Психология как научиться разбираться людях. Если вы стали больше чем знакомые

Желание научиться разбираться в других людях возникает, в основном, после того, как человек обманывался несколько раз насчет окружающих. Ведь те люди, которые нам с первого взгляда кажутся ответственными и надежными, неожиданно подводят и разочаровывают нас. А те, кого мы считаем заботливым и добрым, причиняют нам сильную боль. И на удивление, кто-то из нашего окружения, в ком мы и не подозревали хороших душевных качеств, на самом деле оказывается прекрасным человеком и настоящим другом. Так как мы все в какой-то степени зависим от окружающих, не хочется в вопросе такого важного выбора полагаться на «авось». Умеем ли мы разбираться в людях и можно ли этому научиться?

Теоретический материал в данном случае очень полезен, однако стоит отметить, что научиться по-настоящему, разбираться в людях без практической составляющей, то есть реального общения с ними, нельзя. Но, все же, вам будет полезно прочитать книги про язык тела человека, его мимику и жесты, а если вас не пугает стереотипность подхода, то можете еще изучить материалы по психологической характеристике относительно темперамента и физиогномике (возможность определить характер по чертам лица). Нейролингвистическое программирование также поможет вам научиться лучше понимать неосознанные сигналы, подаваемые людьми, считывать и трактовать их. Много полезной и важной информации находятся в книгах и статьях по кадровому делу, потому что специалистам в данной области нужно уметь разбираться в людях за очень короткое, сколько длится собеседование, время.

Как добыть практический опыт?

1. Слушайте и развивайте интуицию

Внутренний голос, в основном, на уровне чувств или ощущений, часто подсказывает нам, как поступить и относиться к какому-либо человеку. Ведь не зря от одного человека у нас бегут мурашки и есть ощущение тревоги, от другого - чувство спокойствия и уверенности, а на счет третьих чувствуем, что здесь что-то не так. Наша интуиция подсказывает, что делать еще раньше, чем мы сами успеваем воспринять информацию, распознать сигналы и принять решение. Поэтому не игнорируйте свое подсознание и внутренний голос, потому что они редко ошибаются, а подтверждение этого вы все равно получите позже, когда будут потери.

2. Развивайте концентрацию и осознанность

Допустим, вы изучили всю теорию и даже запомнили, что означают различные сигналы и жесты человека. Но для того, чтобы увидеть их, распознать и применить знания на практике, нужно сохранять постоянную концентрацию на нужном вам объекте. Потому что, если вы скатитесь в неосознанное, то через несколько минут общения вы забудете, что собирались наблюдать и анализировать интересующего вас человека. А для того, чтобы этого не произошло, тренируйте способность фокусироваться на нужной вам задаче.

3. Анализируйте и делайте выводы

Не просто так существует мнение, что человека можно познать лишь в экстремальной ситуации или беде. Ведь в привычных для нас жизненных ситуациях, большинство из нас надевают «защитные» маски для окружающих, притворяются не теми, кем являются, следуют определенным манерам поведения. Безусловно, не нужно тащить «подопытного» в горы или специально создавать условия, которые угрожают его жизни, чтобы тот раскрылся, а вы увидели и сделали выводы. Подождите, жизнь сделает за вас эту работу и сама подкинет парочку экстремальных ситуаций. Вашей задачей будет только внимательно наблюдать за реакцией этого человека и не закрывать глаза, а все анализировать. В нестандартных и непривычных ситуациях, когда нет возможности использовать готовые шаблоны поведения и реакции, раскрываются все, потому что люди выходят из зоны комфорта. Они принимают решение, следуя своим инстинктам и внутренним ценностям. А вы, в свою очередь, поймете, что это за ценности и что за человек перед вами.

Инструкция

Существует множество способов, с помощью которых вы можете «читать человека как открытую книгу». Одни из них более-менее несложные, на освоение других нужно приложитьь много времени. Вы можете применять тот способ, который вам понравится больше, либо комбинировать разные.
Чтение невербального тела, мимики и жестов. О том, как научиться читать мысли и чувства окружающих по мимике и жестам, вы можете прочитать в популярном бестселлере Алана и Барбары Пиз «Язык телодвижений»: http://lib.rus.ec/b/76776 .

Чтение по лицу (физиогномика). Определение характера по чертам лица - это древнее знание, которое вначале было лишь избранным и являлось частью оккультных наук. Книг по физиогномике достаточно много, посмотрите, например, подборку: http://obuk.ru/other/1623-fiziognomika.html
Ну, а в качестве развлечения на досуге вы можете составить фоторобот человека с помощью программы digital physiognomy (http://www.softportal.com/software-4323-digital-physiognomy.html ).

Очень полезно – хотя бы в целях самообразования – читать книги как по теории, так и по практической . Например, в книге Аркадия Егидеса «Как научиться разбираться в людях» описываются основные психотипы людей – «паранойяльный психотип», «эпилептоид», «истероид», «гипертим» и «шизоид». Пусть вас не сильно смущают

Характер человека – это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц. Обычно мы судим о людях сгоряча, по первому впечатлению, которое зачастую бывает обманчивым. Проходит немало времени, прежде чем мы действительно понимаем, что перед нами за человек, что им движет, почему он ведет себя так, а не иначе. Спустя какое-то время наше отношение к человеку может кардинально поменяться: зануды превращаются в интереснейших для нас людей, а люди, которые показались сначала забавными и привлекательными, на деле оказываются банальными шутами из дешевого балагана.

Умение разбираться в людях – это целая наука. Мы будем исходить из идеи, что плохих и хороших людей не бывает: мы не будем никого осуждать и вешать клеймо неудачника или труса, приговаривать человека, судить его. Мы просто поможем вам найти свой подход к людям с разными характерами, с разными жизненными принципами и моральными ценностями. Мы сделаем попытку разобраться в многообразии человеческих индивидуальностей. А уж дальше – выбирать вам: хотите ли вы общаться именно с этим человеком, мириться с его недостатками, пытаться оценить его немногочисленные достоинства или нет.

В жизни мы часто сталкиваемся со сложностями в общении с разными типами людей. Мы расскажем о том, как преодолеть эти трудности, как сделать общение с любым человеком приятным и полезным. Общаясь с окружающими вас людьми, вы должны помнить, что у каждого человека своя манера общения, свой способ выражения мыслей. Если вы будете учитывать специфические особенности личности каждого конкретного собеседника, то вы обязательно сможете найти общий язык с любым человеком, вы освоите науку нравиться и сможете добиваться поставленных целей во время общения. Мы вам в этом поможем.

Эмоции и чувства – зеркало человеческой души

Чтобы понять, что перед вами за человек, нужно прежде всего обратить внимание на то, как он выражает свои эмоции, какие чувства в нем доминируют, а какие совсем не развиты. Ведь эмоции и чувства – это отношение человека к миру, выражение его желаний и интересов. Вы сможете сделать вывод о характере человека, узнав, что вызывает у него положительные эмоции, а что является предметом отрицательных эмоций.

Правило № 1

Умеет ли человек выражать свои эмоции: об эмоциональных и гиперэмоциональных людях

По способности человека выражать свои эмоции мы делим людей на эмоциональных и неэмоциональных. Первые довольно чувствительны к происходящему вокруг них, их чувственный мир разнообразен, они выражают свое отношение к миру и окружающим через всевозможные эмоции – гнев, уныние, тоску, умиление и пр.

Существует мнение, что люди эмоциональные проще в общении, к ним легче найти подход. Их не нужно расспрашивать, понравился ли им только что просмотренный фильм или новый сотрудник, появившийся на вашем предприятии. Захлестнувшие их эмоции сами вырываются наружу. Эмоциональный человек торопится рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Это, безусловно, делает общение с ними привлекательным: с ними всегда интересно.

Но порой чрезмерная эмоциональность является раздражающим фактором для окружающих. Если эмоции не дают человеку успокоиться, он нуждается в том, чтобы на кого-нибудь их выплеснуть. Эмоциональные люди постоянно ищут объект, на который можно было бы свалить груз впечатлений от только пережитого разговора с начальником или от ссоры с продавщицей в магазине. Подобная навязчивость, эмоциональные всплески могут не только раздражать вас, но являться причиной вашего эмоционального утомления (вы как бы сами переживаете эмоции постороннего человека). Гиперэмоциональные люди, как правило, выражают свои эмоции вне зависимости от желания окружающих выслушать их – для них это жизненно необходимо. А вот для окружающих не всегда бывает приятно, особенно если эмоции негативные.

Как правильно общаться с эмоциональными и сверхэмоциональными людьми? Прежде всего помните, что они нуждаются в том, чтобы их выслушали, им необходимо высказать все, что накопилось. Поэтому вам следует их выслушать, но не увлекайтесь сами их переживаниями. Будьте немного эгоистичны: притворитесь, что вы их слушаете и поглощены их эмоциональным рассказом, но ни в коем случае не принимайте все услышанное близко к сердцу. Эмоциональные люди склонны к преувеличениям. Если их рассказ затянулся, не бойтесь остановить их, прервать, сославшись на свою занятость.

Правило № 2

Как правильно общаться с неэмоциональными личностями: о людях без эмоций

Люди неэмоциональные, как правило, ограничивают круг выражаемых эмоций до минимума. Они проявляют свою эмоциональность только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. В обычной жизни они не склонны демонстрировать свои переживания.

Нам бывает сложно понять чувства человека, понять его отношение к окружающим предметам, да и к нам самим, если он открыто не выражает свои эмоции. Неэмоциональные люди кажутся нам таинственными и скрытными, создается впечатление, что у них что-то недоброе на уме. Не зря самые лучшие шпионы и секретные агенты прекрасно владеют навыком скрывать свои эмоции. Способность скрывать свои переживания делает человека практически неуязвимым: мы не можем понять, что перед нами за человек, и поэтому начинаем его опасаться. Иногда приходится долго изучать его, прежде чем становится ясно, как он относится к тому или иному явлению, человеку или событию. Эмоции другого человека дают нам хорошее представление о его внутреннем мире: мы можем определить, чем он живет, что он чувствует. А вот если наш собеседник скуп в выражении своих душевных переживаний, тогда нам становится некомфортно в его компании, мы не знаем, чего от него ожидать.

На самом деле неэмоциональные люди ничего не утаивают, ничего не скрывают от окружающих, просто они привыкли по-другому выражать свое отношение к миру: не через эмоции, а через мысли.

Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.

Правило № 3

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с позитивным настроем

В жизни мы сталкиваемся с самыми разными ситуациями, которые заставляют нас испытывать разнообразные эмоции – позитивные и негативные. Человек, получивший заряд положительной энергии, считается более приятным и интересным собеседником. Так ли это?

Нередко неумение сразу же понять, кто перед нами находится, приводит к большим проблемам в будущем. Ведь попытки определить, что за человек рядом, чаще всего заканчиваются тем, что мы сами, исходя из собственных представлений, приписываем ему то, чем он не обладает. И допускаем роковую ошибку, потому что наши представления о том, какими должны быть люди, не всегда соответствует действительности. Чтобы избежать проблем в будущем, защитить себя от тех, кто вам не нужен, необходимо хотя бы немного научиться разбираться в людях .

Как научиться разбираться в людях

Чтобы понять, кто перед вами, обратите внимание на его эмоции, на то, как он демонстрирует их. Ведь именно они определяют его характер и поведение в сложных ситуациях. Понять, кто он: оптимист или пессимист, как воспринимает этот мир и о чем думает чаще всего; легко, если определить, что его радует, печалит или вызывает гнев.

Когда человек получает удовольствие, рассказывая о несчастьях других, смакует все подробности и постоянно твердит, что он так и думал, бегите от него, как можно дальше. Таких самовлюбленных и мелочных людишек, для которых чужое горе, как бальзам на сердце, ещё надо поискать. Тот, кто обсуждает других, будет делать то же самое по отношению и к вам. Кто умеет хранить секреты, никогда не станет распространяться о делах другого и в его присутствии, и тем более, в его отсутствие.

Гораздо легче конечно понять того, кто отличается эмоциональностью. У них как говорят вся душа нараспашку. Всё, что они чувствуют, они этим обязательно делятся и рассказывают во всех подробностях, что они испытали. Во время такого диалога, очень легко определить, что же больше всего привлекает их внимание, чем их можно заинтересовать и как они отреагируют на ту или иную новость.

Люди, которые не привыкли демонстрировать свои чувства и делают это в крайне редких случаях, действительно достаточно непредсказуемы. Потому что невозможно понять, как они относятся к человеку, о чем думают, как поступят и что ответят. Нет никаких шансов получить о них более-менее полное впечатление. Ведь они скрывают от посторонних то, что у них болит, их разочаровывает, раздражает, приносит удовольствие и способно повлиять определенным образом. И совсем не из-за того, что они настолько недоверчивы, они просто такие.


Их тоже можно узнать, только не наблюдая за ними, а спросив их мнение о произошедшем. Они выражают свои мысли не с помощью эмоций, а с помощью интеллекта, облекая эмоции в слова. Им необходимо изучить и детально обработать полученную информацию, к чему бы она ни относилась, и только потом они могут дать ответ. Просто не нужно бояться спрашивать их мнение и не надо обсуждать их эмоциональную закрытость. Если перед вами такой человек, это надо принять, если он вам дорог, или снизить с ним контакты до минимума.

Отдельно стоит упомянуть о людях, у которых всегда хорошее настроение и тех, кто видит мир в более темных тонах. Первые отличаются тем, что они стараются слушать исключительно приятные новости, любые неприятные события они стараются от себя отогнать. Их трудно взволновать, поэтому их реакция на чужие проблемы не слишком бурная. В отличие от них, люди, которые вечно ожидают подвоха, постоянно в пасмурном настроении. Оно не зависит от внешних событий. Таким образом, они защищаются от невзгод и лишних проблем. Их трудно развеселить, заставить улыбнуться или получить положительный отклик на интересную историю. И не надо винить себя, что некоторые всегда недовольны и насуплены. Это состояние для них самое приемлемое, и его не изменить.


Более непредсказуемы в жизни те, кто способен мгновенно вспылить или рассмеяться. Трудно понять, что их может развеселить, а что вывести из себя. С ними необходимо все время быть начеку. Но они умеют искренне сочувствовать и сопереживать, хотя чаще от них очень легко устать.


  • Будьте осторожны с теми, кто открыто выражает неприятие принятым в обществе нравственным ценностям, кто демонстрирует пренебрежение к окружающим и кто убежден, что цель оправдывает средства. Такие люди по-настоящему опасны и способны не только причинить вред, но и попытаться переманить на свою сторону, чтобы им было уютнее там, где не существует понятий морали и добра. Не спорьте с ними, не пытайтесь убедить в чем-то, и тем более не надо их жалеть и верить, что с помощью любви их можно перевоспитать. Исключительно сам человек способен измениться. Все остальное пустая и вредная трата времени, которая разрушит жизнь, а подобного представителя человеческого рода убедит в собственной правоте, насколько он сильнее вас.


Трудно признать, что большинство людей такие, какие они есть, в независимости от того, какими бы мы хотели их видеть. Это надо просто принять и научиться разбираться, кто перед вами, особенно в том случае, когда с ними завязываются профессиональные или личные отношения. Слишком велика цена ошибки. На самом деле узнать человека не так и сложно, если быть к нему более внимательным и терпимым, и тогда он обязательно раскроется перед вами во всей своей красе.

В нашем окружении достаточное количество людей, с которыми мы общаемся и от которых зависим в той или иной мере. Мы тщательно изучаем характер, привычки, оцениваем поступки этих людей. Как разбираться в людях - подскажет наша статья.

Внешний облик

При первой встрече мы оцениваем внешний облик человека. Достаточно нескольких секунд, чтобы понять приятен нам человек или нет. Это действие происходит на бессознательном уровне. Но иногда мы ошибаемся, поэтому важно оценивать визуальный облик в совокупности с другими факторами.

Обращайте внимание на походку и осанку: уверенный в себе человек идет с прямой спиной и размеренным шагом, в то время как озабоченный или неуверенный в себе человек - сгорбившись, семенящей или спотыкающейся походкой.

Важно оценить взгляд человека. Не зря говорят: "Глаза - зеркало души человека". По ним можно многое прочитать. Человек, обладающий сильным характером, будет смотреть собеседнику прямо в глаза. Если же он не может сконцентрировать на вас свой взгляд, то скорее всего ему есть, что скрывать.

Интуиция

Согласитесь, что с одним человеком нам общаться легко и спокойно, а находясь в компании другого бывает тревожно на душе. Уже на подсознательном уровне мы принимаем решение, как вести себя с тем или иным человеком. Поэтому, старайтесь развивать и слушать свою интуицию. Более подробно о том, как развить свою интуицию - можно прочитать в статье Стива Олсон - Шесть способов развить интуицию .

Концентрация

Если вы поставили себе цель разобраться в том или ином человеке, то делать это нужно осознанно. Общаясь с человеком не забывайте о своей миссии и концентрируйтесь на ней. Не позволяйте общению отвлекать вас от поставленной задачи: не забывайте про наблюдения и анализ.

Будьте внимательны при общении

Чтобы узнать человека - важно его слушать и слышать. Искренне интересуйтесь его жизнью, задавайте вопросы. Каждый человек любит, когда им интересуются. В таких ситуациях вы можете узнать о человеке больше. Выясните, какой образ жизни ведет человек и чем увлекается. Так, вы больше сможете постичь характер собеседника.

Нестандартные ситуации

Характер человека лучше всего проявится в экстремальной ситуации. В обычной жизни большинство людей носят маски. В состоянии же опасности человек выходит из своей зоны комфорта и не в состоянии действовать шаблонно. Здесь и раскрываются настоящие ценности человека.

Познание человека через рисунки

Из нашей статьи вы узнали основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при общении. Для того чтобы узнать человека, может потребоваться год и более, а для того, чтобы хорошо разбираться в людях - очень много времени. Для этого читайте много специальной литературы, советы психологов, смотрите документальные фильмы.