения.

ИМПЭ им. А.С.Грибоедова входит в число ведущих вузов страны. Мы предлагаем по-настоящему качественное образование: все программы по профессиональной переподготовке соответствуют действующим стандартам, в рамках реализации курсов повышения квалификации применяются современные образовательные технологии и методики. Информационно-техническая и учебно-методическая база позволяет вести переподготовку по самым разным направлениям.


Профессиональная подготовка ведётся по уникальным методикам, разработанным с учётом рекомендаций Рособрнадзора и с использованием ведущих образовательных практик. Обучением занимаются опытные преподаватели, среди которых кандидаты и доктора наук.


Курсы переподготовки рассчитаны на слушателей со средним специальным и высшим образованием. Мы предлагаем программы различной продолжительности. Повысить квалификацию можно без отрыва от основной деятельности: на базе института действуют дистанционные формы обучения.


С каждым участником программ профессиональной подготовки заключается договор, в котором указана стоимость и продолжительность обучения. После окончания обучения в рамках дополнительного образования слушателям выдаётся удостоверение государственного образца.


Для зачисления на курсы по повышению подготовки не обязательно обладать специальным экономическим образованием. Обучение в нашем вузе позволит не только усовершенствовать профессиональные знания, но и приобрести новые компетенции по любому из выбранных вами профилю. Профпереподготовка - это выгодное инвестирование в собственную карьеру и возможность получить дивиденды в обозримом будущем.

Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования

Составила:

Т.А. Тименцева,

преподаватель

ГОУ СПО КПТТ

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы.

Согласно Федерального закон № 273-ФЗ образовательные программы дополнительной профессиональной подготовки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Таким образом, законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных программ профессионального образования. В связи с этим возможно предложить некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организацией эффективно разработать полноценные дополнительные программы профессиональной подготовки.

Программа дополнительной профессиональной подготовки как документ, содержащий основные характеристики дополнительного образования, содержит:

    титульный лист,

    пояснительная записка,

    учебно-тематический план,

    содержание программы,

    методическое обеспечение и условия реализации программы,

    литература,

    приложения.

На титульном листе , как правило, указываются наименование организации дополнительного образования, наименование учредителя, сведения об утверждении программы (место и дата, наименование органа, утвердившего программу, например, педагогический совет организации дополнительного образования, дата и № протокола заседания органа, утвердившего программу), полное название программы (если название сформулировано образно или не даёт полного представления о содержании образования, целесообразно представить дополнительное краткое пояснение под приведённым названием), возраст обучающихся, на который рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, название города, населенного пункта, год разработки дополнительной общеобразовательной программы с учетом полного срока ее реализации).

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной программы, доказать целесообразность освоения ребенком именно этого содержания образования. Логично, если система доказательств базируется на поло-возрастных и социальных особенностях обучающихся, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса. Важным моментом идентификации программы дополнительного профессионального образования это указание на ее направленность.

Далее, в пояснительной записке, при формулировке целей образовательного процесса необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели. В формулировках цели и задач следует отражать возраст обучающихся, направленность и длительность программы.

При составлении учебно-тематического плана педагогу дополнительного образования необходимо видеть весь образовательный процесс и формулируя названия тем и разделов необходимо сочетать краткость и ясность, стараясь наиболее точно отразить образовательное содержание. Так как образовательная программа является не только внутренним документом, автор – составитель должен быть готов написать текст, понятный любому взрослому (коллегам педагогам, администрации организации). Успешным представляет подход, когда в тексте программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены в тексте программы механизмы ее воплощения.

Содержательный компонент программы дополнительной подготовки излагается традиционно: название раздела или темы – тезис, за которым следуют пояснения и уточнения.

Чрезвычайно сложной частью текстов программ является раздел « Методическое обеспечение ». Прежде всего, в тексте методического обеспечения могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл мероприятий и организации деятельности дополнительного образования в течение всей продолжительности программы.

При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на постижения которой будут направлены усилия обучающихся. При написании списка литературы стоит руководствоваться одним библиографическим стандартом.

В приложениях к программе дополнительного образования обычно размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое.

После утверждения программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает особой регламентации приема на обучение по дополнительным профессиональным программам.

Освоение дополнительной профессиональной программы сопровождается процедурами промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью программы и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования, который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет».

При прохождении аттестации положительно, сложился прием, в соответствии с которым организации дополнительного образования выдают лицам, освоившим соответствующие образовательные программы, т.е. прошедшие промежуточную аттестацию, документы об обучение в порядке и по образцу, которые самостоятельно устанавливаются организацией дополнительного образования.

Однако, представляется, что исходя из смысла Федерального закона № 273-ФЗ и отсутствии специального регулирования в Федерального закона № 273-ФЗ, итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным программам не проводится.

Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

Дополнительное профессиональное образование может быть организовано

В образовательных организациях дополнительного профессионального образования;

В образовательных организациях высшего образования;

В профессиональных образовательных организациях;

В организациях, осуществляющих обучение (научных организациях и юридических лицах, подтвердивших свое право на реализацию дополнительных профессиональных программ);

Индивидуальными предпринимателями, имеющими право на реализацию

Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.

Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.

Виды дополнительных профессиональных программ:

Программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

Программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Программы повышения квалификации включают в себя:

Программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.

Квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

Программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;

Программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

Процесс проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ (ДПП) обеспечивает существование дополнительного профессионального образования, востребованного на современном рынке труда.

Цель процесса:

Планирование, разработка и актуализация ДПП с целью создания условий для непрерывного образования граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, с учетом их квалификации и опыта практической деятельности.

Задачи процесса:

1. Обеспечение соответствия квалификации обучающихся меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;

2. Разработка и внедрение ДПП, формирующих компетенции, необходимые для эффективной работы в быстро меняющемся современном мире, на основе новейших образовательных методов и технологий;

3. Усиление интеграции НГУ с бизнесом, наукой и профессиональным сообществом.

Виды деятельности в рамках

процесса

Регламентирующая документация

Требуемые ресурсы

(исполнители и материальное

обеспечение)

1. Деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке в соответствии с типами программ, указанными в лицензии.

Проректор по учебной работе, УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО; структурные подразделения, создаваемые на факультетах; материально-технические ресурсы.

1.1. Оценка рынка или получение заказа, принятие решения о реализации.

Самостоятельно разработанные ДПП; заказы работодателей.

Руководитель УМУ; руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

1.2. Оформление необходимых документов для утверждения учебных планов ДПП; согласование с заказчиком учебного плана (если он есть).

Нормативная документация Минобрнауки о дополнительном образовании, Положение о получении дополнительного профессионального образования в НГУ, Положения о структурных подразделениях НГУ, реализующих программы дополнительного образования.

Проректор по учебной работе, руководитель УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2. Разработка и улучшение ДПП.

Руководитель ЦДО, УНЦП, ЦПМО, ИППК; материально-технические ресурсы.

2.1. Разработка и корректировка учебного плана.

Самостоятельно разработанные и утвержденные ДПП. Информация рынка труда, потребности обучающихся.

Начальник УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Нормативная внутренняя документация НГУ и подразделений, реализующих программы ДПП.

Руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

2.4. Разработка материалов, устанавливающих содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Положение о получении дополнительного профессионального образования в Новосибирском государственном университете на платной основе; Положения о дополнительном профессиональном образовании в ЦДО, УНЦП, ЦПМО, ИППК.

Руководитель ДПП/подразделения ДПО, ответственные преподаватели, материально-технические ресурсы.

3. Реализация ДПП.

Приказы о зачислении обучающихся, об отчислении обучающихся, об аттестационной комиссии по программам профессиональной переподготовки.

Проректор по учебной работе, руководители ДПП/подразделения ДПО, ответственные преподаватели, материально-технические ресурсы.

4. Мониторинг качества ДПП.

Положение о мониторинге качества дополнительного образования, информация рынка труда, отзывы обучающихся и работодателей.

Проректор по учебной работе, отдел качества, начальник УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО.

Сокращения:

ДПО – дополнительное профессиональное образование

ДПП – дополнительные профессиональные программы

ППС – профессорско-преподавательский состав

ЦДО – центр дополнительного образования

УНЦП – учебно-научный центр психологии

ЦПМО – центр постдипломного медицинского образования

ИППК – институт переподготовки и повышения квалификации

УМУ – учебно-методическое управление

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

Достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);

Участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;

Использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;

Использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;

Обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;

Эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ

Реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;

Обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;

Обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы

    достижение слушателями планируемых результатов обучения;

    функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Требования к результатам обучения

дополнительных профессиональных программ

Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен.

Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

Соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;

Соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;

Способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

Заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;

Лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;

Отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;

Образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.