Феномен Луи Брайля — шеститочечная письменность.

4 января 1809 года родился человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам. Ровно 208 лет назад в этот день родился автор азбуки для слепых Луи Брайль. Корреспондент АиФ Оренбург изучил биографию знаменитого француза.

Проклятье судьбы, ставшее даром

4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье сапожника (по другим данным - шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, которому судьба уготовила тяжкие испытания и великую славу. Нелепая случайность раз и навсегда лишила ребенка зрения в пятилетнем возрасте. Днями напролет маленький Луи играл с обрезками кожи в мастерской отца и в возрасте трех лет случайно повредил себя глаз шилом. Распространившаяся и на второй глаз инфекция сделала его абсолютно слепым уже к пяти годам.

Место рождения Луи Брайля в городке Кувре во Франции. Фото: wikipedia.org

Смирившись с такой жестокой волей судьбы, родители Луи старались сделать все возможное, чтобы мальчик рос и развивался как нормальный человек, не чувствуя себя инвалидом. Они научили его плести бахрому, которая использовалась в создании конской упряжи и шить домашние туфли. Несколько раз в неделю к Луи приходил учитель музыки, учивший его играть на скрипке. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе.

Видя успехи незрячего ребенка, деревенский учитель решил, что юному Брайлю необходимо получать специальное образование и в 1819 году десятилетнего Луи отправляют в Королевский институт для слепых в Париже (Парижский государственный институт для слепых детей). Но, если наш читатель думает, что институт был огромным зданием на закрытой территории с газонами, фонтанами и важно прохаживающимися туда-сюда собаками-поводырями, то будем вынуждены его огорчить. Институт для слепых, хоть и королевский, помещался тогда в тесном и сыром помещении. Постоянно нахождение в такой обстановке было губительном для здоровья учеников, в результате чего многие из детей (в том числе и сам Брайль) в дальнейшем начали страдать от туберкулеза. В альма-матер всех слепых учеников обучали грамоте и музыке, вязанию и ткачеству. Как видите, большой упор делался на развитие тактильного чувства, умения познавать мир через прикосновения. Для занятий воспитанникам института предоставлялись учебники, написанные рельефно-линейным шрифтом, однако таких книг было мало, а по многим предметам они и вовсе отсутствовал. Одаренный ученик Луи Брайль сумел освоить не только грамоту, но и игру на пианино и даже сложнейшем органе.

Прикосновения гения

Завершив свое обучение в институте для слепых в 1828 году, Луи получает предложение стать младшим учителем-репетитором (тифлопедагогом). В то время слепых детей обучали знаниям с помощью «ночной азбуки» («ночного письма») Барбье. Придуманная в 1821 году отставным капитаном артиллерии Шарлем-Мари Барбье де ля Серр система «ночного» письма использовалась солдатами для того, чтобы читать донесения в темное время суток. Сведения записывались путем прокалывания отверстий в картоне, чтение - путем прикосновения к нему. Выпуклые отверстия, расположенные в две колонки по шесть штук, представляли собой различные звуки. 12-летнего Луи система Барбье не удовлетворяла своим несовершенством: слишком много точек, отсутствие знаков препинания и нот, да еще и к тому же в ней не работали правила правописания. Однако идея использования выпуклых точек ему очень даже понравилась. Желание создать более совершенный и удобный шрифт для слепых, заставляло подростка проводить вечера напролет, без конца экспериментируя. Летом, находясь на каникулах в родном Кувре, юношу часто можно было увидеть сидящим на обочине дороги и прокалывающим иглой плотный лист бумаги.

Текст «Луи Брайль», записанный шрифтом Брайля. Фото: wikipedia.org

В конце 1924 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд-«инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей.

Глас народа

Окончательный вариант шрифта Брайля мир увидел в 1837 году. На повторном рассмотрении изобретения студента настояли слепые и слабовидящие люди. Именно тогда новый шрифт был оценен и признан более удобным, нежели классическая система рельефного воспроизведения латинских букв. Детище слепого мастера немедленно стало эталоном. Несмотря на тот факт, что шрифт Брайля был уже окончательно принят за основу, Барбье де ля Серр, изводимый завистью к молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего «ночного письма». Но зрячие преподаватели, предпочитавшие обычные буквы в рельефе, были непреклонны и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предпринимались и другие попытки заменить шрифт Брайля и системой Муна, и нью-йоркской точечной системой, но успехом они не увенчались.

Луи Брайль, несмотря на большую нагрузку (с 1828 года он работал преподавателем алгебры, географии, музыки и, работая органистом парижской церкви Сен-Николя де Шан), продолжал добиваться все большего распространения своей системы. Будучи талантливым музыкантом, он преподавал музыку незрячим людям, опираясь на созданный им специальный шрифт для записи нот (нотопись).

Бюст с рельефом на родине в Кувре. Фото: wikipedia.org

6 января 1852 года в возрасте 43 лет Луи Брайль умер в Париже и был похоронен в любимом Кувре. Его прах был перезахоронен в Пантеоне в Париже в 1952 году. К сожалению, автор одного из величайший изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя два года после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. Первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года.

Могила Брайля в Пантеоне в Париже. Фото: wikipedia.org

Шрифт Брайля в России

В России шрифт Брайля пришел во второй половине XIX века. Первым русским незрячим, освоившим эту систему, стал Денис Оболенский, представитель старинного княжеского рода. Разорившись, его отец стал служащим одного из московских ведомств. На своего сына, потерявшего зрение в семилетнем возрасте, он не обращал никакого внимания. Постоянно слыша от матери слова о том, что, как только тот подрастет, то отправится жить в монастырь, к 10 годам Денис понял, что в родительском доме он лишний. От монашеской рясы его спас молодой студент-немец Руп, оказавшийся настоящим кладезем сведений о европейских слепых. Он рассказывал Денису и его семье об известном педагоге-слепце Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и о слепом короле Георге V, правителе Ганновера, оказавшемся прекрасным конституционным правителем, чем произвел на них большое впечатление. Несмотря на демагогии, разводимые матерью Дениса, отец его, Михаил Оболенский, попросил Рупа дать сыну несколько уроков.

Когда же немцу пришло время возвращаться на родину, Денис не знал, куда деться от горя. Желая утешить мальчика, его состоятельный дядя выделил средства на поездку в Германию с родителями. В1857 году семья Оболенских покинула страну. Они остановились в пенсионе в Гейдельберге, где юный Оболенский познакомился с пожилой англичанкой Сперлинг и двумя ее дочерьми. Покойный сын женщины, как и Денис, был слепым. Специально для мальчика англичанка выписала из Парижа «доску Брайля» и французский букварь, а ее дочери начали обучать подростка письму и чтению на французском, английском и немецком языках.

По прошествии лет, в 1861 году Оболенский адаптировал алфавит Брайля к родному языку, а в 70-х годах предпринял и вторую попытку. Создание второго алфавита принадлежало члену Совета «Человеколюбивого общества» А. Полежаеву. В 1881 году Мариинское попечительство вводит в практику окончательный вариант «русифицированного» алфавита Брайля, разработанного тифлопедагогом (преподавателем для слепых и слабовидящих людей) Е.Р.Трумбергом и директором Дрезденского института слепых Г. Бютнером.

В 1885 году в нашей стране было издано 100 экземпляров книги Анны Адлер «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям», а цена одного сборника равнялась трем рублям. Известный офтальмолог, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл в Одессе брайлевскую типографию и уже к лету 1889 г. был выпущен сборник стихотворений А.В.Кольцова. Следующим этапом работы стало издание произведений Гоголя. Все увеличивающийся спрос на «особые» книги сподвигли чиновников открыть в Петербурге в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. С января 1898 года в России начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». Издание первых советских книг на «языке точек» было предпринято в Советском Союзе в 1924 году. Как нетрудно догадаться, первыми такими книгами были изданы труды Ленина.

В 1936 году в Москве при учебно-педагогическом издательстве начинает свою работу редакция литературы для слепых. В это же время взрослых неграмотных слепых начинают массово обучать грамоте с помощью системы Брайля. Специально для этого на язык незрячих были переведены пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. В союзных республиках вводится обучение на национальных языках, что приводит к появлению татарского, украинского, грузинского и многих других брайлевских алфавитов.

Сегодня шрифт Брайля используется во всех областях деятельности человека. Он одинаково доступен как ученым, так и простым людям. Благодаря развитию прогресса, электронное оборудование научилось переводить на шрифт Брайля обычное письмо, хотя первоначальный шрифт продолжает использоваться людьми также активно.

Луи Брайль (Брай; фр. Louis Braille; 4 января 1809 года, Кувре (фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года, Париж) - французский тифлопедагог.

Биография

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье сапожника (по другим данным - шорника) Симоне-Рене (Simon-Ren) Брайля в небольшом французском городке Кувре (англ.).

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе. В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой» (англ.), разработанной Шарлем Барбье. Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта (англ.) на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей. И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, на основе принципов, положенных в основу его шрифта, разработал шрифт для записи нот (нотопись).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеоне (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Бюст с рельефом на родине в Кувре

    Могила Брайля в Пантеоне в Париже

    Бюст в Марселе

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон.
  • В СССР, ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки, посвященные Брайлю:

    Почтовая марка СССР, 1959 год

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

    Почтовая марка Казахстана, 2009 год

  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.

Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп.


4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи.Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В местной школе Луи изучил алфавит при помощи обыкновенных палочек.

В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Учась в Парижском институте, Луи Брайль познакомился с методом письма выпуклыми буквами Хауи и с методом, разработанным артиллерийским офицером Шарлем Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры, и послание можно было «прочесть» прикосновением. Изобретение Барьбе было непрактичным. Кроме того, символы букв были слишком большими для детских пальцев. Тем не менее эта система дала Брайлю творческий импульс, он задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты.

Брайль начал экспериментировать и в 1824 г., в возрасте 15 лет, ввел свою собственную систему: маленькую «ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1, 2, 3 в левом ряду и 4, 5, 6 в правом. Это дало 63 комбинации. Из них Брайль выбрал буквы для своего алфавита, знаки нотации, номера, математические символы и некоторые часто употребляемые слова, такие, как «для», «от», «вместе» и артикли. Он работал над своей системой долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать. Несмотря на энтузиазм его друзей изобретение Луи Брайля не было официально принято во Франции до 1853 г., после того. Как со смерти Брайля от туберкулеза прошел год. Но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885г.

Крупнейшим издателем книг, использующих алфавит Брайля, является находящийся в Лондоне Королевский национальный институт для слепых. Он регулярно издает книги, газеты и другую разнообразную продукцию, включая музыкальтые работы, экзаменационные документы и даже банковские извещения.

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств.

Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России.

В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.

Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину.

В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев.

Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.

Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. . Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из-заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."

Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.

Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых".

В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.

В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время в связи с введением всеобуча началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности.

Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.

К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС.

Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).

Луи Брайль умер 6 января 1852г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.

Революционное изобретение удобной методики чтения и записи француза Брайля существенно улучшило качество жизни слабовидящим и слепым людям во всем мире, позволило повысить уровень образования, а стало быть и получить дополнительные жизненные возможности тем, кто лишен такого привычного для большинства дара — зрения.

Дом, в котором родился Луи Брайль, в маленькой деревеньке Кувре, что расположена в 40 километрах к востоку от Парижа, с 1956 года по настоящее время играет роль музея. Он находится на окраине, на улице, переименованной в его честь. Здание внесено в список исторических памятников Франции, благодаря чему и сохранил свой первоначальный облик. Музей открыт для посещения и бережно сохраняется усилиями всемирной организации слепых совместно с муниципалитетом Кувре.

Детство Луи Брайля

4 января 1809 в небольшом каменном доме, построенном в конце 18 века, в семье Симона-Рене Брайля и Моник Барон, родился поздний четвертый ребенок. Когда он появился на свет никто не мог даже предположить, насколько быстро на жизненном пути мальчика возникнут сложные испытания.

Помимо дома, семейство владело несколькими хозяйственными постройками и семью с половиной акрами земли с виноградниками. Симон-Рене — знаменитый на всю округу шорник, изготовлявший на заказ все виды конской упряжи. Рабочее место отца было завалено тюками с кожей, на стене позади него висели ровными рядами разнообразные инструменты. Природное детское любопытство и желание помочь родителям влекло маленького Луи в мастерскую. Острые инструменты для резки кожи детям в руки было брать запрещено.

Однажды в жаркий летний день, когда Луи только исполнилось три года, воспользовавшись занятостью отца в передней части дома, мальчик не смог удержаться от соблазна. Он проник в мастерскую и увидел рядом с лежащими кожаными обрезками длинный острый инструмент для создания отверстий — шило. Вот уже практически дотянувшись до шила Луи попытался его взять, как инструмент выскользнул из маленьких рук, скатился по гладкой коже и шило попало острием ему в глаза. Врач, пришедший на помощь смог только покачать головой. Глаз был тяжело травмирован и воспален. Воспаление и инфекция быстро распространились и на второй глаз. В наши дни докторам удалось бы спасти по крайней мере неповрежденный глаз, но тогда антибиотиков ещё не существовало.

К пяти годам мальчик окончательно и бесповоротно ослеп. Он был слишком мал, чтобы осознать в полной мере последствия. В те времена на улицах городов было много слепых нищих. Они стояли на углах улиц, на сквозняке, завернутые в лохмотья, и питались от случая к случаю. Родители поставили перед собой цель научить ребенка крепко стоять на своих ногах, чтобы он мог прожить максимально полноценной счастливой жизнью и поэтому они его не баловали.

Луи научился натирать кожу до блеска тканью, пропитанной воском, плел декоративные косички, которые использовались в готовых изделиях. Помогая матери, он накрывал на стол и приносил воду. Дорога была долгой и трудной, но, если он спотыкался и проливал воду, шел за ней снова. Симон-Рене вырезал для сына длинную палку с заостренным концом для прогулок. Она стала большим подспорьем для мальчика, так как позволяла «предвидеть» и исследовать препятствия, чтобы обходить их.

Годы обучения

Омрачали детство Луи события, происходящие на северо-востоке Франции. После поражения армии Наполеона I, войска под предводительством русского царя Александра I шли на Париж. Неизвестные голоса, непонятная речь раздавалась в доме Брайлей, громкие шаги в мастерского отца сильно пугали детей. После двух лет оккупации в 1816 году иностранные войска покинули страну. В деревне возобновился привычный темп жизни. Работа с отцом в мастерской заполняла дни Луи.

Когда Луи исполнилось шесть лет, в деревне появился новый священник, который и изменил жизнь мальчика коренным образом. Отец Якоб учил его истории, знакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл его сердце для христианской веры. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на темноту, которая его окружала он жадно впитывал все, что говорил учитель. Для обучения грамоте отец придумал приспособление, состоящее из деревянной доски, со вбитыми в форме латинских букв гвоздями. Так он освоил основы грамоты и задумался о возможности применения выпуклой поверхности в ходе обучения незрячих, что и стало основой будущего изобретения шрифта.

Отец Яков к десяти годам Луи подыскал для мальчика место в королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне национальный институт для слепой молодежи) в Париже. Это было первое образовательное учреждение для незрячих в мире. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедили их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а парень жаждет знаний.

В школе преподавались все возможные предметы: арифметика, грамматика, география, история, музыка, а Луи был замечательным учеником и преуспевал по всем дисциплинам. Дети много гуляли, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Во главе со зрячим учителем около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали аромат и упивались рассказом о цветах и деревьях. Иногда они ходили в музей естественных наук, где им было позволено прикоснуться до некоторых экспонатов.

Особенно нравились Луи классы музыки. Преподаватели консерватории учили его бесплатно. Освоив не только фортепьяно, но и орган, изобретатель стал ещё и прекрасным музыкантом. В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви возле учебного учреждения в Париже.

В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состояла из 14 тяжелых и неудобных книг. Это зародило в душе мальчика надежду на то, что наступят такие времена, когда книги для незрячих можно будет издавать в больших объемах.

Послеобеденные часы мальчик проводил в мастерских, где вязал шапки и варежки, тачал обувь, плел кнуты для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, основы которого он приобрел, благодаря отцу.

Первые опыты

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни, используя методику Гийе. Метод, основанный на вырезанных на доске латинских символах был малоэффективным. Символы трудно распознавались на ощупь и воспроизведение их происходило чрезвычайно медленно. Луи Брайль начал экспериментировать с кругами, квадратами и треугольниками, вырезанными на коже, в попытке разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе с одноклассниками он параллельно знакомится с методом передачи и получения информации, применяемым военными. Метод, изобретенный офицером Шарлем Барбье был основан на матрице, размером 6 на 6 символов, представляющей собой узоры из точек, для бесшумной передачи информации «вслепую».

Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждому звуку соответствовал узор, состоящий из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом выколотых на матрице. Там не было цифр и символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Воодушевившись идеей использования точек, вместо резьбы и царапанья, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Ещё одним неудобным нюансом казался фонетический упор метода, не учитывающий орфографию, не распространяющийся на передачу музыкальных символов и математических знаков.

Приложив незаурядное рвение при поиске удобной системы, он непрерывно трудился, пока не приблизился к заветной цели. Наконец, в начале октября 1825 года, 16-летний Луи представил директору учреждения первую версию своего алфавита и шрифта. К 1829 году появилось первое описание метода передачи информации для незрячих Луи Брайля, который предполагал возможность не только записи текстов, но и музыки, математических символов, подходил для описания схем вязания узоров и многого другого.

Одноклассники Брайля освоили эту систему очень быстро и были в восторге. Это было так просто, что сложно проверить. Метод позволял ребятам писать и читать друг другу письма, самим создавать книги. Успех системы сделал юношу наставником для детей. Его большая заслуга заключалась и в открытии незрячим пути к музыкальному достоянию. На основе своего шрифта он в 1828 году разработал систему, позволяющую впервые в истории, записать музыкальные произведения незрячими и для незрячих. Новый директор школы просил его начать работу в качестве преподавателя с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

Последние годы изобретателя

Параллельно с усердными трудами у изобретателя в 1829 году начались проблемы со здоровьем. Помещение, занятое школой состояло из темных комнат с плохой вентиляцией, а отсутствие качественного питания, служило предпосылкой к развитию болезней. В 1835 проявились первые симптомы туберкулеза и у Луи. В то время, не было никакого действенного метода лечения болезни, кроме отдыха. Несмотря на все попытки излечиться, болезнь прогрессировала настолько быстро, что он был вынужден покидать пределы Парижа несколько раз. Длительный отдых с семьей давал надежду на выздоровление. В 1837 в мастерских школы изготавливается первая книга, напечатанная шрифтом Брайля «История Франции сквозь века». В 1838 году правительство выделило деньги на строительство нового здания, возведение которого было завершено в 1843 году. Здесь Луи Брайль провел последние годы своей жизни. Годом позднее у него произошло сильное кровоизлияние, в результате которого Брайль не мог работать в полную силу и ограничился преподаванием музыки.

На свои немногочисленные доходы он покупал только самое необходимое, а на сэкономленные деньги приобретал книги и письменные принадлежности для учеников заведения, которому отдал всю свою жизнь. Он платил студентам и за копирование книг, чтобы впоследствии передать их нуждающимся.

Луи Брайль умер в возрасте 43 лет 6 января 1852 года от туберкулеза. После его смерти друзья нашли небольшую коробку, на крышке которой было написано: «сжечь, не открывая». Любопытство взяло верх, товарищи заглянули внутрь, обнаружив сотни долговых расписок от учеников, которых он выручил деньгами. Из уважения к памяти изобретателя его последняя воля была выполнена. Он был похоронен в родной деревушке, а спустя сотню лет, его захоронение перенесли в Пантеон в Париже, где покоятся национальные герои Франции. Франция и весь остальной мир ценит вклад Луи Брайля в культурную жизнь людей, благодаря воплощенному механизму сенсорного чтения.

Бóльшую часть информации человек воспринимает благодаря зрению. Поэтому потеря зрения - огромное несчастье. Другие чувства при этом обостряются, но полностью компенсировать утерянное невозможно. Жизнь во тьме ужасна. А кроме того, слепой человек отрезан от главного источника информации. Ведь он не может читать.

Нет, это не так. Есть специальные книги, напечатанные особенным рельефно-точечным шрифтом. Его читают слепые, ощупывая пальцами знаки и складывая из них слова. Читают быстро, с той же скоростью, что и зрячие. В память об изобретателе этот шрифт называют шрифтом Брайля.

Луи Брайль (Louis Braille;1809-1852гг.) был младшим сыном в семье шорника в небольшом французском городке Кувре..

В трехлетнем возрасте маленький Луи играл в мастерской отца и повредил себе глаз. Раненный глаз воспалился, инфекция перешла на здоровый глаз, и мальчик ослеп. Казалось бы, теперь его ожидало печальное будущее.

Отец все же постарался сделать все возможное, чтобы сын избежал жалкого нищенского существования. Луи научили алфавиту. С помощью специально вырезанных отверстий в дощечках он буквально ощупывал буквы. Точно так же, с помощью картонного транспаранта с прорезями для направления карандаша, мальчик научился писать. Как и все дети его городка, Луи в семь лет пошел в общеобразовательную школу и очень скоро, воспринимая информацию только на слух, он стал первым учеником.

В десятилетнем возрасте Луи Брайля отдали в государственный институт для слепых детей, который находился в Париже.

Свои способности молодой человек проявил и там. Среди прочего, в институте Луи Брайль получил специальность, которая подкармливала его всю будущую жизнь. Имея способности к музыке, паренек освоил пианино и орган. Слепой органист нашел себе работу в парижских церквях. А в 1828 году, по окончании учебы, Луи Брайля оставили при институте в должности младшего учителя. Теперь можно было сказать, что нищета и голод ему не грозят.

Главным недостатком обучения в институте в то время было обучение с голоса. Всю теорию учащиеся слушали и должны были запоминать. Правда, книги в институте были, но было их немного. Напечатаны они были выпуклыми буквами. Такой способ печати литературы для слепых разработал один из первых педагогов для слабовидящих Валентин Гаюи (Valentin Haüy; 1745—1822) - основатель того института, в котором позже учился Луи Брайль. Брайль эти книги читал, и чтение это он посчитал неудобным. Слишком долго приходилось ощупывать каждую букву. Кроме того, отличить наощупь разницу между некоторыми буквами (например, между Q и O, C и G) было сложно, и это тоже замедляло чтение.

В 12 лет, еще будучи учеником института, Луи Брайль побывал на лекции Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841). Барбье был военным, капитаном-артиллеристом. Среди прочего он занимался криптографией и по заданию Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку». Преимущества этого способа обмена информацией заключалось в том, что написанное «ночной азбукой» письмо можно было в темноте читать наощупь, не зажигая света и не демаскируя свою позицию.


Символы в депеше, написанной с помощью «ночной азбуки» изображались в виде двух столбцов по шесть строчек в каждом, всего 12 элементов. С помощью специального шила на толстой бумаге некоторые из этих элементов выдавливались и становились выпуклыми. Таким образом, каждый из символов сообщения можно было различить на ощупь. На рис. 16 выпуклые места каждого символа изображены темными точками.

Как кодировались символы сообщения? Для этого Барбье придумал специальную таблицу из шести строк и шести столбцов. Эта таблица тоже изображена на рис. 16. 36 ячеек этой таблицы были заполнены наиболее употребительными буквами французского алфавита. Буквы w, x, y, k, ô и ë таковыми не являются, поэтому в кодировочную таблицу они не попали. Зато в ней можно найти двух- и трехбуквенные сочетания, которые часто встречаются во французских текстах. Левый столбец каждого символа передаваемого сообщения означал номер строки в кодировочной таблице, а правый столбец - номер столбца. Например, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали 4 элемента в левом столбце и 1 элемент в правом.

Как уже не раз отмечалось, кодировка иногда выполняет и функции шифрования. В полной мере это относилось и к азбуке Барбье. Если по какой-то причине таблица кодировки становилась известной противнику, ее можно было легко заменить на другую. После чего сообщения, передаваемые с помощью азбуки Барбье, снова становились нечитаемыми, для тех, кому они не предназначались.

Барбье не зря пришел с лекцией, в которой объяснял принципы своего изобретения именно в институт для слепых детей. Он считал, что на этих принципах можно построить азбуку для слепых, которая позволит незрячим людям освоить чтение.

Эта идея понравилась Брайлю. Он принял за основу принцип расположения точек в два столбца. Но для того, чтобы всю комбинацию можно было определить в одно касание пальца, число точек не должно было превышать 6. Поэтому в каждом символе азбуки Брайля 2 столбца и 3 строчки. С помощью 6 точек, можно закодировать 63 символа и пробел.

Система азбуки для слабовидящих была в основном разработана Луи Брайлем в 1824 году. Ему было тогда всего 15 лет!

Эта система была удобна и легка в изучении. Она позволила читать книги людям, которые до этого были отрезаны от этого, самого главного, источника информации. Скорость чтения пальцами при этом была только втрое медленнее скорости чтения глазами! Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей. В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты. После того, как появились пишущие машинки, аналогичная техника была разработана и для слепых. Более того, в настоящее время имеются компьютеры снабженные клавиатурой со шрифтом Брайля и позволяющие выводить текст с экрана на специальную панель, считывать знаки с которой можно при помощи осязания.