Древнейшие племена и народы на территории современной украины. Древние народы на территории России

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь".

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.
2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.
3. Киевская Русь.
4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.

При определении предмета истории Украины необходимо учитывать два
аспекта. Во-первых, под историей Украины мы понимаем историю тех
земель, которые составляют территорию современного государства «Ук-
раина». А во-вторых, история Украины включает в себя историю украин-
цев на всех землях их расселения по всему миру. Украинская диаспора.
По различным оценкам е? численность колеблется от 14 до 20 млн. чело-
век. Из них: Россия - 8 млн., США - 2 млн., Канада - 1 млн., Казахстан -
900 тыс., Молдавия - 600 тыс., Бразилия - 400 тыс., Беларусь - 300 тыс. и
т.д.
Основная особенность истории Украины состоит в том, что на тер-
ритории современной Украины в одно и то же время (параллельно) суще-
ствовали разные государственные образования. Западные земли Украины
вообще длительное время жили отдельно от остальных украинских зе-
мель. На западноукраинских землях можно выделить несколько историче-
ских регионов, которые имеют собственную историю. Это Восточная Га-
лиция (или Галичина) с историческим центром в г. Львов, Северная Буко-
вина (исторический центр - Черновцы), Волынь (исторический центр -
Луцк), Закарпатье (исторический центр - Ужгород).
Однако все украинские земли, начиная со средневековья, были за-
селены одним народом, который имеет общее происхождение, общий
язык и общие культурные черты.
Исторические источники. Любая история и история Украины в ча-
стности изучается на основании исторических источников. Исторические
источники - это вс?, что непосредственно отображает исторический про-
цесс и дает возможность изучать былое, то есть вс?, что ранее было соз-
дано человечеством и дошло до наших дней в виде предметов материаль-
ной культуры, памятников письменности и других свидетельств.
Все исторические источники условно делятся на несколько типов:
письменные (например, летописи, юридические акты, периодические из-
61
дания, переписка и т.д.); вещественные (их в основном изучает археоло-
гия); этнографические (данные про быт, нравы, обычаи); лингвистические
(данные языка); устные (былины, сказки, песни, думы, пословицы, пого-
ворки и пр., т. е. фольклор); фото-, кино-, видео-, фономатериалы и источ-
ники на электронных носителях.
Термин «историография» имеет два значения. Во-первых, это исто-
рия исторической науки, или научная дисциплина, которая изучает исто-
рию исторической науки. Во-вторых, это совокупность исследований,
посвящ?нных определ?нной теме или исторической эпохе.

2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.

Первые следы человека, обнаруженные на территории современной
Украины, имеют возраст около миллиона лет. Это найденные в Закарпа-
тье на стоянке раннего палеолита орудия труда археоантропа. Около 150
тысяч лет назад появились люди следующего антропологического типа -
палеоантропы (неандертальцы). На территории Украины археологи ис-
следовали более 200 стоянок неандертальцев, в частности негроидного
типа. Современный же человек - неоантроп (кроманьонец, homo sapiens)
появился не раньше 40 тысяч лет назад. На всей территории Украины
проживало тогда не более 20-25 тысяч людей.
Первой высокоразвитой первобытной земледельческо-
скотоводческой культурой на территории современной Украины, о кото-
рой у историков достаточно сведений, была трипольская культура (V - ІІІ
тыс. до н. э). Она существовала тогда, когда в Египте строились пирами-
ды. Трипольцы заселяли Приднепровье и Приднестровье. Они знали как
обрабатывать медь, умели изготавливать орудия труда, оружие, строить 1-
2 этажные прямоугольные глинобитные жилища с деревянным каркасом,
лепили вполне совершенную посуду, которую украшали оригинальным
орнаментом.
С середины II тыс до н. э. юг Украины от предгорий Карпат и ни-
зин Дуная до Кубани заселяли земледельческо-скотоводческие племена
киммерийцев, первые на территории Украины, о которых идет речь в
письменных источниках («Одиссея» Гомера, древнегреческие историки
Геродот, Евстатий, Скимп, современные киммерийцам ассирийские, иу-
дейские, урартские авторы). Киммерийцы уже широко использовали же-
лезо. Благодаря этому они имели сравнительно высокоразвитые земледе-
лие и ремесла, достигли больших успехов в военном деле. Воспоминания
о киммерийцах исчезают после 570 г. до н.э..
В VIII ст. до н. э. из Азии в степную Украину переселяются воинст-
венные племена скифов (иранского происхождения), которые постепенно
вытеснили киммерийцев. Скифы успешно воевали с персидским царем
Дарием, который в 514-513 гг. пытался их завоевать. В сер. I тыс. до н. э.
17
скифские племена объединились и создали примитивную государствен-
ную формацию - Скифию. Это первое государственное объединение на
территории Украины. Сначала столица Скифии была на Левобережье (г.
Гелон). С конца III ст. до н. э. скифская столица находилась в городе Не-
аполь-Скифский в Крыму, недалеко от Симферополя. Выразительный
памятник скифских времен - грандиозные похоронные курганы, которые
разбросаны по степной Украине. В местах захоронения знатных скифов
археологи находят высокохудожественные золотые украшения.
С III ст. до н. э. в южную Украину с Волги и Урала приходят тоже
ираноязычные племена сарматов, которые частично вытеснили, частично
покорили и поглотили скифов, установив таким образом господство над
украинской степью. Такая ситуация продолжалась до III ст. н. э., когда с
Балтики пришли древнегерманские племена готов. Готы подчинили мест-
ные земледельческо-скотоводческие племена, сарматов и остатки скифов.
Они создали мощное государство, приняли христианство, имели пись-
менность (сохранился их перевод Библии на древненемецкий язык).
С IV ст. н. э. начинается Великая миграция (переселение) народов.
И почти все волны этой миграции идут через Украину. Первой такой вол-
ной для Украины были гунны. Они пришли из Забайкалья и в 375 г. раз-
громили государство готов. Тогда большинство готов ушло в придунай-
ские земли, меньшинство осталось в Приазовье и Крыму, где государство
готов существовало до 1475 г.
Далее степной полосой Украины прошли болгары (V-VII в.), авары
(VI в.), хазары (VII в.), угры (венгры) (IX в.), печенеги (X-XI в), половцы
(XI-XII в.), монголо-татары (XIII в.). Некоторые из них полностью (пече-
неги, половцы), а некоторые частично поселились на территории совре-
менной Украины.
Начиная с VII в. до н. э на северном побережье Черного моря се-
лятся греки, которые создали наиболее развитую на то время цивилиза-
цию мира. Они основали города Истрию (в устье Дуная), Борисфениду
(под современным Очаковом), Тиру (в устье Днестра), Ольвию (в устье
Южного Буга, возле современного Николаева), Херсонес (современный
Севастополь), Каркинитид (современная Феодосия), Пантикапей (г.
Керчь) и др. Эти города-колонии стали центрами ремесел и торговли. Они
имели статус независимых государств. В V в. до н.э. греческие колонии на
Таманском и Керченском полуостровах объединились в Боспорское цар-
ство с центром в г. Пантикапей. Связи высокоразвитых греческих городов
с населением юга Украины - скифами, сарматами и др. племенами пози-
тивно влияли на развитие этих народов. С I в. до н. э. греческие города в
северном Причерноморье попадают под власть Римской империи и оста-
81
ются под ней до нашествия кочевников, уничтоживших их. Позже был
восстановлен только Херсонес.
Таким образом, в древние времена народы, которые населяли со-
временную Украину, сменяли один другого неоднократно (киммерийцы,
скифы, сарматы, греки, готы, гунны и др.). И все они внесли свой вклад в
этногенез украинского народа. При вытеснении одних народов другими
всегда существовала некоторая часть вытесняемого народа, которая была
сильно привязана к земле. И эта часть оставалась на месте. Поэтому ду-
мать, что с приходом одних народов, другие полностью исчезали - было
бы наивно. Новые народы постепенно ассимилировались с предыдущими.
Украина в то время была огромнейшим этничным котлом, в котором на-
роды, постепенно переплавляясь, формировали основу украинского этно-
са. А определяющую роль в процессе этногенеза украинского народа сыг-
рали славяне.
Более 2000 лет тому назад на территории современной Украины,
Беларуси, Польши появились племена, которые получили название славя-
не. Трудно сказать, были ли славяне автохтонами на этих землях, или ал-
лохтонами. Большинство ученых считают, что прародина славян находи-
лась на территории между средним Днепром, Припятью, Карпатами и
Вислой. Движение на юг германских племен готов и Великое переселение
народов нарушило целостность славянского мира. Произошло деление
славян на три большие группы: западных, южных и восточных.
В IV в. именно восточные славяне, вероятнее всего, составили ядро
государства антов. Это государство простиралось от Днестра до Дона.
Кроме славян в него входили остатки готов, греков, скифов, сарматов.
Анты торговали и воевали с Византией. Государство антов просущество-
вало до VII в. и погибло в борьбе с аварами. Восточные славяне раздели-
лись на племена и союзы племен (из них 15 больших), которые посели-
лись на территории Украины, России, Беларуси. Так, поляне жили в
Среднем Поднепровье, древляне - главным образом, на современной Жи-
томирщине, сиверяне - в основном, на Черниговщене, дулибы (они же
бужане, или волыняне) - в бассейне Буга, белые хорваты - в Прикарпатье,
тиверцы - в Приднестровье, междуречьи Южного Буга и Днестра.
Восточнославянские племена занимали очень выгодное географи-
ческое положение - через их земли проходили наиболее важные средне-
вековые торговые пути.
Центрами племен были города. Главным городом сиверян был
Чернигов, древлян - Искоростень (современный Коростень). В середине I
тыс. н. э. основан Киев. Он стал центром полян. Его благоприятное ме-
стонахождение на перекрестке торговых путей «из варяг в греки» и из
Азии в Европу быстро превратило город в экономический, политический
19
и культурный центр. В начале VIII в. поляне и сиверяне признали власть
Хазарского каганата и стали его данниками.

3. Киевская Русь.

Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян
привело к созданию у них государства, которое вскоре получило название Киевская Русь.
В середине IX ст. на землях восточных славян начали появляться
жители Скандинавии - варяги (норманны, викинги). Как правило, это бы-
ли воины-купцы, которые вместе со своими дружинами (вооруженными
отрядами) путешествовали торговым путем «из варяг в греки». Попутно
они делали нападения на славянские и финские населенные пункты, гра-
били их. В то время набегов воинственных викингов боялась вся Европа.
Их военная организация, а так же тактика и умение воевать были непре-
взойденными. Варяги покорили некоторые восточнославянские и финские
племена. А были и такие племена, которые сами стали приглашать воена-
чальников-варягов (конунгов) со своими дружинами на княжение для то-
го, чтобы защититься от экспансии соседей.
Около 862 г. варяжский конунг (князь) Рюрик объединил несколько
восточнославянских и финских племен на севере (словене, кривичи, чудь,
веси) и основал государство со столицей в словенском городе Новгород.
В исторической науке существует несколько трактовок возникно-
вения государства у восточных славян. Полярными среди них являются
норманская и антинорманская теории. Норманисты считают, что государ-
ственность восточным славянам принесли норманны (варяги). Антинор-
манисты видят в норманской теории намек на неспособность славян само-
стоятельно создать собственную государственность и поэтому полностью
отрицают главную роль варягов в становлении древнерусского государст-
ва.
Истина, вероятно, находится где-то посередине. Исторический
опыт показывает, что государство может возникнуть только при наличии
глубоких внутренних, коренных социально-экономических условий.
Можно создать государство и без этих условий. История знает такие при-
меры. Но такие искусственно созданные государства неустойчивы и раз-
валиваются за короткий промежуток времени. Киевская Русь была очень
устойчивой государственной формацией, сильнейшим европейским сред-
невековым государством, которое просуществовало несколько столетий.
Значит, возникла и развивалась она на собственной, имманентной (внут-
ренне присущей) основе.
С другой стороны, неисторически и ненаучно вообще игнорировать
важную роль, которую сыграли варяги в деле становления древнерусского
государства, потому что нельзя не признать того, что все первые его пра-
вители были варягами и древнерусская элита была поначалу преимущест-
венно варяжской.
После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику и родст-
веннику Олегу, так как сын Рюрика Игорь был еще очень мал. Олег пере-
нес столицу государства в Киев, после чего Русь стала Киевской. Сле-
дующими киевскими князьями были Игорь, Ольга, Святослав.
Владимир I Великий (Красное Солнышко, Креститель) правил в
Киеве с 980 по 1015годы. Он объединил земли, которые покорили его
предшественники, расширил свою власть и на другие территории. Таким
образом, под властью киевского князя Владимира Великого было самое
большое государство в Европе. Территория Киевской Руси включала в
себя земли от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от
Карпат на западе до р. Волга на востоке.
Для того, что бы укрепить единство такого крупного государства и
поднять свой авторитет, князь Владимир решил установить одну государ-
ственную религию. Языческий культ многих богов тормозил процесс объ-
единения земель. К тому же разные социальные группы отдавали пред-
почтение разным богам (дружинники - Перуну, кузнецы - Сварогу, зем-
ледельцы - Яриле, мореплаватели - Стрибогу и т.д.), что тоже не содейст-
вовало консолидации древнерусского общества. Кроме того, язычество
мешало становлению равноправных отношений с передовыми народами
того времени, которые исповедовали монотеистические религии и счита-
ли язычников (русичей в том числе) дикарями. Значит, новая государст-
венная религия должна была быть монотеистической. Но какой? Основ-
ные мировые религии на то время уже сложились. Азиатские страны, с
которыми Киевская Русь активно укрепляла экономические связи, испо-
ведовали ислам и иудаизм, Европа - христианство. Выбор религии, кото-
рая в средневековье сбыла основой всей духовной жизни каждого отдель-
ного человека и общества в целом, означал выбор внешнеполитической
ориентации государства. Владимир сделать этот выбор в пользу Европы и
принял христианство. Но специфика геополитической ситуации Киевской
Руси (между Западом и Востоком) обусловила выбор христианства вос-
точного, византийского обряда.
Русь крестилась в 988 г. Иерархически древнерусская церковь была
связана с константинопольской (царьградской) патриархией.
Крещение имело огромное значение для всей жизни Киевской Ру-
си. Оно способствовало объединению государства и поднятию авторитета
великого князя. Крещение значительно улучшило международный статус
Киевского государства, которое вошло как равное в круг европейских
стран. Трудно переоценить влияние крещения на развитие культуры Ки-
евской Руси.

4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

После смерти сменившего Владимира Великого киевского
князя Ярослава Мудрого начинается период феодальной раздробленности
Древней Руси. Для него характерны постепенный распад единого госу-
дарства на несколько независимых княжеств, усобицы между князями,
новые экономические тенденции, активизация нападений внешних врагов
на ослабленную Русь.
Период феодальной раздробленности - это общеисторическая за-
кономерность, определенный этап в развитии феодального общества. Он
характерен для большинства стран, имевших раннефеодальные государ-
ства и наступает после периода расцвета этих государств.
Объективные причины феодальной раздробленности кроются в
развитии производительных сил феодального общества. Это развитие
привело к экономическому росту местных центров (для Древней Руси -
центров удельных княжеств). В условиях преобладающего при феодализ-
ме натурального хозяйства отдельные территории реннефеодального го-
сударства становятся экономически независимыми от общегосударствен-
ного центра. Экономическая независимость неминуемо ведет к политиче-
скому сепаратизму. Местные феодальные властители уже не только не
нуждались в централизованной власти для защиты от внешних врагов, но
и на собственной экономической базе могли успешно противостоять этой
власти.
Субъективными факторами, которые стали катализаторами процес-
са распада Киевского государства, стали введение Ярославом Мудрым
принципа сеньората в престолонаследовании и экономическое падение
Киева.
Введение сеньората в престолонаследовании привело к княжеским
раздорам.
Экономическое падение общегосударственного центра - Киева то-
же ускорило дезинтеграционные процессы на Руси.
В свое время выделению Киева из других восточнославянских пле-
менных центров наиболее способствовало его экономически выгодное
географическое положение на перекрестке европейско-азиатских торго-
вых путей. Но с конца XI ст. значение этих путей в международной тор-
говле стало падать. Итальянские купцы соединили Европу с Востоком
постоянными средиземноморскими морскими путями, на которых уже не
пиратствовали викинги. Византийская империя вошла в период своего
заката, и торговые связи с ней становились все менее выгодными. А в
1204 г. Константинополь был разграблен крестоносцами. После этого
удара он так и не смог уже оправиться до самого завоевания турками. Та-
ким образом, путь «из варяг в греки» полностью утратил свое значение.
22
Стремительное падение постигло и Арабский халифат. В результате Киев
не только утратил своих крупных торговых партнеров, но и остался без
доходов от транзита зарубежных купцов. Это все имело пагубные послед-
ствия для Киева. Обедневшая «мать городов руських» физически была не
в состоянии исполнять роль государственного центра. Единая Русь распа-
далась, а княжеские усобицы наносили древнерусским землям тяжелые
утраты.
На некоторое время этот распад приостановил киевский князь Вла-
димир Мономах (1113-1125). Но после смерти его сына Мстислава (1132)
Киевское государство окончательно разделилось на несколько отдельных
княжеств, между которыми велись постоянные войны.
В конце XII в. среди этих княжеств выделилась Волынь. В 1199 г.
волынский князь Роман объединил Галицию с Волынью и создал Галиц-
ко-Волынское княжество. Спустя некоторое время он присоединил к сво-
им владениям Киев. Галицко-Волынское государство с центром во Вла-
димире простиралось от Карпат до Днепра и было самым сильным на Ру-
си.
В XIII в. у древнерусских княжеств появились новые враги из Азии
- монголо-татары. В 1222 г. они пришли на украинские земли. Древнерус-
ские князья объединились для защиты своих земель. Но в 1223 г. монголо-
татары в битве на реке Калка разгромили армию древнерусских князей.
На Волге монголо-татары создали государство Золотая Орда.
К активной борьбе с татарами готовился сын Романа - князь Данило Галицкий.
Он существенно укрепил Галицко-Волынское княжество, но
не смог освободиться от татарской зависимости.
Данило Галицкий основал город Львов.
Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. Галицко-
Волынское княжество перманентно воевало со своими соседями: Литвой,
Польшей, Венгрией. В результате в 1340 г. Литва оккупировала Волынь, а
в 1349 г. Польша забрала в свои владения Галицию. Под властью Польши
Галиция находилась до 1772 г.
Закарпатская Украина вошла в состав Венгрии, где пребывала до
1918 г. Буковина после распада Галицко-Волынского княжества вошла в
состав Молдовы. Там она пробыла до 1774 г.