Комментарии Баркли: Послание Иакова. Библия онлайн Лютер и послание иакова

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В свете Божьей славы - Христос отдал свою жизнь без лицеприятия за всех - богатых и бедных, авторитетных и не очень, не глядя на положение в мире или в народе Божием, на благосостояние или этническую принадлежность, на образование или внешние данные и т.д. Пред Богом - мы все равны, и кто подражает Христу - тот так же, как и он должен думать.

А потому поведение верующего христианина не должно зависеть от того, КАКОЕ ЛИЦО стоит перед ним и КТО наблюдает его поведение. Верующий человек должен ВСЕГДА вести себя одинаково правильно и по Божьим принципам со всеми независимо от их веса в обществе – в согласии со своими убеждениями.

2:2,3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
Н о может быть и явление лицеприятия в собрании: поведение христианина может попасть в сильную зависимость от того, КТО его видит. Пред кем-то он будет заискивать – как правило, пред влиятельными в Церкви или богатыми лицами, от которых можно в перспективе за свою услужливость что-то получить для себя лично. А теми лицами, с кого взять нечего – он может и пренебречь и даже унизить. Это неправильно.

2:4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Е сли кто заметит такое явление в себе - нужно немедленно с ним бороться, чтобы не оказаться в роли судей, оценивающих по своим меркам приходящих в собрание. ВСЕ приходящие в собрание - привлечены Богом, значит ВСЕ достойны доброго к себе отношения.

2:5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
тем более, что Бог оценивает бедность иначе: бедные с точки зрения мира – оказались богаты верою и будущим наследством в Царстве Бога потому, что возлюбили Бога и приняли Его Христа. Его наследство – побольше золота и серебра будет, значит, ЕГО бедные – богаче миллиардеров мира.

2:6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? так что смотрите - ПРЕЖДЕ, чем начать угождать лицу богатому и презирать лицо нищего - не просчитайтесь в выборе того, пред кем заискивать (утрируем немножко) . А лучше – вообще оставьте эти мирские привычки заискивать пред сильными мира сего – всё равно ведь Бог даст вам больше, чем любой из них. А они – заискивающих и сами презирают, хотя и любят, чтобы пред ними пресмыкались и раболепствовали. К тому же, именно богатые и авторитетные - христианам проблемы по жизни и создают. Не забывайте об этом и будет легко дышать к ним ровно.

2:7
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
ещё вспоминайте, что эти самые богатые поносят имя Христово – образ жизни христианина, при котором богатые не могут иметь возможности достичь высот Маммоны, стало быть, и образ жизни христианский - они принять не могут. Ну и в оправдание для себя - этот путь им проще поносить, чем принять. Воспоминание об этом - тоже охлаждает желание заискивать пред ними.

Богатый, впрочем – не обязательно означает бесчинный. Просто в мире сатаны система приобретения богатства устроена так, что для добывания богатства и успешного ведения бизнеса во многих странах зачастую нужно удерживать плату работников или самому проделывать незаконные действия, или нанять кого то из мирских, чтобы проделывать нечестие его руками, самому при этом по букве оставаясь чистым. Поэтому у богатого

века сего - гораздо меньше шансов принять путь Христов, путь самоотречения и мало комфортного существования.

Но ещё не помешает помнить и о лицеприятии к духовно «богатым»: раболепствовать и лицеприятствовать пред теми, кто считает себя богатым в духовных познаниях - также не стоит, ибо в современных собраниях верующих, к сожалению, и такой вид лицеприятия встречается.

2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете
Закон ЦАРСКИЙ - в том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя независимо от того, выгодный ли пред тобой ближний или не очень.

2:9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
а если любить исключительно по выгоде с лицеприятием – то этот закон любви по-царски – нарушаем и превращаемся в преступников за такую малость, ибо Иисус не выбирал, кто достоин его любви, а кто - нет, умирая за ВСЕХ вообще.Ну а с преступниками, понятно, возиться никто не станет.

2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем
если из перечня в 100 пунктов нарушить хотя бы один – всё, в исполнителя ВСЕГО закона – не впишемся. Разницы нет – один ли пункт или 90 не исполнил – всё равно НАРУШИТЕЛЬ закона.

Не может Христианин произвольно выбирать для себя, что он будет исполнять из заповедей Божьих, а что - нет. И для того, чтобы попасться в сети сатаны - не обязательно быть нечестивцем во всём, достаточно в чем то одном выбрать путь непослушания Богу.

Можно представить себе дорогу, на которой водители сами на выбор решили по одному всего лишь правилу не соблюдать, а в остальном - ездить по правилам. Один решил на красный свет ездить, другой - по встречной полосе, третий - на поворотах не сигналить и т.д. Что будет твориться на дороге в таком случае? Приведёт ли эта дорога кого-нибудь в рай?

Вот так и народ Божий: что из него при таком варианте выборочного исполнения заповедей Бога получится? Легко и приятно будет жить в нём? Нет, живи среди него и бойся, ибо не знаешь, какой закон Бога брат или сестра в сердце своем выберут для непослушания и как он на тебе отразится.

2:11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
Ибо все пункты закона установлены ОДНИМ АВТОРОМ. И ни одним из них пренебрегать нельзя. Если я не прелюбодействую, но убью кого-нибудь - я по - любому буду ВИНОВНОЙ пред Законодателем

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
а потому, мы должны вести себя так и говорить между собой с таким расчётом, что за каждый свой поступок и слово – будем судимы судом свободы: если вы сами в свободе воли выбрали исполнения Царского закона любви к ближнему, то и несите ответственность за свой выбор поступать правильно по собственному выбору.

2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков сказал, что если усердный в труде для Бога христианин не оказал милости кому-то – то и он будет судим Богом не по милости: милосердие в христианине должно быть больше желания осудить кого-то и потребовать наказания (милость превозносится над судом).
Насколько мы готовы прощать тех, кто обидел нас? Насколько мы милосердно стараемся поступать с ближними нашими? Поступаем ли так, как, например самарянин, который не по пунктам закона раненому иудею помог, но по милосердию своему - когда священник и левит такого пункта в законе не нашли?

Если мы, пребывая в законе Царском, считаем, что не нужно оказывать милость ближнему, то и к нам на суде по этому же закону милость можно будет и не оказывать - по нашему же представлению об этом законе. Всё просто.

2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Вера в то, что дела пути Божьего – все правильные, но не подтверждённая этими делами – бесполезна. Если вы не делаете дел своей веры – то как же можете верить в то, что их делать необходимо? Это невозможно

2:15,16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Видимо, может быть с нами и так: пообещав сделать что-нибудь для соверующего, мы уже «умиротворяемся» (думаем, ну я же захотел помочь, значит, это хорошо), и бывает, что спустя какое - то время сделать то, что мы пообещали - уже напрягает. В таком случае продолжать успокаивать себя мыслью, что «я же хотел помочь» - это просто самообман, одни лишь желания помочь - «не засчитываются»
Если мы голодного не накормим, а нагого не оденем, ограничиваясь лишь своим сочувствием им на словах – ну кто поверит нам, что мы действительно верим в то, что милость оказывать - необходимо? Никто. И пользы нам от ТАКОЙ странной милости, не проявленной на деле – от Бога не будет никакой.

2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
если вера не подтверждается живыми делами – она мертва, то есть ПО ФАКТУ мы – неверующие. Даже если считаем себя верующими и в собрании Божьем числимся..

2:18 Но кто-нибудь скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою
веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами

Иаков призывает задуматься христиан над тем, чтобы вера имела возможность подтверждаться и делами Божьими. Зачем? Затем, что сама по себе вера - ещё не гарантия тому, что дела будут совершаться непременно праведные. Показывает это Иаков на примере веры дьявола.

2:19,20 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
например, ты веруешь в то, что есть один Бог – молодец, это замечательно. НО!!! И бесы веруют, и даже трепещут пред Богом. ЧТО ПОЛЬЗЫ в их ТАКОЙ сильной вере? Если они ничего для Бога не делают? Так как – может ли вера в Бога - без дел для Него быть? Может. Но только у дьявола и иже с ним.

2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
а вот пример дел в связи с сильной верой в Бога: Авраам веру свою в то, что Бог даст ему семя и размножит его – делом подкрепил и своего единственного Исаака в жертву Богу принести согласился без разговоров. Хотя, казалось бы – где логика? Откуда - размножение семени Авраама, если оно на костре сожжено будет? Авраам просто верил в то, что Бог силён и из мёртвых его воскресить –Евр.11:19. Потому и согласился сделать для Бога - по слову Его. Хотя и нелегко было такое решение принимать.

2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Видно ли различие между просто верующим дьяволом и Авраамом, доверяющим Богу в абсолюте (полностью, в совершенстве)? Видно, несомненно? Между тем, чтобы верить в Бога и тем, чтобы верить Богу - огромная разница: в существование Бога верят многие, но лишь единицы верят Ему и слову Его.

2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
в результате веры, подкреплённой праведными делами – исполнилось слово Писания о том, что Авраам другом Божиим за полное доверие Ему – наречён.

2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
вот и выходит, что праведный не только верит в Иегову, но и дела по вере своей - праведные делает. С одной верой - праведником стать невозможно – дьявол с бесами хоть и верят в Бога, но неправедными являются.

Так что вариант «домашнего» христианства - не подходит для Божьего служителя. Ибо наипаче своим по вере мы помогать должны. Но как это возможно, если сидеть дома и не общаться с ними?

2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
См. также Евр.11:31. Пример Раави - тоже пример праведного, ибо веру свою в Бога – делами подкрепила, отпустив служителей Его и доверившись на слово служителям Божиим. Хотя Раави пришлось обмануть своих соотечественников (И.Н.2:1-6), однако, в связи с упоминанием о Раави, Бог через апостолов обращает внимание не на её обман. А на то, что она приняла разведчиков от Израиля и отправила их обратно безопасным путём, чтобы они не погибли.

То есть, если христианам строить аналогию веры Раави на её поступке, то следует принимать во внимание не её обман - не метод, которым она решила спасти разведчиков Израиля (ложь - это метод дьявола, Ин.8:44).
А факт, что она, будучи язычницей - а) поверила в Иегову, приняв посланников из Его народа, и б) предпочла оказать помощь посланникам от Бога, а не своему народу, противящемуся Иегове - настолько великим оказалось её доверие Иегове (многие ли сегодня могут отказаться от своего круга общения или интересов своего народа - ради угождения Иегове? Нет. А Раавь смогла, ср. Мтф.10:36,37).

Нигде обман Раави не упоминается в качестве примера для подражания христианам. Поэтому служителям Бога ставится в пример вера язычницы Раави (а не её обман): если язычник смог развить такое доверие Ему, что ради Иеговы смог отказаться от тех, кто противился Иегове (хотя они были ей свои), - то ни тем ли более служитель Иеговы должен иметь такую веру?

Кто-то может спросить: "А как бы Раав смогла помочь израильским разведчикам, если бы не обманула иерихонских воинов?" Тот должен понимать, что Раав, будучи язычницей, не знала других методов. Но христиане с полным доверием Иегове имеют возможность проявлять осторожность праведными методами, поступая по Его принципам. Например, можно просто молчать по примеру Иисуса; отвечать уклончиво или заранее вычислять издержки тех или иных своих действий, не делая того, что опасно для жизни (благоразумный видит беду и уклоняется, Прит.22:3; Мтф.26:62,63; Мтф.21:23-27).

А если кто-то из христиан идёт на риск ради интересов Иеговы, допустим, понимая, что может попасться властям сам или подставить под удар тех, кто его хочет спрятать (как Раав), тогда он не должен прятаться за их спины или вынуждать обманывать, чтобы спасти себя (ложь - это оружие дьявола в любом её проявлении). Если вышел в бой как воин Иеговы - держи удар сам. А не хочешь "держать удар", тогда и в бой не рвись.

2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
А потому невозможно отделять веру от дел. Как тело без духа жизни мертво и нет от него никакой пользы человеку, так и вера без дел веры – мертва. И от такой веры человеку – пользы никакой.

Яков II 1633-1701

Яков II являлся одной из самых интересных личностей в истории Англии и Шотландии семнадцатого века. Второй сын Карла I, он долгие годы был лишь «запасным» наследником престола. Поразительное умение вызывать скандал сочеталось в нем с подлинным талантом к военному делу и организаторскими способностями. Однако в отличие от своего старшего брата он не сумел договориться со своими подданными, что, как и для его отца, имело для него роковые последствия.

Яков II родился в Лондоне 15 октября 1633 года и был назван в честь своего деда по отцу, Якова I. Еще младенцем он получил титул герцога Йоркского - традиционный для второго сына английских монархов. Когда в начале 40-х годов конфликт между королем и парламентом разгорелся в полную силу, Карл решил, что старшие сыновья должны сопровождать его во время очередных военных походов. В результате принц, на тот момент еще подросток, вел жизнь солдата: большую часть времени он проводил в военных лагерях, в окружении полководцев-роялистов. Вместе с братом его едва не схватили силы парламента в ходе битвы при Эджхилле. Когда сторонники короля захватили Оксфорд, было решено воспользоваться этой возможностью и позаботиться об образовании принца, однако тот предпочитал физические упражнения, а не чтение. Ему все же удалось овладеть французским языком, хотя это могло произойти еще в детстве и быть заслугой его матери и придворных. Когда в 1646 году Оксфорд перешел в руки сторонников парламента, Яков стал их пленником. Его привезли в Лондон, где вместе с сестрой и младшим братом Генрихом заточили во дворце Сент-Джеймс. Принц несколько раз пытался бежать. Первые две попытки закончились неудачей, зато в результате третьей в апреле 1648 года он оказался в Голландии.

Портрет Якова II. Питер Лели, XVII в., частная коллекция

ЯКОВ II СТЮАРТ В 1660 ГОДУ ВОЗГЛАВИЛ АНГЛИЙСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЛ КОМАНДОВАНИЕ В ХОДЕ АНГЛО-ГОЛЛАНДСКИХ ВОЙН. А ТАКЖЕ РУКОВОДИЛ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ И РАСШИРЕНИЕМ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА.

Шахматы, в которые играл Яков II и подарил их Сэмюэлю Пипсу, XVII в., Лондонский музей, Англия

На протяжении последующих четырех лет Яков курсировал между двором своей матери в Париже, резиденцией сестры, герцогини Оранской, в Гааге и островом Джерси, который продолжал признавать Стюартов своими правителями. Он также поддерживал Карла II в подготовке его похода в Шотландию и старался уладить свои финансовые проблемы путем поиска достаточно состоятельной невесты. Когда зги планы провалились, а шотландский поход его брата закончился поражением, принц в 1652 году решил вступить во французскую армию. Сражаясь под командованием виконта Тюренна, Яков получил ценный опыт ведения военных кампаний, который, как он писал в своем дневнике, надеялся использовать в будущем, чтобы поддержать попытки Стюартов вернуть себе корону. Он завершил службу по приказу брата, который хотел, чтобы Яков был рядом с ним. Позже Карл, в надежде на мощную поддержку Габсбургов, распорядился, чтобы он поступил в испанскую армию.

Для Якова это означало, что он будет сражаться со своими прежними товарищами по оружию. Несмотря на это, он хорошо справлялся с обязанностями офицера испанской армии. Много времени он провел в Нидерландах, что позволяло ему поддерживать регулярные контакты со своей сестрой Марией. Во время пребывания при ее дворе у Якова случился роман с одной из фрейлин, Анной, дочерью Эдуарда Хайда-советника Карла. Когда оказалось, что Анна ждет ребенка, Яков обещал жениться на ней. После того как об обещании узнал Карл, отказаться от своих слов Яков уже не смог.

Брак вызвал огромный скандал, тем более что очень скоро ситуация Якова диаметрально изменилась. После реставрации монархии в Англии в 1660 году он оказался наследником английского и шотландского престолов, а также лордом-адмиралом английского флота. Будучи самым старшим из живых братьев короля, он стал вторым лицом в стране, а следовательно, мог жениться на женщине, значительно превосходившей положением Анну.

Однако Карл был непреклонен, и пара, которая, вероятно, тайно обвенчалась еще в Голландии, в сентябре 1660 года официально предстала перед алтарем в Лондоне.

В последующие годы Яков, по утверждению одного венецианского дипломата, в очень незначительной степени участвовал в государственных делах и занимался прежде всего собственными утехами. Он был известен большим числом любовниц и был страстным охотником, хотя в отличие от своего брата избегал алкоголя и никогда не играл в азартные игры. Он также почти не занимался политикой, сосредоточив свое внимание на флоте, командующим которого был назначен. Будучи лордом-адмиралом, он отвечал за строительство новых кораблей и действия эскадры во время военного конфликта с Голландией. В сентябре 1666 года брат поручил ему контролировать ситуацию после Великого лондонского пожара - отряды под его командованием стояли на страже общественного порядка в городе, а сам Яков координировал акции по тушению огня.

Вероятнее всего, в конце 60-х принц начал склоняться к католичеству. Неизвестно, когда именно он перешел в католическую веру, но с середины 70-х это уже было секретом Полишинеля - принц не принимал участия в англиканских богослужениях, он оставил пост командующего флотом, дабы не приносить присягу, противоречащую учению Католической церкви, а Папа признал его заключенный в 1673 году брак с католичкой, дочерью герцога Моденского Марией Беатриче. (Анна умерла еще в 1671 году, оставив Якову II двух дочерей: Марию и Анну.)

Принимая во внимание положение Якова, вопрос его вероисповедания имел политическое значение, особенно в связи с усилением в Англии антикатолических настроений. В 1678 году появились слухи о заговоре католиков (Папистский заговор), целью которого якобы было совершение государственного переворота. Большая часть общества и политиков, опасаясь все более реальной угрозы восшествия на трон монарха-католика, старалась исключить Якова из числа наследников. Однако это встретило сопротивление со стороны Карла II, который заблокировал внесение соответствующих изменений в законы. Политический спор вокруг Якова существенным образом повлиял на формирование двух политических лагерей, которые в будущем стали доминировать на британской политической сцене: сторонников короля, не соглашавшихся исключить Якова, герцога Йоркского, из числа наследников трона, начали называть тори, а их противников, стремившихся обеспечить преемника короля - протестанта, прозвали вигами.

Поскольку ситуация зашла в тупик, было подготовлено обращение к Якову, призывавшее его вернуться в лоно Англиканской церкви, но тот ответил отказом. В этой связи король согласился на некоторое время устранить герцога из общественной жизни - весной 1679 года Яков выехал в Брюссель, а с октября того же года до весны 1682-го он находился в Эдинбурге, где даже сумел завоевать некоторую популярность.

По возвращении в Лондон он вновь начал участвовать в политической жизни и делах флота, однако не смог договориться с противниками католичества. Когда в феврале 1685 года он стал королем, первые недели его правления были довольно спокойными. Более того, созванный им парламент был настроен к нему положительно, хотя это могло быть обусловлено стремлением любой ценой избежать гражданской войны, которая разразилась бы, если бы король не смог усмирить бунт под руководством графа Аргайла и старшего незаконнорожденного сына Карла II Джеймса Скотта, герцога Монмута, объявившего себя претендентом на трон, а Якова назвавшего узурпатором. Мятеж довольно быстро был подавлен - уже в июле бунтовщики были схвачены, приговорены к казни и обезглавлены.

Однако «медовый месяц» короля и его подданных продолжался недолго - действия монарха, который решительно ослабил антикатолическое законодательство, и конфликты между придворными и высокопоставленными политиками действовали во вред королю. Постепенно при дворе начала формироваться хорошо организованная оппозиция, которая могла рассчитывать на поддержку королевского зятя Вильгельма, герцога Оранского. Когда было объявлено, что Мария Беатриче беременна, ситуация накалилась до предела, а когда королева родила сына, оппозиционеры уже не намеревались сидеть сложа руки. Семеро из них (так называемая «Бессмертная семерка») обратились к Вильгельму с официальной просьбой начать военное вторжение против Англии и захватить власть в стране. Через несколько недель стало ясно, что герцог на самом деле готов к оккупации. Однако это не склонило Якова на уступки по отношению ко все более сильной оппозиции. Король, убежденный, что он храним провидением (доказательством чего якобы было рождение сына и факт, что первая попытка высадки отрядов Вильгельма на английский берег закончилась неудачей из-за плохой погоды), не мог понять, что его покидают прежние сторонники и даже собственные дочери. В середине декабря ситуация настолько ухудшилась, что ему пришлось бежать из Лондона. Во время побега он был узнан и захвачен в плен, но верный ему отряд сумел отбить его. Король вернулся в столицу, однако вскоре перед лицом приближающегося противника ему пришлось бежать снова. На этот раз его отступление прикрывали голландцы. 23 декабря 1688 года ему удалось (очевидно, с молчаливого согласия зятя) провести своих «защитников» и убежать на побережье, откуда он отплыл во Францию.

Доспехи короля Якова II. Ричард Холден, 1686 г., Королевский арсенал, Великобритания, Лидс

В Париже Якова уже ждала жена, сын и несколько самых верных соратников. Английских беженцев разместили в довольно комфортабельных условиях в замке Сен-Жермен-ан-Ле, где бывшему монарху пришлось провести остаток жизни. Правда, гостеприимство Людовика XIV не было бескорыстным. Для французского короля весьма желательным было поражение армии Вильгельма, поэтому в марте 1689 года Яков отплыл в Ирландию, чтобы возглавить там силы сопротивления. Экспедиция закончилась поражением. Яков, побежденный силами оранжистов при Бойне, сдался и вернулся во Францию.

ЯКОВ II СТЮАРТ БЫЛ ПОСЛЕДНИМ АБСОЛЮТНЫМ ВЛАСТИТЕЛЕМ АНГЛИИ И ПОСЛЕДНИМ КАТОЛИКОМ НА АНГЛИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ. ОН ПЕРЕШЕЛ В КАТОЛИЧЕСТВО В 1668 ИЛИ 1669 ГОДУ, НО В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ХРАНИЛ ЭТО В ТАЙНЕ.

Последующие годы он посвятил прежде всего своей семье - в 1692 году на свет появилась его самая младшая дочь, Луиза Мария Тереза, - а также написанию религиозных трактатов и воспоминаний. Их чтение показывает, что свои неудачи у кормила власти и последовавшее за этим изгнание он считал расплатой за проступки, совершенные в молодости. Он также никогда не смирился с фактом, что его собственные дочери выступили против него. Когда в 1697 году Людовик XIV официально признал Вильгельма королем Англии, Яков стал так набожен, что его религиозные практики начали беспокоить даже его исповедника, опасавшегося за здоровье бывшего короля, которое и в самом деле неумолимо ухудшалось. В августе 1701 года его настиг недуг, оказавшийся последним. Яков умер 5 сентября после двухнедельной агонии. Его тело было захоронено в парижском костеле бенедиктинцев на улице Сен-Жак. Похороны в Вестминстерском аббатстве, на которые он, будучи коронованным монархом Англии, имел право претендовать, никогда не состоялись. Во время Французской революции гробница короля была осквернена, а его тело в течение нескольких месяцев было выставлено на потеху зевакам.

Из книги Я - мемуарю! автора Иванов Яков

ЯКОВ ИВАНОВ. «Я - МЕМУАРЮ!» © 1993 г. Посвящается, тем счатливым пяти годам, которые безвозмездно дарит нам ALMA MATER ! (автор

Из книги У самого Черного моря. Книга III автора Авдеев Михаил Васильевич

Исцелители «яков» Как-то мне довелось услышать - темпераментный моторист Иванов «просвещает» новичка:- Александр Рой?.. Ты еще спрашиваешь? Это все равно, как если бы одессит не знал Одесского театра! А ты пытаешь про Роя! Он на всем флоте известен… Да ты посмотри, как он

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Первопроходцы автора Автор неизвестен

РОЖДЕНИЕ "ЧЕРТЕЖНОЙ КНИГИ СИБИРИ" 1701 ГОДА Еще 18 ноября 1698 года Андрей Виниус, принимая от Ремезова большой настенный общий чертеж сибирских земель, дал ему наказ по возвращении в Тобольск составить новую чертежную книгу всей Сибири и включить в нее копии "с привезенных к

Из книги Ощупывая слона [Заметки по истории русского Интернета] автора Кузнецов Сергей Юрьевич

6. Яков Кротов «НасНет», февраль 2001 г. Ласковый родной дядяКогда я был маленьким, у меня был дядя. То есть у меня было четыре дяди разной степени родства, но речь сейчас пойдет об одном - троюродном, кажется. Звали его Максим, и больше всего мне нравилось, что у него дома

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Афанасьев, Яков 1981, сентябрь. Афанасьев Я. поступает на филфак Тюменского университета. С первого же курса выдвигается в число виднейших личностей этого заведения: сочиняет стихи, поет всякую бардятину (впоследствии и рок), является активистом всякой прочей

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Яков Брюс Яков Брюс. Гравюра XVIII в.В 1875 году в Харькове был переиздан, как значилось на титуле, «Первобытный Брюсов календарь». Имелось в виду точное повторение труда этого автора, предложившего прогноз астрономических, экономических и политических, а также

Из книги Короткие встречи с великими автора Федосюк Юрий Александрович

Яков Флиер Я.В. Флиер в Вене (фотография 1946 года) В сентябре 1946 года ВОКС направил в Австрию делегацию на 1-й конгресс Австро-советского общества в составе: профессор В. (глава делегации), архитектор В.М. Кусаков, профессор-невропатолог В.К. Хорошко, пианист Я.В. Флиер и в

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Яков ЭСТРИН Шахматист Он был юрист по образованию, но шахматист – по призванию. В шахматах Эстрина интересовало все: история и теория начал, забавные эпизоды и строгие анализы, турниры и шахматная педагогика, лекции и сеансы, книги… Он много ездил, вел активную

Из книги Шарль Перро автора Бойко Сергей Павлович

Яков РОХЛИН Впервые увидел Якова Герасимовича Рохлина в августе 1924 года в Петроградском шахматном собрании что размещалось в двух небольших комнатах Владимирского игорного клуба. Осенью того же года Всероссийский шахматный союз был закрыт и началась новая эпоха в

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

1701–1702 годы В этом году началась война за Испанское наследство, которая продолжится долгих 13 лет.Заключая Рисвикский мир в 1697 году, Людовик XIV был уверен, что вскоре вознаградит себя крупными приобретениями за счет испанской короны. Последний представитель испанской

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Яков Из интервью Светланы Аллилуевой:«Яшу мы все очень любили. Сейчас, с высоты лет и опыта, мне кажется, что именно он мог стать моим единственным другом, близким человеком на всю жизнь. Он был значительно старше всех нас, детей, и уже тем самым притягивал мое внимание, а

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Яков Безродный С Володей Высоцким мы учились в одной московской школе - тогда она была мужской - в параллельных классах. Входили в одну школьную дружескую компанию. Все мы тогда жили практически рядом: Володя - на Большом Каретном, Володя Акимов - в Каретном ряду, Гарик

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

79. Капитан Кидд?- своему золоту (1701 г.) Проклятым кладом я порабощен. Мне снилось: он к моей привязан шее, И волокут дублоны и гинеи Меня на дно, надежно взяв в полон. Тонул я, а ко мне со всех сторон Утопленники плыли, свирепея От вида долгожданного трофея, Вцеплялись в

Из книги Рубенс автора Авермат Роже

1633-й: печальный год для королевы-матери Еще когда обсуждался договор в Безье, через своих гонцов король пытался выяснить ситуацию с браком принца. И Гастон и Пюилоран отвечали уклончиво, но перед казнью герцог де Монморанси приказал одному из своих друзей рассказать обо

Из книги автора

XIII ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ (1630–1633) Шестого декабря колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных - Петера Пауля Рубенса и его молодой жены. Несколько дней спустя Карл I подписал указ о возведении художника в звание кавалера ордена Золотой Шпоры. Для того

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Лицеприятие - это употребляемое в Новом Завете выражение, означающее чрезмерное и несправедливое предпочтение одних перед другими из-за их богатства, влияния или известности. Новый Завет последовательно осуждает и клеймит этот порок. Уж в этом-то иудейские ортодоксальные руководители не обвиняли Иисуса, даже они вынуждены были признать, что Он поступает и говорит нелицеприятно (Лук. 20,21; Мар. 12,14; Мат. 22,16 ). После посетившего его видения Петр познал, что Бог нелицеприятен (Деян. 10,34 ). Павел был убежден в том, что Бог одинаково судит и язычников и иудеев, потому что нет лицеприятия у Бога (Рим. 2,11 ). И в этом Павел вновь и вновь убеждает своих читателей (Еф. 6,9; Кол. 3,25 ).

У греческого слова просополемпсиа интересное происхождение. Оно происходит от выражения просопон ламбанейн. Просопон означает лицо , а ламбанейн имеет значение поднимать, возвышать, давать повышение . Греческое выражение является буквальным переводом древнееврейской фразы. Возвышение человека проявляется в особом отношении к нему и, соответственно - противоположно унижению кого-либо . Первоначально это слово не имело никакой негативной окраски; оно попросту означало приятие человека с почетом, с особым уважением . Пророк Малахия спрашивает, будет ли князь доволен и благосклонно ли примет людей , если они принесут ему в жертву животное с физическими недостатками (Мал. 1,8.9 )? Слово лицеприятие очень скоро приобрело плохой смысл. Лицеприятием стали называть возвышение кого-либо, исходящее исключительно из социального положения этого человека, престижа, которым он пользуется, его власти или богатства. Бог обвиняет людей в том, что они не соблюдают путей Его и лицеприятствуют при отправлении правосудия (Мал. 2,9 ). Величайшей особенностью Бога как раз и является Его нелицеприятие, равное отношение ко всем. В законе было записано: "Не делайте неправды на суде, не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего" (Лев. 19,15 ). Здесь следует отметить еще вот что: человек может быть несправедлив, заискивая перед богатым, но может быть также несправедлив, окружая ореолом бедного. "Господь, - говорит Иисус, сын Сирахов, - есть судия, и нет у Него лицеприятия" (Сир. 35,12 ).

Ветхий и Новый Заветы едины в осуждении лицеприятия в системе правосудия и предпочтительного отношения к одним перед другими, являющегося результатом раболепия перед человеком, его общественным положением, богатством или мирским влиянием. И этим пороком страдают более или менее почти все люди. "Богатый и бедный встречаются друг с другом, - говорится в книге Притчей Соломона, - того и другого создал Господь" (Прит. 22,2 ). "Несправедливо, - говорит Иисус, сын Сирахов, - обеспечить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного, если он богат" (Сир. 10,26 ). Надо помнить, что пресмыкание перед толпой есть такое же лицеприятие, как и пособничество тирану.

ОПАСНОСТЬ СНОБИЗМА ВНУТРИ ЦЕРКВИ (Иак. 2,2-4)

Иаков предупреждает, что в Церковь может вкрасться снобизм, чувство превосходства одних над другими. Он описывает, как в христианскую общину входят два человека. Один из них хорошо одет, пальцы его украшены перстнями. Хвастливые люди в древности носили перстни на каждом пальце, за исключением среднего, и даже по несколько перстней на одном пальце. Они даже брали перстни у других и надевали их, когда хотели произвести на кого-либо впечатление своим богатством. "Мы украшаем наши пальцы кольцами, - говорит Сенека, - и на каждый сустав надеваем по драгоценному камню". Климент Александрийский рекомендует христианам носить лишь один перстень, на мизинце. На нем должна быть какая-нибудь религиозная эмблема: голубка, рыба или якорь. Ношение перстня оправдывалось тем, что его можно было использовать как печать.

Так вот, в христианскую общину входит один человек, элегантно одетый, с многочисленными перстнями, а другой вошедший - бедный, в простой одежде, потому что ему нечего больше одеть, и без всяких украшений и драгоценных камней. Богатого встречают со всякими любезностями и уважением и проводят на особое почетное место, а бедного просят постоять или устроиться на полу, около скамеечки для ног богатого.

Следует отметить, что нарисованная Иаковом картина вовсе не была преувеличением - это видно из инструкций в современных ему молитвенниках. Вот один типичный отрывок из эфиопского списка "Статуса Апостолов":
"Если войдут какие иные мужчина или женщина в прекрасных одеждах, братья из церковного прихода или из соседнего прихода, ты, священник, пока ты говоришь о Слове Божием, или слушаешь или читаешь, не лицеприятствуй и не прерывай проповедь для того, чтобы указать им места их, но оставайся спокойным, ибо братья примут их, и если для них не будет свободных мест, из низших братьев или сестер кто поднимется со своего места и освободит место для них... А если войдет бедная женщина или бедный мужчина из церковного прихода или из соседнего прихода и для них не будет свободного места, ты, священник, со всем радушием приготовь место таким людям, даже если тебе придется усесться на землю, ибо ты воздаешь уважение не человеку, а Богу".

И вот Иаков рисует подобную картину. Более того, он допускает, что проповедующий может приостановить службу при входе богатого человека и проводить его на особое место.

Вне всякого сомнения, в раннехристианской Церкви должны были возникнуть проблемы социального характера: ведь Церковь была единственным местом в древнем мире, где не существовало социальных различий. Должно быть, хозяин чувствовал себя не очень удобно, если ему приходилось сидеть рядом со своим рабом, или, если он приходил на богослужение, которое вел его раб. Пропасть между рабом, бывшим по закону всего лишь живым орудием, и хозяином, была настолько большой, что это могло вызвать трудности в сближении с обеих сторон. Кроме того, в эпоху своего зарождения Церковь была преимущественно бедной и простой, и поэтому, если богатый человек обращался ко Христу и примыкал к христианскому братству, у людей могло возникнуть желание сделать из него нечто особенное и видеть в нем особое приобретение для Христа.

Церковь должна быть тем местом, где стерты все различия. Когда люди встречаются в присутствии Царя славы, различия в чинах и заслугах должны исчезать. В присутствии Бога все земные различия значат меньше, чем прах, а земная праведность - меньше, чем презренные лохмотья. В присутствии Бога все люди равны.

Стих 4 представляет трудность для перевода. Греческое слово дискрифете имеет два значения:

1. Оно может значить: "Вы неустойчивы в ваших суждениях, если вы так поступаете", другими словами: "Если вы оказываете особые почести богатым, вы не видите разницы между мирскими мерилами и мерилами Божьими и не можете решить, которым же следовать".

2. Оно может значить: "Вы повинны в том, что признаете классовые различия, которых в христианском братстве не должно быть".

Нам представляется более уместным второе значение, потому что Иаков говорит далее: "Если вы так поступаете, вы становитесь судьями с худыми мыслями". Другими словами: "Вы нарушаете завет Того, Кто сказал: "Не судите, да не судимы будете" (Мат. 7,1 ).

СОКРОВИЩА НИЩЕТЫ И НИЩЕТА БОГАТСТВА (Иак. 2,5-7)

"Бог, - говорил Авраам Линкольн, - должен любить простых людей, потому что он создал их". Христианство всегда несло особую весть бедным. В Своей первой проповеди в синагоге Назарета Иисус сказал: "Он помазал Меня благовествовать нищим" (Лук. 4,18 ). На трудный вопрос Иоанна Крестителя Тот ли Он, Который должен придти, Помазанник Божий, Иисус ответил: "Нищим проповедуется благая весть" (Мат. 11,5 ). Первое из блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5,3 ). А у Луки это выражено еще более определенно: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук. 6,20 ). Когда Иисус был изгнан из синагог и проповедовал благую весть по большим дорогам, на горах и у берега моря, Он обращался к толпам простых людей. И в эпоху зарождения христианской Церкви бродячие проповедники обращали свои проповеди в первую очередь к массе простых людей. Христианская благая весть, в сущности, заключается в том, что тот, кто ни для кого ничего не значит, имеет большое значение для Бога. "Посмотрите, братия, кто вы призванные, - писал Павел, - не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1,26 ).

Евангелие так много давало бедным, а от богатых столь много требовало, что в Церковь пришли как раз толпы бедных. Ведь именно простые люди с радостью слушали Иисуса, а богатый молодой человек ушел опечаленный, потому что был обладателем больших богатств. Иаков вовсе не закрывает двери Церкви перед богатыми, но он говорит, что Христова Благая Весть особенно дорога бедным людям. Она обращена к тем, к которым никто не обращается, и поэтому ей, прежде всего, внимают те, которых мир не ставит и в грош.

В обществе, в котором жил Иаков, богатые угнетали бедных. Они подавали на бедных в суд за их долги. Люди, стоявшие в самом низу социальной лестницы, были настолько бедны, что им едва хватало на жизнь, а заимодавцев было много и деньги они давали под грабительские проценты. В античном мире человека можно было арестовать без всякого ордера или постановления суда. Кредитор мог, встретив на улице своего должника, схватить его и, в буквальном смысле слова, "тащить" в суд. Вот так богатые и поступали по отношению к бедным; у них не было никакого сочувствия к людям, но только одна цель: отнять у человека последний грош. Иаков ненавидит поведение богача: такой богач бесчестит имя, которым называют христиан.

Христианами впервые стали в насмешку называть последователей Христа в Антиохии, может быть, потому что в день крещения над христианином произносили имя Христа. Иаков при этом употребляет слово еписалеисфаи , переведенное в Библии: называетесь , причем этим словом у греков обозначался факт принятия вышедшей замуж женщины имени ее мужа. Это же слово употреблялось тогда, когда ребенку давалось имя отца. Христианин принимает имя Христа крещением во имя Его. Крещение подобно вступлению в брак со Христом или же рождению и крещению в семью Христову. У богатых людей и господ должно было быть много причин бесславить имя христиан: раб, ставший христианином, обретал новую независимость ; он больше не чувствовал трепета перед властью хозяина, наказания больше не пугали его и он смотрел в лицо хозяину, облаченный новым мужеством.

Он обретал новую честность . Он становился лучшим слугой, но, вместе с тем, он не хотел более служить орудием в мошенничествах и мелких интригах своего хозяина; он обретал новое чувство почитания Бога и настаивал на том, чтобы оставить работу в воскресенье, с тем, чтобы иметь возможность вместе с другими божьими людьми поклоняться Богу. У хозяина-рабовладельца, действительно, было достаточно поводов бесчестить имя христиан и проклинать имя Христа.

ЦАРСКИЙ ЗАКОН (Иак. 2,8-11)

Иаков осуждал тех, кто оказывает особое внимание принявшему христианство богачу. "Но, - могут возразить Иакову, - закон учит меня любить ближнего, как самого себя, и потому мы обязаны приветствовать человека, входящего в церковь". "Отлично, - отвечает Иаков, - если вы действительно приветствуете такого человека потому, что любите его как самого себя, и оказываете такой же радушный прием, какой хотели бы встретить сами, это прекрасно. Но если вы оказываете ему особое радушие только потому, что он богат - это лицеприятие, грех и нарушение закона. Здесь нет ничего общего с соблюдением закона. Вы вовсе не любите своего ближнего, иначе бы вы не относились так пренебрежительно к бедняку. Так любят богатство, а закон против этого.

Великую заповедь "возлюби ближнего как самого себя" Иаков называет царским законом . Это выражение может иметь несколько значений. Оно может иметь значение закон высшего качества ; оно может иметь значение закон, данный Царем царей ; оно может иметь значение царь всех законов ; оно может иметь значение закон, делающий людей царями и пригодный для царей . Исполнение этого величайшего закона делает человека царем над собой и царем среди людей. Это закон для царей и этот закон может сделать человека царем.

Далее Иаков излагает величайший принцип относительно закона Божия: нарушение любой части закона есть нарушение всего закона. Иудеи были вполне склонны видеть в законе ряд несвязанных между собой заповедей. Соблюдение одной засчитывается человеку в плюс, нарушение другой засчитываются ему в минус. Человек, по мнению иудеев, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его "штрафные очки". Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше. Существовала такая раввинская поговорка: "Благо тому, кто соблюдает один закон; дни его будут продлены и он унаследует землю (обетованную)". Многие раввины также считали, "что заповедь о субботе значит больше, чем все остальные" и потому соблюдение субботы отождествлялось с соблюдением закона.

Иаков же видит волю Божию во всем законе; нарушение любой его части есть преступление этой воли и, следовательно, грех. И это совершенно верно: человек, нарушивший любую часть закона, попросту становится грешником. Даже по человеческим нормам человек, нарушивший один закон, становится преступником. И потому Иаков утверждает: "Какими бы хорошими вы ни были в других отношениях, если относитесь к людям лицеприятно, вы поступаете против воли Божией и являетесь грешником".

В этом великая истина, которая и сегодня имеет такой же вес, как и в старину. Человек может быть хорошим почти во всех отношениях, но погубить свою добродетель одним проступком. Человек может быть высоконравственным в своих делах, чистым в своих речах и щепетильным в своей преданности, но если он при этом суров, самоуверен, негибок и черств, то добродетель его погублена.

И поэтому не будем забывать, что, хотя мы и можем утверждать, будто мы сделали много хороших дел и устояли против многих плохих, но в нас может быть нечто, что испортит все.

ЗАКОН СВОБОДЫ И МИЛОСЕРДИЕ (Иак. 2,12.13)

Заканчивая свою мысль, Иаков обращает внимание своих читателей на два важных факта христианской жизни:

1. Христианин живет по закону свободы и судим он будет по закону свободы. Под этим Иаков подразумевает следующее: в отличие от фарисея и ортодоксального иудея христианин живет не по комплексу давящих на него извне норм и требований, а по внутренним требованиям любви; он идет по правильному пути - по пути любви к Богу и к людям вовсе не потому, что его принуждает к этому какой-то внешний закон или из страха наказания, а потому что пребывающая в нем любовь Христа побуждает его к этому.

2. Христианин должен всегда помнить, что на милосердие может уповать лишь тот, кто сам проявляет милосердие. Этот принцип проходит красной нитью через Священное Писание. Иисус, сын Сирахов, писал: "прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?" (Сир. 28,2-5 ). Иисус Христос говорил: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мат. 5,7 ). "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мат. 6,14.15 ). "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Мат. 7,1.2 ). Иисус рассказал о наказании, постигшем раба, не захотевшего простить своего должника, и закончил притчу такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мат. 18,35 ).

Писание единодушно в том, что человек, рассчитывающий на милосердие, сам должен быть милосердным. А Иаков идет даже дальше этого, заявляя в конце, что милосердие торжествует над правосудием; под этим он подразумевает, что в Судный день человек, проявивший милосердие, осознает, что его милосердие изгладило даже грехи его.

ВЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЛА (Иак. 2,14-26)

Прежде, чем мы приступим к детальному изучению этого отрывка, мы должны рассмотреть его целиком, потому что этот отрывок часто используют для того, чтобы показать будто Иаков и Павел по-разному смотрели на один и тот же вопрос. Совершенно очевидно, что Павел делает ударение на том, что человек будет спасен лишь верой одной, и что свершения его при этом вовсе не будут иметь никакого значения. "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3,28 ). "Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2,16 ). Часто утверждают, будто Иаков не просто высказывает другую точку зрения, а прямо возражает Павлу. Вот это-то мы и должны рассмотреть.

1. Для начала отметим, что Иаков ставит те же акценты, которые можно встретить во всем Новом Завете. Уже Иоанн Креститель проповедовал, что человек может доказать подлинность своего раскаяния лишь достойными свершениями (Мат. 3,8; Лук. 3,8 ). Иисус Христос проповедовал, что человек должен жить так, чтобы все видели его добрые дела и прославляли Отца Небесного (Мат. 5,16 ). Иисус настаивал на том, что человек узнается по плодам его и что веру, выраженную лишь в словах, никаким образом нельзя поставить вровень с верой, выраженной в делах, в исполнении воли Божией (Мат. 7,15-21 ). Да и Павел не оставлял этот аспект без внимания. Какие бы общетеоретические и богословские проблемы Павел ни рассматривал в своих Посланиях, он всегда настаивал на том, что христианство проявляется в делах. Кроме того, Павел неоднократно подчеркивал значение добрых дел в христианской жизни. Он говорит, что Бог каждому воздаст по делам его (Рим. 2,6 ), что каждый из нас за себя должен дать отчет Богу (Рим. 14,12 ). Он призывает людей отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света (Рим. 13,12 ). "Каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3,8 ); все должны явиться пред судилище Христово и каждый получит соответственно по тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5,10 ). Христианин должен избавиться от своей старой природы и всех ее дел (Кол. 3,9 ).

Мысль о том, что христианство человека должно проявляться в его поведении, как часть его христианской веры, проходит красной нитью через весь Новый Завет.

2. И, тем не менее, читая Послание Иакова, складывается впечатление, что он придерживается иного, чем Павел, мнения, ибо, несмотря на приведенные нами мотивы, Павел делает главное ударение на благодати и вере, а Иаков - на делах и свершениях. Но надо отметить вот что - Иаков осуждает не точку зрения Павла, а ее извращение. Позиция Павла, сведенная к одному предложению, была следующей: "Веруй в Иисуса Христа и спасешься" (Деян. 16,31 ). Но совершенно очевидно, что содержание этой фразы полностью зависит от содержания вкладываемого в слово "веруй". Веровать можно по-разному.

Вера может быть чисто умозрительной. Так, например, я верю, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и, если надо, я могу доказать это, но в моей жизни от этого ничего не меняется, я принимаю это, но это не оказывает никакого влияния на мою жизнь и на мои поступки. Но есть и другая вера: я верю, что 5+5=10 и не заплачу более десяти рублей за две плитки шоколада стоимостью пять рублей каждая - я не просто понимаю и помню этот факт, а поступаю соответственно.

Иаков возражает против веры первого типа, против того, чтобы приняв факт, не позволять ему оказывать какое-либо влияние на свою жизнь. Бесы в своем уме убеждены в существовании Бога; они даже приходят в дрожь от мысли о Нем, но их вера ничего не меняет в них. Павел же имел в виду веру второго типа. Для него вера в Иисуса значила переводить эту веру во все сферы жизни и жить соответственно.

Нетрудно извратить точку зрения Павла и выхолостить подлинное значение слова вера. Иаков ополчается не против учения Павла, а против извращающего ее варианта. Он осуждает вероисповедание, не проявляющееся в будничной жизни, а такое осуждение вполне поддержал бы и Павел.

3. Но даже с учетом этого, надо подчеркнуть еще одно различие между Иаковом и Павлом - они начинали в различные эпохи становления христианской жизни . Павел, стоявший у истоков, утверждал, что ни один человек не может заслужить Божьего прощения: инициатива должна исходить от добровольной благодати Божией, человек может лишь принять прощение, предложенное ему в Иисусе Христе.

Иаков же начинал много позже, в эпоху исповедующих христиан , людей, утверждавших, что они уже получили прощение и вступили в новые отношения с Богом. Такие люди, справедливо говорит Иаков, должны вести новый образ жизни, потому что они новые создания. Они прощены, теперь они должны показать, что стали святыми . А с этим Павел был бы совершенно согласен.

Но остается фактом, что никто не может спастись делами рук своих, но точно также никто не может спастись, не совершая добрых дел. Лучшей аналогией здесь может служить человеческая любовь. Любимый человек всегда уверен в том, что он не достоин быть любимым, и, в то же время, он уверен в том, что должен посвятить этому свою жизнь - стать достойным этой любви.

Различие между Иаковом и Павлом сводится к различию в отправной точке. Павел начинает с фундаментального факта. Ни один человек не может заработать или заслужить прощения Божьего, говорит он. Иаков же отталкивается от исповедующих христиан и настаивает на том, что человек должен показать и доказать свое христианство своими делами. Мы спасаемся не делами , мы спасены для дел - вот двойная истина христианской жизни. Павел делает ударение на первой, а Иаков - на второй половине. Они, в сущности, не противоречат друг другу, а дополняют друг друга; весть каждого из них имеет громадное значение для христианской веры. Пусть каждый, у кого есть такая вера и надежда, воплотит их в дела.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА (Иак. 2,14-17)

Иаков не принимает вероисповедания, которое не проявляется в жизненной практике. В подтверждение своей мысли, он приводит яркую иллюстрацию: предположим, что у человека нет одежды, которая защищала бы его от холода, нет пищи для пропитания, а его друг выражает ему свое искреннее сочувствие и этим ограничивается, не попробовав даже облегчить положение несчастного. Какая от этого польза? Какой смысл в сочувствии, если оно не подкреплено стремлением воплотить его в практические дела? Вера без дел мертва. Этот отрывок особенно много говорил иудею.

1. Благотворительность была для иудея делом первостепенной важности, настолько важным, что благотворительность и праведность значили для него одно и то же. Считалось, что, когда человек придет на суд Божий, он сможет в качестве защиты и самооправдания сослаться только на оказанную им при жизни благотворительность. "Вера угасит пламень греха, - писал Иисус, сын Сирахов, - и милостыня очистит грехи" (Сир. 3,30 ). В книге Товит читаем: "Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие" (Тов. 4,7 ). Когда руководители иерусалимской церкви одобрили обращение Павла к язычникам, они дали ему только один наказ: не забывать бедных (Гал. 2,10 ). Этот призыв оказывать практическую помощь людям стал одной из самых великих и прекрасных сторон иудейской набожности.

2. Греческая религия не содержала особо выраженного пафоса сочувствия и благотворительности: греческие стоики стремились к апатии, полному отсутствию всяких чувств; целью их жизни была безмятежность; путь к совершенному спокойствию стоики искали в полном уходе от всех чувств; в жалости стоики видели лишь нарушение беспристрастного философского спокойствия, к которому нужно стремиться. Эпиктет говорил, что лишь тот, кто повинуется божественным заповедям, никогда не почувствует ни печали, ни жалости ("Беседы" 3,24.43). Римский поэт Вергилий, рисующий в "Георгиках" (2,498) портрет совершенно счастливого человека, не питает никакой жалости к бедняку и никакого сочувствия к страдающему, потому что такие чувства нарушили бы безмятежность. Это является полной противоположностью иудейской точке зрения. Стоики отождествляли блаженство с беспристрастностью и спокойствием, иудеи же отождествляли его с активным сопереживанием в несчастьях других.

3. Иаков глубоко прав: самое страшное для человека то, что он, вновь и вновь, испытывая благородные порывы и чувства, не попытается привести свои поступки в соответствие с этими порывами. И потому каждый раз уменьшается вероятность того, что он вообще будет способен так поступать. Можно даже сказать, что человек не имеет права испытывать сочувствия, если он, по крайней мере, не попытается воплотить его в дела. Чувства - это то, что нужно воплотить в жизнь ценой усилий и труда, ценой самодисциплины и жертв.

НЕ "ТО ИЛИ ДРУГОЕ", А "ТО И ДРУГОЕ" (Иак. 2,18.19)

Иаков представляет себе, как кто-то возражает ему: "Вера - прекрасная вещь, но и дела прекрасны. И то, и другое - подлинное проявление настоящей веры. Но ведь не у каждого человека есть и то и другое вместе. У одного, может быть, есть вера, а у другого - дела. Кто-то проявляет себя в делах, а кто-то имеет веру. И каждый из них будет по-своему искренно религиозным". Оппонент считает веру и дела равноценными проявлениями христианской религии. Но Иакова не устраивает то или другое порознь; он считает, что проблема состоит не в наличии или отсутствии веры или дел . Проблема состоит в том, что религиозность обязательно должна включать и веру, и дела .

Вообще, христианство часто представляют в неверном свете, как религию "того или этого", но она должна быть религией и "того и другого".

1. В гармоничной жизни должно быть место и мысли, и действию . Обычно считают одного человека мыслящим человеком , а другого - человеком действия . Мыслящего человека представляют высиживающим в своем кабинете великие идеи, а человека действия - совершающим в обществе великие дела. Но все это не так. Мыслитель только наполовину человек, если он не воплощает свои идеи в дела. Он едва ли сможет подвигнуть других людей на какие-либо свершения, если сам не выйдет на поле битвы и не примет участие в борьбе. Как сказал Киплинг:

О, Англия - это сад.
А такие сады не делаются словом
"О, как красиво!", сидя в тени.
Потому что люди, лучшие чем мы,
Начали свою трудовую жизнь,
Взяв сломанные кухонные ножи,
Выкапывая сорняки на садовых дорожках.

Никто также не может стать настоящим человеком действия, предварительно не продумав те великие принципы, на которых основываются его дела.

2. В гармоничной жизни должно быть место и молитве, и усилию . Большой соблазн сокрыт в делении людей на две группы - на святых, проводящих свою жизнь коленопреклоненно в уединении и постоянной молитве, и тружеников, работающих все дни в пыли и в жаре. Но и эта картина не будет верной.

Говорят, что Мартин Лютер близко дружил с одним монахом, таким же убежденным сторонником Реформации, как сам Лютер, и они договорились, что Лютер отправится в мир и будет вести борьбу там, а второй - останется в келье и будет молиться за успех Лютера. Но однажды ночью монах увидел во сне одинокого жнеца на необъятном поле за невыполнимой работой. Жнец обернулся, и монах узнал в нем Мартина Лютера и он понял, что должен оставить келью и молитвы, чтобы пойти на помощь ему. Правда, есть и такие люди, которые из-за своего возраста или физической слабости могут только молиться, и их молитва действительно помогает другим и дает им силы. Но если здоровый и сильный человек считает, будто молитвы могут заменить усилия, то такие рассуждения лишь отговорка. Молитва и усилия должны идти рука об руку.

3. Во всякой уравновешенной жизни должны быть и вера, и дела . Вера может проявиться и утвердиться в делах. И лишь в вере можно решиться на дела и совершать их. Вера должна перейти в действие, ибо действие начинается лишь тогда, когда у человека есть вера.

ИСПЫТАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРЫ (Иак. 2,20-26)

В подтверждение своей точки зрения Иаков приводит два примера: Авраам - величайший пример веры; Авраам доказал свою готовность принести в жертву Исаака, когда Бог испытывал его. Раав также была знаменитой героиней иудейских легенд. Она дала убежище соглядатаям, посланным высмотреть все в земле обетованной (Иис. Н. 2,1-21 ). В более поздних легендах говорится, что она стала прозелиткой иудейской веры, вышла замуж за Иисуса Навина и была прямым предком многих священников и пророков, в том числе Иезекииля и Иеремии. Своим поступком по отношению к соглядатаям она доказала свою веру.

Здесь прав и Павел, и Иаков. Если бы у Авраама не было веры, он не последовал бы Божьему призыву. Если бы у Раав не было веры, она никогда не рискнула бы связать свою судьбу с судьбой Израиля. И все же, если бы Авраам не был готов повиноваться Богу абсолютно во всем, его вера не была бы ненастоящей; а если бы Раав не рискнула всем, ее вера была бы тщетной.

Эти два примера показывают, что вера и дела не исключают друг друга; напротив - они нераздельны. Ни один человек не начнет действовать, если у него нет веры, а вера человека - тщетна, если она не подвигает его к действию. Вера и дела - это две стороны познания человеком Бога.

Реферат на тему:

Яков II (король Англии)



План:

    Введение
  • 1 Герцог Йоркский
  • 2 Царствование
  • 3 Свержение и эмиграция
  • 4 Потомство
  • 5 В культуре

Введение

Яков II Стюарт (англ. James II , 14 октября 1633(16331014 ) - 16 сентября 1701) - король Англии, Шотландии и Ирландии, как шотландский монарх носил династический номер Яков VII (1685-1688), внук Якова I, второй сын Карла I и младший брат Карла II. Последний британский король-католик; свергнут в результате «Славной революции» 1688 года.


1. Герцог Йоркский

Получил от отца титул герцога Йоркского (1644). Во время гражданской войны после взятия г. Йорка парламентским войском в 1646 Яков с братьями и сёстрами был заключён под стражу; в 1648 году бежал на континент. Служил под знамёнами французского маршала Тюренна (1652); позже сражался против него в рядах испанской армии.

После реставрации Стюартов носил также шотландский титул герцог Олбани (1660). Получил, в качестве генерал-адмирала, под командование морские силы Англии; в 1665 году одержал победу над голландским флотом у Гардвича. Вместе со склонностью к католицизму у Якова крепла дружба с Людовиком XIV, ненависть к Голландии и намерение установить абсолютную монархию.

Яков был душой министерства Кабаль, которое с 1670 года преследовало эти цели. После смерти первой жены, Анны, дочери Кларендона, Яков перешёл в католицизм. В разразившейся затем войне против Голландии он командовал флотом в двух больших морских битвах.

Усилившееся в результате неудачной войны влияние парламента, выразившееся в издании «Акта о присяге», заставило Якова удалиться от государственных дел. Вопреки его желанию, старшая из его двух дочерей от первого брака, Мария (предполагаемая наследница престола, так как Карл II был бездетен, а у Якова не было ещё в то время сыновей), была выдана за Вильгельма Оранского (1677).

Вторая жена Якова, Мария Моденская, ревностная католичка, сделала Якова ещё более усердным приверженцем католицизма. Когда в 1679 году разнеслась молва о католическом заговоре во главе которого якобы стоял Яков, то он вынужден был покинуть Англию; возник даже вопрос об устранении его от престолонаследия, но именно это вызвало реакцию против вигов, и после смерти Карла Яков беспрепятственно вступил на престол.


2. Царствование

Без труда были подавлены и со страшной жестокостью наказаны восстания Монмута в Англии и лорда Аргайла в Шотландии. Особое изуверство в судебных процессах над бунтарями проявил судья Джеффрис. Ободренный успехом, Яков задумал с помощью широкого толкования и применения диспенсивной власти (см. Диспенсация) заместить все главные должности (военные и гражданские) лицами неангликанского вероисповедания. При этом он возлагал особые надежды на доктрину безусловного повиновения, которую исповедовало тогда значительное большинство англиканского духовенства.

Протестующее духовенство Яков смирял посредством так называемой «высокой комиссии», покровительствовал всем направлениям, враждебным господствующей церкви, и поставил своей целью установление абсолютной католической монархии путём почти нескрываемой пропаганды католицизма и тесного союза с Людовиком XIV. Даже вернейшие слуги короля, англиканские епископы, были привлечены к судебной ответственности, но оправданы присяжными. Надеясь, что после смерти Якова при отсутствии мужского потомства, правление перейдёт в руки его дочери, верной протестантизму, народ сдерживал своё негодование и до восстания дело не доходило.

Когда 10 июня 1688 года было объявлено о рождении принца Уэльского, многие не хотели верить в действительность этого факта и подозревали подлог. Потеряв надежду на мирную перемену к лучшему, вожди обеих главных партий, вигов и тори, пригласили нидерландского принца Вильгельма Оранского занять трон в Англии. Яков хотел пойти на уступки, но было уже поздно.


3. Свержение и эмиграция

В ноябре 1688 года принц Оранский высадился в Англии, и в декабре король с незаконным сыном, герцогом Бервиком, покинутый дочерью Анной и ближайшими советниками, бежал во Францию, где Людовик XIV предоставил в его распоряжение Сен-Жерменский дворец. В феврале 1689 года парламент провозгласил королём и королевой Англии Вильгельма и Марию. Яков из Франции поддерживал постоянные отношения со своими приверженцами (якобитами), готовившими заговоры в Англии и открыто восстававшими в Шотландии и Нормандии. В 1689 году Яков прибыл в Ирландию и стал во главе заговорщиков, поддержанных французскими войсками, но был в 1690 году разбит при Бойне.

Его потомки (сын, Яков «Старый претендент», и внуки, Карл «Молодой претендент» и кардинал Генрих Стюарт) продолжали претендовать на английский и шотландский престолы и возглавлять партию якобитов вплоть до пресечения дома Стюартов (1807).


4. Потомство

Яков был женат дважды: на Анне Хайд (1638-1671), дочери государственного деятеля и историка графа Кларендона, и на Марии Моденской (1658-1718), дочери моденского герцога Альфонсо IV. От первого брака у него было 8 детей, из которых выжили две дочери, будущие королевы Мария II и Анна, а все 4 сына и еще 2 дочери умерли в детстве. От второго брака родилось 7 детей, из которых также выжили двое: сын Яков «Старый претендент» и родившаяся уже во Франции дочь Луиза Стюарт (умерла в 19 лет от оспы). Законное потомство Якова II пресеклось в 1807 году.

Помимо потомства от двух законных жён, Яков (в бытность герцогом Йоркским) имел детей также от двух любовниц. От Арабеллы Черчилль, сестры знаменитого полководца Джона Черчилля, герцога Мальборо, у него родились два сына, Джеймс и Генри, последовавшие за отцом во Францию, и две дочери, Генриетта и Арабелла; все они носили фамилию Фицджеймс, с приставкой фиц, традиционной для внебрачных детей знати. От Кэтрин Седли, которой Яков после вступления на престол дал титул графини Дорчестерской, у него была дочь, также Кэтрин, в первом браке маркиза, а во втором - герцогиня. Потомство внебрачных детей Якова II существует до настоящего времени; в частности, потомками Генриетты Фицджеймс (через свою мать Диану) являются внуки Елизаветы II принцы Уильям и Гарри.


5. В культуре

Яков II является персонажем многих исторических романов и фильмов, в частности, романа Ричарда Блэкмора «Лорна Дун». В экранизациях романа его роль исполняли Джордж Кёрзон (1934), Хью Фрэйзер (1990), Роберт Эдди (2000). В сериале 2000 года «Карл II» Якова играл Чарли Крид-Майлз.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

  1. По-английски его имя звучит как Джеймс , в российской исторической традиции встречается вариант Иаков .
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 08:41:15
Похожие рефераты: Яков I Стюарт , Род Стюарт , Стюарт , Иэн Стюарт , Боб Стюарт , Стюарт Йен , Пол Стюарт ,

Итак, в 1662 году Карл II Стюарт женился на Екатерине, инфанте Португалии. Брак этот оказался бездетным, ввиду чего после смерти Карла II его трон унаследовал его единственный брат, герцог Йоркский, взошедший на престол Великобритании под именем Якова II.

На свою беду Яков II, убежденный католик, был человеком, всецело преданным интересам римско-католической церкви (папства), и все усилия Карла II, направленные на то, чтобы заставить его изменить свои убеждения, ни к чему не привели. В свою очередь, английский парламент прилагал все силы, чтобы убедить Карла II в необходимости изменить последнюю волю и лишить брата права престолонаследия на том основании, что король-католик столь же неприемлем для Великобритании, как король, исповедующий протестантизм, для Франции или Испании.

Однако Карл II, души не чаявший в брате и всеми способами старавшийся оттянуть решение вопроса, весьма в этом преуспел и спокойно умер, так и не дав согласия на подобный акт. Поэтому никто не смог противиться провозглашению Якова II королем и восшествию его на престол Великобритании.

Мечтая о возвращении папства, Яков II назначил профессора-паписта в Оксфорд, открыто принимал папского легата, уговорил несколько своих папистов принять католичество, а также намеревался отменить меры, направленные против папистов, иными словами совершал действия, вызывавшие недовольство и ропот в народе. Следует заметить, что в период изгнания у Карла II родился сын, которого назвали Яковом и дали титул герцога Монмаутского. Этот Яков, возражая против того, чтобы его считали бастардом или внебрачным сыном, ввиду обещания Карла II жениться на его матери, претендовал на английский престол. Собрав незначительные силы, в 1685 году он высадился на западном побережье Англии и провозгласил себя королем. Потерпев, однако, поражение при первом же столкновении с королевскими войсками, он был взят в плен, доставлен в Тауэр и через несколько дней публично обезглавлен на Тауэр-хилл, что весьма способствовало укреплению позиций короля, готового с еще большей твердостью проводить в жизнь политику римско-католической церкви.

Жена Якова II, королева Мария, из рода Модена, долгое время не радовала его появлением наследника. Наконец, 10 июня 1688 года королева благополучно разрешилась принцем, которого король назвал Яковом, пожаловав ему титул принца Уэльского. Король оповестил о радостном событии всех власть, имущих в соседних государствах, вызвав ликование у папистов, полагавших, что не за горами то время, когда Великобритания вновь вернется в лоно католической церкви. Нескончаемый поток поздравлений, адресованных королевской чете, на первый взгляд, обнадеживал: казалось, все англичане с радостью рассматривают новорожденного принца в качестве своего будущего повелителя. В действительности же распространялись самые гнусные фальшивки, содержавшие домыслы о столь запоздалом появлении принца на свет. С целью пресечения подобных кривотолков 27 октября 1688 года король велел явиться всем придворным, находившимся во время родов во дворце, чтобы удостоверить факт рождения сына, которого он, Яков II, считает своим законным наследником.

От первого брака у короля было две дочери, воспитанные в традициях англиканской церкви. Старшая, Мария, 1662 года рождения, в 1677 году вышла замуж за Вильгельма, принца Оранского, а младшая, Анна, 1664 года рождения, в 1683 году – за Георга, принца Датского. Вильгельм, принц Оранский, 1650 года рождения, сын Марии, дочери обезглавленного короля Карла I, с полным правом мог претендовать на английский престол, поэтому некоторые лорды и князья церкви, вступив с ним в тайные переговоры, передали ему известие об угрожающей Англии опасности вновь подпасть под влияние Папы Римского, выражая при этом недвусмысленную озабоченность по поводу незаконного лишения Вильгельма наследных прав на Британскую корону. Вильгельм Оранский, мгновенно поняв, к чему они клонят, обратился за помощью к объединенным провинциям Нидерландов, тут же снарядивших ему военный флот, и уже в ноябре 1688 года принц отбыл из голландской гавани, изначально держа курс на север, чтобы направить лазутчиков по ложному следу, и лишь затем повернул к западу, по направлению к проливу. Некоторое время флотилия двигалась вдоль английского побережья в том же направлении, при этом из всех английских портов в Лондоне постоянно отправлялись депеши с сообщениями о прохождении голландского флота. Попасть в город, минуя большой Лондонский мост, курьеры никак не могли, в связи с чем мост ломился как от курьеров, следовавших почти друг за другом, так и от любопытных горожан, жадных до новостей. Размеры флотилии Вильгельма Оранского без труда убедили лондонцев в бессмысленности всякого сопротивления со стороны Якова II, ввиду чего они решили приложить все силы к тому, чтобы не допустить вооруженного конфликта. Аналогичная работа велась и в армии короля Якова, где было принято решение об отказе содействовать ему в борьбе с принцем, высадившимся на западе Англии и прямым маршем направившимся в сторону Лондона. Покинутый всеми, Яков второй отослал во Францию королеву с шестимесячным ребенком, а затем и сам отправился вслед за ними.

Бегство короля дало повод парламенту объявить, что король отрекся от престола, и 13 февраля 1689 года принц Оранский был провозглашен королем Великобритании под именем Вильгельма III. Народ не скрывал своей радости. В городе полыхали костры, на которых ликующая толпа с диким злорадством жгла изображения Папы римского и иезуита Петерсена, духовника и советника Якова II. Нострадамус упоминает об этом в 80-м катрене 3-й центурии:

«Недостойный будет изгнан с английского престола,
Его советник будет из злорадства брошен в огонь:
Его сторонники будут действовать так ловко,
Что Бастард будет наполовину утвержден».

Что касается выражения «Недостойный» (так Нострадамус называет короля Якова II), следует обратить внимание на то, что данное выражение имеет место в первых, вышедших во Франции, изданиях центурий, однако в более поздних и, особенно тех, которые выходили в Англии, вместо «Недостойный» появилось выражение «Достойный». Кстати сказать, стихотворный размер допускает и то, и другое, согласно оценке короля разными сторонами: достойнейший из Всех претендентов на престол, с точки зрения папистов, Яков II оставался недостойным для протестантов.

Обратимся к 89-му катрену 4-й центурии:

«Вооруженное ополчение Лондона вступило в тайный сговор
В ходе обмена мнениями на мосту по поводу предприятия, готовящегося против их короля,
Его сателлиты вкусят смерти,
Будет избран другой король, белокурый, родом из Фризии».

Родившийся 14 ноября 1650 года в Гааге, король Вильгельм был родом из провинции, называемой Голландией, или Западной Фризией. В юности у него могли быть светлые волосы, однако возможна и аллюзия на его имя (Гийом по-французски пишется «Guillaume»). Что же касается несчастных спутников короля Якова II, то всем, ставшим в угоду ему папистами, пришлось, последовав его печальному примеру, покинуть Англию и эмигрировать в Ирландию, где в итоге кровопролитной войны они были окончательно сломлены королем Вильгельмом, причем, большинству из них это стоило жизни. Якову II удалось спастись и на этот раз; он отправился во Францию, где и скончался в сентябре 1701 года. А через полгода, 8 марта 1702 года, вслед за ним в мир иной отошел и король Вильгельм. Таким образом, из протестантских потомков обезглавленного короля Карла I в живых не осталось никого, за исключением принцессы Анны, бывшей в то время замужем за Георгом, принцем Датским, которая и была тотчас же провозглашена королевой Великобритании.
Ее единственный сын Вильгельм, герцог Глочестер, подававший самые блестящие надежды, к всеобщему удивлению, скоропостижно скончался на одиннадцатом году жизни 30 июля 1700 года, т.е. за три года до этого события. Смерть сына побудила здравствующего тогда короля Вильгельма проявить похвальную заботу о сохранении права престолонаследия за протестантской линией династии Стюартов, навсегда исключив из оного папистов. Так, 22 марта 1701 года парламент издал закон, согласно которому в случае угасания линии Карла и протестантской линии короля Якова I, в случае отсутствия прямых наследников Вильгельма и Анны, престол Великобритании наследуют представители линии Елизаветы в лице тогда еще здравствовавшей дочери Елизаветы, Софьи, курфюрстины Брауншвейгской, Люнебургской и Ганноверской со всеми ее потомками, рассматриваемыми в качестве ближайших и законных наследников Британской короны.

Таким образом, эта регламентируемая законом преемственность по протестантской линии впоследствии была еще раз подтверждена
парламентом в период правления королевы Анны, в частности, в 1707 году, когда Англия и Шотландия торжественно преобразовались в единое государство с единым парламентом, принятый порядок наследования был законодательно закреплен за курфюрстиной Софьей и ее прямыми потомками. Обратите внимание, что курфюрстина Софья, внучка короля Якова I и мать короля Георга I, умершая в мае 1714 года на восемьдесят четвертом году жизни, незадолго до смерти королевы Анны, родилась 13 октября 1630 года в Гааге (Голландия или Западная Фризия), иными словами там же, где и король Вильгельм, фризландец по рождению. Таким образом, предсказание Нострадамуса исполнилось дважды: первый раз в лице короля, а второй – в лице того, кого он назначил своим наследником.
Заметьте, Англия – страна, где право престолонаследия регламентируется наследным правом, – дважды оказывалась в состоянии такого кризиса, что парламент, не видя иного выхода, был вынужден принять решение о законодательном закреплении права на Британскую корону (с указанием конкретного лица) за протестантской линией, поставив в качестве основного условия конфессиональную принадлежность.