Голос - наша визитная карточка. Характер человека выдает его голос

Четкая, быстрая и напористая речь говорит о том, что перед вами активный, энергичный человек, который может сначала сделать и только потом подумать. Именно к таким людям чаще применяют фразу «Наломал дров».

Человека, который во главе своей жизненной деятельности ставит анализ, можно узнать по неторопливой, взвешенной речи. Не спешите радоваться торопливому словесному потоку, в котором потеряны окончания слов и логическая связь. Это совершенно не означает, что ваш собеседник предпочитает больше действовать, чем говорить. Вероятно, он просто несобранный.

О напряжении, металлических нотках и громком голосе

Резкие голосовые колебания указывают на то, что собеседник находится в процессе самовыражения. Такие интонации чаще присущи подросткам. Сталкиваясь с неизвестными жизненными ситуациями, они легко меняют привычные стереотипы мышления и поведения. Даже самая маленькая неудача в жизни способна пробудить острую реакцию на происходящее.

Напряжение в голосе – контроль каждого шага. Возможно, это высоко ценится начальством и коллегами, но весьма неприятно близким. Таким людям чуждо понятие «душевного тепла», они полностью погружены в работу, отличаются замкнутостью и самодисциплиной.

Хозяину голоса с металлическими нотками присуща всеподавляющая энергия и воля, ему под силу сломить любое сопротивление. На желание доминировать и контролировать указывает чрезмерно громкий голос. Если ко всему прочему присоединяется частое перебивание собеседника, значит, перед вами человек, центральным качеством которого является эгоизм. Ошибочно мнение о том, что громкая речь указывает на уверенность, чаще это всего лишь желание привлечь внимание.

Звонкий и высокий голос

Звонкий голос порождает мысли об энергичности и юности собеседника, которая нередко граничит с незрелостью и неопытностью. Стоит отметить, что при восприятии слишком звонкого голоса снижается уровень доверия к сказанному.

Абсолютной противоположностью будет уверенный и спокойный голос, указывающий на то, что его обладатель знает, как подать себя миру. Главный конек таких людей – самодисциплина и самоконтроль.

Тембр как личность

Порой, долго не видя человека, мы можем не узнать его, но стоит ему заговорить, мы тут же его вспомним. Один только тембр голоса во многом определяет человека. Французский фониатр Жан Абитболь однажды даже отказался делать операцию пациентке – считал, что изменение голоса изменит ее личность.

Что такое тембр

Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи - «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.

От чего зависит тембр голоса

От плотности смычки голосовых связок, от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее создается пластичностью перстнещитовидной мышцы, которую профессор и императорский лейб-отиатр Н. П. Симановский называл «музыкальной», так как она действует, как колок у скрипки.

Еще тембр зависит от объема трахеи и формы внутреннего резонатора. Так у Шаляпина было куполообразное нёбо, от которого, как от соборного свода отталкивался звук. И это нёбо стало предметом изучения не только фониатров, но и отоларингологов, антропологов и анатомов.
За «окраску» же тембра отвечают обертоны. Чем больше обертонов – тем «вкуснее» голос.

Обертоны

Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.

Голос словно поднимается по обертонной лестнице - с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же - по «шажкам» обертонов - постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.

Как рождается отклик на звуковую волну

Человек в среднем состоит на 60% из жидкой субстанции, которая и откликается на звук вибрацией. Немецкий исследователь звука и фотограф (киматик – от «kyma» – волна) Александр Лаутервассер провел ряд опытов – проигрывал у водоема звуки разной частоты - лязг подвижного состава поезда, крики чаек, фразы из токкат Баха. И фиксировал на фотокамеру волновой «отклик» воды. Каждый звук рождал свой узор. Так и человек вибрирует вслед за тембром голоса.

Чем мы говорим

«Ртом», «горлом», «грудью» и даже «животом». Последний в ответе за повышенную корпулентность подавляющего большинства оперных певцов – они «кладут голос на чрево». И вовлекают в процесс звучания все тело. Как младенец. Когда он плачет, то резонирует от макушки до пяток. С возрастом человек «зажимается». Голос теряет способность включать весь организм. И его вибрации «застревают» на уровне горла. Но мы созданы природой как единый резонатор.

Как тембр выдает говорящего

Уже по тембру каждый из нас в состоянии оценить психофизические параметры человека. Венские лингвофизиологи опытным путем подтвердили, что люди только по голосу могут судить – высокий человек или низкий, полный или худой. Правда, с возрастом может выйти осечка, потому что тембр счастливого человека делает голос моложе лет на 10. Гнев и страх – «старят».

Проявит тембр и уровень интеллекта собеседника, род его занятий, темперамент. Как и его состояние - счастлив или нет, болен или здоров, утомлен или бодр. В тембре голоса отразится, и кто говорит – лидер или ведомый, лжец или поборник правды, завистник или щедрая душа, способен ли он на предательство или будет верен до гробовой доски.

Как раз связь тембра с доверием партнеру заинтересовала специалистов канадского научно-исследовательского Университета МакМастера. Участникам эксперимента дали прослушать голоса 20 мужчин и женщин. Один мужской – низкий вкрадчивый – все отметили, как «опасный». «С точки зрения сексуальной стратегии, - констатировала автор проекта Джиллиан О’Коннор, - оба пола расценивают такой тембр, как предупреждение о будущих изменах». Доверие вызвали - более высокий мужской и более низкий женский. Их сочли «надежными».

Тембр и сексуальность

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета - Сара Вольф и Дэвид Путс - впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Тембр на службе политики

В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».

Тембр на службе спецслужб

Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников. Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным. Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла - убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.

Неповторимость

Раньше в паспорта итальянцев вносили - наряду с датой рождения, ростом, цветом волос и глаз - тембр голоса. Ныне суды США и Великобритании принимают - в качестве доказательств вины/невиновности – голосовые записи. Почему? Потому что тембр так же уникален, как генетический код в молекуле ДНК, папиллярный узор на подушечках пальцев или строение ушной раковины.
Уникален тембр настолько, что крупнейшие банки мира не боятся кодировать сейфы голосами их владельцев.

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важно звучание голоса для общения? И какое впечатление о себе мы создаем уже «с первых нот»? Это может показаться преувеличением, однако, каждый раз, когда мы слышим чей-то голос - переживаем определенный нейробиологический опыт. Все дело в том, что ушные каналы связаны с участками мозга, которые отвечают за эмоции. Таким образом тональность может указывать и на определенные черты характера оппонента, и на чувства, которые он в данный момент испытывает. Например тот, кто имеет более глубокий голос, с первых минут общения воспринимаются как умный и успешный (у собеседника на уровне подсознания даже может возникнуть желание на вас жениться или заключить бизнес-контракт). А вот звонкий, «острый» голос оставляет нервный, даже слегка истеричный осадок от общения, рядом с таким человеком сложно чувствовать себя в безопасности. Дефекты речи ошибочно делают собеседника менее конкурентноспособным, однако это впечатление может быть обманчивым. Не говоря уже о сексуальном полушопоте... Простите за каламбур - но что, в самом деле, говорит о нас голос?

Слишком высокий

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди. Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

Слишком низкий

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры, те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

Глубокий

Примета энтузиастов и богачей. Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

Нарочито сексуальный

Когда человек «включает» вкоадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор. Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

Слишком сладкий

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные, будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

Ровный, «без жизни»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

Очень тихий

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

Очень громкий

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж. Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

Дрожащий

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится, особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

Агрессивный

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером. Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы. Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

Носовой

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не только внешность рисует образ человека, но и его голос. Ведь то, как мы говорим, зависит от особенностей нашей психики и, конечно, от настроения.

сайт решил узнать, как манера говорить отражает особенности нашей личности и соотносится с тем, как нас воспринимают.

Иногда всем нам встречаются любители посюсюкать, у которых голос словно из мультика. Тому, кто так разговаривает, это может казаться милым, но у других такая манера речи ассоциируется с двуличностью, желанием всем нравиться и даже пассивной агрессией. И еще кажется, что человеку от вас что-то нужно.

Такая манера речи вызывает сильный дискомфорт у слушателя, поэтому тот норовит побыстрее закончить разговор.

Часто стальной голос бывает у людей, чья профессия связана с командованием людьми (учителей, крупных начальников и военных), так что они просто привыкли так разговаривать . Также он встречается у тех, кто по жизни любит отдавать приказы и не терпит возражений.

Обычно у людей есть несколько причин тихо разговаривать:

  • Они не уверены в себе и неуютно чувствуют себя в компании.
  • В детстве родители постоянно шикали на них: «Веди себя потише!» У них сформировалась установка, что если они будут говорить громко, они кому-то помешают, покажутся навязчивыми.
  • Они устали от жизни, им не хватает энергии, они не хотят активных действий.

Может показаться, что на повышенных тонах разговаривают те, кто уверен в себе. На это и рассчитывают такие люди - часто они скрывают таким образом свою неуверенность, страх быть непонятыми и неуслышанными. Они хотят привлечь к себе внимание и добавить весомости.

Причин медленной речи собеседника может быть несколько:

  • Человек привык взвешивать каждое слово, чтобы не наделать ошибок. Он, как правило, немного медлителен, зато серьезен и обстоятелен.
  • Он высокомерен и хочет привлечь внимание к своей речи. Его совершенно не волнует, что у собеседника уже слипаются глаза.
  • В некоторых случаях медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, унынии, горе или усталости.

Скорее всего, любитель быстро говорить по темпераменту напорист - холерик или сангвиник, он на все реагирует быстро.

  • Или дело может быть в том, что человек не уверен в себе и думает, что другим неинтересно его слушать. И он старается закончить мысль быстрее.
  • Как и в случае с громкоговорящими людьми, есть мнение, что любители потараторить росли в больших семьях и старались высказать свою мысль целиком до того, как их прервет кто-то из братьев и сестер.
  • Ну или человек на что-то сердится, испытывает стресс.

Мужчины, говорящие басом, нравятся дамам, да и женщины с низким голосом считаются весьма притягательными. Обычно мы называем такие голоса «бархатными» или «объемными» - они действительно приятны на слух и ассоциируются со зрелостью, авторитетом и стабильностью.

Когда вам кажется, что человек пытается соблазнить вас своим голосом, вероятно, так оно и есть. Но чтобы это понять, важно оценивать голос вкупе с языком тела. Они исполняют по жизни роль ведомых, но одновременно с этим не прочь поманипулировать другими людьми.

К примеру, древнегреческий оратор Демосфен имел слабый голос и говорил крайне невнятно. Его попытки выступать перед публикой заканчивались крахом - его речи вызывали только смех.

Но Демосфен занялся исправлением недостатков своей речи. В конце концов он стал блестящим оратором и политиком, вошедшим в историю.