Юлия чичерина сбежала в необычный деревенский дом. Оригинальный живой дом певицы юлии чичериной

Огромное розовое здание, выходящее фасадами и на Невский проспект, и на набережную Мойки, и на Большую Морскую улицу, сейчас занимает "Талион Империал Отель" . Но история этого дома длинна и увлекательна, как хороший исторический роман.

Участок на углу Невского и Мойки был застроен одним из первых в Петербурге. Уже в 1716-м году здесь был построен Мытный двор (то есть, фактически, крытый рынок, а название "Мытный" происходит от слова "мыт" - так называли пошлину с товаров). Но здание было деревянным, поэтому пожар в 1736 году с легкостью его уничтожил (как, собственно, и почти всю Адмиралтейскую часть). Торговый центр перенесли немного дальше, туда, где сейчас Гостиный двор , а на месте Мытного двора в 1755-м году легендарный Растрелли построил - ни много ни мало - временный Зимний дворец Елизаветы Петровны.

Огромный дворец простирался от Мойки до Малой Морской улицы. Растрелли построил его всего за несколько месяцев. Именно здесь, в роскошных парадных анфиладах, проходили знаменитые елизаветинские маскарады; и именно здесь императрица умерла. Но после строительства нынешнего Зимнего Дворца надобность во временном исчезла, и его разобрали.

Наконец, в 1768-м году участок (снова пустой) становится собственностью генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина, верного помощника императрицы Екатерины II. Генерал-полицмейстер в те времена был едва ли не самым влиятельным человеком в столице: он отвечал не только за полицию, но и за строительство, и за общее благополучие граждан. И Чичерин действительно немало сделал для столицы: за период нахождения его в должности был открыт первый Родильный госпиталь, на домах появились доски с названиями улиц на двух языках, начали прокладывать подземные трубы для канализации. Правда, закончилась его карьера печально: императрица посчитала его (вернее, нерасторопность его подчиненных-полицейских) виновным в последствиях знаменитого наводнения 1777-го года, в результате которого погибли тысячи петербуржцев. Согласно легенде, Екатерина II, вызвав Чичерина во дворец, поклонилась ему в пояс со словами: «Спасибо, Николай Иванович! По твоей милости погибло несколько тысяч моих подданных». Согласно той же легенде, от расстройства Чичерина на следующий день разбил паралич, а еще через несколько дней он умер; но это неправда: умер Николай Иванович пять лет спустя. Но вот должность генерал-полицмейстера он, конечно, потерял безвозвратно.

Но вернемся на несколько лет назад - на момент строительства дома Чичерина. Интересно, что архитектор, построивший дом, истории неизвестен; исследователи выдвигают четыре наиболее вероятные кандидатуры: Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен и А. В. Квасов. Хозяин занимал только третий этаж здания; первый этаж отдали купцам, а еще два этажа сдавали внаем. Кстати, именно здесь в конце XVIII века были открыты Английский клуб и первая независимая (негосударственная) типография.

В течение первой половины XIX века дом постоянно менял владельцев и жильцов. В нем располагались и знаменитые типографии (здесь впервые был выпущен "Ревизор" Гоголя), и модные собрания и клубы, и популярные рестораны (завсегдатаем одного из них - Taleon - был А.С. Пушкин, упоминавший его в "Евгении Онегине"), а среди жильцов, нанимавших здесь квартиры, были такие знаменитые, как Кваренги.

Стоит упомянуть и еще одну историю, связанную с домом Чичерина. В 1826-м году в доме №15 демонстрировался некий прообраз Гранд-макета России - модель Санкт-Петербурга в 1/240 натуральной величины. Модель сконструировал венецианский дворянин Антуан де России на основе плана города; в собранном виде она имела размеры 23 на 39 метров. Фасады домов были сделаны из толстого картона, крыши - из свинца, Нева и каналы заполнялись водой. Но, как ни странно, модель не имела успеха: то ли из-за высокой цены на билет (5 рублей - немыслимые деньги по тем временам), то ли из-за общей атмосферы (только что прошло восстание декабристов, и петербуржцам, видимо, было не до зрелищ). В результате владелец увез модель за границу.

Наконец в середине века дом покупают знаменитые Елисеевы. Впрочем, они занимали только один корпус здания, а в другом более пятидесяти лет размещалось Благородное собрание. Здесь впервые читали свои произведения Достоевский, Салтыков-Щедрин и Тургенев, давало концерты Русское музыкальное общество, а почетными членами собрания были почти все представители русской элиты тех времен. Параллельно в здании был открыт первый в России шахматный клуб, но после доноса в Третье отделение о том, что в клубе "иногда ораторствует Чернышевский, ведутся рассуждения о конституции, а шахматами и не пахнет" , он был поспешно закрыт.

С Елисеевыми и домом №15 связана еще одна известная легенда: якобы сразу после октябрьской революции Елисеевы именно здесь замуровали все свое золото в надежде найти его после возвращения в Россию (но так как дом уже в 2000-х подвергался глобальной реконструкции, нам придется признать несостоятельной и эту легенду). После побега Елисеевых за границу в доме №15 по инициативе Горького организовали Дом Искусств. Это учреждение вошло в мемуары, пожалуй, всех поэтов и писателей Серебряного века, оставшихся в стране. Здесь выступали А. М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. Сологуб, В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, К. И. Чуковский, Г. Уэллс, А. Ф. Кони. Многие писатели здесь не только бывали, но и в прямом смысле слова жили. А.С. Грин именно в этом доме написал "Алые паруса"; Николая Гумилева арестовали тоже именно в этом доме.

В 1923-м Дом искусств был закрыт, а вместо него в доме №15 открылся кинотеатр "Светлая лента". Немые фильмы здесь сопровождались живой музыкой, и тапером некоторое время работал молодой Шостакович. Правда, вскоре его уволили: необычная игра никому пока не известного студента консерватории отвлекала зрителей от собственно фильмов. С 1931-го кинотеатр был переименован в "Баррикаду".

В начале 2000-х дом был полностью реконструирован, и теперь в нем размещается отель класса люкс. Впрочем, мы вернулись к тому, с чего начали...

Дом на Невском проспекте между Мойкой и Большой Морской улицей был построен во второй половине XVIII века для генерала-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина. Это здание, после Аничкова и Строгановского дворцов, является самым старым на Невском проспекте. В конце 50-х - начале 60-х годов XVIII века здесь располагался временный одноэтажный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны, но после ее смерти большая часть здания была разобрана. Вскоре этот участок императрица Екатерина II подарила Н.И. Чичерину.

Строительство нового четырехэтажного дома велось с 1768 года по 1771 год. Автор этого проекта до сих пор неизвестен. Историки в качестве вероятного автора называют и Ж.Б. Валлен-Деламота, и А.В. Квасова, и Ю.М. Фельтена, и, наконец, А.Ф. Кокоринова. Но кто действительно построил этот дом по-прежнему остается загадкой. В середине XIX века по проекту архитектора Н.П. Гребенки была осуществлена реконструкция здания, но в целом облик дома остался прежним. На центральном фасаде по Невскому проспекту, а также и на другом – на углу Мойки и Большой Морской улицы, имеется два яруса колонн: в нижнем – колонны тосканского ордера, а в верхнем – композитного ордера.

Такой архитектурный прием постановки колонн на колонны чрезвычайно редкий для Петербурга. В облике дома имеются и черты барокко: лепные наличники, большое обилие мелких деталей и т.п. Здание выполнено в переходном стиле от барокко к раннему классицизму.

Николай Иванович Чичерин занимал должность генерала-полицмейстера Петербурга с 1764 года. Он выделялся примерной строгостью. Чичерин жил в парадных покоях на третьем этаже дома, а остальные помещения сдавал жильцам. На нижнем этаже располагались различные торговые лавки. Некоторое время в доме Чичерина снимал квартиру известный архитектор Джакомо Кваренги. Из-за нерасторопности во время страшного наводнения в сентябре 1777 года, Чичерин вскоре был смещен со своей должности. После смерти Чичерина дом перешел к его старшему сыну Александру Николаевичу. При нем в доме организовали Музыкальный клуб, где устраивались концерты, маскарады и т.п. Частыми гостями в доме на Невском проспекте были А.Н. Радищев, И.Е. Старов, Н.А. Львов, Д.И. Фонвизин и другие.

В конце XVIII века дом был продан князю Алексею Борисовичу Куракину. В 1794 году со стороны Мойки был пристроен флигель. Позже домом владел известный предприниматель Абрам Израилевич Перетц.

Парадные покои, выходившие на Невский проспект и Большую Морскую улицу, сдавались графу П.А. Палену, который известен тем, что участвовал в заговоре против Павла I. В начале XIX века дом был продан купцу А.И. Косиковскому. В 1814 – 1816 годах под руководством В.П. Стасова был пристроен корпус со стороны Большой Морской улицы. С середины XIX века и до революционных событий в 1917 году домом владели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, известные предприниматели и меценаты.

Во времена советской власти в бывшем доме генерала-полицмейстера Н.И. Чичерина разместился Дом Искусств. С его именем связаны судьбы таких выдающихся личностей, как А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилев, К. Чуковский, М. Зощенко и других. В настоящее время большая часть помещений бывшего Дома Искусств арендует «Культурно-исторический центр «Баррикада».

Певица Юлия Чичерина родом из Екатеринбурга, однако городская жизнь никогда ее не привлекала. Оказавшись десять лет назад в Москве, девушка сняла квартиру, а при первой возможности еще и дом за пределами Кольцевой дороги. Когда же встал вопрос о собственном жилище, Юля и ее муж Сухраб (по профессии он архитектор) долго не думали - они решили построить дом сами. В прошлом году супруги купили в заброшенной деревеньке в ста километрах от Москвы, где из постоянных жителей только два деда-тракториста, небольшой участок на холме.

Фото: Андрей Эрштрем

«Это шикарное место с видом на бескрайние просторы, внизу протекает небольшая речушка, которая называется Локнаш, в ней живет локнашское чудовище», - смеется Юля. На тридцатилетие певицы на участке торжественно заложили фундамент. И дружно решили, что следующий день рождения отметят уже под новой крышей. За год на фоне бескрайних полей, лесов и покосившихся избушек вырос огромный белоснежный куб с окнами-треугольниками. Выглядит он так, будто пришельцы из соседней галактики построили себе дачу. Кстати, самим хозяевам версия про инопланетян очень нравится. Именно этого они, похоже, и добивались… «Наш дом - это не семейное гнездышко, где хочется родить 16 детей, а место, где должно быть комфортно творческому человеку. Тут все должно вдохновлять!» - объясняет концепцию нового жилища Чичерина.

Дом выполнен по принципу конструктора «Лего» из теплосберегающих блоков и даже зимой не потребует отопления. По этой новой технологии строят дома на Камчатке. Внутри он представляет собой единое пространство, разделенное на три уровня. С третьего этажа через прозрачный люк можно попасть на крышу, откуда открывается живописная панорама. Несмотря на то что внутренняя отделка дома еще не закончена, 31-летие Чичерина твердо решила отметить именно в нем. Однако утром знаменательного дня у Юли сломалась машина. И решать эту проблему имениннице надо было самой, поскольку мужа в эти дни в Москве не было. Срочные дела заставили его уехать в Екатеринбург. Доставку именинницы в ее «тридесятое царство» взяла на себя подружка. Ее компактное авто вместило не только Юлю с дочкой - десятилетней Майей (в школу Майя ходит в Екатеринбурге, где живут родители певицы, а каникулы проводит с мамой в Москве), но и их питомцев - двух бельгийских овчарок Рекса и Микки.

Фото: Андрей Эрштрем

Для прибывших к месту празднования гостей певицы увиденное стало откровением. «Я хотела доказать людям, что построить дом не так уж сложно. На дворе ХХI век, и глупо не пользоваться результатами прогресса. Строительство должно быть быстрым и недорогим», - считает певица. Чтобы не лишать гостей возможности полюбоваться окрестностями с крыши, Сухраб на пару со знакомым кузнецом всю ночь накануне отъезда мастерил чугунную лестницу на крышу. Также по отвесному краю третьего этажа они приделали временные перила из стальной проволоки. Многоуровневое пространство без внутренних стен смотрится фантастично, но о технике безопасности на праздниках лучше не забывать! С наступлением вечерней прохлады на полянке перед домом развели костер.

Юля рассказала, что планировала высадить на участке газон. Для этого даже были засеяны специальные семена, но с приходом весны вместо обещанной торговцами ровненькой травки выросла лебеда… Зато теперь жечь ее было не жалко. «А какие здесь закаты! Пропускать не советую!» - сообщила гостям виновница торжества. Разобрав шезлонги, друзья именинницы устроились на пригорке, словно перед гигантским плазменным экраном, на котором «в прямом эфире» начался роскошный закат.

В историческом центре Санкт-Петербурга, на пересечении главной городской магистрали и реки Мойки находится бывший дом знаменитой купеческой династии Елисеевых.

Парадный вход. Дом Елисеевых (дом Чичерина)

Вышедшие из крестьянской среды купцы и банкиры Елисеевы прославились не только как успешные деловые люди, но и как меценаты, знатоки и покровители искусств. За заслуги перед отечеством они были удостоены звания потомственных дворян.


Реально он занимает целый квартал

В начале ХХ века Елисеевы были одним из блестящих семейств России: их личная одарённость, их амбиции, их успех, их богатство олицетворяли возможности страны, её промышленные успехи, её амбиции.


История Елисеевых кончилась вместе с историей Царской России - в 1917 году. Но она ещё живёт в интерьерах особняка, превращенного ныне в самый роскошный отель Петербурга. Попадая сюда, вы невольно сравниваете его залы с дворцовыми залами Эрмитажа или других дворцов.


Сохранились залы парадной анфилады, бывший кабинет Елисеева, музыкальная гостиная. Золочёная лепнина, розетки, расписные плафоны, гобелены, картины, интерьеры дубовой гостиной, люстры, подсвечники просто завораживают.

Старинная мебель, витражи, оригинальные обои и многое другое никого не оставит равнодушным. Во дворце Елисеевых сохранилась лестница, по которой поднимались три поколения семьи, чей род стал живой историей российского предпринимательства.


В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой, Невским проспектом и Большой Морской улицей, подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок. 11 августа 1736 года здесь случился пожар. В результате этого, а также пожара 1737 года выгорела практически вся Адмиралтейская часть. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор.

13 февраля 1755 года архитектор Ф. Б. Растрелли предоставил императрице Елизавете Петровне проект временного Зимнего дворца. Его было решено построить на территории двух современных кварталов между Мойкой, Невский проспектом, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. Императрица утвердила проект 6 марта. Временная резиденция понадобилась ей из-за строительства нового Зимнего дворца на месте старого.

Слева, где растение, при Елисеевых был лифт. В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой, Невским проспектом и Большой Морской улицей, подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок.

Во временном Зимнем дворце 25 декабря 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. Через несколько месяцев после присяги новому императору Петру III царская резиденция переместилась в новый Зимний дворец на Дворцовой площади. Петру III не суждено было надолго остаться на русском троне. Спустя всего полгода его место заняла Екатерина II.


Ставший ненужным временный Зимний дворец был почти полностью разобран в 1765 году. Ещё через два года часть освободившейся земли Екатерина II подарила генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга сенатору Николаю Ивановичу Чичерину. Николай Иванович приходился родным братом Денису Ивановичу Чичерину, в роте которого служили братья Орловы. После вступления на престол при поддержке Орловых Екатерины II, они не забыли своего сослуживца. Денис Иванович стал губернатором Сибири, а Николай - санкт-петербургским генерал-полицмейстером.



Новый четырёхэтажный дом для Николая Ивановича Чичерина начал возводиться летом 1768 года. Он стал одним из самых старых сохранившихся зданий на Невском проспекте. По времени постройки дом Чичерина опережают лишь Аничков и Строгановский дворцы.


Оформленный в стиле барокко и богато украшенный лепкой, зеркалами и светильниками, бальный зал Баккара в Талион Империал Отеле. Изюминки интерьера - итальянский камин из белого мрамора, хрустальные напольные торшеры французской фабрики Баккара, давшие название залу, и оригинальный наборный паркет с деталями из редчайшего зелёного дуба.

В огромных старинных зеркалах отражались проводимые здесь в XIX веке блестящие балы, маскарады, музыкальные вечера, торжественные собрания. В 1920-х годах здесь читали свои стихи обитатели Дома Искусств - Александр Блок, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Николай Гумилё

в и другие знаменитые русские поэты.


В 1858 году участок приобрели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, за год до того основавшие фамильный торговый дом "Братья Елисеевы". Григорий вскоре переехал в дом на Васильевском острове, а здесь остался жить Степан. Новый хозяин затеял долгую и масштабную перестройку здания. Она проводилась в 1858-1870 годах по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Ему помогал архитектор Григорий Иванович Карпов, который частично изменил форму окон со стороны Невского проспекта. Колонны в центре фасада по Невскому проспекту были заменены на пилоны. Гребёнка перестроил Большой зал, расширил дворовые флигели, надстроил четвёртым этажом корпус со стороны Мойки. Фасад этого корпуса был переделан в эклектичных формах. Семья Елисеева занимала помещения в корпусе со стороны Мойки.

Дом генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H. И. Чиче́рина - исторически-архитектурный памятник на углу Невского проспекта (дом 15) и реки Мойки (дом 59), у Зелёного моста.

На участке дома уже в 1716 году по проекту Н. Ф. Гербеля был построен деревянный Мытный двор, рядом с ним в 1719 году построен каменный гостиный двор. Достройку Гостиного двора осуществлял Г. И. Маттарнови Эти здания сгорели в большом пожаре 1736 года, после этого долгое время участок оставался незастроенным. В 1755 году по проекту арх. Б. Растрелли был построен обширный временный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец простирался до Малой Морской ул. После окончания строительства каменного Зимнего дворца эта постройка была разобрана. Большая Морская ул. вновь продолжена до Невского пр. В 1768 г. участок перешёл в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. В это время был построен существующий дом. Автор проекта неизвестен. Исследователи приписывают здание разным архитекторам. Наиболее убедительно выглядит версия об авторстве Юрия (Георга) Фельтена, бывшего помощником Б. Ф. Растрелли на строительстве Зимнего дворца. Действительно архитектурные членения дома Чичерина перекликаются с фасадами Зимнего. Стилистика фасадов дома - переход от барокко к раннему классицизму - также близка другим работам Фельтена: Малому эрмитажу (особенно южный павильон), Армянской церкви на Невском проспекте и др. В XIX веке дом перестраивался несколько раз. В 1810-х гг. по заказу нового владельца, князя А. Б. Куракина, архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице в сухих формах классицизма. В 1858 г. по заказу тогдашних владельцев купцов Елисеевых дом был капитально реконструирован архитектором Н. П. Гребёнкой.

Архитектура

Здание являлось одним из первых образцов раннего классицизма. Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца, нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного. В конце XIX в. построено много дворовых флигелей. Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора. В 1810-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле строгого классицизма. В 1858 г. дом перешёл в собственность купцов Елисеевых. Хозяин дома С. П. Елисеев был крупным меценатом и коллекционером. Коллекция произведений французского скульптора Родена, экспонируемая в Эрмитаже, попала в музей из дома Елисеева. В том же 1858 г. по проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания. Овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами. В 1902 году проведён капитальный ремонт здания со стороны Мойки.