Сообщение на тему история открытия гробницы тутанхамона. «Проклятие фараонов»: реальные причины смертей археологов

Дед Юрия Лонго был последним факиром России. Он ходил по углям, глотал шпаги, выступал в цирке, изучал йогу. Звали его Дмитрий Лонго. В Россию он пришел из Италии. Умер в 1972 году в 105 лет. Никакого богатства у него не было, а в наследство он оставил внуку пять книг о белой и черной магии. Отец Юрия Лонго тоже владел приемами гипноза, но никогда своим даром не пользовался, он преподавал в школе, и, поскольку в его время всякое подобное занятие считалось делом греховным и запретным, то он скромно умалчивал о своих возможностях.

Сам Юрий Лонго закончил психологический факультет в Санкт-Петербурге, потом получил среднее медицинское образование. Пытался серьезно заниматься музыкой и живописью. На его визитной карточке написано: «Международная ассоциация магов и колдунов», а на афишах — список трудно вообразимого количества возможностей: гипноз, демонстрация психологических опытов, предсказание судеб, йога и многое другое.

Из дедушкиных книг он узнал очень многое относительно деревенской практической магии. Книги прошлого века — Библиотека Флауэ-ра: «Личный магнетизм», «Целебный магнетизм», «Память и уход за ней», «Сила мысли», «Гипнотизм» — его настольные книги.

Он — добрый колдун. Все, что он делает на сцене, посвящено доброй цели — помощи людям. Ему многих приходится лечить. Лонго помогает избавиться от курения, лишнего веса, от многих других заболеваний. Снимает порчу. Кстати, к порче надо бы относиться серьезнее, чем это принято среди скептиков. Не каждому, наверное, известно, что можно сглазить человека во время его выступления по телевизору, а можно тогда же снять с него порчу.

Что касается предсказаний судеб, то он не пользуется при этом астрологией, не высчитывает никаких гороскопов, а смотрит человеку в глаза и говорит ему, что его ждет. Откуда он это знает, как чувствует — объяснить не может; да вряд ли нужно объяснять, но очень многое сходится.

Юрий Лонго ведет радиопередачи по субботам в «Вечернем курьере». О телевидении пока не думал всерьез, но кое-какие задумки есть. Это было бы нечто среднее между проповедью и внушением,’ т. е. он смог бы снимать с людей сглаз, как это называется в народе, а на самом деле это лишняя биоинформация, которая «покрывает» буквально каждого человека, в особенности детей, как наиболее чуткую и чувствительную часть человечества. Очень многим помог бы избавиться от лишнего веса. Помимо всего прочего, никакого отрицательного воздействия на психику, на самочувствие людей эти сеансы не оказывали бы. И одно из самых важных-они помогли бы многим и многим избавиться от курения и алкоголизма.

Юрий Лонго дает очень простой и эффективный способ снятия усталости и перенапряжения: встаньте до восхода солнца, сядьте в кресло или на стул лицом к восходящему солнцу, поверните ладони к пране (биосфере), закройте глаза, вспомните голос любимой птицы, что-нибудь приятное из своей жизни и посидите так пятнадцать минут, вам станет гораздо лучше.

Совет Юрия Лонго для тех, кто плохо себя чувствует или хочет избавиться от каких-то своих недостатков, например, бросить курить или пить. Взять полстакана воды, обыкновенной сырой воды, поставить его на левую руку. Потому что левая рука — это экран биополя, а правая рука — источник биополя. Так вот, после того, как вы поставили стакан на левую руку, поводите кончиками пальцев правой руки по краю стакана, по часовой стрелке две-три минуты. При этом думайте о том, от чего вы хотите избавиться: от болезни какой-либо, или же хотите похудеть, или наоборот поправиться. Ваша вода заряжается вашими же биотоками. Вода обладает памятью, хотя это явление еще не объяснено наукой, но она способна кодировать информацию.

Таким образом, когда вы зарядите воду своими мыслями и биотоками, поставьте вечером эту воду на подоконник, а утром выпейте 2-3 глоточка натощак. Проделайте так в течение месяца. Ваши болезни будут постепенно уходить. Это может сделать каждый, кто обладает хоть какими-то биотоками.

Посмотрите на себя со стороны. Или вспомните человека, который вам нравится, кто мог бы стать для вас идеалом. Представьте, как бы он поступил в той или иной ситуации. Постарайтесь поступать так же. Никогда не суетитесь, что бы вы ни делали, контролируйте каждое свое движение, старайтесь не делать никаких лишних движений, жестов, когда говорите с собеседником, смотрите ему в переносицу. В этом случае ваш взгляд будет твердым, пронизывающим, но не наглым. Когда вы слушаете, — опустите взгляд. Будьте спокойны, это поможет сохранять энергию, духовный ток. И еще запомните: знание всегда является силой, не транжирьте свои знания налево-направо; чем вы загадочнее, тем более к вам будут притягиваться люди. Больше молчите, не вступайте в бессмысленный спор. Таким образом, вы опять же сохраните энергию.

У буддистов и христиан есть традиция «обета молчания». Это делается для того, чтобы накопить духовный ток. Достичь сдержанности, а значит сохранения биоэнергии, вам помогут три основных упражнения.

Упражнение 1. Наложите на себя обет молчания. Выберите для себя один день в неделю, в который вы не будете говорить лишних слов, не станете задавать вопросов, не будете начинать первым разговор, а если вам придется отвечать на какие-либо вопросы собеседников, постарайтесь отвечать односложно.

Упражнение 2. Выработка центрального взгляда. Это надо делать не один день и не одну неделю. Попытайтесь для этого выделить каждый день минут 15. На большом листе, примерно двойном листе тетради, нарисуйте черный круг величиной с пятак, повесьте его напротив дивана, кресла на расстоянии трех метров, сядьте спокойно и смотрите в этот черный крут, не мигая и не отводя взгляда от этого пятна. Для начала достаточно 2-3 минуты, потом необходимо увеличить время. Помните, что вы вырабатываете в себе центральный магнетический взгляд, что вы занимаетесь очень важным делом.

Упражнение 3. Глядя на себя со стороны, как можно больше следите за своими движениями, вообще за собой. Это не суетливость, нет, это необходимо для самооценки, самоанализа. Постарайтесь спокойно вспомнить перед сном события дня, дать им оценку, прежде всего обратите внимание — не запальчивы ли вы, как встречают люди ваш взгляд и т. д. Очень важно научиться здороваться. После быстрого сердечного пожатия, быстро отдерните руку, легко касаясь кончиками пальцев ладони собеседника. Такое рукопожатие будет естественным и теплым, а также безусловно окажет на вашего приятеля известное действие.

Юрий Лонго объясняет, что многие не могут бросить пить только потому, что каждое утро нужно опохмеляться, организм уже привык к этому, он требует алкоголя — голова болит, недомогания всякие, одним словом, возникает «синдром похмелья».

Вы встаете утром, и у вас сильно болит голова. Возьмите полстаканчика обыкновенной сырой воды, поставьте его на левую руку, кончиками пальцев правой руки водите по краешку стакана по часовой стрелке, и думайте, что это вино, водка или пиво — в зависимости от того, что вам очень хотелось бы выпить. Только думайте очень усиленно, образно, в данный момент информация передается в воду. Продолжайте движение минут пять.

Когда вы потом попробуете эту воду, то почувствуете вкус спиртного. Выпейте полстакана этой пьяной воды, и вы почувствуете, как у вас пройдет головная боль, исчезнет «синдром похмелья», но ни в коем случае не злоупотребляйте этим. Иначе вы можете привыкнуть, да так, что все равно не сможете отучиться от алкоголя.

Но вернемся к некоторым тайнам личного магнетизма. Возьмем такой пример. Человек, который вам неприятен, который ведет себя высокомерно, ставит себя выше других, может вам подчиниться.

Для этого есть специальное упражнение. Беседуя с таким человеком, вам необходимо найти такое положение, чтобы ваши глаза были выше глаз вашего собеседника, и смотрите на него сверху вниз. Предположите при этом, что вы знаете совершенно определенно все темные стороны характера вашего собеседника. Обыкновенно такие лица имеют массу недостатков. Ваш взгляд должен быть спокоен и тверд. Результат вы скоро заметите. Во время вашей беседы смотрите ему в переносицу. Ваш собеседник смутится, и его глаза начнут беспокойно бегать. Заставьте его все время, пока говорите, смотреть на вас, а когда он уже заговорит, вы можете делать все, что угодно.

Вы можете рассматривать его неглаженный костюм, неопрятную рубашку, торчащие уши. Вообще делайте все, что хотите, только не смотрите ему в глаза, но с вниманием слушайте его речь. А когда вы заговорите вновь, устремите глаза в его переносицу. Конечно, все это должно быть незаметно, чтобы у него не зародилось подозрений, что вы что-то с ним проделываете, главное — будьте совершенно спокойны. И ваш собеседник запомнит вас надолго.

Существует понятие центрального магнетического взгляда. Именно этим взглядом надо смотреть в переносицу и как бы пронизывать человека насквозь, т. е. взгляд должен входить в переносицу, а выходить из затылка. По развитию магнетического взгляда есть еще одно упражнение.

Сядьте в 40 см от зеркала. Желательно это делать утром, когда мозг еще не загружен. Следует на своей переносице нарисовать точку, какой-нибудь другой знак углем или губной помадой, чем угодно, лишь бы его было видно в зеркало.

Спокойно расположитесь в кресле и расслабьтесь. Постарайтесь от 5 до 15 минут смотреть в свою же собственную переносицу, т. е. в точку на переносице, не моргая. Если очень захочется моргнуть, то поднимите веки вверх и немного их опустите. Желание моргать у вас постепенно пройдет.

Глаза являются зеркалом души, и некоторые люди по глазам могут узнать мысли другого человека, проникнув прямо в мозг. Вы не должны жалеть трудов для того, чтобы выработать у себя властный взгляд. Очки, кстати, не мешают развитию упорного взгляда, а иногда увеличивают силу взгляда.

Главное условие этого способа — совершенное уединение. Уединитесь в темной комнате, найдите удобное место, кресло. Вы не должны испытывать никакого физического дискомфорта и 10 минут находиться в полнейшем бездействии и тишине, вы не должны напрягать ни одного мускула, о чем-либо думать. Совершенный покой. Только после этого вы можете приступать к упражнению «психическая фотография». o Ъ Итак, сядьте к столу и четко напишите на чистом листе бумаги какую-то короткую фразу, выражающую ваше желание. Вы, например, можете написать: «Я желаю, чтобы прекратились недоразумения, ссоры…» с другом, с женой, с кем угодно.

Изложив письменно свое желание, расположитесь поудобнее в кресле и направьте свой взгляд на бумагу, сосредоточив на своем желании мысль и делая медленные глубокие вдохи и выдохи.

Такой способ, действие принято называть «психической фотографией». При помощи такого образа действий пробуждаются сильные духовные токи. Если вы сначала будете выражать простые и разумные требования, например, будете желать хорошего здоровья, энергии, силы воли, укрепления памяти, исправления характера, то положительные результаты не замедлят проявиться. С течением времени и приобретением опыта вы сможете предъявлять более конкретные и объективные требования, чем приведенные выше. До тех пор, пока ваши желания не будут направлены на причинение вреда для других.

Как только заболеем, мы бежим сразу в аптеки, толкаемся в очередях в поликлинике, записываемся к врачам. Но даже не подозреваем, что в каждом человеке заложены огромные силы, которые могут воздействовать на себя и на других людей лечебной силой. Юрий Лонго подчеркивает, что такими целебными способностями обладает каждый человек. Но эти способности нужно развивать.

Многие видели, как лечат руками по восточной системе. В ладонях скапливается некая сила, которая может передаваться на расстоянии.

Эта сила называется биополем или биоэнергетикой. Если эту силу развивать и направлять правильно на больное место, на больной орган, то боль постепенно проходит, и болезнь покидает тело человека. Таким способом, руками, можно лечить головную боль, зубную, насморк, незапущенные простудные заболевания, ревматизм, и, поскольку дух человека всегда преобладает над телом, то практически каждую болезнь можно вылечить таким способом.

Для этого прежде всего нужно развивать свои магнетические силы. Юрий Лонго для развития своих магнетических способностей советует внимательно прочитать все правила и задания.

Задание на первую неделю.

Каждое утро выделяйте 5 минут на приготовление к следующему упражнению. Сосредоточьте все свои мысли на великом деле — исцелении, думайте о том великом благе, которое вы совершаете, применяя это лечение.

% Лучшим временем для таких упражнений является время до и после еды. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном, потому что оно возбуждает, и вы не сможете как следует заснуть. После пяти минут моральной подготовки расположитесь на диване, на постели, сделайте долгий глубокий вдох. Такой вдох продолжается 8 секунд, и после этого начинайте выдыхать их себя воздух. Весь цикл дыхания будет составлять 24 секунды. Пользуясь мистической терминологией Востока, вы выполняете равносторонний треугольник своим дыханием, каждая сторона которого равна 8 единицам.

Ту При выполнении упражнения вы увидите, что этот первый шаг развития дыхания не так легок. У вас появится наклонность спешить, вам захочется дышать чаще, может быть, вы даже утомитесь и будете дурно себя чувствовать. Если такое случилось, то я прошу вас не прерывать своего упражнения, а наоборот, порадоваться таким признакам, как указаниям на то, что была большая потребность в развитии хорошего желания. После нескольких сеансов все неприятные признаки исчезнут, и их заменит обильное, все увеличивающееся чувство силы. Время этого упражнения не должно превышать 10 минут.

Юрий Лонго лечит и самого себя. Лечению каждой болезни предшествует общее лечение. Нужно успокоиться, настроиться на положительный лад, на спокойствие, силу, здоровье, энергию. Правая рука — это положительная, или отдающая энергию, левая же отрицательная, или воспринимающая биополе. Необходимо положить свою правую положительную руку на солнечное сплетение, а левую на затьшок, у основания мозга. Оставить свои руки в таком положении в течение 5 минут. После этого провести кончиками пальцев по черепу, чуть касаясь его, по направлению к затылку. Дойдя до первого позвонка шейного отдела спинного мозга, прекратите движение. Благодаря этому напряжение на черепе уменьшается, а взамен увеличивается давление на нервные окончания и повышается артериальное давление, что приводит к исчезновению головной боли у гипотоников.

Если у пациента насморк, то необходимо положить правую положительную руку на солнечное сплетение, а отрицательную — у корней носа, на лбу. Затем начать движение. Проводить пальцами левой руки через голову больного, начиная от носа и заканчивая у первого позвонка шейного отдела. Пациент при этом должен сильно и глубоко дышать животом.

Если у пациента температура или озноб, то положить правую руку также на солнечное сплетение, а отрицательную левую у основания мозга. В таком положении пациент лежит неподвижно в течение 10 минут, при этом он глубоко дышит животом.

Этой силой, помимо насморка и головной боли, можно вылечить еще большое количество болезней: астму, катар желудка, почек, паралич, водянку, ревматизм, алкоголизм, брайтову болезнь и многое-многое другое.

Но прежде чем приступить к лечению каждой из этих болезней, необходимо провести общее лечение. Это очень важно! Прежде всего надо узнать от пациента о симптомах его болезни и условиях его жизни. Затем начать быстро тереть свои руки ладонь о ладонь, чтобы, согласно ранее сказанному, вызвать в них чувство теплоты и вообще нагреть их.

Если пациент придет к вам домой, то вы должны усадить его в кресло, чтобы он спокойно, легко сидел в удобной позе. Во время всех своих сеансов приказывайте своему пациенту закрыть глаза, после этого скажите ему, что вы для того, чтобы успокоить его нервную систему, будете передавать ему свой магнетизм с головы до ног.

После этих слов, в то время как он удобно сидит в кресле, с крепко прижатыми к полу ногами и лежащими на коленях руками, вы начинаете применять долгие пассы.

При этом вы должны думать, что хотите избавить больного от его страданий, передать ему свою силу, энергию.

Встаньте перед пациентом, который сидит в кресле с закрытыми глазами, сожмите пальцы рук в кулаки и медленно разводите в стороны, вверх. Приподнимите руки и поставьте кулаки напротив лба пациента, разжимайте пальцы рук и медленно проводите ладонями, не дотрагиваясь до тела, до корней волос. Такие пассы вы должны делать 5 минут. После каждого пасса встряхивайте пальцами рук, как будто вы стряхиваете капельки воды, чтобы сбросить дурную, болезненную силу пациента. У вашего пациента успокоится нервная система, нормализуется давление, и он сможет легко воспринять магнетическое лечение от головной боли, от простуды.

Помощь при приступах

Посадите больного на стул как можно прямее, положите правую руку на солнечное сплетение, левую же поместите на позвоночник в грудном отделе между лопатками на 5 минут. После этого снимите левую руку и, тихонько дотрагиваясь до позвоночника, ведите руку вниз. При этом посоветуйте пациенту не напрягать своих мышц и дышать нижней частью живота. Судороги по большей части исчезнут.

2. Ревматизма.

Положите правую руку на солнечное сплетение, а отрицательную левую руку на место возникновения болей. Подержите так несколько минут. Пропустите энергию через больное место. Больному посоветуйте совершать глубокие дыхания. Вы увидите, что ему стало намного легче.

В детстве бабушка Юрия Лонго рассказывала ему, что есть белая и черная магии, что есть магические книги, и если их изучить, то можно стать колдуном, владеть душами людей. Книгу черной магии в доме держать нельзя, т. к. она приносит несчастье. Она очень и очень дорога, а достать ее можно у колдунов. В Москве, например, есть настоящие колдуны черной магии. Они напускают на людей порчу, работают даже по заказам. Они могут приворожить, отвадить и многое другое. Колдовство — это ведь тоже работа. Кроме белых и черных магов есть желтые, деревенские, зеленые маги, правда, последние появились очень недавно.

Что такое черная магия? Это причинение человеку зла. В частности, наведение порчи. Для избавления от этой порчи служит белая магия.

Вот простейший пример. Вы идете по улице и видите — сзади вас идет злой человек, вам кажется, что он хочет вас сглазить или напустить порчу. Резко поворачиваете к нему голову, правую руку отводите вниз, в его сторону и делаете пальцами знак, который сейчас очень моден среди «металлистов», рукой в землю или лучше громко сказать: «Злой дух под землю, добрый на землю».

Деревенская магия-это чисто практическая магия. Ну, например, если вы хотите, чтобы какой-нибудь человек вас полюбил, возьмите волос с его головы, но так, чтобы это было незаметно, заверните его в кусочек бумаги, сожгите вместе с волосом, положите пепел на ладонь, поднесите к форточке и дуньте, чтобы пепел улетел на все четыре стороны. Ваша ворожба обязательно дойдет до этого человека, и этот человек непременно вас полюбит.

Для избавления от бессонницы деревенская магия советует сделать нрикормочку для домового. Она должна быть вкусной: кусочек колбаски или кусочек хлебца… Кладете все это на блюдце или на развернутую салфетку. Ставите ее под кровать так, чтобы не задеть ногой и не перевернуть, и ложитесь в постель. И теперь представляете домового в любимом облике, но живым. Облик домового должен быть добрым. Одновременно серьезно, без тени улыбки, произносите: «Тук-тук, чек-чек, домовой, повернись на другой бочок». И спокойно спите всю ночь. Поутру не забудьте прикормочку выбросить, только сами не ешьте, как бы это ни было вкусно. Но можно отдать это зверюшкам или птичкам.

Способ похудения по Юрию Лонго.

Возьмите предмет из желтого металла или серебра, лучше если это будет золотое кольцо. Держите предмет в вытянутой правой руке, смотрите на него, не отрывая взгляда, считая до трех. Во время счета ваш предмет заряжается биополем и неприятными запахами испорченных продуктов. Каждому свой, каждому только свой неприятный запах «пропавших» продуктов. Внимание. Раз. Два. Три! Поднесите к носу этот предмет. Почувствовали? Теперь положите этот заряженный предмет в холодильник к продуктам до утра. С завтрашнего дня у вас пропадает аппетит ровно на 20 дней. Если уж совсем хотите быть худыми, каждый день прикасайтесь заряженным предметом к тем продуктам, которые вы хотите съесть вечером или даже ночью.

Для того чтобы вам не было плохо от недоедания, можно иногда пить молоко и есть фрукты. Через три недели повторите этот сеанс.

Спиритический сеанс по Юрию Лонго

Берете большой лист ватмана, кладете его на середину стола, за которым сидят не менее 5-6 человек. Рисуете на ватмане круг и делите его на 33 части. Каждую из них обозначаете буквой из алфавита. Берете блюдце, кладете его в середину круга вверх дном и ставите посередине круга точку. Затем все участники сеанса слегка прикасаются кончиками пальцев к краю донышка. Теперь задумайте, чей дух вы хотели бы вызвать. Задумали? Не пугайтесь, когда блюдце станет медленно вращаться, только не отрывайте пальцы от блюдца и постоянно про себя повторяйте фамилию человека, чей дух вы хотите вызвать. Например: «Дух Высоцкого, приди, дух Высоцкого, приди». И блюдце обязательно напишет это имя. Можно задавать любые вопросы и получать на них ответы духа. Иначе говоря, действовать по той же системе: блюдце, вернее, точка останавливается напротив какой-либо буквы, сидящие ее запоминают, затем блюдце медленно продолжает вращаться к другой букве и так дальше продолжает набирать буквы, пока они не сольются в слова, а затем фразы. Самое главное — постоянно думать о вопросе, который вы задаете.

Это открытие сделано около 100 лет назад и называется идеомотор-ными актами, идеомоторикой. То, о чем человек думает, он переносит в свои движения. Например, если вы держите в своих руках шарик на ниточке и усиленно думаете о том, что он должен вращаться по часовой стрелке, то шарик действительно начнет вращаться по часовой стрелке. Сам по себе. Только потому, что мысль, заданная руке, начинает без вашего контроля уже вращать этот шарик, т. е. совершаются идеомо-торные акты. Идеомоторика есть движение мысли.

Довольно долго Юрий Лонго занимается опытами, связанными с оживлением умерших, один из которых был показан по телевидению. Правда, речь идет не о полном оживлении, а о восстановлении опорно-двигательного аппарата, хотя бы на некоторое время.

На теле каждого человека есть семь точек (чакр), в которых концентрируется энергия, и при воздействии на эти чакры можно восстановить двигательные рефлексы даже у умершего. По поверьям душа человека не покидает тело после смерти 9 дней, и я убедился, что это отнюдь не легенда. Действительно, примерно 9 дней энергия остается в как бы замороженном виде, и можно вызвать эту энергию к жизни и планомерно распределить по всему телу.

Способ лечения опорно-двигательного аппарата по Юрию Лонго.

Каждое утро (идеально — с 5 до 6 часов утра) в течение 5-6 минут, стоять босыми ногами на открытой почве (земля, почва, трава, снег) и мысленно через себя, начиная от ступней ног, подгонять волну энергии. Вы должны представить, что из-под земли в вас входит какая-то сила, поднимаясь по вашему телу все выше и выше, и выходит из вас в районе темени. После чего нужно вернуться в квартиру и облиться ведром холодной воды. Его следует вылить сразу резко прямо на голову, и именно ведро, а не душ. Вода должна быть комнатной температуры. Затем тщательно вытереться и сухой волосяной мочалкой растереть все тело, начиная с ног. Вскоре обязательно должно наступить улучшение.

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.



Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Э кспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона.
С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в поисках знаний. В долину Нила привозили больных, так как египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но Египет - страна каменных чудес - манил своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. В этом посте под КАТ много интересных фото с раскопок...

Гробница Тутанхамона - единственная неразграбленная гробница, была обнаружена в 1922 году двумя англичанами, египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. Эта находка, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии.

Гробница расположена в Долине Царей, где с 16 века до н. э. по 11 век до н. э. были построены гробницы для захоронения фараонов - царей Древнего Египта.


Luxor: King’s Valley, Photgrapher: Peter J. Bubenik

Долина находится на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор). Её поиски велись долго. В Долине Царей давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком.


Меценат и организатор раскопок лорд Карнарвон за чтением книги на веранде дома Картера в Долине царей. Около 1923 г.

Картер имел репутацию педантичного учёного, скрупулезно ведущего регистрационные записи и заботящегося о сохранности древностей. Он разбил долину на квадраты и начал методично их проверять. В течение нескольких археологических сезонов экспедиция Картера вела раскопки в Долине Царей, однако достигнутые результаты по-прежнему оставляли желать лучшего.

В 1922 году лорд Карнарвон, истративший изрядные средства на археологические работы и обескураженный неудачами объявил Говарду Картеру о своём решении свернуть поиски гробницы в данном районе. И тогда Картер возобновил раскопки на оставленном им прежде без внимания участке возле группы разрушенных хижин. И удача им улыбнулась.

4 ноября 1922 года экспедиция Картера обнаружила вырубленную в скале небольшую ступеньку, а к концу следующего дня от песка была расчищена целая лестница, ведущая к двери. Картер отправил лорду Карнарвону срочную телеграмму, умоляя его приехать незамедлительно.

Фото у входа в гробницу. Они еще не знают что там их ждет...

26 ноября в присутствии лорда Карнарвона Картер проделал в углу двери отверстие и, освещая образовавшийся проём пламенем свечи, осторожно заглянул внутрь.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

«Поначалу ничего не возможно было разглядеть, пламя слегка мерцало и колебалось в потоке тёплого воздуха, идущего из помещения. Лишь спустя некоторое время, когда мои глаза немного привыкли к свету, очертания комнаты стали постепенно проступать из темноты, странные животные, статуи и золото — блеск золота повсюду ». Говард Картер

Картеру понадобилось целых восемь лет, чтобы каждый предмет из разнообразного и многочисленного инвентаря был тщательно задокументирован и занесён в каталог, прежде чем гробница была полностью очищена. Всего различных драгоценных предметов окажется около трёх с половиной тысяч.

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

16 февраля 1923 года британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище пирамиды: каменный саркофаг фараона.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Когда в феврале саркофаг вскрыли, внутри оказался золотой гроб с его мумией. Саркофаг был золотым и содержал более 100 кг чистого золота, а находящееся там тело фараона было мумифицировано.

САРКОФАГ ТУТАНХАМОНА
1 — первый антропоидный гроб (дерево); 2 — второй антропоидный гроб (дерево, позолота); 3 — третий антропоидный гроб (литое золото); 4 — золотая маска; 5 — мумия Тутанхамона; 6 — ковчег из красного кварцита

Комната, где находился саркофаг, была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось целых пять лет. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

Фараон правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).

Проклятие Тутанхамона

Первой жертвой стала птица, жившая в клетке в луксорском доме Картера. После того как они нашли гробницу, ее съела кобра — в мифологи египтян животное, поражающее врагов фараона. В прессе распространилось толкование, что это дурное предзнаменование для участников раскопок.

В загадочных смертях, последующих за открытием археологом Говардом Картером нетронутой гробницы Тутанхамона, сегодня винят плесень. Оказалось, что в тканях легких мумии жил плесневый грибок аспергиллус нигер, который может стать смертельным для людей с ослабленным иммунитетом или с поврежденной легочной системой.

Первая жертва «Тутанхамона» — организатор и спонсор раскопок Лорд Карнарвон еще задолго до обнаружения гробницы попал в страшную автомобильную аварию, в которой повредил легкое. Он умер от пневмонии спустя некоторое время после посещения гробницы.
Вслед за ним скончался и другой участник раскопок - Артур Мейс, который, по трагичной случайности, был тяжело болен до начала раскопок. Его ослабленная иммунная система стала идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Но люди связывают их смерть с проклятием.

Сам Говард Картер (на фото), который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Но с проклятием вся эта история загадочней...

(С) разные источники интернета

Открытие гробницы фараона Тутанхамона является крупнейшей археологической находкой в истории человеческой цивилизации. Большинство историков придерживаются мнения, что Тутанхамон лишь незначительный египетский царёк, не оставивший заметного следа в анналах, однако для науки археологии этот фараон – фигура абсолютно бесценная, заполучившая свой знаковый статус осенью 1922-го (не пропустите статью про ). При жизни не прославился грандиозными достижениями, зато после смерти воистину стал великим.

Открытие гробницы Тутанхамона

Спонсор раскопок лорд Карнарвон спустя год после триумфальной находки читает книгу на веранде дома Говарда Картера, 1923
Эпохальное событие произошло 4 ноября 1922 – спустя три тысячи лет после смерти молодого фараона восемнадцатой династии Нового царства. В этот знаменательный день команда археолога Говарда Картера в ходе раскопок близ города Фивы (сейчас этот город называется Луксор) наткнулась на вырубленную в скале ступеньку, что оказалась первым элементом древней гробницы и удивительным образом располагалась всего в десятке метров от входной двери усыпальницы Рамзеса V - мегапопулярного места среди туристов, ежегодно сотнями тысяч посещающих египетские достопримечательности. Миллионы ног топтались по участку земли, под которым тысячелетиями покоилась мумия фараона, пока его не отыскал удачливый археолог. Картер сразу же телеграфировал патрону о том, что ждет приезда лорда для начала ключевого этапа предприятия. Кажется, им удалось найти нечто многообещающее, потенциально очень ценное, чрезвычайно важное. Хотя даже он, опытный египтолог с большой коллекцией исторических достижений за плечами, в тот момент не осознавал, что совершил реальное археологическое открытие века.

Первый шаг к сенсационной находке был сделан весной 1906-го, когда впервые пересеклись пути двух видных британских джентльменов - профессионального египтолога Картера и знаменитого филантропа, археолога-любителя Джорджа Герберта Карнарвона. Мужчины познакомились, обсудили общие археологические темы и после небольшой подготовки начали раскопки в Долине царей. Ранее оба успели поработать на территории некрополя фараонов Нового царства, имели свои удачные моменты, однако для настоящего прорыва первому не хватало стабильного финансирования, а второму – знаний, опыта, терпения, хладнокровия наконец. Теперь команда располагала необходимыми теоретическими познаниями и материальными средствами для проведения успешной археологической кампании. С 1902-го в Долине царей раскопками занимался американский миллионер-эксцентрик Теодор Дэвис, но в первые месяцы 1914-го американец решил отойти от дел, отказался от концессии, уступив её британскому коллеге Карнарвону. Накануне этого важного этапа команда Картера-Карнарвона уже открыла склеп Аменхотепа I, принадлежащего XVIII династии, и готовилась к новым эпохальным свершениям на территории Долины царей.

Как мы знаем, 1914-й год Первой мировой войны. Над планетой повисла угроза страшной катастрофы, затем наступил роковой день 28 июня, случилось убийство эрцгерцога Франца Фердинанда – искра, воспламенившая адский всепожирающий костер. Планета окунулась в хаос, британским специалистам стало не до археологии, раскопок, мертвых египетских царей. Археолога-египтолога не призвали на фронт, но работы были заморожены до лучших времен. Долгожданные перемены наступили после завершения боевых действий в Европе. К этому времени меценат несколько утратил интерес к дорогостоящему предприятию, даже готов был отказаться от идеи совершить революцию в археологии. Но Картер не собирался останавливаться, фанатично верил в свою звезду, горел желанием пройти весь путь до конца, за что был щедро вознагражден и увековечен в истории.

Фоторепортаж гробницы Тутанхамона


Посмертная маска фараона Тутанхамона
Фотографии сделаны сразу же после вскрытия запечатанной могилы. Исторические кадры наглядно доказывают замечательный факт: за 3000 лет грабители не сумели забраться внутрь, разграбить гробницу и похитить сокровища, с которыми юношу-фараона сопроводили в загробный мир. Раскопав ступеньку, легендарный археолог отступил, дождался прибытия мецената, вдвоем с которым они вступили в древние чертоги, чтобы совершить эпохальное открытие.

Такими словами описывает легендарный археолог свои первые впечатления от места, где упокоились останки древнего правителя:

Когда открылась запечатанная дверь, в начале я ничего видел – потоки горячего воздуха устремились наружу, загасив наши свечи. Спустя немного времени густой туман рассеялся, и глазам, которые привыкли к темноте, открылось величайшее зрелище: статуи людей и диковинных животных, развешанные на стенах интересные предметы и блеск золота, которым было отделано буквально всё.

Говард Картер вместе с двумя своими помощниками открывают двери комнаты, где находится саркофаг Тутанхамона

Небесная корова - церемониальное ложе, наполненное продуктовыми припасами и другими предметами

Интересные статьи



Ложе-лев в позолоте рядом с другими объектами прихожей под охраной черной статуи Ка

Коллекция челнов внутри гробницы

Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате

Коробки, сундуки, кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве

Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт

Подписывайтесь на нашу страницу в «Facebook» - будет интересно!



Сундуки с сокровищами внутри гробницы

Декоративные вазы из алебастра, найденный в передней комнате

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят статую Ка

Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас работают с золотой колесницей из гробницы Тутанхамона



Говард Картер, Артур Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем фараона

В погребальных покоях второй ковчег расположен внутри первого внешнего ковчега

Говард Картер с помощниками сворачивают льняной покров с ковчега

Картер, Каллендер и рабочие занимаются разборкой золотого ковчега внутри погребальных покоев



Говард Картер и его самое великое открытие - мумия фараона Тутанхамона

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук