Анализ стихотворения А. А

Афанасий Афанасьевич – всем известный гениальный русский поет. Хоть и родился он в России, имел германское подданство и больше 30 лет жил и работал под фамилией Шеншин, современным читателям лирик известен под своим первым именем – Фет.

Жизнь великого поэта

Родился писатель 23 ноября 1820 года в селе Новосёлки, в Орловской губернии. Почти сразу после рождения мать поэта уехала за границу и покинула ребенка, так Афанасия усыновил дворянин по фамилии Шеншин. Через 14 лет случайно было установлено истинное происхождение поэта, его лишили титула дворянства и всех привилегий.

Стихи будущий поэт начал писать еще в детстве, когда учился в частном пансионе Крюммера. После окончания учебы парень отдал предпочтение юриспруденции и в 1838 году стал студентом юридического факультета Московского университета, а затем - и филологического.

Даже наука не смогла остановить творческую душу поэта. В 20 лет Афанасий Фет выпустил свой первый сборник стихов под названием «Лирический пантеон», а спустя еще два года поэт начал публиковать свои труды в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

В 1845 году творческую карьеру оборвала война, молодой Афанасий Фет поступил на военную службу и стал кавалеристом. Уже через год ему присвоили первое офицерское звание. В 1850 автор возвращается к творческой цели и выпускает второй сборник сочинений. Работы автора получили положительные отзывы от многих критиков. Даже после публикации новых стихов Фет продолжил службу в армии, а потом написал об этом периоде очень много мемуаров.

В 1856 году мир увидел третий сборник Фета под редакцией Тургенева, а уже через год поэт женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. До 1858 года Афанасий Фет еще продолжал военную службу и вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. Спустя 5 лет мир увидело двухтомное собрание стихотворений Фета.

Даже после окончания военной службы Фет не перестал служит государству. С 1867 он еще 11 лет работал мировым судьей. Поэт занимался благотворительностью, а также осуществлял переводы (перевел «Фауста» Гете, Шопенгауера, Канта). В период с 1883 по 1891 годы поэт опубликовал еще четыре выпуска сборника «Вечерние огни».

Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Всю жизнь он боролся за доказательства своего происхождения, только за несколько лет перед смертью власть вернула ему титул и привилегии.

Особенности творчества

Творчество поэта характеризируют очень утонченным и лирическим. В одном человеке сплелись качества нежного романтика и делового предприимчивого помещика, успешного военного и юриста. Чаще всего Фет в своих стихах описывал природу, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

Особенности произведения «Вечер»

Стихотворение «Вечер» Афанасия Афанасьевича Фета было написано в 1855 году. Посвящено оно описанию красоты и неповторимости природы, мира вокруг нас. Вместе с тем, в работе поэта прослеживается нотка печали и тоски, которые наложила на судьбу жизнь Фета. Критики говорят, что непростая жизненная ситуация и сложности в раннем возрасте повлияли на мировоззрение поэта. Творческая душа Фета стала видеть истинную красоту природы, простоту вокруг, нежность и романтичность.

В стихотворении «Вечер» автор описывает короткое мгновение дня – промежуток между завершением дня и началом ночи. Именно в этот магический и размытый момент автор и пытается восстановить читателю истинную картину красивого момента. Автор нежно и гармонично описывает картину вечера и все детали, которые его создают. Вечер - это как целый отрезок времени, но и в то же время, всего один момент, мгновение, в котором затаилась нежная и трепетная красота, доступная лицезрению каждого из нас.

Автор увидел солнце, которое опускалось на ночь за горизонт неба. Небеса были похожи на клубы дыма, а солнце своим ярким светом и блеском оставляло след. Когда читаешь этот стих, складывается ощущение, что вокруг тебя все оживает и играет красками, звуками и запахами природы.

Вечер не замирает и не стоит на месте, каждую секунду в мире и природе происходят изменения, особенная динамика, в которой гармонично сливается все, что нас окружает. Вот и лучи звучат над «ясной рекою», а уж через минуту – звенят «в померкшем лугу. Далее они прекращаются «над рощей немою» и «засветились на том берегу». Все здесь как будто играет, а также живет вместе с героем.

Автор старается передать читателю всю красоту природы в нескольких строчках, обратить его внимание на простые вещи и детали, показать, что даже в окружающей среде есть масса радости и счастья. Каждый элемент в работе Фета – как живой, он постоянно в движении и играет всеми звуками и красками. Например, река – это «живое существо», она «луками убегает на запад» и ничто ей не помеха и не препятствие. Все в этом стихе гармонично, красиво и весело.

Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их. На последнем выдохе дня и в начале жизни ночи появляется вечер, как необходимый момент, чтобы затаить дыхание и полюбоваться миром вокруг себя.
«Вечер» Афанасия Фета описывает в столбцах всего одно мгновение, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку. Но, к сожалению, не каждый хочет или может увидеть эту прелесть.

Лирика Афанасия Афанасиевича Фета

Фета давно признали известным и талантливым лириком, поэтом. Его творчество часто сравнивали с работой художника. Это и видно в стихотворении «Вечер». Автор с помощью слов, как художник с красками, пытается реалистично и натурально воссоздать уникальную и неповторимую картину природы, которая уже никогда не будет такой. Вместе с тем, Афанасий Фет пытался не только передать словами всю красоту окружающей среды, но и описать ощущения, которые были у него на душе, чувства, которые свойственны каждому человеку.

В стихах Афанасия Афанасьевича не найти описания общественных проблем, вопросов о политике или современных событиях. Иногда, читая стихи этого автора, складывается ощущение, что его совершенно не волновало то, что происходит здесь и сейчас. Именно за то, что его стихи были далекими от современности, нежными и лирическими, поэта, как представителя «чистого искусства», часто осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.

Анализ стихотворения «Вечер»

Проанализировав стихотворение «Вечер» и другие похожие работы автора, можно сделать вывод, что для Афанасия Фета главными темами в творчестве стали «вечные» - красота, любовь, природа, философия быстротечности времени и вечных ценностей человечества.

Стихотворение «Вечер» можно отнести к лирике о природе. По объемам это небольшой стих, который составляют всего три строфы, но даже они смогли создать вокруг читателя удивительную и неповторимую атмосферу красоты и спокойствия. Текст написан анапестом - это самый популярный в те времена и заметный размер для стихотворений.

Когда читаешь стихотворения Фета, как будто попадешь в иной мир – без суеты, голосов, криков, обид и негатива. Здесь все спокойно и уютно, нежно и тихо, умиротворенно и красиво. Читатель не чувствует себя одиноким или забытым - это как шанс отдохнуть и подумать, сделать выводи и заметить, как красиво вокруг. Все здесь противопоставляется активному дню – спокойная и тихая ночь, светлому теплому солнцу – темное небо и далекие холодные звезды. Вопреки традиции вечернего пейзажа, стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии.

В стихотворении «Вечер» очень много эпитетов, метафор, сравнений. Все они вместе создают природу на словах, которую каждый из нас может увидеть в любой момент, оторвав глаза от своих забот и переживаний. Удивительно подобранные метафоры во втором четверостишии дополняют эту картину чуть уловимыми оттенками переходного состояния природы.

В лирическом стихотворении поэта в каждой строке оживают свет и звуки, нежные тона и спокойное окружение. Поэт пытается показать своему читателю, что гармония в природе существует, что она вечная и ничто и никто не сможет одолеть или остановить ее. Афанасий Фет хочет показать каждому человеку, как в природе все просто, красиво и гармонично. Наверное, именно этим вещам и стоит поучиться современному человеку. Лирический герой способен остановиться, рассмотреть и увидеть красоту, простоту и душу природы, где зарождаются истинные чувства.

После прочтения удивляешься не только красоте природы, но и тому, как автор может описать это все словами, сделать все красиво и аккуратно, богато и насыщенно. Все глаголы в стихах как будто звенят и переливаются, перекрикиваются между собою и разносятся вокруг - прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось и так далее. Неживые предметы – солнце, ветер, вода – как будто реальные живые существа. Они способны чувствовать, двигаться, бежать, переживать, звучать.

Картина завершения вечера и наступления ночи очень метафорична, что придает ей какую-то особую прелесть, сказочность. Все в этом стихе в мире и взаимодействии, в добре и сказочности, в гармонии и красоте. Таким и должен быть мир, в котором мы живем. Прочитав это стихотворение, каждому захочется остановиться, своими глазами увидеть прекрасный вечер, описываемый в произведении.

ВЕЧЕР.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье...")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою...", 1842; " Летний вечер тих и ясен...", 1847; " Что за вечер! А ручей...", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь...", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце...", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый...", 1843; " Заря прощается с землею...", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют...", 1884; ) и любовными (" Я жду... Соловьиное эхо...", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье...", 1850; " Сегодня все звезды так пышно...", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета : в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко..."
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами..." ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" , а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко... огнем" . Так, в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер... облаков померкнули края..." и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих..."
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, дал еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (пр озвучал о, пр озвенел о, пр окатил ось, р азл етел ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (пол умр аке, зол отыми, зар ница, гол убыми, зел еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: проз вучало, проз венело, з асветилось, раз летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.


ВЕЧЕР.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье...")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою...", 1842; " Летний вечер тих и ясен...", 1847; " Что за вечер! А ручей...", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь...", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце...", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый...", 1843; " Заря прощается с землею...", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют...", 1884; ) и любовными (" Я жду... Соловьиное эхо...", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье...", 1850; " Сегодня все звезды так пышно...", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета : в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко..."
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами..." ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" , а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко... огнем" . Так, в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер... облаков померкнули края..." и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих..."
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, дал еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (пр озвучал о, пр озвенел о, пр окатил ось, р азл етел ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (пол умр аке, зол отыми, зар ница, гол убыми, зел еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: проз вучало, проз венело, з асветилось, раз летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.


Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

В стихотворении «Вечер» (1855 г.) раскрывается огромный талант Фета в изображении пейзажа, отличающий его от других поэтов.

Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток.

Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием.

Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию.

Фет блестяще использовал звуковые и визуальные эффекты в своем стихотворении. В нем практически не упоминается лирический герой, нет красочных описаний природы. За эту «беспредметность» его часто упрекали критики. Но для человека с богатым воображением произведение представляет большую ценность. Очень удачно автор выбрал время для наблюдения. Смена дня ночью – неуловимое мгновение. Его нельзя определить с математической точностью. Оно может быть охарактеризовано лишь постепенным изменением звуков и света. Сияние далекой зарницы хорошо подчеркивает это переходное состояние. Стихотворение «Вечер» написано в спокойном и размеренном темпе, идеально подходящем для вечернего созерцания пейзажа. Оно создает в душе читателя умиротворение и очищает ее от тревог и волнений.

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нем выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

Краткий анализ

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .

Сравнение “облака как дым” .

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Тема

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .
  • Сравнение – “облака как дым” .

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 35.