Что такое однородные сказуемые. Однородные члены предложения

Часто в основе конфликта лежит желание родителей настоять на своём. Дети, находясь под давлением со стороны родителей, начинают сопротивляться, а это приводит к непослушанию, упрямству. Нередко родители, требуя что-то или запрещая детям что-либо делать, не достаточно объясняют причину запрета или требований. Это приводит к непониманию, следствием чего является взаимное упрямство, а иногда и вражда. Необходимо найти время для бесед с ребёнком, аргументировать все запреты, требования, которые выдвигают родители. Многие папы и мамы возмутятся, где найти время, если надо работать в несколько смен, чтобы обеспечить материальные нужды семьи. Но если не будет нормальных отношений в семье, то кому нужно это материальное обеспечение?

Нужно обязательно вместе с ребёнком гулять, беседовать, играть, читать полезную литературу. Также причиной конфликта между отцами и детьми может быть ограничение свободы последних. Следует всегда помнить, что ребёнок это самостоятельная личность, которая имеет право на свою свободу. Психологи выделяют несколько этапов взросления ребёнка, когда обостряется непонимание между детьми и родителями. В это время конфликты с взрослыми возникают чаще. Первый этап - это ребёнок в возрасте трёх лет. Он становиться более капризным, упрямым, своевольным. Второй критический возраст - это семь лет. Опять наблюдается в поведении ребёнка несдержанность, неуравновешенность, он становиться капризным. В подростковом возрасте поведение ребёнка приобретает негативный характер, уменьшается работоспособность, на смену старым интересам приходят новые. В это время родителям важно правильно себя вести.

Когда ребёнок рождается на свет, его семья становиться для него эталоном поведения. В семье он приобретает такие качества как доверие, страх, общительность, робость, уверенность. А также он знакомиться со способами поведения в конфликтных ситуациях, которые ему демонстрируют родители, сами того не замечая. Поэтому важно, чтобы родители и окружающие ребёнка были более внимательными в своих высказываниях и в поведении. Все конфликтные ситуации стараться сводить к минимуму и решать их спокойно. Ребёнок должен видеть, что родители радуются не тому, что добились своего, а что удалось избежать конфликта. Нужно уметь просить прощения и признавать свои ошибки перед детьми. Даже если ребёнок вызвал у вас массу негативных эмоций, которым вы дали волю, следует успокоиться и объяснить ребёнку, что нельзя таким образом выражать свои чувства. К конфликту может привести вопрос дисциплины ребёнка.

Пока ребёнок маленький, родители ограничивают его свободу, устанавливают границы, в которых ребёнок чувствует себя защищённым. Маленькому ребёнку необходимо чувство безопасности, комфорта. Он должен ощущать себя центром, вокруг которого всё делают для него. Но по мере взросления ребёнка, родителям необходимо с помощью любви и дисциплины перестраивать его эгоистичную природу. Некоторые родители этого не делают, окружив ребёнка любовью и заботами без какой - либо дисциплины. Взрослые, стремясь избежать конфликтов, дают полную свободу ребёнку, из которого вырастает эгоист с неуправляемым поведением, маленький тиран, манипулирующий своими родителями.

Другая крайность - это родители, требующие беспрекословного выполнения всех своих требований. Воспитывая ребёнка, такие родители каждый раз показывают ему, что он находится в их власти. Дети принявшее это страдают от отсутствия самостоятельности, вырастают запуганными, без родителей не могут ничего сделать.

И наоборот, дети, которые сопротивлялись требованию взрослых, чаще вырастают озлобленными и неуправляемыми. Задача родителей - найти середину, сохранить чёткую родительскую позицию наряду с заботами о чувствах и потребностях ребёнка. Ребёнок - это личность, которая имеет право, на своё детство, на свою жизнь со своими ошибками и победами. В подростковом возрасте, когда ребёнку исполняется 11-15 лет, ошибка родителей заключается в том, что они не готовы увидеть в своём дитя нового человека, у которого есть свои идеи, цели, не совпадающие с представлениями родителей. Наряду с физиологическими изменениями у ребёнка - подростка наблюдаются скачки настроения, он становиться раздражительным, ранимым.

В любой критике в свой адрес видит нелюбовь к себе. Родителям подростка необходимо приспособиться к новой ситуации, изменить некоторые старые взгляды, правила. В этом возрасте есть вещи, на которые подросток вполне законно претендует. Он может пригласить на свой день рождение своих друзей, а не тех которых навязывают родители. Он может слушать музыку, которая нравится именно ему. И многие другие вещи, которые родители должны контролировать, но не так выражено как раньше. Следует понизить родительское внимание на жизнь ребёнка, позволяйте проявлять ему больше самостоятельности, особенно в интересах семьи.

Но при этом нельзя терпеть дерзость и грубость со стороны подростка, он должен чувствовать границы. Задача родителей состоит в том, чтобы подросток почувствовал родительскую любовь, знал, что его понимают, и всегда примут такого, какой он есть. Конечно, с одной стороны родители дали жизнь ребёнку, воспитали его, дали ему образование, поддерживают в трудных ситуациях.

С другой стороны родители, постоянно хотят контролировать своё чадо, влиять на его решения, на выбор друзей, интересов и т.д. Даже если родители дают детям полную свободу, как им кажется, всё равно они сковывают ребёнка в реализации каких-то планов, даже не замечая этого. Поэтому рано или поздно дети уходят от родителей, но некоторые уходят со скандалом, чувством обиды к родителям, а другие уходят с благодарностью, с пониманием со стороны родителей. Вот такой он, конфликт, отцы и дети в семье — две стороны правды.Надеемся, что в вашей семье будет царить согласие.

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.

Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.

Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Конфликт отцов и детей в литературных произведениях Тема отцов и детей неоднократно становилась одной из главных проблем во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

3 слайд

Описание слайда:

Конфликт отцов и детей в литературных произведениях Конфликт в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова В комедии «Горе от ума» столкновение Чацкого - человека с волевым характером, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер. Взгляды Чацкого направлены против существующих устоев общества становятся все более резкими. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?" он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

4 слайд

Описание слайда:

Конфликт отцов и детей в литературных произведениях Конфликт в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина В произведении «Недоросль» озвучивается идея, присущая многим сатирам и пародиям. «Не хочу учиться, а хочу жениться», что тем не менее представляет интерес с точки зрения конфликта возрастов. Слова Митрофанушки показывают его желание перейти в новый статус, стать отцом и поучать своих детей, а не быть предметом для поучений. Он не хочет ни учиться, ни жениться. Митрофан постоянно противоречит его матери и другим героям комедии, которые намного старше него. В этом и заключается проблема отцов и детей в этом произведении.

5 слайд

Описание слайда:

Конфликт отцов и детей в литературных произведениях Конфликт в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина Уже само название обращает нас к теме отцов и детей – "Капитанская дочка", а первое слово этой повести – слово отец… Отец Петра Гринева больше проводил времени за чтением "Придворного календаря", чем за воспитанием сына. С этой стороны детство Петра мало чем отличается от детства Митрофанушки из "Недоросля". Батюшка едва ли не забыл возраст сына, очевидно, более задумываясь о своих бывших сослуживцах, чем о нем: "Вдруг он оборотился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?". Из-за такого отношения отца к сыну, Гриневу приходится расстаться с мысль о хорошем будущем, что приводит к конфликту.

6 слайд

Описание слайда:

Конфликт отцов и детей в литературных произведениях Конфликт в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева «Век минувший» не хочет признавать «век нынешний», не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований. Конфликт Базарова и Павла Петровича имеют не только нравственный, но и социальный характер. Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но всё-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мыслей, народу он ближе. И надо отметить одну особенность этих столкновений: молодое поколение отличается от старого патриотичностью взглядов.

7 слайд

Описание слайда:

О конфликте Актуальной проблемой современного общества является конфликт между родителями и детьми. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди были вынуждены обращаться за медицинской помощью в связи со своими психологическими проблемами, лежит конфликт родителей и детей. По мнению психологов, проблема поколений была, есть и будет существовать и не в наших силах её решить.

8 слайд

Описание слайда:

О конфликте Конфликт – столкновение или борьба, враждебное отношение. Как правило, возникает из-за комплекса причин, среди которых достаточно тяжело выделить основную. Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социально-психологический феномен. Большое распространение получил семейный конфликт, конфликт между родителями и детьми.

9 слайд

Описание слайда:

Типы конфликтов родителей с подростками Конфликт неустойчивого родительского восприятия: Часто причиной конфликтов между родителями и детьми является «неустойчивость родительского восприятия», то есть родители постоянно сменяют критерии для оценки ребёнка. Подросток ещё не взрослый человек, но уже и не ребёнок. Как правило хорошие качества не оцениваются, зато выступают отрицательные, на которые родители обращают больше внимания, чем на положительные качества своего дитя.

10 слайд

Описание слайда:

Типы конфликтов родителей с подростками Диктатура родителей: Диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими (в данном случае это подросток). При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители не дают возможности на существование у ребёнка личной жизни, так как они постоянно в неё вторгаются, что и приводит к яростному конфликту между родителями и подростком.

Ни для кого не секрет, что в нашем мире происходят ссоры между родителями и детьми, и они, к сожалению, явление очень частое.

При столкновении мнений - мнений молодежи и мнений более старшего поколения - неизбежно вспыхивает пожар конфликта, последствия которого могут еще долгие годы преследовать его участников. Но в чем же причина? В устаревших взглядах родителей? В максимализме их детей? Давайте попробуем разобраться.

«Проблема отцов и детей» существовала всегда. Самым ярким примером тому можно считать созвучное по названию произведение И.С. Тургенева, которое и по сей день поднимает актуальную для всех нас проблему. В романе показано огромное количество моментов, когда сталкиваются мнения двух поколений, и каждый из их представителей готов до последнего защищать то, во что верит. С одной стороны, у нас «век минувший», который хоть и мудрее, но все-таки имеет устаревшие взгляды, с другой же – «век нынешний», увлеченный нигилизмом. Кто же прав? Трудно сказать, потому что ни один из представителей поколений не пошел на встречу другому, отрицая чужие взгляды. Герои, Аркадий Базаров и Павел Петрович Кирсанов, не были друг другом услышаны. Бесконечные споры, разногласия, и как кульминация – дуэль. Им противостоят Аркадий и Николай Петрович Кирсанов, которые с уважением относятся друг к другу, стремятся сохранить единство семейных отношений, потому их конфликт заканчивается примирением. Концовка романа, свадьба Аркадия с Катей Одинцовой и Николая Петровича с Фенечкой в один день, символизирует единство поколений. Жизнь как важный символ натуральной школы, представителем которой был И.С. Тургенев, проверяет на прочность героев. Испытание жизнью в итоге проходят Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Базаров, влюбившись в старшую сестру Одинцову, показывает противоречивость своих идеалов, Павел Петрович, потеряв сознание от вида крови на дуэли, показывает сомнительность своих аристократических принципов. В итоге Базаров умирает в одиночестве, а Павел Петрович в одиночестве живет за границей.

Но можно ли было избежать всего этого?

Сколько раз вы слышали, например, по телевизору или от своих знакомых подростков такие фразы: «Мои родители заставляют меня заниматься не тем, что мне хочется, а тем, что они считают правильным», «Они меня не понимают…», «Им плевать на мое мнение!», «Я боюсь, что меня накажут, поэтому не расскажу им о том, что произошло», «Они не знают, о чем говорят, но пытаются убедить меня в том, что правы!»?

А сколько раз вы слышали от родителей: «Мы его/её совсем не понимаем!», «Такое ощущение, будто он(а) делает все мне на зло!», «Не знаю, что происходит с моим ребенком…», «Он(а) со мной ничем не делится!»? На самом деле можно привести еще десятки, сотни, тысячи таких примеров, и каждый из них не окажется выдумкой. В советской литературе ярким примером конфликтных отношений между родителями и детьми является роман М. Шолохова «Тихий Дон». Конфликтными сторонами выступает глава семейства Мелеховых Григорий Пантелеевич и его Григорий. Отец является защитником нравственных ценностей казачества, выступает против любви сына к жене соседа Аксиньи. Потому выдает сына замуж за Наталью, которую сын не любит. Григорий же и Аксинья утверждают право человека на любовь, их отношения бросают вызов сложившимся семейным ценностям казачества. Конфликт отца и сына приводит в романе к трагическим последствиям: попытка самоубийства Натальи, уход из дома с Аксиньей Григория.

Недоверие к родителям, желание огородиться от них, мысли о том, что никто тебя не понимает, страх быть наказанным – это приводит к очень глубоким ранам, которые могут кровоточить еще долгое время, прежде чем затянуться и все равно превратиться в шрамы. Такие последствия конфликта отца и сына возникают в романе «Тихий Дон».

Что же стоит предпринять, чтобы избежать всего этого?

Для начала нужно понять, что именно стало яблоком раздора. Существует целый ряд причин: Требования родителя поступать именно так, как хочет он. Такая позиция присуща в конфликте с сыном Григорию Пантелеевичу Мелехову, в конфликте с Чацким Фамусову;

· Приведение в пример «сына маминой подруги» как эталона хорошего поведения и поступков; акцентирование внимания на личных качествах, а не на поступках во время ссоры (пример: «ТЫ ужасен», вместо «ты ПОСТУПИЛ отвратительно!»). Такая позиция присуща Фамусова, когда в качестве эталонного образца поощряемого обществом молодого человека выступает Скалозуб;

· Нежелание принять вкусы и интересы своего ребенка;

· Несогласие с мнением своего ребенка;

· Наказания на почве недопонимания, без объяснений причин, почему подросток наказан;

Все эти проблемы имеют общую черту – родитель ставит себя выше своего чада, обосновывая это тем, что он прожил больше, а значит и знает лучше.

Важно понимать, родители, что ваш ребенок – не ваша собственность. Он – это отдельная личность,

которая не должна быть согласна с вами во всем и принимать ваше мнение, как единственное и правильное, не должна соответствовать вашим идеалам и достигать того, чего в свое время не достигли вы.

Очень часто конфликты возникают из-за слишком большой опеки или из-за того, что родители не умеют показать ребенку свою заботу. В итоге их несогласие в чем-то не выглядит, как проявление беспокойства и желание отгородить дитя от чего-то вредного, а как простое непонимание, враждебность. Представим ситуацию: подросток пришел к родителям в попытке рассказать тем о новом жанре музыки, который он для себя открыл, но только услышав ее, родители высказались негативно и запретили своему ребенку слушать подобное. Вполне понятно, что после такого подросток больше не будет ничем делиться и начнет переживать по поводу того, что остался непонятым. Потому что непонимание со стороны родителей – самое болезненное, ведь их мнение и оценку нельзя оставить без внимания, будто они – посторонние люди.

Правильное решение в такой ситуации – дать высказаться. Никто не просит родителя заставлять себя любить интересы своего ребенка, но нужно лояльнее относиться ко всему, о чем он вам рассказывает. Не стоит пренебрегать его переживаниями. Подросток станет взрослым, он поймет, что его прежние переживания бывали не такими серьезными, как во взрослом возрасте, но он будет благодарен за поддержку и то, что его слушали, когда ему это было нужно. Не осуждайте своего сына или дочь за их интересы – лучше поинтересуйтесь о них. Если он(а) увлекся/увлеклась чем-то вредным (алкоголь, сигареты и т.п) – объясните, почему это плохо. Быть может, он(а) не окажется от своего интереса, но и от того, что вы накажите его, накричите, лучше, поверьте, не будет. Это приведет только к одному – появлению новых секретов со стороны подростка.

Не навязывайте свою точку зрения. ОБЩАЙТЕСЬ со своим ребенком и воспринимайте его, как равного себе. Справедливость данной стратегии общения доказывает роман Тургенева «Отцы и дети». Уважительное отношение отца и сына Кирсановых, их стремление сохранить семейные отношения, несмотря на противоположность принципов, привело в концовке романа к примирению.

Не нужно осуждать своих родителей за их ошибки – за сказанные в момент ссоры слова, за некоторые поступки, которые вы иногда не в силах понять. Они – такие же люди, как и вы, и они ошибаются, как и все. Никто не учил их, как нужно воспитывать ребенка, для них взаимодействие с вами, становление для вас авторитетом – очень трудный путь, познание нового.

Да, в какой-то момент проблема недопонимания появится и это неизбежно, но задача родителей – помочь своим детям, попытаться сохранить с ними дружеские отношения. Как показывает роман Тургенева «Отцы и дети» данная стратегия отношений наиболее эффективна для сохранения семейных отношений. Ведь подростковый и молодежный возраст – тот период, когда человек больше всего нуждается в самореализации, нуждается в людях, которые поймут и примут его интересы. Когда ему важно мнение общества, но еще важнее – мнение родителей.

§ 1 Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

На уроке мы с вами побываем в гостях у членов предложения. Давайте вспомним, как называются главные члены предложения и что они обозначают.

Подлежащее называет то, о чём говорится в предложении. Чаще всего подлежащее бывает выражено именем существительным или местоимением.

Сказуемое называет то, что говорится в предложении о подлежащем. Сказуемое чаще всего бывает выражено глаголом.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

§ 2 Однородные подлежащие

Рассмотрим и сравним два предложения.

С юга прилетели скворцы.

С юга прилетели соловьи, ласточки и стрижи.

Найдём в предложениях грамматическую основу.

В первом предложении грамматическая основа - прилетели скворцы: подлежащее - скворцы, сказуемое - прилетели.

Во втором грамматическая основа - прилетели соловьи, ласточки и стрижи. Здесь есть три подлежащих - соловьи, ласточки и стрижи. Все они связаны со сказуемым прилетели.

Такие подлежащие называются однородными. Слово «однородный» означает - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый.

Что же общего в однородных членах предложения?

Вернёмся к последнему предложению. Подлежащие соловьи, ласточки и стрижиотвечают на один и тот же вопрос: кто?соловьи,кто?ласточки,кто?стрижи. Они выражены одной и той же частью речи - именами существительными.

Мы произносим подлежащие с интонацией перечисления.

§ 3 Однородные сказуемые

Рассмотрим ещё один пример:

В воздухе порхают, кружатся первые снежинки.

В предложении говорится о снежинках. Это подлежащее.

О снежинках говорится, что они порхают, кружатся. Здесь два сказуемых, каждое из которых связано с подлежащим снежинки.

Сказуемые отвечают на один и тот же вопрос: что делают?порхают,что делают?кружатся. Оба выражены глаголом. Эти сказуемые мы также произносим с интонацией перечисления.

Итак, мы можем сделать вывод, что однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые.

§ 4 Выделение однородных членов

На письме однородные члены разделяются запятой.

Рассмотрим некоторые особенности на примерах.

Однородные сказуемые запрыгал, побежал, скрылся соединяются при помощи интонации перечисления. Их разделяют запятые.

Если стоят однородные члены.

Их запятой раздели непременно:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.(В. Волина)

Если два однородных члена соединяются союзом и, то запятая между ними не ставится.

§ 5 Роль однородных членов в речи

Рассмотрим, какую роль играют однородные члены в нашей речи. Использование однородных членов в речи помогает устранить однообразное повторение одних и тех же слов.

К примеру, предложения Миша идёт по улице. и Вася идёт по улице.

можно заменить одним предложением с однородными подлежащими: Миша и Вася идут по улице.

Однородные члены предложения показывают одновременность действий

или последовательность действий

Они помогают подробно и ярко описывать предметы и события, а также усиливают эмоциональную окраску предложения.

§ 6 Краткие итоги урока

В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом и несколько сказуемых при одном подлежащем. Такие подлежащие и сказуемые называются однородными. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. На письме однородные члены разделяются запятой. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.