10 слов с о ё после шипящих. Буквы е — о после шипящих в корнях слов

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Учебное наблюдение

Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

[шо́рах] - шорох, [шо́пат] - шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о , в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё .

Запоминаем правило

Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова ()

После шипящих в корнях слов пишется буква ё , если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е . Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е , то после шипящих в корне слова пишется буква о . В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о : шоссе, жонглёр, шорты .

Учебное наблюдение

Он случайно ож г руку.

Он получил сильный ож г .

Злоумышленник подж г дом.

Злоумышленник совершил подж г дома.

Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

ож г, подж г - глаголы; ож г, подж г - имена существительные.

Домашнее задание

Задание №1

Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е . Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

Задание №2

Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

1. Русская Литература XIX и XX века ().

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ().

Дополнительное задание

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Смотрю как-то телевизор. На экране внизу транслируются смс зрителей. Невольно читаю: «ДевчЁнки, кому скучно, звоните мне». О как, «девчЁнки», значит. А ведь правильно-то писать «девчОнки» с буквой –о в суффиксе. Возможно, грамотность не главное достоинство парней, но так сразу показать себя не с самой лучшей стороны… А вдруг ты пишешь студенткам-филологам. Что они о тебе подумают?

Не стал бы касаться этой проблемы, если бы очень часто не видел бы эту ошибку. Вопрос «девчонка или девчёнка» ставит в тупик массу людей. Не плачь, девчонка, пройдут дожди. А мы запоминаем: слово «девчонка» пишется через О .

А почему, собственно? Как не перепутать – ё нужно писать или –о? Покопаемся в правилах и узнаем, как пишутся гласные о и е(ё) после шипящих под ударением (именно это правило применяется в случае с девчонками). Напоминаю, что шипящие — это ж, ш, щ и ч.

Начнем с буквы О.

Предупреждаю, что правило сложное.

Букву О после шипящих под ударением (и это важно) нужно писать :

1. В окончаниях прилагательных и существительных, а также в суффиксе наречий –о (в конце наречий):

Шалашом, блиндажом, палашом, мячом, свечой, карандашом (существительные)

большого, чужого (прилагательные)

свежо, хорошо, горячо (наречия)

  1. 2. В суффиксах существительных –ок, -онк, -онок, -чонок, -об, -отк, -овщин:


мужичок , посошок

лягушонок , мышонок,

девчонк а (а вот и она!), книжонк а, собачонк а,

галчонок, арапчонок

чащоб а, «хрущоб а»,

трещотк а,

поножовщин а

3. В суффиксах прилагательных –ов, -он :

Холщов ый, камышов ый, смешон

4. В суффиксе отыменных существительных –овк, -овник:

мелочовк а, хрычовк а, плащовка

грушовник, крыжовник

(Примечание: отыменные слова – слова, образованные от существительных и прилагательных. Не путать с отглагольными словами!)

5. В суффиксе -охоньк прилагательных и наречий (встречается нечасто):

свежохонький

6. В именах существительных и прилагательных на месте так называемого беглого гласного О

поджог, изжога (жгу, жгла ); (на) рожон (рожна), кишочки (от кишки), шов (шва); очочки (очки ), смешон (смешной ).

Исключения: зачёт, учёт, расчёт, счёт - пишется буква ё

7. В корнях слов, заимствованных из других языков, и иностранных именах и фамилиях

Пижон, мажор, харчо, шорты, шоу, анчоус, шок, джокер

Джон, Джоуль, Шоу, Джойс

8. В корнях слов, к которым нельзя подобрать однокоренные слова с -Е

чокаться (полезное слово, запоминаем), шорник, шорох (шероховатый в качестве однокоренного не пройдет )

9. В некоторых собственных русских именах: Шолохов, Печора, Жора (он же Гога )

10 . Ну и еще. В русских фамилиях на шипящий + -ов , так сказать, «по паспорту» (иногда, правда, в паспорте может стоять и буква –ё – Пугачёв или Пугачов. Тут уж правилом делу не поможешь.)

В остальных случаях пишется буква –ё.

Хотелось бы так и закончить, но на всякий случай про букву –ё после шипящих мы расскажем дополнительно. Чуть позже

А также делитесь со своими друзьями ссылками на материал. Если понравился, конечно.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

(с графическим заданием)

Словарные диктанты

1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.

2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

б) с буквой о после шипящих в корне слова.

Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне.

1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.

2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом - боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Контрольные диктанты

Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом - понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя "с головы до ног". Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон - да не один, а миллионы, и в каждом - километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд - дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

(М. Константиновский)

И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.

Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.

Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.

(По Н. Сладкову)

Мы пришли в цирк

Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В. Драгунскому)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.