Запретная наука метафизика. кому и почему мешает? Математика - царица всех наук

Не зевай, угадай

Урок-игра «Путешествие на планету Знаний»

Цели: 1. Углубление и обобщение знаний по темам «Растворы» и «Электролитическая диссоциация». 2. Развитие умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы. 3. Воспитание командного духа, формирование волевого стремления к победе, повышение самооценки учащихся.

Условия игры:

Класс делится на три группы (три экипажа). Побеждает экипаж, набравший наибольшее количество баллов.

1. Станция «Электролитическая»

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:

а) в воду;

б) в гидроксид меди;

в) в расплав хлорида калия;

г) в азот;

д) нет правильного ответа.

2. Что такое гидратация?

а) процесс растворения веществ в воде;

б) реакция обмена, в которой участвует вода;

в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;

г) процесс распада воды на ионы;

д) нет правильного ответа.

3. Какие вещества называются электролитами?

а) вещества, проводящие электрический ток;

б) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток;

в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

г) вещества, реагирующие с водой;

д) нет правильного ответа.

4. При диссоциации каких веществ образуются анионы только одного вида - гидроксид-ионы?

а) основные соли;

б) средние соли;

в) кислоты;

г) щелочи;

д) нет правильного ответа.

5. Что означает выражение: «Степень диссоциации кислоты равна 25%»?

а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;

б) 25% всех молекул кислоты диссоциируют на ионы;

в) 25% всех частиц в растворе кислоты - молекулы;

г) 25% всех частиц в растворе кислоты - ионы;

д) нет правильного ответа.

6. Растворы каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

а) Fe(OH)3 HCI;

в) FeCI3 AgNO3;

д) нет правильного ответа.

2. Станция «Угадайка»

Угадайте, о чем идет речь?

1. Без нее, как в песне поется, «и ни туды, и ни сюды». (Вода)

2. Раствор пищевой карбоновой кислоты, который используется для приготовления маринадов и приправ к праздничным блюдам. (Уксус)

3. Какие моря имеют «цветные» названия? (Красное, Черное, Белое...)

4. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

5. Что в огне не горит и в воде не тонет? (Лед)

6. Ледяная гора, плавающая в море. (Айсберг)

7. Материк, почти полностью покрытый льдом. (Антарктида)

8. Клеточный сок по своей сути. (Раствор)

3. Станция «Водолейка»

Что? Где? Когда?

1. Почему яйцо не тонет в соленой воде? (Соленая вода имеет большую плотность)

2. Можно ли высушить белье на морозе? (Да, так как лед испаряется)

3. В каком органе человека содержится наибольшее и в каком наименьшее количество воды? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, зубная эмаль - 0,2%)

4. Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи)

5. Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский)

6. Есть ли вода на Луне? (Нет)

7. Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы? (Да)

8. Может ли вода течь вверх? (Да, вода сама поднимается по капиллярным сосудам дерева и доставляет растворенные питательные вещества на большую высоту)

4. Станция «Ты - мне, я - тебе»

1. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

2. На дворе переполох - С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина - У нее теперь ангина. (Град)

3. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

4. Я очень добродушная,

Я легкая, послушная,

Но когда я захочу - Даже камень источу. (Вода)

5. В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только... (Вода)

6. Приходил - стучал по крыше,

Уходил - никто не слышал. (Дождь)

5. Станция «Пушкинская»

Из каких произведений

А.С. Пушкина следующие строки?

1. Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге... («Сказка о царе Салтане»)

2. Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе... («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета... («Евгений Онегин»)

4. Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане»)

6. Станция «Порешайка»

1. Для подкормки томатов применяют 0,2-процентный раствор нитрата натрия. Какую массу нитрата натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить 10 кг раствора?

2. Для приготовления моченых яблок делают сладкую воду из расчета 400 г сахара на 100 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе?

Релаксация

Обсуждение игры: что понравилось, что нет.

Подведение итогов. Учитываются количество баллов, набранных командой, и индивидуальная работа каждого ученика на уроке.


24.11.08

Царица наук
"В нынешнем веке перед математиками стоит задача придумать единый "калькулятор", на котором просчитывалась бы вся природа", - говорит один из самых цитируемых российских ученых в мире, академик-секретарь математического отделения РАН Людвиг Фаддеев

Ольга Орлова , научный обозреватель Радио Свобода

У каждого времени есть своя флагманская наука, толкающая вперед весь флот областей знания. В начале XX века эту роль играла физика, в конце столетия - биология. Сейчас же на лидерство претендует математика. Во всяком случае без нее невозможно развитие практически ни одной области. И российские математики могут сыграть здесь значительную роль. Наилучшее подтверждение тому - Shaw Prize, "Нобелевская премия Востока", которой в этом году были удостоены российские ученые. Один из ее лауреатов, директор Международного математического института им. Л. Эйлера, академик-секретарь математического отделения РАН Людвиг Фаддеев рассказал "Итогам", каким он видит развитие этой точной науки в XXI веке.

- Людвиг Дмитриевич, можно узнать ваш прогноз: какие сферы будут самыми актуальными для математики в нынешнем столетии?

Если говорить о математической физике, которая мне ближе, то здесь среди магистральных направлений выделяются прежде всего два - квантовая теория поля и астрофизика. Именно эти области физики "заказывают музыку" для математиков. Правда, тут есть существенное различие. Астрофизика сама по себе не требует особенно утонченной математики. Чтобы решить задачу, поставленную астрофизиком, математик может пользоваться уже разработанными способами. А вот квантовая теория поля, являясь основой теории элементарных частиц, не только использует самый современный математический аппарат, но и влияет на его развитие.

- Ну а что скажете о перспективах математики в более широком контексте?

По-прежнему актуальна математическая программа, объявленная еще в 1970-е годы знаменитым математиком лауреатом Shaw Prize 2007 года Робертом Ленглендсом: она должна объединить алгебру, геометрию и теорию чисел. В реализации этой программы участвуют специалисты во всем мире, и от ее выполнения во многом зависит не только дальнейшее продвижение математики, но и то, насколько четко она поможет физике. Грубо говоря, в нынешнем веке перед математиками стоит задача придумать единый "калькулятор", на котором просчитывалась бы вся природа.

- Среди последних достижений российских математиков самое известное - это доказательство гипотезы Пуанкаре, выполненное Григорием Перельманом. Как оно повлияет на развитие этой сферы?

Это совершенно удивительный результат. Перельман показал неожиданное направление - использование дифференциальных уравнений в топологии. То есть применил традиционную технику использования дифференциальных уравнений при описании как плавных гладких физических процессов, так и "колючих", "шероховатых" математических объектов, таких, например, как топологическая трехмерная сфера. Собственно, именно о ней идет речь в знаменитой гипотезе Пуанкаре. Это открывает дорогу целой группе математиков, которые ищут способы описания сложных объектов. Но это еще не все. Оказалось, что те же самые уравнения, что использует Перельман, применяются и в физике, в теории струн.

- Та самая теория, которую в шутку уже успели назвать "теорией всего"?

Ну а некоторые так говорят всерьез. В этой физической теории делается попытка классифицировать все существующие во Вселенной частицы, которых, как мы сейчас знаем, невероятное множество. Для физиков самое перспективное в ней то, что она позволяет согласовать вещи, которые раньше входили в противоречие. В частности, в нее можно будет включить теорию тяготения, которая в рамках квантовой теории поля хорошей формулировки не имеет. Так что перед физиками стоит задача придумать свою "теорию видов". Но проблема в том, что в отличие от биологии физическая "теория видов" плохо соотносится с данными экспериментов. Мы предсказываем много частиц, а вот есть ли они на самом деле - пока ответа нет.

- У математиков интерес к этой теории скорее прагматический?

В общем, да. Для них она привлекательна прежде всего тем, что в ней востребовано огромное количество современных математических методов, таких как комплексный анализ и алгебраическая геометрия. Например, она предсказывает новые свойства математических структур, которые называются "зеркальной симметрией". Прежде в математике возникал целый ряд идей - привлекательных, но непонятно к чему применимых. И вот оказалось, что именно эти математические идеи необходимы для описания теории струн. Впрочем, так часто бывает, что математики вроде бы уходят в абстрактные дебри, а потом оказывается, что эти дебри совсем не бесполезны.

- Значит, будущее за теорией струн?

Знаете, в Америке дело дошло до того, что если математический физик не занимается струнной теорией, то ему уже трудно найти работу в университете. Хотя, конечно, надо шире смотреть на вещи. Например, существует проблема: как в рамках теории Янга и Миллса, которая является основой стандартной модели элементарных частиц, объяснить феномен появления у них массы. Я был в свое время приятно удивлен, когда американский физик Эдвард Виттен, активный сторонник теории струн, отметил и сформулировал эту проблему как собственно математическую. А другой мой коллега, нобелевский лауреат Дэвид Гросс, напротив, настаивает на теории струн и ничего другого не хочет слышать. Но в Европе сейчас к этой теории относятся более взвешенно. Там появился новый симбиоз - теории струн и интегрируемых моделей. То есть делается попытка совместить "теорию видов" для элементарных частиц и "теорию видов" для уравнений квантовой теории поля. Таким образом, можно будет согласовать две физические теории.

- Как, по-вашему, должно меняться соотношение "прикладников" и "фундаментальщиков" в математике?

Фундаментальные науки значительно дешевле обходятся, но они крайне важны для конкурентоспособности страны. Нельзя все разработки покупать за рубежом. Есть военная безопасность, есть коммерческие тайны. В 1930-е годы Иоффе собирался закрыть в ленинградском Физтехе ядерную физику и перевести Курчатова и Арцимовича на другое, более актуальное, как ему казалось, направление. Если бы это произошло, то что бы мы делали в 1940-е? Как бы все сложилось? Государство, которое само к себе серьезно относится, должно иметь ученых, занимающихся фундаментальными проблемами. Другое дело, что их должно быть немного.

- Можете сказать сколько?

В прежние времена из 250 человек, которые учились на матмехе (в питерской терминологии) или мехмате (по-московски), двух человек брали в Академию наук, трех - в университет или вузы, а остальные устраивались в прикладные области. Когда я был директором Санкт-Петербургского отделения Математического института имени Стеклова РАН, то брал на работу двух-трех человек в год. Если университет может дать двух сильных специалистов в год - для фундаментальной науки уже достаточно. Проблема не в этом. Трагедия российской математики состоит в том, что больше половины из тех немногих, кто выбрал фундаментальную математику, покинули страну. Около сорока лучших ученых из нашего института уехали за границу - это большая потеря. И в результате на последнем математическом конгрессе в Мадриде более 20 докладчиков были представителями российской математической школы, но большинство из них работают за рубежом. И только двое - дома.

- Как вы считаете, изменит ситуацию новая программа взаимодействия с научной диаспорой?

На днях получил письмо от своего ученика - профессора, который сейчас работает в США: он написал, что хочет вернуться. Я, конечно, приветствую это. Ведь если людей, как планируется, будут привлекать по конкурсу и платить по миллиону рублей в год (так обещают), то это нормально. Не думаю, что много народу поедет, но важно дать саму возможность приехать тем, кто захочет.

- Возможно ли воспитать в нынешней России новых знаменитых математиков? Как вы относитесь к тому, что правила проведения олимпиад для школьников изменились?

Раньше олимпиады были делом энтузиастов. Любой победитель потом все равно сдавал вступительные экзамены. Я хорошо помню, как пошел сам на олимпиаду для 5 класса. На районные и школьные туры не ходил, пошел сразу на городской. Кстати, задачи для детей составляли ученые мирового уровня. Но тогда не было такого ажиотажа. Дети шли ради любопытства и интереса, а не ради места в лифте, который их прямиком доставит в институт. Боюсь, получится, что новые правила олимпиад скорее помогут появлению успешных абитуриентов, чем настоящих математиков.

- Многие возлагают надежды на спецшколы и физико-математические интернаты.

Их роль всегда была огромной. Например, многие сотрудники нашего института оканчивали 239-ю математическую школу Ленинграда. Сейчас, я знаю, есть тенденция искоренить элитное образование. А его надо обязательно сохранять, пусть в небольшом количестве. Конечно, фундаментальной науке не нужно много гениев. Нужно столько, сколько необходимо для ее развития. И чтобы было где искать гениев, надо сохранять хороший средний фон, из которого питается элита.

Досье

Доска почета

Людвиг Фаддеев принадлежит к числу наиболее выдающихся математиков и физиков второй половины ХХ - начала нынешнего века. Его работы во многом определили современное состояние математической физики. Ученый внес решающий вклад в решение задачи трех тел в квантовой механике (уравнения Фаддеева), обратной задачи теории рассеяния для уравнения Шредингера в трехмерном случае, в создание квантовой теории солитонов и квантового метода обратной задачи, в развитие теории квантовых групп и т. д. Автор более 200 научных трудов и пяти монографий.

Людвиг Фаддеев - академик-секретарь отделения математических наук РАН, профессор. Лауреат Государственных премий СССР (1971) и Российской Федерации (1995, 2005). Его работы постоянно цитируются и используются в научной литературе. Он возглавляет Национальный комитет математиков России, Международный математический институт им. Л. Эйлера в Санкт-Петербурге.

Фаддеев стал иностранным членом академий ведущих стран мира (США, Франции, Швеции, Финляндии, Польши, Бразилии). Почетный профессор зарубежных университетов, член одной из старейших в мире академий - Французской академии наук, лауреат премий имени Д. Хайнемана Американского физического общества, международной премии имени А. П. Карпинского, награжден золотой медалью Макса Планка Германского физического общества, медалью имени П. Дирака Международного института теоретической физики.

В 1986-1990 годах Фаддеев был первым - и пока единственным среди советских и российских ученых - президентом Международного математического союза.


Изречения учёных. Математика царица наук, а арифметика - царица математики. К. Гаус




Аристотель. Математика... выявляет порядок, симметрию и определённость, а это - важнейшие виды прекрасного. Аристотель (384 до н.э до н.э.), древнегреческий философ.


Сильная наука Математика - это сложная, но интересная наука. Математика - это язык, на котором написана книга природы. Г. Галилей Галилей Галилео ()


Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов) Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский) Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев) Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен)




Математика - царица. Если ты не знаешь математику, тебе трудно в этом мире жить Ведь без математики, конечно, ты не сможешь: разделить, умножить и сложить. Физика и химия с ней дружат, геометрия всегда при ней математика, конечно, это сила и царица в области своей.





Задания: 1. Отгадай загадку Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков?... 2.Подумай! Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев, из камней. Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камней, и не из прутьев; Нуф-Нуф не из камней. Какой домик достался Наф-Нафу? /


3. Реши задачу. Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш кг. Сколько яблок, апельсинов и груш в отдельности привезли в столовую? 4.Используя цифровой ключ, данный в каждом примере, попытайся найти числа. Все числа разные =12 =10 =11


5. Определите возраст. Маша на 4 года старше, чем Настя. Насте сейчас 15 лет. Сколько лет будет Маше через 5 лет? 6. Разгадай ребусы. ПО100 О 7 я С3Ж 100лб 7. Расставь между цифрами 1,2,3,4,5,6 и 7 всего 3 математических знака (+ и-) таким образом, чтобы в результате получилось 2. Й


8.Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: : 4 = 5 9. Площадь прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника? 10. Подумай! Пассажир на такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковых автомобиля. Сколько всего машин ехали в село? Желаю удачи!

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«Математика – царица наук» секция

Выполнила: Махмудова Айиша,

ученица 4 класса

МКОУ «Курукальская СОШ»,

Ахтынский район РД.

Руководитель: Махмудов Эдуард Лукманович, зам по ВР МКОУ «Курукальская СОШ».

Курукал

2017

Актуальность темы.

Цель моего проекта доказать утверждение «Математика – царица наук» .

Для того чтобы доказать утверждение --- нужно решить следующие задачи:

    Какое место математика занимает в моей жизни?

    Зачем нужна математика?

    Почему математика царица всех наук?

Основная часть.

Человек с самого рождения попадает в мир чисел. Человек только появился на свет и его измеряют: рост, вес, пульс. Считали все: дни, недели, сколько дать молока, каши. Считали наши первые шаги.

Для меня в детстве число не имело значение, но я знала понятие «мало и много». Я знала одна конфета это мало, две- три конфеты это много.

Мама учила меня считать на пальцах игрушки, фигуры разные и самое главное - сколько мне годиков и сколько годиков маме. Я родилась в семье учителя математики и интерес у меня к математике большой. С первых дней в школе мне было интересно на уроках математики. Нас учили считать, сравнивать. Измерять, решать задачи и примеры.


Каждый день жизни – это математика. В день я несколько раз поднимаюсь и спускаюсь по нашей лестнице и считаю ступеньки. Я знаю наизусть сколько ступенек на лестнице.

Я живу в селе и у нас большое хозяйство –куры, коровы и ульи. А их надо каждый день по несколько раз считать, чтоб не потерялись. Я должна знать сколько нужно корма для них, их количество, мне это очень интересно.




У нас есть огород и как я иду туда и сразу незаметно начинаю считать деревья, саженцы и улья. Кругом одни числа - вот где математика.


Почему?

«Математика – царица наук»

Математику называют царицей наук, потому что именно математика объясняет любое явление в мире.

Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать.

Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику.

Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии и даже в русском языке.

Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы.

Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!

В конце хочу выразить свою мысль - математика это жизнь человека.

Заключение

Математика - мой любимый школьный предмет с первого класса. Мне нравится решать примеры и задачи, находить ответы на логические вопросы.

Я люблю математику, потому что я ее понимаю. Математика имеет свои, законы, которые не меняются.

Математики могут обмениваться решениями, уравнениями и интересными примерами, даже если они не говорят на одном языке. Во всем мире принято одни и те же формулы, одни и те же знаки, и это делает людей ближе.

Математика нужна абсолютно во всех сферах жизни. Каждый день мы пользуемся простыми арифметическими действиями, чтобы делать покупки, чтобы планировать свое время.

Математика - это основа для всех наук. Невозможно изучать физику, химию, биологию, если не умеешь делать необходимые расчеты. Чтобы добиться успеха и получить хорошее образование, необходимо хорошо знать математику.

Список литературы

1.Собственные мысли и рассуждения.

2.Фотоматериал (подручный)