Черкесы адыги и чеченцы не родственны. Мне, русской, начхать на вашу историю или все народы ка

Статья "Чеченцы" (пер. Б. Скилотти) представляет из себя перевод с немецкого языка статьи путешественника по Кавказу М. Вагнера. М. Вагнер был напуган рассказами о чеченцах, и эта боязнь чеченцев наложила свой неприятный отпечаток на его статью. Ему мерещилось во взгляде чеченцев "неверность и стремление к убийству", он "по приглашению чеченцев в аул бы не последовал". Несмотря на все это, "Чеченцы" представляют историю. Ценность, тем более, что литературы о Чечне до сих пор почти никакой не было. "Чеченцы", написанные почти 80 лет тому назад, интересны для современного читателя, хотя в статье и имеются некоторые неправильные положения и ошибочные выводы, совершенно очевидные для советского человека. И только потому, что интересно почитать статью о Чечне и чеченцах иностранца- современника кавказской войны, настоящая статья помещена в предлагаемом сборнике. "Чеченцы" помещены в немецком сборнике "Кавказ и земля казаков с 1843 по 1846 ", Лейпциг, 1848 г

Как черкесы составляют на Западном Кавказе главное ядро русских врагов, вокруг которых группируются разные роды других мелких народностей- абхазцев, абихов, чигетов, эльбрусских татар (карачаевцев) и кабардинцев, так среди горских народностей Восточного Кавказа чеченцы стоят во главе сопротивляющихся нашествию северных завоевателей. Название "чеченцы" относится, собственно, к одному небольшому роду этого народа, который, однако, так выделился своей храбростью и энергией, что русские этим именем обозначают все народности, говорящие на одном наречии, которых, включая кистинцев и ингушей, насчитывается до 150 тысяч душ. Черкесы, татары и лезгины называют этот народ "мизчеги" (с. 187). Чрезвычайно суровое наречие чеченцев не имеет ничего общего с языком черкесов, лезгин, татар или осетин, хотя отдельные слова из разных горских наречий перешли и в чеченский язык. Клапрот раскрывает этот язык вследствие его строения, как совершено самостоятельный, но говорит вместе с тем, что чеченцы взяли много слов у соседей своих - аварцев. Относительно происхождения чеченцев еще существует самая глубокая тьма. Их считают древнейшими обитателями кавказского полуострова, которые сохранили первобытные обычаи и воинственный дух древних, и еще теперь, как во времена Эсхила, они "дикие толпы, страшные в шуме своих бряцающих мечей". Немецкому ученому, который в своей книге "Россия и черкесы" очень мало ценил силу сопротивления горских народов русскому мечу и скипетру, чеченцы дали блестящее опровержение. Наш знаменитый и обладающий проницательным взглядом географ Риттер оказался более правым, говоря: "Войны Тимура, Петра Великого и Надир-Шаха против народов восточного Кавказа показали, что области Дагестана и Лезгистана принадлежат к мировым изолированным крепостям, которые дают возможность их обитателям и защитникам противостоять самым знаменитым завоевателям". Чеченцы населяют прекрасную горную страну между высокой Кавказской альпийской цепью и Тереком; на востоке их область ограничена Койсу, а на западе перевалом, идущим из Владикавказа в Закавказье. Эта горная площадь богата прекрасными лесами и лугами, но земледелие дает в высоко лежащих долинах Чечни лишь небольшие урожаи; но все-таки время созревания хлебов самое важное для горных жителей, которые тогда обыкновенно держатся спокойно, пока хлеб не будет убран в безопасное место. Когда поздней осенью снопы с полей исчезли и быстрые воды Терека и Сунжи пали, тогда в казачьей линии все знают, что воинственный крик чеченцев недолго заставит себя ждать. Все пункты, лежащие в долине Терека от Владикавказа до Внезапной, подвергаются нападениям чеченцев. Владикавказ, Грозная, Гизель- Аул и Темир-хан-Шура являются в настоящее время главными операционными пунктами русских против чеченцев. В этих крепостях можно ежедневно встретить большое количество этих стройных дикарей. Как и черкесы, они посещают русские крепости большей частью для провождения времени, и русские, ожидающие от этих оживленных сношений со своими врагами хорошие результаты, позволяют им беспрепятственно посещать свои укрепленные места. Во Владикавказе - большом и важном пункте на Тереке - я в первый раз увидел большое количество чеченцев и, т.к. я только приехал с Кубани, где видел черкесов, то естественно, я сравнивал внешнее впечатление и вид, которые оба эти народа призвели на меня. Они играют на Кавказе одинаковую роль, но по языку и происхождению отличаются и до недавнего времени не имели сношений между собой. "Чеченцы, - писал я в своем дневнике во Владикавказе, - мне нравятся менее черкесов, с которыми они имеют общую стройность, смелую выдержку и орлиный нос, но не общее выражение физиономии. В лицах черкесских узденей господствует свободное, открытое, любознательное и немного дикое выражение, их поведение настолько рыцарское, что к ним нельзя относиться без симпатии. В более темноокрашенном лице чеченца существует, вместе с выражением большой энергии, какая-то угрюмая, неприятная черта: я видел здесь людей, во взгляде которых блестели неверность и стремление к убийству, которые меня пугали. Гостеприимство черкесского узденя я бы доверчиво принял, по приглашению чеченца в аул я бы не последовал. Лицо чеченцев немного длиннее и худее, нежели лицо черкесов, и борода у них менее обильна, нежели у других восточных народностей, например, турок и арабов. Одежда, кажется, у большинства кавказских народностей одинакова: узкие коричневые штаны и коричневое пальто с кожаным поясом и с разноцветными, пришитыми с обеих сторон груди, кусками материи для хранения патронов. Голову украшает кавказский тюрбан - большая шапка с разноцветным верхом и широким околышем из взлохмаченной длиной овчины, которая, падая на лоб, еще более увеличивает дикий и суровый вид горных жителей. Все носят длинный кинжал на поясе и длинное ружье, крепко прилегающее к спине. Некоторые молодые люди более богато одеты: они носят пальто, вытканное серебром, и великолепные кинжалы и шашки с серебряными рукоятками. Смотр войскам, который производил во Владикавказе генерал Балдинин, чеченцы, кабардинцы и осетины смотрели с большим интересом, так же, как и я рассматривал художественные фигуры кавказцев". Я привел этот отрывок из моей записной книжки неизменным, но согласен, что слышанные мною раньше рассказы русских военных о поступках и чертах черкесов и чеченцев, может быть, не остались без влияния на эту сравнительную оценку двух народов. Отзывы русских более благоприятны для жителей Западного Кавказа, нежели для жителей восточной горной полосы. Верность данному слову у них встречается реже, суровость с военнопленными больше и, кроме того, они воодушевлены таким религиозным фанатизмом, которого черкес не знает. Последняя черта особенно отличает западного кавказца от восточного горца. Если черкесы в последнее время немного больше о Коране думают, то это больше для того, чтобы увеличить ненависть и нелюбовь к христианам-русским, нежели из внутренних духовных побуждений... ... В то время, как у черкесов врожденная любовь к свободе и самостоятельности и, вместе с тем, некоторая надежда на грабеж и добычу составляют основную причину их сопротивления России, у чеченцев ненависть к русскому господству мотивируется больше их пылким религиозным фанатизмом. Все выдающиеся предводители чеченцев от шейха Мансура, который знал наизусть 20.000 религиозных стихов, до теперешнего главаря чеченцев-Шамиля, играющего роль пророка, чувствовали необходимость обосновать свою светскую власть на религиозном фанатизме, так же, как это делал марабут Абд- Эль-Кадер в Алжире. Этот религиозный фанатизм на Восточном Кавказе облегчает объединение различных по языку народностей под одним руководством и затрудняет ведение войны многочисленным русским войскам, войны, которая, благодаря геройской храбрости жителей и естественным условиям страны - "Мировая крепость народностей", еще нескоро закончится. Во время моего пребывания на берегах Терека и в высоких горах Кавказа я получил много интересных сведений о жизни и обычаях чеченцев. Особенно меня привлекали простые рассказы одного польского солдата, который больше года пробыл в плену среди чеченцев и почти в непосредственной близости от Шамиля, которому он служил рабом. Он не смог вынести жизнь в горах - суровый климат, плохое питание, - и воспользовался удобным случаем, чтобы бежать под знамена двуглавого орла, как ни мало симпатии, как поляк, он к ним ни чувствовал. Хотя он, по его уверениям, был взят в плен во время экспедиции генерала Граббе, но он рисковал получить наказание в 3.000 розог, - обыкновенное наказание для всех русских дезертиров на Кавказе - наказание равносильное мученической смерти, если кому-нибудь из более человечных офицеров не удавалось как-нибудь смягчить наказание. Только с большим трудом удалось бедному поляку избежать ужасной смерти, которая, по словам русских же офицеров, часто постигала невинных. По рассказам этого поляка и других спасшихся и обмененных пленных, описания жилья, обычаев и занятий черкесов, данные мною выше, можно почти полностью отнести к чеченцам. Но это совпадение не дает еще права заключить о родовом родстве, потому что образ жизни и занятий первобытных народов зависит от природы и климата их страны, а эти совпадают в этих двух странах вполне. Положение женщины у чеченцев и черкесов почти одинаково, но у первых продажи женщин в чужие страны не существует. Достойные доверия лица мне передавали, что чеченские женщины относятся благосклонно к иностранцу и они выказывают к пленным много жалости, насколько это позволяет ревность и недоверчивость их мужей. Не один русский пленный бежал из плена благодаря чеченкам, и вместе со своими освободительницами они приходили в русский лагерь. После всего узнанного мною о кавказской женщине, я могу сказать, что в них, помимо воинственного духа амазонки живет искра нежности и женственности. Возвращающихся победителей женщины и девушки встречают радостными выкликами и объятиями, о раненых заботятся с бескорыстной преданностью, и даже бедный военнопленный, благодаря добросердечному отношению со стороны женщины, находит утешение в своей несчастной судьбе. Поэт Пушкин в своем "Кавказском пленнике" верно схватил этот характер чеченской девушки, которая как голос "доброго гения" звучит над потоком и предупреждает казачьих девушек. Очень трудно для путешественника, даже если он собрал много фактов и выслушал много мнений, высказаться о судьбе народа, если он не изучит его при многолетнем пребывании среди него. Русские военные также не способны к верному суждению, потому что их наблюдения не обновляются постоянными новыми наблюдениями, а их ненависть к народу, защищающему так беззаветно и отчаянно свою свободу, - общеизвестна. С другой стороны, иностранцы, охваченные ненавистью к России и восхищением всей Европы перед храбростью и воинственностью русских врагов на Кавказе, еще менее способны к верному суждению... Чеченцы храбрый варварский народ, но заслуживают еще меньше, чем черкесы, того преувеличенного восхищения, с которым к ним относятся в некоторых странах Европы. Фанатизм, неверность, суровость не есть черты культурного народа. Другой вопрос: неужели восхищение лично народом - это симпатии к его делу? Можно решительно отвергнуть дикость какого-нибудь народа, но все-таки нужно спросить: "Но какое право имеют другие огнем и мечом этот свободный народ себе подчинять?" Кто знает судьбу армян в Турции или духоборов в России, тому не нужно других мотивов, чтобы объяснить заявление шейха Мансура англичанину Беллю: "Если Англия и Турция нас оставят, если все другие средства сопротивления будут истощены, тогда мы дома наши и имущество сожжем, наших жен и детей удушим и, отступая на наши скалы, умрем до последнего человека" (с. 193)

(В кн.: «О ТЕХ, КОГО НАЗЫВАЛИ АБРЕКАМИ». Сборник рассказов, повестей, легенд, сказок, стихотворений и социально-экономических очерков о Чечне и чеченцах. Грозный, 1927)


Кавказ всегда был ареной противоборств великих держав. Его пытались покорять, истреблять населяющие его народы. Ушедший в историю «черкесский вопрос» неожиданно нашел своё воплощение в теме спорта. Благо тема Олимпиады, её проведения в Сочи подстегнуло антироссийские настроения. Спорт уже не выглядел так безобидно в глазах тех, кто питает злобу. Само проведение олимпийских игр черкесскими радикалами воспринимается, как вызов их национальному чувству.
Война - это всегда кровь. Помнить об этом должен каждый. Очевидно, что на теме «геноцида», «черкесского вопроса» политиканы национальных движений пытаются обрести крепкую почву под ногами. Пока кроме заявлений, шествий, петиций некоторые черкесские лидеры не предпринимали никаких активных действий. Эта первоначальная фаза мне напоминает национальное движение в Чечне образца 1991 года. Все помнят, как неистово местными националистами пропагандировалась тема геноцида чеченского народа в годы Кавказкой войны и депортации 1944 года. Эти два успешных тренда позволили тогда замутить сознание народа. Они сыграли на самой кровоточащей странице народа. Их ставка была беспроигрышной! Живо еще было старшее поколение, видевшее гибель и ужасы лишений. Боль требовала признания. И этим воспользовались «лекари»: лекари, к сожалению, искавшие выгоды для себя, а не излечение для больного. Ситуация сродни чеченской: разношерстная клика, так называемых, лидеров играет тем, что может привести не к процветанию Черкессии, а к её гибели, так и не оформившейся.
Одним из признаков отсутствия единства черкесского национального движения является то, что нет единой концепции, нет единого плана действий. Науськиваемые, то западными, то грузинскими стратегами это движение показывает лишь одно - попытка легитимизоваться в глазах простых черкесов и преподнести свои цели, как светские, демократические. При этом, со стороны этого движения слышны также экстремистские возгласы. Для примера, «Великая Черкессия». Хочется спросить, неужели историческая память о трагедии настолько затмила сознание, что авторы этого проекта готовы, как чеченские сепаратисты идти до конца? Касаемо, чеченских сепаратистов. В декабре прошлого года было распространено видео, на котором всем известный «моджахед всея Кавказа» Д. Умаров призвал к срыву «сатанинских» игр», организованных «на костях предков, похороненных на нашей земле». Очевидно, что издыхающему подпольному вооруженному движению требуется новая заначка в виде черкесской темы. Чем и пытается бандподполье воспользоваться. При этом, сами черкесские лидеры, («Адыгэ Хэкужь - Черкесия», «Право на Родину», «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент», «Хасэ», Черкеcский научно-исследовательский институт «TIM», «Насып», «Патриоты Черкесии» и «Черкесский Союз»), поспешили отмахнуться от новоявленного «черкеса», моджахеда всех времен и народов Д. Умарова. Так в обращении от 12 января 2014 года: «В связи с этим мы, представители черкесских национальных организаций, заявляем, что отвергаем любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм. Мы ведем борьбу за право на единство, сохранение и развитие черкесского народа исключительно в рамках правового поля - с учетом законодательства стран проживания черкесов, в рамках международного права, гарантирующего права человека и права коренных народов». Действительно, каким образом чеченцу Д. Умарову достались черкесские земли…? Да и кто его, бандита уполномочивал делать заявления от имени чеченского народа в адрес черкесского? Ясно, что представители подполья пытаются использовать в своих целях черкесский вопрос. Шанс у них не велик, но заявить о себе в качестве защитников религии и народов - чистой воды пропаганда: если бы рядом жили зулусы, то и в защиту их выступил бы неутомимый борец за «чистую религию». Своими заявлениями бандиты в лишний раз доказывают, что им близко то, что творят, творят пока на словах и бумаге черкесские лидеры. Путь неизбежно тупиковый, ведущий к созданию очередной зоны нестабильности уже в западной части Кавказа. Попытка перенести вооруженное сопротивление на черкесские земли может иметь под собой почву, зная, что «горячие головы» есть и в среде вроде светского движения. Но, это на первый взгляд. При всем отмежевании от религиозности есть еще и национальный фактор. Крайне религиозные воззрения здесь заменены национальными. При этом накал страстей ничем не уступает религиозному радикализму, окрепшем, к примеру, в восточной части Кавказа. При удачном сценарии «оранжевых революций» эти два элемента могут, соединившись, показать мощную разрушительную силу.
С учетом ситуации на Украине и недвусмысленных заявлений украинских националистов касаемо южных областей России, шансы на дестабилизацию в западной части Кавказа и подстегивание напряженности по всему региону растут. Это - не преувеличение, учитывая то, что к развитию черкесского вопроса по экстремальному пути прилаживают усилия различные западные организации, а в недавнем прошлом и подопечная Запада солнечная Грузия. То, что черкесы всего лишь разменная монета в политических играх можно увидеть по грузинским «телодвижениям». Все помнят, что грузинский парламент еще в 2011 году поддержал резолюцию, в которой говорилось о геноциде черкесов во второй половине 19 века. Грузия стала единственной в мире страной характеризовавшей те события, как геноцид. После этого, был даже создан Минкультом Грузии Черкесский культурный центр, Черкесское телевидение, в сети интернет заработала пропагандистская машина, обличающая Россию, требующая не допустить Олимпиаду в Сочи и прочее. Всплеск интереса со стороны Грузии был обусловлен известными событиями в российско-грузинских отношениях. До последнего лелеял надежду стать кавказским жандармом М. Саакашвили. Его антироссийские выпады дополнительно укрепляли веру черкесских лидеров в то, что Грузия их не бросит. Но планам М. Саакашвили не посчастливилось сбыться: парламентские выборы в октябре 2012 года разрушили его планы кавказского гегемона. Он не только не стал выразителем чаяний черкесского национального движения, но и собственный народ, уставший от его «жеваний галстука», сделал выбор в пользу улучшения отношений с Россией, страной когда-то спасшей их от ликвидации. Новое правительство Грузии в «14 пунктах Иванишвили» провозгласило, что «отношения Грузии с народами Северного Кавказа будут основаны на принципах добрососедства, которое не будет использовано для конфронтации с Москвой». По словам многих экспертов, этот тезис говорит о том, что новая Грузия может отказаться от признания геноцида черкесов. На фоне более критических политических провалов (Абхазия, Южная Осетия) для Грузии тема геноцида не актуальна. Единственно, ясно, что Грузия будет готова аннулировать это признание, если северный сосед вплотную подойдет к этому вопросу, и начнет диалог по нему. Более того, в свете внутригрузинских событий очевидно, что для черкесского движения произошла крупная потеря - Грузия уже не надежный партнер. Это можно увидеть хотя бы по затуханию работы пропагандисткой машины в той же Грузии. Как по указке спала назойливость слоганов, нет уже зажигательных речей.
Кому это всё не нужно в виду того, что это может обернуться крупными осложнениями, так это самой России. Потеряв грузинский тыл, некоторые черкесские лидеры не устают распространяться, что, мол, после Олимпиады Россия возьмётся за Кавказ. Излюбленная тактика провокаторов. Именно так по большому счёту и уничтожались села в той же Чечне: обстрелять федералов, успешно сбежать, а с людьми, коими они «мужественно» прикрылись, будь, что будет… Такая тактика успешна особенно в плане пропаганды. Убитый мирный житель активно будет муссироваться и продаваться как новость по разным информационным каналам. Прикрыться, образно говоря, трупом как форма информационной атаки - распространенное явление в стане сепаратистов.
Говоря о сепаратизме, к сожалению, следует отметить, что потенциал на западном Кавказе есть. Нет ничего плохого, что домой возвращаются черкесы со всего мира, в частности, из горячих точек, Сирия, Ливия. Помощь в этом по мере сил оказывает сама Россия! Но заявления радикалов из числа лидеров черкесского движения не оставляет сомнений, что они рассматривают эту репатриацию, как базис для создания, нет не республики черкесов в составе России, а отдельного государства. Опять-таки своеобразным идеологическим «трамплином» следует считать тему Кавказской войны 19 века. То, что всякое политическое движение, основывающееся на боли, трагедии исторической памяти, обречено на провал можно увидеть по соседям по региону - чеченский сепаратизм. Окончательно умерший в сознании людей и саморазоблачивший себя. Стоит ли идти по этому пути? Если черкесские лидеры готовы пожертвовать жизнями людей, то пусть в начале этого «человеческого конвейера» поставят своих родных и близких! А так, оперировать как мальчишка с солдатиками, уж позвольте, на то и власть, чтобы пресечь. Нагнетать ситуацию могут лишь радикалы национальных движений, и лишь им будет выгоден даже открытый конфликт. Задача властей не допустить этого.
Касаемо Запада. Черкесская тема не вызывает пока большого интереса в сравнение темы гомофобии в России. Известно, что ряд стран выразили нежелание участвовать в Олимпиаде в виду, так называемой, дискриминации геев. Но это не значит, что вопрос свободы извращенных отношений вообще закрыл возможность того, что Запад в будущем может использовать в диалоге с Россией черкесскую тему. Фокусирование внимание Запада на этой теме возможно в случае, если провокационные возгласы материализуются в акции, вооруженное сопротивление. Что опять-таки на руку, и свободной от морали Европе и лишенных разума и чести некоторых черкесских лидеров. По сути, неоднородность такого движения играет на руку тем, кто видит Россию разделенной и в конфликтах, перманентных и управляемых. Всегда же удобно обвинить тех или иных лидеров в пророссийских настроениях и с позором выгнать из стана. Ситуация политической грызни украинской оппозиции тому пример. Ничего нового за высокопарными словами черкесских лидеров нет. Вопрос - цена противостояния, как далеко новоявленные «спасители Великой Черкессии» готовы пойти? Слащавые слова о независимости, умопомрачающей уникальности зачастую чреваты, и оборачиваются национальной катастрофой. Очередной повод Западу уколоть Россию за национальную политику. Задача России, как мне видится, вовлечение черкесских движений в общероссийский политический процесс. Не отталкивать готовых на диалог, поиск даже общих точек соприкосновения в стане радикалов с целью смягчения в стане непримиримых, и окончательной маргинализации идей сепаратизма.
Председатель Черкесского национального общественного движения «Адыгэ Хэкужь - Черкесия» Абубекир Мурзаканов: «Черкесские национальные активисты не раз заявляли о неприемлемости проведения Олимпийских игр на костях предков черкесов, однако и Россия, и мировое сообщество игнорировало чаяния коренного народа Сочи - черкесов. Фактически, имеет место ущемление прав и свобод целого этноса. Ситуация эта еще более усугубляется тем, что 90% черкесов по сей день живут в изгнании, не имея возможности вернуться на свою историческую родину» . Внимательно читая такие заявления, понимаешь, что до осознания того, что черкесы могут и должны жить в единой стране далеко. Далее: «В этом контексте особенно странно видеть отказ мировых лидеров посетить Олимпиаду из-за ущемления прав сексуальных меньшинств. Для нас непонятно почему права гомосексуалистов превалируют над правами целого народа, подвергшегося жесточайшему геноциду, подвергающемуся и по сей день ущемлению естественных прав любого этноса, декларируемых международным правом». Действительно, пока Западу ближе тема извращенных радостей, чем судьба вообще какого-нибудь народа. Преисполненная щенячьей наивности воззрения А. Мурзаканова никак не трогают Запад. Подождите, г-н Мурзаканов, Запад и на Вас обратит внимание! А пока, геи и террористы - «сладкая парочка» для Запада.
P . S .: По сообщениям СМИ, на Олимпиаду приглашены ряд представителей черкесского народа. По словам начальника управления внешних связей Кабардино-Балкарского государственного университета Анатолия Кодзокова: «Всего в открытии зимних Игр примут участие 26 черкесов из-за рубежа. Более половины уже приехали сегодня в Сочи». По его словам, это жители Сирии, ОАЭ, Палестины, Израиля, Турции, Германии. Все они являются членами Ассоциации зарубежных выпускников и друзей КБГУ. «На протяжении зимних Игр в Олимпийском парке Сочи будет открыт "Дом адыга", также сообщил Кодзоков. "Это обширный павильон в сердце города, где все участники и гости игр смогут ознакомиться с культурой, традициями, историческим наследием и современной жизнью черкесов в России и за рубежом, - пояснил сотрудник КБГУ. - Идея создания "Дома адыга" и ее воплощение принадлежит администрации Краснодарского края, а также Оргкомитету «Сочи 2014»:

Выходцы с Северного Кавказа часто идентифицируют себя в Турции как "черкесы", не будучи этническими черкесами. Черкесы действительно являются наиболее крупной группой среди мухаджиров (кавказцев, переселившихся или высланных российскими властями в Османскую империю во время Кавказской войны – примечание "Кавказ.Реалии" ). Количественный фактор сильно повлиял на идентификацию северокавказцев в Турции, но степень и глубина этого влияния варьируется в зависимости от региона страны.

Ведя репортаж о сирийских беженцах в турецкой провинции Хатай на границе с Сирией, автору данной статьи довелось посетить местные кавказские семьи, среди которых были кабардинцы, осетины, абхазы и кумыки. Узнав, что я прибыл с Северного Кавказа, они начинали говорить со мной на черкесском. Мои объяснения, что я не понимаю этого языка, вызывали недоумение. Хатайские кавказцы были убеждены в том, что на Северном Кавказе все говорят на черкесском языке, а этнические деления – не более, чем внутричеркесское племенное разделение. "А что, у кумыков есть свой отдельный язык?", - спрашивали меня. При этом собеседники отмечали чеченцев, о них они знали чуть больше и выделяли эту этническую группу как отличающуюся от черкесов.

Общение с выходцами из центральной Анатолии показало, что здесь акценты в самоидентификации немного другие. Разговор с Уналом Озером из Сиваса пролил свет на сложности самоидентификации выходцев с Северного Кавказа.

"Мухаджиры с Северного Кавказа все вместе прибыли сюда, основали селения рядом друг c другом и начали держаться вместе. Таким образом, название "черкес" стало общим для выходцев из этого региона. Способствовало этому и то, что кавказские народы имеют очень схожие культуры, кухню, одинаково справляют свадьбы, при этом говорят на разных языках", - рассказывает Озер. Собеседник "Кавказ.Реалии" при перечислении народов ставит знак равенства между кавказскими этническими группами и субэтническими делениями адыгов. "Есть абазины, лезгины, абадзехи, шапсуги и т.д. Все они разные. Около 10-11 национальностей", - отмечает житель Сиваса. В отличие от Хатая, где "черкес" - это название этнической группы, в центральной Анатолии в это понятие вкладывают скорее территориальное значение. "У нас нет такого этноса как черкес, это наше общее символическое обозначение", - заявляет турецкий кавказец.

Так же интерпретирует понятие "черкес" чеченец Кахир Акдениз из того же региона Сивас. "Турецкие чеченцы, как и все кавказцы, относят себя к черкесам. Но в Турции под "черкесом" следует понимать кавказца", - заявляет Акдениз. Чеченец также отмечает, что "черкес" не этническое понятие, а идентичность по региону происхождения.

В свою очередь осетинка из Анкары заявляет, что всех выходцев из Северного Кавказа турки называют черкесами. "Мы сами тоже туркам представляемся как черкесы. Но между собой мы называем себя по этническому происхождению. Например, я в кавказском кругу говорю, что я осетинка, а туркам часто представляюсь черкешенкой, так как они мало что знают об осетинах", - признается Джерен. При этом, по словам девушки, культурные мероприятия все "черкесы" проводят вместе. "Мы собираемся в одних и тех же местах", - говорит она.

Студентка из Газиантепа Нурхан оказалась кавказкой из Сирии, которая переехала в Турцию из-за войны на родине. Несмотря на то, что она не знает родного языка, идентификация у собеседницы довольно точная. Она себя не считает черкешенкой и заявляет, что для сирийских кавказцев эта проблема не так актуальна, как для турецких. "Когда меня кто-то спрашивает о происхождении, я отвечаю, что я кумычка из Дагестана. Правда такой ответ всегда вызывает вопрос о том, из России ли я родом. Некоторые спрашивают, не являюсь ли я представителем адыгского народа. Но я каждый раз даю отрицательный ответ. Я никогда себя не считала представителем адыгского народа. Да и в Сирии такого не наблюдала", - сказала Нурхан в интервью "Кавказ.Реалии". По всей видимости, самоидентификация кавказцев различается не только в между жителями разных регионов Турции, но и между гражданами разных стран Ближнего Востока.

От редакции. "Русский журнал" публикует вторую часть беседы с писателем Германом Садулаевым . На этот раз мы поговорили с Германом Умаралиевичем о проблемах чеченцев, живущих внутри России.

Русский журнал: Вам принадлежит фраза «трудно быть чеченцем». Что значит быть чеченцем за пределами Чечни? Ведь, с одной стороны, СМИ постоянно ретранслируют информацию об участии молодых чеченцев в хулиганских конфликтах или криминальных преступлениях (от драки в лагере «Дон» до убийства А. Политковской), а с другой, многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики подчеркивают свое чеченское происхождение.

Герман Садулаев: Прежде всего, уже по традиции хочу отметить, что я не чеченец. Это официально установлено и публично заявлено высшим должностным лицом соответствующего национально-государственного образования. Поэтому я не могу знать, что значит быть чеченцем – ни в самой Чечне, ни за её пределами. Действительно, большую часть сознательной жизни я провёл в духовно родном и близком мне городе Санкт-Петербурге, от чеченской идентичности во мне остались разве что некоторые атавизмы и лёгкий акцент. Книгу с провокационным названием «Я – чеченец!» мы с издателем, покойным Ильёй Кормильцевым, выпускали когда определение «чеченец» ещё звучало как приговор, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики тщательно скрывали своё чеченское происхождение, даже меняли имена, фамилии и паспорта. В то время я называл себя чеченцем и отстаивал честь и достоинство этой народности перед стереотипными обвинениями в дикости, варварстве, врождённой склонности к преступлениям и прочей чуши. Теперь называться «чеченцем» - как бы привилегия, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные чиновники вспомнили о своём чеченском происхождении. Я же со спокойным сердцем отказываюсь от этого высокого звания. Я человек левых убеждений, социалист, а потому противник всех и всяческих привилегий.

РЖ: Какую «чеченскую идентичность» пытается выстроить руководство Чеченской республики или чеченское общество, если можно так назвать ревнителей шариата? Учитывая негласное табу на межнациональные браки (в отличие от советского периода), мононациональность республики и высокий уровень исламизации? К чему приведет то, что Вы назвали модернизацией через архаизацию? Возможна ли в Чечне исламская демократия?

Г.С.: Исламская демократия в принципе возможна везде, в том числе и в Чечне, но дело в том, что такого вопроса в политической повестке дня для чеченского общества не стоит. Государственная форма, которая де-факто принята чеченским обществом – это национально-религиозная монархия. Видимо такая форма отвечает реальному уровню социально-политического развития этой народности. Вопрос о демократии если и будет включён в повестку дня, то очень и очень не скоро. Любых более или менее демократических правителей чеченское общество воспринимает как «слабых» и реагирует на демократизацию единственным способом – полным игнорированием государственной власти, дезорганизацией и самоуправством. Это печальный факт. Та чеченская идентичность, которую я знал и к которой имел отношение, была в большой степени советской или советизированной национальной идентичностью. В новой идентичности я ничего не понимаю. Это именно результат модернизации через архаизацию: причудливое смешение традиционных моделей поведения с радикальной трансформацией индивида и общества.

РЖ: В своей книге «Шалинский рейд» Вы пишете о том, что молодой человек, закончив университет, особенно в крупном городе, столице, возвращался в родные места и сразу получал высокий социальный статус, хорошую работу. Так ли это в современной Чечне, какие ценности прививает чеченское общество своей молодежи?

Г.С.: Это, конечно, не так. И не только в современной Чечне, но и во всей современной России. Ценность образования вообще и высшего образования в частности стремительно девальвировала. Никакой диплом не является больше гарантией никакого статуса. Мы поняли это ещё в 1991 году, я тогда был на 2-м курсе юрфака ЛГУ. Год назад будущее виделось определённым и обеспеченным, год спустя оказалось, что никакие дипломы не имеют никакого значения, значение имеют только одни бумажки – деньги – при этом не имеет никакого значения, как они получены. В современной Чечне чудовищная безработица. Найти работу по специальности выпускнику ВУЗа проблематично. Вопросы трудоустройства решаются не средним баллом в дипломе, а связями и деньгами. Ценности молодёжи прививаются очень хорошие: патриотизм, религиозность, следование законам государства, нравственность, трудолюбие, скромность. По местным телеканалам часами идут религиозные и нравственные проповеди. И в мечетях, и в школах, и на собраниях учат только хорошему. Да только дети, они не слушают, что говорят им взрослые, они смотрят, что эти взрослые делают, как старшие сами живут. И когда видят все эти дворцы и кавалькады из порше, когда видят, что взяточники и лжецы процветают, а честные люди живут в нищете, то делают выводы. Немногие, самые радикально настроенные, выбирают самый радикальный – и тупиковый – путь борьбы с окружающим лицемерием: становятся жертвами другой лжи, уходят «в лес». Большинство – приспосабливается к тому обществу, которое есть.

РЖ: Какие они – молодые чеченцы? В своих интервью Вы четко разводите молодых «беспредельщиков» - детей авторитетных родителей, которые «беспределят» (например, выезжая на автомобиле к Вечному огню) осознавая возможности родителей, и рядовых чеченских ребят, которые не имеют возможности выехать в другие регионы. Но если вспомнить ситуацию в лагере «Дон», в которой участвовала обычная чеченская молодежь, возникает ощущение, что молодые чеченцы в принципе являются носителями повышенного заряда агрессии и поклонниками «культа силы». Это отражение воинственного менталитета или результат милитаризации современной Чечни?

Г.С.: Я, знаете ли, не верю в «генетическую предрасположенность» к нравственному или безнравственному поведению. Байки об этом в лучшем случае – ненаучный бред, в худшем – расизм. Некоторым породам собак поколение за поколением отрезают хвосты, но щенки всё равно рождаются с хвостами. Приобретённые признаки не наследуются – это постулат науки. Чезаре Ломброзо больше века назад пытался доказать, что есть некий тип «врождённого преступника», которого можно определить по антропологическим признакам. Его теория не подтвердилась. Чеченцы, или аварцы, в силу «происхождения» не являются ни более, ни менее «агрессивными», или «свободолюбивыми», или «нравственными», или, наоборот, «распущенными», чем русские или осетины. Все подобные внешние социальные признаки приобретаются в процессе воспитания. Я полагаю, что современная чеченская молодёжь слишком часто ведёт себя за пределами республики недостойно. И причина этого – в плохом воспитании. То есть, на словах детям всё объясняют правильно, вот только собственным положительным примером нравоучения не подкрепляют. Молодёжь видит коррупцию, безнаказанность, безнравственность, вседозволенность властей и угнетение слабых, на молодёжь сильно действуют образцы поведения, транслируемые через современные средства массовой информации – спутниковое телевидение, интернет – основанные на культе силы и наслаждения; всё это входит в системное противоречие со строгой моралью традиционного общества и порождает «вывихи» сознания, а вслед за ними – неадекватность поведения. Я резко критиковал чеченское общество именно за такие «вывихи». Конечно же, «вывихнутое» сознание отреагировало на мою критику по собственной логике – была поднята масштабная кампания по очернению и дискредитации скромного меня. Какую только ложь ни громоздили, какие только обвинения не придумывали! Специально обученный андроид Нухажиев написал целый трактат «молот Садулаева». Даже удивительно, что столько внимания было уделено моей незначительной персоне. А потом была «Манежка», и официальным лицам пришлось публично признать, что проблемы есть, и их надо решать. И совсем недавно премьер-министр Путин на встрече с молодёжью в Кисловодске сказал практически то же самое, что год назад говорил я о недостатках нашего поведения. Но андроиды теперь почему-то молчат. Не возражают.

РЖ: Как вы относитесь к росту в последнее время внимания к «черкесскому вопросу»? Не напоминает ли усиленное внимание к Кавказской войне, поиск виноватых и жертв при одновременном признании «геноцида черкесов» Грузией возгонки националистических настроений в Чечне начала 1990-х гг.?

Г.С.: О, с черкесами отдельная длинная и интересная история. Я против определения царской российской политики на Кавказе как «геноцида черкесов». Вообще, так всё что угодно можно назвать геноцидом. Войны, как правило, велись на уничтожение, война сама по себе есть преступление против человечности, и никаких дополнительных ярлыков вроде «геноцида» не требуется. Есть понятие «этнической чистки» - она может быть и не связанной с войной. Но давайте тогда сначала определимся с ближайшими к нам событиями. В Чечне в 1991-94 проходила масштабная этническая чистка, уничтожение и изгнание русскоязычного населения. Исход продолжился и после. Не само собой получилось так, что из около 300 000 русскоязычных к настоящему времени в Чечне остались 3 000. Минус 99%. Где остальные? Власти говорят «они уехали». Конечно, русские уехали, подводная лодка «Курск» утонула. Всё случилось само собой. Около 297000 русских жили в Чечне, а сейчас они там не живут. По гораздо менее значимым поводам НАТО объявляет об этнических чистках и вводит войска. Так что давайте разберёмся, что это было, как, куда и почему «уехали» 297000 русских. Это было недавно. Это можно расследовать. Можно расследовать историю каждой семьи, почему она «уехала», и сколько русских «уехало» из Чечни сразу на тот свет. Вот что актуально по поводу этнических чисток на Кавказе. Актуальнее, чем ворошить дела прошлых веков, где мало было правды, мало гуманности, много зла и насилия – это понятно. Только не надо винить во всём «Россию» и тем более русских.

И ещё, кстати, вы, наверное, заметили, что большинство стереотипов, которые теперь российское сознание (и сами чеченцы, некоторые, недалёкие) приписывают чеченскому обществу (у каждого в подвале пара русских рабов, работать не умеют – только воевать, и т.д.) полностью основаны на достоверных исторических реалиях – только на реалиях из жизни не чеченского, а черкесского народа, и не в 20-21, а в 17-19 веках. А сами чеченцы в это время были в большинстве своём тихими забитыми тружениками, пахарями, кузнецами, скотоводами. Гнули спину на черкесских феодалов на равнине. Или страдали от скудости в «свободных», но голых и бедных горах. Только постепенно (и с помощью «проклятых русских») стали избавляться от черкесского ига, и – вот причуды истории – видимо, в виде психологической компенсации за века рабства и унижения, приписали себе качества и признаки своих бывших поработителей, а скоро и сами поверили в то, что никаких черкесов и не было, что они сами всегда были вот такими гордыми и свободными воинами-разбойниками, а ещё быстрее в это поверили русские, которые вообще не очень хорошо отличали черкесов от чеченов и прочих диких горцев.

Так что эта возгонка черкесского национализма сейчас бессмысленна и бесполезна. Великому адыгскому народу стоит заниматься культурным объединением всех своих ветвей, сохранением и развитием своей великой национальной культуры, а не расчёсывать исторические обиды. Иначе можно дойти и до «справедливого» требования вернуть черкесам их феодальные владения и рабов из всех окрестных народов.

Конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно

События в Пугачёве вызывали в социальных сетях и блогосфере дискуссии на тему о том, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно.

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству межнациональное противостояние в Нальчике в 2005-м году и роль черкесов на Северном Кавказе.

Эта информация, - крайне неординарная, - многое разъясняет. А потому, на мой взгляд, крайне полезна для понимания реальных раскладов на российском Кавказе. Тем паче, что линк на этот материал прислал мне и подтвердил своим словом (дескать, своими глазами наблюдал) давний и очень уважаемый читатель-кабардинец, то есть, черкес, - чье ручательство значит для меня более чем много. Так что, безо всяких сомнений рекомендую, а заодно, пользуясь случаем, хочу кое-что уточнить.

На самом деле, мне следовало, конечно, больше уделять внимание и народам Кавказа в своих комментариях. Хотя бы ради того, чтобы мои читатели были в курсе той простой истины, что все эти многочисленные народы вовсе не ЛКН (лица кавказской национальности) на одно лицо, но очень и очень разные. По всем параметрам. И различие между некоторыми не то даже, что между баварцем и пруссаком или испанцем и каталонцем, а не меньшие, нежели, скажем, между баском и вьетом. В том числе, и в смысле отношения к России и с Россией. Если та же Чечня комплиментарна русским и России не была никогда (есть на то разные причины), то уже народы Дагестана восприняли приход новых соседей на свою землю очень по-разному, а про осетин и говорить нечего.

С черкесами же (или, как сами они обобщенно говорят, "адыгэ") и вовсе интересно. Этот многочисленный (а когда-то и очень многочисленный) и социально развитый (степень формализации феодализма и его этики сложнее японской, на которую весьма похож) народ кооперировался с русскими с незапамятных времен. Как минимум, с тех (хотя, скорее, еще раньше), когда князь Мстислав, победив касожского рикса Рэдэда , включил его дружину в свою и отвоевал у братоубийцы Ярослава вотчину, включая Чернигов, в награду выделив кавказским витязям, - родоначальникам множества знатных русских фамилий, - земли под поселение (кстати, в частности, и там где нынче стоят Черкассы). И потом кооперация не прекращалась. Настолько, что для православных князей (а потом и царей), считавших западных монархов себе не ровней, браки с черкешенками считались равнородными (вспомним хоть царицу Марию Темрюковну, во девичестве - кабардинскую княжну Кученей). И знатные черкесы, выселившись в Москву, органично вливались в московскую элиту, получая титулы и честно, не на жизнь, а на смерть служа России в самых разных ведомствах, с самого же начала воспринимаясь не как "понаехавшие", но как свои.

Эта схема сбоев не давала. Ни разу. Даже когда черкесы приняли ислам и связи ослабли. Сложности начались только под конец XVIII века, когда Стамбул реализовал масштабный проект массовой исламизации Северо-Западного Кавказа, а затем в Большую Игру включились, -раз , два , - "тихие англичане". Да и объективные причины, именуемые плодородными землями, имели место. Так что, война, начавшись, вышла жестокой и завершилась эмиграцией тех кланов и племен, вожди которых сочли, что в Турции, куда активно зазывали, им будет лучше. Лучше, однако, карта легла как раз у тех, кто остался в России, и (в отличие от той же Чечни) после заключения мира черкесы служили Империи, - благо, та договоры соблюдала, - верой и правдой (кстати, посмотрите на картинку, где этот факт отражен и обратите внимание: всадники хоть и мусульмане, но на знамени их - православный крест). И даже много позже, когда "индейцам" пришлось ответить по-крупному, к черкесам у Иосифа Виссарионовича претензий не было.

Так вот, мой читатель-кабардинец, о котором сказано выше, будучи человеком, помимо всего прочего, ироничным, обожает изредка подразнить "хватиткормителей", - не всех, конечно, а из числа тех, у кого, в рамках пунктика, извилины кипят, - разъясняя им, что следует разбираться в реалиях Кавказа хоть сколько-то. Потому что, не разбираясь вовсе, можно допрыгаться до потери Краснодара (с краем), Ставрополя (тоже с краем), еще чего-то и сосать лапу, окопавшись в Таганроге с Азовом. В ответ же на немедленно вспыхивающие заполошные вопли про "всех под корень", "рррраздавим-сокрррушим" и насчет белого фосфора мягко и ненавязчиво разъясняет некоторые элементарные вещи.

Например, что ежели к власти таки придут придурки, которым окажется по силам сделать черкесов не комплиментарными России (а это очень трудно, но можно, потому что людям не нравится, когда зверьки считают их зверьками), последствия будут такими, каких оппоненты, о войне знающие только по веселым картинкам, даже представить не могут. А стоило бы. По той простой причине, что, в отличие от тех же вайнахов и некоторых народов Дагестана, разборки с которыми, как бы жестока ни была и как бы ни помогали всяческим "имаратам" шейхи залива, не может подняться выше уровня "индейских войн", черкесов в мире очень много : до 9 миллионов, включая утративших язык, традиции и даже религию, но не самосознание. И более того, они не далеко "дети подземелья": счет офицерам всех рангов разных армий, министров, мультимиллионеров, журналистов англо-, франко- и туркоязычных, модных интеллектуалов и так далее счет идет на многие тысячи.

Так что, ежели придурки своего добьются, столкнуться придется не с "трактористами", еле-еле спустившимися с гор, а с (диаспора отреагирует мгновенно) сотнями "инструкторов", имеющих дипломы Вест-Пойнта, Сен-Сира и Академии Ататюрка, практически неисчерпаемым потоком добровольцев с опытом службы в регулярных армиях и отлаженным, прижившимся в самых верхах лобби самых разных стран на всех пяти континентах. Не говоря уж о том, что ни в финансовой подпитке, ни в поставках самого вкусного оружия нужды не будет, а вспышка в черкесских регионах взорвет Кавказа (а вслед за тем, по принципу домино, и не только Кавказа, куда круче, чем любые события в Чечне или Дагестане, ибо чеченцев недолюбливают и побаиваются, голос малых народов Дагестана не очень слышат, зато мнение черкесов чтут.

В общем, все проще некуда. Пока черкесы традиционно лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить. Это, кстати, прекрасно понимают и в Лондоне, и в Вашингтоне, в Анкаре, где проект "Великая Черкесия" раскручивается уже давно, умело и очень, очень целенаправленно , но, по счастью, до сих пор безо всякого реального успеха. Благо, подавляющее большинство черкесов не идиоты, сознают, во что их хотят втравить и активно (как бы кто ни пытался) не втравливаются. Думаю, тем, кто об этом не знает, следует знать, тем, кто знает, но не думает, - если еще способен, - думать, а тем, кто думать не способен вовсе, по крайней мере, зарубить на своих истинно арийских носах. Мне же, наверное, все-таки стоит, пересилив себя, вновь пойти в народ с ликбезами. Ибо ученье свет, знание сила, а мы в ответе за тех, кого приручили...