Сообщение о татарстане. Рельеф и полезные ископаемые

Общие сведения

Площадь

Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс.га. Максимальная протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.

Столица

Столица республики - город Казань с населением свыше 1,1 млн. человек. В 2005 году Казань праздновала свое тысячелетие.

Географическая характеристика

Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы, г. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от г. Москвы.

Экономика

Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Республика Татарстан, используя 2,2% сельхозугодий России, производит около 5% сельхозпродукции страны.

В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства - 8,6%, транспорта и связи - 7,7%, сельского хозяйства - 7,1%.

Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение.

Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Татарстана составляет около 25%.
В Республике Татарстан активно развивается сеть технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград».
В конце 2005 г. создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», на сегодняшний день в ней насчитывается 42 резидента.

Резидентам ОЭЗ «Алабуга» предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • сниженная налоговая ставка на прибыль 13,5% вместо стандартных 20%;
  • освобождение от транспортного налога в течение десяти лет с даты регистрации транспортного средства;
  • освобождение от налога на имущество в течение десяти лет с даты регистрации имущества в бухгалтерском отчёте;
  • освобождение от налога на землю в течение десяти лет на земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ;
  • для налогообложения может применяться более высокая амортизационная ставка (а именно, стандартная норма амортизационных отчислений не должна превышать норму в два раза).

Население

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Татарстане проживает 3786,4 тыс. человек. Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика - вторая по численности населения.

По сравнению с переписью 2002 года население Республики Татарстан увеличилось на 7,1 тыс. человек (0,2%). В Татарстане доля городского населения в 2012 году составила 75,7%. Лидирует по числу жителей столица республики г. Казань.

Национальный состав

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (более 2 млн. чел. или 53,2% от общей численности населения республики). На втором месте русские - более 1,5 млн. чел. или 39,7%, на третьем - чуваши (116,2 тыс. чел. или 3,1%).

Природа и климат

Территория Татарстана представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, расчлененную густой сетью речных долин. Широкими долинами Волги и Камы равнина разделена на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Предволжье с максимальными высотами 276 м занимает северо-восточную часть Приволжской возвышенности. В Восточное Предкамье с севера заходят южные окончания Можгинской и Сарапульской возвышенностей, разделенные долиной р. Иж. Наибольшие высоты достигают здесь 243 м. Самой высокой в Татарстане (до 381 м) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье. Самый низкий рельеф (в основном до 200 м) характерен для Западного Закамья.

17% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. На территории Татарстана обитают 433 вида позвоночных, а также несколько тысяч видов беспозвоночных животных.

Территория Татарстана характеризуется умеренно-континентальным типом климата средних широт, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18 - 20 °С, самым холодным - январь со средними месячными температурами от -13 °С. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0 °С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного - 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460 - 540 мм.
Почвы отличаются большим разнообразием - от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики.
На территории Татарстана расположены Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Нижняя Кама». Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник расположен на территории Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан. Два обособленных участка заповедника - Сараловский (4170 га) и Раифский (5921 га) удалены друг от друга на расстояние около 100 км. Национальный парк «Нижняя Кама» расположен на территории двух муниципальных районов Республики Татарстан: Елабужского и Тукаевского. На территории парка намечено несколько сухопутных и водных туристских маршрутов по лесным массивам, а также водные маршруты по акватории водохранилища, по рекам Каме и Криуше.

Историческая справка

Первым государством в регионе была Волжская Булгария, созданная на рубеже IX-X веков н.э. тюркскими племенами. В 922 г. государственной религией стал ислам. В 1236 г. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды, в результате распада которой возникло новое государство - Казанское ханство (1438 г.). В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству.

В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. В 1994 г. подписан Договор между РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, а в 2007 г. подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года.

В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва - христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.

Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.

Россия - не только большая страна, но и единственная держава в мире, в составе которой находятся двадцать две республики. Каждая из них активно взаимодействует с правительством России, но сохраняет свою суверенность. Особое место в истории и экономике нашей страны занимает Республика Татарстан. О ней сегодня мы вам и расскажем.

Россия, Республика Татарстан: общая характеристика

Татарстан лежит практически в сердце Российской Федерации. Вся территория республики находится в границах Восточно-Европейской равнины, где в ее самом плодородном месте происходит встреча Волги и Камы. А они, как известно, являются одними из самых крупных рек Европы. Столица Татарстана - город Казань, находящийся от Москвы на расстоянии семисот девяноста семи километров, считается одним из самых красивых и крупных городов страны.

Республика Татарстан: площадь и территории

Площадь Республики Татарстан составляет 67 836 квадратных километров. Если рассматривать данную площадь как часть Российской Федерации, то это менее одного процента от общей территории нашей страны.

Практически вся республика расположена в зоне равнин и степей, чуть больше девяноста процентов территорий лежат на высоте двести метров выше уровня моря.

Около восемнадцати процентов от общей площади Татарстана занято лесами, преимущество имеются лиственные породы деревьев. Хвойные леса составляют всего лишь пять процентов из общего количества "зеленых легких" Татарстана. На равнинах и в лесах республики обитает более четырехсот видов различных животных.

Татарстан: краткая историческая справка

На территории современной республики люди строили поселения приблизительно с восьмого века до нашей эры. Чуть позже здесь образовалось государство волжских булгар. На данной территории они составляли основное население.

Татарстан, точнее его территория, в пятнадцатом веке отошел к Казанскому ханству, которое через сто лет вошло в состав московского государства. Лишь в двадцатых годах прошлого века название государства трансформировалось в Татарскую АССР. После распада Советского Союза в официальных документах появилось название "Республика Татарстан".

Казань - самый красивый город республики

В каждой стране столица представляет собой самый красивый город. Поэтому неудивительно, что уже с первого визита в Татарстан Казань станет вашей всеобъемлющей любовью. Этот город поражает туристов уникальным сочетанием архитектурных исторических памятников и современных зданий, идеально вписывающихся во внешний облик столицы Татарстана.

Каждый год поток туристов, стремящихся посетить Казань, увеличивается. К примеру, в прошлом году этот удивительный город посетило более двух миллионов человек. Уже несколько лет столица республики занимает лидирующие позиции в списке популярнейших городов, где можно провести новогодние каникулы. К тому же Казань имеет официальный статус "третьей столицы России". Всего этого в сочетании с необыкновенной красотой города и гостеприимством его жителей достаточно, чтобы привлечь внимание туристов к столице бывшего Казанского ханства.

Республика Татарстан: население

Татарстан является густонаселенной республикой. По последним данным, население насчитывает 3 885 253 человека. Ежегодный естественный прирост граждан республики составляет 0,2%, эта цифра позволяет Татарстану держать восьмое место в Российской Федерации по численности населения.

Средняя продолжительность жизни уже несколько лет находится на отметке семьдесят два года. Это самая высокая граница за последние тридцать лет. О благоприятном положении внутри республики свидетельствует цифра, характеризующая, каким образом пополняется население. Татарстан является страной, где рождаемость держится на неизменно высоком уровне. На каждую тысячу человек рождается двенадцать новых граждан. Социологи прогнозируют, что к 2020 году население республики перейдет границу в 5 000 000 человек.

Татарстан: плотность населения

Плотность населения Республики Татарстан, по данным на 2017 год, составляет 57,26 человек на квадратный километр. Это средние показатели по стране. Большинство граждан республики проживают в городах, что очень ярко характеризует Татарстан. Казань вмещает в себя более сорока пяти процентов всего населения страны.

В сельской местности проживает всего лишь двадцать четыре процента граждан республики.

Этнический состав бывшего Казанского ханства

На всей территории России не существует столь многонационального государства, как Татарстан. По последним данным, здесь проживает более ста пятнадцати национальностей, причем все это - исторически сложившееся население. Татарстан с глубины веков служил пристанищем многочисленным этническим диаспорам. Данная политика оказалась весьма выигрышной для государства, ведь все народы сплочены и в стране никогда не возникало конфликтов на почве межнациональной неприязни.

Сейчас в государстве проживает восемь национальностей, которые по своему количеству превышают десять тысяч человек, среди них - русские, марийцы и татары. К самым многочисленным можно отнести следующие народности:

  • татары - более двух миллионов человек;
  • русские - около полутора миллионов человек;
  • чуваши - сто двадцать шесть с половиной тысяч человек.

В процентном соотношении татары составляют пятьдесят два процента от всего населения, русские - тридцать девять с половиной процентов жителей, а чуваши соответственно - это три процента граждан Татарстана.

Религиозные предпочтения населения Республики Татарстан

Самыми крупными конфессиями в республике являются православие и ислам. Приблизительно пятьдесят процентов населения исповедуют ислам, преимущественно это татары и башкиры. Практически сорок пять процентов граждан Татарстана считают себя православными. По данным социологических опросов, в стране проживают представители католицизма, иудаизма и других религиозных течений. На законодательном уровне в республике закреплен баланс двух крупных конфессий.

Экономическое развитие Татарстана

Экономика Татарстана относится к самым развитым в Российской Федерации. Она занимает шестое место в стране по объемам производства. Большую роль в республике играет нефтехимическая отрасль. В Татарстане занимаются не только добычей нефти, но и ее переработкой, что приносит в бюджет государства значительные средства и поднимает его авторитет среди субъектов Российской Федерации.

Велика доля машиностроения в промышленном комплексе страны, что притягивает в республику иностранные инвестиции. Согласно сведениям за прошлый год, Татарстан сотрудничал со ста тридцатью мировыми державами, причем импорт и экспорт составляли приблизительно одинаковое процентное соотношение.

С первого десятилетия этого века Республика Татарстана начала реорганизацию жилищного фонда. За шесть лет в стране было введено в эксплуатацию более трехсот тысяч квадратных метров жилья. Параллельно началось строительство городов-спутников Казани и сооружение спортивно-развлекательных учреждений федерального уровня. Это вывело Татарстан на новый уровень на международной спортивной арене, что, в свою очередь, дает бюджету республики дополнительные средства, направляющиеся на развитие экономики региона.

Экономистов уже давно радует ежемесячный прирост в производстве республики, равный 0,1%. Если эта тенденция сохранится, то Татарстан через несколько лет полностью преодолеет свою зависимость от нефтяной отрасли, которая за прошлый год показала себя как крайне нестабильная. Все остальные субъекты Российской Федерации, зависящие от данной отрасли, существенно снизили свой экономический прирост. Республика очень дальновидно направляла полученные инвестиции в развитие химической отрасли, сумев с ее помощью в конечном итоге перекрыть сложившийся дефицит бюджета.

Несмотря на то, что инфляция в республике медленно, но неуклонно растет, уровень жизни в Татарстане остается неизменно высоким. Республика входит в пятерку регионов России с самым высоким уровнем жизни. Сейчас она занимает четвертое место, уступив неизменным лидерам списка - Москве, СПб и Московской области.

Республику Татарстан можно отнести к самым уникальным субъектам Российской Федерации. Социологи и экономисты в ближайшее время предрекают региону бурный рост, который выведет республику на абсолютно новый уровень развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Республика Татарстан

2. Географическое положение

3. Города Татарстана

5. Достопримечательности

7. Государственные языки

8. Религия

1. Республика Татарстан

Республика Татарстан -- субъект Российской Федерации. Один из самых экономически развитых регионов России. Столица -- город Казань.

Республика Татарстан является одним из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу регионов России. Благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам республика идеальна для туризма, причем не только для российского, но и для мирового. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе. И для этого есть все необходимые предпосылки.

2. Географическое положение

Татарстан имеет очень выгодное географическое положение, которое благоприятно отражается на жизни и экономике республики, так как он расположен в самом центре Российской Федерации на пересечении крупных железнодорожных линий и автомагистралей для ведения сельского хозяйства и полного внутреннего обеспечения всеми необходимыми продуктами питания: равнинная территория в лесной и лесостепной зоне, умеренно-континентальный климат со средней температурой января -14С, а июля +19С, достаточное количество водных ресурсов (крупнейшими реками являются Волга, Кама и два притока Камы - Белая и Вятка, а также есть водохранилища - Куйбышевское и Нижнекамское), 32% всей площади занимают плодородные черноземные почвы.

Помимо всего прочего, Татарстан богат полезными ископаемыми, главным из которых является нефть. Кроме нефти осуществляется добыча попутного газа, гипса, торфа, строительного камня, известняков и доломитов. Соответственно, основные отрасли промышленности - это химическая и нефтехимическая, топливная, а также машиностроение, электроэнергетика, пищевая.

Как видим, экономика республики вполне самодостаточна и даже во многом работает на экспорт.

Все эти условия не могут не оказывать положительного влияния на развитие туризма в Татарстане. А если еще вспомнить богатую историю данной местности, то становится, совершенно, очевидна уникальность этого региона России.

3. Города Татарстана

татарстан географический климат экономический

В Татарстане есть еще немало городов, имеющих важное культурное, историческое и экономическое значение не только для республики, но и для всей России в целом. Например, Набережные Челны получили всемирную известность благодаря заводу «КамАЗ»; Альметьевск и Бугульма - крупнейшие центры нефтяной промышленности Татарии; в Чистопольском районе сохранились остатки золотоордынского города Джукетау (X-XI вв.), а к югу от современного города Булгар расположена древняя столица Волжско-Камской Болгарии (X-XIV вв.) - городище Болгар.

Столица республики Татарстан Казань является одним из 13 городов-миллионников России. За свою тысячелетнюю историю Казань пережила немало важных событий и изменений, которые естественно оставили свой след на облике города. В Казани выявлено более 1600 памятников различных видов искусств и периодов истории. Главным из них является Казанский Кремль - уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города и до наших дней. Вместе с тем Казань ни в чем не уступает другим современным городам: кроме всех прочих, здесь есть и такие виды развлечений, как 2 аквапарка и один из трех в России кинотеатров IMAX с гигантским экраном, новые современные гостиницы и развлекательные центры.

Не менее интересен туристам и город Биляр, где расположено знаменитое Билярское городище (X в.-1236 г.), в котором сохранились остатки большого двухзального комплекса кафедральной мечети. Это был экономический, политический и культурный центр Волжско-Камской Болгарии, один из крупнейших городов Восточной Европы. В Биляре сходились торговые пути из Средней Азии и Ирана, Руси и Прибалтики, Кавказа и Византии, а также с Севера. Здесь есть еще одна важная достопримечательность - Святой ключ "Хужалар Тавы" ("Гора господ"): это языческое святилище, известное с IХ-Х вв., которое почитается людьми разных национальностей и является местом паломничества язычников, мусульман и христиан.

В Елабуге создан государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединивший в себе сразу несколько интересных для посещения мест: Музей-усадьбу легендарной амазонки, кавалерист-девицы Н.А. Дуровой - участницы наполеоновских войн, героини Отечественной войны 1812 г., первой русской женщины-офицера и одной из талантливейших писательниц своего времени; Мемориальный дом Памяти М.И. Цветаевой, где она провела свои последние дни, а также Литературный музей М.И. Цветаевой, экспозиция которого рассказывает о жизни и творчестве поэтессы.

А в доме, где знаменитый художник И.И. Шишкин провел свои детские и юношеские годы, разместился единственный в мире музей основоположника реалистической пейзажной школы. Близ Елабуги сохранились остатки укрепленного поселения на берегу реки Тойма - Елабужское (Чертово) городище. Первоначально оно было родовым убежищем одного из местных племен, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э.

Татарстану есть что предложить туристам: это и великолепные природные условия, и исторические места, и древняя архитектура и одновременно современные гостиницы и развлекательные центры, аквапарки, дельфинарии и горнолыжные и спортивные комплексы, и многое другое.

Наличие огромного количества уникальных ресурсов, богатая история Татарстана позволило создать Республиканский туристский маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», ставший визитной карточкой татарстанского туризма. Маршрут состоит из Малого и Большого кольца.

Малое кольцо радиусом 60-80 км окружает Казань и проходит по территориям муниципальных районов, прилегающих к Казани: Зеленодольскому, Верхнеуслонскому, Лаишевскому, Пестречинскому и Арскому. Каждый из этих районов имеет какую-то свою изюминку. Например, Арский район представляет собой этническое ядро татарской нации: здесь сохранились практически в первозданном виде быт, традиции и обычаи татарского народа. Лаишевский район - родина Г.Р. Державина, - напротив, известен многими памятниками русской культуры и является центром старинного народного праздника «Каравон» («хоровод») в селе Русское Никольское. Верхнеуслонский район, протянувшийся вдоль Волги, давно облюбован казанцами для отдыха, особенно теперь, когда здесь построили современный горнолыжный комплекс «Казань». В Пестречинском районе расположены многочисленные деревни кряшен (крещеных татар), особенно популярно среди туристов село Ленино-Кокушкино. Раифский монастырь и чудо-град Свияжск на острове Буяне из сказки Пушкина являются туристскими объектами международного значения как центры культурно-познавательного и паломнического туризма.

Большое кольцо «Жемчужного ожерелья Татарстана» объединяет такие туристские центры, как Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабуга. Здесь большой интерес представляют государственные историко-архитектурные музе- заповедники Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга, раскопки древних городищ Джукетау, Биляр, Сувар, историческое ядро городской застройки Казани, Елабуги, а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника и Чистых лугов.

Каждого желающего отдохнуть на татарской земле ждут теплый прием, восточное изобилие и масса незабываемых впечатлений.

В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность. Культурно-познавательный туризм существует как самостоятельный вид и может служить в виде экскурсионного туризма дополнением к другим его видам: оздоровительному, круизному и т.д. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, музеями, которых в Татарстане более 120, и другими объектами показа, что позволяет развивать круглогодичный культурный туризм, «изюминкой» которого является образ Казани, как «места свидания Запада и Востока». Кроме того, в республике более 300 мусульманских и православных памятников истории и культуры, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных религий: православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети и т.д.

В республике насчитывается 82 объекта экологического туризма. Они включают в себя заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. К государственным заповедникам относятся Волжско-Камский и Иске-Казанский, к паркам - национальный парк Нижняя Кама, природно-исторический парк Свияжский, историко-архитектурный и природный парк Долгая Поляна.

Особенно привлекает внимание любителей активного отдыха Голубое озеро, что находится недалеко от Казани. Оно совсем не большое - в диаметре 30 метров, глубина около 17 метров. Необычно оно тем, что на дне это озера находится мощный источник, который подает два кубометра воды каждую минуту. Поэтому вода очень прозрачная, но холодная. Озеро является государственным заказником, поэтому проезд на автотранспорте закрыт. Это место особенно привлекает любителей ночного дайвинга, ведь только там можно понаблюдать за звездным небом сквозь толщу воды, а в свете фонарей хорошо просматривается поток воды, исходящий из источников.

«Визитной карточкой» татарстанского туризма являются речные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Круизный туризм получает свое развитие не только в Казани, но и в других городах республики. Наряду со стандартными пакетами услуг, на многих теплоходах действует система «плавучий пансионат», где предлагаются оздоровительные услуги (терапия, лечебная физкультура, мануальная терапия, фототерапия, медико-санитарная помощь), а также детские программы.

По данным Госкомстата за 2005 год, в Республике Татарстан насчитывается 242 средства размещения на 27737 мест, в т.ч. 96 гостиниц на 6271 место, 3 мотеля, 8 общежитий для приезжих, другие средства размещения - 109. Всего размещенных граждан - 638224.

База оздоровительного отдыха включает в себя сеть организаций санаторно-курортных и оздоровительных учреждений республики, которая насчитывает 52 организации на 9159 мест, в т.ч. 7 санаториев, 11 детских санаториев, 34 санатория-профилактория.

5. Достопримечательности

Казанский Кремль

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль. Уникальность Казанского Кремля была подтверждена 30 ноября 2000 года на сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии включением его в Список всемирного культурного и природного наследия.

Улица Баумана

Пешеходная улица в центральной части города. Ведет к Казанскому Кремлю. Старинная архитектура соседствует с совеременным оформлением городских улиц Европы. Деловой центр Казани и место сосредоточения развлекательных и увеселительных заведений. Основная достопримечательность старейшей казанской улицы - колокольня Богоявленской церкви (1756 г.). Напротив колокольни в 1999 году был установлен памятник великому уроженцу Казани Федору Шаляпину, который был крещён в Богоявленской церкви.

В центре одного из участков Волжско-Камского государственного заповедника расположена одна из жемчужин русской архитектуры XVII века - Раифский Богородицкий мужской монастырь. Пустынь при Раифском озере и реке Сумке основана чудовским иеромонахом Филаретом. В 1928 году монастырь был закрыт. С 1992 года он возрождается. В монастыре 5 храмов. Чудотворная Грузинская икона Божьей матери является его главной святыней.

Остров-Гранд Свияжск

Уникальный город-крепость основан по указу царя Ивана Грозного в 1551 году. Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт. На острове зарегистрирован 21памятник федерального значения.

В 215 км от Казани на реке Кама расположился один из самых поэтичных и интеллигентных городов Татарстана - Елабуга. Здесь жили и работали Н.А. Дурова, И.И. Шишкин, М.И. Цветаева. Памятное место близ Елабуги - "Чёртово" городище - остатки укреплённого поселения племён второй пол. I тысячелетия н.э. В 5 км от города на реке Тойма находится всемирно известный памятник I тысячелетия до н.э., Ананьинский могильник, давший название целой культуре эпохи железа.

В 140 км от Казани на левом берегу Волги издалека виднеются силуэты белокаменных руин. Это остатки Великих Булгар - одного из крупнейших городов некогда сильного государства Волжская Булгария. Сегодня на этом месте находится село Болгары и обширное городище - памятник архитектуры X-XV веков. Это историческая родина поволжских татар, известная в мусульманском мире как «Северная Мекка» - место паломничества верующих.

В 150 км от Казани расположена столица древнего государства Волжской Булгарии - Биляр. В окрестностях Биляра есть необыкновенное место, расположенное в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы». Из под горы выбивается родник кристально чистой воды, превращенный в место поклонения и называемый «Святой ключ». Это духовный центр, где сосуществуют верования и обычаи трех религий: язычества, мусульманства и христианства.

Петропавловский собор

Был возведён в 1726 году купцом Михляевым в память о посещении Казани Петром I. В комплекс входят колокольня и здание собора. Собор построен под влиянием стилевого направления, известного как московское барокко. Необычайно насыщенный архитектурный, скульптурный и живописный декор не нарушает, а подчеркивает конструктивную схему здания. Здесь же находится сохранившийся, искусно украшенный деревянный резной золоченый иконостас (первая пол. XVIII в.).

Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Иногда случаются засухи. Средняя температура января (самый холодный месяц) ?16 °C, июля (самый теплый месяц) +25 °C.

7. Государственные языки

Согласно Конституции Республики Татарстан, татарский и русский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан.

8. Религия

На территории Республики Татарстан зарегистрировано более тысячи религиозных объединений. Наибольшее распространение в Республике Татарстан получили две религии: ислам и православное христианство.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономико–географическое положение Республики Татарстан, территории добычи и месторождения нефти, центры переработки нефтяных продуктов. Отраслевая структура экономики региона и хозяйственная специализация. Экологическое положение и проблемы Татарстана.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2017

    Геологическое строение, полезные ископаемые и особенности рельефа Республики Татарстан, ее климатическая и гидрологическая характеристика. Структура почв, представители и распространение флоры и фауны региона, его особо охраняемые природные территории.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Социально-экономическое развитие республики Карелии. Природно-ресурсный потенциал субъекта. Географическое положение и климат. Особенности геологического строения. Ресурсы животного мира. Гидрография и демография. Динамика миграционного прироста.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Макроэкономические характеристики республики Башкортостан, ее отраслевая структура, природные ресурсы. Межрегиональные связи республики, открытость экономики. Сравнительный анализ основных показателей Башкортостана с показателями республики Татарстан.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Основные сведения о стране: площадь, столица, главные города, денежная единица, языки и религия. История Королевства Нидерланды. Географическое положение, климат, государственное устройство и население, государственные праздники, достопримечательности.

    презентация , добавлен 12.09.2013

    Природные богатства республики Татарстан: нефтяные, водные, лесные ресурсы и их состояние. Проблемы и перспективы разрешения минерально-сырьевой базы. Перспективы повышения экологической значимости лесов и улучшения качества окружающей среды в республике.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Символика Арабской Республики Египет. Положение на материке, климат, государственное устройство, денежная единица. Общая характеристика населения, государственная религия. Достопримечательности и религиозные святыни. Экономическое развитие Египта.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Государственные символы и административное деление Швеции. Географическое положение страны, особенности климата и рельефа. Экономическое развитие, денежные знаки, праздники Швеции. Национальная кухня и достопримечательности этой северной страны.

    презентация , добавлен 06.03.2013

    История Татарстана и провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Традиционные концессии страны: ислам, православие, католицизм, протестантство и иудаизм. Строительство и архитектурное проектирование мечети Кул Шариф.


Первобытное общество на территории Среднего Поволжья

История человечества насчитывает свыше двух миллионов лет. Наиболее длительным периодом в ней является эпоха первобытного общества. В этой эпохе выделяют три периода: каменный век, бронзовый и железный века. Историю каменного века ученые, подразделяют на три основные периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита, то есть около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда господствовал холодный и сухой климат. Растительность была скудной, наиболее распространенными животными были олени, лоси, медведи, носороги и мамонты. На них охотился первобытный человек.

Древнейшая стоянка охотников располагалась на берегу Волги, «Красная глинка» недалеко от сел Бессоново Тетюшского района. Они жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место вслед за стадами животных. В период позднего палеолита (40-12 тыс.лет назад), происходило потепление климата. Стояки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы, у сел Долгая Поляна, Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. В этот период окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество. Люди жили в искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. Люди ушли далеко вперед в своем развитии. В это время зарождается первобытная религия. Эта вера в происхождении людей от животных и растений (тотемизм), существование души и духов (анимизм), вера в магию, в сверхъестественное свойства предметов.

Возникает первобытное искусство, появляются изображения зверей из глины фигурки, наскальные рисунки. На смену древнему каменному веку пришел мезолит (VIII – V тыс.до н.э). С ним связанны прогрессивные изменения в жизни человеческого общества. Природно–географические условия края приближаются к современным. Меняется образ жизни человека, возрастает роль рыболовства, совершенствуется техника обработка камня, изобретаются новые виды оружия. На территории среднего Поволжья обнаружено несколько десятков поселений. Территория Татарстана во времена неолита нового каменного века (IV – первая половина III тыс. до н.э.) стала более многолюдной. Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. Родовые группы объединяются в племена. Развивалась археологическая культура, отличалась от соседних культур своеобразной формой и укреплением глиняной посуды и некоторыми шиками каменного инвентаря. На территории Татарстана в эпоху энеолита (вторая половина III начала II тыс. до н.э.) жили племена волосовской археологической культуры. Основными занятиями по-прежнему были охота, рыболовство и собирательство. Но постепенно волосовцы переходили к земледелию и скотоводству, стали осваивать метал. Представителями эпохи бронзы Сред. Поволжья считаются приказанские племена. Их поселения обнаружены в окрестностях Казани. Приказанские племена жили в XVI – VVI вв. до н.э. Раскопки показывают, что население знало строительное ремесло, военное дело, земледелие, скотоводство.

Люди не зависели от охоты, они могли иметь запасы зерна, домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло рост населения. В поселениях приказанских племен проживало до 500 человек. Выделяются металлурги и литейщики, изготавливающие изделия из бронзы. Возрастает роль обмена с соседними племенами. Чаще происходят межплеменные столкновения за территории. В этих условиях большую роль начинает играть мужчина металлург, скотовод и воин, возникают патриархальные семьи.

Великое переселение народов Гунны

Более 1600 лет тому назад, к концу XV в, началось великое переселение народов. Движение с востока на запад накрыло всю евразийскую степную зону. В результате возникли иные этические массивы и объединения, изменилась этнографическая карта раннесредневековой Европы. Великое переселение народов пожило конец рабовладельческому строю античного мира. Началась эпоха феодальных отношений. Это изменение аттического обмена всего Старого Света началось с гуннов. Гунны – первые исторически известные широкоязычные племена, известные с IV в. до н.э под названием хунну, которые проживали в центральной Азии и Северного Китая. Позднее они разделились на южные хунну, которые остались от своей земли, и северные - ушли на современные киргизско-казахские степи. Часть осталась там, а другая, продолжила свой путь на запад. Вот эти гунну перешли Волгу, и дошли до Крыма. Гунны оставили заметный след в истории народов Евразии, в первую очередь широкоязычных, в том числе и татарского. Часть гуннов период их вторжения в Европу в IV в. появилась на Средней Волге, следовательно, Среднее Поволжье, раннесредневековой Татарстан с эпохи Великого переселения народов начинают входить в этнополитический мир.

В 552 г. был создан. К 555г. многие народы и племена Алтая, южной Сибири, центральной и Ср. Азии оказались в подчинении. Восточная граница упиралась в северные границы китайской империи, западная доходила до Крыма. В Тюркском существовал ранний феодализм. Основа хозяйства - скотоводство, земледелие, развитие производства и торговли привело к денежному обращению. Высшим достижением культуры стало появление письменности. В начале VII распался на две части: на Западно–Тюркский и Восточно–Тюркский. Западный каганат занимал среднеазиатские и более западние земли. Но вскоре на прикамских и северокавказких степях образовался самостоятельный Хазарский. Восточному приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз отстаивал свою самостоятельность, однако в 745г. Восточно – тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Могон – Чура. Возникает Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего средневековья (745-840) Казарский кагимат (650-965гг.) основали тюркоязычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в состав гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье до Крыма, а на севере до Волжской Булгарии и русских княжеств. В составе населения Хазарии, помимо хазар, были общие близкие им по языку болгары, савиры, барсилы.

Волжская Булгария. Золотая Орда

Его племянник Кубрат стал единственным ханом государства Великая Болгария (632-650г.г.), которая прекратила существование после смерти Кубрат – хана. Часть населения ушла на Дунай, другая осталась на своей земле. Третья часть болгар переселились позднее, в конце VIII в. в Среднее Поволжье. До прихода болгар на Сред. Волгу там жили местные фино – угорские и зоболгарские тюркоязычные племена. Болгары вошли с ними в местный контакт и на рубеже IX – X вв. создали свое новое государство – Волжскую Булгарию.

Она занимала земли в центре Ср. Поволжья, в Зап. Закамье и Предволжье, а позднее, в XII в. – в период экономического и политического роста Булгарии – ее территория несколько расширилась: на севере – до бассейна Казанки, а рубежи на юге до реки Яик, которые охраняли сторожевые отряды булгар. Этнический состав страны был довольно пестрым, основное население Булгарии называлось собирательным термином «булгары». «Булгарам» именовалась и столица этого государства, расположенная на месте слияния Волги и Камы. Булгар и соседний с ним Сувар становятся объектом внимания мусульманского Востока, в этих городах начинается чеканка монет. Чуть позднее возникают города: Биляр, Тухчии, Кашан, Торцск. Возникновению городов и распространению городской культуры в Волжской Булгарии способствовало принятие ислама, которое произошло в 922г. Основой хозяйства Волжской Булгарии было пашенное земледелие. Чернозем давал хороший урожай хлеба, который даже экспортировали за рубеж. Отводилась роль и скотоводству, охоте, рыболовству. Высокого уровня достигло ремесло: металлургия, обработка кожи, гончарное производство, ювелирное искусство и др. Распространение получили строительное дело и архитектура, сооружение оборонительных укреплений. Особое внимание уделялось торговле, как внутренней, так и внешней. Булгар был известным центром международного товарообмена. Возникла своя письменность. Была распространена тюркская, древнетатарская поэзия, у булгар были и ученые: историки, философы, юристы, медики.

Волжская Булгария прекратила сове существование как самостоятельное государство в 1236г. после завоевания ее армией Батыя. Вскоре она вошла в состав Золотой Орды в качестве ее северного улусы. Создателями Золотой Орды явились небольшое число монгольской элиты, его же коренным населением были тюркоязычные народы: кинчаки, огузы, волжские булгары, маджары и др., а так же тюркоязычные татары, к концу XIV, основное население Золотой Орды называлось татарами. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство, пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло, внешняя торговля. Золотая Орда феодальное государство во главе стоял хан. Она держала мощную, хорошо вооруженную армию. К концу XIVв. Началось падение Золотой Орды. Несмотря на попытки эмира Идегея восстановить былую ее мощь, она в 30 – 40-х годах XVв. распалась на отдельные татарские ханства.

Казанское ханство

Казанское ханство было основано в 1445г Махмутеком старшим сыном последнего законно – ордынского хана Улу – Мухаммеда. Период правления Махмутека и его сына Ибрагима с 1445 по 1479г. является удачным в становлении и развитии нового государства. Казанское ханство занимало земли среднего Поволжья от р. Суры до Уральских гор, его южные пределы доходили по Волге до города Сары – тау, а севернее проходили по верхним течениям Камы и Вятки. Основным населением были татары, так же в состав ханства входили башкиры, чуваши, марийцы, удмурты. Экономический строй основа хозяйства были тесно связаны с укладом жизни бывших Волжской Булгарии и Золотой Орды: земледельческая культура, скотоводство. Ремесло достигало весьма высокого уровня развития. Богатство материальной культуры давало основу для развития духовного мира общества: литературы, песенного творчества, других видов народного фольклора. Казанское ханство феодальное государство во главе с ханом армия была в основном ополченской, собираемой во времена войн и походов. Татарское войско вплоть до 1552г, почти не знало поражений.

150 тысячная русская армия со 150 пушками во главе с царем Иваном Грозным 23 августа 1552г. окружила Казань. После 40 дней осады и проведения мощнейших взрывов город был взят 2 октября. Защитники Казани были перебиты, их жены и дети отданы войнам, кровь татарская текла рекой. Казанское ханство перестало существовать.

Татары в составе российского государства

Москва вела карательные действия против повстанцев. Все лет 1553 г. по берегам Волги, Камы, Вятки, Свияги ходили войска и подавляли народные выступления. Война охватила период 1552-1556г.г. и велась с переменным успехом. Русские войска окружили Чалымский городок и штурмом взяли его. Али – Акрам был убит, Мамыш – Берзы и др. руководители восстания были увезены в Москву и казнены. С подавлением восстания сопротивление народов края не прекратилось. Они вспыхивали неоднократно вплоть до конца XVIв. С завоеванием Казани были ликвидированы все государственные структуры Казанского ханства. Иваном Грозным было организованно свое управление краем и создана своя администрация. Управление краем было поручено двум воеводам, казанскому и свияжском. В Казани был оставлен военный горизонт, кроме власти административной и военной в крае начинает укрепляться и власть церковная. Начинается усиленное строительство монастырей и крепостей – городов. Эти мероприятия были направлены на колонизацию бывшего Казанского ханства. У знати конфисковывались земли, население изгонялось из Казани и др.городов, татарам не разрешалось селиться по берегам рек. Началась насильственная христианизация татар и др. народов края. Уничтожались мусульманские храмы, школы, медресе, памятники письменности. Эти мероприятия приводили к многочисленным восстаниям в 1572г. татарского и марийского населения Ср. Поволжья было жестоко подавлено в результате военных действий в 1574г. Однако вскоре движение вновь возобновилось в 80-х.г., но опять таки в 1584г. было подавленно, а в 1587г. остатки повстанцев окончательно сломлены.

Казанский край в XVII в.

В XVII в. продолжается укрепление Русского государства на территории Ср. Поволжья. Усиливается проникновение сюда русских и освоение ее территорий. В XVII в. начали возрождаться торговые отношения татар со Ср. Азией, Ираном, Индией, Кавказом и Сибирью. С периодом восстанавливалась экономика, сельское хозяйство, оживление и развитие культуры. Наступивший гнет со стороны Русского государства лишь укрепил мысль о борьбе за свободу. Цель многочисленных вороженных восстаний в XVII является тому свидетельством. Вследствие многолетней вооруженной борьбы татарский народ отстоял не только свои жизненные права, но и права других народов Поволжья и Приуралья.

Татария в XVIII в.

Период XVIII в. ознаменовался крупными реформами, которые коснулись Казанского края. Территория края в 1708г. вошла в состав вновь организованной Казанской губернии, тем самым потеряв последние, признаки самостоятельности. В 1775г. Казанская губерния вошла в состав 13 уездов. Экономическое развитие губернии в XVIII в. характеризуется развитием феодального способа производства. Однако со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются промышленные предприятия. Среди отраслей следует выделить кожевенное, мыловаренное и свечное, сукольное, медеплавильное, текстильные производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718г. Казанское адмиралтейство. XVIII век характеризуется дальнейшим усилителем попытки национального угнетения. Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718,1735,1739). Однако все они жестоко подавлялись. Стремление татарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильно проявлялось в участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то, что «пугачевщина» потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику Российского государства в отношении мусульман. Екатерина II пошла на некоторые послабления. Так, в 1773г. был издан указ, который запрещал насильственное крещение, с 1776г, было решено вести торговлю по всей России, с 1784г, мурзы были приравнены к русскому дворянству, было разрешено строить мечети. Открывалось поле экономической и духовной деятельности, открывались мектебе и медресе. В 1758г, в Казани открывается первая гимназия, в 1789г, главное народное училище. В XVIII в. Казань становиться объектом изучения русских ученых.

Казанская губерния в первой и второй половине XIX века

Основой экономики края в первой половине XIX в. продолжало оставаться сельское хозяйство. В этот период продолжается развитие промышленности типа мануфактур с наемными рабочими. Немало было промышленных предприятий в уездах губернии. Увеличивается качество мастерских в сельской местности. Большой удельный вес в крае продолжала занимать торговля. Национальный гнет в XIX в. изменился. Большое значение в культуре народов края сыграло открытие в начале XIX в. университета, который стал центром передовой научной и общественно – политической мысли Казани. В конце 50-х гг. губерния насчитывала около 1,5 млн. человек. Более 90 % жило в сельской местности. Казань явилась одним из самых крупных городов России в ней жило более 60 тыс. человек.

В конце века на заводах и фабриках трудились более 10 тыс. человек. Тяжелые условия труда рабочих создавали благоприятную почву для распространения среди них революционных идей. Значительную роль в их распространении сыграли студенты Казанского университета. Отмена крепостного права послужила мощным стимулятором для развития производительных сил и подъема экономики страны, но и обострила классовую борьбу. Перед ними были крестьянские волнения.

Казанская губерния в начале XX века

Начало XX века отмечена ростом революционного движения в обществе. Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы страны, т в первую очередь татар, в силу ряда объективных причин наиболее восприимчивых в то время и подобным идеям. Свержение самодержавия было практически поддержано всем народом, В Казани, как и во всей стране, создаются органы Временного правительства и Советы. Впервые созданы органы национального движения татар – «Национальный совет», - «Милли - Шуро».

Татарстан 1917-1992гг.

Октябрьский переворот, приведший большевиков к власти, был сравнительно легок и успешен почти на всей территории России. В Казани с 23 октября 1917г. шли вялотекущие бои революционно – настроенных солдат и красногвардейцев с правительственными войсками. Когда в Казань пришло сообщение о падении Временного правительства в столице, бои кончились победой восставивших. Была установлена советская власть. В числе лидеров большевиков были М. Вахитов, К. Грасис, Н. Ершов и др. В годы гражданской войны территория республики дважды становилась местом ожесточенных боев (1918,1919), но противники большевизма были разгромлены. На развалинах Российской империи создавались новые государства. Образование Татарской Автономной Советской Социалистической Республики было провозглашено 25 июня 1920г. Республика создавалась КПК многонациональное государство, входящее в состав РСФСР (татар – 49,5%, русских – 41,2%, чувашей - 5,9%, мари – 0,8%). В период 1920-1940 гг. ТАССР стала индустриально – аграрной республикой. Проведена коллективизация. Созданы новые промышленные предприятия. Ряд предприятий восстановлены и реконструированы.

Тяжелым бременем война 1941-1945 гг. легла на плечи жителей Татарстана. Более 560 тыс. жителей республики ушли на поля сражений, свыше 300 тыс. не вернулись дамой. Республика стала одним из крупнейших центров производства современной боевой техники. Самолеты построенные в Казани, в числе первых совершили налеты на Берлин летом 1941г. На предприятия республики производились снаряды и взрыватели, патроны и бомбы, мины, авиационные и танковые приборы, парашюты, средства связи, обувь, продукты питания и многое другое, обеспечивающие потребности фронта. В сложнейших военных условиях женщины, дети, старики – основной трудовой поляны сельского хозяйства, дали стране миллионы тон зерновых. В Казани и городах республики были открыты 50 госпиталей, где получили медицинскую помощь 340 тыс. офицеров и солдат. В 1943г, на юго – востоке республики, в Шугурове, получена первая промышленная нефть. Свой вклад в дело победы внесли ученые и учителя, врачи, писатели, артисты, музыканты, специалисты сельского хозяйства. Настоящий рассвет нефтеперерабатывающей отрасли произошел в середине 50-х гг. В 70-х гг., Татарстан давал ежегодно до 100 млн. тонн нефти. Там где находились основные месторождения нефти выросли новые города и поселки – Альметьевск, Лениногорск, Джалиль и др. В начале 70-х гг. на берегах Камы создаются самые крупные в стране заводы по производству грузовых автомашин, каучука, автошин, возводится ГЭС. В сельское хозяйство активно внедряются новые технологии. Вместе с тем бурное развитие промышленности и интенсификация сельского хозяйства постоянно ухудшали экологическую обстановку: увеличились выбросы в атмосферу вредных веществ, загрязнялись реки, озера, и даже поземные воды, гибли некоторые виды растений. Все это отрицательно сказывалось на здоровье населения. В эту работу включаются общественные организации. При их активном воздействии отменяется строительство на Каме АЗС и завода белковых препаратов в Казани.

Татарстан: современное положение

С 1990 года начинается новый переход в современной истории Татарстана – возражения и развития государственности. В 30-е годы Татарстан фактически лишился всех своих прав и лишь номинально назывался республикой. 30 августа 1990 г. законодательный орган Татарстана провозгласил государственный суверенитет. Декларация о суверенитете стала актом реализации неотъемлемого права татарской нации, всего народа республики на самоопределение. В соответствии с Декларацией земля, ее недра, природные богатства и др.ресурсы стали собственностью народа республики. Два языка – татарский и русский – были объявлены государственными. Конституция и законы республики стали обладать верховенством на всей территории Татарстана. В декларации так же была зафиксирована необходимость заключения договора с Российской Федерацией. В ноябре 1992г. Верховным Советом была принята Конституция Татарстана, юридически закрепившая основы суверенитета. Республика была провозглашена демократическим правовым государством, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики, имеющим свое гражданство и свои государственные символы.

В августе 1991г. между делегациями Татарстана и России начались официальные перемены, завершившиеся 15 февраля 1994г. подписание двухстороннего политического договора. Этот договор стал первым межгосударственным документом за последние четыреста сорок лет, определившим отношения между Москвой и Казанью. Договор руководствуется в ровной степени Конституцией России и Конституцией Татарстана. Договор определил полномочия федерального центра и республики, закрепил раздел собственности, предложил механизм нового типа отношений в государстве. Договор стал важным событием не только в жизни Татарстана, но и России, ибо обозначил для нее путь перехода от унитарной форму государства к договорной федерации.



В августе сразу в двух федеральных изданиях появились статьи об археологических находках в древней столице Волжской Булгарии Болгаре, которые старательно замалчиваются местными национально-ориентированными историками (процессом "возрождения" Болгара руководит экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев). Суть открытий сводится к факту, что славяне на Средней Волге вообще и в Болгаре в частности появились задолго до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Историк Александр Овчинников, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ, уже несколько лет пытается говорить об этом, однако его заявления встречают неприкрытое раздражение как в местных ученых кругах, так и у властей. Свою позицию он пояснил в интервью ИА REGNUM.

Когда на территории современного Татарстана впервые появились славяне?

Известно, что в IV-VII веках нашей эры значительную территорию Среднего Поволжья - от Суры на западе (Мордовия) до реки Белой на востоке (Башкирия), от Нижней Камы на севере (Лаишевский, Рыбно-Слободской и другие районы Татарстана) до Самарской Луки на юге - занимало население так называемой именьковской археологической культуры. В 1980-х годах появилась точка зрения, что она оставлена древнеславянским населением.

Ещё раньше, в 1940-70-х годах, когда в Болгарах работали московские археологи, было распространено мнение, что этот город возник на основе именьковских поселений. В некоторых районах Болгарского городища нет стерильных прослоек между именьковскими и булгарскими слоями, они перемешаны. Вполне возможно, что проживавшие на месте будущего Болгара с середины I тыс. н.э. славяне смешались с пришельцами-булгарами и дали начало новому городу. Относительно недавно в районе Болгара были обнаружены материалы, которые можно идентифицировать даже не со славянами, а с протославянами. Была соответствующая статья в малотиражном научном сборнике, но до широкой публики эта новость не дошла.

Болгарские находки также говорят и о том, что в X-XIV вв. жители Киевской Руси, а потом и русских княжеств, часто бывали в городе, и не только "проездом". Имеются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками. Почему на этом в Татарстане сегодня не акцентируют внимания, я думаю, понятно.

Во всей остальной России славянское происхождение именьковской культуры не является дискуссионным вопросом?

Этот вопрос дискуссионен в политической плоскости, в плоскости каких-то личных амбиций историков и археологов. Если брать научный аспект проблемы, то можно утверждать, что именьковцы в большей мере славяне, чем кто-либо иные. Существуют работы известных учёных, например, академика В.В. Седова, крупнейшего специалиста по славянской археологии, востоковеда С.Г. Кляшторного, самарской исследовательницы Г.И. Матвеевой.

В них на основе комплекса источников доказывается, что именьковцы - славянский массив населения, по крайней мере, большая часть населения этой культуры - славяне. Об этом говорит погребальный обряд, данные языка соседних народов (славянские заимствования в языке предков удмуртов), письменные источники - так, арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, лично побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии, называет правителя булгар ещё и царём славян.

Получается, местные историки и археологи с середины прошлого века отрицают очевидное?

После того, как московские археологи в 1970-е годы были вытеснены из Татарстана, контролировать раскопки и издание печатных трудов стал местный археолог А.Х. Халиков (это было связано с общей тенденцией укрепления позиций номенклатуры в национальных республиках СССР). Тогда стали говорить, что между именьковцами и булгарами никакой преемственности нет, а Болгар стал чисто булгарским, даже булгаро-татарским городом. Писались статьи, выдвигались теории, что, возможно, именьковцы были тюрками, балтами или финно-уграми, а вот на то, что есть прекрасная доказательная база славянства этого населения, внимания как-то не обращали.

Дело в том, что факт проживания в Среднем Поволжье славян ещё до возникновения Волжской Булгарии разрушал официальную точку зрения, согласно которой татары здесь у себя всегда были дома, а русские - пришельцы, ударял по обоснованию суверенитета республики. В 1990-е годы, с разгулом этого самого суверенитета, и позже, в 2000-е годы, именьковская проблематика в местных научных кругах стала просто затушёвываться. В итоге сегодня прописной истиной является мысль о том, что славяне появились на Средней Волге лишь после 1552 года, а город Болгар основали булгары, предки татарского народа.

Почему не удаётся эффективно противостоять фальсификации истории?

Я писал курсовую и диплом под руководством известного археолога П.Н. Старостина, известного специалиста по именьковской проблеме, автора классической монографии по этой теме. Когда на определённом этапе работы появилась необходимость переходить на более высокий уровень обобщений - этническая и языковая принадлежность - научный руководитель стал говорить: надо быть осторожнее.

Понятно, что это славяне, но лучше говори расплывчато, что именьковцы - население "западного происхождения". Я в силу подросткового максимализма его не послушал и на всех научных конференциях отстаивал свою позицию. Когда я закончил вуз, те, от кого зависело моё поступление в аспирантуру Академии наук республики, поставили условие: не актуализировать этническую принадлежность именьковцев. Я снова не послушался, на меня посыпался шквал обвинений - про меня стали распускать слухи, будто я "чёрный археолог".

Постепенно я превращался в изгоя, дело дошло до того, что в апреле 2005 года готовящуюся к изданию монографию по Богородицкому могильнику именьковской культуры (написанную мной в соавторстве с П.Н. Старостиным) просто уничтожили при мне. Пришёл один лаборант нехрупкой комплекции, взял рукопись - и всё. Сказал - ты не понимаешь, как надо себя вести... Даже научный руководитель ничего не мог сделать. В аспирантуру я в итоге каким-то чудом поступил, потом были проблемы с защитой кандидатской. В 2009 году я начал публичную деятельность, актуализировал в прессе именьковскую и некоторые другие проблемы.

У меня начались сложности на работе, коллеги боялись, что я своими выступлениями навлеку беду на всю кафедру. Я поддался давлению и перестал с 2010 года активно участвовать в общественной жизни Казани, снова переключился на науку, но и здесь начались проблемы: перестали брать на конференции, отказывались публиковать статьи, особенно так нужные учёным ВАК-овские.

Как обосновывали?

Часто говорили, что тема статьи не соответствует профилю издания. Главный редактор журнала "Эхо веков" Д.Р. Шарафутдинов откровенно сказал, что у каждого народа должен быть свой миф, а я этот миф разрушаю. В последнее время не публикуют учебные пособия. В 2015 году мне предстоят перевыборы. Скорее всего, с доцента переизберут на ассистента (формальным поводом будет как раз отсутствие учебных пособий), а может, и вовсе придётся искать новую работу. Но здесь нет ничего странного, у нас авторитарное государство, и историки должны служить ему не мечом, но пером.

Какие ещё исторические мифы популяризируют учёные Татарстана?

Главный миф, который очень трудно преодолеть, заключается в том, что на территории Татарстана проживают два народа: русские и татары, якобы отдельные замкнутые общности, у которых очень сложная историческая судьба, и если не будет мудрого руководства, то эти два народа вступят в межэтнический конфликт. Все историки должны этот миф поддерживать, кто-то должен изучать историю русского народа, кто-то - татарского, все должны вести себя правильно. Чтобы что-то изменить, мало научно доказать, что те же именьковцы - славяне.

Проблема в той социальной среде, в которой циркулируют профессиональные знания. Историки Казани сгруппированы в профессиональные коллективы - это кафедры, отделы и т.д. Каждый коллектив - своеобразный мирок со своими межличностными отношениями, и нормальное существование этого мирка полностью зависит от благорасположения правителя. Та система взаимоотношений между властью и учёными, которая сейчас существует в Татарстане, повторяет систему взаимоотношений в восточной деспотии между правителем и подданными. Такой механизм обеспечивает функционирование исторических мифов.

Специфика заключается в том, что даже добросовестные научные исследования включаются в общее идеологизированное повествование. Например, археолог работает с керамикой, делает скрупулёзные расчёты, а в обобщающем труде типа "Истории татар" будет значиться, что это - керамика предков татарского народа. Миф имеет функцию идеологии: в авторитарных государствах идеология - это всегда миф, причём часто он граничит с бредом.

Почему люди верят в исторические мифы, несмотря на всю их очевидную абсурдность?

Один мой знакомый профессор говорил: когда тебя спрашивают про национализм, рассказывай про урбанизацию, и он был прав. Весь XX век в России люди из сельской местности переезжали в города, там им было очень трудно устроиться. Они теряли связь с семьёй, родными местами, добивались всего сами. У них возникало чувство одиночества, им нужно было ассоциировать себя с каким-то кругом людей, которые помогут. Это что-то вроде деревни, семьи. Поэтому и популярны национальные истории.

Да, они бредовы, но человеку, который мыкается по съёмным квартирам, который с трудом зарабатывает себе на еду, знает, что скоро возьмёт ипотеку и будет выплачивать её всю жизнь, чтобы не спиться и не сколоться, нужен какой-то миф. И тут он берёт очередной труд местного историка и видит: вот же! Я принадлежу к великому народу, мои предки - потрясатели Вселенной.

Вот, оказывается, в чем причина моих проблем - русские 450 лет назад захватили Казань, если бы у нас было своё государство, свой независимый Татарстан, я бы сейчас очень хорошо жил. Национальная история (неважно, русская, татарская или башкирская) - история маргиналов, людей между двумя мирами. Они оторвались от сельской жизни, ещё не устроились в городской. Специалисты по теории модернизации пишут, что эта неустроенность приводит к расщеплению личности, мифическому осмыслению окружающего мира, тяге к сюрреалистическим образам. Поэтому национальные истории и популярны.

Как вы считаете, историки, участвующие в создании мифов, действительно верят в то, что пишут? Или это просто попытка приспособиться к существующей политической ситуации?

Я много думал над этим вопросом и пришёл к выводу, что здесь имеет место факт двоемыслия. Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать. Логика родилась в Древней Греции, это продукт атомизированного общества, с позиций логики размышляет личность, индивидуальность. Чёрное не может быть белым - это логика.

Двоемыслие - это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения. В татарстанских условиях учёный мыслит следующим образом: да, я пишу сказки об истории татарского народа, но, может, в них есть какое-то рациональное зерно. Большинство гуманитариев Татарстана, и вообще людей творческих профессий - это вчерашние селяне, и не надо этого стесняться. Они маргиналы и в какой-то момент действительно могут верить в мифы, которые сами сочиняют. Перед нами проблема модернизации, догоняющего типа развития страны. Будем надеяться, что уже их дети, настоящие горожане во втором и третьем поколениях, изживут это.

Можно ли назвать то, что происходит в Татарстане, общероссийской или даже общемировой тенденцией?

Что касается общемировой тенденции, об этом я судить не берусь, могу только сказать, что во всём развитом мире принята концепция так называемого гражданского национализма, когда нация - это согражданство. В пределах нации может быть много людей с разными этничностями, языками, вероисповеданиями и т.д. Все вместе - одна нация. В тех же Америке, Франции история - это история территории.

Что касается постсоветского пространства - здесь ситуация прямо противоположная, этногенез и история государства совпадают друг с другом. В Средней Азии и Закавказье процветает мифотворчество. Современный Узбекистан, согласно некоторым авторам, продолжает традиции государства великого Тимура (Тамерлана), а Таджикистан, между прочим, - наследник великих арийских цивилизаций, например, персидской державы Ахеменидов, сам Дарий был таджиком. В Азербайджане за сомнения в величии предков можно подвергнуться уголовному преследованию. Россия в плане мифологизации истории не является исключением.

Чтобы изменить ситуацию, необходимы изменения во всём обществе, его демократизация, развитие чувства гражданственности, переход от архаики к модерну, когда люди начнут воспринимать мир рационально. И тогда большинством населения писания местных историков будут восприниматься с улыбкой. Этот процесс будет долгим, если в России сохранится современный политический строй, и страной будут править не живущие в ней люди, а несколько сотен богатых семей, которые и заставляют учёных придумывать мифы для обоснования своей власти. Гражданский национализм - продукт демократического общества, и России до него пока далеко.

Как вы считаете, снимет ли противоречия историков Татарстана готовящийся к выходу единый учебник по истории России?

Нет, не снимет. Я очень внимательно ознакомился с проектом и могу констатировать, что он написан в том же этнонационалистическом дискурсе. То есть история России - прежде всего история русского народа. К проекту будут претензии, вот уже Дамир Исхаков выступил со статьёй о том, что в учебнике мало внимания уделяется татарам, в соседней Чувашии скажут - чувашам. Сама идея написания учебников с позиции этно-национализма, цивилизационного подхода порочна.

Я считаю, что история России должна быть, прежде всего, историей территории. Нужно рассказывать обо всех, кто населял территорию современной России, начиная с эпохи палеолита. При таком подходе, например, история Восточной Пруссии как географического пространства, на котором жили люди, говорившие на разных языках и организованные во многие политико-государственные системы (включая Германскую империю), равнозначна истории современных "российских частей" Киевской Руси, государства Бохай или империи чжурчжэней. К сожалению, проект о котором вы говорите, всё равно будет принят за основу нового учебника, и власть (федеральная и местная) продолжит разыгрывать этнонационалистическую карту.

Почему федеральные власти никак не реагируют на порой откровенно антирусские заявления татарстанских историков?

Согласно мнению отдельных специалистов в области социологии и политологии, в 1990-х годах в России стал наблюдаться возврат к архаике, появился даже такой термин - "архаический синдром". Это возврат к тем социально-политическим отношениям, которые были характерны для эпохи средневековья или даже более ранних эпох. Появилось понятие "нового русского феодализма".Власть организуется на основе межличностных патрон-клиентских отношений. Действует феодальный иммунитет, когда сидящий в Москве главный правитель даёт право местному феодалу собирать доходы с определённого региона, например, с Татарстана. Московский сюзерен не вмешивается в дела вассала - главное, чтобы последний делился частью доходов. Вассал может делать всё что угодно (конечно, в определённых рамках) и перегибы в исторических мифах - самое последнее, чем он может разозлить сюзерена.