Экскурсии по библиотеке для школьников названия. Классный час на тему: «Экскурсия в библиотеку

Луценко Елена Геннадьевна, зав.библиотекой КГУ "СОШ-23" г.Караганда
Тема: Библиотечная экскурсия «Здравствуй,читай город»
Цель: Знакомство юных читателей с правилами работы библиотеки
Привлечение читателей к чтению
Воспитание бережного отношения к книгам
Задачи: Воспитательная: Развитие чувства коллективизма. сплоченности
Познавательная: Формирование интереса
Ход мероприятия: Здравствуйте, дорогие ребята Мы очень рады видеть вас в нашей школьной библиотеке.
А начну я нашу экскурсию со стихотворения. Слушайте его внимательно, в нем прозвучит вопрос на который вам необходимо будет ответить.
Снаружи смотришь. дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
Там книги интересные стоят рядами тесными,
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старыны:
И Черномор и царь Гвидон
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом попробуй, угадай!!!
(Дети отвечают)
Молодцы!!!
Конечно же библиотека!

Итак! Что же по вашему библиотека?
(Дети отвечают)
Я вам хочу сказать, что библиотека-слово греческое и означает оно следующее: Библио-книга,t heka-хранение. Хранение и использование произведений печати. Именно здесь вы сможете с золушкой попасть на сказочный бал, вместе с Буратино найти золотой ключик. Бесконечное множество увлекательных приключений и путешествий ждет вас в нашей библиотеке. А насчитывает она более 10000 книг
Представьте себе, что все эти книги свалены в одну большую гору посреди библиотеки до самого потолка, Вы приходите и просите книгу, ну скажем: «Три толстяка». И вот я начинаю искать день, может быть два. И вот, наконец, измучившись, нахожу вам эту книгу. Никому из вас, наверное не захочется еще раз прийти за книгой. И поэтому, чтобы такого не случилось, в каждой библиотеке все книги расставлены по специальной системе –ББК(библиотечно-библиографическая классификация) Как правило, каждая библиотека состоит из двух отделов: абонемента и читального зала.
Абонемент-это отдел,где каждый желающий может взять книгу домой. Но прежде всего, нужно записаться. На всех читателей обязательно заводиться формуляр. Книги выдаются сроком на 7-10 дней. В случае необходимости книгу можно продлит. Но для этого нужно поставить в известность библиотекаря чтобы она сделала необходимые пометки в вашем формуляре. Каждую четверть подводятся итоги вашего чтения. Результаты помещаются на стенде под разделом «Как мы читаем», где отмечается: количество записанных читателей по классам количество прочитанных книг. Согласно нашего «Читательского светофора»: Красный- многочитающие, Желтый-малочитающие, Зеленый-группа с особым интересом(читающие по определенной теме).На читательском формуляре крепится один из трех цветных значков. В конце учебного года, тот, кто прочел больше всех книг становится нашим книголюбом. Фамилия читателя помещается на стенде «Наши книголюбы».
Читальный зал! Что же это такое? (дети проходят в читальный зал)
В читальном зале есть свои правила! Книги из читального зала на дом не выдаются. Здесь находятся большие по своим размерам книги, ценные по своему содержанию и книги в единственном экземпляре: словари, справочники, энциклопедии. Правило второе: не шуметь, внимательно читать, если необходимо записывать, что непонятное, спросить шепотом. Несмотря на то, что книги в читальном зале не выдаются, на каждого читателя заводится формуляр, Вся использованная для чтения литература вносится в формуляр.
В ходе чтения. к сожалению многие книги теряют свой первоначальный вид. Обратите внимание на эти две книги. Получены они были в один день, но посмотрите, какие они стали разные. С одной книгой обращались бережно, а вторую…И когда я вижу такие неряшливые книги то вспоминаю замечательное стихотворение Б.Заходера:
«…Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею!!!»
«Цветик-семисоветик» дает вам свои рекомендации по бережному обращению с книгой.(дети отрывают лепестки и зачитывают советы)
1 лепесток-не загибай страницы
2 лепесток-заверни книгу в обложку
3 лепесток-берегите книгу, она твой друг и помощник
4 лепесток-не пиши на страницах
5 лепесток-не читай во время еды
6 лепесток-не клади в книгу разные предметы
7 лепесток-сделай закладку.
«Книга Мудрости» хотела дать вам свои советы.(детям раздаются пронумерованные листы с текстом,нужно встать по порядку и прочесть совет)
1 страница-чтобы книги не обидеть
2 страница-надо их почаще видеть
3 страница-их читать и в срок сдавать
4 страница-их любить и никогда не рвать
5 страница-книга всех отучит злиться
6 страница-и научит веселиться
7 страница-быть добрее и скромнее
8 страница-терпеливее, мудрее!
9 страница-ты беседуй чаще с ней!
10 страница-станешь вчетверо умней.
А сейчас для торжественного посвящения учеников школы в юные читатели прошу произнести клятву:
Обещайте! Бережно относиться к каждому учебнику и к каждой книге!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте! Подружиться с книгой!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте стать активными читателями библиотеки!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте! Сдавать прочитанные книги всегда в срок
Обещаем! (Произносят дети)
Ну вот мы с вами и совершили экскурсию по нашей школьной библиотеке. Познакомили с правилами ее работы. Теперь я смело могу вручить вашему классу «Читательский билет» Все желающие могут записаться в библиотеку.(идет запись читателей в библиотеку)
До свидания! Я очень надеюсь, что вам понравилось у нас.Всегда рады видеть всех в нашей школьной библиотеке!

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 1

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом . Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоитна своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент , где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале . Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята,читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница », в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара) .

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.













  • Приглашаем Вас совершить экскурсию в Российскую государственную библиотеку – самое масштабное на территории континентальной Европы хранилище редких книг, уникальных документов и изданий.

    Коллекция РГБ впечатляет: на момент последнего аудита она включала в себя порядка 45 миллионов единиц, в том числе 18 миллионов книг, 13 миллионов журналов, 700 тысяч газетных комплектов на всех языках мира, 375 тысяч нотных переплетов, 153 тысячи редких карт и огромное количество древних, архивных, неопубликованных, рукописных материалов.

    В фондах легендарной «Ленинки» хранятся настоящие раритеты, не имеющие аналогов!

    Присоединившись к экскурсии по Российской государственной библиотеке, Вы посетите хранилище книг и читальные залы, где увидите:

    • российские научные монографии начала XIX века;
    • издания первопечатников: Федорова, Скорины, Фиола, Мстиславца;
    • архивы классиков: Гоголя, Чехова, Тургенева, Булгакова, Блока и многих других великих авторов;
    • рукописные издания Макиавелли;
    • редкие периодические издания, в частности подшивки «Московских ведомостей» с 1756 года;
    • Евангелие Хитрово, изданное в конце XIV века, и Архангельское Евангелие, датируемое 1092 годом;
    • первые издания Коперника, Данте, Р. Г. де Клавихо, Джордано Бруно и многое другое.
    В ходе объектной экскурсии по Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина Вы узнаете:
    • как библиотекарь в течение минуты отыскивает нужную книгу на девятнадцатиэтажном стеллаже;
    • зачем сотрудники РГБ носят шали;
    • историю библиотечного призрака и его имя;
    • как можно читать, не перелистывая страницы, и множество других, не менее увлекательных историй и фактов.
    В продолжение пешеходной экскурсии по Российской государственной библиотеке экскурсовод также расскажет:
    • что такое «адрес» книги и как его расшифровать;
    • что такое пневмопочта;
    • как пользоваться традиционным карточным и современным электронным каталогом многое–многое другое.
    Библиотека имеет давнюю и интересную историю. Фактически она была основана в Санкт–Петербурге в 1831 году и носила статус музея, который в 1845 году стал частью комплекса публичной Императорской библиотеки. В 1861 году коллекции были перевезены в Москву, а в 1869–м Александр II утвердил устав Румянцевского музея, который действовал до 1917 года. В 1924–м на его базе была создана публичная библиотека имени Ленина, просуществовавшая до 1992 года. В течение всего этого периода фонды библиотеки пополнялись, а её работники бережно хранили удивительные коллекции.

    Экскурсия в Российскую государственную библиотеку – это уникальная возможность попасть туда, куда доступ простым посетителям закрыт!

    23 мая в библиотеке-филиале № 7 провели экскурсию для первоклассников (1В класс МБОУ СОШ № 1, учитель — Душечкина В.С.) «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья».

    В фойе библиотеки заведующая Дорохова Е. А. провела беседу у выставки «Время сказочных приключений». Дети узнали, что такое библиотека, сколько книг хранится в библиотеке, какие из них — для детей. Ребята с интересом рассматривали красивые новые книги из серий «Великие сказочники мира», «О принцах и принцессах», «Там, на неведомых дорожках». Затем дети посетили читальный зал, где их вниманию были предоставлены разнообразные детские журналы, энциклопедии, иллюстрированные справочники для младших школьников.

    Библиотекарь Никитина А. В. провела беседу-экскурсию на абонементе. Ребята побывали в удивительном городе, где вместо улиц — ряды книжных стеллажей, вместо этажей — книжные полки, дома — это тома книг. А у каждого дома своё название. Дети познакомились с жильцами города — литературными героями.

    Библиотекарь рассказала, какие книги есть на абонементе, что все они находятся по отделам: животные, космос, техника, история и др. Дети познакомились с правилами пользования библиотекой. Ученики вслух по цепочке прочитали плакат «Убедительная просьба книги», узнали, чего книжки не любят, а чему будут благодарны. Детям рассказали, что такое читательский формуляр, поручительство

    Ребята были приглашены в «Книжкину больницу», где помогают книгам, нуждающимся в лечении. Были продемонстрированы инструменты для лечения, такие как клей, скотч, ножницы, бумага. Ребята выразили желание тоже приходить и помогать в «лечении» книжек.

    В заключение ребята с удовольствием отгадывали загадки про книгу и известных сказочных персонажей.

    А поскольку экскурсия проходила накануне праздника — Дня славянской письменности — библиотекари не могли оставить это без внимания, и дети приняли участие в небольшом библиотечном уроке «Из истории письма».

    Ребята узнали, на чем писали люди, когда не было бумаги, как обходились без букв, когда появился первый славянский алфавит, что означает слово «азбука», за что почитаемы проповедники Кирилл и Мефодий и многое другое.

    А затем ребята поучаствовали в интересных развивающих играх: «Наборщик» (из букв одного слова составить другие слова), «Измени слово» (надо было из каждого слова исключить по одной букве, чтобы получились новые слова), «Запомни, повтори и дополни» (каждый участник по очереди повторял уже названные слова в правильной последовательности и добавлял к ним своё слово по теме «Школьные принадлежности»)

    По ходу мероприятия ребята задавали свои вопросы. Урок получился познавательным и интересным.








    СЦЕНАРИЙ ПЕРВОЙ ЭКСКУРСИИ В БИБЛИОТЕКУ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Предварительная работа:

    расставить детскую художественную литературу на стеллажах по алфавиту (ярко выделить буквы);

    установить каталожные ящики в пределах досягаемости дошкольников;

    изготовить отдельные каталожные карточки на произведения детской художественной литературы (на каждого ребенка);

    подобрать фотографии с изображением библиотечных залов (с большим количеством книг в несколько этажей);

    подобрать книги – большую и маленькую, толстую и тонкую, с картинками и без, с изображением природы на обложке и изображением техники;

    организовать выставку, посвященную Г.Х. Андерсену;

    выбрать мягкую игрушку – хранителя ключа (в данном случае это крысенок Лаврик в шапочке-конфедератке, очках и с книжкой в лапках);

    приготовить маленькие ножницы на подносе.


    Ход экскурсии:

    (Библиотекарь заходит в группу. В руках у него красивый пакет,
    в котором спрятался крысенок Лаврик.)

    Библиотекарь: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я хочу пригласить вас на увлекательную экскурсию. Вы у нас самые старшие и наверняка знаете, какие помещения есть в нашем детском саду?

    Дети: Музыкальный зал, физкультурный зал...

    Библиотекарь: Я хочу пригласить вас туда, где вы еще ни разу не были. Может быть, кто-нибудь догадался, куда?

    (Ответы дошкольников. В каждой группе находятся дети, умеющие читать и уже прочитавшие надпись на двери библиотеки.)

    Библиотекарь:
    Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?

    Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.

    (Пока дети отвечают, библиотекарь достает из пакета крысенка Лаврика.)

    Библиотекарь: Совершенно верно. Ну что ж, пойдемте. Ключ от библиотеки хранится у моего помощника – крысенка Лаврика. Посмотрите на него. Как вы думаете, он умный? Почему вы так решили?

    Дети: Потому что он в очках и с книжкой в лапках.

    (Дети с воспитателем и библиотекарем подходят к двери, на которой висит табличка с надписью "БИБЛИОТЕКА", картинка, изображающая книги, а перед дверью натянута красная ленточка.)

    Библиотекарь: Вот мы и пришли. Скажите, ребята, а это точно библиотека? Правильно, кто-то прочитал, а кто-то – догадался по картинке. Давайте прочитаем вместе, что написано.

    (Воспитанники произносят слово, а библиотекарь показывает соответствующие буквы.)

    Библиотекарь: Дети, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове "библиотека" первая часть "библио" – означает "книга", а "тека" – "хранилище". Что получилось?

    Дети: Хранилище книг.

    Библиотекарь: Добро пожаловать в книжкин дом. Ой, мы не сможем войти. Видите эту ленточку? Сегодня – открытие библиотеки нашего детского сада, и мы – первые посетители. Полагается торжественно перерезать ленточку.

    (Библиотекарь достает поднос с ножницами и предлагает воспитателю назвать ребенка, который лучше всех проявил себя на "Неделе детской книги". Ему предоставляется честь торжественно перерезать ленточку. После чего все дети входят в библиотеку и удивленно разглядывают стеллажи.)

    Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?

    (Ответы детей.)

    Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в детском саду. Когда вы пойдете в школу, то запишитесь в школьную библиотеку. Вы увидите, что она гораздо больше. А если в школьной библиотеке не будет книг, которые вам нужны, вы с мамой пойдете в районную библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!

    (Библиотекарь демонстрирует фотографии.)

    Библиотекарь: Сейчас я вам открою один секрет: каждая книга в библиотеке имеет свой документ. Какие документы есть у ваших родителей? Что там написано?

    Дети: Паспорт и водительские права.

    Библиотекарь: Вот и у книг есть документ – каталожная карточка. Как вы думаете, что на ней должно быть написано? Что важно знать про книгу?

    Дети: На ней должно быть написано название книги, кто ее автор.

    Библиотекарь: Правильно. Также указывается, где и когда эту книгу издали. Рассмотрите карточки.

    (Каждому ребенку дается карточка. Тот, кто умеет читать, озвучивает фамилию автора и название книги, указанные на карточке.)
    Библиотекарь: Хранятся эти карточки в специальных ящиках. Кто мне напомнит, что означает слово "библиотека", а точнее его часть "тека"? Как вы думаете, как будет называться место, где хранятся карточки? Карто….

    Дети: Картотека.

    Библиотекарь: Правильно. Посмотрите нашу картотеку – выдвиньте ящики и рассмотрите карточки. А как же нам найти нужную карточку, а затем и книгу? Откуда мы узнаем, где какая книга стоит?

    (Дети предлагают свои варианты.)

    Библиотекарь: Представьте, что наши стеллажи пустые. Мы принесли книги и нам их нужно расставить. Как мы будем это делать? Давайте подумаем, какие бывают книги?

    (Если воспитанники затрудняются ответить, демонстрируются пары книг – большая и маленькая, толстая и тонкая.)

    Библиотекарь: Если расставить книги таким образом: здесь большие, здесь маленькие, легко ли нам будет найти нужную, если мы не знаем, какая она? Как еще можно расставить книги?

    (Библиотекарь показывает книги о природе и книги о технике, наводит детей на мысль о тематическом расположении книг.)

    Библиотекарь: Иногда в библиотеках книги стоят по темам. В нашей библиотеке вся литература для взрослых расставлена именно так. Для того чтобы понять, книги какой тематики стоят на полке, я поставила по одной книге так, чтобы была видна обложка с ярким рисунком. Как вы думаете, о чем книги на этой полке?

    (Библиотекарь показывает полку, где стоит книга с изображением детей, занимающихся физкультурой.)

    Дети: О спорте, физкультуре.

    Библиотекарь: Правильно. А теперь посмотрите на центральный стеллаж. Здесь собраны книги для детей. Они стоят не по темам. Сейчас я вам открою еще один библиотечный секрет. Что это за длинные разделители выступают между книгами. Что на них написано?

    Дети: Буквы.

    Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?

    Дети: "А" и "Я".

    Библиотекарь: Попробуйте найти книгу со стихами С.Я. Маршака. На какую букву надо искать?

    Дети: На букву "М".

    Библиотекарь: Молодцы. Теперь посмотрите на выставку в нашей библиотеке (Педагог показывает выставку, посвященную Г.Х. Андерсену.) Как вы думаете, кому она посвящена?

    (Ответы детей.)

    Библиотекарь: У вас в группе тоже есть книжный уголок. Кому сейчас посвящена выставка? Почему?

    (Ответы детей.)

    Библиотекарь: Правильно, второго апреля – День рождения Ганса Христиана Андерсена – замечательного сказочника. В этот день также отмечают Международный день детской книги. Давайте попробуем найти книги этого писателя в библиотеке. Сначала найдем каталожную карточку, затем – книгу на полке.

    (Воспитанники ищут книгу.)

    Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу. Уверена, вы будете приходить сюда еще не раз. Когда вам понадобится какая-нибудь книга, а ее у вас не окажется – добро пожаловать в библиотеку! Здесь же будут проходить выставки книг, посвященные писателям, поэтам или художникам детских книг. До свидания!

    (В группе воспитатель подводит итоги, беседует с детьми о библиотеке ДОУ, вспоминает значение слов "библиотека", "картотека", библиотечные секреты, способы расположения книг и т. д.)