Стрессоустойчивость: описание понятия и разновидности. Общая характеристика работы

Проявления разнообразных стрессовых ситуациях никак нельзя избежать в повседневной жизни, работе и общении. Существует слишком большое количество факторов, которые заставляют человека постоянно "иметь дело" со стрессовыми ситуациями. И даже так называемый "стеклянный" колпак не станет надежной защитой. Ведь невозможно вообразить такой способ жизни и состояние человека, при котором он бы не сталкивался с мелкими и большими раздражителями.

Что такое стрессоустойчивость личности?

Само по себе определение можно отнести к области психологии. Оно обозначает уровень восприятия любым индивидуумом стресса, который возникает в его жизни, в течение дня, недели. Уровень сопротивления или же наоборот полное отсутствие "сопротивляемости".

Все зависит не только от самой личности, на которую воздействуют разнообразные стрессы. Но также напрямую это будет касаться и самих ситуаций, предшествующих стрессов, возможностей последующего (более негативного) развития событий и прочие нюансы.

Полностью "отделиться" от стрессового воздействия, как было указано ранее невозможно, но формирование стрессоустойчивости вполне возможно.

Какие бывают типы стрессоустойчивости и как с ними работать?

После точного определения типа стрессоустойчивости человек может самостоятельно выбрать направление развития данного показателя конкретно для себя, в соответствии с социальными параметрами, в которых он живет и работает.

1. Стрессонеустойчивые

Поначалу сопротивляются стрессовым ситуациям, но под напором постоянных негативных событий просто-напросто сдаются. Длительность стрессовой ситуации достаточно продолжительна.

Лучшим решением проблемы станет работа с психологом, помощь друзей и близких, отсутствие постоянной работы, связанной со стрессовыми ситуациями.

2. Стрессотормозные

Могут быстрее переключиться на нормальный ритм жизни, чем представители предыдущей группы, но все-таки различные негативные явления очень сильно отражаются на состоянии.

Помогает общение с близкими людьми, смена окружающей системы, нахождение новых занятий.

3. Стрессотренируемые

Это стрессоустойчивость человека способного к саморазвитию. Люди, обладающие данным типом, могут наращивать внутри некий стержень, который с легкостью отгоняет различные мелочные проблемы, а остальные воспринимает как личный опыт, важный и необходимый.

Сами по себе позволяют разработать стрессоустойчивость и повышают ее до максимума.

4. Стрессоустойчивые

Самый "сильный" тип. Они устойчивы к любым ситуациям, реагируют мгновенно, ищут выход, осознавая, что решение не всегда приходит само по себе.

В отличие от всех вышеперечисленных типов, данный можно поистине назвать совершенным. Изначально им обладают только единицы, чаще всего прийти к данному уровню можно только посредством самореализации, самоизучения и самоусовершенствования.

Возможно Вас заинтересуют.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Стрессоустойчивость педагога, выступая показателем социально-педагогического взаимодействия, ярко проявляется во взаимодействии со школьниками. Особую значимость приобретает формирование стрессоустойчивости как личностного качества в студенческом возрасте. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия стрессоустойчивости и ее влияния на социально-педагогическое взаимодействие со школьниками. На эмпирическом уровне рассмотрены особенности стрессоустойчивости студентов – будущих педагогов. Подтверждается гипотеза о том, что уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов – будущих педагогов и зависит от их коммуникативной способности. Стрессоустойчивость, выступая как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками, вызывает необходимость использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения. Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные (модульное обучение, проблемное обучение и т.д.).

образовательные технологии

социально-педагогическое взаимодействие

уровни стрессоустойчивости

стрессоустойчивость

1. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2003. - С. 32-38.

2. Данилова Н. Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность // Материалы I Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 24-26 сентября 1997 г.). - М., 1998. - С. 52-60.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 482 с.

4. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис... д-ра биол. наук. - СПб., 2001. - 32 с.

5. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками. Социально-педагогическое взаимодействие направлено на оказание помощи школьнику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. С этих позиций социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.

Стрессоустойчивость является одним из показателей социально-педагогического взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. На уровень сопротивляемости стрессу могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. Поэтому встает актуальный вопрос о способах обучения студентов правильному использованию резервов психики, самопознанию, повышению способности к гибкому самоуправлению в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками.

Понятие «стрессоустойчивость» определяется как:

  • невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой - как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции ;
  • способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов ;
  • интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
  • «эмоциональная устойчивость» .

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых , экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

Исследование уровня стрессоустойчивости у студентов 2-5 курсов педагогического вуза с помощью опросника С. В. Субботина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» показали следующие результаты.

Анализ результатов по опроснику С. В. Субботина и методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге показал:

  • низкий уровень стрессоустойчивости у студентов II курса;
  • высокий и средний уровень стрессоустойчивости преобладает у III и IV курсов и на IV курсе преобладание в группе испытуемых высокого (35 %) и среднего уровня (52 %) сопротивляемости стрессу;
  • средний и низкий уровни сопротивляемости стрессу (43 %), но высоким процентом студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости (35 %) на V курсе.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» позволил выявить уровень эмоциональной устойчивости:

  • у студентов II курса наблюдается преобладание низкого уровня эмоциональной устойчивости (высокий уровень стрессоустойчивости выявлен лишь у 13 % испытуемых), высокой эмоциональной возбудимости у 30 % и интенсивности эмоций у 74 % испытуемых;
  • у студентов III курса - обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются;
  • у студентов IV курса - имеют устойчивую эмоциональную сферу, это проявляется в выдержанности, эмоциональной устойчивости, ориентированности на реальность; при высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции;
  • у студентов V курса - обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие.

Результаты исследования уровней стрессоустойчивости студентов разных курсов позволили выявить особенности сопротивляемости стрессу:

1. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов II курса являются проблемы во взаимоотношениях с девушкой или молодым человеком, частые конфликты, а также проблемы со здоровьем, отказ от индивидуальных привычек. Значение здесь также имеет продолжительность действия стрессора. Известно, что стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях человека. Следовательно, ряд стрессоров возникает в течение года не один раз и создают предпосылки для снижения уровня стрессоустойчивости личности. Студентам этого курса характерна импульсивность, несдержанность, частая смена настроения и зависимость от него, что приводит к деструктивному влиянию эмоций на личность студента и снижает общую сопротивляемость стрессу.

2. Низкий уровень стрессоустойчивости студентов на III курсе на данном этапе обучения вызван низким уровнем адаптированности студентов к условиям обучения в педагогическом вузе. Отсюда и трудности в рациональном использовании свободного времени (невозможность уделять время близким друзьям), повышение социальной ответственности, необходимость «подстраиваться» под учебный процесс, менять свои привычки. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов является изменение условий жизни, изменение финансового положения, повышение социальной активности, т.е. затруднения, с которыми сталкиваются студенты, носят в основном внешний характер. Несмотря на то, что III курс является кризисным и переходным этапом на протяжении всего периода обучения, студенты данной группы умеют справляться со стрессовыми ситуациями и легче адаптируются к новым условиям. Это может быть обусловлено как личностными особенностями студентов, так и особенностями их эмоциональной сферы. Студенты данной группы обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются.

3. Студенты IV курса имеют свои характерные особенности, а именно - на данном курсе снижается значимость стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, - пройден процесс адаптации, кризисный период III курса, когда происходит переосмысление выбора данной специальности; обучение продолжают те студенты, которые считают, что их личностные качества соответствуют выбранной ими профессии. Кроме того, на IV курсе еще не все студенты обеспокоены выбором места работы, выпускными экзаменами и т.д. На первый план для данных студентов выходит личная жизнь. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов данного курса являются трудности во взаимоотношениях с партнером, разрыв отношений или, наоборот, свадьба, беременность и т.д. Студенты данного курса выдержанны, эмоционально устойчивы, ориентированы на реальность. При высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции. Данная особенность позволяет личности быть менее раздражительной, соблюдать общественные моральные нормы. Кроме того, устойчивость эмоциональной сферы позволяет более эффективно адаптироваться при изменяющихся условиях.

4. Стрессовые ситуации студентов V курса связаны с профессиональной деятельностью студентов, однако, не все из них готовы совмещать обучение и трудовую деятельность в силу нехватки времени или недостаточного уровня знаний. Вследствие этого может возникнуть разочарование в выбранной профессии, нежелание работать дальше по выбранной специальности, нежелание вообще брать на себя какую-либо ответственность. Кроме того, на последнем курсе обучения часть студентов создает семью, это также создает определенные трудности - невозможность рационально распределять свое время, нежелание учиться. Однако высокий процент стрессоустойчивых студентов позволяет сделать вывод о том, что они могут справляться со стрессовыми ситуациями. Это может быть обусловлено как владением студентами приемами саморегуляции, так и особенностями их эмоциональной и личностной сферы.

Результаты исследования уровня стрессоустойчивости студентов 2-5 курсов педагогического вуза позволяют сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и годом обучения студентов, и уровень стрессоустойчивости студентов зависит от их коммуникативных способностей. Поэтому в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения, способствующие повышению уровня стрессоустойчивости и приобретению знаний, умений, навыков социально-педагогического взаимодействия.

Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные. Посредством технологии модульного обучения осуществляется организация учебной деятельности в соответствии с модульной учебной программой курсов, проблемного обучения - стимулируется поисковая самостоятельная деятельность, выработка алгоритма социально-педагогического взаимодействия студента со школьниками. На практических и семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций используются методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что способствовало развитию у студента коммуникативных умений, стрессоустойчивости. В рамках технологии контекстного обучения применяются кейс-метод, методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения, использование которых направлено на повышение уровня стрессоустойчивости и отработку определенных умений и навыков социально-педагогического взаимодействия. Использование технологии обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести через образовательный процесс навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, развить навыки группового принятия решения. При проведении семинаров в форме диалога используются диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги («Основы конструктивного общения социального педагога», «Уверенность в себе», «Социальное взаимодействие»), что способствует включению студента в решение разнообразных проблем на основе диалога, формированию стрессоустойчивости. При использовании технологии модерации студент приобретает опыт работы в команде, учится осуществлять контроль за соблюдением участниками обсуждения норм поведения, при работе над ситуацией. При реализации данной технологии чаще всего применяется метод фокус-групп.

Таким образом, стрессоустойчивость является: показателем и ярко проявляется в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками; выступает фактором подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками; уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов и зависит от их коммуникативной способности; в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Иванова Ольга Анатольевна, д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Егорова Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Анашкина А.П., Доронина Н.А. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8850 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АННОТАЦИЯ

стресс профессиональный эмоциональный мотивация

Дипломная работа посвящена изучению стрессоустойчивости, а также факторов на нее влияющих, у вожатых с разным уровнем образования Участниками исследования стали вожатые лагеря от организации “Orange Language Centre”, которые после прохождения анкетирования, содержащей социодемографические вопросы, были разбиты на выборки. В первую выборку вошли люди с высшим образованием (18 человек, 15 женщин, 3 мужчины, средний возраст испытуемых 28 лет). Во вторую группу вошли лица с неоконченным высшим образованием (18 человек, 13 женщин, 5 мужчин, средний возраст испытуемых 19 лет). Общая выборка составила 36 человек. Усливия работы в лагере для обеих групп являются одинаковыми.

Данные обрабатывались при помощи метода сравнения средних значений с использованием критерия U Манна-Уитни. В процессе сравнения была обнаружена значимая разница для переменной «Карьера, продвижение по службе». Также была проведена качественная обработка данных, полученных при помощи анкетирования.

По результатам исследования были выявлены стрессовые факторы в работе вожатого, а также отсутствие зависимости между уровнем образования и уровнем стрессоустойчивости.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс является довольно широкой областью для изучения. Стрессовые ситуации возникают у каждого человека почти каждый день. На сегодняшний день работа по профессии также включает в себя стрессовые факторы, с которыми приходится так или иначе справляться. Работа вожатым в детском лагере является сложной как психологически, так и физически, так как во время смены нужно быть максимально включенным в процесс и внимательным по отношению к детям. Данная работа направлена на изучение индивидуально психологических особенностей вожатых, работающих в выездном детском лагере. Одна из причин актуальности данной темы связана со спецификой работы вожатым. Вожатый - это профессия, деятельность которой связана с интенсивным общением с людьми разного возраста (дети, подростки, сотрудники лагеря, родители детей) на протяжении длительного времени.

Каждая профессия включает в себя элементы взаимодействия с людьми, но некоторые профессии направлены именно на коммуникацию. Такой тип профессий называется «человек-человек» или социономические профессии. К данному типу относятся профессии гностические (познавательные, такие как врач, эксперт, социолог), преобразующие (направлены на преобразование свойств и состояний, например, педагог, воспитатель, вожатый) или изыскательские (важна цель деятельности, изобретение, поиск, режиссер, актер). Профессии данного типа отличаются спецификой условий, средств и продукта труда. Педагог - одна из профессий типа «человек-человек», отличающаяся напряженностью и интенсивностью. На тему особенностей и сложностей в работе педагога было проведено достаточно много исследований (М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова,. В. Е. Орел, и др) . Профессия вожатый близка к профессии педагог, между ними можно выделить как сходства, так и отличия. Обе эти профессии:

· направлены на взаимодействие с людьми разных возрастных групп;

· отличаются повышенной ответственностью за здоровье и жизнь детей,

· отличаются повышенной эмоциональностью;

· подразумевают под собой повышенную требовательность к кандидатам на данную работу; обязывают обладать определенными знаниями и навыками, такими как работа с вниманием детской аудитории, конструктивное решение конфликтов, знания об особенностях детей разных возрастов, руководить группой детей и поддерживать в ней доброжелательную атмосферу, общаться с детьми на их языке и так далее.

При этом работа вожатым обладает своими особенностями:

· нахождение с детьми круглосуточно на период лагерной смены;

· отсутствие индивидуального пространства;

· особенности проживания (проживание в комнате с двумя и более людьми);

· особенности режима работы и отдыха (личное время около полутора часов в день, поздние ночные планерки);

· организация как развлекательных и образовательных мероприятий, так и бытовое обслуживание детей.

Исследования профессий типа «человек-человек» (Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.Л Церковский и др.) говорят о том, что в результате продолжительной работы специалист подвержен некоторым специфическим явлениям, такие как, например, синдром эмоционального выгорания. Синдром выгорания представляет собой один из феноменов личностной деформации. Возникновение данных феноменов объясняется негативными психологическими переживаниями, интенсивными и продолжительными интерперсональными взаимодействиями, которые отличаются высокой когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью.

Объектом исследования являются индивидуально психологические особенности вожатых с разным уровнем образования.

Предметом исследования являются стрессоустойчивость, коппинг стратегии, мотивация к работе.

Перечень задач:

Общая выборка составила 36 человек, среди них 18 вожатых с высшим уровнем образования (15 женщин, 3 мужчины), средний возраст которых 28 лет, и 18 вожатых с неоконченным высшим образованием (13 женщин, 5 мужчин), средних возраст которых 19 лет.

Как предполагается, результаты данного исследования можно будет учитывать для внесения изменений в условия труда, которые будут способствовать профилактике эмоционального выгорания вожатых в выездных детских лагерях, а также повышения эффективности их работы в течение выезда.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 РАССМОТРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СТРЕССА

Тема данного исследования направлена на изучение некоторых индивидуально психологических характеристик вожатых. Основной характеристикой для исследования является стрессоустойчивость личности. Для лучшего понимания термина стрессоустойчивость важно рассмотреть такое явление, как стресс.

В настоящее время термин «стресс» употребляется часто и достаточно вольно. Данный термин используется не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии, и других науках. Так как «стресс» - это междисциплинарное понятие, то представления о нем расплывчато и многозначно. В литературе встречается множество определений, которые противоречат друг другу и способны запутать.

Можно отметить, что в современной научной литературе понятие «стресс» употребляют в нескольких значениях: как любые внешние раздражители, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение; как субъективную реакцию, то есть отражение психического состояния напряжения или возбуждения; как физическую реакцию организма на действующий стимул, которая запускает процессы по преодолению нежелательного состояния . На данный момент общей теории стресса не существует, как и общепринятого его определения.

В. А. Ганзен рассматривает стресс как положительную целостную реакцию организма на внешние и внутренние раздражители, которая направлена на достижение некоторого результата.

Большой психологический словарь предлагает следующее определение стресса: «Стресс (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 году при описании адаптационного синдрома . Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в данных условиях».

В обыденной речи можно заметить достаточно частое употребление данного термина, при этом оно понимается как противоположное душевному покою, комфортному состоянию. Также часто понятие «стресс» употребляют в качестве описания внешней среды, как ее характеристику, отражающую наличие беспокоящих, раздражающих, тревожащих факторов. Данное понимание стресса очень субъективно и употребляется людьми для выражения насыщенности, яркости своих переживаний с проживаемой ситуации.

Так как понятие «стресс» является неоднозначным и достаточно противоречивым, включающим в себя как медико-биологические, так и психологические представления, в литературе предпочитают употреблять близкие понятия, такие как «психическая напряженность», «эмоциональная напряженность», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс», «эмоциональное утомление» и другие. Данные понятия направлены на отражение эмоциональной сферы человека, в которой можно отметить яркие субъективные эмоциональные переживания .

Однако, по мнению Н. И. Наенко, выше описанные понятия не могут быть дифференцированы между собой по причине разной наполненности эмоциональным компонентом в разных состояниях психической напряженности. Стоит отметить, что в литературе и исследованиях нет разграничения между понятиями «психологический стресс» и «психическая напряженность». Часто эти термины употребляются как синонимичные .

В 1936 году Г. Селье смог доказать, что при любом воздействии различных экстремальных факторов, неважно физических или психических, в организме происходят одни и те же биохимические процессы, которые направлены на адаптацию организма к произошедшим изменениям . Данные факторы Г. Селье назвал стрессорами, а сам стресс он понимал как общую неспецифическую нейро-гормональную реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Также Селье утверждал, что без некоторого уровня стресса деятельность и активность не возможны как таковые, так как жизнь без стресса можно приравнять к смерти . Отсюда можно сделать вывод, что стресс может оказывать положительное влияние на организм, как направляющая сила для адаптации к изменяющимся условиям среды. В то же время стресс может иметь отрицательное влияние на организм, которое является причиной возникновений как физических болезней, так и психических расстройств.

А. Каган и Л. Леви в последствии развили теорию Селье о стрессе, разработав теоретическую модель, которая утверждает, что психологические факторы могут быть посредниками физических заболеваний. То есть в результате взаимодействия генетических факторов и влияния внешних стимулов появляется некоторая психобиологическая программа. Данная программа объясняет дальнейший тип реакции на стрессовую ситуацию, в том числе и реакцию предболезни, а затем и самой болезни .

В 1966 году Р. Лазарус предложил другую концепцию. По его мнению, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей человека, которые позволяют оценивать степень действующего раздражителя и принимать решение о его возможных последствиях. Именно после оценки и классификации стимула индивид решает вопрос о способах преодоления стресса . При этом Лазарус, как и Селье, опирался на анализ различных категорий реакций и их компонентов (вегетативных, биохимических, поведенческих изменений), благодаря которым можно лучше понять природу психологических процессов. Также из концепции Лазаруса можно сделать несколько важных заключений:

· одинаковые внешние стимулы могут восприниматься разными людьми по-разному (для одного этот стимул будет стрессовым, а для другого нет), так как степень стрессорного значения будет определяться благодаря когнитивным оценкам каждого отдельного индивидуума;

· одни и те же люди могут воспринять одно и то же событие в одном случае как стрессовое, а в другом как рядовое, нормальное в зависимости от физиологического состояния и психического статуса субъекта.

В теории Лазаруса стресс можно описать как динамический процесс, который направляет человека на собственноручное изменение нежелательного в окружающей среде. Когнитивная теория психологического стресса получила дальнейшее развитие в работах зарубежных авторов (С. Peterson, М. Selegman, J. Rozenctok et al) .

S. Hobfoll подвергает критике теорию Лазаруса. S. Hobfoll утверждает, что Лазарус уделяет чрезмерное внимание процессам осознания и оценки ситуации. Сам исследователь включает в свою теорию человеческие ресурсы в качестве силы, отвечающей за поведенческую активность . Человеческие ресурсы включают в себя предметную сферу, ресурсы состояния, личностные характеристики и энергетические показатели. Психологический стресс, по данной теории, возникает в ситуации потери (реальной или воображаемой) части ресурса, а также в связи с задержкой в восстановлении потерянного ресурса. Стрессовой ситуацией в данной теории является не само по себе событие, а потеря какой-либо жизненной позиции (смена или потеря статуса, заработка, авторитета, изменение условий труда и т. д.) .

По результатам современных исследований можно сделать вывод, что эмоциональную реакцию при стрессе можно объяснить физиологическими процессами в организме, такими как гармональные реакции и реакции нервной системы. Отсюда можно вывести связь между ответами организма на стимул и стратегией поведения индивидуума. Так, по мнению З. Г. Туровской, люди со слабой нервной системой отличаются устойчивостью к стрессу в однообразной, монотонной работе, в отличие от лиц с сильной нервной системой .

Также можно отметить концепцию Кокса и Макэйя, где стресс рассматривается как индивидуально воспринимаемый феномен, напрямую зависящий от личностных особенностей человека, а также как часть системы взаимодействия окружающего мира и человека . Авторы выделяют в данной системе 5 стадий:

1. Воздействие на человека требований окружающей среды;

2. Когнитивная оценка ситуации (требований со стороны среды и своих собственных ресурсов для совладания с ситуацией);

3. Психологические и физиологические изменения (возникают при нарушении равновесия между осознаваемыми требованиями и имеющимися ресурсами - состояние стресса);

4. Реакция противодействия;

5. Обратная связь.

По мнению Т. Кокса, данная система является наиболее адекватным описанием действия стресса, а также взаимодействия человека с окружающим миром .

Направленность исследования, представленного в данной работе, является достаточно узкой, так как рассматривается конкретная организация и конкретные условия работы. Условия работы вожатого в лагере подразумевают изменение привычной для человека деятельности, смены места жительства на время проведения лагеря, а также адаптацию к режиму работы и количеству окружающих людей. Исходя из этого, в данной работе понятие стресса будет рассматриваться с точки зрения модели Лазаруса, где стресс рассматривается как процесс реакции организма на предъявляемые со стороны окружающей среды требования, превышающие возможности человека к приспособлению. Особое значение в данной модели уделяется оценке человеком стрессовой ситуации.

1.2 СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дальнейшее изучение понятия стресса повлекло за собой рассмотрение профессиональной деятельности с позиции наличия стрессогенных условий или, по-другому, стрессовых ситуаций.

Дж. Вайтц утверждает, что существует 8 вариантов стрессовых ситуаций :

· Требующие ускоренной обработкиинформации

· Нарушение физиологических функций (болезнь, бессонница, изменчивые состояния и т.д.)

· Изоляция и заключение

· Остракизм (изгнание)

· Групповое давление

· Разочарование.

М. Франкенхойзер к выше описанным вариантам добавил ситуацию отстствия контроля над происходящими событиями .

Г. Стокфельду рассматривает стрессовые ситуации исходя из условий профессии (борьба с пожарами, авария, участие в боевых действиях), а также ситуаций затрудненной деятельности (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.) .

По мнению П. Фресс, стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке .

К. Маслач и С. Джексон отмечают, что стрессовые ситуации в профессиональной деятельности определяются не только объемами выполняемой работы, но и ее содержанием. Так, например, при соблюдении всех установленных нормативов работы, которые гарантируют отсутствие профессионального стресса, сотрудники, работающие в системе «человек-человек» все равно подвержены воздействию стресса.

В данной работе стрессовые ситуации рассматриваются с точки зрения модели Лазаруса. Р. Лазарус понимал стрессовую ситуацию как угрозу самым важным для человека ценностям и целям . С точки зрения данного подхода важно изучить восприятие сотрудниками разного рода ситуаций для выявления из них стрессовых, то есть предъявляющих повышенные требования к человеку, а также оценить эффективность поведения, направленного на совладание с данной ситуацией. Восприятие каждого человека одной и той же ситуации может быть совершенно разным, в зависимости от его индивидуально психологических особенностей.

1.3 ПОНЯТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Понятие стрессоустойчивость как и само понятие стресс можно рассмотреть с точки зрения разных концепций.

Б. Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе и эмоциональных. Отсюда стрессоустойчивость можно определить как свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между компонентами психической деятельности в стрессовой ситуации, благодаря чему помогает успешно справиться со стрессом .

С. В. Суботин предполагает, что стрессоустойчивость можно рассмотреть как индивидуальную психологическую особенность, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности .

На грани психологических и социологических взглядов возникло новое рассмотрение стрессоустойчиваости. Т. Парсонс Дж.Урри рассматривают данное понятие как гибкую и изменчивую систему адаптации к правилам и нормам отдельных общественных структур . Данная система приспособления может быть использована для взаимодействия с коллективом, общественной структурой, как источник преодоления стрессового воздействия со стороны среды. Данный подход рассматривает стресс в профессии более развернуто, поэтому получил свое развитие в обширной системе корпоративнях тренингов.

К. Маслач и С. Джексон в своих работах акцентировали внимание на изучении синдрома эмоционального выгорания . Они рассматривали данный синдром как реакцию на длительное воздействие стрессогенного фактора профессиональной деятельности, а также опирались на классическую теорию Селье . Исходя из их теории стрессоустойчивость рассматривается в качестве психофизиологической сопротивляемости нервной системы.

В рамках отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. В, Давыдов и др.) сложилось представление о стрессоустойчивости, как о профессиональной характеристике, специфической составляющей личности специалиста, которая ориентирована на оптимизацию реакций специалиста на ситуации профессиональной деятельности .

В данном исследовании под стрессойстойчивостью понимается интегральное психологическое свойство личности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует взаимодействие с внешними раздражителями. Исходя из этого, можно рассматривать данное понятие как свойство, которое влияет на результат деятельности .

Если рассматривать стрессоустойчивость как качество личности, то он состоит из следующих компонентов:

· Психофизиологического (тип нервной системы);

· Эмоционального (эмоциональный опыт личности);

· Мотивационного (в зависимости от силы мотивации изменяется устойчивость к стрессу);

· Волевого (сознательная регуляция действий);

· Информационного (профессиональная подготовленность);

· Интеллектуального (оценка ситуации, принятие решения).

Л.А. Китаев-Смык считает, что существуют факторы, которые определяет стрессоустойчивость. Данные факторы можно объединить в четыре группы: биологические, личностные, факторы социальной среды, а также когнитивные факторы .

К биологическим факторам относятся врожденные особенности организма и ранний детский опыт, тип высшей нервной деятельности человека (отражает силу и динамику нервных процессов в мозге), а также возрастные и половые особенности .

К личностным особенностям можно отнести склонность к агрессии и гневу, локус контроля, тревожность, самооценку и направленность личности. Склонные к гневу, раздражительности люди более подвержены влиянию стресса, так же как и люди, склонные к переживанию тревоги. Самооценка, как отношение к себе, определяет активность личности и в зависимости от ее адекватности может различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Направленность же подразумевает под собой установки и ценности человека, в зависимости от устойчивости которых воздействие стресса на человека может быть разным .

К факторам социальной среды можно отнести социальные условия труда и ближнее социальное окружение.

Когнитивные факторы включают в себя уровень сензитивности (чувствительности в процессе индивидуального опыта, типа нервной системы, скорости образования ассоциативных связей в коре больших полушарий головного мозга), а также умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды .

1.4 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ; РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ВЛИЯНИЕМ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При длительном воздействии стрессовых ситуаций на человека постоянные попытки организма адаптироваться к окружающей среде приводят к истощению как физических ресурсов, так и психологических. В результате организм не справляется с напряжением, и возникают разного типа расстройства адаптации.

Синдром эмоционального выгорания является специфическим видом деформации, напрямую связанной с большим количеством взаимодействия с людьми. Данный термин был введен американским психиатром Фрейденбергом в 1974г .

Развитие данного синдрома зависит от нескольких факторов: личностного, ролевого и организационного. Личностный фактор отражает индивидуально психологические особенности личности, способствующие или препятствующие развитию данного синдрома. К способствующим развитию особенностям Фрейденберг относит гуманность, мягкость, интровертированность, авторитарность, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности .

Ролевой фактор отражает ясность и четкость в делегируемых сотруднику задачах, распределение ответственности и согласованность действий при совместной работе с коллегами. При нечетком понимания своей роли в работе и своей задачи увеличивается риск развития синдрома выгорания .

Организационный фактор связан с наличием в профессии напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, эмоциональность взаимодействий с окружающими, интенсивное восприятие, повышенная внимательность к своим действиям и к действиям окружающих, быстрое принятие решений, а также атмосфера внутри коллектива и наличие конфликтов между коллегами .

В зависимости от комбинации и вышеописанных факторов развитие синдрома будет различаться.

Эмоционально выгорание проявляется как физически, так психологически . К физическим симптомам относятся:

· Усталость,

· Головные боли,

· Бессонница,

· Чувство истощения

· Усталость

· Астения (общая слабость)

· Возможны расстройства желудочно-кишечного тракта, а также проблемы с избытком или недостатком веса.

К психологическим симптомам относятся :

· Чувство беспомощности и безнадежности,

· Чувство беспокойства,

· Разочарование,

· Повышенная возбудимость и раздражительность,

· Сложности с приятием решений,

· Чувство вины,

· Неуверенность.

Возможно проведение организацией профилактических мероприятий для сотрудников для снижения риска развития у них данного синдрома.

У специалистов профессий типа «человек-человек» профессиональное выгорание начинает себя проявлять с нарушений в сфере отношений, то есть возможно появление негативных установок себе, к работе, к коллегам и клиентам, изменяется качество контакта с окружающими (безличные, формальные, холодные). В процессе развития синдрома усиливается недовольство собой, безразличие и аппатия. Далее последствия начинают проятвяться в личной жизни .

Одним из расстройств, возникающих вследствие продолжительной физической и психической нагрузи, является невроз .

Мясищев рассматривает личность как систему отношений индивида с окружающей средой. Данные отношения представляют в большинстве своем сознательную, основанную на опыте психологическую связь человека с разными сферами жизни, которая выражается в поведении . Невроз, исходя из данной концепции, характеризуется нарушением нервно-психической деятельности в результате расстройства особо значимых жизненных отношений человека. Мясищев выделяет три группы отношений: к себе, к другим людям и к миру объектов и явлений . Каждое отношение характеризуется следующими компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.

Противоречия между возможностями личности и требований со стороны окружающей среды являются основой для развития различных форм неврозов.

Согласно теории Мясищева невроз развивается по следующей схеме :

1. Нарушение системы отношений

2. Внутренний конфликт

3. Межличностный конфликт

4. Нервно-психические нарушения

5. Функциональная реорганизация личности

Клинически выделяют три формы невроза: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Если рассматривать данные формы с точки зрения причин возникновения этих расстройств, то нас интересует в большей степени первая форма невроза - неврастения.

Неврастения представляет собой повышенную возбудимость и быструю истощаемость нервных функций" . Дословно этот термин означает "нервная слабость". Человек начинает ощущать слабость и быстрое утомление, вследствие чего возникают затруднения при работе, требующей сосредоточения внимания и усидчивости. Также при развитии неврастении появляется чувство тревоги и теряется внутренняя уравновешенность. Данное состояние также характеризуется повышенно раздражительностью, причем часто реакция является несоразмерной силе воздействия раздражителя. Также важно отметить, что усталость и одновременное возбуждение снижают способности человека четко и ясно мыслить, что является необходимым для продуктивной и целенаправленной деятельности.

Основной причиной развития неврастении является переутомление в результате длительной напряженной работы, длительного эмоционального напряжения, существующих неразрешенных конфликтов как межличностных, таки внутриличностных .

Психическое перенапряжение никогда не сводится к «переутомлению», но всегда несет в себе сложное сочетание утомления, истощения и переживания ситуации.

В международной классификации болезней присутствует расстройство приспособительных реакций (F43.2) .

Данное расстройство характеризуется тем, что развивается в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию, а также изменением поведения и способа взаимодействия с окружающими . Стрессовое событие может нарушить целостность социальных связей индивида (тяжелая утрата, разлука) или широкую систему социальной поддержки и ценностей (миграция, статус беженца) либо представлять широкий диапазон изменений и переломов в жизни (поступление в школу, приобретение статуса родителей, неудача в достижении заветной личной цели, уход в отставку).

Важную роль в развитии расстройства, а также в его форме проявления, играют индивидуальная предрасположенность или ранимость, но запускающим механизмом является травмирующий фактор, стрессовая ситуация. Симптоматика расстройства приспособительных реакций очень вариабельна и включает подавленность настроения, настороженность или беспокойство (или комплекс этих состояний), ощущение неспособности справиться с ситуацией, запланировать все заранее или решить оставаться в настоящей ситуации, а также включает некоторую степень снижения способности действовать в повседневной жизни . Характерной чертой может быть краткая или длительная депрессивная реакция или нарушение других эмоций и поведения.

Также можно отметить, что в результате длительного воздействия стрессовой ситуации происходит физическое и психическое истощение, что сказывается на иммунной системе человека. Снижение иммунитета влечет за собой повышенный риск вирусных и инфекционных заболеваний со всеми присущими им симптомами .

1.5 КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

В данной работе исследуется вопрос о способах совладания со стрессовой ситуацией, таким образом? стоит рассмотреть понятие коппинг-стратегии.

Коппинг-стратегии (от англ. to cope with - справляться с чем-либо, совладать) являются осознанно используемыми приемами, благодаря которым человек справляется с трудными ситуациями, состояниями и порождающими ох условиями .

Данный термин впервые появился в 1962 году при описании преодоления детьми кризисов развития. Далее Лазарус определил способы преодоления стресса как формы копинг-поведения, где копинг как таковой является стремлением индивида к решению проблем, благодаря которому включаются механизмы адаптации. Данное поведение индивида является осознанным и направлено на совладание со стрессовой ситуацией .

Стрессовая ситуация становится таковой при оценивании индивидом. Человек оценивает для себя величину и силу раздражителя (источника стресса) и собственные ресурсы для совладания с раздражителем .

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Основными критериями, на которых строятся эти классификации, являются:

1) сфокусированность коппинга на проблеме инан на эмоциях. Эмоционально-фокусированный копинг направлен на совладание с возникшей эмоциональной реакцией. Проблемно-фокусированный направлен на действия в сторону изменения ситуации, которая вызвала стресс.

2) решение проблемы когнитивно или поведенчески. Когнитивное решение проблемы представляет собой изменение отношения к неприятной ситуации, вызывающей стресс. Поведенческий копинг - это сами действия, направленные на решение проблемы.

3) эффективность используемого копинга. Копинг является успешным, когда используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению стрессовой ситуации. Неуспешный копинг является таковым при использовании неконструктивных стратегий, которые препятствуют преодолению сложной митуации.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий :

1) планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;

2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);

3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);

4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);

5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);

6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);

7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);

8) бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Можно сказать, что совладание, или копинг, - это поведение человек а в момент адаптации к стрессовой ситуации.

1.6 МОТИВАЦИЯ

В задачах данного исследования вынесено изучение мотивации сотрудников к работе вожатым в лагере. Следовательно, стоит осветить понятие мотивации.

Понятие мотивация впервые употребил А. Шопенгауэр в 1813г. В дальнейшем понятие мотивации рассматривали уже такие авторы, как А. Адлер и К. Г. Юнг, Фромма, Маслоу, Франкл и Фрейд [ 27, 12, 35].

В теории Фрейда мотивация человека основана на энергии возбуждения, которая образуется из наших потребностей. Автор считал, что телесные потребности первичны, являются инстинктами, и они сдерживаются нашим сознанием, на что уходит большое количество энергии и приводит к возникновению бессознательного напряжения . Исходя из этого, мотивацией является бессознательное напряжение, побуждающее совершать действия для его уменьшения.

Маслоу также говорил о потребностях человека, но при этом он выстроил иерархию человеческих потребностей :

1. Потребности физиологические (органические)

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности и любви.

4. Потребности уважения (почитания).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

Таки образом мотивацией с точки зрения Маслоу считается стремление к удовлетворению потребностей из иерархии. Причем изначально внимание направляется на удовлетворение низших потребностей, а потом уже высших .

В когнитивном подходе Л. Фестингер отметил, что мотивацией можно считать процесс принятия того или другого решения . Американский ученый Д. Аткинсон одним из первых предложил теорию мотивации, которая объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели . В данной теории сила мотивации будет представлена произведением силы мотива достижения успехов, субъективной оценки вероятности достижения цели, личностным значением данной цели для человека.

У. Джемс, также последователь когнитивного подхода, в своих работах выделил несколько типов принятия решения как преднамеренного сознательного мотивационного акта . Он ввел термин "основания" или "мотивы", которые охарактеризовал, как объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему (решению).

Ф. Герцберг описал друхфакторную теорию мотивации, которая содержит две категории потребностей: гигиенические и мотивирующие факторы. Гигиенические потребности называются таким образом исходя из функции предупреждения неудовлетворенности. Мотивирующие факторы побуждают человека к действию . Герцберг основывал свою теорию на профессиональной деятельности, что говорит о некоторой специфике теории.

К гигиеническим факторам относятся:

· Политика организации и руководства;

· Условия работы;

· Заработная плата, социальный статус;

· Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными;

· Степень непосредственного контроля за работой.

К мотивирующим факторам относятся:

· Продвижение по службе;

· Признание и одобрение результатов работы;

· Высокая степень ответственности;

· Возможность творческого и профессионального роста.

Таким образом, в данной теории движущей силой для продуктивности работы являются мотивирующие факторы.

1.7 РЕЗЮМЕ

В первой главе были рассмотрены такие понятия как стресс, стрессовые ситуации стрессоустойчивость, копинг-стратегии и мотивация.

Для данной работы стресс будет рассматриваться с точки зрения модели Лазаруса, где стресс представляет собой процесс реакции организма на предъявляемые со стороны окружающей среды требования, превышающие возможности человека к приспособлению. Особое значение в данной модели уделяется оценке человеком стрессовой ситуации.

Стрессовые ситуации рассматриваются также с точки зрения модели Лазаруса: стрессовой ситуацией является угроза самым важным для человека ценностям и целям. С точки зрения его теории важно изучить восприятие сотрудниками разного рода ситуаций для выявления из них стрессовых, то есть предъявляющих повышенные требования к человеку, а также оценить эффективность поведения, направленного на совладание с данной ситуацией. Восприятие каждого человека одной и той же ситуации может быть совершенно разным, в зависимости от его индивидуально психологических особенностей.

Под стрессойстойчивостью мы будем подразумевать интегральное психологическое свойство личности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует взаимодействие с внешними раздражителями. Исходя из этого, можно рассматривать данное понятие как свойство, которое влияет на результат деятельности.

Лазарус определил способы преодоления стресса как формы копинг-поведения, где копинг как таковой является стремлением индивида к решению проблем, благодаря которому включаются механизмы адаптации.

Для изучения и понимания мотивации мы будем использовать теорию мотивации сотрудников Ф. Герцберга, где движущей силой для продуктивной работы являются мотивирующие факторы.

Наше исследование направлено на внесение изменений в систему работы лагеря организации, что может способствовать профилактике возникновения расстройств, связанных с длительным влиянием стресса на человека.

В данной главе также были отражены примеры расстройств, причиной возникновения которых является стресс.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРОК И МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ

В данной работе описано исследование, которое направлено на изучение стрессоустойчивости вожатых и параметров, которые для вожатых являются самыми стрессовыми.

Целью исследования является изучение стрессоустойчивости, а также факторов на нее влияющих, у вожатых с разным уровнем образования.

Гипотеза: Вожатые с высшим образованием более устойчивы к стрессу в работе в лагере по сравнению с вожатыми с незаконченным высшим образованием.

Перечень задач:

Изучение личностных характеристик вожатых с разным уровнем образования: стрессоустойчивости, мотивационной сферы;

Выявление стрессовых факторов для вожатого на смене;

Выявление мотивации для работы в лагере;

Выявление уровня стрессоустойчивости у вожатых с разным уровнем образования;

Участниками исследования стали вожатые лагеря от организации “Orange Language Centre”, которые после прохождения анкетирования, содержащей социодемографические вопросы, были разбиты на выборки. В первую выборку вошли люди с высшим образованием (18 человек, 15 женщин, 3 мужчины, средний возраст испытуемых 28 лет). Во вторую группу вошли лица с неоконченным высшим образованием (18 человек, 13 женщин, 5 мужчин, средний возраст испытуемых 19 лет). Общая выборка составила 36 человек. Усливия работы в лагере для обеих групп являются одинаковыми.

Исследование проводилось на базе лагеря “Orange Language Centre”. Особенностью данного лагеря является направленность программы на изучение английского языка. Дети приезжают в лагерь, чтобы улучшить свои навыки владения английским языком, а также пообщаться с другими детьми и отдохнуть. Данная организация предлагает выезды на школьных каникулах, на летних (смена длится 3 недели), осенних (длительностью 1 неделя), зимних (длительностью 1 неделя) и весенних (длительностью 1 неделя). В конце смены дети должны представить спектакль, который они разработали и подготовили во время всей смены.

В данном исследовании нас больше интересуют особенности работы вожатых в данном лагере. Набор людей на должность вожатого происходит двумя способами: 1) на летнюю трехнедельную смену набирают людей еще в феврале-марте, формируют группы подготовки к работе, после обучения следует экзамен, по результатам которого решается, готов ли человек к работе вожатым или нет; 2) на недельные смены (осень, зима, весна) вожатых набирают из тех, кто уже ездил в этот лагерь, предпочтительно тех, у кого больше баллов по результатам смены. Процесс оценки вожатых будет описан ниже.

“Orange Language Centre” сотрудничает с несколькими базами: “Восход” и “Фрегат” - государственные базы, “Связист” - коммерческая база отдыха. Условия проживания на базах примерно одинаковые: в одном корпусе проживает около 90 человек. В общем на смену выезжает около 200 детей и около 20 вожатых. На одного вожатого приходится около 10 детей в зависимости от возраста отряда.

Вожатые еще в городе начинают готовиться к выезду. Важной частью подготовки является написание программы. На трехнедельную смену вожатым выдается написанная, детально проработанная программа, на недельную смену вожатые участвуют сами в написании программы. Если рассматривать недельную смену, то вожатые выбирают направление своего мероприятия, а дальше прописывают его полностью с материалами, временем, инструкцией проведения.

В процессе подготовки также учитываются пожелания вожатого о возрасте детей и о соведущем на смену.

Во время выезда вожатые проживают в корпусах вместе с детьми, в отдельных вожатских комнатах, рассчитанных на 2-6 человек. Также в корпусе проживает куратор, администратор корпуса, который оценивает работу вожатого в балльной системе по установленным критериям (пунктуальность, наличие вредных привычек, чистота в корпусе, дети одеты в соответствии с погодой, болезни детей и так далее). Данная оценка производится куратором на протяжении всей смены и влияет на заработную плату и на возможность поехать снова вожатым. Также вожатые следят за тем, чтобы дети не ходили по территории базы отдыха одни.

Во время смены вожатые следуют расписанию, в котором указан возможный отдых вожатого - 1,5 часа в день, если это трехнедельная летняя смена, то предоставляется один выходной день (24 часа). Распорядок дня детей начинается с 8:30 и заканчивается в 22:00. Планерка для вожатого начинается примерно в 23:30 и продолжается до полного разбора следующего дня. Обычно вожатые спят по 4-5 часов в сутки.

Данное исследование было инициировано руководством лагеря “Orange Language Centre” для улучшения эффективности работы вожатых во время смены.

В соответствии с целями и задачами исследования были выбраны следующие методы.

Для проведения данного исследования автором данной работы была составлена анкета, которая сдержит вопросы, направленные на изучение некоторых биографических данных (пол, возраст, образование, опыт работы с детьми), а также относящиеся к условиям работы вожатым во время смены в лагере (количество рабочих поездок в лагерь, длительность смен, оценка физической и психологической усталости, что за время смены больше всего утомляет, как вожатые справляются со стрессом во время смены, что можно изменить в системе работы лагеря). (приложение)

Инструкция звучала так: «Уважаемый респондент. Перед Вами имеется список вопросов. Пожалуйста, прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них максимально развернуто и искренне. Ответы на вопросы анонимны. Все данные являются конфиденциальными».

Данная анкета направлена на изучение:

· мотивации работы для выбора профессии вожатого,

· стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются вожатые во время смены,

· способов совладания со стрессом во время смены,

· вариантов изменений системы работа лагеря.

2.3 АДАПТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА «COPE»

Данная методика была переведена и адаптирована для России С. В. Горбатовым и В.В. Шукайло для диагностики различных типов реакций людей на затруднительную ситуацию.

Методика представляет собой опросник с 56 вопросами, ответы на которые можно выбрать из четырех предложенных вариантов («не подходит», «сомневаюсь», «скорее всего подходит», «это точно про меня»). Методика содержит пять шкал направлены на измерение отдельных аспектов проблемно-ориентированного копинга (активный копинг, планирование, концентрация на проблеме, сдерживающий копинг, поиск социальной поддержки (содействие)); пять шкал направлены на изучение эмоционально-ориентированного копинга (поиск эмоциональной социальной поддержки (утешение), положительная переоценка и развитие, отрицание, обращение к религии); и три дополнительные шкалы (концентрация на эмоциях и эмоциональный выход, избегание (поведенческий уровень), избегание(на уровне сознания), избегание (алкоголь, наркотики)).

Инструкция к данной методике звучит следующим образом: «Вспомните, пожалуйста, о какой-нибудь конкретной сложной ситуации, в которую Вы попадали или о трудностях в вашей жизни вообще. Теперь, читая утверждения, поставьте крестик в одной из пустых клеток (напротив) в зависимости от того, как это утверждение соответствует Вашему случаю: или это утверждение Вам не подходит, или Вы сомневаетесь, или это утверждение скорее подходит Вам, чем не подходит, или это точно про Вас».

Данный метод отличается тем, что позволяет более дифференцировано диагностировать различные стратегии совладающего поведения.

2.4 ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ

Данная методика направлена на изучение эмоционального отношения личности к каждому понятию из предлагаемого перечня (приложение).

В список понятий был дополнен значимыми для изучения профессии вожатый понятиями, такими как «дети», «лагерь», «вожатый», «личное пространство», «режим работы и отдыха», «оценка работы куратором» и т. д.

При проведении ЦТО был использован набор цветовых стимулов из восьмицветового теста М. Люшера. После оценки понятий испытуемому предлагалось расположить цвета в порядке от самого привлекательного к самому непривлекательному.

На этапе определения цветовых ассоциаций инструкция была следующая: «Перед Вами представлен список с различными понятиями. Обозначьте каждое из этих понятий таким цветом, с которым данное понятие у Вас ассоциируется. Для этого поставьте цифру, которой обозначен цвет, рядом с понятием. Понятий больше чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначить несколько понятий».

Для распределения цветов по предпочтительности использовалась такая инструкция: «Перед Вами цветные карточки. Расположите их в порядке от самого привлекательного в данный момент для Вас цвета к самому непривлекательному. Поставьте номера цветов в порядке от самого привлекательного к самому непривлекательному. Напишите ответ цифрами».

Данный тест основан на эксперименте цветоассоциаций. В цветовых ассоциациях отражаются существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе. Таким образом, благодаря данному методу можно проследить иногда неосознаваемые отношения к себе, к другим и, в нашем случае, к работе.

2.5 ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Данная методика разработана И. А. Усатовым и направлена на определение уровня стрессоустойчивости человека.

Методика представляет собой опросник, содержащий 38 вопросов, ответы на которые можно выбрать из трех предложенных вариантов («часто/сильно», «редко/иногда», «нет/никогда»).

Уровень стрессоустойчивости по данному тесту определяется количеством набранных баллов (высокий, средний, ниже среднего, низкий).

Инструкция к данной методике звучит следующим образом: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».

2.6 ТЕСТ ГЕРЦБЕРГА

Данная методика направлена на изучение мотивации и актуальных на момент исследования факторов удовлетворенности или неудовлетворенности трудом.

Тест представлен в форме опросника, состоящего из 28 ситуаций, к каждой из которых представлено два варианта реагирования на ситуацию. Испытуемому нужно оценить предложенные варианты в соответствии с тем, какое поведение или реакция присуща ему. Варианты ответа предложены парами в зависимости от степени различий между ответами (5-0, 4-1, 3-2, 2-3, 1-4, 0-5).

Инструкция к данной методике следующая: «Оцените, пожалуйста, насколько в указанных ниже ситуациях Вам подходит каждая из двух альтернатив. Рядом с каждой буквой, обозначающей одну из альтернатив, отметьте соответствующую цифру. Важно! Данные утверждения идут парами, соответственно Вам нужно их парами оценить: что из этой пары Вам больше подходит, а что меньше, когда 5 - «точно мне подходит», а 0 - «совсем мне не подходит». Таким образом, оценки идут парами, то есть если Вы оцениваете на 5 одно утверждение, то второе будет оцениваться на 0. Получаются оценочные пары: 5-0, 4-1, 3-2, 2-3, 1-4, 0-5.

Пожалуйста, не допускайте образования других пар (если одно утверждение оценено на 5, а другое на 2 - это буде не верно). Спасибо, что внимательно отнеслись к заполнению данной методики.

2.7 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Для обработки данных использовался метод сравнения средних значений при помощи критерия U Манна-Уитни. Также был проведен корреляционный анализ параметров, результаты которого будут представлены в главе 3 в виде корреляционных плеяд.

Критерий U Манна-Уитни является непараметрическим критерием, позволяющим проверить гипотезу о том, что значения двух совокупностей данных отличаются друг от друга. Непараметрический критерий U Манна-Уитни применяется для сравнения средних значений между двух независимых выборок.

Для применения данного критерия важно, чтобы распределение признаков в каждой выборке не соответствовало нормальному расперделению.

Эмпирическое значение непараметрического критерия U Манна-Уитни определить насколько два независимых распределения совпадают.

Нулевая гипотеза формулируется как: распределение признака в первой выборке соответствует распределению признака во второй выборке. Вывод о степени значимости различий в уровне выраженности переменных необходимо сделать исходя из показателя p:

· если p-уровень?0,05, то различия между выборками являются статистически значимыми;

· если p-уровень >0,05, то различия между выборками являются статистически не значимыми.

Корреляционный анализ является классическим видом математической обработки данных, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами. Для определения качества связи между переменными используется коэффициент корреляции -Кендалла, который измеряется в пределах от -1 до 1. Данный коэффициент является случайной величиной. Так как вычисляется из случайных величин.. Коэффициент ранговой корреляции -Кендалла предназначен для определения взаимосвязи между двумя ранговыми переменными.

...

Подобные документы

    Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости, взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма. Исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы изучения стресса и устойчивости к стрессу. Причины стресса на рабочем месте. Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС. Анализ исследования стрессоустойчивости, выбор методик. Практические рекомендации по профилактике стресса.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужчин и женщин. Рассмотрение методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2013

    Понятие и факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости, возрастные особенности данного качества характера. Изучение творческого мышления в психологии. База, ход и организация исследования отношений стрессоустойчивости и творческого мышления.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Сущность понятий стресса, стрессоустойчивости и темперамента. Источники и особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты, методы предупреждения и преодоления. Методика и этапы исследования ее психологической структуры.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий стрессоустойчивости. Предложения и рекомендации по развитию стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие, функции и структура стрессоустойчивости, основные факторы, влияющие на ее развитие. Методика разработки программы формирования стрессоустойчивости старшеклассников с учетом психологических особенностей; констатирующий и формирующий эксперимент.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2012

    Эмоциональные, интеллектуальные и физиологические признаки стресса. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости инженерно-технических работников с разным уровнем рефлексивности. Рекомендации, направленные на развитие стрессоустойчивости.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2015

    Проблема стресса в психологии. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у военнослужащих. Психологическая подготовка к ведению боевых действий как фактор формирования этого качества. Социально-психологические технологии его воспитания.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Психологическая сущность стресса и конфликта. Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой. Способы регуляции стрессоустойчивости в конфликтной ситуации. Исследование уровня стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости личности.

Реакция на стресс, как показано выше, всегда индивидуальна. Это позволяет говорить о разной подверженности стрессу, о различных уровнях стрессоустойчивости.

При изучении стрессоустойчивости личности рассматриваются четыре следующих вопроса :

1. Сущность стрессоустойчивости;

2. Природная стрессоустойчивость;

3. Приобретенная стрессоустойчивость;

4. Стрессоустойчивость руководителя.

Интересно то, что от последствий одного стресса можно избавиться с помощью стрессов другого рода. Так, после сдачи экзамена можно прийти в норму, до седьмого пота пробежавшись на лыжах.

Кроме того, стресс способен уменьшить влияние остальных критических состояний: кризиса, конфликта, невроза. Он позволяет взглянуть на них по-новому, оценить их реальный масштаб, наметить пути преодоления.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессорам. Различают стрессоустойчивость организма и личности.

Стрессоустойчивость организма связана с пониженной реакцией основных физиологических систем человека на стрессовые воздействия. Организм осуществляет реагирование, но в своеобразном замедленном темпе, выполняя действие компенсатора.

Реагирование на стрессовые воздействия происходят индивидуально. У одних людей даже относительно незначительное воздействие вызывает бурную реакцию, у других – серьезные внешние влияния не могут поколебать их спокойствие. Иными словами, порог приспособительных возможностей организма у разных людей может сильно отличаться.

На одни и те же нагрузки люди реагируют по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. А у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает.

Виды реакции на стресс получили в психологии управления образные названия: активная – «стресс льва»; пассивная – «стресс кролика».

У людей с активной реакцией на внешние воздействия стрессоустойчивость является высокой. У людей с пассивной реакцией стрессоустойчивость низкая.

Стрессоустойчивость личности связана с пониженной психической реакцией человека на действие стрессоров. Эмоциональный всплеск происходит, но его сила (амплитуда) относительно невысока.

Стрессоустойчивость выступает способностью сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Таким образом, можно сказать, что стрессоустойчивость личности прямо связана с эмоциональным миром индивида. При высокой эмоциональности человека его стрессоустойчивость будет высокой. При низкой эмоциональности индивида такой же будет и его стрессоустойчивость.

Антиподом стрессоустойчивости является стрессопредрасполо-женность . Она означает неадекватно высокую реакцию организма на относительно малые раздражители.

В зависимости от источника различают два вида стрессоустойчивости:

природная – данная человеку от рождения;

приобретенная – сформированная в ходе жизненного опыта.

Природная стрессоустойчивость это особенности организма человека, данные ему от рождения, и способствующие противостоянию внешним негативным воздействиям.

Американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Резеннан выделили два типа людей, в зависимости от их стрессоустойчивости. Тип А – люди решительные, способные к конкуренции, нетерпеливые, вербально агрессивные, склонные к злости. Тип Б – люди рассудительные, уравновешенные, со спокойным характером.

Люди типа А вдвое чаще, чем группы Б,склонны к стрессам. Реактивные личности типа А значительно чаще, чем иные, «готовы» к борьбе. И если борьба не происходит, это отрицательно сказывается на их здоровье. Когда люди типа А бессильны, или вынуждены принимать сложное решение, их нервная система перераспределяет поток крови, направляя ее от внутренних органов к мышцам. В этот момент снижается удаление холестерола и жира из крови. Холестерол и жир постепенно накапливаются вокруг сердца.

Продолжительный стресс, порожденный непримиримым характером, может привести к аритмии сердца и иным тяжелым расстройствам. Через стресс происходит отрицательной взаимодействие психики и сердечно-сосудистой системы человека.

Самая неприятная черта характера личности типа А – это отрицательные эмоции, особенно злость, связанные с агрессивно-реак-тивным темпераментом. Наиболее ярко эта черта проявляется в ситуациях вербального общения. Не вовремя сделанная пауза может спровоцировать нервный приступ.

Нетерпеливый, склонный к злости человек может вскочить, повысить голос, повести себя агрессивно.

Враждебность, цинизм, ярость, злость на других людей увеличивают подверженность человека стрессу в несколько раз.

Так, китайская народная пословица гласит: «Огонек, который вы раздуваете для своего врага, часто обжигает вас больше, чем его».

Резко повышают подверженность стрессу и депрессии, чувства тревожности и безнадежности. Вредное влияние отрицательных эмоций связано с психическими и физиологическими расстройствами. Физиологические последствия (корреляты) отрицательных эмоций могут приводить к неосознанным негативным поступкам, принятию вредных для здоровья решений.

Болезнь, боль и немощь также могут негативно влиять на гормоны и медиаторы, приводить к стрессу. При этом происходит деморализующее воздействие на способности человека, его самочувствие и работоспособность.

Люди типа Б имеют высокую стрессоустойчивость вследствие пониженной реакции на внешние и внутренние раздражители. Они не реагируют немедленной мобилизацией физиологической активности организма.

У людей типа Б внешние и внутренние раздражители вызывают повышение умственной деятельности, а не физическую активность. Люди вначале рассуждают, а затем уже действуют. «Ножницы» во времени выполняют функцию защиты от стресса.

Существенно повышают стрессоустойчивость радость, хорошее настроение, смех. Эти состояния благотворно влияют на деятельность основных жизненных систем организма. При легких расстройствах они могут даже выполнять терапевтические функции.

Китайская пословица гласит: «Когда легко на сердце, то и тело здорово».

Внимание к людям, дружелюбие, терпимость к чужим недостаткам и ошибкам также способствуют стрессоустойчивости. В организме таких людей не возникают протестные реакции, не выходит из равновесия нервная система, не появляется немедленная готовность к действию.

Повышают стрессоустойчивость личности и творчество, креативность, увлеченность чем-либо. У таких людей во внутреннем мире выстраивается своеобразный рейтинг ценностей. На первом месте, с большим отрывом, оказываются их увлечения. Все остальное имеет столь малое значение, что не может вызвать сильного эмоционального всплеска.

Природная стрессоустойчивость, как и стрессопредрасположенность, частично могут передаваться по наследству. Тип нервной системы, физиологические особенности, характер и темперамент могут иметь некоторые наследственные черты. Однако, чаще всего значительной наследственной связи в стрессоустойчивости и стрессо-предрасположенности человека нет.

Приобретенная стрессоустойчивость связана с развитием личности, индивидуальным опытом и образом жизни.

Развитие личности как фактор стрессоустойчивости заключается в контроле человека над своими чувствами и эмоциями. Человек образованный и воспитанный вырабатывает в себе привычку не поддаваться эмоциям, реагировать на события спокойно и рассудительно. В ходе становления личности такая привычка становится чертой характера, и защищает человека от стресса.

Индивидуальный опыт как фактор стрессоустойчивости проявляется тогда, когда человек научиться минимизировать свои ошибки. Он стремится не допустить развития стрессовых ситуаций, учится не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Так, люди, которые научились управлять стрессом, обычно эмоционально реагируют более интенсивно. Однако они возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет управлять своим стрессом. Можно привести аналогию со спортсменом: их сердцебиение сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.

Образ жизни , как фактор стрессоустойчивости, связан с жизненным стилем человека. Психологи различают нестрессовый и стрессовый стили жизни.

Нестрессовый стиль жизни содержит следующие черты:

– установление уважительных межличностных отношений, выбор друзей интересных и ободряющих, отстаивание собственных прав;

– участие в интересной, благородной и творческой работе, которая приносит социальное признание и материальное вознаграждение;

– уравновешивание неприятных событий положительными явлениями и полезными целями, наличие «путей спасения», позволяющих расслабиться;

– направление энергии в различные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, сохранение стимулирующей рабочей нагрузки, где периоды напряжений периодически компенсируются временем «передышек»; эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций,

– допуск наличия «творческого» стресса в определенные периоды интересной напряженной деятельности;

– ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы, отсутствие вредных привычек.

Нестрессовый стиль жизни в значительной степени позволяет сопротивляться и избегать стрессов даже предрасположенным к ним людям, то есть людям группы А.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими чертами:

допущение сложных отношений с окружающими, тяжелое преодоление проблем на работе, неприятностей в семье, размолвок с друзьями;

участие в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе;

занятие по жизни одним видом деятельности, например, общественными заботами, зарабатыванием денег, физическим трудом, одиночеством;

беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий, попадание в непрекращающиеся стрессовые ситуации;

испытание постоянной нехватки времени, «цейтнот», накопление невыполненных дел, хроническое эмоциональное напряжение;

ведение нездорового образа жизни, пребывание в плохой физической форме, наличие вредных привычек.

Стрессовый стиль жизни подталкивает к стрессам даже устойчивых к ним людей, то есть людей группы Б.

По шесть основных черт стрессового и нестрессового стилей жизни представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Черты стилей жизни

Стрессоустойчивость руководителя является важной чертой профессионализма, умения сохранять работоспособность и здоровье.

Стресс выступает в качестве отличительной черты в деятельности руководителя. Вызывающие его причины (стрессоры) сами по себе достаточно разнообразны, однако можно выделить три наиболее характерные из них:

высокая ответственность за качество работы, за правильность принимаемых решений, за результаты деятельности организации;

большой объем работы и связанные с ним перегрузки, необходимость работать быстро, часто, в условиях дефицита времени и высокого риска;

многочисленность отношений в самых разнообразных видах: с подчиненными, клиентами, партнерами, начальством.

Стрессоустойчивость, поэтому, настолько важна для руководителей, что при их отборе учитывается способность нести на себе нервную нагрузку.

Личности типа А больше подходят к работе в качестве руководителей по совей настойчивости, устремленности к успеху, креативности, оперативности, конкурентоспособности. Однако они же и обладают повышенной стрессопредрасположенностью.

Имея низкую природную стрессоустойчивость, руководители могут компенсировать это приобретенной стрессоустойчивостью. Немалые ресурсы противодействия стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджеров.

Обстоятельная и системная профессиональная подготовка руководителя дает возможности справиться с проблемными ситуациями.

Существуют различные методики повышения стрессоустойчивости. Одни из них позволяют установить барьер в одной точке модели стресса. Другие же предполагают комплексное управление стрессом. Они предусматривают вмешательство на всех фазах стресса.

Отметим, что не надо полностью устранять стресс. Существует оптимальный уровень допущения стресса. В этом случае стресс может дать положительную реакцию – импульс физиологической и психической активности.

Психологией установлено, что эффективным способом повышения стрессоустойчивости является юмор . Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и снять негативные эмоции. Юмор обладает целебными свойствами.

Психолог Робинсон, на основании продолжительных исследований, заключает: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания.

Однако важно не превращать юмор в насмешку над другими. В этом случае сам юмор может стать стрессом. Следовательно, надо быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-нибудь.

Психолог Сэндз указывает: «Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание, или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчить юмор».

Итак, стрессоустойчивость является способностью человека противостоять стрессорам. Различают два вида стрессоустойчивости: организма – пониженная физиологическая реакция; личности – взвешенная психологическая реакция.

Есть 2 типа стрессоустойчивости: природная – зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая – связанная с развитием человека, личным опытом и образом жизни.

Стрессоустойчивость – это сохранение работоспособности.


Похожая информация.