Демосфен краткая биография. Греческие ораторы

Александр Алексеев, историк

Древние греки называли себя эллинами, а все прочие народы - варварами. Эллины считали, что только они знают цену свободы, тогда как варвары - рабы от природы, во всём подчиняющиеся своим царям.
Жили эллины в небольших государствах - полисах, где народ мог быстро принимать важные решения, просто собравшись на центральной площади. Это и называлось демократией.
Самым стойким защитником полисного устройства был один из известнейших ораторов Древнего мира Демосфен.

Жан Леконт дю Нуи (1842-1923). Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве.

Демосфен. Римская мраморная копия бронзовой статуи греческого скульптора Полиевкта. Лувр.

Золотой медальон с портретом царя Македонии Филиппа II. Изготовлен предположительно в III в. во времена правления римского императора Александра Севера.

Гиперид. Римская копия I в. н.э. с греческого оригинала III в. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Битва при Херонее. Реконструкция Н. Хаммонда.

Портрет Александра Великого (Македонского). Мраморный бюст эпохи эллинизма (II-I вв. до н.э). Найден в Александрии Египетской.

Сторонник македонян оратор Эсхин. Римская копия с греческого оригинала эпохи эллинизма. Британский музей.

Александр Македонский. Фрагмент древнеримской мозаики из города Помпеи.

Феликс Буасселье. «Смерть Демосфена». 1805. Лувр.

В Греции было три сильных полиса-гегемона: Спарта в Пелопоннесе (юг Балканского полуострова), Афины в Аттике (юго-восточная область Средней Греции) и Фивы в Беотии (Центральная Греция). Остальным приходилось действовать с оглядкой на эти «сверхдержавы»: заключать с ними договоры о союзе, выделять по их приказу воинов и военные корабли, платить взносы (по сути, дань) в союзную казну. Однако спартанцам, афинянам и фиванцам даже в голову не приходило включать подвластные полисы в состав своих государств: империй они не создавали.

В Афинах важнейшие решения принимали Народное собрание и суды, в которых заседали не профессиональные судьи, а несколько сотен простых граждан. Чтобы отстоять перед ними свою точку зрения, надо было говорить ярко и доходчиво; успех политика зависел от его ораторских способностей.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) с детства хотел стать оратором. Он мечтал наслаждаться одобрительными криками толпы и купаться в лучах славы. Отец его умер рано; часть наследства прикарманили опекуны, однако оставшихся денег хватило, чтобы, не заботясь о куске хлеба, изучать классическую литературу и афинские законы. Выучившись, Демосфен подал в суд на опекунов и отсудил у них часть наследства.

Он неплохо зарабатывал, готовя речи для судебных ораторов. Дважды и сам пробовал выступать. Но у него был слабый голос, он картавил, слегка заикался да ещё имел привычку дёргать плечом. Шум, смех и шиканье толпы не давали ему закончить речь. Демосфен совсем было пал духом, но приятель-актёр растолковал ему, что в речи важны не только содержание, но и то, как она произносится: темп, мимика, движение рук и пальцев, положение тела… И Демосфен с головой ушёл в занятия риторикой. Его главным учителем красноречия был Исей. Демосфена считали также преданным учеником Платона и Сократа. Чтобы не было соблазна сбежать на улицу, он обрил половину головы и сидел дома, по нескольку часов в день упражняясь в составлении и произнесении речей. Когда волосы отрасли, он стал ходить на берег моря и, набрав в рот камешки, громко читать стихи, стараясь перекричать шум ветра и рокот волн.

Говорят, «терпение и труд всё перетрут». Демосфен был терпелив и работоспособен. Он стал превосходным оратором. Перед выступлениями всегда заучивал речь наизусть и заранее решал, в каких местах говорить спокойно, где надо чеканить формулировки, а где декламировать горячо и страстно. Противники смеялись над ним, обвиняя в отсутствии подлинного таланта, но это не мешало ему побеждать в словесных поединках.

Больше всего прославился Демосфен речами против македонского царя Филиппа II, правившего в 359-336 гг. до н.э.

Македония лежала к северу от Греции. Её жители поклонялись тем же богам, что и эллины, и говорили на диалекте греческого языка; но эллины всё равно считали их варварами. Молодой царь Филипп II создал мощную, прекрасно обученную, дисциплинированную армию и начал сколачивать империю, подчиняя соседние народы. Греческие полисы, включая Афины, в бесконечных распрях друг с другом наперебой старались заручиться поддержкой Филиппа. В результате македонские войска скоро очутились в самом сердце Греции.

Демосфен постоянно предупреждал сограждан об опасности такого хода событий. Свои речи против Филиппа II он называл филиппиками; это слово дожило до наших дней и означает «гневное публичное осуждение». Побуждаемые Демосфеном афиняне пытались сдержать наступление македонян, но без особого успеха: против большой имперской армии они могли выставить от силы пять-семь тысяч воинов.

Эллины всегда воевали друг с другом, но эти войны, часто жестокие и кровавые, велись по определённому порядку. «Прежде, - сетовал Демосфен, - лакедемоняне (спартанцы. - Прим. авт.) в течение четырёх или пяти месяцев, как раз в самую лучшую пору года, вторгнутся, бывало, опустошат страну противников и потом уходят обратно домой. Это была какая-то честная и открытая война. Теперь же ничего не решается выступлениями на поле битвы или правильными сражениями. И я не говорю уж о том, что ему (Филиппу. - Прим. авт.) совершенно безразлично, зима ли стоит в это время или лето, и он не делает изъятия ни для какой поры года и ни в какую пору не приостанавливает своих действий».

Этим перемены не ограничивались. Прежде в результате войн одни полисы становились сильнее, другие слабее, менялись границы их владений, иногда даже государственный строй, но подобные изменения были частью привычного образа жизни. Филипп же пытался лишить эллинов свободы и включить в свою империю, уравняв с варварами.

Афины не желали мириться с таким положением. Им удалось заключить союз со своим старым врагом - Фивами, которые до этого поддерживали Филиппа. Но в 338 г. до н.э. близ селения Херонея македоняне наголову разбили соединённые силы афинян и фиванцев. Среди греческих воинов, бежавших с поля сражения, был и Демосфен.

В Афинах со дня на день ждали появления македонского войска. Беспокойство едва не переросло в панику. Попытки афинян покинуть город приравнивались к измене и карались смертью. Всех мужчин, способных носить оружие, призвали на военную службу. Оратор Гиперид предложил вернуть в Афины изгнанников и даже отпустить на волю рабов. Афинское законодательство прямо запрещало вносить такие предложения, и на Гиперида подали в суд. «Да, я предложил освободить рабов, - защищался он, - чтобы свободным не пришлось испытать рабства. Да, я внёс предложение восстановить в правах изгнанников, чтобы остальные не подверглись изгнанию».

В ожидании осады афиняне чинили городские стены, углубляли и расширяли рвы, запасали продовольствие. Однако Филипп, вопреки ожиданиям, не пошёл в Аттику. Как и раньше, он стремился поссорить своих противников. С Фив он взял выкуп не только за пленных, но даже за право похоронить павших, самым видным фиванским гражданам велел отрубить головы, других отправил в изгнание, а имущество репрессированных забрал себе. Афинам же, напротив, без выкупа возвратил пленных, а когда те, осмелев, потребовали вернуть плащи и одеяла, только посмеялся: «Похоже, эти афиняне думают, что проиграли всего лишь партию в кости!» Тела афинских граждан, погибших под Херонеей, Филипп отправил на родину в сопровождении военного эскорта. Он не наложил на Афины никакого наказания, лишь обязал их заключить с Македонией союзный договор.

Демосфен призывал не доверять благосклонности Филиппа, но афиняне расслабились: македонский царь оказался не таким уж страшным. Тем временем Филипп во главе войска прошёл через всю Грецию, попутно улаживая споры между полисами. В Коринфе он собрал общегреческий Совет и начал готовить поход против Персии. Каждый полис был обязан выделить воинов по разнарядке, от участия в походе уклонилась лишь Спарта.

«Дело о венке»

Победив эллинов при Херонее, Филипп II превратил их в своих союзников - точнее, в сателлитов (наёмников). Афинский оратор Ликург утверждал, что павшие при Херонее были последними свободными эллинами, ведь оставшиеся в живых действовали уже не по своей воле, а под давлением неодолимой силы. И не важно, что их было всего несколько десятков тысяч на всю Грецию! Пока внутри народа существует сообщество свободных людей, до тех пор жива традиция свободной жизни, передаваемая от поколения к поколению. Когда афиняне, спартанцы и фиванцы утратили свободу, история Греции пошла другим путём.

Конечно, афиняне подчинились македонянам без энтузиазма. Поэтому весть о внезапной смерти Филиппа II, пришедшую весной 336 г. до н.э., они встретили восторженно. У Демосфена неделей раньше умерла дочь, но в Народное собрание он пришёл в празд-ничной одежде и с венком на голове, показывая, что общая радость для него выше личного горя.

В Аттике ожили надежды на освобождение. Демосфен призывал не поддаваться новому македонскому царю Александру, которого называл «мальчишкой» и «дурачком». Афиняне попытались вернуть себе свободу, но двадцатилетний «мальчишка» Александр легко подавил бунт. Царь потребовал выдать Демосфена и других врагов Македонии. Но тот в полной мере продемонстрировал своё ораторское искусство. Демосфен пришёл в Народное собрание и рассказал басню об овцах, которые выдали собак волкам и в результате сделались лёгкой добычей. Собрание заступилось за обвиняемых, а Александр не стал настаивать на своём требовании.

Свобода Афин, увы, уходила в прошлое. Тем не менее все афинские ораторы - и противники Македонии, и её друзья - упорно твердили, что их полис самый лучший, что у него самая славная история и что именно Афины призваны управлять всеми остальными полисами для их же блага. Под руководством осторожных политиков - полководца Фокиона и казначея Ликурга - афиняне копили силы: строили флот, возводили укрепления, храмы и статуи богов, совершали религиозные обряды, сплачивающие народ. Чтобы дать работу неимущим, вели большое общественное строительство. Законы соблюдали строго, имущество, конфискованное у правонарушителей, делили между гражданами. Ликург и Фокион, будучи людьми не бедными, жили очень скромно и требовали того же от других.

В 335 г. до н.э. прошёл слух, что Александр Македонский погиб. Фивы сразу восстали, а афиняне по инициативе Демосфена их поддержали. Однако известие о смерти царя оказалось преждевременным. Он вернулся в Грецию, взял Фивы штурмом и сравнял с землёй. Афины спасло только заступничество Фокиона, которого Александр уважал.

Вскоре спартанский царь Агис III, воспользовавшись отсутствием Александра, поднял новое восстание против Македонии. Афиняне, наученные горьким опытом, его не поддер-жали. Спартанцы и их союзники потерпели поражение. Агис, раненный копьём в бедро, сражался, пока брошенное македонцем копьё не пробило ему грудь.

В Афинах сторонники Македонии перешли в наступление на Демосфена. Один из них, Эсхин, в 330 г. до н.э. возбудил дело в суде, но не против самого Демосфена, а против Ктесифона, который предложил увенчать Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. Эсхин доказывал, что предложение это незаконно в принципе: закон запрещал награждать венком граждан, обязанных отчитываться о расходовании каких-либо средств, а Демосфену, ведавшему строительст-вом укреплений и устройством развлечений, как раз предстояло дать такой отчёт. Заодно Эсхин разнёс в пух и прах новые порядки, когда Народное собрание принимает решения, не считаясь со старыми законами.

В старину председательствующего в собрании выбирали по жребию из числа старейших граждан; сперва высказывались граждане старше пятидесяти лет, а потом уж остальные. При таком порядке изменять законы было непросто. А теперь, сетовал Эсхин, собрание ведёт невесть кто, выступают и голосуют как попало. В результате часто принимаются решения неправильные, вредные и прямо противозаконные. А виноваты ораторы вроде Демосфена, которые словесными выкрутасами «подчиняют себе простых людей и добиваются для себя самовластия». Вообще, по мнению Эсхина, афиняне сильно испортились: они «не считаются ни с позором, ни с наказанием, которому подвергнутся».

Бóльшую часть длинной обвинительной речи Эсхин посвятил не Ктесифону и не порядкам в государст-ве, а Демосфену. Он убеждал судей, что Демосфен - трус, взяточник, лжец и демагог и вообще вся его деятельность всегда была направлена во вред Афинам.

Демосфен, выступив в защиту Ктесифона, по сути, защищал себя. В аргументах Эсхина имелось слабое место: если поступки Демосфена на протяжении десятилетий были так ужасны, почему Эсхин никогда прежде против них не выступал? Одно за другим Демосфен разбирал и опровергал выдвинутые против него обвинения, попутно обвиняя самого Эсхина в том, что он состоит на содержании у македонских царей.

Послушать выступления выдающихся ораторов съехались тысячи людей со всей Греции. Эсхин потерпел сокрушительное поражение: его поддержали меньше пятой части судей, а это означало, что обвинение признаётся необоснованным. Чтобы избежать уплаты большого штрафа, Эсхин уехал на остров Родос. Там по просьбе мест-ных жителей он повторил свою речь «О венке». Восхищённые родосцы не могли понять, как после такой блестящей речи Эсхин оказался в изгнании. «Если бы вы слышали Демосфена, то не спрашивали бы», - грустно ответил Эсхин.

Конец эпохи ораторов

Эллины теряли последние остатки свободы. Александр унижал их, заставляя выполнять самые нелепые его желания. Так, он объявил себя сыном верховного бога Зевса и потребовал, чтобы все эллины это признали. Большинство полисов скрепя сердце согласились; спартанцы, к примеру, придумали такую формулировку: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им». Даже Демосфен уговаривал сограждан не перечить царю.

Много шуму вызвало дело Гарпала - друга и казначея Александра. Опасаясь наказания за растраты, Гарпал попросил убежища в Афинах. Афинянам хотелось завладеть его деньгами, но страшно было разозлить царя. В результате Гарпалу дали афинское гражданство, однако в город не впустили, а потом и вовсе арестовали. Богатства Гарпала сложили в афинском Кремле - Акрополе, постановив по первому требованию вернуть Александру. Однако Гарпалу удалось бежать, при этом половина сокровищ таинственно исчезла. В их присвоении обвинили Демосфена. Тот признал, что ценности взял, но сделал это в счёт возмещения сумм, которые ему причитались из казны. Демосфену присудили уплатить 50 талантов, а поскольку набрать такую огромную сумму он не мог, его заключили в тюрьму. Друзья помогли оратору бежать, и он поселился недалеко от Афин, на острове Эгина.

Изгнание оказалось недолгим. 13 июня 323 г. до н.э. Александр Македонский скончался в Вавилоне от лихорадки. Как только эта весть достигла Афин, за Демосфеном на Эгину послали корабль. В Пирейском порту оратора встретили как национального героя. Народное собрание решило не медлить, а начать войну с полководцем Александра - Антипатром. Всех боеспособных граждан Афин до 40 лет призвали в поход за свободу; таких набралось 5500 из 21 тысячи граждан; ещё 2 тысячи воинов наняли за счёт города.

Сперва удача сопутствовала эллинам, которые осадили войско Антипатра в городе Ламия. Но вскоре к Антипатру подоспела помощь. Эллины, как обычно, перессорились между собой, и некоторые перекинулись на сторону македонян. Афиняне, оставшись почти в одиночестве, приняли бой - и потерпели поражение. Теперь даже заступничест- во Фокиона не смогло сохранить им хотя бы видимость свободы. Пришлось допустить македонский гарнизон в одну из гаваней Пирейского порта, а главное - изменить государственное устройство. Права гражданства сохранили лишь те, кто владел имуществом более чем на 2 тысячи драхм (1/3 таланта); таких из 21 тысячи граждан оказалось около 9 тысяч. Остальные потеряли право участвовать в Народном собрании и заседать в суде; большинство их было выселено во Фракию.

Демосфену удалось бежать на остров Калаврия у берегов Пелопоннеса, где он укрылся от преследователей в храме Посейдона. Не желая ни сдаться врагам, ни умереть с голоду, он принял яд. Это произошло 12 октября 322 г. до н.э.

На родине ему поставили медную статую с надписью:

Если бы мощь, Демосфен,
ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не смог
взять македонский Арей…

Больше Афинам уже не удалось выйти из-под контроля македонских царей. А после того как в 146 году до н.э. римляне покончили с Македонией, Греция стала римской провинцией. Чтобы соревноваться в похвалах царям и императорам, нужен был не столько ораторский талант, сколько отсутствие чувства меры. Время великих ораторов ушло в прошлое.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Считаете ли вы, что стать великим оратором может только человек, обладающий выдающимися способностями и яркой внешностью? Вы сказали «Да»? Спешу вас уверить, в истории красноречия существует яркий пример, ораторское искусство Демосфена, который заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Вы, наверно, слышали о чудаке, который набивал себе полный рот камней, шел по берегу моря и громко цитировал тексты с камнями во рту? Таким представляется греческий оратор Демосфен современникам.

А что еще нам известно?

  • Известно ли вам, дорогие читатели, что Демосфен, будучи выходцем из богатой зажиточной семьи, не имел средств, чтобы получить достойное образование? И это не помешало ему овладеть в совершенстве ораторским искусством.
  • Известно ли вам, что Демосфен рос слабым и хилым ребенком, часто пропускал занятия в гимназии по причине болезней? И это не помешало ему работать с утроенной энергией, чтобы воплотить свою мечту в реальность, стать оратором.
  • Известно ли вам, друзья, что дебют греческого оратора был неудачным, юноша был буквально освистан публикой? Тем не менее, спустя несколько лет Демосфен становится сильнейшим мастером красноречия своего времени, слава о нем разливается далеко за пределами Греции.

Детство Демосфена

Великий греческий оратор жил в Афинах в 384 – 322 гг до н.э. Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских, где работали несколько десятков рабов, после своей смерти он оставил сыну довольно солидное состояние.

На момент смерти отца мальчику было 7 лет, его сестре – 5, поэтому все завещанное имущество временно перешло в руки опекунов, до совершеннолетия детей.

Опекуны распорядились наследием оружейника по-своему: большую часть обманом присвоили себе, завещательные бумаги постарались уничтожить и скрыть, а данное умирающему отцу обещание заботиться о маленьком Демосфене и его матери напрочь позабыли.

Когда будущему мастеру искусства слова исполнилось 18 лет, он вынужден был довольствоваться небольшой горстью серебряных монет количеством в половину таланта и отцовским домом с десятком голодных рабов.

Стоит ли говорить, что на образование будущего кумира публики опекуны также не соизволили выделить денег? Есть информация, что Демосфен посещал образовательную школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. По одним источникам, его преподавателем по риторике был Исей, по другим – Исократ.

Когда незадачливые опекуны пришли и заявили, что не заплатят за обучение мальчика ни копейки денег, наставник Демосфена только улыбнулся в ответ и продолжил заниматься со своим учеником. Уж очень ему по сердцу пришлись любознательность и трудолюбие молодого Демосфена.

Почему провалилось первое выступление?

Первые тексты речей Демосфен писал для других, в основном это были судебные речи. Наконец, оратор решился выступить самостоятельно на одном из публичных собраний. Под свист и улюлюканье толпы покидал он трибуну, публика не дала ему договорить речь до конца, заглушая его выкриками и смехом.

Вам интересно знать, почему освистали Демосфена? Тогда ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

  1. Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?
  2. С тихим, еле слышным голосом, мямлю, задыхающегося на длинных предложениях?
  3. Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?
  4. Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.

С этой минуты Демосфен понимает, чтобы стать оратором, нужно научиться:

  • Четкому произношению;
  • Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;
  • Вкладывать чувства в каждое слово речи;
  • Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Что сделал Демосфен?

С этой минуты начинается титаническая работа будущего оратора над собой. Демосфен не сдался, он уединился в подземной комнате в своем доме и дал себе обещание не выходить на улицу, пока не станет мастером красноречия. Чтобы не было соблазна нарушить данное слово, он взял бритву и выбрил себе половину волос на голове.

Демосфеновская система упражнений:

  1. Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.
  2. Чтобы сделать свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, когда шумел прибой, и перекрикивал морские волны.
  3. Чтобы добиться силы звучания голоса, юноша завел собачонку. В перерывах между занятиями он подражал собачьему рычанию.
  4. Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.
  5. Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.
  6. Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.

Кем стал Демосфен?

Благодаря упорным занятиям, мастер быстро добился успехов на ораторском поприще. Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет.

Несмотря на все ухищрения, уйти от ответственности недобросовестным опекунам не удалось, греческий оратор добился их осуждения.

В дальнейшем популярность Демосфена как оратора стремительно набирала обороты. Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором, без его выступления не обходится ни одно народное собрание.

Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, целью которого был захват и порабощение Греции. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и чувственными.

Каждую свою речь великий оратор тщательно готовит, добиваясь красоты выражений, изобретая яркие образы, оттачивая буквально каждое слово. Один из оппонентов Демосфена в суде даже бросил упрек оратору: «Твои речи пахнут маслом», имея ввиду, что текст выступления готовился несколько ночей при свете масляной лампы.

Ораторские приемы Демосфена

Древнегреческий мастер красноречия добивался убедительности выступлений, применяя свои излюбленные методы:

  1. Короткое и динамичное вступление, полностью захватывавшее внимание публики. Часто Демосфен включал во вступление краткое высказывание (сентенцию), которое потом объяснял и подкреплял примерами в самой речи.
  2. Прямое обращение к аудитории: «Граждане афинские!» присутствовало в каждой речи оратора.
  3. Нередко знаменитый оратор прибегал к помощи восклицаний: «Хорошо! Отлично» или: «Да нет же! Нет, нет! О, все боги!». С помощью этого приема он мастерски воздействовал на эмоциональное восприятие слушателя, манипулируя сознанием.
  4. , заданный оратором, заставлял аудиторию напрягать ум и внимание, быть соучастниками речи. Также Демосфен часто применял прием умолчания, когда определенное событие он не называл напрямую, а только делал намек, заставляя слушателя делать выводы самостоятельно.
  5. Излагал суть дела в своем выступлении мастер красноречия весьма динамично и увлекательно, с некоторой долей экспрессии. Он то прибегал к форме рассказа, то изображал сценку, имитируя ярый спор с противником, то драматизировал, обращаясь к богам, давая им клятвы, обращаясь к природе, правительству и к присутствующим на собрании.
  6. Для усиления воздействия на слушателей оратор часто использует в речах метафоры и антитезы (противопоставления). Необычно преподносит мастер прием олицетворения: неодушевленные предметы и абстракции в его речи «оживают» и вступают в разговор, доказывая правоту позиций оратора.

Правдивость и совершенство

Каждая речь Демосфена отличалась исчерпывающей аргументацией, краткими и точными высказываниями, блестящими и красноречивыми характеристиками. Оратору присуща аскетическая простота и предельная ясность изложения, подкрепленная эмоциональными и красочными образами.

Древнегреческий мастер уделял немало внимания теории риторики. Оратором, говорил Демосфен, не может стать человек лживый, речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.

По утверждению Демосфена, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести. Оратор является в первую очередь политическим и общественным деятелем, формируя сознание общественных масс, а значит, относиться легкомысленно к содержанию своих речей оратор не имеет право.

Среди всех представителей риторики античности Демосфен занимает первое место, его речи называют «мощными», великий римский отзывается о Демосфене как об истинном «совершенном ораторе».

Выводы

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

  • Упорству и настойчивости;
  • Колоссальному трудолюбию;
  • Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.

Друзья, желаете ли вы повторить успех Демосфена?

Творческих успехов вам, друзья. Не забывайте оформить подписку, чтобы вовремя получать информацию о новых публикациях блога. Жмите кнопку, делитесь статьей с друзьями и знакомыми.

До свидания! Ваш Юрий Окунев.

Имя: Демосфен (Demosthenes)

Дата рождения: 384 г. до н. э.

Возраст: 62 года

Дата смерти: 322 г. до н. э.

Деятельность: оратор

Семейное положение: был женат

Демосфен: биография

Демосфен - древнегреческий оратор и риторик, мастерство и острота мысли которого до сих пор приводятся в пример современным политикам и адвокатам. Этот человек собственной биографией доказал, что целеустремленность и терпение позволяют преодолеть любые преграды: Демосфен справился не только со стеснительностью, но и с заиканием. Даже такие вещи, казалось бы, несовместимые с ораторским искусством, не помешали этому человеку добиться успеха.

Детство и юность

Будущий оратор родился, предположительно, в 384 году до нашей эры, в Верхней Пеании, что неподалеку от Афин. Отец Демосфена, в честь которого и был назван сын, владел собственной оружейной фабрикой. Семья Демосфена не бедствовала и даже имела некоторое количество рабов. Мать будущего риторика звали Клеовула.


К сожалению, в детстве Демосфену пришлось столкнуться с людской жадностью и несправедливостью жизни. Именно эти события позже повлияли на выбор жизненного пути Демосфена. Дело в том, что мальчик рано потерял отца. Однако Демосфен-старший позаботился о детях (у Демосфена была сестра) и о жене. Мужчина оставил крупную сумму денег друзьям, которых попросил опекать свою семью.

Но опекуны оказались беспринципными людьми: прикарманив деньги и приданое, они отвернулись от жены Демосфена-старшего и детей. Несмотря на столь неприятные события, Демосфен посещал школу и получил хорошее образование. А главной мотивацией для молодого человека стала мысль о справедливом наказании нечестных опекунов.

Риторика

Примечательно, что обида, нанесенная Демосфену опекунами, не ожесточила сердце молодого человека, однако внушила будущему оратору острое чувство «законности» - так Демосфен называл справедливость, которую полагал важнейшей добродетелью. Чтобы добиться этой законности по отношению к обидчикам, юноша постепенно начал упражняться в ораторском искусстве.


Кроме того, едва достигнув 18-летия, молодой человек нанял известного в то время оратора Исея, чтобы тот обучил его премудростям аттического права и красноречию, столь необходимому в судебных делах.

Таким образом, процесс тяжбы с неудавшимися опекунами оказался для Демосфена лучшей школой риторики. Жизнь юноши, в отличие от дней его сверстников, была наполнена упорным трудом. Демосфен развивал речь, дар убеждения и укреплял веру в собственные силы.


Дополнительная сложность для молодого человека заключалась во врожденном дефекте речи: Демосфен заикался (по другим сведениям - картавил). Но и с этой преградой удалось справиться: ежедневно юноша упражнялся произносить речи с камушками во рту и таким образом избавился от недостатка.

Вскоре Демосфен настолько поднаторел в ораторском искусстве и знании законов, что к нему начали обращаться люди с просьбами выступить адвокатом. Демосфен начал помогать другим разрешить те или иные проблемы, пользуясь собственным красноречием.


Через некоторое время Демосфена стали почитать как лучшего ритора. Сам оратор позже напишет, что главным оружием умелого оратора являются не четкое произношение, грамотная речь и убедительные аргументы. Каждый оратор, по мнению Демосфена, прежде всего должен обладать благородством и нравственностью, только тогда его могущество сравнится по силе с мощью вооруженного войска.

Собственным принципам Демосфен следовал неуклонно: оратор не стремился к личной выгоде, а также не боялся осуждения или неудовольствия власть имущих. Демосфен высказывал то, что считал справедливым, стремясь к «законности» в каждой мелочи.


Не обошлось в жизни оратора и без недоброжелателей. Некий Мидий, обеспеченный человек и друг нечестных опекунов Демосфена, постоянно пытался помешать оратору, замышляя мелкие и крупные пакости. Мидий оскорблял оратора, очернял Демосфена в глазах народа и даже подкупал судей. Доходило до того, что противник Демосфена испортил праздничные одежды оратора, подготовленные для торжественной речи.

Но даже такие обиды и нападки не заставили Демосфена отступиться от собственных принципов: оратор не отвечал обидчику самостоятельно, а требовал законного разбирательства в суде.

Личная жизнь

О личной жизни оратора Демосфена сохранилось мало сведений. Известно, что риторик был женат на афинянке. Первый ребенок Демосфена, девочка, умерла в младенчестве. Позже жена подарила оратору двух сыновей.

Смерть

Жизнь Демосфена пришлась на тяжелое для Греции время: страна страдала от нападок Македонии и постоянно подвергалась нападениям. Демосфен, воспользовавшись даром убеждения, пытался склонить людей к мысли о том, что разрозненные греческие полисы должны сплотиться в борьбе с врагом.


Отчасти оратору удалось добиться желаемого: часть полисов действительно объединились против Македонии. Однако таковых оказалось слишком мало, и греческое войско пало в очередной битве. Власть перешла в руки македонцев, которые наводили собственные порядки. Несмотря на это, Демосфен продолжил выступать с речами против захватчиков.

Разумеется, македонцам не понравился непокорный оратор-вольнодумец. Демосфену вынесли смертный приговор. Великий риторик попытался избежать печальной участи и покинуть столицу, однако, не успел. Демосфена схватили, но мужчина в один момент ухитрился на мгновение вырваться из рук стражи и принять смертельный яд.

Мужественному оратору установили памятник неподалеку от храма Посейдона. Кроме того, старшему сыну Демосфена пожаловали привилегию не платить налоги. Таким образом афиняне почтили память человека, которого не сломила даже смертельная опасность.

Демосфена зачастую сравнивают с другим древним оратором - . В «Сравнительных жизнеописаниях» подчеркивал, что Демосфена отличала прямолинейность и честность, в то время как Цицерон старался быть более гибким и менее категоричным в суждениях.


Сейчас сохранившиеся речи Демосфена остаются наглядным материалом, по которому можно судить о нраве и культуре Греции того времени, а также об ораторском искусстве и законах, принятых в те далекие годы.

  • «Олинфская Первая»
  • «Олинфская Вторая»
  • «Первая речь против Филиппа»
  • «Вторая речь против Филиппа»
  • «О делах в Херсонесе»
  • «О распределении средств»
  • «О симмориях»
  • «О свободе родосцев»
  • «За мегалопольцев»
  • «О договоре с Александром»
  • «За Ктесифона о венке»
  • «О преступном посольстве»

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи.

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского . Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции , горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду , поставил свои условия Фивам , избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром .

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес . Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею , всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов , посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа . Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею . Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Гибель

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике , понятой в духе её критики Платоном , как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем . В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи . В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

См. также

Примечания

Литература

Сочинения Демосфена

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен . Речи . / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники »). М.: Издательство АН, . 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен . Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен . О предательском посольстве . / Пер. С. Ошерова. За Ктесифонта о венке . / Пер. Е. Рабинович. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 65-126, 211-280.
  • Демосфен . Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, . (полный русский перевод речей и писем )
    • Т. 1. 1994. 608 стр. Переводы В. Г. Боруховича (XX-XXIV), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XXXVI), В. В. Вальченко (XXXV), Л. М. Глускиной (XXXVII-XL), Г. А. Тароняна (XXVII-XXXIV), А. Я. Тыжова (XXV-XXVI).
    • Т. 2. 1994. 544 стр. Переводы В. Г. Боруховича (LIX), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XLII, XLV-XLVII, XLIX-LII), В. В. Вальченко (LVI, LX-LXI; Вступления к политическим речам; Письма), Л. М. Глускиной (XLI, XLIII-XLIV, XLVIII, LVII), А. Я. Тыжова (LVIII), И. А. Шишовой (LIII-LV).
    • Т. 3. 1996. 624 стр. Переводы С. И. Радцига (I-XIX). (переиздание книги 1954 года)
  • До революции в России выходило множество переводов отдельных речей, особенно Олинфских (в основном «школьные издания»). Среди первых русских переводов:
    • Первая Демосфенова речь против Филиппа. СПб., 1776. 45 стр.
    • Речь Димосфена о венце. / Пер. Е. Пономарева. М., 1784. 148 стр.
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968) . The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Stephen Usher , Demosthenes, On The Crown. Warminster: Aris & Phillips, 1993. Pp. vi + 282. ISBN 0-85668-533-X . (рецензия)
    • Harvey Yunis (ed.) , Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9 . ISBN 0-521-62930-6 . (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell , Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1 . (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.) , Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8 . ISBN 0-292-70578-6 . (рецензия)
    • D.M. MacDowell , Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5 . (рецензия)
    • Victor Bers (trans.) , Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6 . (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.) , Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1 . (рецензия)

Античные источники

  • Плутарх . Избранные жизнеописания. М.:Правда, 1990, т. II.
  • Phillip Harding , Didymos : On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1 . (рецензия)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мищенко Ф. Г. Демосфен. Жизнь Демосфена и его труды. Киев, 1894. 95 стр.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практике в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса. // Демосфен. Речи. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 405-467.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2 .
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке ).
  • Raphael Sealey , Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0 . (рецензия)
  • Thomas Paulsen , Die Parapresbeia-Reden des Demosthenes und des Aischines. Kommentar und Interpretation zu Demosthenes, or. XIX, und Aischines, or. II. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1999. Pp. 566. ISBN 3-88476-345-8 . (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.) , Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7 . (рецензия)
  • Craig A. Gibson , Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8 . (рецензия)
  • Pickard, A. W. (2003). Demosthenes and the Last Days of Greek Freedom 384-322 B.C. Gorgias Press LLC. ISBN 1-59333-030-8 .
  • Laurent Pernot , L’Ombre du tigre. Recherches sur la réception de Démosthène. Napoli: M. d’Auria, 2006. Pp. 355. ISBN 88-7092-260-X . (рецензия)

Ссылки

  • Полное собрание речей Демосфена в оригинале и английском переводе
  • Речь «Против Мидия» со схолиями (1831) (греч.)

Демосфен (384-322 гг. до н. э.) – выдающийся оратор Древней Греции. Среди всех ораторов Древнего Мира ему не было равных. Второе место по ораторскому мастерству занимает Цицерон . Даже этот выдающийся древний римлянин не смог превзойти жителя древних Афин, поражавшего людей своим красноречием, основанным на убежденности и вере в правоту тех слов, которые он говорил. Целых 40 лет греки восторгались словесным мастерством своего соотечественника, но конец этого незаурядного человека был печален. Он погиб, защищая свободу и независимость любимых Афин.

Два великих оратора: Демосфен (слева) и Цицерон

Краткая биография Демосфена

Родился будущий выдающийся оратор в 384 году до н. э. в афинском деме (пригороде) в 11 км от центра Афин. Отца звали так же как и сына. Он был богатым человеком и занимался изготовлением и продажей оружия. По словам Эсхина (оратор Древней Греции, вошедший в десятку лучших аттических или афинских ораторов), мать Демосфена Клеобоула имела скифское происхождение. Но данное утверждение по сей день оспаривается специалистами.

Когда мальчику было 7 лет, отец умер. Но богатый родитель позаботился о будущем сына. Он оставил ему наследство в 14 талантов, что в наши дни соответствует 11 млн. долларов. Но так как наследник был малолетним, то ему назначили трёх опекунов – Демофонта, Афобуса и Серипидиса. Однако эти люди оказались чрезвычайно недобросовестными. Пока мальчик рос, они растратили деньги и присвоили его имущество. У достигнувшего совершеннолетия будущего выдающегося оратора остались лишь небольшой дом, 14 рабов и половина таланта серебром.

В 20-летнем возрасте Демосфен подал в суд на своих опекунов. Судебная тяжба длилась 5 лет. И всё это время будущий оратор защищал себя сам, произнося речи. В конце концов, суд признал ущерб в 10 талантов, но пострадавший получил лишь незначительную часть от этой суммы.

Что касается личной жизни, то наш герой был женат один раз. Имя этой женщины неизвестно. До наших дней дошла лишь информация, что она была дочерью известного и уважаемого гражданина Афин. В этом браке родилась дочь, но умерла она в молодом возрасте, не успев даже выйти замуж.

Обучение ораторскому искусству

В то далёкое время в Афинах пользовались огромным уважение люди, умевшие красноречиво говорить. Такие граждане помимо уважения ещё и хорошо зарабатывали, произнося речи в интересах каких-то групп людей или защищая кого-то в суде. Показать своё красноречие мог любой на народных собраниях, куда приходили все жители города. Но помимо умения произносить речи, ценились также манера говорить, жесты, мимика, убеждённость в своей правоте. То есть это было целое искусство, а оценивал ораторское мастерство весь народ.

Будущий выдающийся оратор с детских лет мечтал овладеть умением убеждать людей словом. Но когда он впервые выступил на народном собрании, то его осмеяли за неотёсанный стиль изложения, длинные предложения и слабую аргументацию. Юноша в расстроенных чувствах покинул экклесию (афинское народное собрание), но один старик взял его за руку и сказал, что у него очень хорошая дикция. В другой раз, опять же осмеянный, он возвращался домой полностью подавленный, но актёр по имени Сатирус пошёл за ним и завёл дружескую беседу.

Демосфен обучался ораторскому искусству, произнося речи на берегу бушующего моря

Будучи мальчиком, Демосфен имел дефект речи, слабый голос, а когда говорил, то возникала одышка. Поэтому наш герой разработал целую программу, чтобы преодолеть данные ему от природы недостатки. Чтобы чётко и ясно произносить слова, он набирал в рот морские камушки и говорил на берегу моря, обращаясь к бушующим прибрежным волнам, забирался на высокую скалу и громко читал стихи. У мальчика от рождения непроизвольно поднималось плечо. И он, произнося речь в комнате, вешал над собой острый меч. Когда плечо уходило вверх, то остриё меча пронзало его. Было очень больно, но неприятный для глаз людей недостаток очень скоро исчез.

Упорного юношу заметил оратор Калистрат, чрезвычайно популярный в то время в Афинах. В последствии его учителем стал Исей Афинский. По другой версии он обучался у знаменитого афинского ритора Исократа. Молодой человек также получил философские знания у Платона и Аристотеля. Но, согласно Плутарху, основным учителем нашего героя был Исей Афинский и скорее всего потому, что у Демосфена не было достаточных средств, чтобы заплатить за обучение Исократу. Исею же было заплачено 10 тыс. драхм, и тот помог достигшему совершеннолетия юноше подготовить первые судебные речи против алчных опекунов.

Политическая деятельность

Чтобы зарабатывать на жизнь, Демосфен занялся юридической практикой. Он выступал в судах в качестве защитника, а также писал речи для других людей, чтобы те использовали их в частных судебных исках. Предполагается, что он помимо всего прочего преподавал риторику и приводил своих учеников в суд. Но когда занялся политикой, то оставил юридическую практику.

Выдающийся оратор стал полноправным гражданином Афин в 366 году до н. э., когда ему исполнилось 18 лет. В 363 и 359 годах до н. э. он занимал должности в триерархии (государственное учреждение), где отвечал за оснащение трирем (трирема – морской корабль в Древней Греции).

Первую политическую речь Демосфен произнёс в 354 году до н. э. В ней он ратовал за реформу афинского флота. Затем последовали другие выступления и многие из них были направлены против Еввула. Тот считался одним из самых авторитетных афинских граждан и с 355 по 342 гг. до н. э. распоряжался городскими финансами. В своих речах выдающийся оратор призывал к активному сотрудничеству со Спартой и Фивами и поддерживал демократическую фракцию во внутренней политической борьбе.

Начиная с 352 года до н. э. политическую деятельность Демосфена можно охарактеризовать как противостояние македонскому царю Филиппу II . Тот поставил перед собой цель захватить и покорить всю Грецию. Выдающийся оратор охарактеризовал его как злейшего врага Афин, и что он так же опасен как царь Персии. Речи против Филиппа Македонского получили название филиппики .

Демосфен произносит речь на народном собрании в Афинах

Македонский царь где силой, а где хитростью подчинял себе греческие города и неуклонно двигался на юг Пелопоннеса. Он использовал подкуп, находя таким способом себе сторонников в греческих полисах. Коварный царь приобрёл себе союзников и в Афинах. Во главе этих людей встал оратор Эсхин. Но наш герой, благодаря своему ораторскому таланту и честности, сумел поднять против Филиппа всю Грецию.

Было собрано войско, которое изгнало македонцев с Эвбея. За это выдающемуся оратору возложили на голову золотой венок на празднике в честь бога Диониса. Однако междоусобная Третья Священная война дала возможность македонцам оккупировать город Элатею в Фокиде. В августе 338 года до н. э. состоялась битва при Херонее. В ней сошлись македонское войско и объединённая армия греческих городов-государств. Филипп II в этом сражении наголову разбил противника.

Независимость Древней Греции оказалась под угрозой. Но македонский царь повёл себя как благородный победитель. Он отпустил пленных и выдал родственникам тела убитых. Это подкупило афинян, но только не выдающегося оратора. Тот продолжал обличать Филиппа II и приобрёл могущественных врагов в Афинах, получивших от македонского царя хорошие деньги. Неуёмная деятельность Демосфена стала их раздражать, но за оратора вступился простой народ. И тот произнёс очередную яркую речь, совершенство которой признал даже Эсхин.

В 336 году до н. э. Филиппа Македонского убили, и власть перешла к его сыну Александру Македонскому . Для греческих городов это событие стало возможностью восстановить полную независимость. Однако новый молодой македонский царь повёл себя быстро и решительно. Он подавил восстание в Фивах, а от афинян потребовал выдачу Демосфена. Но те отправили посольство к грозному и энергичному царю во главе с Фокионом. Тот уговорил Александра проявить милосердие, и выдающийся оратор остался в родном городе.

Однако он ничуть не изменил свои взгляды в отношении Македонии и продолжил нападки на тех, кто выступал за союз с Александром Македонским. Все его речи в этот период являлись вершиной ораторского искусства. Никто впоследствии не смог превзойти его в мастерстве убеждать словом. Однако нашлись люди, которые сумели, выражаясь современным языком, подставить выдающегося оратора. Его обвинили в сокрытии суммы в 20 талантов, которые до этого принадлежали Гарпалу – казначею Александра Македонского. Выдающегося оратора приговорили к огромному штрафу и посадили в тюрьму. Но тому удалось выбраться из узилища и сбежать из Афин.

Случилось это в 324 году до н. э., а в следующем 323 году до н. э. Александр Македонский умер. Демосфен тут же вернулся в родной город и был с триумфом встречен жителями. Выдающийся оратор опять начал ратовать за свободу Афин, но наступила уже эпоха эллинистических государств . Вся реальная власть сосредоточилась в руках Антипатра. Его Александр Македонский оставил наместником, когда отправился покорять Азию.

В августе 322 года до н. э. состоялась историческая битва при Краннове. Она стала заключительным этапом Ламийской войны (323-322 гг. до н. э.), в которой греки пытались освободить свои земли от господства Македонии. Битву Антипатр выиграл и двинулся со своим войском к Афинам. Сторонники македонцев во главе с оратором и политиком Демадом предложили афинянам на народном собрании приговорить Демосфена и его сподвижников к смерти.

Выдающийся оратор Древней Греции умирает, приняв яд

Понимая нависшую над городом угрозу, жители поддержали Демада, и выдающийся оратор вынужден был вновь бежать из Афин. Он укрылся на острове Калаурия (современный Порос) в храме Посейдона, который давал людям неприкосновенность. Однако воины Антипатра окружили храм, и Демосфен, понимая, что дни его сочтены, принял яд. Произошло это трагическое событие 16 октября 322 года до н. э. Так закончил свои дни самый выдающийся оратор Древнего Мира. Позже афиняне поставили памятник своему кумиру возле храма, а память об этом человеке пережила тысячелетия.