Генри уодсворт лонгфелло - биография.

(Henry Wadsworth Longfellow)

1807-1882

Наряду с рабством в американском обществе была еще одна позорная страница – истребление индейцев, коренных жителей континента, которые в XVII веке помогли первым посоленцам выжить в ужасных условиях. Но белокожие «Отблагодарили» их по-своему – огнем и мечом.

Вслед за Д.Ф. Купером жизнь и нравы индейцев изучал замечательный американский поэт и ученый Генри Лонгфелло.

Лонгфелло не соответствует стереотипу американского литератора. С его жизнью не связаны никакие скандалы, он не менял множество профессий, не впадал в отшельничество и не отличался пристрастием к алкоголю.

Лонгфелло был широко образован, знал десятки языков, обладал прекрасными манерами и очень хорошим характером.

Он родился в большой дружной семье, был вторым из восьми детей. Учился он прекрасно и в школе, и в колледже Боудойн, основанном его дедом. Его соучеником был впоследствии знаменитый писатель Натаниэль Готорн.

Бродя по лесам и лугам штата Мэн, он уже тогда задумывался о судьбе индейцев, чьи легенды он знал и очень любил.

Отец мечтал видеть сына юристом, но поразительные лингвистические способности и глубокое знание литературы не остались незамеченными. По окончании колледжа Лонгфелло получил предложение остаться на должности профессора.

Для совершенствования языков, получив финансовую поддержку отца, Лонгфелло отправляется в Европу. Франция, Испания, Германия очаровали молодого человека, а он в свою очередь поражал всех своими недюжинными способностями к языкам и знанием литературы.

Печальная весть о болезни младшей сестры ускорила его отъезд домой. Из-за долгого пути живой застать сестру он не успел. Узнав об успехах сына в филологии, отец смирился, что юристом он не будет. Работа в колледже со студентами, не оценившими его феноменальное знание языков, не приносило удовлетворения.

В 1831 г. Лонгфелло женился на Мери Поттер и увез жену в Европу. Они были очень счастливы, но в Голландии Мери серьезно заболела и умерла. Ранее они посетили Англию и Швецию, где он быстро овладел шведским языком.

После смерти жены Лонгфелло не мог возвратиться в США. К этому времени он был автором двух книг «Книга путешествий» и «За океаном» и занимал должность профессора Гарвардского университета.

Чтобы отвлечься от грустных мыслей о потере любимой жены, Лонгфелло поехал в Германию и погрузился в немецкую поэзию.

Горе чуть-чуть отпустило его в горах Швейцарии. Он впитывал чистейший воздух альпийских лугов и красоту природы. Общаться ему было легко: все три государственных языка Швейцарии он знал превосходно. Здесь он подружился с семьей Эпплтонов из Бостона, особенно, с юной Фани. Впоследствии, уже в США, Лонгфелло почуствовал, что это любовь. Но его предложение было отвергнуто. Жизнь показалась пустой и никчемной, но Лонгфелло берет себя в руки и пишет «Псалом жизни», которому следовал всю жизнь:


… Не оплакивай былого,

О грядущем не мечтай,

Действуй только в настоящей

И ему лишь доверяй.

Жизнь великих призывает

Нас к великому идти,

Чтоб в песках времен остался

След и нашего пути –

След в литературе Лонгфелло оставил очень значительный. Его поэзия находила отклик в сердцах самых разных людей. Два сборника стихов сделали его очень популярным. Стараниями друзей вернулась любовь к Фани, и образовалась замечательная семья, где было пятеро детей. Это отогрело душу поэта. Лонгфелло стал богат, знаменит и любим всеми, кто его знал, читал или просто видел.

Однако, несчастья преследовали поэта. Из-за нелепой случайности погибает в огне его вторая жена. Горе было безутешным, но опять Лонгфелло нашел в себе силы и взялся за воспитание пятерых детей сам. Его поддерживали друзья, родные, коллеги, да и просто его сограждане, чья вера в него была безмерна.

Лонгфелло принялся за работу, создал несколько альманахов мировой поэзии, его переводы отличались высочайшим уровнем художественности.

Отдавая должное его поэтическому и переводческому дару, следует признать, что основное его произведение «Песнь о Гайавате» (1855) (блестяще переведенное на русский И.Буниным) сделало Лонгфелло всемирно известным поэтом и гражданином. Лонгфелло с юных лет увлекался индейской темой и долго искал форму, в которой в полной мере мог бы выразить особенности индейской культуры. Он часто обсуждал эту тему с Фани. И вот, путешествуя по Скандинавии, он нашел финский эпос «Калевала». Именно он помог Лонгфелло выразить свое трепетное отношение к индейцам и желание вызвать у своих соотечественников уважение к коренному населению.

В своем произведении поэт рассказал жизнь Гайаваты с детских лет до его кончины. Помещая своего героя в реальные ситуации и в сказочные фантастические обстоятельства, Лонгфелло с глубоким знанием дела описывает жизнь, быт, традиции индейцев. Он рисует их любовь к природе, животному миру, многочисленные умения выживать в суровых условиях.

В образе Гайаваты поэт показал мудрого человека, понимающего губительность войн, готового жить в мире с другими индейскими племенами и с белым человеком.

Наблюдая сегодняшнее положение индейцев (к сожалению, их осталось совсем мало), понимаешь, что усилия Лонгфелло не пропали даром.

Гайавата был героем и защитником народа оджибуэев. Воспитывала Гайавату бабушка Нокомис, и вырос он сильным и добрым, искусным охотником, честным воином и разумным хозяином.

Будучи человеком миролюбивым, Гайавата решил жениться на прекрасной девушке из племени Дакотов, враждовавших с его народом.

После пышной свадьбы потекла счастливая жизнь, которая не всем нравилась. Врагам Гайаваты не удалось уничтожить посевы благодаря предусмотрительности и храбрости Гайаваты.

Гайавата среди повседневных забот не забывал о том, что люди должны знать свои корни, своих предков, и он попросил каждую семью нарисовать свой домашний символ, что-то вроде генеалогического дерева.

Зависть неистребима. Видя как мудр Гайавата, как он умеет дружить, злые духи решили нанести ему удар и убили лучшего друга. Но Гайавата не сдавался. Он сражался с врагами, уходил на Западное побережье, чтобы учить людей лечиться травами и снадобьями, всему учил, что знал сам. Но судьба и злые духи преподносят Гайавате испытания. Самым страшным был голод, от которого умерла его прекрасная жена Минегага.

Увидал и Минегагу,

Неподвижную на ложе,

И такой издал ужасный

Крик отчаянья, что звезды

В небесах затрепетали,

А леса с глубоким стоном

Потряслись до основанья!

Он лицо закрыл руками

Семь ночей и дней у ложа

Просидел в оцепененье.

Без движенья, без сомненья.

День царит иль тьма ночная?

Безутешен был Гайавата, а тут еще и видение ему было о нашествии белолицых. Так все и случилось. Мудрый Гайавата завещал своему народу привечать пришельцев, но что-то тревожило его сердце и решил он уйти навсегда.

Так в пурпурной мгле вечерней,

В славе гаснущего солнца

Удалился Гайавата

В край Кивайдины, решимый,

Отошел в страну Понима,

К Островам блаженных, - в царство

Бесконечной, вечной жизни!

Музыка поэтического слова завораживает своим ритмом, ярким колоритом индейских имен, слов. Это великое произведение о честности, добре, порядочности.

В последние годы жизни Лонгфелло проявил себя замечательным сонетистом («Чосер», «Шекспир», «Мильтон», «Китс», «Поэты» и др.).

В 1868 Лонгфелло предпринял четвертое и последнее путешествие в Европу для получения почетной степени доктора Оксфордского университета. Кроме этой он имел звание почетного академика Испанской, Русской АН и ученые степени пяти европейских и американских университетов.

Когда Лонгфелло тяжело заболел, сотни людей следили за состоянием его здоровья. Смерть великого поэта стала личным горем каждого американца. Это случилось в 1882 году.

Лекция 3. Литература конца XIX – начала XX века

Гражданская война (1861-1865) в США между индустриальным Севером и сельскохозяйственным рабовладельческим Югом стала водоразделом в истории страны.

До войны идеалисты ратовали за права человека, особенно, за отмену рабства. После войны американцы все больше идеализировали прогресс и способного сделать себя самому. Наступила эра миллионеров и спекулянтов, когда дарвиновская теория «выживает сильнейший» как нельзя лучше подходила и способствовала аморальным методам успешного бизнеса. Совершенствовались пути управления людьми и машинами. А богатейшие природные ресурсы укрепляли бизнес. Разветвленная сеть железных дорого, трансконтинентальный телеграф открыли промышленности доступ к ресурсам, рынкам и средствам коммуникации.

Потоки иммигрантов предоставляли дешевую рабочую силу. Между 1860 и 1910 годами 23 миллиона иностранцев из Германии, Скандинавии, Ирландии, а позже из других европейских стран хлынули в США в поисках счастливой доли, образовав т.н. «плавильный котел».

Западное побережье заселили выходцы из Китая, Японии, Филиппин. К 1919 г. почти половина населения страны переселилась в 12 городов. Возникли проблемы урбанизации и индустриализации: перенаселенность, антисанитария, плохие условия труда, низкая заработная плата и противоправные ограничения ведения бизнеса.

Росли профсоюзы, которые доводили до общественного мнения тяжелую жизнь рабочих и фермеров. Последние подвергались к тому же осмеянию. Идеалом американцев был промышленник, богатый и успешный человек. К 1875 количество миллионеров выросло в десятки раз.

Из молодой аграрной страны США превратились в могучую державу. С ростом индустриализации усиливался контраст между богатыми и бедными, человеческая личность подавлялась культом денег. Только сильные духом люди могли противостоять ему силой любви, преданности, доброты.

Естественно, что писатели не могли не отразить в своих произведениях глубокие изменения в американской жизни: (Стивен Крейн, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Фрэнк Норрис, Марк Твен и многие другие). Конечно, разные писатели по-разному подходили к описанию реальной жизни. Можно выделить следующие литературные направления: «нежный реализм», представленный творчеством Уильяма Дина Хоуэллса (1837-1920), который очень осторожно критиковал пороки современного ему общества, но в конце жизни увлекся политическими проблемами и стал более активным; натурализм , давший миру таких талантливых писателей как Стивен Крейн (1871-1900) и Фрэнк Норрис (1870-1902). Они с откровенной прямотой, без лакировки срывали язвы «дикого капитализма». Но самым объективным, глубоким по анализу и прорисовке характеров являлся критический реализм , яркими представителями которого были Марк Твен (1835-1910), Джек Лондон (1876-1916), Теодор Драйзер (1871-1945) и другие.

Критический реализм формировался постепенно, Сначала это было просто честное изображение действительности, но постепенно анализ становился более глубоким и острым.

Первым проложил дорогу к критическому реализму Марк Твен (Mark Twein (1835-1910)/

Хэмингуэй однажды сказал: «Все мы вышли из Геккльберри Финна», равно как и русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. Марк Твен (настоящее имя Сэмюэль Клеменс) являет собой типичный образец американского писателя по разнообразию опробованных профессий, богатству жизненных впечатлений, оптимизму и юмору. Правда, надо признать, что к концу жизни юмор уступил место сатире с горьковатым привкусом.

Родился Марк Твен в штате Миссури в семье незадачливого юриста и еще менее успешного бизнесмена. Отец и сын Клеменсы оба не имели деловой хватки.

После смерти отца 12-летний Сэмюэль бросил школу и начал зарабатывать помощником наборщика в газете. Опыт впоследствии пригодился, хотя денег он получал мало.

С 1853 г. началась бродяжническая жизнь. Работал, где придется, заводил знакомства благодаря общительному характеру. Встреча с рабочим философом Макферлейном, его критические взгляды, противоречащие образу довольного собой буржуа, смотрящего на весь мир свысока, оставил в душе Сэмюэля какие-то смешанные чувства.

Следующий этап жизни был очень приятным. Он попал в когорту привилегированной профессии лоцманов на реке Миссисипи. Здесь-то Сэмюэль и получил свой псевдоним Марк Твен, что по-английски значило mark twain – отметка два. Марк Твен хорошо зарабатывал, помогал семье, но смерть брата в пароходной катастрофе положила конец карьере. Ни в чем не виноватый, он терзался угрызениями.

Третий период жизни М.Твена связан со старателями в штате Невада, охваченном золотой лихорадкой. Народ там был самый разный – головорезы, убийцы, жулики, шулера, поэты, проповедники. Словом, впечатлений масса. Однако, ни счастья, ни денег это проклятое место не принесло.

Следующий этап – это работа в газете «Вирджиния Сити» с 1862 по 1864 в качестве фельетониста. Его неистовый юмор пользуется огромным успехом. Ему советуют посвятить себя литературе. По рекомендации коллеги его рассказ «Скачущая лягушка из Калавераса» напечатан в Нью-Йорке. Этот рассказ заставил хохотать всю Америку и сделал М.Твена знаменитым.

Популярности добавляли и его выступления, где в полной мере проявлялся его актерский талант.

В 1867 г. М.Твен отправляется в Европу на пароходе «Квакер Сити» в качестве спецкорра.

Помимо европейских стран, М.Твен побывал в Севастополе и Ялте.

В 1869 г. выходит его брызжущая юмором книга «Простаки за границей». Американцы незлобно высмеиваются Твеном за их невежество, снобизм и ограниченность суждений.

Это морское путешествие оказалось судьбоносным для писателя, так как через знакомство на борту с Чарльзом Лэнгдоном он влюбляется в его сестру Оливию, дочь очень богатых родителей. Не имея средств и положения, но благодаря упорству и обаянию ему удается жениться на Оливии.

Жаль, что предмет его любви впоследствии нанесет большой вред его творчеству.

Вхождение в совершенно иной социальный мир, хоть и лестно, но дается с трудом. Оливия изо всех сил старается делать из него светского человека, но чаще безуспешно.

Печальнее было то, что она вымарывала из его рукописей все, что казалось ей неприемлемым. Сколько великолепных сочных фраз потеряли читатели безвозвратно! Тем не менее, живя в красивом уютном доме в Хартворде, он писал свою главную книгу, любимую всеми «Приключения Тома Сойера». Практически, это была книга о его детстве.

М.Твен вывел очень полезную формулу: “To make a man want a thing it is enough to make it difficult to get”.

Глазами славного хитроватого и изобретательного в шалостях Тома Сойера автор выступает против лицемерия, снобизма, чванства и утверждает чувство свободы и справедливости. Без сентиментальности и очень искренно с тонким чувством юмора автор повествует о жизни среднего класса.

В 1881 г. М.Твен написал увлекательную книгу «Принц и нищий», которую он посвятил своим дочерям Сьюзи и Кларе. Они обожали эту книгу и считали ее лучшей.

В 1896 г. пришла в семью М.Твена большая беда: умерла от менингита Сьюзи. После похорон семья никогда не жила в Хартворде.

Марк Твен пережил еще одну потерю – умерла его любимая мать, рыжеволосая красавица с острым умом.

Из-за финансовых трудностей М.Твен дает много концертов, которые изматывают его силы. В 1901 и 1902 годах он получает две докторские степени Йельского университета Миссури.

В 1903 в Италии умирает Оливия. Это была тяжелая утрата после 34 лет совместной жизни.

После замужества дочери Клары и отъезда в Европу М.Твен остается с дочерью Джин и дворецким в новом доме в Реддинге. У него учащаются сердечные приступы, с которыми Твен изо всех сил боролся. Внутри же у него назревал кризис, Он испытывал отвращение к проявлениям социального неравенства, коррупции, эгоизму и национализму. Но слава первого юмориста страны связывала ему руки. Поэтому такие произведения как «Письма ангела-хранителя» и др. писались «в стол», а рассказ «Человек, который совратил Гедлеберг», опубликованный в 1899 г., прозвучал как пощечина американскому обществу. Автор резко сатирическими средствами разоблачал алчность людей.

В рождественский вечер 1909 г. Марка Твена настиг еще один удар: от эпилептического припадка умерла его дочь Джин. М.Твен записал тогда: “I lost Susy 13 years ago? I lost her mother 5 years ago; Clara has gone away; and now I have lost Jean/ How poor I am, who was once rich!”

Последнее, что написал великий американский писатель – «Смерть Джин». Силы оставляли его. Клару, вернувшуюся из Европы, он попросил петь ему. Как ни тяжело было сделать это, Клара пела ему его любимые вещи. 21.04.1910 Марка Твена не стало. Окончилось печальное паломничество великого юмориста.

Много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи. Университетское образование Лонгфелло получил в Bowdoin College, в Брунсвике , и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете ; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Outre-Mer».

С конца 1830-х годов он всецело отдался делу своей жизни - поэзии. Одним из первых его стихотворений был «Psalm of Life», сразу создавший автору большую популярность; в г. появился первый сборник его стихотворений, «Voices of the night», a затем большой автобиографический роман «Hyperion», не имевший успеха. Затем последовали другие лирические сборники: «Ballads and other poems» (), в который вошло знаменитое стихотворение «Ехсеlsior», «Poems on slavery» () и другие. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, например Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболюционистам , выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.

От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline» (), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и к началу XX века оставалась одною из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным характером отличаются «Courtship of Miles Standish» (), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и «Hiawatha» (), поэма из быта индейцев северной америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники: „Tales of the wayside Inn“ (), „Three books of song“ (), «Golden legend», «Birds of Passage», «Ultima Thule» и мн. др. находили восторженный прием у критики и у публики, так же как его переводы из итальянских, французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэкистов , Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. «Voices of the night», «Ballads» и другие лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни.

В лирических сборниках Лонгфелло чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в «Psalm of Life» он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в «Footsteps of Angels» поет гимн примирения с ударами судьбы. «Excelsior» - одно из самых популярных стихотворений Лонгфелло - превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном «Hymn of the night» поэт молит лишь о временном забытье от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Лонгфелло, к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников (в особенности «The Slave’s Dream»), «The Arrow and the Song», «The Village Blacksmith».

В эпических поэмах Лонгфелло сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. «Evangeline» навеяна поэмой «Герман и Доротея» Гёте . Девушка, разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из родного гнезда, одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга своей юности - таков сюжет поэмы, прекрасной, главным образом, отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а также удачным употреблением гекзаметра.

В поэме «Hiawatha» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев , по словам автора произведение можно назвать "индейской Эддой ". Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале , очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем все другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. «The Courtship of Miles Standish» достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их американской жизни. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Golden Legend», «The Spanish Student», некоторые поэмы из «Tales of a Wayside Inn» и др. Из его многочисленных переводов особенно замечателен перевод дантовской «Божественной комедии », очень точный и художественный, несмотря на отсутствие рифм.

Сочинения

Переводы на русский язык

  • М. Л. Михайлов, «Песни о неграх» («Современник», 1861, т. 86);
  • Д. Л. Михаловский («Вестник Европы» 1879, X; сборник «Иностранные поэты», СПб., 1876);
  • Ю. Иванов («Вестник Европы», 1870, X),
  • О. Михайлова (ib., 1889, XII);
  • Вл. Орлов (ib., 1882, VIII);
  • П. И. Вейнберг («Отечественные записки », 1869, № 5, 1875, №№ 5-6)
  • Часть этих переводов вошла в сборн. Н. В. Гербеля «Английские поэты» (СПб. 1877) и в «Хрестоматию» Филонова.
  • И. А. Бунин (первая публикация ) Электронное воспроизведение издания 1918 года .

Литература

  • Eric S. Kobertson, «Life of H. W. Longfellow» («Great writers»), с полным библиографическим указателем.

Ссылки

  • «Песнь о Гайавате» в электронной библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лонгфелло Г. У." в других словарях:

    Генри Водсворт (Henry Wodsworth Longfellow, 1807 1882) американский поэт. Вырос в богатой буржуазной семье. Отец Л. был видным юристом и депутатом Конгресса. Еще молодым человеком Л. совершил два путешествия по Европе. По возвращении занял… … Литературная энциклопедия

    Лонгфелло, Генри Уодсворт Генри Лонгфелло Генри Уодсворт Лонгфелло (англ. Henry Wadsworth Longfellow; 27 февраля 1807, Портленд (Мэн) 24 марта … Википедия

    - (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807 82), американский поэт романтик, ученый филолог. В эпических поэмах, балладах, лирике часто афористически дидактических, сентиментальных, сочетавших как песенно фольклорную, так и книжную традицию, обращался к… … Современная энциклопедия

    - (Henry Wadsworth Longfellow) знаменитый амер. поэт (1807 1882), происходил из старинной йокширской семьи, переселившейся вАмерику в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэтвоспитывался сначала в маленьком родном городе своем,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Генри Лонгфелло Генри Уодсворт Лонгфелло (англ. Henry Wadsworth Longfellow; 27 февраля 1807, Портленд (Мэн) 24 марта 1882, Кембридж (Массачусетс)), американский поэт. Автор «Песни о Гайавате» и других поэм и стихотворений. Происходил из старинной … Википедия

    - (Longfellow) Генри Уодсуорт (27.2.1807, Портленд, штат Мэн, 24.3.1882, Кембридж, штат Массачусетс), американский поэт. Сын адвоката. Окончив Боудойнский колледж, завершил образование в Европе (1826 29); профессор литературы Гарвардского… …

    - (Henry Wadsworth Longfellow) знаменитый амер. поэт (1807 1882), происходил из старинной иоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался сначала в маленьком родном городе своем,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Лонгфелло Г. У. - ЛОНГФÉЛЛО (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807–82), амер. поэт романтик, филолог. В эпич. поэмах, балладах, лирике, часто афористически дидактич., сентиментальных (по настроению), сочетавших песенно фольклорную и книжную традицию, обращался к… … Биографический словарь

    - (Longfellow) Лонгфелло Генри Уодсворт (Вудсворт) (Longfellow, Henry Woodsworth) (1807 1882) Северо американский писатель, поэт романтик, ученый филолог. Писал в духе гуманитарного и идиллического романизма. Автор перевода на английский язык… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Лонгфелло (Longfellow) Генри Уодсуорт (27.2.1807, Портленд, штат Мэн, ≈ 24.3.1882, Кембридж, штат Массачусетс), американский поэт. Сын адвоката. Окончив Боудойнский колледж, завершил образование в Европе (1826≈29); профессор литературы… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Уолт Уитмен. Стихотворения и поэмы. Эмили Дикинсон. Стихотворения , Генри Лонгфелло, Уолт Уитмен, Эмили Дикинсон. Издание 1976 года. Сохранность хорошая. Без суперобложки. Генри Лонгфелло, Уолт Уитмен, Эмили Дикинсон, каждый по-своему, воплотили в поэтическом творчестве грани сознания своего…

Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО (1807-1882)

Генри Уодсуорт (Вордсворт) Лонгфелло - первый профессиональный поэт в США, отец американской поэзии.

Он родился 27 февраля 1807 года в Портленде, в штате Мэн, который тогда был частью Массачусетса. Здесь жили преимущественно пуритане кальвинистского толка, люди суровые, трудолюбивые, главной целью жизни которых было спасение души, что должно достигаться каждодневным трудом в поте лица и бегством от мирских соблазнов.

Отец будущего поэта Стефан Лонгфелло был уважаемым портлендским адвокатом и представлял свой округ в Конгрессе. Мать мальчика звали Зильфа. Дочь генерала Пелега Уодсуорта, она вела свой род от первых американских переселенцев.

Как и большинство пуритан, Генри с малолетства полюбил чтение. Самой любимой его книгой была «Книга эскизов» Вашингтона Ирвинга. Под влиянием Ирвинга юный Лонгфелло начал писать стихи. Ему было тогда тринадцать лет. Первое же стихотворение Генри - «Битва у Ловелз-Понд» - было опубликовано в городской газете.

Благодаря удачному переводу из Горация, Лонгфелло получил стипендию для продолжения образования и поступил в Боуден-колледж, по окончании которого в 1825 году ему предложили должность профессора новых языков. Лонгфелло дал согласие, но в целях подготовки запросил долгосрочный отпуск. Готовясь к работе на кафедре, поэт три с половиной года провел в путешествии по Франции, Испании, Италии и Германии, где старательно изучал европейские языки, историю и культуру.

В Соединенные Штаты Лонгфелло вернулся в 1829 году и сразу занял должность библиотекаря и профессора в Боуден-колледже. В 1831 году поэт женился на Марте Сторер Поттер. В свадебное путешествие они отправились в Европу, где Лонгфелло заодно изучил шведский, финский и датский языки и литературу.

Но счастье убежденного пуританина-семьянина длилось недолго. Марта Сторер Поттер неожиданно умерла в 1835 году, и Лонгфелло остался вдовцом.

Писатель тяжело переживал трагедию. Но менее чем через год после смерти жены ему предложили такую же должность в Гарвардском университете. В 1836 году Лонгфелло переехал в Кембридж. Поселился он в Крэг Хаусе, в котором некогда жила семья самого Джорджа Вашингтона.

На новом месте профессор Лонгфелло делил время между чтением лекций и творчеством. В 1839 году вышла в свет его романтическая повесть «Гиперион», а затем пришла очередь поэтическому сборнику «Ночные голоса». Неожиданно стихи стали популярными среди англоязычных читателей не только в Америке, но и в Европе. Особенно восторгались стихотворением «Псалом жизни».


В начале 1840-х годов Лонгфелло сблизился с аболиционистами, но вступать в движение не пожелал. Он предпочел действовать доступными ему средствами. Из третьей поездки в Европу, которую поэт совершил в 1842 году, Лонгфелло привез несколько стихотворений на тему рабства и опубликовал их как памфлет. Вообще же по жизни он всеми силами сторонился реальной политики, что не помешало поэту политиканствовать в творчестве.

Почти сразу после переезда в Кембридж Лонгфелло познакомился с Фрэнсис Эплтон, дочерью купца из Бостона. Встречались они долго, причем с самого начала Генри испытывал к девушке самые теплые чувства. Достаточно сказать, что он вывел Фрэнсис под именем Марии Эшбертон в «Гиперионе». Наконец, Лонгфелло сделал предложение, и в 1843 году состоялась свадьба. В счастливом браке они жили почти восемнадцать лет. 9 июля 1861 года его Фрэнсис трагически погибла - искра от зажженной спички упала ей на платье, оно вспыхнуло, и женщина сгорела живьем.

Это было время необычайной популярности романов Фенимора Купера. Уже давно вышли в свет и стали любимы читателями всего мира «Шпион» и «Последний из могикан», в 1841 году был опубликован «Зверобой». Само собой разумеется, эти произведения обсуждались и в литературной среде, и в кружке «браминов» - группы университетских поэтов, возглавлявшейся Лонгфелло.

В ходе этих обсуждений зародилась идея создания национального американского эпоса. Однако для эпоса белая Америка была слишком молода. Но тут в 1846 году появилась книга «Миф о Гайавате» с изложением мифов индейцев оджибве, написанная Генри Роу Скулкрафтом (1793-1864), выдающимся этнографом, географом и первопроходцем, первым специалистом по жизни американских индейцев. Скулкрафт был женат на Джейн Джонстон, чье индейское имя было Обабамвава-Гежегокуа (Женщина Звука Падающих Звезд, Проносящихся Через Небо), дочери ирландца и индианки Ошаугус-Кодайвайква (Женщина Зеленой Прерии). Дедом Джейн был Вободжиг, вождь оджибве из Ла-Пойн в штате Висконсин. Большая часть материала для книги Скулкрафта была собрана его женой и тещей - индианками.

Познакомившись с «Мифом о Гайавате», поэт решил на основе индейских легенд создать эпическую поэму, но использовал легенды с грубым цинизмом завоевателей. Для работы над поэмой в 1854 году Лонгфелло оставил кафедру и целиком посвятил себя творчеству. Он писал «Песнь…» с 25 июня 1854 года по 29 марта 1855 года и опубликовал 10 ноября 1855 года. Интересно, что Лонгфелло задумал свою поэму как поэтический ответ на «Калевалу», чей размер и ритм он воспроизвел столь старательно, что критики то и дело обвиняют его в плагиате.

Героем поэмы стал полулегендарный индейский вождь племени мохок (онондага по происхождению) Гайавата, предположительный организатор так называемой Лиги ирокезов. Почетный титул Гайавата сохранялся в ритуальном списке 50 вождей Лиги ирокезов в XIV - XVI веках.

Лонгфелло, опираясь на космогонические мифы индейцев, вознамерился довести повествование до времен появления белого человека. Поэт захотел объявить преемственность индейских традиций в форме мирной капитуляции индейской идеологии перед христианством. В заключительной песне поэмы Гайавата призывает своих соплеменников приветствовать «старших братьев - белых». Индейцы по сей день воспринимают эту песнь как «бесстыдное надругательство над историей и индейским эпосом».

При всем при том «Песнь о Гайавате» имела головокружительный успех у культурной публики во всем мире.

Когда в США началась Гражданская война (1861-1865), поэт предпочел не заметить ее. В творческом наследии Лонгфелло нет ни строчки о трагических событиях тех дней.

В 1868 году поэт совершил свое последнее путешествие в Европу. В поездке его сопровождали три дочери от Фрэнсис Эплтон. Американец был с честью принят поэтом-лауреатом Великобритании Альфредом Теннисоном. Посетил он и королеву Викторию, которая была большой почитательницей творчества Лонгфелло.

В последние годы жизни Лонгфелло страдал от ревматизма, но не утратил бодрости духа и работоспособности. В частности, им был сделан перевод на английский язык «Божественной комедии» Данте.

Генри Уодсуорт Лонгфелло умер в Кембридже 24 марта 1882 года. В 1884 году в «Уголке поэтов» Вестминстерского аббатства в Лондоне был установлен мраморный бюст поэта. Лонгфелло стал первым американским поэтом, удостоившимся такой чести.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Генри Уодсуорт Лонгфелло - американский писатель, поэт-романтик, филолог, переводчик, знаток фольклора, прославился как автор «Песни о Гайавате». Появился на свет в маленьком городе Портленд (штат Мэн) 27 февраля 1807 г. Был потомком старинного йоркширского рода, выходцев из Англии, родился в пуританской семье, главой которого был депутат Конгресса, известный юрист. В детском возрасте Генри увлекался чтением, сочинять первые стихи начал очень рано. Когда газета впервые опубликовала его стихи, Генри был 13-летним подростком.

После получения начального образования в Портленде Лонгфелло поступил в Гарвардский университет, Боудойнский колледж. По окончании учебного заведения ему предложили остаться и работать профессором новых языков. Чтобы основательно подготовиться к вступлению в должность, Лонгфелло три с лишним года провел на европейском континенте, был в Испании, Италии, Германии, Франции, где углубился в изучение языков и литературы. Впечатления, полученные за границей, стали основой для будущего сборника путевых заметок-очерков «За океаном».

На протяжении 1829-1835 гг. Лонгфелло работал в Боуден-колледже. На аналогичную должность его в 1835 г. пригласили работать в Гарвардский университет. И снова Лонгфелло уезжает путешествовать в Европу. Во время поездки поэт переживает личную трагедию: скончалась его супруга, с которой они поженились в 1831 г. В конце 1836 г. Генри Уодсуорд возвращается в Америку и приступает к преподаванию, заняв кафедру новых языков. В Гарварде ему предстояло работать до 1854 г.

Начав деятельность на поприще литературы с прозы – книги «За океаном» (1835), Лонгфелло затем полностью отдает себя поэтическому творчеству; с конца 30-ых гг. оно становится делом всей его жизни. Популярным его сделало уже одно из первых опубликованных стихотворений; в 1839 г. увидел свет первый поэтический сборник «Ночные голоса». Последовавший за ним роман, в котором Лонгфелло излагает свою биографию, публика встретила прохладно – в отличие от очередных поэтических сборников - «Баллады и другие стихи» (1842), «Стихи о рабстве» (1842) и др.

Лирические стихотворения стали для поэта ступенькой для написания эпических поэм, принесших ему статус национального поэта, ставших вершиной его славы. Мировую известность Лонгфелло принесла «Песнь о Гайавате» - эпическая поэма, в основу которой легла индейская мифология. Произведение быстро стало невероятно популярным не только в Америке, но и на европейском континенте, буквально спустя 4 месяца увидела свет издание на немецком языке, а сегодня «Песнь о Гайавате» можно прочитать на любом европейском языке (на русский его полностью перевел И. Бунин).

В свою очередь, сам Лонгфелло сделал немало для того, чтобы обогатить национальную культуру приобщением к европейской поэзии. Его переводы стихов поэтов Италии (в частности, он перевел «Божественную комедию» Данте), Германии, Франции пользовались огромным успехом как у литературных критиков, так и простых читателей. Звезда популярности произведений Генри Уодсуорта Лонгфелло не закатилась в США и Великобритании до сих пор.

Последние годы жизни поэта были омрачены физическими страданиями (его мучил ревматизм), однако он по-прежнему находился в писательском строю и был бодр духом. Точку в его биографии поставило 24 марта 1882 года: в этот день Лонгфелло скончался, находясь в Кембридже.

Биография из Википедии

Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло (англ. Henry Wadsworth Longfellow; 27 февраля 1807 года, Портленд - 24 марта 1882 года, Кембридж) - американский поэт и переводчик. Автор «Песни о Гайавате» и других поэм и стихотворений.

Происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII веке и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался в своем родном маленьком городе Портленде в семье адвоката, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи. Университетское образование Лонгфелло получил в Боудин-колледже, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в Гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Outre-Mer».

С конца 1830-х годов он всецело отдался делу своей жизни - поэзии. Одним из его первых стихотворений было «Psalm of Life», сразу принесшее автору большую популярность; в 1839 году появился первый сборник его стихотворений, «Voices of the night», a затем большой автобиографический роман «Hyperion», не имевший успеха. Затем последовали другие лирические сборники: «Ballads and other poems» (1841), в который вошло знаменитое стихотворение «Excelsior», «Poems on slavery» (1842) и другие. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, такие как Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболиционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.

От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline» (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и вплоть до начала XX века оставалась одной из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным характером отличаются «Courtship of Miles Standish» (1858), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и «Hiawatha» (1855), поэма из быта индейцев Северной Америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники - «Tales of the wayside Inn» (1863), «Three books of song» (1872), «Golden legend», «Birds of Passage», «Ultima Thule» и мн. др. находили восторженный приём у критики и у публики, так же как его переводы итальянских, французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэйкистов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. «Voices of the night», «Ballads» и другие лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни.

В лирических сборниках Лонгфелло чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в «Psalm of Life» он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в «Footsteps of Angels» поёт гимн примирения с ударами судьбы. «Excelsior» - одно из самых популярных стихотворений Лонгфелло - превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном «Hymn of the night» поэт молит лишь о временном забытьи от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Лонгфелло, к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников (в особенности «The Slave’s Dream»), «The Arrow and the Song», «The Village Blacksmith».

В эпических поэмах Лонгфелло сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. «Evangeline» навеяна поэмой «Герман и Доротея» Гёте. Девушка, разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из родного гнезда; одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга своей юности - таков сюжет поэмы, прекрасной, главным образом, отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а также удачным употреблением гекзаметра.

В поэме «Hiawatha» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора произведение можно назвать «индейской Эддой». Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем все другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. «The Courtship of Miles Standish» достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их американской жизни. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Golden Legend», «The Spanish Student», некоторые поэмы из «Tales of a Wayside Inn» и др. Из его многочисленных переводов особенно замечателен перевод дантовской «Божественной комедии», очень точный и художественный, несмотря на отсутствие рифм.

Сочинения

  • «Возмездие» - четырехстишье

Переводы на русский язык

  • М. Л. Михайлов, «Песни о неграх» («Современник», 1861, т. 86);
  • Д. Л. Михаловский («Вестник Европы» 1879, X; сборник «Иностранные поэты», СПб., 1876);
  • Ю. Иванов («Вестник Европы», 1870, X),
  • О. Михайлова (ib., 1889, XII);
  • Вл. Орлов (ib., 1882, VIII);
  • П. И. Вейнберг («Отечественные записки», 1869, № 5, 1875, № 5-6)
  • Часть этих переводов вошла в сборн. Н. В. Гербеля «Английские поэты» (СПб. 1877) и в «Хрестоматию» Филонова.
  • И. А. Бунин (первая публикация 1896) Электронное воспроизведение издания 1918 года.

Библиография

  • Лонгфелло Г. Избранное / Сост. Д. М. Горфинкель; пер. с англ. под ред. Вс. А. Рождественского, Б. Б. Томашевского; вступ. ст. и коммент. Б. Б. Томашевского. - М.: ГИХЛ, 1958. - 687 с. - 25 000 экз.
  • Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. Уитмен У . Стихотворения и поэмы. Дикинсон Э . Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1976. - 527 с. - (Библиотека всемирной литературы). - 303 000 экз.
  • Лонгфелло Г. Обломки мачт: Стихи / Пер. с англ. Р. Дубровкина; предисл. О. Алякринского. - М.-СПб.: Летний сад, 2002. - 62 с. - 25 000 экз.

Память

  • В 1958 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Лонгфелло.