Великое княжество литовское и русское. Недолгий расцвет Речи

Великое княжество Литовское, феодальное государство, существовавшее в 13-16 вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.). В 9-12 вв. на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения - земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) - имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 упоминается союз литовских князей во главе со "старейшими" князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве. Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в В. к. Л. под властью Миндовга (середина 30-х гг. 13 в. - 1263), захватившего также некоторые белорусские земли (Чёрную Русь). Образование В. к. Л. было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала 13 в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В 14 в., в княжение Гедимина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82), В. к. Л. значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.). Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав В. к. Л. русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей В. к. Л. обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём - совет из представителей знати и высшего духовенства. В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377-92) заключил с Польшей Кревскую унию 1385. Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца 14 в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в 14 - 15 вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономической зависимости усиливался и национальный гнёт в белорусских и украинских землях. В городах развивались ремёсла и торговля. В 15-16 вв. растут права и привилегии литовских панов. По Городельской унии 1413 на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. В конце 15 в. образовалась Рада панов, фактически поставившая по привилею 1447 и по привилею великого князя Александра 1492 под свой контроль власть великого князя. Образование общешляхетского сейма (в конце 15 в.), а также издание Литовских статутов 1529, 1566 закрепили и увеличили права литовского дворянства.

Переход к денежной ренте в конце 15-16 вв. сопровождался увеличением эксплуатации крестьян и обострением классовой борьбы: участились побеги, волнения (особенно крупные - в 1536-37 в великокняжеских имениях). В середине 16 в. в имениях великого князя была проведена реформа, в результате которой усилилась эксплуатация крестьян за счёт роста барщины (см. Волочная помера). С конца 16 в. эта система вводится во владениях крупных помещиков-магнатов. Массовое закрепощение крестьян, развитие барщинного хозяйства, получение литовскими помещиками во 2-й половине 16 в. права на беспошлинный вывоз зерна за границу и ввоз товаров задерживали развитие городов.

Литовские князья с момента образования В. к. Л. стремились к захвату русских земель. Однако усиление в 14 в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины 15 в. в результате войн с Русью (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37) B. к. Л. утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях В. к. Л., обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на В., а также неудачи в Ливонской войне 1558-83 против России привели к объединению В. к. Л. с Польшей по Люблинской унии 1569 в одно государство - Речь Посполитую.

В XIV-XV вв. Великое княжество Литовское и Русское было реальным соперником Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе. Оно укрепилось при князе Гедимине (правил в 1316-1341 гг.). Русское культурное влияние в это время здесь преобладало. Гедемин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало. Вплоть до конца XIV в. русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. При Ольгерде (правил в 1345-1377 гг.) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах. Во время его правления в состав государства входили большая часть нынешней Литвы, Белоруссии, Украины и Смоленской области. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам - Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники-литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (на пример, в Смоленске). Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РУССКОГО

В первой половине XIV в. в Европе появилось сильное государство - Великое княжество Литовское и Русское. Своим возникновением оно обязано Великому князю Гедиминасу (1316-1341), который за годы своего правления захватил и присоединил к Литве Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли. В зависимость от Литвы попали Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества. Многие русские земли, стремившиеся найти защиту от монголо-татар, присоединялись к Литве. Внутренний порядок в присоединенных землях не менялся, но их князья должны были признать себя вассалами Гедиминаса, платить ему дань и поставлять войска в необходимых случаях. Сам Гедиминас стал называть себя «королем литовцев и многих русских». Официальным языком и языком делопроизводства княжества стал старо-русский (близкий к современному белорусскому) язык. В Великом княжестве Литовском не было преследований по религиозному и национальному признакам.

В 1323 у Литвы появилась новая столица - Вильнюс. Согласно преданию, однажды Гедиминас охотился у подножия горы на месте слияния рек Вильни и Нярис. Убив огромного тура, он со своими дружинниками решил заночевать вблизи древнего языческого святилища. Во сне ему приснился одетый в железные доспехи волк, который выл, как сто волков. Призванный для истолкования сна верховный жрец Лиздейка пояснил, что он этом месте следует построить город - столицу государства и что слава об этом городе разнесется по всему свету. Гедиминас прислушался к совету жреца. Был построен город, который получил свое название от реки Вильни. Сюда и перенес свою резиденцию из Тракая Гедиминас.

Из Вильнюса в 1323-1324 Гедиминас писал письма римскому папе и городам Ганзейского союза. В них он заявлял о своем желании принять католичество, приглашал в Литву ремесленников, купцов, земледельцев. Крестоносцы понимали, что принятие Литвой католичества означало бы для них окончание их «миссионерской» миссии в глазах Западной Европы. Поэтому они стали подстрекать местных язычников и православных против Гедиминаса. Князь вынужден был отказаться от своих планов - папским легатам он объявил о допущенной якобы ошибке писаря. Однако христианские храмы в Вильнюсе продолжали строиться.

Крестоносцы же вскоре возобновили военные действия против Литвы. В 1336 они осадили жемайтийский замок Пиленай. Когда его защитники поняли, что не смогут долго сопротивляться, они сожгли замок и сами погибли в огне. 15 ноября 1337 Людвиг IV Баварский подарил тевтонскому Ордену построенный у Нямунаса Баварский замок, который должен был стать столицей покоренного государства. Однако это государство еще предстояло завоевать.

После смерти Гедиминаса княжество перешло к его семи сыновьям. Великим князем считался тот, кто правил в Вильнюсе. Столица досталась Яунутису. Его брат Кестутис, получивший в наследство Гродно, Тракайское княжество и Жемайтию, был недоволен тем, что Яунутис оказался слабым правителем и не смог прийти к нему на помощь в борьбе против крестоносцев. Зимой 1344-1345 Кестутис занял Вильнюс и разделил власть с другим своим братом - Альгирдасом (Ольгердом). Кестутис возглавил борьбу против крестоносцев. Он отразил 70 походов в Литву Тевтонского ордена и 30 - Ливонского. Не было ни одной крупной битвы, в которой он не принял бы участие. Военный талант Кестутиса ценили даже его враги: каждый из крестоносцев, как сообщают их собственные источники, считал бы для себя величайшей честью пожать Кестутису руку.

Альгирдас, сын русской матери, как и его отец Гедиминас большее внимание уделял захватам русских земель. За годы его правления территория Великого княжества Литовскго увеличилась вдвое. Альгирдас присоединил к Литве Киев, Новгород - Северский, Правобережную Украину и Подол. Взятие Киева привело к столкновению с монголо-татарами. В 1363 войско Альгирдаса разбило их у Синих Вод, южно-русские земли были освобождены от татарской зависимости. Тесть Альгирдаса, тверской князь Михаил Александрович, в борьбе с Москвой попросил поддержки у своего зятя. Три раза (1368, 1370 и 1372) Альгирдас совершал поход на Москву, но взять город не смог, после чего с московским князем был в конце концов заключен мир.

После смерти Альгирдаса в 1377 в стране началась междоусобица. Престол Великого князя Литовского получил сын Альгирдаса от второго брака Ягайло (Ягелло). Андрей (Андрюс), сын от первого брака, поднял мятеж и бежал в Москву, прося там поддержки. Он был принят в Москве и направлен отвоевывать у Великого княжества Литовского новгород-северские земли. Ягайло в борьбе против Андрея обратился за помощью к Ордену, обещая принять католичество. В тайне от Кестутиса между Орденом и Ягайлой был заключен мирный договор (1380). Обеспечив себе надежный тыл, Ягайло отправился с войском на помощь Мамаю против , надеясь наказать Москву за поддержку Андрея и разделить с Олегом Рязанским (также союзником Мамая) земли московского княжества. Однако на Куликовское поле Ягайло прибыл с опозданием: монголо-татары уже потерпели сокрушительное поражение. Тем временем Кестутис узнал о заключенном против него тайном договоре. В 1381 он занял Вильнюс, изгнал оттуда Ягайлу и отправил его в Витебск. Однако через несколько месяцев, в отсутствие Кестутиса, Ягайло вместе со своим братом Скиргайлой захватил Вильнюс, а затем и Тракай. Кестутис и его сын Витаутас были приглашены на переговоры в ставку Ягайлы, там схвачены и помещены в Кревский замок. Кестутис был вероломно убит, а Витаутасу удалось бежать. Ягайло стал править один.

В 1383 Орден, с помощью Витаутаса и жемайтийских баронов, возобновил военные действия против Великого княжества Литовского. Союзниками был взят Тракай и сожжен Вильнюс. В этих условиях Ягайло вынужден был искать поддержки у Польши. В 1385 в Кревском (Краковском) замке между Великим княжеством Литовским и польским государством была заключена династическая уния. В следующем году Ягайло принял крещение, получив имя Владислав, женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем - основателем Ягеллонской династии, которая правила Польшей и Литвой свыше 200 лет. Осуществляя унию на практике, Ягайло создал Вильнюсское епископство, крестил Литву, а литовских феодалов, принявших католичество, уравнял в правах с польскими. Вильнюс получил право самоуправления (Магдебургское право).

Витаутас, еще некоторое время боровшийся с Ягайло, в 1390 вернулся в Литву, а в 1392 между двумя правителями был заключен договор: Витаутас получил во владение Тракайское княжество и стал фактическим правителем Литвы (1392-1430). После походов в 1397-1398 к Черному морю он привез в Литву татар и караимов и поселил их в Тракае. Витаутас укрепил литовское государство и расширил его территорию. Он лишил власти удельных князей, направив управлять землями своих наместников. В 1395 к Великому княжеству Литовскому был присоединен Смоленск, сделаны попытки завоевать Новгород и Псков. Держава Витаутаса простиралась от Балтийского до Черного моря. Чтобы обеспечить себе надежный тыл в борьбе против крестоносцев, Витаутас подписал договор с великим московским князем Василием I (который был женат на дочери Витаутаса - Софии). Границами между великими княжествами стала река Угра.

ОЛЬГЕРД, ОН ЖЕ АЛЬГИДРАС

В. Б. Антонович («Очерк истории Великого княжества Литовского») дает нам следующую мастерскую характеристику Ольгерда: «Ольгерд, по свидетельству современников, отличался по преимуществу глубокими политическими дарованиями, он умел пользоваться обстоятельствами, верно намечал цели своих политических стремлений, выгодно располагал союзы и удачно выбирал время для осуществления своих политических замыслов. Крайне сдержанный и предусмотрительный, Ольгерд отличался умением в непроницаемой тайне сохранять свои политические и военные планы. Русские летописи, не расположенные вообще к Ольгерду вследствие его столкновений с северо-восточной Русью, называют его „зловерным“, „безбожным“ и „льстивым“; однако признают в нем умение пользоваться обстоятельствами, сдержанность, хитрость, - словом, все качества, нужные для усиления своей власти в государстве и для расширения его пределов. По отношению к различным национальностям, можно сказать, что все симпатии и внимание Ольгерда сосредоточивались на русской народности; Ольгерд, по его взглядам, привычками и семейным связям, принадлежал русской народности и служил в Литве ее представителем». В то самое время, когда Ольгерд усиливал Литву присоединением русских областей, Кейстут является ее защитником перед крестоносцами и заслуживает славу народного богатыря. Кейстут - язычник, но даже его враги, крестоносцы, признают в нем качества образцового христианина-рыцаря. Такие же качества признавали в нем поляки.

Оба князя так точно разделили управление Литвой, что русские летописи знают только Ольгерда, а немецкие - только Кейстута.

ЛИТОВЦЫ НА ПАМЯТНИКЕ «ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ»

Нижний ярус фигур представляет собой горельеф, на котором в результате длительной борьбы помещено 109 окончательно утвержденных фигур, изображающих выдающихся деятелей Русского государства. Под каждым из них на гранитном цоколе сделана подпись (поименование), выведенная славянским стилизованным шрифтом.

Деятели, помещенные на горельефе, разделены автором проекта Памятника на четыре отдела: Просветителей, Государственных людей; Военных людей и героев; Писателей и художников…

Отдел Государственных людей помещается на восточной стороне Памятника и начинается непосредственно за «Просветителями» фигурой Ярослава Мудрого, после которого идут: Владимир Мономах, Гедимин, Ольгерд, Витовт, князья Великого княжества Литовского.

Захаренко А.Г. История сооружения Памятника «Тысячелетию России» в Новгороде. Ученые записки» историко-филологического факультета Новгородского государственного педагогического института. Вып. 2. Новгород. 1957

Великое княжество Литовское — государство на территории восточной Европы, существовало с первой половины 13-го века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

Какая незадача и «вот такой рубец» всем почитателям Киевской Руси, от которой пошел мир — сам Киев был частью вот этого самого княжества Литовского.

Посмотрите на карту — тут и Московское (также Великое) княжество размером с Молдавию (она на карте тоже есть). Сейчас Литва — маленькое государство и на самом деле в те далекие времена никакой Литвы вообще не было. Литва и Великое княжество Литовское совсем не одно и тоже, хотя конечно современная Литва находится на той территории, которую занимало упомянутое княжество, но только лишь малую его часть.

В период с 1250 по 1350 годы племена, населявшие прибалтийские территории, вошли в стадию разложения родового строя. Массового объединения между племенами не было, так что и государства как такового тоже не существовало. Но феодальные отношения уже зарождались. Зарождались они под влиянием всё того же Запада — в конце XII века германцы полезли в Прибалтику со своими крестами, мечами и новой, христианской верой. Прибалтийцы отчаянно сопротивлялись, что и ускорило возникновение центра управления, т.е государства.

Отношения с Русью и другими соседями

С Русью отношения были традиционно мирные, добрососедские. Прибалтика издревле связана с Русью. Правда не совсем понятно, но есть сведения о том, что прибалтийские племена платили дань Руси со времен Игоря Старого. За что платили — не выяснил. Может за охрану границ?! В XI-XII веках весь бассейн Западной Двины, от моря до верховьев, был в под управлением полоцких князей. Особенно тесными были отношения с Новгородом и Полоцкой землей, которые вероятно даже участвовали в сопротивления экспансии западных держав на Прибалтику.

Но немецкие, датские и шведские феодалы-рыцари, под знаменем Северного крестового похода (провозглашен в 1198 году), лезли в эти, новые для себя территории. В 1198 году аж из Палестины в Прибалтику перебазируется знаменитый Тевтонский Орден, в 1202 году образуется Орден меченосцев, в 1327 году — Ливонский Орден.

Великое княжество Литовское возникло в XIII веке как объединение славянско-литовских племен (литва, ятвяги, кривичи , лехетские радимичи и др.) против рыцарей с запада. В 40-е годы XIII в. кунигас Летувы Миндаугас (Миндовг) объединил Нальшанскую, Жетувскую, Жемайтскую земли, часть Ятвяжской земли и Черную Русь с городами Слоним, Новогородок, Волковыск (земли Полоцкого княжества). Процесс образования княжества завершился в 50-е годы XIII века.

Поcле распада Киевской Руси в XIII веке земли Южной и Западной Руси в XIV веке вошли в состав Великого княжества Литовского, которое превратилось в одно из сильнейших государств Восточной Европы.

Литва и Великое княжество Литовское

Название «Литва» для современной Литвы стало употребляться только во 2-й половине XIX века. Основная часть современной Литвы (западная ее часть) называлась не Литвой, а Жемайтией (Жмудью или Самогитией), и фигурировало как автономное княжество в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (таково полное наименование «Литвы» в историческом понимании термина), что видно по многим старинным картам. Балто-литовский язык жемайтов не имел своей письменности до середины XVI века.
[Подробнее см. Е.Е.Ширяев Беларусь: Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах. Минск, Наука и техника, 1991.]

«Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старо-белорусский [западное наречие старо-русского, старо-славянского языка ] вплоть до конца XVII века, затем его сменил польский. Следует отметить, что литовский язык не был государственным за все время существования княжества. Великое княжество Литовское считалось славянским не только по языку и культуре, но и по преобладанию славянского населения».

Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный — эти создатели Московского государства известны нам со школьной скамьи. А имена Гедимина, Ягайло или Витовта так же нам знакомы? В лучшем случае мы прочтем в учебниках, что были они литовскими князьями и когда-то давно воевали с Москвой, а потом канули где-то в неизвестности… Но ведь именно они основали восточноевропейскую державу, которая с не меньшим основанием, чем Московия, именовала себя Русью.

Великое княжество Литовское

Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX-XII века - развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века - усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год - литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год - победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год - объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век - значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316-1341 годы - княжение Гедимина
1362 год - Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345-1377 годы - княжение Ольгерда
1345-1382 годы - княжение Кейстута
1385 год - великий князь Ягайло
(1377-1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год - принятие Литвой католичества
1392 год - в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год - объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год - Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год - первый Привилей - свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год - «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века - образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы - выход трех редакций Литовского статута - «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487-1537 годы - проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558-1583 годы - война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год - подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды : в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

«Славянские ль ручьи сольются в русском море?» (Александр Пушкин)

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья - потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы - тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368-1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало - наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился - но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века - с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

«Что возмутило вас? Волнение Литвы?» (Александр Пушкин)

У удальца Витовта сыновей не было - после затяжной усобицы к власти в 1440 году взошел сын Ягайло Казимир, занявший престолы Литвы и Польши. Он и его ближайшие потомки усиленно действовали в Центральной Европе, и небезуспешно: порой в руках Ягеллонов оказывались короны Чехии и Венгрии . Но на восток они смотреть совсем перестали и потеряли интерес к амбициозной «общерусской» программе Ольгерда. Как известно, природа не терпит пустоты - задачу успешно «перехватил» московский правнук Витовта - великий князь Иван III: уже в 1478-м он выказал притязания на древнерусские земли - Полоцк и Витебск. Помогла Ивану и церковь - ведь резиденцией общерусского митрополита была Москва, а значит, оттуда духовно управлялись и литовские приверженцы православия. Однако литовские князья не раз (в 1317, 1357, 1415 годах) пытались поставить «своего» митрополита для земель Великого княжества, но в Константинополе не были заинтересованы в разделении влиятельной и богатой митрополии и уступках королю-католику.

И вот Москва почувствовала в себе силы, чтобы перейти в решительное наступление. Проходят две войны - 1487-1494 и 1500-1503 годов, Литва теряет почти треть территории и признает за Иваном III титул «государя всея Руси». Дальше - больше: к Москве отходят Вязьма, черниговские и новгород-северские земли (собственно, Чернигов и Новгород-Северский, а также Брянск, Стародуб и Гомель). В 1514 году Василий III возвращает Смоленск, на 100 лет ставший главной крепостью и «воротами» на западной границе России (потом его снова отобрали западные противники).

Только к третьей по счету войне 1512-1522 годов литовцы собрали свежие войска из западных областей своей державы, и силы противников оказались равными. Тем более что население восточных литовских земель к тому времени основательно остыло к идее присоединения к Москве. Все-таки пропасть между общественными взглядами и правами подданных Московского и Литовского государств уже была весьма глубокой.

Один из залов вильнюсской башни Гедимина

Не московиты, но русские

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» - древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.


Литовский рыцарь. Конец XIV века

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии - «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но - не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский - большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV-XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV-XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей - потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных - сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

Вольность с пропинацией

Но не только по доброй воле великих князей произошло такое значительное возвышение шляхты - польского и литовского дворянства. Дело еще и в «мировом рынке». Вступавшим в XVI веке в фазу промышленных революций Нидерландам, Англии, северной Германии требовалось все больше сырья и сельхозпродуктов, которые поставляли Восточная Европа и Великое княжество Литовское. А с притоком в Европу американского золота и серебра «революция цен» сделала продажу зерна, скота и льна еще более выгодной (покупательная способность западных клиентов резко выросла). Ливонские рыцари, польские и литовские шляхтичи стали превращать свои имения в фольварки, ориентированные специально на производство экспортной продукции. Растущие доходы от такой торговли и составили основу могущества «магнатов» и зажиточной шляхты.

Первыми были князья - Рюриковичи и Гедиминовичи, крупнейшие землевладельцы литовского и русского происхождения (Радзивиллы, Сапеги, Острожские, Воловичи), имевшие возможность выводить на войну сотни собственных слуг и занимавшие виднейшие посты. В XV столетии их круг расширился за счет «простых» «бояр-шляхты», обязанных нести военную службу князю. Литовский статут (свод законов) 1588 года закрепил их широкие права, накопленные за 150 лет. Пожалованные земли объявлялись вечной частной собственностью владетелей, каковые теперь могли уже свободно поступать на службу к более знатным панам, уезжать за границу. Их запрещалось арестовывать без решения суда (а местные земские суды шляхта сама избирала на своих собраниях-«сеймиках»). Обладал хозяин и правом «пропинации» - только он сам мог производить пиво и водку и продавать крестьянам.

Естественно, в фольварках процветала барщина, а вместе с ней и иные крепостнические порядки. Статут признавал за крестьянами право только одного владения - движимым имуществом, необходимым для выполнения повинностей хозяину. Впрочем, «человек вольный», осевший на земле феодала и проживший на новом месте 10 лет, все же мог уйти, откупившись значительной суммой. Однако принятый общегосударственным сеймом в 1573 году закон давал панам право карать своих подданных по своему усмотрению - вплоть до смертной казни. Государь теперь вообще терял право вмешиваться во взаимоотношения вотчинников и их «живой собственности», а в Московской Руси, наоборот, государство все больше ограничивало судебные права помещиков.

«Литва - как часть другой планеты» (Адам Мицкевич)

Государственное устройство Великого княжества Литовского тоже разительно отличалось от Московского. Тут не сложилось аппарата центрального управления, подобного великорусской системе приказов - с их многочисленными дьяками и подьячими. Земский подскарбий (заведующий государственной казной - «скарбом») в Литве хранил и расходовал деньги, но не собирал налоги. Гетманы (командующие войсками) - предводительствовали шляхетским ополчением, когда оно собиралось, но постоянная армия великого князя насчитывала в XVI веке всего пять тысяч наемных солдат. Единственным постоянным органом была великокняжеская канцелярия, которая вела дипломатическую переписку и хранила архив - «Литовскую метрику».

В тот год, когда генуэзец Христофор Колумб отправился в свое первое плавание к далеким «индийским» берегам, в славный 1492-й, государь литовский Александр Казимирович Ягеллон окончательно и добровольно вступил на путь «парламентской монархии»: теперь он согласовывал свои действия с радой панов, состоявшей из трех десятков епископов, воевод и наместников областей. В отсутствие князя рада вообще полностью управляла страной, контролировала земельные пожалования, расходы и внешнюю политику.

Города литовские тоже сильно отличались от великорусских. Было их немного, и заселялись они неохотно: для пущей «урбанизации» князьям приходилось приглашать иноземцев - немцев и евреев, получавших опять-таки особые привилегии. Но иностранцам и этого было мало. Чувствуя прочность своего положения, они уверенно добивались от власти уступки за уступкой: в XIV-XV веках Вильно, Ковно, Брест, Полоцк, Львов, Минск, Киев, Владимир-Волынский и другие города получили собственное самоуправление - так называемое «магдебургское право». Теперь горожане избирали «радцев»-советников, ведавших муниципальными доходами и расходами, и двух бурмистров - католика и православного, судивших горожан вместе с великокняжеским наместником-«войтом». А когда с XV века в городах появились ремесленные цеха, их права закрепили в специальных уставах.

Истоки парламентаризма: вальный сейм

Но вернемся к истокам парламентаризма Литовского государства - все-таки он был его главной отличительной чертой. Интересны обстоятельства возникновения высшего законодательного органа княжества - Вального сейма. В 1507 году он впервые собрал для Ягеллонов чрезвычайный налог на военные нужды - «серебщизну», и с тех пор так и повелось: каждые год-два необходимость в субсидии повторялась, а значит, приходилось собирать шляхту. Постепенно в компетенцию «панов-рады» (то есть сейма) попали и другие важные вопросы - например, на Виленском сейме 1514 года решили, вопреки княжескому мнению, продолжать войну с Москвой, а в 1566 году депутаты постановили: без их одобрения не изменять ни единого закона.

В отличие от представительных органов других европейских стран, в сейме всегда заседала только знать. Его члены, так называемые «послы», избирались по поветам (судебно-административным округам) местными «сеймиками», получали от своих избирателей - шляхтичей «зуполную моць» и отстаивали их наказы. В общем, почти наша Дума - но только дворянская. Кстати, стоит сравнить: в России тоже существовал в то время нерегулярно собиравшийся совещательный орган - Земский собор. Он, однако, не имел прав, даже близко сравнимых с теми, какими обладал литовский парламент (имел, по сути, только совещательные!), а с XVII века и вовсе стал созываться все реже, чтобы в 1653 году состояться в последний раз. И никто этого не «заметил» - в Соборе теперь и заседать-то никто не стремился: московские служилые люди, составлявшие его, в массе своей жили за счет небольших поместий и «государева жалования», и думать о делах державы им было неинтересно. Им бы понадежнее закрепить крестьян на своих землях…

«Литовцы говорят по-польски?..» (Адам Мицкевич)

И литовская, и московская политическая элита, группировавшаяся вокруг своих «парламентов», создавала, как водится, мифы о собственном прошлом. В литовских хрониках есть фантастический рассказ о князе Палемоне, который с пятьюстами шляхтичами бежал от тирании Нерона на берега Балтики и покорил княжества Киевской державы (попробуйте сопоставить хронологические пласты!). Но и Русь не отставала: в сочинениях Ивана Грозного происхождение Рюриковичей велось от римского императора Октавиана Августа . А вот Гедимина московское «Сказание о князьях Владимирских» называет и вовсе княжеским конюхом, женившимся на вдове своего господина и незаконно захватившим власть над Западной Русью.

Но различия заключались не только во взаимных обвинениях в «незнатности». Новая серия русско-литовских войн в начале XVI века вдохновила литовские источники на противопоставление своих, домашних, порядков «жестокой тирании» московских князей. В соседней России, в свою очередь, после бедствий Смуты на литовских (и польских) людей смотрели исключительно как на врагов, даже «демонов», в сравнении с которыми даже немец-«лютор» выглядит симпатично.

Итак, снова войны. Литве вообще приходилось много воевать: во второй половине XV века была наконец сломлена боевая мощь Тевтонского ордена, но на южных границах государства выросла новая страшная угроза - Османская империя и ее вассал, хан Крымский. Ну и, конечно, много раз уже помянутое противостояние с Москвой. В ходе знаменитой Ливонской войны (1558-1583 годы) Иван Грозный поначалу ненадолго захватил значительную часть литовских владений, но уже в 1564 году гетман Николай Радзивилл разбил на реке Уле 30-тысячную армию Петра Шуйского. Правда, попытка перейти в наступление на московские владения потерпела неудачу: киевский воевода князь Константин Острожский и староста чернобыльский Филон Кмита напали на Чернигов, но их атака была отбита. Борьба затягивалась: не хватало ни войск, ни денег.

Пришлось Литве скрепя сердце идти уже на полное, реальное и окончательное объединение с Польшей. В 1569 году, 28 июня, в Люблине представители шляхты Короны Польской и Великого княжества Литовского провозгласили создание единой Речи Посполитой (Rzecz Pospolita - буквальный перевод латинского res publica - «общее дело») с единым сенатом и сеймом; денежная и налоговая системы также объединялись. Кое-какую автономию Вильно, впрочем, сохранил: свое право, казну, гетманов и официальный «русский» язык.

Тут, «кстати», в 1572 году умер и последний Ягеллон - Сигизмунд II Август; так что логическим образом общего короля двух стран решили выбирать на общем же сейме. Речь Посполитая на века превратилась в уникальную в своем роде ненаследственную монархию.

Res publica в Москве

В составе шляхетской «республики» (XVI-XVIII века) Литве сперва было жаловаться не на что. Наоборот, она испытала наивысший экономический и культурный подъем, вновь стала великой силой в Восточной Европе. В смутное для России время польско-литовское войско Сигизмунда III осадило Смоленск, а в июле 1610-го разбило армию Василия Шуйского, после чего этого неудачливого царя свергли с престола и постригли в монахи. Бояре же не нашли другого выхода, кроме как уже в августе заключить договор с Сигизмундом и пригласить на московский престол его сына, королевича Владислава. По договору Россия и Речь Посполитая заключали вечный мир и союз, а королевич обязывался католических церквей «не ставити», «прежних обычаев и чинов…не переменять» (в том числе и крепостного права, конечно), иноземцев «в воеводах и в приказных людях не быть». Не имел он права казнить, лишать «чести» и отбирать имущество без совета бояр «и всех думных людей». Все новые законы должны были приниматься «з думою бояр и всее земли». От имени нового царя «Владислава Жигимонтовича» польские и литовские роты заняли Москву. Закончилась вся эта история для польско-литовского претендента, как известно, ничем. Вихрь продолжавшейся русской смуты смел и его притязания на престол Восточной Руси, а скоро удачливые Романовы своим триумфом и вовсе обозначили дальнейшее и очень жесткое противостояние политическому влиянию Запада (при этом все более поддаваясь исподволь его влиянию культурному).

А что, если бы Владиславово дело «выгорело»?.. Что ж, некоторые историки полагают, что договор двух славянских держав уже в начале XVII века мог стать началом умиротворения Руси. Во всяком случае, он означал шаг к правовому государству, предлагая действенную альтернативу самодержавию. Впрочем, даже если приглашение чужого принца на московский престол и могло состояться в действительности, до какой степени принципы, обозначенные в договоре, соответствовали представлениям русских людей о справедливом общественном устройстве? Московские дворяне и мужики, похоже, предпочитали грозного, стоящего над всеми «чинами» государя - гарантию от произвола «сильных людей». К тому же упрямый католик Сигизмунд категорически отказывался отпустить королевича в Москву и тем более допустить его переход в православие.

Недолгий расцвет Речи

Упустив Москву, Речь Посполитая, однако, захватила весьма солидные «отступные», вновь возвратив себе Чернигово-Северские земли (их удалось отбить в так называемой Смоленской войне 1632-1634 годов уже у царя Михаила Романова).

А в остальном - теперь страна, бесспорно, стала главной житницей Европы. Зерно сплавляли вниз по Висле до Гданьска, а оттуда по Балтийскому морю через Эресунн во Францию, Голландию, Англию. Громадные стада скота из нынешних Белоруссии и Украины - в Германию и Италию. Не отставала от экономики и армия: на полях сражений блистала лучшая в тогдашней Европе тяжелая кавалерия - знаменитые «крылатые» гусары.

Но цветение вышло недолгим. Столь выгодное землевладельцам снижение экспортных пошлин на зерно параллельно открывало доступ иноземным товарам в ущерб собственным производителям. Продолжалась отчасти разрушительная для общей национальной перспективы политика приглашения в города иммигрантов - немцев, евреев, поляков, армян, которые теперь уже составили большинство жителей украинских и белорусских городов, особенно крупных (например, Львова). Наступление католической церкви привело к вытеснению православных мещан из городских учреждений и судов; города стали для крестьян «чужой» территорией. В результате две основные составляющие части государства гибельно размежевывались и отчуждались друг от друга.

С другой стороны, хотя «республиканская» система, безусловно, открывала широкие возможности для политического и экономического роста, хотя широкое самоуправление охраняло шляхетские права и от короля, и от мужиков, хотя уже можно было сказать, что в Польше было создано своего рода правовое государство, во всем этом уже таилось и разрушительное начало. В первую очередь подтачивали основы собственного благоденствия сами шляхтичи. Эти единственные «полноценные граждане» своего отечества, эти гордецы лишь одних себя считали «политическим народом». Крестьян и мещан, как уже было рассказано, они презирали и унижали. А ведь при таком отношении последние вряд ли могли загореться желанием отстаивать хозяйские «вольности» - ни во внутренних неурядицах, ни от внешних врагов.

Брестская уния - не союз, но раскол

После Люблинской унии польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии - Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния - союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI-XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.

Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto - требование единогласия при принятии законов в сейме - привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, - магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства - «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. - Ред.) равен воеводе!» - которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это - то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними - соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.


Гусар. XVII век

«Оставьте: это спор славян между собою» (Александр Пушкин)

В 1654 году началась последняя большая война России с Литвой-Польшей. Вначале русские полки и казаки Богдана Хмельницкого захватили инициативу, завоевав почти всю Белоруссию, а 31 июля 1655-го в столицу Литвы Вильно торжественно вступило русское войско во главе с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх благословил государя называться «Великим князем Литовским», однако Речь Посполитая сумела собрать силы и перейти в наступление. Тем временем на Украине после смерти Хмельницкого разразилась борьба сторонников и противников Москвы, полыхала гражданская война - «Руина», когда действовали одновременно два-три гетмана с разными политическими взглядами. В 1660 году русские армии потерпели поражение при Полонке и Чуднове: полегли лучшие силы московской конницы, а главнокомандующий В.В. Шереметев и вовсе оказался в плену. Московитам пришлось оставить только что триумфально покоренную Белоруссию. Местная шляхта и мещане не желали оставаться подданными московского царя - слишком глубоко пролегла уже пропасть между кремлевскими и литовскими порядками.

Тяжелое противостояние завершилось Андрусовским перемирием 1667 года, по нему к Москве отошла Левобережная Украина, правый же берег Днепра (за исключением Киева) до конца XVIII века остался за Польшей.

Так «вничью» завершился затяжной конфликт: на протяжении XVI- XVII веков две соседние державы воевали в общей сложности более 60 лет. В 1686 году взаимное истощение и турецкая угроза заставили их подписать «Вечный мир». А чуть раньше, в 1668 году, после отречения короля Яна-Казимира царь Алексей Михайлович рассматривался даже как реальный претендент на престол Речи Посполитой. В России в это время при дворе в моду вошла польская одежда, делали переводы с польского, учителем наследника стал белорусский поэт Симеон Полоцкий…

Последний Август

В XVIII веке Польша-Литва еще простиралась от Балтики до Карпат и от Днепра до междуречья Вислы и Одера, насчитывая около 12 миллионов населения. Но ослабевшая шляхетская «республика» уже не играла сколько-нибудь важной роли в международной политике. Она стала «заезжей корчмой» - базой снабжения и театром военных действий для новых великих держав - в Северной войне 1700-1721 годов - России и Швеции, в войне за «польское наследство» 1733-1734 годов - между Россией и Францией, а затем в Семилетней войне (1756-1763 годы) - между Россией и Пруссией. Способствовали этому и сами магнатские группировки, ориентировавшиеся при выборах короля на заграничных претендентов.

Однако отторжение польской элитой всего связанного с Москвой росло. «Москали» вызывали ненависть большую, чем даже «швабы», воспринимались как «хамы и быдло». А страдали от этого «неравного спора» славян, по слову Пушкина, белорусы и литвины. Выбирая между Варшавой и Москвой, уроженцы Великого княжества Литовского в любом случае выбирали чужбину и теряли - Родину.

Итог хорошо известен: польско-литовское государство не выдержало натиска «трех черных орлов» - Пруссии, Австрии и России, и стало жертвой трех разделов - 1772, 1793 и 1795 годов. Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы вплоть до самого 1918 года. После отречения от престола последний король Речи Посполитой и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский остался жить в Гродно фактически под домашним арестом. Спустя год умерла императрица Екатерина II, фаворитом которой он когда-то был. Павел I пригласил экс-короля в Петербург.

Станислава поселили в Мраморном дворце, будущий министр иностранных дел России князь Адам Чарторыйский зимой 1797/98 года не раз видел его по утрам, когда он, нечесаный, в халате, писал свои мемуары. Здесь последний великий князь Литовский и скончался 12 февраля 1798 года. Павел устроил ему пышные похороны, поместив гроб с забальзамированным телом в костел Святой Екатерины. Там император лично попрощался с покойным и надел на его голову копию короны польских королей.

Однако лишенному трона монарху не повезло и после смерти. Гроб простоял в подвале костела почти полтора века, пока здание не решили снести. Тогда советское правительство предложило Польше «забрать своего короля». В июле 1938-го гроб с останками Станислава Понятовского тайно перевезли из Ленинграда в Польшу. Изгнаннику не нашлось места ни в Кракове, где лежали герои польской истории, ни в Варшаве. Его поместили в костеле Святой Троицы в белорусской деревне Волчин - там, где родился последний польский король. После войны останки исчезли из крипты, и их судьба не дает исследователям покоя более полувека.

Московское «самодержавство», породившее мощные бюрократические структуры и огромную армию, оказалось сильнее анархической шляхетской вольницы. Однако и громоздкая российская держава с ее закрепощенными сословиями не была в состоянии поспевать за европейскими темпами развития экономики и общества. Требовались мучительные реформы, которые Россия так и не смогла завершить в начале XX века. А новой маленькой Литве теперь предстоит самой говорить за себя в XXI веке.

Игорь Курукин, доктор исторических наук

Экспозиция разделена на четыре смысловых блока: представлены карты ВКЛ, изданные на территории Великого княжества Литовского, а также Речи Посполитой, Европы и ВКЛ на картах мира. Иными словами, можно увидеть, как территорию Беларуси воспринимали внутри страны, в составе польского союзного государства и как на нас смотрела Европа. Организаторы выставки пытаются ответить на вопрос, могут ли карты помочь белорусам найти себя.

"Хотим мы этого или нет, но подавляющее большинство белорусов выросло на визуальных образах советской образовательной системы. Москва, Камчатка, Курилы и Ташкент вдруг оказываются чем-то ментально близким, а Беларусь вдруг оказывается частью уже не существующей, фантомной реальности. Такой же утерянной исторической реальности, что взирает на нас с полотен старинных белорусских карт ", - считают организаторы.

По их мнению, советская пропагандистская система навязывала визуальный образ "далекого и чуждого нам Запада, растленного и буржуазного". "Давайте смотреть. Смотреть с жадностью, со злостью или радостью, но только не равнодушно. И перед нами распахнется целостная картина нашей реальности ", - призывают организаторы.

Какова же эта действительность?

Первая географическая карта Великого княжества Литовского, иными словами самая старая карта Беларуси, датируется 1595 годом и называется лаконично - "Литва" . Ее издатель знаменитый фламандский картограф, основоположник современной картографии - Герхард Меркатор. Судя по ней, после Люблинской унии 1569 года, положившей начало созданию Речи Посполитой, Литву по-прежнему воспринимали как самостоятельное государство, находящееся в союзе с Королевством Польским.

Карта также позволяет прикоснуться к загадке исчезнувшего легендарного Сарматского озера-моря, о котором писал еще древнегреческий историк Геродот. Это огромное озеро чуть ниже Волковыска на территории современного заболоченного Полесья, которое также принято называть морем Геродота, присутствует и на средневековых картах. На Полесье еще в XIX веке бытовало устное предание, будто некогда Черное море достигало Пинска и отступило только тогда, когда некий князь киевский раскопал горы.

Важную роль в самоидентификации белорусов играет оригинальная карта ВКЛ, созданная руками не зарубежных, а отечественных картографов. В 1613 году такая карта была отпечатана в Амстердаме известным издателем Виллемом Янсзоном Блау по заказу Николая Радзивилла по прозвищу Сиротка. Именно при нем начались невиданные до того по масштабу топографические и гидрографические исследования на землях ВКЛ.

Радзивилловская карта считается одной из лучших географических карт XVII века в Европе благодаря своей точности и художественному исполнению. Она включалась в многочисленные атласы, и ее копировали последующие 150 лет.

Будучи большим патриотом Великого княжества и противником перехода земель Литвы в состав Польского королевства, Радзивилл обозначил на карте две границы ВКЛ - до Люблинской унии и после нее. Кроме того, на карте отражены ключевые военные события с их эмоциональной оценкой самого князя Радзивилла Сиротки. К примеру, можно узнать о битве пятитысячного войска ВКЛ под командованием гетмана Николая Радзивилла (Рыжего) у реки Улла, где в 1564 году им было наголову разбито тридцатитысячное войско московитов под командованием Шуйского.

Эта карта является первым картографическим источником, где использовано название Украина, что делает ее бесценной и для наших южных соседей. Позднее эта карта входила в "Театр Мира, или новый Атлас карт с описанием всех регионов под редакцией Виллема и Иогана Блау" и издавалась в Амстердаме. Атласы издательского дома Блау считались одними из лучших в Европе и пользовались колоссальным успехом. Сейчас издание хранится в Британской библиотеке в Лондоне.

ВКЛ в картах Речи Посполитой

В 1570 году знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус составил и издал в Антверпене первый в мире атлас, который назвал "Зрелище шара земного" , где были собраны карты всех известных на тот момент частей света. Под номером 44 была и карта Литвы - первая максимально точная на то время. В ней отражены все крупные города ВКЛ, множество географических названий рек и озер, а также указаны границы, хоть и очень схематично, некоторых княжеств и земель. Несмотря на множество ошибок в географических названиях, их написание соответствует белорусскому произношению с транслитерацией на латынь.

В более поздней карте, созданной французским картографом Николя Сансоном де Аббевилем, названия также давались в их белорусском произношении с транслитерацией на латынь. Например, Medniki, Minski Horodzysche, Niemen, Narocz, Retrow, Lubniki. На этой карте граница Литвы и Белой Руси лежит к востоку от Мстиславльских, Черниговских и Витебских земель. То есть, под Белой Русью подразумеваются земли, расположенные на востоке от сегодняшних границ Беларуси, захваченные московитами у литвинов в начале XVI века.

ВКЛ в картах Европы

В неаполитанской "Карте современной Евр[опейской] Сарматии или Венгрии, Польши, Руси, Пруссии и Валахии" , изданной в 1507 году, впервые в истории употребляются географические названия Polonia и Lithuania в заголовке карт. Кроме того, впервые в топонимике Литвы появляются названия рек Вилия, Неман, Буг, городов Медники (Myednyky) - летняя резиденция литовских князей, Троки (Troky). На карте зафиксировано исконно белорусское написание латиницей географических названий Wilno, Grodno, Kofno, Lyda, Brestze. Эта карта является наследницей птолемеевской, античной традиции, а в эпоху поздней античности греки и римляне называли Сарматией земли Восточной Европы, а их жителей сарматами.

"Карту моря и описание северных земель и их чудес, старательно выполненных в год Господа нашего 1539 в Венеции" создал шведский священник Олаф Магнус на основе своих путевых заметок и зарисовок с натуры. К примеру, есть миниатюра, в деталях изображающая, как медведи добывали в наших лесах мед диких пчел, чем автор подчеркнул изобилие этих мест. Карта является дополнительным аргументом считать, что "Белой Русью" в то время называли именно Московию, а "Черной Русью" называли земли Псковщины, частично принадлежавшие ВКЛ. Белая Русь находится в самом верху фрагмента на территории нынешней Ленинградской области.

Любопытным для определения отношения Европы к Литве можно считать антропоморфные (аллегорические) карты . Такие карты вошли в моду во второй половине XVI века и считаются прообразом политических карт. Одна из первых таких карт - "Королева Европа" (карта Европы в виде женской фигуры). Размещение стран на теле женщины носило символичный характер. К примеру, Турция - враг Священной Римской империи - вообще не попала на карту. На уровне сердца женщины размещена Богемия - родина Папы Римского того периода.

Конкретно для белорусов важным является тот факт, что Литва в видении автора, а значит, и христианских правителей, воспринималась неотъемлемой частью тела Европы. Этого не удостоились, например, Англия и "пораженная ересью" Скандинавия. Более того, в аллегорическом смысле Литва, как и Польша, Ливония, Венгрия, представлены ногами континента, на которых стоит вся Европа. Положение вне тела у ног Европы заняли азиатские Московия, Скифия и Тартария, находящиеся на одном уровне с захваченными Османской империей Грецией и Болгарией.

Карту "Европа, новое описание Виллема Блау" 1650 года по бокам обрамляют гравюры, виртуозно описывающие традиционные костюмы знатного сословия европейских народов. Среди них есть и фрагмент шляхетской культуры Речи Посполитой. Однако карта оставляет много загадок. По версии автора, границы Литвы достигли Черного моря, что не соответствовало действительности. Трудно представить, что такой опытный и авторитетный картограф, как Виллем Блау допустил ошибку, "вернув" ВКЛ утерянные южные земли. Тем более что годами ранее он издал радзивилловскую карту и как никто другой из европейских картографов владел самой точной информацией по политическим границам Великого княжества. Автор прекрасно знал о претензиях ВКЛ на эти земли в лице его крупнейших магнатов, и в частности - Николая Радзивилла. Допущенная им "ошибка" может свидетельствовать о том, что автор разделял взгляды на историческую справедливость правителей Литвы. Это может быть также благодарностью заказчику карты с надеждой на возможное сотрудничество в будущем.

ВКЛ на старинных картах мира

Ценнейший и самый крупный исторический артефакт средневековой картографии, дошедший до наших дней, - Эбсторфская карта мира - относится предположительно к 1290 году. В ней встречается едва ли не первое картографическое изображение таких топонимов, как Полоцк (Plosceke), Смоленск (Smalentike), Неман (Memela), Ливония (Livonie), Рига (Riga). Хотя автор допустил ошибку: Полоцк и Смоленск оказались на одной реке - Двине, и Смоленск оказался ближе к морю, чем в реальности. На одной реке также оказались Новгород и Киев.

"Планисфера Фра Мауро" 1450 года - венец средневековой картографии. Земли Великого княжества на карте отображены достаточно подробно: есть основные воднотранспортные артерии страны (Двина, Неман, Днепр) и некоторые дороги, соединяющие города и провинции. В карте соседствуют античные топонимы (Сарматия, Черная Русь, Красная Русь) с современным - Литва. Кроме того, это первая из известных карт, где была обозначена Белая Русь.

Карта мира Клавдия Птоломея 1482 года, автором версии которой является немецкий картограф Николай Герман, содержит ряд ошибок. К примеру, искажены размеры земного шара, что косвенно привело к открытию американского континента. Опираясь именно на карты Птоломея, Христофор Колумб решил плыть в Индию в западном направлении. По Птоломею территорию ВКЛ с юго-запада на северо-восток пересекают мифические Рифейские горы. Согласно древнегреческой мифологии эти горы давали начало всем рекам в Европейской Сарматии, и на них располагалось жилище северного ветра Борея.