Заместитель начальника штаба по ввс. «дело генералов» - коррупция в генштабе ввс


По ЧерАзморям ***:

Пункт 5 . Морская авиация в настоящем ее состоянии небоеспособна; техническое оборудование ее аэродромов неудовлетворительно.


* Приложение – «Отчет о подготовке пехоты РККА и стрелковой подготовке за 1925 год» – не публикуется (РГВА. Ф. 7. Оп. З.Д. 198. Л. 6-120).

** Так в тексте.

*** Принятое сокращенное название Черного и Азовского морей.


В проекте постановления РВС Штаб РККФ предлагает:


План развития моравиации

План развития Военно-Воздушных Сил РККА, утвержденный пред. РВС «»…*, в части морской авиации был согласован с морским командованием и предусматривал лишь базовую авиацию. Настоящий состав морской авиации совпадает с планом. (В последнем нашла отражение миноносная авиация, причем и УВВС, и Моркомандование до настоящего момента считают наиболее действительным средством атаки судов торпедометание).

Следует отметить, что в широкой дискуссии во ВНО и в печати два года тому назад авторитетными морскими специалистами отрицалась действительность воздушных атак флота вообще. Однако УВВС, считая необходимым усилить активные воздушные средства на подступах к Ленинграду, предусмотрело развитие в г. Троцке сухопутной тяжелой бомбардировочной авиации, способной действовать по флоту противника.

Лишь в июле с.г. Штаб РККФ впервые выдвинул план развития корабельной авиации, причем первый его период с передвижкой на год утвержден пред. РВС т. Фрунзе в составе плана ВВС – «1200».


Перспективы развития

Создание корабельной авиации, мало разработанной и за границей, никогда не имевшей места у нас, является задачей исключительной трудности. Некоторые типы самолетов необходимо проектировать для кораблей и корабельного оборудования, которых у нас еще нет и в природе (напр., проектирование катапультного самолета, в то время как катапульта известна только по снимкам в иностранных журналах).

Насколько вопрос о корабельной авиации неясен и для Моркомандования, показывают его тактические требования к корабельному истребителю – корректировщику, типу, не имеющемуся и за границей и совершенно непосильному даже для иностранной авиатехники в данный момент.

Целый ряд вопросов требует постановки серьезных научных исследований. Мировой литературы по научному исследованию гидроавиационного строительства почти не существует.

В настоящее время ЦАГИ строит канал, где можно будет исследовать модели гидролодок, поплавки и т.п., что позволит сдвинуть опытное гидростроительство с мертвой точки.

Из отечественных конструкторов только инженер Григорович имеет опыт в строительстве гидролодок, однако две его последних гидро-конструкции оказались неудовлетворительными, так как без тщательного лабораторного исследования в настоящее время хороших конструкций дать нельзя.


Планом опытного самолетостроения предусмотрен ряд гидроконструкций, в первую очередь базовых, причем привлечены к этому лучшие силы, однако, трудно рассчитывать, чтобы они сразу дали удачные самолеты. Многочисленность типов, требуемых Моркомандованием, не соответствует наличию наших конструкторских сил.

Второй путь – путь закупки за границей мало обещает, так как ряд интересующих нас типов являются секретными, и нет шансов на их закупку у английского или американского воздушных флотов.

Вероятно, окажется возможным закупить из корабельных самолетов устарелые типы, которые облегчат конструкторам изучить их идею, а нам – подготовить летсостав.

В таких условиях «вооружить наши корабли самолетами в течение года» (очевидно с требуемыми тактическими свойствами), как это требует Моркомандование, является совершенно нереальной задачей.

Для базовой авиации возможности шире: уже заказаны 2 гидроразведчика Дорнье-Валь, намечается расширение заказа; заказаны 2 миноносца Юнкерc Д-1. Предложена посылка за границу комиссии для заказов как базовых, так и корабельных самолетов, однако выбор крайне ничтожен (см. протокол совещания по морской авиации).


Современное состояние морской авиации

Материальная часть . На вооружении морской авиации состоят разведчики: лодочные Савойя 16 бис и поплавковые – Юнкерc 20, учебно-тренировочные самолеты МР-1 и истребители Фоккер ДУ-11 и Балилла.

Недостатки этих самолетов распадаются на тактические и технические.

Недостатки тактические, на которые особенно упирает Моркомандование, заключаются в несоответствии качеств самолетов (главным образом продолжительность полета и мореходность) тактическим требованиям Моркомандования. Следует отметить, что эти тактические требования разработаны лишь летом с.г., естественно, что к самолетам, закупавшимся в 1923 и 1924 годах, нельзя предъявлять требований, составленных в середине 1925 года. (В 1922 г. вообще не существовало для самолетов никаких тактических требований Моркомандования). К тому же требования Моркомандования настолько высоки, что могут служить идеалом на ряд лет для гидросамолетов не только у нас, но и за границей, где нет сейчас ряда типов, удовлетворяющих этим требованиям.

Как в военном деле новейшие исследования боя выдвинули требования к батальонной, полковой артиллерии, не выполненные до сих пор мировой техникой, так и пожелания Моркомандования, правильные по существу, не по силам пока для авиатехники. Необходимо, ставя задание технике, уметь использовать существующее оружие, не ставя ему невыполнимых задач.

Оценка самолетов . Савойя 16-бис является одним из лучших современных одномоторных гидроразведчиков. Мореходность и прочность доказаны 9-суточным плаванием Савойи с летчиком Валтоненом в Черном море. Ненадежны у них моторы Фиат. Настойчивые попытки переделок этих моторов на Александровском авиазаводе не дают надежных результатов.

В настоящее время испытана установка на Савойи мотора БМВ 4 250-300 НР, давшая результаты выше, чем для Фиатов. Сейчас на Савойях ставится мотор Лоррен 450 НР (тип перелета Рим-Австралия). Ожидаются хорошие результаты. При этом получится самолет весьма высоких качеств (хотя все-таки не укладывающийся в рамки требований Морштаба).

Юнкерс 20 . Самолет интересен как металлическая конструкция. Не удовлетворяет Моркомандование как дальний разведчик, но удовлетворителен как ближний только в хорошую погоду. Недостаточная мореходность. Наблюдавшиеся дефекты моторов устранены установкой новых моторов, с которыми эти самолеты совершили большой круговой облет по речным системам ЛВО.

МР-4 – учебно-тренировочный самолет, проектировавшийся в 1919-20 г. Пример неудачи лучшего нашего конструктора инженера [Д.П.] Григоровича.

Р-1 с мотором М-5 на поплавках завода ГАЗ №1 . Типовой сухопутный разведчик, поставленный на поплавки, показал весьма хорошие результаты при испытаниях в октябре с.г. на р. Москве. В настоящее время отправляется для испытаний на мореходность в Черном море. В случае благоприятных результатов ценна идея унификации сухопутного и морского самолета для прибрежной работы (германское направление в гидроавиации). Максимальная дешевизна производства и взаимозаменяемость.

Фоккер ДУ11 и Балилла – истребители с большой вертикальной скоростью, тип для обороны пунктов (баз флота). За границей широко используются во флоте колесные истребители. Морские истребители мало разработаны.

Оборудование самолетов . Оборудование и вооружение гидросамолетов аналогично таковым сухопутных самолетов.

Следует отметить жалобы флота на несоответствие авиарадиотелефона радио флота. Флот, имея крайне устарелые искровые станции, естественно не может иметь радиосвязь с нашими самолетами, имеющими радиотелефон. Необходимо в этом отношении флоту прогрессировать, а не гидроавиации идти назад, заводя вновь устарелые искровые радиопередатчики.

Самолеты морской авиации в 1925-1926 гг . Разведотряды Балтморя будут работать на Юнкерсах 20 и, вероятно, на Р-1 на поплавках, как на промежуточном типе. В случае закупки за границей гидроразведчиков Дорнье или Рорбах один отряд окажется возможным вооружить дальними разведчиками.

Разведотряды Черного моря будут работать на Савойя с Лорреном и на Дорнье.

Миноносная эскадрилья начнет тренировку летсостава и изучение методов торпедометания на опытных Юнкерсах д-1 и образцовых типах миноносцев, если таковые удастся приобрести за границей.

Истребительные отряды к концу года перевооружатся на наши последние сухопутные истребители.


Опытное строительство

Для осуществления своих требований Моркомандование настаивает на внедрении в моравиацию американских моторов Райт Т3 650 НР на том основании, что флот закупает некоторое количество (небольшое) моторов Райт Тайфун, схожего с мотором Райт Т3. Этот довод является совершенно неосновательным, так как мотор Райт Т3 совершенно не изучен и еще мало устоялся.

УВВС в настоящее время закупило целый ряд мощных моторов для детального изучения и с эксплуатационной, и с производственной стороны и критерием для внедрения того или иного типа к нам ставит возможность массового заказа для ВВС в целом, а главное возможность производства такого типа на наших заводах. Всякий иной подход, а особенно такой, как сходство мотора с закупаемой флотом небольшой партией моторов Тайфун, должен быть отброшен.

Авиатрестом и ЦАГИ конструируются и строятся дальний морской двухмоторный разведчик, миноносец, морской истребитель; разрабатываются вопросы корабельной авиации. Однако отсутствие опыта, невозможность пока лабораторных испытаний (до окончания канала ЦАГИ), недостаточность конструкторских сил при многообразии заданных типов, быть может не позволят сразу получить удачные конструкции, могущие быть пущенными в серийное производство.

Загранзакупки. Как уже отмечено выше, намечается посылка за границу комиссии для закупок образцов гидросамолетов в пределах реальных финансовых возможностей текущего года.


Земное оборудование

Сеть морских аэродромов, на необорудованность коих жалуется Моркомандование, обеспечена лучше, чем мы имеем это для сухопутной авиации.

Сеть оперативных аэродромов Балтики и Черного моря обстраивается по указаниям Морштаба в 100% спусками, маневренными площадками, бензохранилищами и т.д., причем по одному оперативному аэродрому на море имеем в 1925 г. с ангарами, чего не видим ни для одного опер. аэродрома сухопутного.

В 1925-26 г. предусмотрены крупные суммы (сотни тысяч) на механизацию морских аэродромов, в то время как при урезке бюджета мы не можем для сухопутной авиации обеспечить в некоторых округах самые насущные нужды.


Личный состав

Квалифицированный офицерский состав морской авиации после Октябрьской революции остался, как и в сухопутной авиации, по ту сторону фронта и всю тяжесть боевой работы на гражданских фронтах в значительной степени вынесли летчики-матросы, механики, люди без всякого образования.

С началом мирного строительства Воздушных Сил УВВС, несмотря на самые настойчивые нажимы, не получало от Моркомандования для своих летных школ контингента с законченным военно-морским образованием. В лучшем случае присылались слушатели 1-го класса морского училища и то в большом некомплекте.

Если армия дает для ВВС на осведомительные курсы в школе летнабов генштабистов, то флот этого почти не делает, ссылаясь на крайний недостаток у себя лиц с высшим военно-морским образованием. В текущем году вместо просимых 10 человек Морштаб дал для этих курсов только 1 чел., т.е. 10%. При таких условиях винить морскую авиацию в слабой тактической подготовке нельзя. Это ее горе, а не вина. Остается путь повышения квалификации имеющихся работников.

УВВС открыло в 1924-1925 гг. так называемый Авиавак при школе летнабов – курсы усовершенствования с морским отделением, где второй год пропускает командный состав гидроавиации.

В 1925-26 г. по своей инициативе и за свой счет УВВС открывает при Морской академии ВАК на 6 человек для высшего и старшего комсостава моравиации, а при морских повторных курсах – авиаотделение на 16 человек. Весной там же открывает минный класс для специалистов миноносной авиации.

Небольшое число моравиаспециалистов заканчивает обучение в Морской академии и на морском отделении командного факультета Военно-Воздушной академии.

Пока же приходится прибегать к крайним мерам, назначая с согласия Моркомандования в моравиацию сухопутных авиаспециалистов (наштаба ВВС Черного моря, к-р 3-й развед. гидро-отряда и т. п.).


Боевая подготовка

Летняя учеба . В Черном море в силу задержек в ремонте моторов Фиат на Александровском моторном заводе летная учеба была скомкана. Участие гидроавиации в маневрах Черноморского флота в силу этих же причин было неудачно.

Остановлюсь поэтому подробнее только на работе гидроавиации Балтморя. План подготовки ВВС Балтморя был строго согласован с учебным планом Балтфлота по директивам Моркомандования. За лето частями ВВС Балтморя было налетано 1191 час. 10 мин. и произведено 1343 полета. 29% летных часов падает на производство разведки морской и береговой полосы – главнейшей задачи разведывательной гидроавиации.

Работа совместно с флотом – разведка, корректировка судовой артиллерии и фортов, работа с подлодками, бомбометание по судам выражается в 45% всей летной работы.

Работа истребителей с флотом выражалась в сопровождении судов флота, в охране разведчиков и бомбардировщиков в их морских операциях и патрулировании над заливом.

Произведены большие работы по фотосъемке побережья Финского залива и всего озерного района.

Проработаны вопросы связи с судами при помощи радио и оптической сигнализации.

Проведена военная игра и полевая поездка и, наконец, для изучения территории ЛВО произведен круговой перелет по рекам Ленинград-Новгород-Псков-Гдов-озеро Самро-озеро Копенское на Ю-20. О последнем, начальник ВВС Балтморя доносит: «Самолеты и моторы выдержали серьезный экзамен и показали, что при тщательном уходе от моторов даже с большим числом рабочих часов можно ожидать хороших результатов».

Маневры . Работа гидроавиации на маневрах Балтфлота страдала как по организационным, так и по техническим причинам.

1) ВВС красной стороны были подчинены начальнику Кронштадтской базы, благодаря чему получалась крайняя сложность передачи приказаний от штаба флота через нач-ка базы и такая же сложность – донесения авиации (опоздание на сутки). Только к концу маневра эта связь упростилась и стала нормальной.

2) Отсутствие должного учета Моркомандованием технических возможностей материальной части, отсюда постановка невозможных для выполнения задач.

3) Несоответствие материальной части задачам, ставящимся Моркомандованием.

4) Недостатки технического оборудования судов для спуска и подъема самолетов (полома стрелы на «Комсомольце»).

Следует отметить отсутствие Боевого устава морской авиации. В силу того, что морской Боевой устав не был закончен, уставная подкомиссия УВВС не имела возможности выпустить Боевой устав морской авиации и ограничилась пока полуофициальным пособием «Боевое применение морской авиации» проф. [М.А.] Петрова.


Подчинение морской авиации

Спор о порядке подчинения морской авиации имеет большую историю. В ряде стран морская авиация подчинена единому воздушному командованию, в других странах, где этого нет, идет широкая кампания за подобное подчинение.

У нас после ряда комиссий приказом РВС СССР № 833 зафиксировано подчинение морской авиации НВВС РККА в специальном отношении и Моркомандованию – в оперативном. Приказ полностью удовлетворяет начальников ВВС морей и потребует впоследствии только некоторого уточнения.

Изменять порядок подчинения морской авиации нет никакой необходимости. Для связи с Моркомандованием приказ предусматривает создание должности пом. начальника ВВС РККА по морской авиации. Было бы наивно думать, что при подчинении моравиации во всех отношениях Моркомандованию положение резко улучшится: конструктора сразу дадут идеальные конструкции, заводы заработают интенсивнее, личный состав сразу повысит свою квалификацию и т.п.

Работа по развитию морской авиации, как и авиации вообще, крайне трудна, требует долгого и упорного труда, концентрации сил и средств, и времени.

УВВС с колоссальным трудом собрало научные, технические, оперативные и педагогические силы для решения стоящих перед ним задач. Налажена теснейшая связь с авиапромышленностью, с конструкторскими силами.

Задача ближайшего времени – не ломать этой организации, а всемерно ей помогать, совместными усилиями стремясь к конечной цели.

Приложение: 1) Протокол совещания по вопросам морской авиации от 2 ноября 1925 г. 2) Акт о приемлемых для нас типах заграничных гидросамолетов*.


Начальник Военных Воздушных Сил РККА Баранов

Начальник штаба ВВС РККА Хорьков


РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 102. Л. 11-15 об. Подлинник.

Примечания:

Берхин И.Б. Военная реформа в СССР 1924-1925 гг. М., 1958.

С некоторыми уточнениями, изменениями и дополнениями в 1928, 1930, 1931, 1935 годах этот закон действовал в СССР до принятия в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности.

Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. М., 1939. С. 85.

Тезисы докладов начальника Оперативного управления Штаба РККФ Тошакова по маневрам Балтийского и Черноморского флотов в 1925 году были представлены в Секретариат РВС СССР 23 октября 1925 г. К ним прилагался проект постановления РВС СССР по соответствующему вопросу (РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 102. Л. 30-35. Подлинники). В деле имеются и другие материалы поданному вопросу. - С. 433.

Вопрос о положении морской авиации рассматривался на заседании президиума РВС СССР еще 14 января 1925 г. - (протокол №17, пункт 6, докладчики - тт. Каменев, Баранов, Зоф, Ворошилов, Егоров). Реввоенсовет постановил создать комиссию «для разработки общего положения о Воздушных Силах в системе вооруженных сил» в составе Уншлихта (председатель), Ворошилова, Буденного, Зофа, Баранова, Тухачевского и Петина. Комиссии было предписано «закончить работу в 2-недельный срок» представить Реввоенсовету СССР разработанное положение на рассмотрение (РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 9. Л. 104. Подлинник). - С. 433.

Приказом №833 от 4 августа 1925 г. объявлялось Положение о начальнике ВВС РККА (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 2576. Л. 256-259. Типографский экз.). - С. 443.

В их составе находятся основные компоненты ракетно-ядерного потенциала страны (межконтинентальные баллистические ракеты, самолёты-носители стратегической и тактической авиации), система раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении, а также силы и средства для стратегической переброски войск по воздуху. В ВВС (численность около 600 тыс. человек) входят соединения и части межконтинентальных баллистических ракет, стратегической, тактической и военно-транспортной авиации, а также части и подразделения боевого и специального обеспечения. Их базы, склады и другие объекты различного назначения имеются почти во всех районах земного шара.

Создание таких многочисленных ВВС, оснащённых разнообразным оружием и боевой техникой, понадобилось Пентагону для претворения в жизнь агрессивной политики, вынашиваемой империалистическими реакционными кругами США. Такая политика противоречит оздоровлению международного климата и идет вразрез с выработанной XXV съездом КПСС программой дальнейшей борьбы за мир. Поэтому необходимо проявлять высокую бдительность в отношении происков тех империалистических сил, которые выступают против разрядки.

Для эффективной подготовки ВВС к выполнению возлагаемых на них задач и для руководства ими в ходе боевых действий существует разветвлённая система органов управления. Организация высших органов управления ВВС (по данным иностранной печати) дана на схеме.

Основным высшим органом управления военно-воздушными силами является министерство ВВС, возглавляемое министром (гражданское лицо), назначаемым президентом сроком на четыре года. Министр через свой аппарат и штаб ВВС осуществляет общее руководство строительством, комплектованием и мобилизационным развёртыванием военно-воздушных сил. Кроме того, он отвечает за подготовку и материально-техническое обеспечение соединений и частей, а также за научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР). У него есть заместитель и пять помощников (по административным вопросам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, личному составу и резервам, тылу и авиационным сооружениям, финансовым вопросам), а также генеральный юрисконсульт и начальник штаба ВВС.

Каждый помощник министра ВВС опирается в своей деятельности на заместителей по различным вопросам (все они гражданские лица). Например, помощник по НИОКР имеет заместителей по планам и потребностям, стратегическим и космическим системам, управлению и связи и других. Все указанные лица составляют советнический аппарат министра ВВС.

В непосредственном подчинении министра находятся управления информации, космических систем и связи с конгрессом.

Ниже кратко, на основе данных иностранной печати, рассмотрены функции должностных лиц, а также основные органы управления ВВС.

Заместитель является главным советником и помощником министра ВВС. Во время отсутствия последнего он руководит ВВС. На нём также лежит обязанность поддерживать связь с представителями военно-воздушных сил других государств.

Помощник министра ВВС по административным вопросам несет ответственность за всю административную деятельность управлений, отделов и служб министерства и организацию работы его секретариата.

Помощник министра по НИОКР руководит планированием и реализацией текущих и перспективных разработок в области оружия и боевой техники.

Помощник министра по личному составу и резервам занимается вопросами комплектования и подготовки всего личного состава ВВС, включая и резервные компоненты. Он контролирует прохождение ими службы и ведает их перемещением. Ему также поручено через свой аппарат производить подбор, наём и расстановку гражданских служащих.

Помощник министра по финансовым вопросам контролирует правильное расходование выделяемых министерству финансовых средств и исполнение расчётов по контрактам. Ему подчиняются следующие управления: бюджета систем вооружения, финансовое, автоматизации учёта и анализа экономики.

Генеральный юрисконсульт следит за соблюдением законов в подчинённых министерству организациях и частях и рекомендует меры по предотвращению правовых нарушений.

Штаб ВВС - это основной орган министерства по оперативному руководству военно-воздушными силами. Его возглавляет начальник штаба ВВС (кадровый генерал), назначенный президентом. По сути дела, это главнокомандующий военно-воздушными силами. Начальник штаба выполняет функции главного военного советника при президенте, совете национальной безопасности, министре обороны и министре ВВС по всем вопросам строительства и использования этого вида вооружённых сил.

Он входит в состав комитета начальников штабов (KHШ). В соответствии с законом начальник штаба ВВС поочередно с начальниками штабов армии и ВМС назначается председателем этого комитета с освобождением от своей должности (в настоящее время председателем КНШ является бывший начальник штаба ВВС генерал Браун). Главная обязанность начальника штаба - оперативное руководство военно-воздушными силами в мирное и военное время.

Аппарат начальника штаба ВВС составляют его первый заместитель со своим помощником, пять заместителей, помощники по разведке, исследованиям и анализу, генеральный инспектор, а также научно-консультативный комитет, службы (военно-юридическая, военно-медицинская и военных священников), управления резерва ВВС и ВВС национальной гвардии (на схеме не показаны).

Первый заместитель начальника штаба помогает начальнику штаба в оперативном руководстве ВВС и замещает последнего в его отсутствие.

Заместитель начальника по оперативным вопросам и оперативному планированию разрабатывает оперативные планы использования авиации и отвечает за боевую готовность её составных компонентов. Ему подчинены управления: оперативное, разработки доктрин, оперативного планирования, а также командный пункт штаба.

Заместитель начальника штаба по программам и ресурсам составляет и контролирует выполнение перспективных планов строительства и развития ВВС. Он руководит управлениями воздушно-космических программ, организационно-мобилизационным, инженерно-строительным и связи.

Заместитель начальника штаба по научно-исследовательским вопросам (он же начальник НИОКР) отвечает за организацию всей научно-исследовательской деятельности как в ВВС, так и в организациях и учреждениях других ведомств, выполняющих различные разработки в интересах этого вида вооружённых сил. В его подчинении находятся управления: опытного строительства, космических систем, разведывательных систем и средств радиопротиводействия, опытного строительства.

Заместитель начальника штаба по личному составу занимается кадровой политикой в военно-воздушных силах.

Министерство и штаб ВВС осуществляют управление и руководство военно-воздушными силами через авиационные командования, командования обеспечения и учреждения центрального подчинения. Всего в составе ВВС насчитывается 16 основных командований и 11 отдельных органов центрального подчинения. По сообщениям иностранной печати, основными командованиями являются следующие:

Стратегическое авиационное командование (САК) включает подразделения, части и соединения межконтинентальных баллистических ракет, стратегической бомбардировочной и разведывательной авиации. Командующий САК отвечает за организацию, вооружение, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение стратегических сил. В связи с тем что САК обьединяет в своем составе элементы стратегических наступательных сил, оно является главным командованием ВВС и специальным командованием комитета начальников штабов.

Командование воздушно-космической обороны (КВКО) также относится к главному и специальному командованию ВВС. Оно является составной частью объединённого командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД). В его распоряжении находятся радиолокационные средства, выделенные штабом ВВС, а также истребительная авиация ПВО и автоматизированные системы управления ею ( и «Бюик»). Помимо этого, КВКО имеет системы предупреждения о ракетно-ядерном нападении и контроля космического пространства.

(ТАК) объединяет тактическую авиацию, включающую истребители, штурмовики, истребители-бомбардировщики, разведчики, самолёты специального назначения. Главные задачи командования - организация, обеспечение и подготовка входящих в него сил и средств к ведению боевых действий на ТВД. ТАК является составным элементом командования войск готовности и поэтому привлекается для совместных действий с другими войсками н? заморских ТЕД.

Военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) занимается осуществлением воздушных перебросок личного состава, боевой техники и грузов в пределах как континента США, так и заморских ТВД, а также между ними в интересах всех видов вооружённых сил и родов войск. Для этого в его ведении находятся все стратегические и тактические транспортные самолёты. Кроме того, на ВТАК возложены задачи метеорологического обслуживания ВВС, проведения поисково-спасательных операций, топографического обеспечения и другие.

Командование ВВС в Европейской зоне является наиболее важной по значимости группировкой тактической авиации. По численности она занимает третье место после группировок ТАК и ВВС в зоне Тихого океана.

Командование ВВС США в зоне Тихого океана - вторая по численности (после ТАК) группировка тактической авиации. Зона ответственности командования простирается от Аляски до Новой Зеландии и от восточного побережья континентальной части США до Индии.

Командование ВВС США на Аляске - небольшая по численности группировка, призванная оказывать при необходимости авиационную поддержку сухопутным войскам в этом районе и решать задачи ПВО.

руководит научно-исследовательскими организациями и контролирует деятельность федеральных и частных фирм и организаций, создающих технику и вооружение по контрактам с ВВС.

Командование подготовки кадров отвечает за набор, обучение и подготовку личного состава регулярных ВВС. В его подчинении находятся школы подготовки пилотов самолётов и вертолётов, а также штурманов, центры технической подготовки и другие учебные заведения.

Командование тыла ВВС ведает всеми видами магериально-технического снабжения боевых и обеспечивающих подразделений, частей и соединений ВВС. Кроме того, оно отвечает за ремонт, модернизацию и хранение авиационной техники и вооружения. Командование имеет региональные центры материально-технического обслуживания, центры складирования и ремонта.

ВВС национальной гвардии - основной и хорошо подготовленный резерв ВВС. В соответствии с мобилизационными планами части ВВС национальной гвардии приписаны к ТАК, КВКО и ВТАК. Подготовленные части и подразделения привлекаются для выполнения боевых задач.

Командование резерва ВВС проводит набор и подготовку резервов, а также формирует части и подразделения и поддерживает их в готовности к передаче в регулярные ВВС.

Авиационный университет находится на правах командования. Это . В его стенах готовятся офицерские кадры для командных и штабных должностей среднего и высшего звена. Ему подчинены военный, командный и штабной колледжи, технологический институт, институт усовершенствования командного состава и другие учебные заведения.

Командование службы безопасности занимается радио- и радиотехнической разведкой, а также расшифровкой кодов противника.

Штабное командование предназначено в основном для обеспечения деятельности высших органов министерства обороны и комитета начальников штабов. В его распоряжении имеются специальные самолёты и другие средства.

Командование служб связи обеспечивает связью и радиотехническими средствами аэродромной службы и навигации все командования военно-воздушных сил. Оно координирует работу органов министерства обороны и других видов вооружённых сил. занимающихся вопросами связи, а также поддерживает контакты в области связи с федеральными и частными организациями.

На схеме показаны только авиационные командования регулярных ВВС, представляющие собой оперативные объединения, возглавляемые командующими, которые отвечают за состояние подчиненных частей и подразделений и готовят их к ведению боевых действий.

Начальник штаба ВВС США генерал Джон Джампер заявил, что способность американских военно-воздушных сил завоевать господство в воздухе может быть поставлена под сомнение, если российские компании смогут запустить в производство истребители пятого поколения , сообщается на сайте Defensetech.org.

Речь идет о двух перспективных разработках КБ "Сухой" и ФГУП РСК "МиГ" - истребителях Су-47 (С-37) "Беркут" и МФИ (1.42) . Аналитики Пентагона, правда, отмечают, что недостаток финансирования и другие проблемы российского ВПК могут помешать завершению работ по созданию этих боевых машин.

Говоря о преимуществах российских истребителей, генерал комментировал сокращение программы постройки американского истребителя F-22 Raptor. Дело в том, что в проекте оборонного бюджета США на 2006 год предусматривается сокращение производства "рапторов" - вместо ранее планировавшихся 275 таких самолетов, их будет построено всего 179.

Это заявление, сделанное на заседании сенатского комитета по вооружениям, стало частью кампании в поддержку проекта истребителя пятого поколения, который разработала корпорация Boeing. Дело в том, что этот проект из-за своей дороговизны уже несколько лет подвергается критике со стороны некоторых политиков. Однако начальник штаба американских ВВС является сторонником перехода на новые машины. В марте прошлого года он сам сел в кабину F-22 и в полете показал, насколько хорош новый истребитель.

Примерно с таким же заявлением выступил в июле прошлого года глава Командования ударными авиачастями США генерал Хал Хорнбург. Комментируя серию учебных боев с индийскими ВВС, в которых, с американской стороны участвовали F-15 Eagle, а с индийской - Mirage 2000H, MiG-29 и Су-30МКИ, он заявил, что "авиация других стран может помешать ВВС США завоевать господство в воздухе в случае вооруженного конфликта".

"Возможно, мы не настолько опередили остальные страны, как до сих пор думали", - заявил Хорнбург, и добавил, что единственным выходом для США будет вкладывать как можно больше денег в проекты истребителей нового поколения, такие, как F-22 Raptor. При этом он напомнил, что нынешний основной истребитель - F-15 начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века и теперь он окончательно устарел.

Однако, как отмечают аналитики, реально оценивая возможности российского ВПК, приводить новейшие разработки "Сухого" и "МиГ"в качестве аргумента в пользу F-22 бесполезно. Возможно, ВВС США и нуждаются в нем, отметил один из них, но не потому, что в России в ближайшее время появится нечто более совершенное.

P.S. Кроме мнения американского военного выложу мнение людей непосредственно связанных с самолётостроением.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации c 12 мая 2008 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики … Википедия

Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия

Эмблема Минтранса Флаг Минтранса, 2002 г. Министерство транспорта Российской Федерации (сокр. Минтранс России) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Википедия

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… … Википедия

Орган в составе правительства суверенного государства, управляющий вооружёнными силами страны. В Википедии есть отдельные статьи о министерствах обороны разных государств: Министерство обороны России Министерство обороны США … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия

- (Минобороны России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно правовому регулированию в области обороны и другие установленные законами и правительственными и… … Энциклопедический словарь

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной… … Словарь черезвычайных ситуаций

Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны орган в составе правительства суверенного государства, управляющий Вооружёнными Силами страны. Может именоваться: Военное министерство… … Википедия

Книги

  • Современное военное оружие России , Симаков В.. В последние годы руководство Российской Федерации пересмотрело отношение государства к армии. Принципиально изменился подход к оборонному заказу. Россия теперь не стремится ответить танком на…
  • Штормовые острова , Конторович Александр Сергеевич. Инопланетное вторжение вынудило Министерство обороны России создать особое воинское подразделение. В его состав вошел молодой старший лейтенант Дмитрий Ларин. Напервом же задании Дмитрий…

Схема деятельности ЗАО "НРТБ" с операторами связи (в основном, это были компании "ВымпелКом" и "МегаФон") прямолинейна: получение заказа на проведение каких-либо "левых" работ с получением типового отчета, оплата за услуги по завышенным ставкам, вывод денег через подставные "обнальные" компании по подложным основаниям и их "распил" между исполнителем работ и конкретным заказчиком. Со временем задача ЗАО "НРТБ" трансформировалась - кроме поставки "грязных денег" компании на аутсорсинг были отданы услуги по контактам с военными и гражданскими чиновниками, согласие которых требовалось на передачу оператору связи тех или иных радиочастот, пусть даже на условиях совместного использования.

По экспертным оценкам стоимость работ ЗАО "НРТБ" минимальна, особенно учитывая фиктивный характер большинства работ. От каждого поступающего транша со стороны операторов связи не менее половины уходило на взятки и "откаты" в т.ч. возвраты в компанию-заказчика. Как нам известно, с помощь этой схемы было выведено несколько миллиардов рублей.

Обычно для ведения столь сложных в математическом, тактическом и стратегическом плане работ по электро-магнитной совместимости всегда привлекаются профильные НИИ МО РФ, в частности НИЦ АТиВ 4-го ЦНИИ Минобороны России (г. Щёлково) и НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ Минобороны России (г. Тверь) (бывшие 30-й и 2-ой ЦНИИ МО РФ). Именно этим организациям дано право самим проводить соответствующие исследования либо проводить экспертизу результатов исследований других организаций, имеющих соответствующие полномочия на проведение подобных работ. Приходько же, понимая, что если привлечёт научные организации МО РФ, то (ввиду сложной электро-магнитной обстановки) не получит нужные оператору результаты, решил в этой работе обойтись без НИО МО.

Возникает вопрос, почему командиры Главного штаба ВВС, у которых за плечами годы службы и большой опыт в столь важном вопросе, как безопасность полётов (а особенно в московской зоне!) вдруг отказались от услуг своих профильных военных научных организаций и вопросы обороноспособности доверили какой-то гражданской организации? Ответ может быть только один – коррупция.

На этом поприще владелец ЗАО "НРТБ" В.В. Приходько работал с широким кругом "военных специалистов", которые вынуждали операторов сотовой связи платить именно им за решение всех вопросов, связанных с выделением радиочастот. Дело было поставлено таким образом, что решить вопросы быстро и оперативно можно было только с помощью взяток и в этой системе лично В.В. Приходько отводилась роль передаточного звена - получить деньги от операторов связи, провести работы (большей частью мифические), вывести деньги через компании-однодневки и распределить взятки среди чиновников Министерства Обороны РФ.

В частности, в главном штабе ВВС (в/ч 52676) регулярные финансовые подношения получали лично начальник службы РЭБ г-н Алешин и Главного штаба ВВС Тихонов, начальник войск связи - заместитель начальника Главного штаба Военно-воздушных сил по связи, полковник Коробков Валерий Анатольевич, начальник радиотехнических войск Военно-воздушных сил полковник Смолкин. В принципе, всех действующих лиц этой преступной группы можно выявить по титульным и подписным листам отчётов, которые стряпало ЗАО «НРТБ» - но отметим каждого персонально.

В частности, коррупцией охвачено и управление РЭБ Генерального штаба (в/ч 21882), которое является ключевой структурой в прохождении всех радиочастотных документов. Основным получателем грязных денег здесь выступал Андрей Карнаухов, который представляет Минобороны в ГКРЧ и считается основным посредником по вопросам взаимодействия с гражданскими операторами связи. Причем, сам Карнаухов никакие документы, это делает его начальник - руководитель управления войск РЭБ Генерального штаба, а Карнаухов используя его "втемную" работает как фильтр в нужном для себя направлении. Именно через г-на Карнаухова проходит вся отчётная документация ЗАО «НРТБ», именно он организует все подписи от имени войск РЭБ, именно он вылавливает из общего потока радиочастотных заявок, проходящих через войска РЭБ, те, что необходимы Приходько. И, разумеется, не бесплатно.

В целом, по оперативной информации, указанная группа офицеров, действуя совместно, скрывала от своего руководства подобную схему работы, вымогая взятки с помощью посредников (сотрудников ЗАО НРТБ).

Для работы с офицерами Главного штаба ВВС в ЗАО "НРТБ" была сформирована группа бывших военных, на которую была возложена текущая работа по взаимодействию с бывшими коллегами из Министерства Обороны РФ. В нее был включен Сергеев Михаил Владимирович, бывший начальник общего отдела Главного штаба ВВС (этот отдел проходит вся переписка начальника Главного штаба, офицеры этого отдела по сути осуществляют «допуск к телу» начальника, их знают все остальные офицеры и начальники подразделений штаба) - взаимодействие с военными в Главном штабе ВВС осуществляется им лично (до сих пор, уже не находясь на службе, имеет пропуск "везде"). Подпись необходимых документов у начальника штаба ВВС он организовывал через Пашковского Олега Игоревича (бывшего своего заместителя по службе), ставшего в дальнейшем начальником общего отдела, а с декабря 2011 года тоже взятого на работу в «НРТБ». В эту же группу был включен Фесенко Сергей Васильевич - бывший офицер управления войск связи Главного штаба ВВС, который работал в НРТБ по договору подряда, будучи на действительной военной службе. Его привёл в НРТБ Сергеев М.В. и он активно включился в деятельность коммерческой компании без отрыва от военной службы: день или два в неделю "решал вопросы" в Главном Штабе ВВС, остальное время проводил в ЗАО "НРТБ". По сути, именно он принимал активное участие в организации и проведении испытаний, возил отчётные документы на подпись, а также иногда передавал конверты с деньгами своим сослуживцам. Именно г-н Фесенко, по настоятельной просьбе В.В. Приходько, поставлял в ЗАО "НРТБ" закрытую информацию по частотным характеристикам средств посадки ВВС (диапазон GSM(LTE)-900) и РЛС РТВ (диапазон 3G) для создания отчётов, нарушая таким образом военную тайну.

Отметим, что из схемы работы были полностью исключены НИО МО РФ, которые в своей деятельности пользуются закрытой информацией при расчётах электромагнитной совместимости военных и гражданских средств или при экспертизе предварительных исследований других уполномоченных на то организаций. То есть, отчет гражданской организации (в данном случае ЗАО «НРТБ») без участия НИО МО не имеет смысла и не является для офицеров Главного штаба ВВС основанием для принятия решения о выделении оператору частот Минобороны, либо при его составлении использовалась закрытая информация о частотных назначениях военных объектов. Следовательно, в первом случае отчет нужен был лишь как формальная бумажка (стоившая заказчику больших денег), а во втором совершенно понятно, что закрытая информация по частотным назначениям была передана г-ну Приходько сотрудниками Главного Штаба ВВС в обход действюущего порядка и с нарушением режима секретности.

В проектах решений регулирующих органов по этому вопросу, идет речь о том, что радиоэлектронные средства Министерства Обороны РФ, стоящие на боевом дежурстве, по решению комиссии ГКРЧ, будут принудительно, без учета требований Министерства Обороны РФ, переведены для работы в другие диапазоны радиочастотного спектра. Необходимость такого действия объясняется возможными «необоснованными отказами [операторам связи] от перевода в другой диапазон частот РЭС, используемых для обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка». При этом, заключение соглашений о компенсировании существующим пользователям полос радиочастот убытков от перевода действующих РЭС в другие полосы частот не предусмотрено. Таким образом, с помощью коррупционных решений и "методов" ЗАО "НРТБ", готовится такой вариант развития ситуации, при котором территория отдельных субъектов Российской Федерации и участки государственной границы РФ, на неопределенный срок будут не прикрыты РЭС специального назначения, решающими широкий круг задач по информационного обеспечению комплексов и систем ПВО и авиации ВВС. И это при том, что РЭС группировки ВВС, использующие рассматриваемые полосы частот, относятся к средствам боевого режима.

Виктор Приходько, ЗАО «НРТБ», Виктор Владимирович Приходько, ЗАО "Национальное РадиоТехническое Бюро", ИНН 7706237910, Панов Владимир Петрович, Вымпелком, Валерий Фронтов, 45 ЦНИИ МО РФ, Андрей Диденко, 694-880 МГц, 2500-2690 МГц, радиочастоты, радиочастотный спектр, LTE, Генштаб ВВС, Генеральный штаб ВВС, генерал-полковник ВВС Чельцов Борис Федорович, начальник службы РЭБ г-н Алешин, начальник Главного штаба ВВС Тихонов, начальник войск связи - заместитель начальника Главного штаба Военно-воздушных сил по связи, полковник Коробков Валерий Анатольевич, начальник радиотехнических войск Военно-воздушных сил полковник Смолкин, управление РЭБ Генерального штаба (в/ч 21882), РЭБ, радио-электронная борьба, Андрей Карнаухов, Сергеев Михаил Владимирович, бывший начальник общего отдела Главного штаба ВВС, Фесенко Сергей Васильевич - бывший офицер управления войск связи Главного штаба ВВС, Минкомсвязи, Гульнара Хасьянова, Союз LTE, Олег Малис, Денис Свердлов, Александр Жаров, 3G, ГКРЧ, МегаФон, EGSM, ЗАО "НРТБ", 4-го ЦНИИ Минобороны России, НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ Минобороны России, Фронтов, Аллагулова, взятки, Николай Панков, Олег Анатольевич Иванов, Авиатест, НПФ Гейзер, Перспективные технологии 30, Денис Афанасьев, Андрей Юдин, Ольга Борисовна Смирнова, ВП-Финансы и ресурсы, Агентство Телекоммуникационных проектов, Vimpelcom, LSE, ОПГ Приходько, Тахир Вильданов, ФНС №6, ООО "ВП-Финансы и ресурсы", UTT Marketing Services GmbH, Франс Маркус Нестл, ЗАО "АТП", ЗАО "Ростовский сотовый телефон", ЗАО "Ростовская сотовая связь", "Кемеровская мобильная связь", Надежда Лукьянчикова, Globtechnet%26Trading, Raiffeisenlandesbank, Dominator S62, Наталья Приходько, Dubai, A1 Fattan Marine Tower II, Seilerstatte 5, Innere Stadt 1010 Wien, ООО «ВП-ФинРес».